Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Венера

Т.Г. Бургон

В своем мифологическом и символическом аспекте планета Венера была почитаема во всем мире под двойным характером Любви и Мудрости. Блестящая утренняя звезда, гордый Люцифер, была предтечею и гением мудрости, и поистине никакое из небесных светил не может соперничать в сиянии и славе с Венерой, когда она блестит, как глашатай дня. Она также замечательна как богиня любви. Древние греки изображали ее также в образе Афродиты с рогами быка на голове.
Каббалистически планета Венера означает элемент любви в душе Великого Человека Архетипа, и потому она представляет чувство любви в воплощенном человечестве. Следовательно, она составляет в человеческой конституции часть женскую, плодоносную, а также чувство привязанности. На эзотерической планисфере Венера — небесный Анаэль, князь астрального света. В этом своем виде астральный свет обладает свойствами преобразования и «сохранения сил». Как Изида она представляет астральный флюид в состоянии покоя, беременный (от Духа Святого) вещами Будущими. Анаэль представляет тот же флюид в движении. И потому Луна (Изида) и Венера (Анаэль) суть каббалистические символы двух видов движения в душе мира.
Астрологически можно сказать, что Венера представляет веселие, радость, любовь к обществу, и потому влияние токов Венеры склоняет тех, которыми она управляет, к тщеславию и наслаждениям. Светские удовольствия специально управляются Венерой: балы, концерты, приемы, — обладают неотразимой привлекательностью для родившихся под ее влиянием. Если в женском гороскопе под действием враждебных лучей Венера не благоприятна, то индивидуум делается «несчастным» и страдает от потери своей добродетели, а потому положение Венеры очень важно.
На плане интеллектуальном Венера управляет высшей группой домашних качеств, а также чувствами идеалистическими, артистическими и музыкальными; и те, которыми властвует это влияние, отличаются в музыке, искусстве и поэзии и делаются знаменитыми по своему артистическому совершенству, но в то же время они отличаются недостатком истинной нравственной силы. Они невольно направляются своими чувствами, страстями и желаниями. Рассудок их улетучивается, как только их желания пробуждены. Отсюда большая опасность быть введенными в заблуждение лестью и сентиментальной бессмыслицей, в особенности в том случае, если Венере не покровительствуют гармонические лучи.
На плане физическом, когда Венера властвует главным образом над духом индивидуума, то наделяет сильной склонностью ко всякого рода общественности, а также к танцам, музыке, живописи и пр. Она дает хороший нрав, духовные склонности, любезность и сострадательность. Мужчины, находящиеся под этим влиянием, всегда большие фавориты прекрасного пола, но у них полный недостаток самообладания и твердости, и если Венера неблагоприятна, то они часто находятся в затруднительном положении и способны впасть в разврат. В таком случае хороший аспект с Сатурном был бы полезен для того, чтобы охладить и укрепить характер и темперамент индивидуума. Женщины, рожденные с Венерой в ассенданте, вообще обладают качествами наиболее любезными, привлекательными и очаровательными. Если Венера благоприятна, то они просты, элегантны и артистичны в наружности и в одеждах. Они не менее того элегантны и по своим внутренним качествам, и вообще так же добродетельны, как и красивы. И потому с большим основанием полагают, что общие качества, получаемые от Венеры, суть ласковость и природная доброта; и каковы бы ни были недостатки находящихся под Венерой, во всяком случае недостатки эти маловажные и являются скорее как результаты слабости и могущественности животной природы, чем врожденной злобы и желания делать зло. Признавая полную справедливость этого, мы прибавим только, что шансы делать зло увеличиваются предшествующим экстернализмом, т.е. той формой жизни, которую пережил индивид. Они вообще среднего роста, имеют прекрасный светлый цвет лица; блестящие глаза, сверкающие шаловливостью; красивые черты лица и великолепное тело.

В. Запрягаев

Венера — Анаэль, гений любви, красоты, радости. «Сладостная песнь Бога» и краса Природы; резервуар сил любви, кротости и нежного желания найти объект, на котором можно развить и проявить силу любви. Высшее, самое чистое и наиболее яркое проявление любви на Земле, есть любовь материнская. Анаэль-Любовь есть то движение в душе мира, посредством которого спасается человечество.
На плане нравственном Венера есть одна из величайших сил Природы. Подобно тому, как температурное состояние означается знаками + и —, так и состояние всякой силы и всякого качества может быть обозначено этими знаками. Плюс укажет на присутствие любви в ее прекрасном, положительном, нравственном значении; тогда как минус — на отсутствие ее, или вернее на любовь эгоистическую, извращенную, безнравственную. Показателями первой в гороскопе будут благоприятные аспекты. Лица, читавшие астрологию и слышавшие о ней, часто впадают в большую ошибку, предполагая, что наше счастье или несчастье, наш характер и т.д. зависят от звезд; но это совершенно не верно: они принимают следствие за причину. Каждая, рождающаяся в земную жизнь, душа имеет свое прошлое; атомы вступившие в великий круг ненынешней эволюции уже обладают элементарными и сефиротическими потенциальностями, направляющими душу-монаду по определенным линиям приобретения опыта в добре и в зле, в любви и в ненависти. Душа претворяла в свою эссенциальную природу этот опыт; опыт же есть результат наших мыслей, чувств и поступков, которые суть вибрации различных порядков; а следовательно обладают звуком и цветом. И нетрудно сообразить, что наши мысли, чувства и поступки, будучи прямым результатом нашей внутренней природы, не могли зависеть ни от чего иного, как от нашего темперамента (элементарная природа) и от нашего характера (результат нашей эволюции); а следовательно должны были иметь цвет и звук, только в состоянии известного загрязнения, и что эти цвет и звук родственны тем вибрациям, которыми обладали атомы, давшие импульс монаде. Но что в микрокосме, то и в макрокосме; и подобное притягивается подобным. В пространствах существуют сферы добра и зла (Мрачный Сателлит), а также и вибрации всех их видов: из чего не трудно заключить, что душа, обладающая вибрациями известной природы, притягивается в вихрь родственных вибраций и пребывает там до наступления такого положения светил, встречные эманации которых возбудят в магнетической атмосфере Земли вибрационные движения, дающие возможность душе проникнуть на Землю и воплотиться. Из сказанного очевидно, что не положение светил — причина условий нашей земной жизни; но что степень нашей эволюции духовной, нравственной и умственной есть та причина, по которой мы рождаемся в земную жизнь при определенном положении светил, и что цель и разумность такого порядка — дать нам возможность накопления нового опыта ради совершенствования нашего характера, который т.о. проявляет в личности степень эволюции человека, и по гороскопу является возможность определить эту степень и эту меру; и следовательно и количество счастья, приходящегося на долю долю родившегося. Венера есть любовь, красота и радость, и конечно все согласны в том, что наличность их в жизни человека и есть мера счастья. Итак, развивайте в себе любовь, создавайте идеал нравственной и умственной красоты, радуйтесь всякому опыту жизни; и вы заслужите покровительство Анаэля, и движение любви в вашей душе будет освобождаться от вредоносных сочетаний с Марсом и Сатурном и вступит в добрые сочетания с Меркурием, Луной и Юпитером.
На плане интеллектуальном Венера направляет умственные способности к тому, чтобы даже в домашней жизни окружить предмет своей любви весельем, радостью, счастьем, т.е. доставить ему то, что приятно, хотя бы это касалось только мелочей вроде простого кушанья и напитка. Она в высокой степени направляет ум к идеальному в искусстве, в музыке, в поэзии; но все это с сильной окраскою личных чувств, страстей и желаний.
На плане физическом проявления личности вполне указываются аспектами с другими планетами. Если Венера в гороскопе благоприятна, то родившиеся под ее доминирующим влиянием выразят красоту в артистичности, элегантности, изящной простоте, а чувство любви в приветливости, любезности, очаровательности манер и обхождения, ласковости, природной доброте и сострадательности; если же Венера неблагоприятна, то все эти качества являются извращенными и окрашенными чувственностью и страстями. Внешняя форма, как и всегда, находится в полной гармонии с принципом, преобразование которого достигло плана материальной воплощенности. Четвертая волна жизни преобразовала горящие страстью красные пространства Марса (Марс или Вулкан — супруг Венеры, т.е. что вибрации их родственны по страстности с той разницей, что Марс — страсть бурная, агрессивная, а Венера — страсть кроткая, нежная) в нежно розовый цвет; вот этот-то нежно розовый цвет Анаэль и усиливается воплотить во все формы жизни, происшедшие от этого сефиротического принципа, — а потому и фигура лица, родившегося под влиянием Венеры, будет носить стигматы этого принципа. По своим элементарным качествам Венера — тепло и влага, а по сефиротическим — цвет румяный; следовательно фигура будет округлая, теплая; цвет лица румяный; глаза карие, красивые, веселые, игривые, блестящие; словом, это будет воплощение красоты и грации.

Л. Винклер

Венера. Планета привлекательности, носительница эстетического чувства, красоты, гармонии, удовольствий и любви. У нее в высшей степени женский характер. Она связана с сентиментальностью, тягой к союзам, объединениям, со всем мягким и приятным, возбуждающим чувства. Под ее покровительством находятся артистические способности. Она ведает миром ощущений, а также горлом, почками, осязанием, женскими гормонами, голосом, пищеводом, венами.
Управляет знаками Тельца и Весов, а также вторым и седьмым домами.

Эзотерика. Т. II

Венера. Господствует над знаками: Телец — Весы. Драгоценные камни: а) голубой сапфир, б) изумруд. Оправа: серебро.

Общее

После Солнца и Луны, Венера, вечерняя или утренняя звезда, является для нас самым светлым небесным телом. Поэтому уже в древности она служила поводом для многих мифов. Она была звездой богини любви и у Германцев носила имя Фрея (Фрия, Фригг), у семитов — Астарта, у вавилонян — Иштар, у греков — Афродита и у индусов — Карма.
Вместе с Луной Венера всегда воплощала женский принцип, но совсем в другом смысле чем Луна: Луна соответствует женственности самой по себе, женщине и матери, а Венера представляет девственное, прекрасное и желанное тело.
Венера является символом движения чувств, вызывающих любовную тоску, пробуждающих любовь и заставляющих искать чувственно достижимый предмет любви. Чтобы достичь этой цели, человек проявляет всю свою привлекательностью, украшает себя и проявляет искусство любви.
Соответствие Венере связано с формой искусства, которая стремится изобразить красоту, гармонию и совершенство. Так же, как и любовные стремления человека по ритмам могут быть сильнее или слабее, так и художественное творчество подвержено определенным ритмам. Поэтому в гороскопах людей искусства мы обязательно найдем сильные аспекты Венеры с другими планетами.
Опыт показал, что влияние Венеры простирается особенно на эндокринную и гормональную системы, а с другой стороны — на вены. Но такие прогнозы мы можем делать лишь тогда, когда Венера в гороскопе рождения связана с другими факторами, подкрепляющими это высказывание.

Астрологическое значение

Искусство и любовь не протяжении веков неизменно оставались атрибутами этой планеты, и опыт не принес никаких значительных дополнений. Хорошо расположенная Венера и теперь — особенно у женщин — указывает на теплоту чувств, нежность и способность к самоотверженности. Поэтому она часто отражает тяготение к искусству как любовь к музыке и даже активный музыкальный талант. Поэтому мы можем ее рассматривать как вообще благоприятный знак для интересов в области искусства и для занятий искусством.
При современном толковании позиций Венеры речь идет в основном о космопсихологически точном нюансировании отдельных вариаций. Так, сегодня можно сказать, что подчеркнуто сильная Венера в теме рождения не обязательно свидетельствует о чисто чувственном существовании; ее можно найти и в гороскопе людей, жизнь которых в этом отношении совершенно нормальна и которые, наоборот, тяготеют к сильному формализму. Эти люди превращают эстетическую манеру или позу во всех областях жизни в своего рода «святую норму».
Плохо аспектированная или «поврежденная» Венера в последнее время часто рассматривается как указание на смятение чувств, преувеличение сексуальных действий или сексуальное извращение, и, без сомнения, она связана с неврозами на эротической почве, с комплексами неполноценности и т.п.
Для дополнения обычных толкований, по которым Венера символизирует женскую персону — мать, супругу или возлюбленную, следует заметить, что эта планета во многих случаях тяготеет к соответствию с неодушевленными предметами, событиями или состояниями (например, удовольствия, праздники, приемы, дары, произведения искусства и т.д.).

Психологические эквиваленты

Творчество, способность любить, гармония, нежность, жажда удовольствий, неврозы, комплексы неполноценности, чувственность.

Физиологические эквиваленты

Эндокринная и гормональная системы, вены.

Я. Кефер

Венера — источник красоты и любви, вводит в мир все свойства, с помощью которых существо любит и удивляется жизни. Метафизически символизирует сущность и эстетический порядок.
Астрологически символизирует веселье, радость, дружелюбие, молодых женщин, любовное влияние со всей его привлекательностью и опасностью. (Современное представление о сферах влияния Венеры шире: она формирует шкалу жизненных ценностей человека, его выбор и включает помимо чувственности, зова плоти, обладания и удовольствия также науку, стимуляцию научного воображения. В гороскопах увлеченных ученых Венера, как правило, занимает сильную позицию.)
В гороскопе означает очарование жизни, любовницу, красоту, эстетические интересы, искусство.

Сигнатуры герметиков

Стихия: воздух и вода, тепло-влажность. Зодиак: Телец, Весы. Тон: А. Цвет: зеленый, желто-синий, розовый, белый, желтоватый. Число: 7, 49, 175, 1225. Сторона горизонта: крайний восток. День: пятница. Вкус: сладкий, приятный. Места: поля, сады, колодцы, салоны, спальни; места, посвященные радостям и наслаждениям. Страны: Аравия, Австрия, Швейцария и отмеченные Тельцом и Весами. Металлы: медь. Минералы: изумруд, аквамарин, берилл, хризолит, сапфир, сердолик, коралл. Растения: миндаль, орляк, барвинок, лилия, мелисса лекарственная, незабудка, цветная капуста, кориандр, венечник, шпинат, гвоздика, ирис, гиацинт, заячья лапка, сирень, мирт, маргаритка, яблоня, резеда, розы, богородская травка, белокопытник. В физиологии растений преобладают цветы. Животные: бык, голубь, тюлень, ласточка, голубка, лань, пеликан, кошка, кролик, козел, треска. Период: восьмилетие.

Влияние на человека

Возраст: юность, от 14 до 21 года. Беременность: пятый месяц, формируются внешние члены, создаются уши, нос, половые органы и грудь, различаются ноги, руки и пальцы. Темперамент и соки тела: флегма, кровь, дух, сперма. Чувства: вкус. Мозг: центры дружбы и любви. Целомудрие и грех: воздержание, сладострастие. Характер: любовь, дружелюбие, чувство красивого, ревность, наслаждение, расточительность. Облик человека: средний рост, хорошее телосложение, полнота, круглое лицо, блестящие глаза, ямочки на щеках или на подбородке, приятный голос, веселый взгляд, розовая кожа, пышные волосы; женщины очаровательные, элегантные, изящные и красивые. Части тела: половые органы, яичники, шея, евстахиева труба, грудь, подбородок, живот, печень, почки. Болезни: свищ, слабость желудка, болезни почек, импотенция, половые расстройства, возникающие от наслаждений и повышенной чувственности, болезни шеи. Почерк: красивый, правильные закругления.

Венера как сигнификатор...

Судьбы: благосостояние, имущество, счастье, радость, награды, успехи, прибыль, почет, дружба, счастье в любви, благосклонность женщин. Разочарование в любви, позор, утраты, извращения, сластолюбие, расточительность.
Действий и событий: благотворительность, работа в области искусств, покупка одежды и драгоценностей, участие в наслаждениях и развлечениях, эксцентричные действия, безнравственные поступки, страсть к наслаждениям.
Лиц: любовница, дочь, подчиненная женщина, жена, деятель искусств (художник), люди, занимающиеся предоставлением развлечений, венерианская профессия. Мать при дневном рождении. Супруг: нежный, добрый муж, верный, с художественными наклонностями, интеллигентный, живой, сердечный, веселый, красивый и очаровательный; при плохих аспектах Венеры — эксцентричный и беззаботный. То же касается и женщины; при плохих аспектах сластолюбива, франтовата, непостоянна.
Профессии: деятель искусств (художник), торговец предметами роскоши, духами, произведениями искусства, игрушками, модными товарами, цветами. Владелец зрелищных, увеселительных предприятий, гравер, декоратор, повар, арендатор. Если она является сигнификатором вместе с другой планетой: Марс — красильщик, продавец лекарственных мазей, литейщик, артист (цирка, кабаре). Венера, Марс, Сатурн — сторож в зоопарке, организатор, могильщик. Венера, Марс, Юпитер — предсказатель, служитель церкви, сват, работник органов внутренних дел, блюститель нравственности. Венера, Сатурн — торговец вещами, создающими комфорт, фокусник, продавец ядов, сводник, торговец наслаждениями. Венера, Юпитер — участник состязаний, сановник; мужчина, которому протежируют женщины. Венера, Меркурий — композитор, музыкант, певец, поэт, учитель музыки, художник, настройщик, писатель, актер, танцовщик. У женщины Венера в женских знаках: брак как профессия. В мужском гороскопе как сигнификатор источника дохода: на содержании у женщин, художественные ремесла, дары, искусства, счастливая находка, приданое, драгоценности, игры, любовь (паразит, проститут, проститутка при плохих аспектах Венеры).
Смерти: рак, кожные и половые заболевания; болезни нижней части тела. Легкомысленная жизнь, неправильное применение лекарств; болезни сердца, желудка; малокровие, потеря крови.

А. Подводный

Венера представляет принцип восприятия на социальном уровне, что это значит?
Многие вещи человек воспринимает не как абстрактный наблюдатель, а с ощущением своей включенности в род человеческий в целом или в те или иные более узкие его слои. Это касается эстетики, которая социально обусловлена гораздо больше, чем это кажется на первый взгляд, и особенно восприятия человеком отдельных людей, коллективов и социальных ситуаций. Конечно, он далеко не всегда это осознает и фиксирует, но его взгляд на происходящее в подобных ситуациях всегда социально обусловлен, может быть, положительно или отрицательно, но, во всяком случае, его социальный эгрегор смотрит через человека на происходящее вокруг него и определенным образом направляет и сужает внимание (и сознание) и в известной мере действует на волю. В то же время Венера — планета 2 уровня, и ее влияния следует рассматривать как в большой степени управляемые человеком, по крайней мере, на третьем-четвертом уровне ее проработки.
Итак: Венера активна, когда человек воспринимает происходящее вне (внутри) него, чувствуя при этом вою причастность социуму, подсознательно ориентируясь на интуитивно ощущаемые им социальные схемы. Здесь следует подчеркнуть, что «ориентируясь» значит скорее «имея в виду», чем «подчиняясь»; при поражении Венеры человек часто воспринимает социальные моменты точно наоборот по отношению к взглядам своего общества, что, конечно же, также означает ориентировку на эти взгляды.
Если Луна управляет социальными программами наименьшего и наибольшего социальных эгрегоров, связанных с человеком, т.е. семейного (или эгоического) и этнического, то Венера определяет влияние всех промежуточных общественных эгрегоров — социального слоя, группы и т.д. Первое сильное включение Венеры происходит во время 14-летнего подросткового кризиса (оппозиция транзитного Сатурна к его радикальному положению), когда ребенок неожиданно ощущает острую необходимость быть как все и, к ужасу родителей, старается говорить и одеваться стандартным принятым в его социальной группе способом; т.е., говоря на оккультном языке, пытается подключиться к групповому эгрегору. Неизбежная банальность его проявлений будет при этом признаком включения в эгрегор, т.е. успешной проработки Венеры (и вовсе не означает утраты индивидуальности, как кажется родителям), и, между прочим, станет залогом его дальнейшей успешной социальной, эмоциональной и личной жизни, которые в огромной мере определяются проработкой именно Венеры.
Венера — богиня любви и красоты, но как планета она дает социализированные аспекты того и другого; в частности, биологические аспекты любви и божественная любовь управляются не Венерой, а, соответственно, Луной и Нептуном.
Венера играет очень важную роль, подготавливая человека к истинной религиозности (управляемой Нептуном), т.е. восприятию высших эгрегоров и вибраций. На низком уровне развития души человек их практически не ощущает, и его вера, естественно, может быть лишь ментальной («я верую потому, что уважаемые мною люди говорят, что Бог есть»). В то же время социальный эгрегор находится гораздо ниже, его вибрации и энергетика ощутимы для любого человека, и по сильным эстетическим, любовным и коллективным переживаниям человек может получить первое приблизительное представление о том, что такое истинная религиозность и включение в высшие эгрегоры. Трудно ощущать и любить человечество в целом (хотя легко об этом говорить), но истинное венерианское включение, пусть в небольшой коллектив, дает очень существенное продвижение по пути развития религиозного чувства; не нужно только ставить самому себе пределы, фетишизируя свою группу или возлюбленную, т.е. профанируя высший эгрегор низшим.
В эстетической области Венера дает опять-таки социально-ориентированный взгляд, а индивидуальные, совершенно не связанные с социумом эстетические переживания, идущие от ощущения высшим «я» человека тонкой гармонии Космоса и эволюции, управляются скорее высшими планетами, особенно Нептуном. Однако Венера символизирует внутренний принцип социализации человека, т.е. его интимного включения в общество, и, в частности, невозможность полного обособления личной эстетики человека от социальной. Эстетика дает тонкую регулировку поведения и отношения к миру; она говорит там, где этика давно молчит, т.е. критерий «хорошо-плохо» гораздо грубее, чем «красиво-некрасиво», и в особенности «более гармонично-менее гармонично». Поэтому развитая Венера дает тонкую социализацию, умение слушать социальный эгрегор не грубым рассудком (Меркурий), а тонким эстетическим ощущением — умение, крайне необходимое дипломатам и цензорам.
В любви Венера дает первое небиологическое ощущение соединения с другим человеком: любовь всегда есть любовь к Богу, но любовь по Луне есть любовь к человеку как биологическому существу, а любовь по Венере это восприятие другого человека как социального существа, что дает несравненно более широкий канал к постижению истинной космической любви. Яркие вспышки романтической любви в юности — неважно, к партнеру противоположного или своего пола, к учителю или кинозвезде, всегда имеют социальное венерианское происхождение; после нескольких удачных сексуальных актов и особенно после появления семьи и детей, Венера чаще всего незаметно уступает свои функции Луне. Любовь по Венере отличается от любви по Луне примерно так же, как шампанское от хлебного кваса; последний тоже неплох, но особенного вдохновения не вызывает. Венерианская любовь подразумевает определенную работу человека в социальном эгрегоре, но при сильных чувствах там трудно долго удержаться, поскольку очень хочется свернуть пространство вокруг себя и больше ни о ком не думать — а это уже лунное состояние. Для венерианской любви характерны высокие требования к эстетическому оформлению отношений — красивые жесты, цветы, подарки, стихи или, в крайнем случае, ритмическая проза. Все это, если происходит искренне, превращает биологические чувства в социальные, а значит, через ступеньку — в божественные. Бог везде, а главное Его проявление это любовь, но нужно это увидеть. И легче всего воспринять Божественную любовь через социальный эгрегор, где для нее предусмотрены два основных чувства: венерианские эстетические переживания и любовь.
Хотя Венера предполагает пассивное восприятие, от человека, у которого она в данный момент сильно включена, идет сильное магнетическое поле притяжения, и это совершенно реальная сила, транслируемая его социальным эгрегором. По этому полю очень хорошо передается энергия (особенно сексуальная), поэтому попадание в него может ощущаться как сильный удар: вас начинает неудержимо тянуть к этому человеку, хотя он по-видимости ничего для этого не делает и даже не старается делать.
На первом уровне проработки Венеры эстетические чувства, т.е. способность видеть Бога и космическую гармонию в окружающих предметах и явлениях, развито очень слабо, человеку почти безразлично внешнее оформление его жизни, пока оно достаточно безыскусно. Его социальный эгрегор имеет в виду простейшую операциональную этику, т.е. принцип, что красиво и хорошо то, что полезно и функционально (точнее, то, что бесполезно — дурно, а понятие «красиво» вообще не входит в личный тезаурус).
На этом уровне социальная этика очень примитивна: человек совершенно не ощущает таких тонкостей, как настроение собеседника или дух коллектива, и реагирует лишь на прямые указания, угрозы или, лучше всего, физические методы воздействия; последнее зато воспринимает очень хорошо и запоминает надолго. Здесь культура чувств очень низка, преобладают грубые эмоции: злоба, ненависть, похоть, злорадство, зависть, ревность, но все это в совершенно жестких, однозначно запрограммированных социальным эгрегором формах, не случайно проявления этих чувств у разных людей бывают столь похожи.
На этом уровне проработки Венеры любовь ощущается, в первую очередь, как сексуальное влечение, обусловленное согласованием с социальной эротической нормой: определенными в данном обществе как сексуальный идеал линиями и пропорциями лица и фигуры, походкой, манерами поведения в обществе и т.д. При рассогласовании с этой нормой партнер как объект любви вообще не рассматривается (хотя с ним возможны сексуальные отношения по лунному животному типу, и они даже типичны для первого уровня проработки Венеры, поскольку социальный эротический идеал в жизни встречается очень редко, и остается лишь полагаться на непритязательную, по крайней мере, в эстетическом плане, Луну: «с лица воду не пить» — типично лунная поговорка). И вообще все поведение в любви на первом уровне проработки Венеры это, по большей части, строгий диктат поведения партнера и во многом самого человека: все должно происходить по четким социальным канонам, как принято в данном кругу — и во внешних проявлениях, и в душевной жизни. Все нестандартные и непредусмотренные эмоции вытесняются, подавляются и игнорируются. Здесь социальные штампы восприятия абсолютны.
На втором уровне проработки Венеры эстетическое чувство еще строго соответствует социальным нормам, но начинает играть в жизни человека большую роль, чем на предыдущем уровне. Человек начинает мыслить в терминах «красиво — некрасиво», и это становится существенным для него обстоятельством, иногда определяющим важный выбор. Красивые вещи, особенно престижные, могут стать объектом практически религиозного поклонения и обожания, и это есть максимальная религиозность, на которую способен данный человек; впрочем, при гармоничных аспектах Венеры и так можно на короткое время впасть в состояние самадхи.
Здесь социальная этика весьма жесткая, но уже начинают различаться детали: вилку следует держать в левой руке, а кости не бросать под стол, а складывать к себе на тарелку; вообще приобретают осознаваемое значение ритуалы и формы, в том числе бытовые и религиозные, например, человек может с интересом наблюдать церковные обряды, оставаясь равнодушным к религии; если же он верующий, то красота обряда сильно поддерживает его религиозные чувства.
Внутренняя жизнь допускает уже много, хотя и стандартных, оттенков; открывается мир социально программируемых положительных чувств; романтическая влюбленность по книжному или кинотрафарету, доброта в узком понимании и не во вред себе, ощущение искренней благодарности, понятие и элементы самоотверженности и т.д.; параллельно человек учится допускать и видеть эти чувства и состояния также и у других.
На этом уровне человек уже сравнительно хорошо адаптируется в социуме, по крайней мере, в своем узком слое, и может, особенно при гармоничной Венере, получать большое удовлетворение и радость от социальных контактов, прекрасно ощущая единство с эгрегором своей группы или слоя; жесткость управления его не смущает.
На третьем уровне проработки Венеры происходит отделение личного восприятия от штампов общественного, в эстетическом и социальном восприятии появляется некоторая свобода: я могу смотреть, как это принято в моем круге, а могу сам. Однако этот личный эстетический и социальный и этический взгляд пока слаб, человек не уверен в правильности и вообще правомерности такого не санкционированного социумом способа восприятия и оценки окружающего и внутреннего мира. На этом уровне эстетическое чувство развито несравненно сильнее и подробнее, чем на предыдущем; человек начинает видеть детали, не замечаемые общественным эстетическим сознанием, и ему кажется, что они, и даже иногда целые произведения искусства, как бы адресованы ему лично, что создает качественно иное эстетическое ощущение, которое можно уже назвать наслаждением. При сильном включении в эстетический эгрегор здесь становится возможным художественное или литературное творчество. Этика социальных контактов становится гибкой, человек хорошо чувствует не только неписаные правила поведения в своем круге, но и границы, в которых эти правила могут быть нарушены своеобразием его обаятельной личности. Этот человек приятен, социально интересен (т.е. его все охотно зовут в гости и на полуформальные собрания, общественные мероприятия и т.п.) и воспринимается как красивый; во сяком случае, он приятно и оригинально смотрится. Внутренняя эмоциональная жизнь начинает оцениваться с этических и эстетических позиций; некоторые свои чувства и душевные движения этот человек сочтет неправильными, неуместными или некрасивыми и постарается от них избавиться, поначалу неумелым подавлением. Кроме того, человек обнаруживает, что его эмоциональное состояние сильно влияет на его окружение и что трансляцией мягкого венерианского излучения — например, мягкой улыбкой и интонацией, красивой одеждой, осанкой и движениями — можно легко добиться многих существенных результатов, которые трудно достижимы другими, например, прямой активностью Марса. В любви этот человек может подняться до больших высот творческого вдохновения, к некоторой досаде его возлюбленной, рассчитывающей, скорее всего, на более земные проявления его чувств, нежели пышные оды и даже элегии. Только на этом уровне венерианская любовь может стать действительно бескорыстной; и человек может воспринять объект более или менее таким, каким он является, по крайней мере, с его индивидуальными особенностями, не проходящими через цензуру социальных штампов.
На четвертом уровне проработки Венеры эстетический принцип начинает вытеснять этический в его узком социальном понимании. Теперь человек меньше зависит от социально эстетических и этических норм, хотя их осознает и постоянно имеет в виду; однако социальные трафареты для него часто узки и почти всегда недостаточны, поскольку его этика и эстетика должны быть гораздо более точны, и они определяются ведущим человека эгрегором непосредственно, часто минуя социальные. На этом уровне человек постоянно должен жить красиво и точно, и его требования к себе значительно выше, чем установленные социумом, но люди этого обычно не замечают. Просто к человеку сильно тянет, на него очень приятно смотреть, чтобы он ни делал или говорил, кажется, что с него можно сразу снимать художественный фильм. В то же время к нему трудно подойти близко, ощущаешь себя как бы недостаточно чистым. С другой стороны, контакт с таким человеком ведет к внутреннему очищению и вызывает сильное желание стать лучше, гармоничнее внутри и красивее внешне.
На четвертом уровне проработки Венеры человек может вести работу непосредственно в социальном эгрегоре. На материальном уровне это значит, что его этические и эстетические влияния настолько сильны, что входят в моду и меняют восприятие мира у больших групп людей; это крупные художники, публицисты, общественные деятели, редко политики. Во внутренней жизни человек учится различать чувства и эмоции, наведенные общественным подсознанием, и, так сказать, свои личные, и не зависеть ни от тех, ни от других, но управлять ими по своему желанию для достижения наиболее адекватного поведения в социальной среде. Это актеры очень высокого класса, преследующие не эгоистические, но эволюционные цели, в частности, практические духовные учителя.
Венера символизирует красивую или эффектную женщину, подчеркнуто не материнскую или несестринскую фигуру. Для мужчин это может быть любовница, но социально подчеркнутая как не жена, для женщины — любовная связь, где она будет выступать в социальной роли любовницы (неважно, с мужчиной или женщиной), или, при поражении Венеры, соперницы.
Венера управляет Весами и Тельцом. От Весов Венера получает интуитивное чувство высшей гармонии, умение ощущать соразмерность частей и эстетику развития сложных процессов, от Тельца — замечательное земное, ощутимое воздействие на окружающий мир; ее девиз «то, что красиво — реально».
Венера кульминирует в Рыбах. От Рыб развитая Венера получает небрезгливость, умение адаптироваться к любой ситуации и найти эстетику и адекватную, или хотя бы приемлемую, этику тогда, когда это кажется в принципе невозможным.
Ситуация Венеры в наиболее чистом виде стоит на концерте классической музыки и на математическом семинаре по теории Галуа или алгебраических чисел; основные признаки: точная гармония, соразмерность и уравновешенность частей, акцентуация на эстетическом моменте; высокая оценка в данном социальном круге и недоступность для всего остального человечества.
Венера царит на пышных представлениях, балах и концертах, светится на балете и в опере, улыбается на праздниках и карнавалах, торжествует в музеях. Она (иногда вместе с Марсом) ведет в своей низшей октаве сцены ревности, которые обусловлены общественным подсознанием в гораздо большей степени, чем хочется думать.
Венера господствует на социальных раутах, где нужно говорить ровно то, что положено, в светских гостиных и на дипломатических приемах, официальных банкетах и тому подобных мероприятиях. Венера светит влюбленным на первой поре их чувства, и она же, но уже другим своим светом, освещает их разрыв и прощание. Безответная и несчастная любовь также идет под Венерой, в отличие от взаимной, которая быстро трансформируется в лунную. Венерой управляется любовь к науке, искусству, общественной деятельности, но не к родине и семье (здесь хозяйка Луна). Благотворительность и милосердие могут управляться как Венерой, так и Луной, в зависимости от оттенков и способов их оформления — читателю будет полезно подумать об этом самому и записать свои соображения в учебнике, на следующие, оставленные свободными, строки.
Человек Венеры, в карте которого эта планета стоит сильнее остальных, будет очень тесно связан с общественным сознанием и подсознанием. Господствующие в его социальном слое этика и эстетика будут его завораживать; в зависимости от аспектов Венеры, он будет либо полностью им подчиняться, либо отчаянно с ними воевать, но относиться к ним спокойно и вырабатывать свои личные эстетические критерии и этические правила ему будет очень трудно, хотя в этом сильно нуждаются окружающие его люди.
Красота и чувства, особенно социально ценимые, будут играть в его жизни большую роль. Скорее всего, он будет не только любить живопись, поэзию, музыку, но и сам рисовать и играть на нескольких музыкальных инструментах, не говоря уже о стихотворчестве. О многих, может быть, слишком многих вещах он будет судить с эстетической точки зрения: «этот человек мне не понравился, у него слишком кривые уши». Может быть, за этими чересчур кривыми ушами скрывается изъян в моральном облике? Человеку Венеры может приходить информация и таким способом, но он должен научиться читать свои эстетические знаки, а это непросто. Венерианская лень и требовательность к окружению должны быть превращены в усердие и строгость к себе, для чего придется углубиться в свой внутренний мир и понять, что красота души выражается, главным образом, в постоянном беспристрастном внимании и воплощается в точных действиях, произведенных в правильно выбранные моменты времени.
Для человека Венеры жить значит любить, но лунная любовь ему скучна. При поражении возможна карьера дона Жуана или Манон Леско, но, естественно, в той социальной среде, где вращается наш герой. В любом случае, любви в его жизни будет много, его будут любить женщины, мужчины и целые коллективы, но далеко не всегда те и так, как ему бы того хотелось; однако и сам он будет очень долго испытывать время от времени характерное сердечное волнение. Венерианская любовь приходит, как правило, внезапно, и всегда навсегда — по крайней мере, так обещает сердце.
Слабая Венера дает сложности в социальных контактах; человек с трудом воспринимает неписаные законы своего слоя и группы, в которых он вращается. Его не принимают «на ура» в компаниях, но если он даст себе труд почаще улыбаться и внимательно слушать то, что ему говорят, он может при желании попасть даже в довольно элитарные слои. Вообще слабость планеты означает ненасилие кармы: человек должен выбирать, развивать ему принцип данной планеты или нет. Но в принципе слабая Венера мало заинтересована в человеческих контактах как таковых, и мысль о новом знакомстве или перспектива выхода в свет сами по себе ее не греют. Этот человек не акцентирует эстетические аспекты жизни; он, скорее всего, не обратит внимания на красоту старинного особняка или цвет заката; ему также непонятно, как можно бегать за женщиной только потому, что у нее красивые ноги. Ему легче мыслить в жестких этических, нежели в неопределенных и плывущих (для него) эстетических критериях. Выражение «красивый жест» имеет в его устах сугубо отрицательный смысл, ему трудно воспринимать красоту в жизни, не привлекая прагматических соображений. Он эстетически непритязателен и не склонен украшать себя (внешность, речь, манеры и т.д.); на высоких уровнях развития Венеры он, тем не менее, будет это делать, но с целью порадовать (а может быть, и эстетически развить) окружающих.
Внутренне он ощущает себя в этом мире посторонним, особенно при социальных контактах. Любовь с социальным привкусом, романтическая, не имеющая в виду скорейшее обзаведение потомством, посетит его редко или никогда, и в любом случае вызовет слабые чувства; зато не будет и сопутствующих отрицательных аффектов (ревность, тоска). Для развитой личности это даже хорошо, поскольку не отвлекает внимания от более возвышенной любви к своему народу или всему человечеству (Луна) или к Богу (Нептун). На низком уровне происходит, однако, подмена Венеры Луной, и с человеком может быть очень скучно, как и ему скучно с другими и вообще в социальных, но не исключительно биологических ситуациях.
Гармоничная Венера пользуется неизменным социальным успехом; ее вообще любят люди. С ней приятно разговаривать, она умеет слушать, вставляя время от времени короткие уместные реплики: «ах, как это верно», «необычайно интересно», «какая глубокая мысль, никогда бы не подумал», или просто «О, ученость!». Трины к Луне и Асценденту часто дают внешнюю красоту, эффективность или, во всяком случае, возможность создания соответствующего внешнего образа. Любовь к искусству и хорошее его восприятие, умение не видеть уродства людей и жизни. Склонность к романтической любви, умение красиво ухаживать и принимать ухаживания, гармоничность и социальная выверенность соответствующих эмоций. Вообще семейный и групповой конформизм, очень трудно решиться пойти против общества, и еще труднее идти против него. Сильное прорастание социальной и групповой этики в личное подсознание, и человеку очень трудно разобраться в том, в самом ли деле он считает то-то и то-то правильным или неправильным, приемлемым или нет, или же это наводки социального эгрегора. В непроработанном варианте гармоничная Венера дает лень, отождествление себя с социумом, отношение к чужой любви как к данности (позиция: «посмел бы он меня не любить!»), социальный вампиризм (позиция: «я одним свои присутствием всех вас осчастливливаю, так что будьте добры меня развлекать») и, в конечном счете, потерю социального нравственного чувства. Проработка дает художественные и артистические таланты, дар конструктивного общения с людьми, дипломатические способности, умение мягко управлять коллективом и регулировать его карму, формируя этику и эстетику общественного подсознания. Вокруг этого человека всегда как будто цветут розы, обладающие дополнительным качеством дезодоранта.
Пораженная Венера дает выраженное антисоциальное восприятие. Общественное сознание и подсознание активно не устраивают человека, но выражаться это может по-разному, в зависимости от карты в целом. Развитая пораженная Венера дает обостренную социальную совесть и умение конструктивно заниматься наиболее острыми общественными проблемами и даже заполнить самые зияющие пробелы в этике социального эгрегора. Непроработанная пораженная Венера может дать социальный нигилизм (активный или пассивный), бунт, попытки отстоять свою неразвитую личность от посягательств подлого общества толстой стеной кирпичного эгоизма и т.д., в зависимости от положения Венеры в знаке, доме и ее аспектов.
Отношения с людьми строятся с трудом, хотя начало может быть самым бурным и безоблачным (квадраты при первом своем проявлении часто похожи на трины — судьба заманивает человека в ловушку посредством пряника, в середине которого находится стальной крючок). При плохой проработке — высокие требования к другим, к их этике, манерам и внешнему виду (иногда это вытеснено из сознания, но эстетическая капризность будет обязательно), если есть оппозиции — психические проекции своих эстетических и этических недоработок на партнеров и общество в целом. При проработке, наоборот, повышаются требования к личной этике и эстетике, человек начинает во всех дисгармоничных ситуациях в первую очередь искать вину и причину в себе.
Эстетика либо очень оригинальная, ни на что не похожая, либо с четкой антисоциальной направленностью (хиппи и т.п.); при проработке это интересно, в ее отсутствие, чаще всего, безобразно. Художнику или писателю с пораженной Венерой очень трудно творить, для него муки творчества это вполне реальные муки; часто подолгу нет вдохновения или оно такое, что лучше бы его не было вовсе. Нужно искать, хотя и с трудом, творческие пути сотрудничества с социальным эгрегором, иначе перегрузка психики может привести в сумасшедший дом.
Любви, а точнее, сопровождающих ее неприятностей и мучений будет очень много; в отношениях с людьми у человека, что называется, тяжелый характер. Впрочем, он может ожесточиться и сознательно эксплуатировать любовь окружающих в корыстных целях — тогда (он надеется) его пораженную Венеру будут прорабатывать они. Реально, однако, каждый человек живет по своей карте, и нежелание добровольно прорабатывать напряженные аспекты сужает и так не слишком просторные стены лабиринта кармы.
вверх