Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава 1. Что такое астрология?

Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас.
Екклесиаст 1, 10.

1. Звезды и судьбы

Чудеса... Тайны... Загадки... Как все это манит, увлекает, притягивает каждого из нас! Сколь возбуждает ум и наполняет трепетом душу! Глубинное предчувствие неизвестного... Предвосхищение тайны... Секреты минувшего и загадки грядущего...
Но где они — подлинные сокровища и тайны, действительно глубокие и по-настоящему загадочные? Где те секреты, что достойны самого пристального внимания возвышенно мыслящего человека? На что не жаль потратить годы усилий? Редко мы задаемся подобными вопросами. Редко в суете будней прикасаемся к неисчерпаемым тайнам, скрывающим подлинный источник жизненности и радости.
Как устроен телевизор? Понять это непросто, но в общем-то можно, если старательно изучить радиоэлектронику. Почему птицы безошибочно находят дорогу домой, невзирая на непогоду и огромное расстояние? Ученые еще не пришли к единому мнению, но верное решение непременно ими будет найдено. Где зарыты сокровища древних скифов? Пока что до конца не ясно, но рано или поздно исследователи дадут ответ и на этот вопрос.
Но где же сокрыты действительные загадки? Что на свете самое странное и самое тайное, то есть никогда до конца не постигаемое? Вот как писал о «самом-самом» немецкий мыслитель XIX века Иммануил Кант: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Две подлинные тайны Мироздания — звездное небо и человеческая душа. Первое недосягаемо далеко. Вторая тайна вроде бы и рядом, а не ухватишь, не вычерпаешь до дна. «Чужая душа — потемки.» Впрочем, не только чужая, но для большинства современников и своя собственная.
Как же взаимодействуют души людские и звездные миры, живущие в едином потоке Времени? Почему человек стремится поступать определенным образом и ни за что не желает совершать нечто иное? Почему время от времени его настроение и желания столь странно, но удивительно закономерно изменяются? Что движет поведением людей, помимо известных и легко наблюдаемых поверхностных причин? Что такое «миссия индивидуума»?
С древнейших времен ученые-жрецы неустанно исследовали закономерные связи, наблюдаемые между движением небесных тел и человеческими делами. Древние заметили, что при благоприятном сочетании положений Юпитера и Венеры многие люди на Земле встречались с удачей. Если же сталкивались лучи Марса и Сатурна, то возрастало количество ссор и конфликтов, разгорались войны. В результате осмысления подобных наблюдений многие тысячелетия назад возникла особая отрасль знаний — астрология.
Современные исследователи именуют древнюю астрологию иначе: «психоритмология» (наука о ритмике душевной жизни) и «астропсихология». Термин «астропсихология» является синтезом трех греческих слов: «звезды» + «душа» + «знание» — знание о влиянии космических процессов на самочувствие и настроение человека, от которых существенно зависят и повседневные дела, и жизненный путь людской.
Души и звезды — тайны вечные. Их постижение будет неостановимо продолжаться в веках, но не завершится никогда. Звездные миры и человеческие характеры беспредельно разнообразны, восхитительно глубоки и поразительно изменчивы. Они — бездонные миры, самостоятельные вселенные!
Звезды и судьбы. Люди и небеса. Светила и души. Знание о связи звезд и душ — одно из самых сложных и загадочных, а потому овладеть астропсихологическими концепциями и приемами анализа психоритмологических карт не так уж и просто. Ведь речь идет о едва ли не самых глубинных тайнах Мироздания. В этой работе мы прикоснемся к основам, к исходным положениям современной науки о связи небесного и земного, которые надлежит знать всякому культурному и образованному человеку.

2. Нужна ли астрология современникам?

Отношение людей к астрологии всегда было очень сложным и неоднозначным, особенно это справедливо для конца ХХ века. Чуть ли не каждый землянин имеет собственное мнение о достоверности и необходимости астрологических знаний. Одни рассматривают астрологию как эффективное средство изучения характера и планирования жизни. Другие полагают астрологирование чистой воды манипуляторством или, в крайнем случае, сомнительной гадательной практикой. Одни видят в астрологии объективный метод научного исследования жизни, другим она кажется лишь пустой сказкой, а то и «опиумом народа».
Однако по сути своей астрология в чистом виде не является ни предсказательной наукой, ни мистическим познанием. Она есть и то, и другое, представляет собой синтез рационального и иррационального. Это основа всех научных, религиозных и философских познаний, своего рода наука наук и мировоззрение мировоззрений. Именно поэтому астрология возникла вместе с человечеством и сохраняла свое значение во все времена у всех без исключения народов. Она была известна и на Западе, и на Востоке — в Египте и Индии, в Элладе и Вавилоне, в Ирландии и Японии, в Мексике и на Руси. Астрологическое знание на протяжение многих тысяч лет было неразрывно связано с культурой в самом широком смысле слова. Фактически астрология обеспечивала синтез естественнонаучных и религиозно-философских концепций, осуществляла единение тонкого и грубого, небесного и земного, внутреннего и внешнего.
Эпоха засилья технократии, начавшаяся в XVII веке, попыталась «выкорчевать» связь астрологии и культуры и подменить фундаментальные астрологические знания так называемыми объективными, внешними исследованиями природы и человека. В XIX веке астрология, вроде бы, совершенно исчезла из поля зрения людей и покинула пространство цивилизации. Однако этот уход оказался мнимым. Уже в начале ХХ века обновленная и углубленная астрология вернула утраченные позиции и внедрилась в самые различные сферы человеческой жизни и знаний. В науке она дала начало гелиобиологии, биоритмологии и селеномедицине. В философии позволила подойти к разрешению фундаментальнейшей из проблем — проблемы Времени. В религиозной практике обратила внимание священников на уникальную структуру человеческой души и частичную прогнозируемость земного пути людей.
Человечество вступило в эпоху объединения физики и психологии, философии и медицины, космологии и эмбриологии, и в этом объединении астрология призвана сыграть наипервейшую роль. Многочисленные астрологические школы фактически представляют на сегодняшний день этакие «поля синтеза», на которых производится поиск наиболее адекватных реальности концепций и доктрин и осуществляется единение и взаимопроникновение гуманитарных и естественнонаучных знаний.

Как ни странно, но астрология жизненно необходима именно современным людям, ибо век тотальной машинизации привнес в человеческое сознание множество опасных уклонений. Индивидуализм побеждает естественное тяготение к соборности, к объединению людских устремлений, к сотрудничеству умов и сердец. Материализм, вещизм и меркантилизм повсюду гасят романтическое начало, профанируют торжественные мелодии души, жить без которых человек не в состоянии. Повальное безбожие противопоставлено истинной духовности и стремлению к глубинно-внутреннему мистическому исследованию мира. Тактика превалирует над стратегией. Физиология довлеет над психологией. Деньги противопоставлены творчеству. Примитив пыльных будней принимается за подлинную реальность, а чистая, красивая, а главное, совершенно оправданная мечта о совершенстве и гармонии «выметается за порог».
Фактически широкое отрицание фундаментальных положений астрологии привело к особого рода бездуховности, сугубо поверхностному и примитивно плоскому пониманию действительности. Возник своего рода «антиастрологический материализм», о котором хотелось бы рассказать подробнее.
1. Люди привыкли считать поток Времени совершенно однородным. Время рассматривается как пустая длительность, как знак равномерного следования одного за другим равнозначных событий. Подобное представление об однокачественном, линейном времени фактически равно отрицанию Времени как такового. Астрология ратует за признание качественных отличий одного мига от другого. Астрологирование позволяет исследовать уникальные свойства отдельных моментов и периодов времени, понимание которых необходимо для уяснения особенностей рождающихся в эти моменты и живущих в эти периоды организмов и субъектов.
2. Настроенный против астрологии человек убежден в том, что его внутреннее психологическое пространство не структурировано. Он считает, что внутри лишь туман, иллюзии и сомнения, либо — что еще хуже — жесткие определенности и однозначные понимания: у человека нет инструментов для исследования внутреннего психологического пространства. Не используя астрологические концепции, он не способен постичь организованные структуры собственной психики, ибо астрология в первую очередь занимается соотнесением внешних событий и внутренних состояний, применяя для описания того и другого единую символическую систему.
3. Оторванные от астрологических доктрин, современники убеждены в том, что живущие на Земле люди никаким законным порядком друг с другом не связаны, разве что юридически, финансово и кровно в рамках внешней социальной традиции и общих «договорных» установлений. Синастрическая же астрология утверждает, что все без исключения жизненные встречи имеют определенный смысл и глубочайшее значение, которые могут быть исследованы с применением правил и методов астрологии. Мунданная астрология основывается на глубочайшей взаимосвязи космических и общественно-исторических явлений, причем ее методы позволяют не только интерпретировать те или иные события прошлого, но и предвидеть поведение целых народов в отдаленном будущем.
4. Материалистически ориентированные современники убеждены в том, что корни всех человеческих проблем весьма неглубоки или лежат на поверхности. Они фактически отрицают наличие предыстории у человеческой души. Астрология же активно использует модели «кармы», позволяющие исследовать очень глубокие взаимозависимости человеческих душ и порой отыскивать причины того или иного поведения в далеком-предалеком прошлом, за гранью физического рождения, иными словами — в биопсихических глубинах феномена, называемого «человек».
5. Наконец, современники-профаны уверены в том, что всякий человек свободен не только юридически и социально, но и не имеет никакой миссиональной задачи в жизни. Человек имеет право делать все, что ему только взбредет в голову. При этом он должен лишь учитывать требования окружающих людей, выражаемые в законах и нормах поведения. Астрология же ориентирует человека на постижение и исполнение дхармической жизненной программы. Она призывает людей не только жить сегодняшним днем, но и непрестанно углубляться в смысл индивидуального бытия, через изучение гороскопа отыскивать в своих глубинах собственное предназначение.
Астрология, психоритмология, астропсихология (как ее ни называй, смысл един) не только не потеряла своего фундаментального значения для социального и культурного развития человека и общечеловеческой культуры в целом, но, напротив, ее роль существенно возросла именно в наше время. Ибо многие утратили чувство целостности, потеряли направление в жизни, лишились понимания закономерных связей с ближними и человечеством в целом. И только астрология, адекватно воспринятая и правильно примененная, способна помочь современникам в разрешении наиболее глубоких и наиболее важных духовных и социальных проблем.

3. Астрология и наука

Удивительно, но большинство так называемых «научных критиков» астрологии не являются специалистами в ней самой. Фактически они пытаются критиковать астрологию, основываясь на положениях и установках научного знания, в корне отличающегося от знания астрологического. Астрология подразумевает единство субъекта и объекта, принципиальную связанность рационального и интуитивного начал, она основана на представлениях о целостном живом мире. Современная же наука, в частности, науки естественные, стремится к жесткому разграничению наблюдателя и внешнего объекта и, таким образом, в самом своем основании противопоставляется астрологическому знанию.
Впрочем, знания человеческие непрестанно развиваются, и даже если кто-то из исследователей порой и «забегает» на несколько десятилетий или даже веков вперед, то все равно поступательное развитие науки рано ли поздно приводит к подтверждению выводов таких «пионеров». К примеру, в свое время недальновидные ученые яростно отрицали саму возможность существования метеоритов. В ХХ веке преследовались генетика и кибернетика. Ну а парапсихология до сих пор не признана многими людьми, называющими себя учеными.
Любопытно, что передовые методологи современности, занимающиеся проблемами фундаментальной физики и теоретической биологии, пришли к выводу об идентичности астрологических посылок и оснований «науки XXI века» (этот собирательный термин объединяет представления выдающихся умов нашего времени о том, каким будет знание грядущего столетия). Обыденное же сознание современников опирается на примитивно механистические модели ушедшей в прошлое науки XIX века. И именно для него астрология является «ненаучной».
Хотя статистические методы исследования в принципе не отвечают задачам астрологирования и самими астрологами практически не используются, все же они весьма полезны при доказательстве научной состоятельности многих астрологических положений. Еще в начале ХХ века Карл Эрнст Крафт, при помощи статистики исследовав тысячи гороскопов известных людей, доказал действенность астрологии. Он продемонстрировал, что основные события жизни выдающихся исторических деятелей, а также точные даты их смерти, могли быть точно и однозначно предсказаны с помощью астрологических приемов. В 70-х годах текущего столетия французский исследователь М.Гоклен на примере анализа фантастического массива астрологических данных (более 40 тысяч гороскопов!) подтвердил выводы Крафта, тем самым чуть ли не «закрыв» сам вопрос о достоверности информации, получаемой астрологическим путем.
Вот что пишет о научности астрологии известный ее знаток Ф.К.Величко, являющийся к тому же профессором органической химии и членом-корреспондентом Академии наук России: «Вот вкратце сущность астрологии. В ней нет ни мистики, ни тайн — такая же наука, как и все другие. Только вот разве что за четыре тысячи лет своего развития* слишком далеко вперед вырвалась астрология по сравнению с уровнем других наук, потому и представляется «ложным учением». /* А может быть и больше. Древнейшие китайские астрологические таблицы датируются 4-м тысячелетием до н.э. Старейшему индийскому учебнику астрологии — 4 тысячи лет. А на глиняных табличках из библиотеки вавилонского царя Саргона I (2400 г. до н.э.) записана уже развитая система астрологии. Ни одна другая наука не может похвастаться столь древним происхождением./
Вспомните-ка, давно ли Вы услышали слова «биоритмика», «ритмы космоса», а вот «гармония небесных сфер» сидит в сознании астрологов со времен Пифагора (он тоже, кстати, «баловался» астрологией). В самом деле, не стали бы заниматься ерундой такие корифеи мысли, как Птолемей, Кеплер, Бэкон, Ньютон. А они увлекались астрологией не один год и внесли в ее развитие существенную лепту, о чем стыдливо умалчивается в большинстве ученых трактатов, посвященных этим мыслителям. С уважением отзывался об астрологии А.Эйнштейн. Выдающемуся русскому ученому А.Л.Чижевскому, основателю гелиобиологии, науке о земном эхе солнечных бурь, всю жизнь пришлось отбиваться от обвинений в протаскивании астрологии (синонима «мракобесия» вплоть до последних лет) в серьезную науку. Сейчас связь периодичности различных напастей (эпидемий, неурожаев) с периодичностью солнечной активности уже никем не отрицается. А.Л.Чижевский сегодня — признанный основоположник космобиологии, но чего ему стоило доказать свою правоту!
Наука не раз черпала кое-что из астрологии, смущаясь упомянуть источник. Астрономические достижения Кеплера (сегодня известные как «законы Кеплера») были частью огромной астрологической работы по раскрытию «музыки сфер»; постигнув небесную гармонию, он надеялся увязать ее с гармонией личности и тем самым даровать человечеству счастье. Сферические тригонометрические функции также были разработаны исходя из потребностей астрологии. Недавно зародившаяся селенобиология (наука о влиянии Луны на живые организмы) пока что повторяет азы огромного опыта астрологии в этой области.
Современные ученые выяснили, что в периоды лунных и солнечных затмений, новолуний и полнолуний, всегда привлекавших столь пристальное внимание астрологов, действительно возрастает эмоциональная неустойчивость и повышается напряженность функционирования различных органов и систем организма, что порой приводит к неожиданным нервно-психическим и психосоматическим «срывам». Под руководством Ирины Палагиной исследователи выявили действительное соответствие движения Луны по небесному своду активизации различных участков поверхности человеческого тела. Оказалось, что выявленные «энергозоны» и «энергоцентры» строго соответствуют астрологическим «симпатиям», по представлениям древних астрологов соединявшим различные планеты и знаки зодиака с отделами и участками человеческого тела. Наконец, современная рефлексотерапия (правда, не в примитивизированном «западном» варианте, а подлинная, основывающаяся на традиционных взглядах медицины Востока) и вовсе не мыслима без астрологии. В этом может легко убедиться всякий, обратившись к известной монографии доктора Нгуен Ван Нги «Представление об энергетической этиологии и патогенезе в народной медицине Китая».
Приведем несколько высказываний уже упоминавшегося родоначальника гелиобиологии А.Л.Чижевского, своими трудами возвестившего новую эру в развитии астрологической медицины:
«Великолепие полярных сияний, цветение розы, творческая работа, мысль — все это проявление лучистой энергии Солнца. Наука уже знает, что жизнь на Земле обязана главным образом солнечному лучу. Но еще мало ученых, которые до конца поняли эту истину!»
«Периодическая деятельность Солнца — процесс не вполне самостоятельный. Есть веские основания думать, что он находится в определенной зависимости от размещения планет солнечной системы в пространстве... Уже много лет назад астрономы предположили, что Солнце представляет собой тончайший инструмент, который учитывает все влияние планет соответственными изменениями. Таким образом, и земные явления, зависящие от периодической деятельности Солнца, стоят, так сказать, под контролем планет, которые могут быть во много раз более удалены от нас, чем Солнце. Исследования, произведенные с целью выяснения влияния планет на деятельность Солнца, дали вполне положительные результаты: в периодах солнечной активности обнаруживаются периоды планетных движений.»
«Каждая клетка охвачена и проникнута радиациями, идущими из космических бездн.»
«Мы привыкли придерживаться грубого и узкого, антифилософского взгляда на жизнь как на результат случайной игры только земных сил. Жизнь в действительности же есть явление в гораздо большей степени космическое, чем земное. Ее общий пульс задан космическими ритмами, и мы на нашей планете фактически живем динамикой Космоса.»
«Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное. Она создана воздействием творческой динамики Космоса на инертный материал Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса согласовано с биением космического сердца — этой грандиозной совокупности туманностей, звезд, Солнца и планет.»
Итак, находится ли астрология в конфликте с наукой? И да, и нет. Представление об астрологии как шарлатанке и гадалке действительно противоречит механистическим научным моделям XIX века. Современные же основы психоритмологии во многом близки методологии фундаментальной физики и новейшим философским учениям. Астрология — это не просто наука. Это отрасль знания, называемая «эзотерической», то есть глубинной, тайной, интимно-возвышенной, торжественной и тонкой. В этом плане она порой также противостоит уже устаревающим представлениям о науке как знании о взаимодействии разделенных мира и человека. Наука в таком понимании ратует за локальное, расчленяемое и вещественное восприятие мира. Астрология, в противоположность этому, воспринимает живую реальность как нечто глобальное, целостное и существенно волновое организмоподобное образование. Наука в упомянутом выше смысле опирается исключительно на рассудок и интеллект, эзотерическая же астрология тяготеет к откровению и интуиции. Наука ратует лишь за познание видимого, причем достаточно насильственными способами, астрология призывает к постижению незримого с полным доверием и уважением к бытию. Критерий научности — чувственно-фиксируемая телесность и жесткая повторяемость феноменов. Астрология же ратует за признание уникальности субъектов и ситуаций, в жизни которых превалирует глубинное, причинное, духовное начало.
В определенном смысле астрологическое знание феноменологично. Астрологи изучают связи и соответствия космических событий и земной жизни. Они описывают корреляции и взаимозависимости между биологическими, психическими, социальными и геологическими процессами, происходящими на Земле, и переменами в расположении светил и Земли относительно друг друга. При этом, в отличие от самомнительной науки современности, астрология не стремится «докопаться» до иллюзорных «оснований». Астрологи склоняются к мнению о наличии в мире предустановленной гармонии. Эта гармония попросту существует, согласно ее законам связывается земное и космическое, благодаря ей осуществляется соединение всего в живое целое. А вот почему предустановлена именно эта гармония, этот вопрос интересует лишь некоторых из астрологов. В конце концов, не так уж важно, почему существует закон гравитации. Явление присутствует, связь между феноменами выявлена и сформулирована в законе. Это знание можно использовать в интересах людей. То же и в астрологии: соответствия реальны и ими можно воспользоваться.
Как ни странно, астрология ближе лозоискательству и ясновидению, нежели знакомой всем физике или, скажем, социологии. Главное в астрологии — не сложные математические расчеты, а годами культивируемая способность интуитивно усматривать глубинные связи, существующие между характерами, событиями и планетными положениями. Как и техника предсказания будущего — мантика — астрология приводит к успеху своих верных последователей. Но как именно это достигается, никто из них объяснить не в силах. Попросту астрология имеет свой собственный метод, особую методологию, коренным образом отличающиеся от известных современной науке. Астрология — это синтез терпеливых наблюдений и навыков интуитивного проникновения в предмет. Астрология — это не технология эксперимента, но практика наитий и откровений. Это особая живая картина мира, в центре которой стоит человек-творец!
Астрологирование представляет собой медитацию над гороскопом, то есть интуитивное исследование модели взаиморасположения светил. Это не логический, но большей частью интуитивный процесс, хотя и организуемый по определенным правилам, в соответствии с особого рода логикой. Астрология в определенном смысле стоит выше современной науки, являясь своего рода метанаукой, метаязыком. Астрология — это знание о конкретном структурном и целостном описании Единого Мира, лишь в извращенном технократизмом научном сознании раскалывающемся на внешнее и внутреннее, тонкое и плотное, субъективное и объективное.
В начале раздела мы указывали на то, что подавляющее большинство «научных» критиков астрологии не являются специалистами в этой отрасли знания. Казалось бы, в чем проблема: чтобы разобраться в астрологии, ее попросту следует изучить! Но чаще всего этого не происходит. Почему же столь нелегким для современников представляется серьезное изучение астрологии, хотя бы с целью дальнейшей ее критики?
Во-первых, обучение астрологированию тянется годами и связано с немалым интеллектуальным усердием и необходимостью изменить многое, в том числе и образ жизни.
Во-вторых, большинство людей, воспитанных в современных академических институтах, в принципе не способны постичь механизмы, благодаря которым осуществляется связь небесного и земного. Ведь в основе астрологии лежит отличная от общепризнанной парадигма мышления — голографическая, холистическая, биопсихическая. Значит, речь идет о необходимости изменения самого образа мыслей.
В-третьих, изучение астрологии для респектабельных ученых является небезопасным ввиду того, что в большинстве своем современники относятся к астрологии скептически или иронически. Проблема заключается в том, что общественное подсознание «приказывает» людям отвергнуть астрологию как неистинное знание именно потому, что изучение этой эзотерической науки может ликвидировать влияние общественного подсознания на индивидуума.
Постигающий астрологию приступает к овладению собственной психикой, а значит и своей душой, становясь более независимым, свободным и дееспособным в самом широком смысле. Но чтобы достичь этого, необходимо на первом этапе пойти против общественного мнения и принять астрологию всерьез. К сожалению, способными на это оказываются не многие...

4. Астрология и религия

Мы уже указывали на то, что астрология во все времена была повсеместно распространена и пользовалась широким уважением как жречества и знати, так и простого народа. К сожалению, в настоящее время сложилось странное предубеждение против астрологии в странах, ориентированных на Православное Христианство. Мусульмане, иудеи, буддисты и католики вполне серьезно относятся к астрологированию, а порой и допускают прямое использование астрологических техник в практике совершенствования человека. В то же время популяризаторы Православия нередко весьма агрессивно критикуют астрологию как таковую, порой даже не оставляя за нею права на существование. В связи с этим и возникла необходимость написания настоящего раздела.
Цицерон писал: «Я не знаю ни одного народа, будь то гуманный и образованный, либо еще дикий и варварский, который не верил бы в то, что будущее может быть узнано и предсказано определенными лицами». В Православии же в последние века сформировалось стойкое неприятие астрологии, хотя прекрасно известна масса исторических фактов, подтверждающих возможность плодотворного сотрудничества астрологической и религиозной моделей мира.
Известный средневековый богослов Фома Аквинский допускал не только право астрологии на существование, но и возможность взаимодействия между священничеством и астрологированием: «Пророчество и предсказание будущих событий по положению светил — допустимо, так как умение предсказывать предсказуемые события относится к той области знаний, которые лежат в пределах возможностей человеческого духа и являются известной ступенью развития человеческой мудрости». Кроме Фомы Аквинского многие видные деятели Христианской Церкви самым серьезным образом относились к применению астрологии в жизни. Среди них можно назвать Альберта Великого и пап римских Иоанна ХХ, Сильвестра II, Иоанна XXI, Юлиана II, Павла III и Льва Х.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что проблема отношения между христианством и астрологией на деле сводится к двум вопросам:
1) Не означает ли приверженность астрологии подспудной тяги к исповеданию нехристианской религии?
2) Сохраняется ли с принятием астрологических моделей вера в дарование Богом свободы воли человеку? Не сводится ли человеческая жизнь к подчинению диктату астрологической причинности?
Таким образом, астрология гармонично совместима с исповеданием христианской веры, но лишь в том случае, если за человеком оставляется свобода воли, свобода принятия решений, каковая составляет истинную основу христианства. Если астрологирование понимается как исследование жестких механических (статистически причинных) зависимостей между планетными движениями и поведением человека, тогда, действительно, трудно совместить такое представление с христианским миропониманием. Если же сознательно и добровольно признается свобода воли каждого человека в пределах, означенных Богом, если знание планетных воздействий является лишь путем к повышению истинной свободности выборов и действий — такая позиция астролога может смело называться христианской (при исповедании основных догматов этой религии).
Астрология — это во многом знание земное и человеческое. Но даровано оно Богом, который в астрологических предустановлениях частично сообщает людям о велениях Высшей Воли и указывает путь во тьме конкретно для каждого человека. «Кто предостережен — тот вооружен.» Это один из методов ориентирования человека в многосложном мире, и приверженность той или иной религии вовсе не означает необходимости отказа от астрологирования как метода конкретного изучения пути отдельного человека. Более того, в эпоху упадка веры и повсеместного распространения безбожия и невежества именно принятие астрологических концепций нередко помогает человеку прийти к истинной вере и обрести свет в собственном сердце. Астрология одновременно вне мира и вне конфессий. Она находится на границе мирского и мистического, наблюдаемого и незримого, человеческого и божественного, и на наш взгляд нет никаких оснований для отвержения астрологии лишь потому, что она якобы мешает обретению полноты веры.
Исторически астрология является ответвлением древней магии, то есть представляет собой эзотерическую доктрину дохристианской эпохи. Но само Христианство никогда не клеймило древние религии, более того, Отцы Церкви настаивали на том, что все без исключения учения прошлого содержат элементы не только ценные, но порой и обязательные, находящие завершение в откровении Христа. Синтез опытных и умозрительных накоплений вовсе не означает необходимости отказа от исходных элементов. Так и астрология естественнейшим образом может быть соединена с христианской верой, точнее, приведена в соответствие с нею и использована в великом действии восстановления гармонии между Небом и Землей.
Опасность мантики, спиритизма и астрологии заключается вовсе не в том, что человек проникает в тайны будущего, а в том, что неполное (а порой и попросту неверное) истолкование увиденного грядущего он принимает за «чистую монету», поддается «прелести» и ограничивает себя стереотипами неверных, узких ожиданий. Подлинный астролог непрестанно «просматривает» картины будущего и анализирует их. Однако он в то же время постоянно открыт для нового и непредвиденного. Господь творит непрестанно поверх законов тварного мира. А потому и верующий астролог должен периодически углублять и понимание, и действия по мере получения уточняющих прогноз знаков событий и новых откровений.
Будущее многовариантно, и ни один из увиденных путей к нему не может считаться единственным. Сами по себе техники предсказаний, в том числе и астрологические, не являются ни духовными, ни противоестественными. Они — инструменты, орудия, средства. Важно то, как использует их человек, какими целями он руководствуется, сколь чиста и возвышенна его нравственная позиция.
Хотим мы того или нет, но даже при свободном духе поведение тел (как человеческих, так и окружающих предметов) действительно предопределяется движением планет, иными словами — ходом Времени. Дольнее подчиняется законам тварного мира. Духовное же, горнее, всегда свободно и связано лишь с Высшим. Примат духа над телом создает условия для сознательного овладения телесной жизнью. Но даже при этом учет ритмики перемен состояния тела обязателен, хотя бы для конкретизации стратегии преодоления человеком собственной механичности.
Астрология оперирует категориями времени и пространства. Она позволяет человеку обращаться к движущимся по небосводу планетам, этакому «Небесному Хронометру», показания которого равно важны как для макромира, так и для микромира. Сопрягая жизнь человеческих сообществ и отдельных индивидуумов с закономерными движениями планет, жрецы прошлого планомерно, век за веком настраивали «общечеловеческий хронометр» в унисон с ритмами Пространства. Ритуалы, праздники, зрелища, массовые действия и даже театральные представления, проводимые в определенное время, способствовали упорядочиванию планетарной психосферы и консолидации людских умов и сердец. Разумеется, многое из постигаемого с помощью астрологических методов являлось и по сей день является тайной.
В чем наверняка правы церковные критики астрологии, так это в осуждении тех прорицателей и ясновидцев, которые выдают тайны жизни сверх всякой разумной меры: «Информация о будущем (как, впрочем, и информация об устройстве мира) является очень большой силой, а потому она сообщается только людям достаточно высокого духовного уровня, и всегда снабжена, так сказать, грифом секретности, нарушение которого влечет сильные кармические последствия. Так, мало кто из людей находится на таком уровне, чтобы точное указание вида и даты смерти не омрачило в существенной степени их оставшейся жизни. Гриф секретности работает дважды: он ограничивает информацию, доступную гадателю, и ограничивает гадателя в передаче информации конкретному лицу или коллективу» (А.Тихомиров).
В определенном смысле астрология стоит между наукой и религией. Наука в данном случае понимается как система знаний, технологически полезных для телесной жизни людей в объективном мире форм и предметов. Религия в этом контексте определяет Высшее Начало, коему посвящается жизнь человеческая, поддерживаемая за счет благодатной помощи этого Начала. Астрология же представляет собой систему ориентации человека в смыслах и энергиях Тонкого Мира, являющегося посредником между миром физическим (изучаемом наукой) и миром духовным (исследуемом на религиозном пути).
Мы глубоко убеждены, что как и наука, астрология не может быть бездуховной или внедуховной. Основаниями грамотного астрологирования на наш взгляд являются сугубо религиозные добродетели: богобоязненность, смирение и молитва. Астрология — это испрашивание Господа о будущем, настоящем и прошлом, это искусство понимания «звездных текстов», создаваемых для людей Творцом, а вовсе не гордое и самовлюбленное «заглядывание за запретный полог тайны». Астрология — это прежде всего метод, а метод не может быть антирелигиозным или противодуховным. Безнравственной и богопротивной может быть лишь его вольная трактовка человеком, так или иначе соприкасающимся с высшими ценностями и смыслами жизни той или иной религии.
Астропсихология, основанная на глубоком понимании природы человека и путей его совершенствования в тварном мире, не только может, но и должна широко использоваться в исследовании судеб и характеров, в изучении уникального пути развития каждого человека и конкретики индивидуумов и сообществ. Эпоха Водолея открывает новые горизонты знания о человеке, приносит новые методы утоньшения и уточнения сложной, высокой и глубокой организации человеческой души. Разумеется, очень важно, как именно будет применяться астропсихология людьми, для чего использоваться, каковы будут нравственные ценности и целевые установки профессионалов-астрологов. Ведь метод остается одним и тем же и в руках негодяя, и в руках подвижника. Точно так же и наука может быть безнравственной или ответственной, в зависимости от чистоты ума и теплоты сердца самих ученых.
Суть религиозного подхода к жизни заключается в устремлении к глубоким переживаниям истинности и подлинности в молитвенном стоянии. Именно так, через смиренные поиски истины и испрашивание благодати верующий человек достигает опоры и нравственной, и психоэмоциональной, и событийной. Духовность, этика, гармония души и тела, напряженные поиски истины и внутренняя честность перед самим собой — все это сугубо религиозные феномены. Но они имеют не меньшее значение и для астрологии, и для науки. Опираясь на троичное разделение человека, можно утверждать, что наука ведает телом, астрология изучает душу, а религия властвует над духом. В этом смысле астрология является своего рода границей между сугубо рациональной, направленной на ощутимое наукой и возвышенно-иррациональной религией, ориентирующей человека на поиски контакта с трансцендентным планом. Астрология — это синтез разума и эмоций, сплав рационального и интуитивного, мостик между физическим и духовным планами. Повторяем: и ученым, и астрологам необходима вера, точно так же и верующим людям нужны достижения науки и данные астрологии. Три сферы познания взаимодействуют и связаны друг с другом теснейшим образом, при этом вовсе друг друга не исключая!
Весь многотысячелетний опыт развития астрологии неизменно предполагает убежденность в существовании Единой Самосознающей Первопричины всего сотворенного, Которая и положила в основание жизненных процессов организмов и миров законы, изучаемые, с одной стороны, наукой, а с другой стороны, астрологией. Потому-то при изучении законов и правил астрологирования ни на миг нельзя забывать о сотворенности мира и порожденности людей, нельзя забывать о роли молитвы и аскетики, нельзя забывать о необходимости поисков Предстояния Господу.
Если математика является азбукой языка Природы, то астрология — это азбука языка Духа. Законы тварного мира могут служить человеку, если он в состоянии согласовать с ними свои действия и направить творческую активность к добру и созиданию. Вот как раз для согласования представлений и волений человеческих с реальностью Тонкой и Плотной и была дана людям астрология. Наука о языке звезд позволяла предметно и содержательно расшифровывать те Сообщения, что от начала времен были даны человеку в помощь и назидание!
Можно утверждать, что астрология представляет особый путь к Господу, предлагаемый лишь наиболее сильным и развитым индивидуумам. Это — путь соблюдения строгих законов времени и точного согласования своей жизни с существованием тварного мира. Жизнь в согласии с астрологическими канонами является особой высокой практикой планомерного и четко осознаваемого духовного строительства. Астрология позволяет предсказывать поведение людей неразвитых и грубых, нечувствительных и недисциплинированных, помогая определить, что именно и как такой человек будет делать в определенных условиях. Но для людей свободных астрология является предписанием к действиям высшего порядка. Человек остается свободным в каждом своем движении, каждом своем помысле, но знание астрологических ритмов позволяет ему безошибочно вписываться в виражи потока жизни.
Конечно, опыт последних лет показывает, что есть среди популярных астрологов и «воры», и «разбойники». Они создают собственные школы, они провозглашают себя великими гуру, они отрицают всякие авторитеты, в том числе и религиозные, и всеми силами отвлекают людей от поисков в сфере религиозной жизни. Но эти недобрые исключения лишь подтверждают общее правило — духовность астрологии зависит от нравственного облика и устремлений самого астролога. В конце концов, многие секты, называющие себя христианскими, порой впадают в примитивный прозелитизм. Их руководители утверждают, что лишь их приверженцы близки к истине и свету, что лишь их учение может спасти и вывести из горнила мирской суеты. Такие лжепророки воздают хвалу не Спасителю, но себе самим и созданной ими же самими квази-конфессии.
Очень важно правильно понимать границы применимости и роль астрологических прогнозов. Нужно всегда помнить о том, что никто и ничто не может помешать человеку сопротивляться и страстям, и внешнему давлению силою собственной свободной воли. Недаром сказано: «Звезды правят дураками, мудрый управляет своими звездами». Воистину, мудрый человек властвует над самим ходом времени, причем власть эта определена силой его контроля над влечениями и помыслами. Понятно, что человек религиозный, верующий, набожный обладает значительно большими возможностями управления своей судьбой, нежели человек недалекий, грубый и невежественный.
Следует заметить также, что ответственность за неудачный прогноз или неверно составленный психологический портрет несет вовсе не астрология в целом, а сам астролог. Аналогия с медициной прямая: и во врачевании, и в астрологировании работают сложнейшие символические системы, в рамках которых всякий элемент оказывает влияние на все остальные. Целое кооперативно реагирует на изменение в каждой из своих частей. Причем учесть и оценить все многообразие факторов и связей между ними посредством рассудочного анализа попросту невозможно, потому-то астрологи столь упорно развивают способность интуитивного «схватывания» существа вопроса или исследуемой темы. Путь к совершенству в астрологии один — поиски медитации, инсайта, озарения. Последнее же вне религиозных поисков достижимо с трудом. Астрология возделывает, окультуривает и облагораживает человека, долгими годами изучающего эту сферу знаний. Причем воспитание это осуществляется как бы само собой и в полном соответствии с индивидуальными особенностями и личными свойствами самого искателя.
Астрология — это основа действий в Новом Мире: новая педагогика, новая медицина, новая экономика, новая история и новая психотерапия. Это алхимия души и действий, это практика социокультурного проектирования и доктрина психологического самосовершенствования. Найденное и изученное с помощью астрологии со временем самоосуществляется — правильно сформулированный проект психологического и нравственного развития как бы кристаллизуется в душе и действиях искателя, знания становятся реальной силой: «Верь в то, чего нет, для того, чтобы оно было».
Возможно, кому-то приводимое ниже допущение покажется чересчур смелым, но мы все-таки попробуем довести его до Вашего сведения. Сейчас, на переломе времен, славянские народы ожидают чуда возрождения Духовности и Церкви. Современное экуменическое движение уже привело современников к мысли о том, что нехристианские религии и всевозможные эзотерические течения — вовсе не сатанизм и не «разврат духа», а реальность современного мира, которая будет положена в основу реальности мира будущего. По всей вероятности, в ближайшее десятилетие на наших глазах произойдет удивительнейшее взаимодействие Православия и Тайноведения, что приведет к рождению множества совершенно неожиданных культурных практик и ритуальных действ. Весьма широкое и глубокое взаимодействие науки и религии, астрологии и социальной практики, политики и педагогики явится началом новых человековедческих дисциплин. Николай и Елена Рерихи, Даниил Андреев, Джидду Кришнамурти, Шри Ауробиндо и Ошо Раджниш — все это мосты к восприятию истины Христианства Эпохи Водолея. Оно вернет себе былую эзотеричность, воскресив высочайшие ценности «Добротолюбия» и восстановив могущество Христовой Церкви. Эзотеризм и Православие взаимно усилят друг друга!
Все это важно еще и потому, что до сих пор население славянских стран в большинстве своем остается языческим. Нас крестили лишь внешне, но внутри все по прежнему клокочет и бурлит. Вот от этой-то бесовщины и революция, и «бизнесизация» всей страны. Только сейчас настает время истинного крещения славянских народов — в дни Армагеддона, в разгар битвы Урана и Нептуна. Смятение планетных токов и переплетение кармических линий судеб столь велики, что без астрологии в событиях современной жизни разобраться крайне нелегко. Астропсихология — не для жизни мирской, но для поисков духовных. Она — словно благодатный поток, льющийся из гармоничного будущего в наше смятенное и расстроенное настоящее. И те, кто осознают сущностную близость и взаимосвязь религии и астрологии, те смогут даже в самой нелегкой ситуации обрести твердую почву под ногами и выстоять в борьбе со сколь угодно могучими натисками хаоса.
Да, именно в наше непростое время астрология необходима для исполнения заветов Господа. В нелегкой ситуации Армагеддона астрология равно эффективно используется и гордыми безбожниками, и смиренно молящимися верующими, благоговейно всматривающимися в грядущее и сознательно готовящимися к периодам нагнетения и отдыха. Сложные ритмы современной жизни, запутанность потока событий, чрезмерное доверие людей к рассудку и стереотипным формулам настоятельно требуют от астропсихологов регулярных детальных предупреждений о предстоящих напряжениях и благоприятствованиях. Именно структурирование времени необходимо сегодняшним землянам — так астрологи облегчают людям путь к Свету, путь в предстоянии Господу. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (от Матфея, 6, 33). «У вас же и волосы на голове все сочтены» (от Матфея, 10, 30).

5. Что изучает астрология?

Считается, что астропрогноз является конечной целью усилий всякого практикующего астролога. Это верно лишь отчасти, так как астрологирование — понятие значительно более широкое, нежели прогнозирование и предвидение. Разумеется, в астрологической практике прогноз играет особую роль, особенно если он грамотно и корректно формулируется — в рамках возможных предположений, в терминах тенденций и вероятностей. Такой прогноз помогает тестируемому сознательно и разумно пережить грядущие невзгоды и смело и решительно двигаться навстречу позитивному, умело гармонизируя окружающую обстановку. Но все же прогнозами астрология не исчерпывается и к ним не сводится.
Если попытаться в самом общем виде определить существо астрологии, то получится примерно следующее: «Астрология — это искусство толкования структурно-символических отношений, существующих между движениями небесных тел и событиями жизни людей (как социальными, так и глубинно-психологическими)» (К.Сельченок).
Астрология помогает человеку вписываться в ритмы, тем самым вступая в резонансную связь с жизнью Мироздания. Она помогает находить точки баланса в самых что ни на есть сложных ситуациях, позволяет исследовать тенденции настоящего, анализировать опыт прошлого и предметно оформлять стратегии достижения целей в будущем. Потому-то астрология столь всеобъемлюща и широкоохватна. Она является наукой о гармонизации жизни с Жизнью; на всяком уровне бытия существуют свои астрологические ключи, каждый этап развития человечества, всякий народ и всякая конкретная историческая задача требуют особых систем интерпретации наблюдаемой связи между ходом времени, определяемым движением планет, и течением человеческих судеб. Астрологические ключи меняются из века в век, от народа к народу, от ситуации к ситуации, но Астрология остается одной и то же, сохраняются ее принципы, основы и императивы.
Спрашивают: «Что же подлежит астрологированию?» Но подобная формулировка изначально неверна. Не «что», но «кто»! Астрологированию подлежит целостный организм, индивидуум, живой холос, психодуховное единство, то есть субъект. Он так и называется — «субъект гороскопа». Как и всякий субъект, в своих конкретных преходящих формах он ограничен рамками Пространства и Времени. Все, что было рождено, неизменно приходит к завершению цикла своего существования. Жизнь неотступно приводит к смерти, но за смертью открываются врата новой жизни. Отсюда и возникает требование к определению точных координат времени и места рождения субъекта гороскопа.
Астрологироваться могут любые организмы: человек, животное, растение, коллектив, учреждение, семья, государство, город, завод, книга, этнос, живая конкретная ситуация, особое мероприятие. Такие субъекты возникают в определенный момент времени в определенном месте пространства, проживают под звездами отведенный им срок, совершают назначенную им работу и трансформируются, распадаясь на исходные элементы либо трансмутируясь в субъект нового качества. Очень важно воспринимать субъект гороскопа как психодуховную единицу. Ученый исследует свой предмет как пассивное «нечто». Астролог воспринимает субъект гороскопа как активного «кого-то», с кем можно вести диалог, вступать во взаимодействие, кого можно о чем-то спрашивать, от кого можно услышать внятный ответ.
Теперь несколько слов о видах астрологии. Классификаций на этот счет создано немало, а потому быть оригинальным нелегко. Ниже приводится краткий перечень наиболее разработанных и широко применяемых методик астрологирования, связанных с той или иной сферой изучения жизни.
1. Астрогеография — раздел астрологии, исследующий связь между ритмическими процессами в небе и жизнью регионов, территорий, ландшафтов, континентов и морей. В рамках астрогеографии планета Земля рассматривается как единый живой организм, всякая часть которого исследуется в связи с влияниями планетарных ритмов. Астрогеография является методической основой для мунданной и политической астрологии.
2. Мунданная астрология — наиболее загадочная и в настоящее время плохо разработанная отрасль астрологической науки, в рамках которой специалисты исследуют связи между ритмами движения планет и глобальными историко-политическими, социально-экономическими и этногеографическими процессами, разыгрывающимися на театре планетарной сцены. К сожалению, современные специалисты стремятся превратить мунданную астрологию в сугубо научную дисциплину, практически забывая о роли интуиции и озарения во всяком астрологическом процессе.
3. Историко-политическая астрология. История — это политика прошлого. Политика — это история, творящаяся на наших глазах. В рамках этого направления астрологи занимаются изучением связей и отношений, существующих между различными социальными группами, политическими группировками и отдельными харизматическими лидерами, с фигурами которых в общем-то и связан собственно политический процесс. В основном исследования в рамках историко-политической астрологии носят ретроспективный характер (историческая астрология). Прогнозы же современным политикам и анализ общесоциальных ситуаций проводятся в рамках натальной (личностной) или мунданной астрологии.
4. Хорарная астрология или мантическая астрология — набор методик астрологирования, предназначенных исключительно для предвидения ближайшего будущего. На момент возникновения проблемы, либо на время постановки клиентом вопроса, астролог составляет психоритмологическую карту, которая анализируется с целью получения четкого ответа — да или нет. В настоящее время профессионалами используется достаточно редко, так как вдумчивые, серьезные клиенты к подобного рода практике в целом относятся негативно. Представляет собой один из древнейших видов астрологии, в общем-то до сих пор не потерявший своего значения.
5. Натальная астрология — одна из трех ветвей астропсихологии (натальная, синастрическая, программативная), в настоящее время получившая наибольшее распространение. Психоритмологическая карта составляется на момент рождения человека и толкуется множеством различных способов с целью получения глубинной информации о его характере, предпочтениях и тенденциях развития в будущем. К сожалению, многие астрологи слишком быстро переходят от исследования радиксных (натальных) карт к изучению прогностических гороскопов (карт развертки фигуры). А ведь карта рождения содержит такое количество информации о субъекте гороскопа, размеры которой трудно переоценить.
6. Синастрическая астрология — занимается изучением глубинных связей и отношений, существующих между различными людьми. Основными методами синастрической астрологии являются построение собственно синастрической, композитной или средней карты. По уровню сложности синастрическая астрология на порядок труднее и объемнее натальной, а потому приступать к ее изучению можно лишь после основательного освоения последней.
7. Элективная астрология. В рамках этого направления астрологи занимаются поиском наиболее благоприятных сроков для проведения тех или иных мероприятий. Этот вид астрологии близок к хорарной с той лишь разницей, что в случае хорарной событие предшествует астрологированию. В рамках же элективной астрологии исследователь сначала предметно анализирует планируемое событие и лишь затем формулирует требования так называемой «инициативе», или гороскопу рождения предполагаемого события. В прошлые века элективная астрология использовалась для планирования рождаемости.
8. Медицинская астрология включает в себя алгоритмы и методики исчисления ритмики течения заболеваний и диагностики нарушений, опирающиеся на знание конституциональных особенностей организма. Последние добывались в ходе изучения натальной карты пациента. Медицинская астрология тесно связана с практикой гомеопатии, рефлексотерапии и траволечением.
9. Финансово-экономическая астрология получила особый импульс развития в ХХ веке в связи с бурным развитием мировой экономической системы. Этот раздел астрологии всецело ориентирован на изучение ритмики рынка, исследование динамики способностей восприятия и мышления людей, активно занятых экономическим творчеством. Особенно эффективно применение методов финансово-экономической астрологии в планировании рекламных кампаний, при проведении масштабных маркетинговых исследований а также при осуществлении биржевых операций.
10. Натуральная астрология представляет совокупность почти забытых ветвей древней астрологической науки, которые в настоящее время кристаллизовались в соответствующие отрасли сугубо научного знания. Включает астрометеорологию, астроминералогию, астроботанику, астросексологию, аграрную астрологию, зооастрологию и многие другие.
11. Прогностическая астрология представляет собой совокупность приемов и правил динамического развертывания гороскопа рождения, применение которых позволяет с высокой вероятностью прогнозировать тенденции и векторы развития астрологируемого субъекта. Методы прогностической астрологии используются в качестве дополнительных в рамках всех приведенных выше разделов астрологической науки. К сожалению, к данному разделу в настоящее время проявляется особый интерес, хотя освоение методик астрологического прогнозирования требует обширнейших знаний не только о самой астрологии, но прежде всего об изучаемом астрологами предмете. Так, к примеру, прогностической медицинской астрологией вправе заниматься лишь врач, прогностической натальной астрологией — педагог или психолог, прогностической политической астрологией — социолог или политолог. Весьма печальная картина наблюдается в том случае, если на роль серьезных прогнозистов начинают претендовать вчерашние домохозяйки, зоотехники и несостоявшиеся артисты.
12. Программативная или проектационная астрология — сугубо водолейская форма астрологирования, в рамках которой профессионал занят формулированием индивидуальной программы самосовершенствования, рекомендуемой субъекту гороскопа на правах императива духовного развития. Это своего рода духовно-строительная, созидательная, высшая гармоническая астрология, применение которой требует от астролога ответственности жреца и мужества воина. В отличие от других видов астрологии, программативная или проектационная астрология подразумевает глубочайшее доверие клиента к мастеру, которое налагает на последнего бесконечную ответственность за качество и точность даваемых рекомендаций.

6. Астрология — штука сложная

Философ Бенедикт Спиноза когда-то заметил: «Ничто нельзя произнести столь точно, чтобы оно не было ложно истолковано». Вокруг астрологии за века накопилась масса предрассудков и суеверий, а самим астрологам приписываются всяческие грехи и одиозные поступки. Астрология видится современниками в столь кривом зеркале предубеждений и недоверия, что ее порой попросту невозможно узнать.
К примеру, одни занимают по отношению к астрологии «позу страуса». Плотно закрыв уши и захлопнув веки, они не желают ни видеть, ни слышать ничего о том, что жизнь каждого из нас закономерна и упорядочена, благодаря чему, собственно, и возможно ее астрологирование. Они решительно, с порога, отвергают любую информацию, хотя бы косвенно подтверждающую достоверность астрологических концепций. Другие, напротив, оказывают астропрогнозам и самим астрологам странное сверхдоверие, начиная консультироваться у звездочетов по самым что ни на есть малозначительным вопросам повседневной жизни: когда отправляться в гости и выпускать на прогулку кошку. Наконец, известна и третья группа «уклонистов», которые склонны к фаталистическому мировосприятию и ни за что не хотят сражаться, используя свое право на свободу выбора: «Раз астролог сказал — так тому и быть, и нечего рыпаться!»
Подобные ошибки восприятия астрологии связаны с тем, что люди не понимают специфику самого астрологического знания. Во-первых, это не естественная наука, а скорее интуитивное искусство. Поэтому вычисления астрологов в корне отличны от результатов, получаемых финансистами или физиками. Во-вторых, все прогнозы носят сугубо вероятностный характер — абсолютного предопределения попросту не существует. Поэтому всякий человек, благодаря правильному поведению и грамотному применению воли, в состоянии изменить будущее в свою пользу и к удовольствию всех живущих, не нарушая законов природы и следуя все тем же астрологическим предуказаниям. В-третьих, несмотря на отсутствие жестких детерминаций и механической обусловленности явлений конкретными причинами, все же астрологические влияния реальны и не учитывать их нельзя. Да, астрология весьма и весьма сложна, неоднозначна, а порой противоречива и в концепциях, и в методиках, и даже в результатах. Но это вовсе не повод для ее отвержения и не основание для недоверия к ней. В конце концов, медицина тоже штука непростая, да и врачи нередко ошибаются. Но мы же не отвергаем искусство врачевания лишь на том основании, что нам когда-то не повезло с конкретным участковым врачом.
Многим людям непонятно происхождение астрологии. Одни считают, что она возникла путем откровения, но такой взгляд не оставляет за древними людьми права на возможность изучать окружающий мир и делать выводы о существовании законов и правил, согласно которым взаимодействует все живое. Другие считают, что астрология возникла путем наблюдений. Это тоже верно лишь отчасти, так как все-таки было интуитивное проникновение первых астрологов в законы Космоса, была медитация, был прорыв к сверхзнанию, непостижимый для земного рассудка. Наиболее любопытна концепция происхождения астрологии в результате «привлечения внимания» к Космосу и закону. Люди наблюдали за движением Солнца, Луны и планет, год за годом отмечая связи между земными событиями и небесными явлениями, постепенно накапливался опыт, постепенно исследователи приходили к медитативному проникновению в суть рассматриваемых явлений.
Многие сторонятся астрологии из-за якобы особой сложности ее символического языка. Однако в определенном смысле всякий научный язык непрост, особенно язык дисциплины, рассматривающей мир как синтетическое целое и описывающей самые различные процессы и явления одними и теми же символическими формулами. Многим кажется, что астрологией можно овладеть «с ходу», и они весьма огорчаются тому, что минимальный срок изучения астрологии — пять лет. Но спросите у любого врача — легко ли ему далось изучение анатомии, а ведь азбука астрологических текстов является фундаментальной для описания целых классов явлений, фактически она представляет собой язык описания жизни как целого. А потому, несмотря на внешнюю простоту и доступность, «звездный алфавит» весьма глубок и многозначен.
Да, астрологическое видение мира парадоксально, уж во всяком случае непривычно для современников. Но обратитесь к современным голографическим моделям или концепциям синергетиков, и Вы восхититесь сложностью и разумной устроенностью мира. Да и предмет астрологии — сам человек — сложен и глубок. Астрология, позволяющая уяснить индивидуальные ритмы жизни, свойства характера и качества связи между людьми, помогающая выявить внутреннюю структуру характера происходящего, особенности потенциалов и специфику тенденции развития — такая наука не может быть простой. Ее изучение действительно позволяет управлять (сознательно и намеренно) исследуемым явлением. Однако сложность языка описания адекватна сложности описываемого объекта.
Многим кажется, что сложность астрологии исчерпывается трудоемкими математическими расчетами положения планет относительно друг друга в исследуемый момент времени. Действительно, в прошлом астрологическая техника (правила и приемы астродинамических расчетов) доставляла немало хлопот астрологам. В древности астрологов так и называли: «математики» или «вычислители». Но прошло время, астролябия и секстант сменились таблицами эфемерид. Сейчас же повсеместно распространены компьютерные программы, позволяющие за непродолжительное время обсчитать колоссальные массивы информации и предоставить астрологу конечные данные.
Дело не в технике расчетов, основная сложность астрологии сокрыта в астрологической символике и астрологической интерпретации. Астрология — это не только наука о ритмах, но и особая техника медитации, философия символа, таинство ясновидения и искусство интерпретации. Астрологическая дисциплина предполагает глубокое знание самого себя и умелое владение скрытыми способностями собственного организма.
Сложность астрологии связана еще и с тем, что ее применение возможно лишь при наличии особого этического фундамента. Астролог не может быть механицистом, волюнтаристом или грубым материалистом. Возможности проводимой им интерпретации определяются широтой его мировоззрения. Рамки же мировоззрения тесно связаны с этическим кодексом астролога, с его пониманием психодуховных и психолого-социальных проблем. Астрологический подход по сути своей вероятностен и ненасильственен, а потому он никак не может быть совместим с представлениями о жесткой механической причинности, предполагающими сходство живого Мироздания с примитивным будильником.
Астрологическое видение мира предполагает признание свободы воли, осознание многофакторности причинных связей, понимание того, что все происходящее в Мире определяется великим множеством сцепленных причин и условий, а это никак не совместимо со стереотипами жесткого механицизма. Астрологи убеждены в возможностях влияния сознания клиента, осведомленного о своем будущем, на массив факторов, определяющих плотность вероятности наступления того или иного события. Астрологи убеждены в аналогической упорядоченности событий в потоке времени. В конце концов, астрологи предполагают, что жизнь имеет свой смысл и свое назначение. Разумеется, чтобы так видеть мир, необходимо относиться к нему совершенно особым образом...
Сложность астрологии состоит еще и в том, что дисциплина эта является одновременно иррациональной и рациональной. Рациональная идея астрологии такова:
— Весь мир организован строго и стройно. Мироздание подобно живому организму, в котором все разумно и целесообразно упорядочено и законным образом связано друг с другом.
— Законный ход планет продолжается из миллионолетия в миллионолетие, исполняя собственную роль в целостной Драме Вселенской Жизни. Все движущееся и закономерно перемещающееся каким-то особым образом связано с остальными частями Вселенной и смысл этой связи можно постичь.
— Необходимо исследовать и осознать, какое отношение имеют ритмы движения планет к нашей собственной жизни? Как именно они отражаются на внешнем и внутреннем планах существования индивидуума и сообщества? В чем заключены смысл и значение космических ритмов для живущего на Земле человечества?
Иррациональная идея астрологии может быть сформулирована следующим образом:
— Постижение скрытого смысла живой связи Ритмов, Событий и Значений может осуществляться только интуитивным, то есть внерассудочным путем — путем вдохновения, озарения, медитации.
— К подобному глубинному исследованию астролог должен быть эволюционно подготовлен, очищен и сформирован, ибо он сам является инструментом изучения внутренних содержаний наблюдаемого.
— Передача другому знаний о смыслах и значениях не может происходить внешним рациональным образом. Она требует особой открытости клиента, достаточно высокого уровня его интуитивного восприятия, а также таинственного симпатического резонанса двух душ в процессах парного, совместного смыслотворчества.
Понятно, что все это не делает астрологию простой. Но в то же время она — не «тайна за семью замками»; астрологию изучали, изучают и, надеемся, будут изучать наиболее разумные, наиболее глубокие, наиболее утонченные из людей. И если этот путь прошли другие, значит его можете пройти и Вы. Пройти и утвердиться в том, что мир и жизнь человеческая намного разумнее, целесообразнее и стройнее, чем это может показаться на первый взгляд.

7. Астрология — эзотерическая наука

Современники упорно отдают предпочтение объективному научному знанию в ущерб всем остальным видам постижения мира. То, что сегодня называется научным мировоззрением, есть не что иное как знание формальное, знание формул, абстракций, концептуальных структур. Конечно, это важный, более того, незаменимый род знания, крайне необходимый людям для ориентации в мире и даже в самих себе. Однако человечество не выжило бы, если бы предпочло формально-логическое, абстрактно-понятийное знание другим видам знания.
Помимо знания формул существует знание восприятий (художественное, эстетическое), позволяющее человеку ориентироваться в гармониях и чувственно-воспринимаемых порядках окружающего мира. Существует также знание переживаний (религиозно-мистическое, этико-психологическое), позволяющее человеку ориентироваться в сонме ценностей и целей. Каждому из нас известен такой важнейший из родов знания, как обыденно-деятельностное, или повседневно-бытовое. К научному или художественному оно никакого отношения не имеет, но без него вряд ли кто-либо сможет обойтись. Наконец, издревле известен удивительнейший род знаний, почти забытый современниками, но тем не менее лежащий в основе мировосприятия и действий, это — знание сказочное, мифопоэтическое, мифологическое.
Помимо научного видения мира вокруг себя и себя в мире человек нуждается и в других точках зрения, без которых он не может достичь полноты понимания реальности. Все вышеозначенные виды знания относятся к так называемым внешним, экзотерическим, профанным. Разумеется, для тонкого художественного восприятия мира необходимо совершенство чувств и благородство души, но все-таки этот род знания доступен всякому, кто пожелает к нему приблизиться. Но есть знание, в принципе не доступное большинству. Хорошо это или плохо — не нам судить. Но такова реальность: помимо экзотерических, доступных всякому знаний, в мире живет знание сокровенное, глубинное, сущностное, высшее — эзотерическое.
Астрология наукообразна, но суть ее, ее дух сокрыт в глубинах — в эзотерических учениях, в оккультных доктринах. И не понимая этого, по-настоящему овладеть астрологированием невозможно. Оккультизм в представлении современников связывается со множеством предрассудков и суеверий, хотя первопринципом эзотерического учения провозглашается то, что близко сердцу всякого разумного человека: «Мир построен по единым законам, организованным иерархически и приводящим в соответствие все со всем».
По сути дела, оккультизм есть технология внедрения высоких идей в практику жизни. Как ни странно это слышать, но всякий истинный оккультист — реалист и экспериментатор. Он внимательно рассматривает окружающий мир, в котором живет, и приводит свои впечатления в соответствие с внутренними переживаниями, наблюдаемыми в самом себе. Оккультист интуитивен, он всегда стоит на грани озарения, парит в потоке вдохновения — и в то же время он предельно близок к жизни, конкретен и предметен. Оккультизм, если попытаться вывести общую его формулу, есть синтез четырех стихиальных начал: Огня Философии, Воздуха Традиции, Воды Интуиции и Земли Практики.
В общем-то сферой оккультных исследований является Незримый Мир, подразделением которого считается мир видимых форм и внешних предметов. Оккультисты исследуют скрытые взаимосвязи вещей и явлений, недоступные для прямых чувственных восприятий. Ученые в рамках научных исследований рассматривают лишь явления и законы. Оккультисты в дополнение к этому изучают высокие Принципы — максимально общие Идеи, которые равно проявляются как во всех явлениях, так и во всех законах. Оккультисты исследуют правила взаимодействия незримого и видимого, тонкого и плотного, эфирного и грубого, причем исследуют эти отношения конкретно и содержательно, что позволяет им при необходимости оказывать управляющее и корректирующее воздействие на мир внешних форм посредством приведения в действие незримых сил.
Эзотеризм — чрезвычайно широкое учение, способное вместить в себя все известные и еще не ведомые людям отрасли знаний. Эзотеризм признает неопределенность и многовариантность будущего, он опирается на представление о свободе и непрестанно развивается, подобно вечно живой и непрерывно растущей Истине. Гордыня науки и религии заключается в том, что обе они стремятся монополизировать Истину, пытаются ее «застолбить», зафиксировать, обездвижить, то есть попросту убить. Религия подменяет специфику метода (высокие эмоциональные переживания) спецификой предмета — Живой Господь. Наука и вовсе навязывает миру ограниченные и неполные модели действительности. Очень важно понять, что эзотеризм, как и религия (впрочем, как и наука), стремится исследовать отношения между человеком и Богом. Просто исследуются иные, более глубокие ипостаси и Господа, и человека, изучению подвергаются непривычные формы их проявления. И лишь синтез науки, эзотеризма и религии может привести к созданию действительно живой и удовлетворяющей самые высокие запросы духа человеческого Культуры Богопознания.
Об этой проблеме писал еще в конце XIX века известный французский философ Эдуард Шюре в книге «Великие Посвященные»: «Самым большим злом нашего времени следует считать то, что Религия и Наука представляют из себя две враждебные силы, не соединенные между собой... С тех пор как церковь, не способная защитить свои основные догматы от возражений науки, заперлась в них словно в жилище без окон, противопоставляя разуму веру, как неоспоримую абсолютную заповедь; с тех пор как наука, опьяненная своими открытиями в мире физическом, превратившая мир души и ума в абстракцию, сделалась агностической в своих методах и своих целях; с тех пор, как философия, сбитая с толку и бессильно застрявшая между религией и наукой, готовая отречься от своих прав в пользу скептицизма — глубокий разлад появился в душе общества и в душе отдельного человека... Религия отвечает на запросы сердца, отсюда ее магическая сила, наука — на запросы ума, отсюда ее непреодолимая мощь. Но прошло уже много времени с тех пор, как эти две силы перестали понимать друг друга... Религия без доказательств и наука без надежды стоят друг против друга, недоверчиво и враждебно, бессильные победить одна другую...»
Эзотеризм имеет множество разделений и ответвлений, распространяться о которых в настоящей работе не имеет смысла. Все-таки разговор идет об астрологии. Приведем лишь три примера эзотерических дисциплин, каждая из которых жизненно нуждается в технологиях астрологирования. Специалисты в области эзотерической медицины при помощи методов наведения транса, ритуалов и использования личного магнетического влияния стремятся перенастроить психосоматический биокомпьютер человека и создать в организме устойчиво функционирующие психопрограммы самооздоровления. Эзотерические педагоги на основе грамотной диагностики способностей, помня об уникальности жизненной миссии человека, стремятся высвободить его личный творческий потенциал и гармонично организовать процесс психодуховного развития. Эзотерические политики рассматривают жизнь как процесс психодуховной эволюции и в рамках учитываемых ими ритмов и влияний интегрируют интересы отдельных людей и психосоциального целого, гармонизируя общество, природу и личность.
Понятно, что и медикам, и педагогам, и политикам астрология жизненно необходима как глобальная система ориентации в мире и в себе, как технология диагностики наличного состояния, метод прогнозирования и комплекс приемов использования энергий текущего момента. Как эзотерическая дисциплина астрология является своего рода осью оккультизма, этаким стержнем всего эзотерического человековедения.
Это очень важно понять, не исказив, не деформировав понимания: астрология — вовсе не наука, точнее, она особая, эзотерическая наука, в корне отличная от всех известных видов профанного, доступного для всех знания. Астрология — это объяснительная модель, использование которой предполагает наличие у самого астролога незаурядной наблюдательности, широты мировосприятия, остроты мышления и тонкости интуиции. Это и миф, и поэзия, и художественный образ, и научная концепция — все это одновременно. Астролог — это некий загадочный сплав ученого, художника и священника. Астрология — это синтез науки, мифологии и искусства. В этом (по сути применяемых методов и по характеру видения мира и влияния на него) она подобна медицине, психотерапии, политике, священству и практической психологии самосовершенствования.
Профанирование сакральной науки в средние века привело к вырождению астрологии в астрономию — синтез механики, статистики и физики твердого тела. Астрология же — это особое интуитивное искусство проникновения в сокровенные смыслы наблюдаемых феноменов. Не только астрология, но и подлинная философия, и глубинная психология также эзотеричны. Они созданы и применяются ради самопознания и саморазвития людей, они служат делу приращения духовного опыта личности и поэтому укоренены в священном оккультном знании.
Эзотеризм астрологии вовсе не означает ее полной закрытости от интересующихся: «Каждому — свое». Просто кандидат должен последовательно и настойчиво доказать свое право на обретение высшего, тайного знания, фактически приравниваемого к ключам от механизма управления миром и людьми. В ходе изучения астрологии человек расширяет свое видение, знакомится с вершинами и безднами, постепенно проясняет для себя смысл высоких идей и сложных понятий. Лишь начиная правильно видеть мир и приближаясь к постижению его законов, искатель способен войти в Духовный Космос, то есть обрести прямой канал связи с Незримым, что и является главным условием успешного астрологирования.
Астрологирование опирается на целенаправленно развиваемые интуитивные способности, и в этом смысле оно не более «научно», чем хиромантия или гадание на рунах. Но, как ни странно, это вовсе не снижает эффективность технологий и методов астрологии. Интуиция, соединенная с точным расчетом движения небесных тел и ясными алгоритмами анализа гороскопа, фантастически результативна. Астролог получает правильные ответы на верно формулируемые вопросы. Отсюда особый стиль отношений астролога с миром. Астролог любит мироздание, к каждому шагу своему он относится ответственно, а ко всему встречаемому — с предельной бережностью и завидной аккуратностью.
Для тех, кто приступает к изучению астрологии, очень важно с самого начала уяснить принципиальную ограниченность узко-ментального, формально-научного, поверхностно-объективного понимания Реальности. Для того, чтобы постичь мир и человека, необходимо выйти в иную плоскость восприятия: нужно расширить границы своих возможностей, овладеть медитативными технологиями и смело проникать в тайники и сокровищницы Незримого. Астрологические символы, организованные в психоритмологические карты (гороскопы), являются фокусами концентрации, внимание к которым инициирует вхождение астролога в медитативное состояние и устойчивое продвижение по семантическим каналам и смысловым полям. Фактически астрология представляет особого рода «философскую машину», которая может производить необходимую информацию лишь в том случае, если сам астролог глубоко и серьезно в ходе длительного изучения и творческой практики овладел медитативным потенциалом и глубоким смыслом используемых символов.
Близки астрологии иные виды «философских машин»: мантические системы Таро, И-цзин, Футарк, Саба, Нумерология и другие. Но астрология стоит выше указанных мантических систем, ибо она несравненно сложнее, а главное — напрямую связана с ходом физического Времени, фактически соединяя процессы Тонкого Мира и явления объективной реальности.
Если понимать жизнь как динамический спектр значений, как мозаичный поток закономерно сменяющих друг друга символов и смыслов, то станет понятно, что «случайность» тех или иных комбинаций астрологических значков в гороскопе иллюзорна. Астрология позволяет проникнуть в закономерно структурированные ряды смыслов и извлечь из циклов жизненного опыта ту бесценную квинтэссенцию, которую люди называют Мудростью.
Из всего вышесказанного понятно, что как эзотерическая дисциплина астрология жизненно необходима и для воспитания, и для лечения, и для организации жизни людей, для определения новых жизненных ценностей и выявления оптимальных путей их достижения. По сути дела астрология представляет собой первичную опытную субстанцию Богопознания, синтезируя Науку, Оккультизм и Религию. Наука отвечает на вопросы «как» и «что», Оккультизм отвечает на вопросы «почему» и «из-за чего», Религия же задается извечными «куда» и «зачем». В определенном смысле интерпретационная роль астрологии в культуре совершенно необходима и не заменима ничем. Астрологию можно назвать центральной дисциплиной и осевой культурной практикой человечества. Она раскрывает всеобщие взаимосвязи и конкретно анализирует взаимодействие между причинными цепями событий Тонкого и Плотного Миров. Она организует системы смыслов происходящего и выявляет неслучайности в контекстах Всеобщего Смысла. Астрология опирается на представление о Единственном Пути, начертанном всякому живому существу, а также на понятие о Цели Всеобщего Развития, иерархически организующей все и вся.
Астрологи утверждают, что любое событие и всякий организм имеют свою цель, свою задачу, свою роль, свою функцию, свою жизненную программу. Без понимания смысла этого движения, без представления о заданности существования живой психосистемы, без изучения динамики поведения вектора цели в принципе невозможно исследование индивидуальной кармы, а значит, невозможно предметное изучение смысловых взаимосвязей между исследуемым субъектом гороскопа и его окружением.
Чем талантливее человек, чем он гармоничнее и эволюционно состоятельнее, тем в большей степени он соответствует генеральной линии своего развития, начертанной в индивидуальном гороскопе. Астрология утверждает, что кармическая задача субъекта гороскопа всегда естественным образом сонаправлена задачам коллективности или эгрегора, а наличное состояние человека тождественно целостной ситуации, в которой он находится в настоящий момент.
В астрологии используются универсальные, глобальные модели, пригодные для анализа любого частного явления. Астрология как бы принимает в себя все живые объекты, перекодируя важнейшие факторы их существования в знаки особого символического алфавита. Технологии и модели астрологии позволяют легко и просто транслировать конкретику наблюдаемой феноменальной жизни в язык высокого уровня, фактически наводя мосты смыслового взаимодействия между самыми различными явлениями и субъектами. Разумеется, в астрологии существуют различные школы, используются различные методы, однако повсеместно соблюдаются строгие правила символического смыслового перевода с языка живых систем на язык абстрактной схемы.
В определенном смысле астрология является первоприродной моделью, позволяющей анализировать предмет любой сложности с максимальной разрешающей способностью, поскольку астрологические классификации (планетные, домовые, зодиакальные) вполне естественны, ибо опираются на наблюдаемые во внешнем мире объекты и явления. Сохраняя целостность видения, астрологирование позволяет вникнуть в сколь угодно малые тонкости глубинной структуры. Понятно, что аналогичного астрологии знания у человечества попросту нет!
Итак, астрология — наука сакральная, эзотерическая, высшая. Для того, чтобы освоить ее технологии и модели, искатель должен обратиться к самопознанию, к самосовершенствованию и приложить все силы, мобилизовать все резервы души для осуществления последовательного и эффективного самообразования. Следует также заметить, что эзотерическая дисциплина, помимо общего знакомства с нею, требует от каждого ищущего четкого определения границ применения получаемого знания и обрисовки сферы интересов. Другими словами, ученик должен четко сформулировать все то, чего он ждет от изучения астрологии — в противном случае рано или поздно он забросит это знание, ибо, оставаясь непримененным, оно окажется ему попросту «не по зубам».
Сегодня мы живем на переломе Эпох, являясь свидетелями тому, как оккультизм седой древности уходит в небытие, а на смену ему приходит Новое Тайноведение, составляющее священную суть Эры Гармонических Психотехнологий. Этот новый Оккультизм Эпохи Водолея требует новых умов и новых сердец, открытых будущему и страстно стремящихся к восприятию священного знания.
Ради всего святого, будьте серьезны и ответственны в мыслях, переживаниях и действиях, в отношениях с ближними и в предстоянии Богу. Просто иначе Вы не сможете воспринять Тайного Знания, Вы будете не готовы к его восприятию, и оно не ляжет Вам на сердце, оно не войдет в Ваш разум. Оккультное знание неумолимо изменяет всякого, кто решится на его восприятие. Оно изменяет человека целиком и полностью. А для такой тотальной трансформации мало пассивного согласия — необходимо устойчивое внутреннее усилие в преодолении ветхой инертной природы ради продвижения к Свету Могущества.
вверх