Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава 2. Символическое описание времени

Перед взорами естествоиспытателей в огромном океане земной жизни открывается картина грандиозных и бурных волнений, среди которых отдельный индивид исчезает бесследно. Плавая на утлом челноке по этому морю и преодолевая напор каждой набегающей волны, пловец погружен в шум и смятение бушующей стихии, и горизонт его ограничен ближайшей громадой волн. Море представляется ему хаотическим и беззаконным существом. Но стоит ему подняться высоко над бурной поверхностью, как картина, обозреваемая им, совершенно изменяется. Шум и смятение уже больше не тревожат его, и с высоты он видит, как величественно и мерно движутся громады волн, то подымаясь, то опускаясь, и в движении этом он отмечает строгую гармонию.
А.Л.Чижевский

1. Максимы астрологии

Всякое знание основывается на незыблемом фундаменте, слагаемом истинами и положениями, принимаемыми на веру. Весь опыт, достигаемый применением этих знаний, со временем доказывает истинность или ложность исходных постулатов. В астрологической доктрине, как и во всякой иной системе знаний, есть своя аксиоматика. Правда, она существенно отличается от сугубо научной ввиду оккультного характера самой дисциплины. Астрология как алгебра исчисления смыслов и значений, как единый язык описания наблюдаемой реальности опирается на четко формулируемые (хотя далеко не сразу понимаемые) принципы, на двенадцать фундаментальных максим, о которых далее и пойдет речь.
1. В этом мире реально все, кроме страхов и слабости. Реален человек, реальна плотная действительность, реальна незримая сфера, но более всего реален Творец — Господь, создавший все существующее. Сотворив этот мир, Бог заключил его в рамки определенных законов, во власти которых сущее находится и по сей день. Астрология есть искусство выявления и постижения смыслов всех вторичных сил и законов, действующих в тварном мире. Однако нельзя забывать о том, что во всякий миг Творец располагает правом и возможностью вмешаться в порядок действования Им же Самим установленных правил. Забывая об этом, астролог фактически присваивает себе прерогативы Господа.
2. Мироздание едино, живо, самосознающе, целостно и разумно. Точно также и всякая сколь угодно малая его часть едина, жива, самосознающа, целостна и разумна. Мир организован по голографическому принципу — все связано со всем и сколь угодно малое событие отзывается на всем Мироздании. Также и то, что происходит с большими, отзывается на маленьких. Астрология же изучает взаимосвязи между развивающимися системами различных иерархических порядков. По жизни малого можно судить о большом и наоборот.
3. В Мироздании все связано живыми резонансами, каждая часть отражает все остальное, всякая часть фокусирует в себе энергии и силы целого. Во Вселенной главенствует принцип Мировой Симпатии. Закон Аналогии указывает на всеобщую ритмическую связь всего со всем. Несмотря на формальное различие ритмов, размера и амплитуд колебаний, жизнь всякой отдельной частицы и любого организма интегрирована в существование Целого. Вселенная живет в едином Времени, общем для всех и вся. Занимаясь исследованием Времени, астрология помогает проникнуть в смыслы прошлого и определить тенденции будущего.
4. Микрокосмос человеческого естества субстанционально, энергетически и организационно подобен Макрокосмосу Мироздания. Эволюция Вселенной свершается в каждом конкретном человеке — космические процессы напрямую зависят от моральной ответственности людей и характера их личных свободных решений. В свою очередь, на каждом из живущих индивидуумов отзываются все пертурбации и события, развертывающиеся в космических далях.
5. Космос и организм живы, а значит, закономерны в своем развитии, упорядочены и организованны. Универсум (сплав объективного и субъективного) духовно структурирован, то есть внутренне связан конкретными смыслами, значениями и отношениями. Мы все живем в глубоко интегрированной, упорядоченной и структурированной Вселенной, представляющей конкретное циклокосмическое целое. Все структурированные поля деятельности организмов и явлений конечны и ограничены в пространстве и времени. В то же время экзистенциальная глубина и возможности развития взаимоотношений между ними неопределенны, то есть относительно бесконечны. Даже имея внешние ограничения (синоним упорядоченности и структурированности), субъект открыт вовнутрь и вовне, и открытость эта может быть им использована через спонтанное саморазвитие живущих в нем смыслов.
6. Мир существует в циклическом времени. Все, имеющее свое начало, неизменно приходит к завершению. Но речь идет не о начальном и конечном пункте линейного отрезка времени, а о возвращающемся к своему истоку круговом циклическом движении. Астрология опирается на циклический характер протекания времени, потому в ее символике столь важны круг и спираль. Планеты, Солнце и Луна являются стрелками в Космическом Хронометре, каждая из которых представляет свой особый энергетический цикл. Все, начинаясь, возвращается к своему истоку. Именно эта цикличность развертывания явлений и лежит в основе астрологического прогнозирования. Лишь взаимное наложение всевозможных планетных и звездных ритмов делает всякий момент времени уникальным и неповторимым. Ибо сложность его не в силах вместить даже самый широкий человеческий разум.
7. Протекая в едином Вселенском Времени, многоразличные процессы и явления, события и феномены связаны друг с другом синхронистически. Причинная связь позволяет прослеживать развитие отношений между прошлым, настоящим и будущим. Синхронистический резонанс помогает анализировать смысловые отношения между одновременно происходящими событиями. Всякое явление может быть понято благодаря анализу всего того, что случилось одновременно с ним. В синхронистических целостных актах проявляется ритм жизни самого Мироздания. Анализируя лишь линейную цепь однонаправленно зависящих друг от друга событий, мы не в силах познать характер связей между частным и Целым.
8. Взаимозависимость явлений немеханична. Нет жестких связей между происходящим здесь и там, сейчас и после. Мир организован вероятностно, то есть существование закона вовсе не отрицает реальности свободы воли. Астрология — это не инструкция к «будильнику», но тайна управления собой и миром. Возможность управления предполагает наличие свободы выбора. Неопределенность — сущностная черта Мироздания. Естественно, свобода решения сопряжена с конкретной индивидуальной ответственностью и равна ей по величине следствий свободно совершаемого деяния.
9. Все события заданы во времени, но характер их развертывания и форма проявления зависят от нравственного выбора человека. Мир уже существует в Пространстве и Времени — пусть потенциально, но все же Будущее реально, ибо сам поток Времени своей внутренней структурой задает сроки наступления тех или иных событий. Рожденные субъекты обладают ограниченным запасом Временной Энергии организма. В их распоряжении также находится особая тонкая структура, позволяющая воспринимать временные энергии окружения. Сознательная практика астрологирования не только предотвращает потери Силы, данной субъекту от рождения, но и позволяет использовать энергию Временной Волны для расширения своих возможностей. Грамотное обращение с Временным Потоком и сознательное сотрудничество с порождениями Времени (субъектами, индивидуальностями, организмами) позволяют воспринять, накопить, уплотнить, переработать и направить на действия Силу, насыщая и гармонизируя ею существование.
10. Астрология оперирует символически означенными Действующими Началами (астрофакторами), попарно дополняющими друг друга и организованными иерархически, нумерологически и геометрологически. Эти живые Качества-Силы ритмически пульсируют в потоке Вселенского Времени, находясь в непрерывном взаимном равновесии, попеременно активизируя одна другую и тем самым способствуя динамике развития конкретных организмов. Переменные значения Планет, архетипические классы опыта Домов и фундаментальные смысловые поля Знаков Зодиака, пересекаясь и взаимоумножаясь друг с другом, в итоге производят архетипические качества бытия, взаимодействие которых и сплетает Поток Жизни. Гороскоп представляет мандалу, содержащую все исходные Качества-Силы, зафиксировавшую картину их совокупного влияния в момент рождения субъекта. Все силы и энергии в гороскопе находятся в гармоническом активизационном равновесии и представлены в определенных пропорциях при четко выявляемых связях друг с другом. Рисунок взаимодействия исходных астрофакторов и изменения его в потоке Времени определяют особенности жизни субъекта.
11. Астрология сопрягает две взаимосвязанные (но в сознании людском разделенные и не пересекающиеся) сферы реальности — внешнюю (жесткую, общую, объективную, поверхностную) и внутреннюю (тонкую, индивидуальную, субъективную, глубинную). Астрологирование позволяет соотнести живые процессы, параллельно протекающие на двух «этажах» существования, сонастроить их и привести во взаимное соответствие. Именно поэтому астрология жизненно необходима как для символического, так и для практического человековедения. В определенном смысле она является матерью всех отраслей знания, единым корнем культуры, монолитным фундаментом всего того, что отличает человека от животного. Более того, астрологирование позволяет соотнести индивидуальное с коллективным, без чего невозможно гармонизирование человека с группой, которая является основой сосуществования индивидуумов. Вышеозначенные процессы взаимонастраивания различных реалий должны проводиться крайне бережно и осторожно, ибо даже вмешательство напряженной мысли астролога в суть происходящего может нарушить тонкий баланс энергий и причин. А потому астрология опирается на созерцание, наблюдение как главный метод познания сущего.
12. Астрологирование есть целостное, живое действо, в равной мере зависящее от субъекта гороскопа, от момента астрологирования и от умонастроения самого астролога. Искусство интерпретации требует умения входить в особые трансовые состояния (медитировать, интуитивировать, ясновидеть). Астрология есть гуманитарная интерпретационная символическая языковая техника постижения действительности, и очень многое (столь многое, что даже трудно себе представить) в астрологировании зависит от самого мастера. Очень важна старательность астролога, качество и объем его личного и родового жизненного опыта, чистота, разнообразие и продолжительность практики, а также тренированность воображения и развитие навыков созерцания. Астролог всегда ограничен своим собственным гороскопом и траекторией своего профессионального развития. Очень многое определяется его образовательным уровнем, а также стойкостью и строгостью нравственных установок. Повторяем, астролог не может освободиться от субъективности видения гороскопа другого человека, а потому он должен непрестанно совершенствовать себя, изучать людей и осваивать достижения культурной среды, в которой ему приходится осуществлять свою миссию.

2. Изучение потока времени

Нет постоянства в Космосе, даже простой предмет в два последующих момента является отличным.
«Озарение»

Астрологи занимаются изучением ритмов, сопоставляют земные и небесные события, которые происходят согласно единым ритмическим законам. Они разработали теорию развития ритма как такового безотносительно к его вещественному носителю. Естественные науки — физика, химия, биология, геология и др. — изучают ритмы в применении к конкретным объектам, исследуют ритмы жизни конкретных систем. Астрологи же исследуют время как таковое и ритмы как таковые. Они интересуются закономерностями динамики процесса жизни во времени самых различных целостных систем. Ход же самого времени определяется движением планет на небосводе.
Основополагающей аксиомой астрологии является утверждение о том, что внешнее и внутренне, большое и малое, вселенское и земное связаны неразрывными узами, и потому, изучая одно, мы можем судить о другом. Исследуя движение планет, мы можем судить о земных событиях, и напротив, наблюдая за тем, что происходит на Земле, мы можем сделать определенные выводы о том, с какими небесными событиями может быть связано то или иное явление. В основе астрологии лежит особая модель мира, которую можно определить как психокосмическая: целостность, единство, неразрывная связь между макрокосмосом и микрокосмосом, между внешним и внутренним, человеческим и небесным.
Феликс Казимирович Величко так определяет предмет астрологии: «В любой науке есть некие основополагающие принципы-постулаты — недоказуемые (или пока еще не доказанные), подтверждающиеся всем опытом человечества. В геометрии Эвклида, например, это постулат о том, что две параллельные прямые никогда не пересекаются. Есть такой постулат и в астрологии, он гласит, что натальная карта как бы навечно запечатлевается в организме человека (как и где, неизвестно, полагают, что в генетическом коде, но мы с вами договоримся всегда честно признаваться: чего не знаем, того не знаем).
В своем ритмичном движении планеты (кроме самых далеких) за жизнь человека не раз проходят через точки, которые они занимают в натальной карте, и каждый раз соответствующая функция мощно проявляется в жизни человека; планеты как бы щелчком замыкают некий контакт, нажимают на спусковой крючок, за чем следует выстрел — активизация или подавление соответствующих биоритмов, изменение эмоционального или физического состояния человека, очень часто влекущее за собой существенную перемену в его жизни. Случаются, конечно, «осечки» и «холостые выстрелы», иногда, как в ракетной атаке, заряд достигает цели не сразу, с задержкой — все это осложняет работу астролога, ведь он не может поставить эксперимент и набирает свой опыт анализом многих и многих случаев.
Сорок два раза нажимало Солнце на гашетку неудачного расположения Марса, Сатурна и Плутона в натальной карте Владимира Высоцкого, и все обходилось, а вот на сорок третий не обошлось... знай он свой гороскоп, может поостерегся бы в этот период, «подстелил соломку» и поныне радовал бы нас своими песнями...
Основное положение астрологии: ритмы правят вселенной, причем они либо взаимодействуют друг с другом, либо моделируются один другим. Это означает, что взяв одну группу ритмов (в нашем случае ритмичное движение небесных тел) и опытным путем изучив их соотношение с другой группой — с ритмами человека, мы сможем по характеру планетных ритмов судить о протекании ритмов, определяющих поведение человека.
Приведу упрощенный пример. Известно, что чувство гнева, раздражения связано с выделением в кровь адреналина (гормона надпочечников). Регулярно измеряя содержание адреналина в крови, можно убедиться в том, что эта функция периодическая, связанная с суточным ритмом (то есть на языке астрологов — с видимым движением Солнца по небу). Можно пойти и астрологическим путем. Функция движения планет тоже периодическая и тоже связана с Солнцем. Из математики известно, что две периодические функции, связанные одним и тем же параметром, могут быть выражены одна через другую. Следовательно, развитие гневливости, раздражительности мы можем следить по планетной функции, не врываясь шприцем в организм человека. С точки зрения математики, безразлично какую планету избрать для этой цели, но все культурное наследие человечества подсказывает нам, что на роль «гневливца» нужно выбрать Марс, а не, скажем, Венеру. Поскольку подавляющее большинство функций нашего организма параметризовано по Солнцу или Луне (которое, в конечном счете, тоже параметризовано по Солнцу), мы имеем полное право выражать ритмы организма через планетные ритмы, что и делает астрология.
Это общеизвестный и широко использующийся в технике принцип моделирования, позволяющий, например, рассчитывать параметры плотин по электрическим схемам. И если с помощью электромоделирования можно сказать, что будет с плотиной после нескольких лет ее работы, почему с помощью астромоделирования нельзя попытаться предсказать, как будет развиваться жизнь человека (а в нашем конкретном случае, как будет развиваться ситуация, когда некто попадет вам «под горячую руку»)?
Астрологи отдают себе полный отчет в том, что ритмы человека очень сложны и никогда не ограничиваются функцией только одной планеты. Так, анализируя раздражительность, они рассматривают не только Марс, но и Луну, и Уран, и Солнце. Таким образом, астрология использует движение Солнца, Луны и планет для моделирования биоритмов. Биоритмы порождают эмоции, из эмоций вытекают поступки, а из поступков состоит вся жизнь. Для изучения ритмических функций нужны, во-первых, часы, а во-вторых, выбор точки отсчета начала функции.
Мы отмеряем ритмы нашей жизни по наручным часам, именно они помогают нам управляться со множеством встречных и поперечных планов, утрясать повседневные проблемы. Для астролога звездное небо — это огромный циферблат, двенадцать Знаков Зодиака — двенадцать цифр на этом циферблате, а планеты, Солнце и Луна — стрелки, отсчитывающие космические ритмы. Человек, живущий не в ладах с наручными часами, обрекает себя на неприятности — опаздывает на работу, делает что-то не вовремя и кое-как. Человек, не обращающий внимания на «космические часы», создает себе сам (звезды здесь не причем) стрессовые ситуации, делает свою жизнь негармоничной. Астрология учит правильно считывать показания стрелок «космических часов» и строить свою жизнь в гармонии внутренних и внешних ритмов.
Теперь о точке отсчета. Астролог начинает отсчет ритмов с момента рождения человека и вот почему. Пока человек не родился, его биоритмы согласуются с ритмами матери (управляются ими) и внешние влияния доходят до него только косвенно. В момент рождения большинство биоритмов младенца перестраиваются в соответствии с внешними условиями; ряд ритмов (дыхание, пищеварение) включаются именно в этот момент. Космос властно заявляет о своем существовании, а расположение планет в первую минуту после рождения как бы засекает точки космических ритмов на данный момент. Астролог получает карту соответствия внешних и внутренних ритмов новорожденного, она то и называется гороскопом, а правильнее — генитурой, или натальной картой. Это исходный пункт дальнейшего моделирования и прогнозирования.
Итак, астрология — это наука, изучающая взаимосвязь ритмов человека и космоса и выясняющая законы гармонизации внутренних ритмов человека и внешних ритмов природы и общества.»
Исследователь из Санкт-Петербурга Александр Ильмов считает, что в астрологии применяется уникальный метод познания, называемый типологией, в основе которого лежит разделение объектов или систем и их группировка с помощью обобщений идеализированной модели или типа. Типология опирается на выявление сходства и различия изучаемых объектов. Фактически, движение планет, наблюдаемое на небосводе, сопоставляется с изменениями в состоянии качеств, свойств и объектов, относимых к одному типу. Астрология — это количественное и качественное обобщение человеческого опыта, закрепление устойчивых признаков по принципу сходства и различия, выводимых из актуальной человеческой практики. Именно этот опыт и был систематизирован в символической модели Зодиака, которая постепенно совершенствуется, конкретизируется и уточняется в соответствии с нуждами типологического исследования единых ритмов существования Вселенной и человечества. Астрология — это, по сути дела, идеальная модель мира, выражающая единство объективного и субъективного, с одной стороны, в их постоянной связи, а с другой, в постоянном динамическом развитии.
Все философы-космисты, рассматривавшие мир как целое, или, как говорят сегодня, использовавшие холистический подход в своих исследованиях, ратовали за примат духовного начала и указывали на великое значение законов ритма, действующих в эволюции, указывали на телеологичность, то есть целенаправленность исторического и эволюционного процесса. Астрология в определенном смысле является философией космизма, ее типологический подход, индивидуальный метод исследования целостных объектов и внимание к изучению времени дают основание так утверждать.
Что есть время, современная наука не знает. Определений существует множество, однако о природе, о качественной, содержательной специфике времени пишут мало и с неохотой: «Время — это конденсированный тысячелетний опыт взаимодействия сознания человека с миром, это мера изменчивости. Это образ, позволяющий обращаться к числовой мере при сравнении различных циклических систем, находящихся в различных условиях... Мы знаем не само время, а идею о нем и умеем подбирать числовую меру, соответствующую этой идее» (В.В.Налимов).
Время строго структурировано, организовано и каждый последующий миг отличается от предыдущего. Образ времени, порождающего все, мы находим в дао китайской философии. Согласно концепции дао целостный мир представляет собой свободно растущий цветок, в котором каждая частичка занимает свое место в связи с единым целым, все растет одновременно и индивидуально. Образ Сантаны — реки вечности, выходящей из беспредельности и в ней же исчезающей — также образ времени, который мы находим в индийской философии.
Древние рассматривали время как поток непрестанного творчества, как поток постоянной самоорганизации. Время было аналогом существования упорядоченного психобытия, оно связывало внешнее и внутреннее, большое и малое, космическое и земное. Время было едино для всех уровней организации природы, время понималось как то, что связывает все в единую ткань Мироздания. Порождающий Хронос, организованный в себе и рождающий из себя организмы, явления, целостные системы.
Момент порождения нового уникален, в нем, как в семени, скрыты жизненные программы, целевые установки и траектории развития этого нового, причем время понималось не как пустая длительность, но как последовательность качественно своеобразных мигов, оно было связано в самом себе циклами, ритмами, периодами. Иногда определенные качества-свойства, характерные особенности моментов повторялись. Миги времени были абсолютно уникальны в себе и в то же время их роднило многое с подобными им мигами, расположенными в других участках оси времени.
Таким образом, астрология, изучающая само время — наука системная, наука о целостном, базирующаяся на строгих, математически точных и философски корректных принципах, наука, утверждающая голографическое живое единство мира. Фактически астрология изучает организованность Хроноса — Времени, исследует иерархию ритма; если угодно, вся наука в своем пределе стремится именно к этому, изучая и колебания в кристаллической решетке, и ритмы энцефалограммы человеческого мозга, и ритмы сезонов, и ритмы геологических эпох.
Современная наука была вынуждена обратиться к исследованию ритмических закономерностей, ибо исследование ритма идет рука об руку с развитием представлений о мире как о живом целом. Именно это позволяет надеяться, что уже в XXI веке, с развитием методологического и математического аппарата астрология станет вполне респектабельной, официальной, признаваемой всеми учеными наукой, результатами которой будут пользоваться представители всех отраслей человеческого знания.
Максимы астрологии понятны и близки каждому наблюдательному человеку. К примеру, сугубо астрологической является поговорка: каждому времени — своя песня. Понаблюдаем хотя бы за тем, как изменяются содержание, сюжеты и форма кинофильмов, костюмов актеров, масок, танцев, моды...
Наблюдения за связью между космическим и земным оказываются полезными для прогнозирования того, что ожидает нас в будущем. Важно понять, в какой фазе циклического процесса мы наблюдаем тот или иной объект, важно изучить взаимосвязи планетных принципов в момент вхождения нового в жизнь, в момент рождения, определить фазу циклического взаимодействия двух явлений, родившихся в разное время и обладающих уникальной индивидуальностью. Так астрология помогает исследовать роль конкретного в общем процессе и прогнозировать последующие фазы развития наблюдаемого объекта и возможные изменения взаимосвязей с его окружением.
Всякому известно, что используемая для анализа наблюдаемого явления схема не только помогает уяснить детали и особенности рассматриваемого, но и в определенной степени ограничивает наше видение, наше понимание. Астрология же расширяет рамки восприятия текущего момента и помогает связать его с предыдущими и последующими. Фактически эта самая тайная, самая закрытая и внешне самая запутанная из эзотерических наук дает нам ключ к тайнам всего рождающегося во времени. Она используется и как прогностическая наука, и как основание для незримого магического воздействия на реальность, и как искусство исцеления, исправления, восстановления целостности и гармонии.
Ритмы существования должны быть установлены, упорядочены и организованы, причем сознательно и целенаправленно. Именно поэтому многие современные методологи называют астрологию психоархитектурой или программатикой — наукой об упорядочивании будущего существования. Мы называем это астропроектацией, то есть проектированием существования организма или объекта во времени как с учетом его индивидуальных характеристик, так и с учетом открывающихся перед ним пространств времени.
Астрология утверждает, что мир телеологичен, то есть был создан с определенной программой, по определенному плану и стремится к достижению определенной цели, к исполнению определенной миссии. Фактически, астрологи утверждают, что история каждого отдельного организма и мира в целом была задана, точнее, была задана ее структура, сроки наступления тех или иных событий и перекрестки выборов. Содержание же истории, то есть тактическое наполнение и характер самих выборов полностью зависит от обладающего свободной волей человека. Астрология усматривает целевую причину во всей ее сложности и неоднозначности, она понимает цель, к которой стремится мир в своем развитии, как причину его существования — это позволяет понять тайное руководство эволюцией, это позволяет выяснить жизненные программы всего живущего. Многовариантность будущего, согласно астрологическим доктринам, вовсе не исключает кармической инерционности (влияний прошлого) и дхармической оптимизации (грамотного планирования) выборов.
Астрология является искусством исторической эволюционной агрономии: что посеет человек, то и пожнет. Существуют законы, управляющие эволюцией, за рамки которых не в состоянии выйти ни один человек, и существует свобода, в негативном случае — произвол, который очень существенно влияет на будущее всего, что совершает выбор, всякого, кто идет более или менее свободно по пути собственного развития.
Астрология в определенном смысле представляет собой хронотерапию — лечение времени существования объекта. В чем-то она аналогична смыслотерапии, логотерапии Виктора Франкла. Франкл достигает исцеления человека благодаря соотнесению его сознания со смыслами существования. Астрология добивается того же эффекта благодаря соотнесению человека с ритмами его существования, каждый из которых имеет свое назначение и свой смысл.
В настоящее время деастрологизированное общество и деастрологизированная культура привели к разрыву связи времен. Астрология же стремится восстановить связь и резонанс между внутренним и внешним, между прошлым, настоящим и будущим и, фактически, указывает человеку на тонкие инструменты управления реальностью, то есть на дух, на сознание, на свободную волю.
Астрология — это не только математика времени, это не только структурная семиодинамика, позволяющая исследовать дрейф смыслов, перетекающих из одного момента времени в другой, но это и особого рода смысловая дисциплина. Она позволяет человеку ориентироваться в особых качествах различных моментов, помогает описать историю индивидуальности, учит методам извлечения энергии из потока силы, каковым является время, предлагает медитацию как метод аккумуляции временных энергий, помогает ритуальному использованию особых сверхмощных моментов Хроноса, позволяет четко планировать жизнь и прогнозировать всевозможные периоды, события и состояния, интересующие человека.
Фактически, астрологию можно назвать циклологией — наукой о циклах, ритмах, периодах, целостностях, изучающей свойства и особенности самого времени и позволяющей конкретно связывать отношения, существующие между различными целостностями: отношения в системах человек-человек, человек-ситуация, человек и надындивидуальное целое, человек-предмет, человек и он сам во времени, а также связи между ситуациями. Истинная астрология фактически представляет собой логику целостностей, математику живых систем, она позволяет определить пути интеграции и гармонизации элементов всех уровней и частей единых живых организмов.

3. Принципы астрологирования

Карл-Густав Юнг считал астрологию системой организации субъективных пространств человека, рассматривал ее как особую архитектонику смысловых пластов Тонкого Мира. Он писал: «Астрология — это всеохватывающая система мироупорядочивающих мыслей и представлений».
Раньше мы уже говорили об описании мира как основании для восприятий и действий человека в мире. Астрология, фактически, является инструментом, прибором, средством видения, лекарством от заблуждений и методом, применимым в самых разных сферах человеческой жизни.
Астрология особенно значима тогда, когда ситуация кажется тупиковой и нет видения, нет понимания благополучного, гармоничного выхода. Астрология в определенном смысле является иммунизацией против патогенных систем верований. Патогенная система верований искажает понимание мира и мешает адекватным влияниям человека на мир субъективный, а через него — на жизнь других людей. Фактически, патогенная система верований, искаженно представляющая мироздание, деформирует земную жизнь людей и мешает гармоническому обустроению субъективных пространств. Астрология — одно из лекарств, одно из средств спасения против хаоса во внутреннем, а значит, и во внешнем мире.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня, кроме профессиональных астрологов, никто адекватно, спокойно и здраво не относится к астрологии как к системе знаний. К примеру, многие люди считают, что астрология — это доктрина абсолютного детерминизма, где все жестко зависит от всего, и в рамках этой доктрины мир рассматривается как механический будильник. Другие считают, что основное в астрологии — это объяснение происходящих в мире процессов и явлений через дуализм полярных отношений. Планеты являются, согласно этому миропониманию, излучателями, какие-то из них хорошие (Венера или Юпитер), какие-то дурные (Марс, Сатурн).
И то, и другое представление являются для современной астрологии историей. Сегодня астрологи исповедуют так называемый «математизм». Согласно этой доктрине, гороскопы представляют собой сложные целостные системы символов, складывающиеся в неповторимый рисунок индивидуальности. Символы эти взаимодействуют на основе определенных законов, и тот, кто умеет обращаться с конкретными сложностями жизни в этих символических рисунках, находит отгадки, отыскивает пути изменения ситуации к лучшему.
Очень опасно представлять астрологию как механическую систему предсказаний. На деле же астрологирование служит самоосуществлению индивидуальности, и самоосуществление это является равнодействующей между четырьмя главными силами, четырьмя исходными направлениями в астрологии. Возможно, многим из Вас будет странным это узнать, но главным и первостепенным в самоосуществлении является умение слушать Волю Господа, умение собеседовать с живыми сущностями Небесной Иерархии и входить в контакт с незримыми силами, постоянно присутствующими рядом с людьми и участвующими в их жизни.
Второе направление — это исчисление потенциалов астрологических матриц, то есть гороскопов, изучение возможностей и структуры характера и неустанное самопознание, которое невозможно без сложных символических схем, называемых картами рождения и картами развертки.
Третья сила, оказывающая значительное влияние на выборы в процессе самоосуществления — это влияние коллективностей, или эгрегоров, которые, фактически, составляют содержание психической жизни надындивидуальных целых, включают в себя кармическую инерцию, ставят перед человеком определенные задачи и формулируют глубинные проблемы, разрешение которых и составляет ткань индивидуального существования.
Наконец, четвертое влияние связано с личным отслеживанием компромиссов всех силовых линий развития и внутренней честностью. Кроме слушания Голоса Бога в себе, кроме определения влияний коллективностей и изучения самого гороскопа необходимо еще и обладать этаким интуитивным прозрением в опытную состоятельность момента. Человек должен ощущать, прав он или не прав, хотя бы перед самим собой, и лишь после этого принимать ответственность за то или иное решение. Фактически, самоосуществление является результирующей, равнодействующей четырех векторов, исходящих от высших сил, от гороскопа, от коллективностей и личного опыта.
Если представить это моделью тетраэдра, то пространство осуществления индивидуального жизненного процесса определяется вершинами тетраэдра, связанными друг с другом: Господь, гороскоп, эгрегоры и личный опыт. Если же мы хотим магически изменить реальность объективного мира, если мы хотим выпутаться из ситуации затруднения, необходимо считаться с мнениями и тенденциями всех четырех сил, но не оказаться при этом в баснословной ситуации, описанной Крыловым.
Подлинное самоосуществление — это искусство дипломатии, это умение слышать все голоса и находить компромиссы между ними. Мир и жизнь — тонкие и сложные гармонии, одновременно ценные для всех участников, слишком ценные, чтобы позволить любопытному менять этот мир из пустого бахвальства или дурной прихоти. Когда же приходят в согласие все четыре вершины тетраэдра, когда находится компромисс между голосом Господа и структурой гороскопа, влиянием коллективностей и личным опытом выбирающего, тогда могут разрушаться горы и созидаться целые материки.
Перечислим основные принципы астрологирования, постижение абстрактной и содержательной сути которых придет лишь с годами астропсихологической практики. Многие из этих принципов так или иначе уже излагались выше, многие мы затронем впоследствии. Здесь же они приводятся в единой связи для того, чтобы обрисовать общими штрихами методологическую широту астрологической доктрины.
1. Принцип аналогии: «Как вверху, так и внизу».
2. Принцип синхронизма.
3. Принцип целостности.
4. Принцип симметрии: каждый гороскоп компенсирован сам в себе и его фигура целостно уравновешена; даже при движении Планет в фигурах развертывания натальная карта дестабилизируется лишь на определенный период и быстро восстанавливает неустойчивое равновесие.
5. Закон индивидуальности факторов-символов: каждая планета, зодиакальный Знак и астрологический Дом обладают неповторимой содержательной и энергетической индивидуальностью, а потому не перекрывают поля значений друг друга и не могут быть друг другом заменены.
6. Принцип возможности астрологирования: всякий момент можно целостно оценить, а потому проанализировать; нет ситуаций, которые не поддаются астрологической интерпретации.
7. Принцип полноты описания является следствием самих методологических установок исследований в астрологии — всякий целостный объект, по определению, содержит в себе все классы качеств, групп и свойств, так или иначе связанных с движением различных Планет в гороскопе.
8. Принцип избыточности описания: несмотря на то, что поля значений различных символических факторов не пересекаются друг с другом, тем не менее они могут друг друга дополнять при целостном описании.
9. Единство движущихся дисгармоний и стабилизирующих консонансов: во всякой карте наличествует баланс напряженных и гармоничных аспектов.
10. Принцип идеальной фигуры развития субъекта карты: гороскоп представляет собой схему идеального развертывания потенциалов, способностей и задатков, присутствующих с момента появления на свет субъекта карты; индивидуальное развитие осуществляется в рамках общекультурных паттернов согласно особенностям астрологируемой ситуации.
11. Принцип эволюционной связи астрофакторов: в структурной интеграции ключевых факторов гороскопа отражена космогоническая картина их взаимной эволюционной связи.
12. Принцип взаимоотражения символических факторов: существуют резонансы аспектов, сигнификаций и управлений, как бы пронизывающие и прошивающие гороскоп.
13. Принцип магнитного притяжения подобного к подобному: ситуации и астрокарта соответствуют друг другу точно так же, как клиент соответствует астрологу, а происходящее во внутреннем мире соответствует внешним событиям. Этот принцип называется еще принципом единства событийного и психологического, взаимодополнительности макрокосмического и микрокосмического.
14. Принцип дополнительности кармы и дхармы: всякое прошлое, отраженное в гороскопе (карма) недвусмысленным образом определяет порядок, характер и строй будущих выборов, решений и программ обязательного развития (дхарма).
15. Принцип неуклонного нарастания понимания символов: и клиент, и астролог в ходе углубленной работы над гороскопом и жизненными ситуациями продвигаются все дальше по пути понимания смысла символических факторов и связей между ними, потому-то и утверждается, что астрологию до конца постичь невозможно, ибо понимание астрологической картины мира развивается вместе с постигающим ее субъектом.
16. Принцип трансмутации карты в праве выбора и акте свободы воли. Все символические факторы гороскопа имеют множественное значение, и если выбор совершается с большей сознательностью, то и значение фактора изменяется в сторону его углубления и расширения.
17. Принцип устойчивой вертикальной связи центра карты с ведущим эгрегором. Гороскоп не имеет смысла интерпретировать, если заранее не оговаривается необходимость обращения к высшим смыслам, к высшим целям и высшим силам для наставления на путь истинного самоосуществления и подлинного духовного развития. Только при обращении к Центру Карты (символу высшего «Я» или Господа Бога) может быть гармонизирована и взаимокомпенсирована структура планетных, знаковых и домовых отношений в гороскопе.
18. Правило энергетического включения интерпретатора в клиента: отношения между астрологом и клиентом в принципе не могут быть формальными, так как процесс интуитивной интерпретации подразумевает наличие живой смысловой связи между диагностируемым и познающим.
19. Принцип единства видения и предпочтения: то, каков гороскоп клиента и уровень развития последнего, определяет порядок и характер видения субъектом окружающего мира и самого себя. Фактически, от структуры гороскопа развертывания зависят и знаки событий, и пороги восприятия, и структура отражения субъектом окружающего и внутреннего миров.
В дополнение к изложению основных принципов астрологирования хотелось бы отметить необходимость введения в практику астрологирования так называемой «бритвы Оккама». Не следует объяснять, к примеру, личность изучаемого человека слишком сложно, используя для этого мажорные планеты или астрологический жребий. Можно сформулировать минимальное количество аксиом в астрологии, способных развиваться и саморазворачиваться. Фактически, для этого и были приведены выше принципы астрологирования.
Любой объект имеет своего рода «лестницу уровней», причем нарушения в поведении и структуре этого объекта начинаются с простых, глубинных, фундаментальных, если угодно, примитивных основ его существования. Очень важно уметь формулировать проблему в простейших терминах исходных базисных понятийных систем. Если нет гармонии в простом, значит не может быть восприятия и высших влияний. В этом смысле для астрологов весьма актуален призыв «плясать от печки».
Возможно, астрология станет понятнее в свете сопоставления ее с медициной. Фактически, в этих дисциплинах присутствует один и тот же стиль познания и образ действия.
1. И медицина, и астрология являются одновременно и наукой, и искусством, требуют и отточенности рассудка, и великолепия интуиции.
2. Основным критерием эффективности является живая практика специалиста-профессионала.
3. К собственно медицинским и собственно астрологическим занятиям предрасположены очень немногие, но в той или иной степени ознакомиться с этими дисциплинами обязаны практически все.
4. И медицина, и астрология опираются на очень сложную картину мира, а потому диагностика является очень тонкой и глубокой проблемой.
5. Научные знания сочетаются с живым наблюдением, а схемы интеллекта непрестанно оживотворяются наитиями интуиции.
6. В обеих дисциплинах присутствуют формальные абстрактно-логические схемы, которыми содержание этих отраслей знания все-таки не исчерпывается.
7. Для успеха и в астрологии, и в медицине необходимо наличие прямого медитативного канала в надындивидуальную сущность — астрологический или медицинский эгрегор, который аккумулирует знания многих времен и специалистов и помогает интуитивно отыскивать единственно верные решения.
8. Обе дисциплины предполагают самоактивность исследуемого и исцеляемого человека и делают упор на его самосовершенствование; фактически речь идет не столько о лечении и исправлении, сколько о профилактике и укреплении иммунитета.
9. Важен факт живого исцеления, то есть восстановления целостности (в медицине — психотелесной, в астрологии — психосоциальной).
Всякая проблема и всякое заболевание в той или иной степени связаны с нарушениями во внутреннем психодуховном состоянии субъекта консультирования, субъекта лечения.

4. Символические ключи астрологии

Кто-то из древних философов определил человека как животное, создавшее системы символов и научившееся с их помощью общаться. Основной тканью, основным элементом, основой самой культуры являются языки. Недаром говорится: «Сколько знаешь языков, столько раз ты и человек».
Язык символов — это единственный универсальный язык из всех языков, когда-либо созданных человеком. Его необходимо научиться понимать (в медитации), а не разгадывать как тайный код. Профессионализм астролога определяется его способностью переводить символы на язык обычной человеческой речи. В этом свете астрология предстает как техника содержательной символической медитации. Понимание языка символов предельно важно для каждого, кто хочет глубже познать себя. Необходимо изучать не частичные (субъективные) языки, а овладевать языком интерпретации самих символов.
Психолог Эрих Фромм как-то заметил, что люди выдумали сто разных слов для автомобилей и лишь одно слово для всех многообразнейших форм любви. Это и есть частичный язык, язык искаженный, деформированный, не соответствующий реальности. Язык же астрологических символов является объективным, космическим, если угодно, всеобщим и объединяющим все века и народы. Необходимо лишь проникнуть за поверхность символических начертаний и освоиться в пространстве смыслов и значений.
Методолог астрологии Дейн Редьяр писал: «В определенном смысле астрология всегда символична, если правильно ее понимать. Все зависит от того, как понимать слово «символ». Алгебра тоже чисто символична, но ведь благодаря именно ей и высшей математике появилась возможность создать современную науку и век машин. Астрология в основе своей — алгебра жизни. Но ее применения так же разнообразны, как формы жизни, которые она координирует, интегрирует и осмысляет в рамках определенного Порядка».
В свете сказанного гороскоп представляет собой вовсе не космографическую схему соотношения координат различных планет относительно неподвижных звезд. Гороскоп можно представить себе как мандалу для медитации или гадательную книгу, или алхимическую формулу совершенствования человеческого материала, или алгоритм аутотрансформации, или структуру психокомпьютера исследуемого субъекта, или дхармический паттерн (структура жизненной миссии и индивидуальной судьбы), или отражение индивидуальной кармы (следствия прошлых поступков, отраженных в структурах характера и поведения).
Приведем несколько определений символа:
«Символ есть образ, взятый в аспекте своей знаковости. Он есть знак, наделенный всей органичностью и неисчерпаемой многозначностью образа. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого, но и разведенные между собой и порождающие символ. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»: смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива. Смысл символа нельзя дешифровать простым усилием рассудка, он неотделим от структуры образа, но существует в качестве некоей рациональной формулы, которую можно «вложить» в образ и затем извлечь из него. Символ тем содержательнее, чем более он многозначен. Сама структура символа направлена на то, чтобы дать через каждое частное явление целостный образ мира» (С.С.Аверинцев).
«Символ — это термин, имя или изображение, которые известны в повседневной жизни, но обладают специфическим добавочным значением к своему обычному смыслу. Это подразумевает нечто смутное, неизвестное или скрытое от нас. Слово или изображение символичны, если они подразумевают нечто большее, чем их очевидное и непосредственное значение. Они имеют более широкий спектр «бессознательных» аспектов, которые всякий раз точно не определены или объяснить их нельзя. И надеяться определить или объяснить символ нельзя. Когда мы исследуем символ, он ведет нас в области, лежащие за пределами здравого рассудка» (К.-Г.Юнг).
«Символ — это нечто, находящееся вне нас и символизирующее нечто внутри нас. Язык символов — это язык, посредством которого мы выражаем наше внутреннее состояние так, как если бы оно было чувственным восприятием, как если бы оно было чем-то таким, что мы делаем, или чем-то, что делается с нами в окружающем материальном мире. Язык символов — это язык, в котором внешний мир есть символ внутреннего мира, символ души и разума... Язык символов — это такой язык, с помощью которого внутренние переживания, чувства и мысли приобретают форму явственно осязаемых событий внешнего мира. Это — логика, в которой главенствующими категориями являются не время и пространство, а интенсивность и ассоциативность. Это — единственный универсальный язык, изобретенный человечеством, единый для всех культур во всей истории. Это язык со своей собственной грамматикой и синтаксисом, который необходимо понимать, если хочешь понять смысл мифов, сказок и снов — богатейшего наследия культуры... Язык символов — это иностранный язык, которым должен владеть каждый. Умение понимать этот язык позволяет соприкоснуться с одним из важнейших источников мудрости — с мифом, соприкоснуться с глубинными уровнями нашей собственной личности. Фактически, это помогает нам проникнуть в специфически человеческий пласт духовной жизни, общий для всего человечества как по содержанию, так и по форме» (Эрих Фромм).
Георгий Гурджиев четко разделял субъективные и объективные языки. Он утверждал, что каждый человек говорит на языке собственных значений, вследствие чего другие понимают его, лишь преломляя сказанное сквозь призмы собственных мнений. В то же время существует в мире единый объективный язык, который иногда называют языком Посвященных, или сензаром. Аналоги такого объективного языка — арабский, иврит, санскрит и ряд других.
Языки в древности назывались священными; предполагалось, что всем вещам, объектам, явлениям и существам в рамках этих языков даются так называемые истинные имена, подлинные имена, само звучание которых вибрационно соответствует сущности обозначаемого предмета. В этом плане астрологическая символика является серьезным приближением к универсальному объективному языку, и по мере постижения самим профессионалом основ перевода символических значений на обычную человеческую речь объективность, универсальность этого символического языка все возрастает: «Необходимость слышать Слово Божье наталкивается на препятствие в форме отсутствия универсального языка, на котором оно может быть выражено. Преодолевается это препятствие путем создания большого количества частных, неуниверсальных языков, на которых Слово Божье может быть выражено частично, в каком-то аспекте; на роль создателя таких языков призвана интеллигенция.
Если простейшее сообщение Господь передает человеку, пользуясь фундаментальными природными явлениями (например, гром и молния — для устрашения, извержение вулкана и землетрясение — для уничтожения), то более тонкие указания приходится передавать, используя более дифференцированные средства» (А.Тихомиров). Одним из таких «более дифференцированных средств» и является символический язык астрологии.
Следует заметить, что символ является исходным элементом всего человеческого поведения и цивилизации в целом. Всякое человеческое поведение в той или иной мере обусловлено использованием символов как средства общения между людьми и инструмента понимания человеком мира и самого себя. Все человеческое поведение состоит в использовании символов или же зависит от него. Символ выступает в роли определяющего признака человечества в целом, в качестве сущностного признака общественной жизни, он дает ключ к пониманию истоков всех ее проявлений, в том числе и культурных.
Роль особой системы символов, которыми оперируют люди в процессе общественной жизни, действительно чрезвычайно велика. Символы объединяют и разделяют опыт большого числа людей, они переносят события из мира случайного, беспрецедентного, уникального и непостижимого в мир общих понятий или «универсалий». Логическая последовательность символов, которую можно найти в любом языке, в любой научной теории или художественной традиции, в религиозных ритуалах создает из кажущихся хаотическими, непредсказуемыми и бессмысленными фактов жизненные паттерны порядка и значений.
Особенно замечателен в этой связи язык астрологической символики, в его атмосфере очень легко дышится беспокойному и пытливому уму, ибо все находит свое место и осмысливается упорядоченно. Астрологическая символика открывает перед исследователем внутреннего мира своего рода духовный космос, давая простор воображению и рассуждению.
Не следует забывать также о том, что символ есть организм, он представляет собой живое, целостное, самоупорядоченное поле значений, богатое ассоциативными связями с другими символами, полное нюансов и даже своего рода настроений. Символ внесловесно и внезнаково обозначает саму Реальность, загадочным образом ей соответствуя. Следует учесть также то, что отдельные символы, особенно значимые в различных культурах и занимающие центральное место в системах мировосприятия, имеют свои личные эгрегоры. И с ними можно запросто беседовать, они способны понять вопрос и ответить на него.
Фактически, символ открывает для нас реальность Незримого Тонкого Мира, пусть даже она понимается как модель описания процессов и явлений, разыгрывающихся в глубинах субъективных пространств. Исследователь, постигающий глубины и высоты символов, не может не признать существования незримого пласта реальности, управляющего видимым миром, событиями и людьми. Символический язык, фактически, служит для более полного и адекватного вхождения в рассматриваемую проблему, которую исследователь смог описать, используя язык символа.
Чем гармоничнее упорядочен символический язык, и в то же время, чем он тоньше, глубже и дифференцированнее, тем более он способствует полному описанию реальности, тем серьезнее он отвечает на поставленные астрологом вопросы. «Каждый символ есть драгоценнейший многогранник, каждая грань которого заключает в себе не только множество толкований основной идеи, но и относится к различным областям науки. Полное содержание символа заключает в себе космическую, астрономическую, религиозную и философскую стороны символически представленной идеи. В древних мистериях передавались все фазы тайного развития символической идеи: сначала порядок ее космического раскрытия, затем математическое и астрономическое значение, потом — психическое, как отражение идеи в микрокосме человека, далее — отношение идеи к природе физического мира. После этой поворотной точки своего развития идея возвращалась, проходя через философский синтез, обратно к началу, к исходной точке, то есть к сущности духовной первопричинности. Необходимость символического языка для сообщения людям запредельных истин вытекает из того, что религиозное учение дается не для одного поколения, но для сотен, не на один век, но на десятки веков, в течение которых, в каждый данный момент, существуют люди разного умственного и нравственного развития» (Е.Писарева).
Мы, продолжая мыслить в традициях Запада, считаем, что для каждого из людей возможно бесконечное разнообразие духовного опыта. Все, что мы испытываем — непосредственно наше, каждый момент нов, ни одно событие вроде бы не повторяется. Однако, хотя человеческий опыт действительно очень велик, нормальный опыт человека конечен в отношении числа характеристических и значимых типов. Если бы человек мог передвигаться независимо от физических препятствий по поверхности земного шара, он мог бы продолжать это движение бесконечно и его движение было бы «неограниченным». Но опыт окружающих пейзажей на его пути несомненно конечен и цикличен, пройдя полный круг, он так или иначе станет попадать в те места, в которых уже был, его опыт будет существенно повторяться, хотя он и может реагировать на одни и те же места по-разному. Точно так же основной символический опыт человеческой жизни составляет замкнутый ряд цикла.
Мы обнаруживаем этот же принцип повторяемого ряда опыта и в отношении времени. Время по сути своей не линейно, но циклично. Все живое имеет начало, достигает кульминации и приходит к завершению лишь для того, чтобы вновь начаться. Смена времен года, суточный ритм и развитие растений тому примеры. Нет точного и буквального повторения событий и фактов; естественно, развитие идет по спирали, однако основные фазы циклического роста неизменно повторяются через определенные сроки. Изменяются факты, но сохраняется значение. Каждую весну семена пшеницы — это новые семена. Почва, разумеется, несколько иная, но в целом основные условия, побуждающие пшеницу к прорастанию и росту, основные фазы развития и сроки остаются теми же.
Задачей астропсихолога является синтез наблюдаемой, неповторимо уникальной конкретности живой жизни субъекта и ситуации и осознание абстрактных индивидуальных особенностей субъекта гороскопа. Отсюда и вытекает структурный и динамический (актуальный и потенциальный для ситуации и субъекта) анализ осуществления жизненного процесса. Естественно, каждый стремится гармонично осуществлять собственный жизненный процесс, идя по путям творчества, самопознания и совершенствования нравственной позиции, а потому астрологию необходимо изучать всякому серьезному, мыслящему, ищущему человеку.
Символическая система астрологии — это прежде всего язык. В ХХ веке стало возможным создание множества языков, по-разному отражающих отношение людей к миру и к самим себе. Вряд ли можно и нужно что-либо говорить об адекватности этих языков реальности. Они будут активно использоваться людьми до тех пор, пока с их помощью можно будет сообщать что-то новое. В этом плане астрологические символические системы практически неисчерпаемы, ибо всякий момент нов, всякая ситуация уникальна, всякий индивидуум неповторим, а потому этот язык непрестанно новый, хотя и опирающийся на одни и те же вечные символы.
Разумеется, каждому времени своя песня. Символические системы постоянно изменяются по содержанию, но остаются прежними в структурном, знаковом отношении. Астрология меняется, но вместе с тем астрология и остается. В разных эгрегорах действенны различные астрологические техники, а потому всякий специалист осуществляет выбор приемлемой для него системы по личному предпочтению. Символы являются, по выражению А.Подводного, медитативными ключами в соответствующие эгрегоры, а потому изменение социальной и культурной реальности (эгрегорных матриц) приводит и к изменению соответствующих символических ключей. Каждому веку отводятся свои символические ключи для общения с Тонким Миром, хотя формулы и ритмы движения планет остаются все теми же, просто человечество становится более понятливым для тех писаний, что наносятся Господом на Небесах.
Символы бывают условными (знаки и буквы), случайными (символы, вызывающие по ассоциации память о тех или иных событиях) и универсальными. В последних наличествует глубинная, внутренняя, смысловая взаимосвязь между самим символом и охватываемым им полем значений. В основе универсальных символов лежат переживания, доступные каждому человеку, соответствующие конкретным архетипам коллективного бессознательного. В Плотном Мире мы привыкли пользоваться орудиями труда и всевозможными приборами. Аналогом приборов и орудий труда в Тонком Мире являются символы. К примеру, фотоаппарат сначала придумали, а потом лишь изготовили и пустили в дело. Точно так же символическая система приходит к людям из Тонкого Мира, внедряется в сознание создателя очередной символической концепции, а затем начинает «работать» в умах и сердцах многих миллионов людей.
Фактически система символов организована как аппарат энерго-информационной работы в Тонких пластах, она конструкционно создана, устроена, придумана для того, чтобы помогать человеку ориентироваться в Тонком Мире и оперировать его энергиями. Аналогия с построением прибора для последующего его использования полная.
Готовность к восприятию и истолкованию символов организует в душе изучающего особый инструмент, пригодный для резонансного смыслового связывания с обозначаемыми определенными символами предметами. Символическая система является инструментом познания Тонкого Мира, позволяющим налаживать каналы силовой и информационной связи с эгрегорами. Повторяем, символы являются энерго-информационными ключами в каналы эгрегоров, то есть модификаторами реальной власти эгрегоров над входящими в их состав элементными сознаниями людей.
Символическая система — это и компас, и фильтр для настройки тонких причинных влияний на земной мир. Символ является объектом Мира Огненного, причинного мира эйдосов, каналом к идеям Тонкого Плана. При этом мир рассматривается как арена сражения позитивных и негативных символов. Чем чище, выше, глубже и гармоничнее символ, чем он адекватнее соответствует высшей Тонкой Реальности, тем он достовернее, полезнее и благотворнее для людей.
Порой изучающие астропсихологию задаются вопросом: «А насколько реальны сами символы и то, что с ними связано?» Замечу, что истинно все то, что реально совершенствует человека и мир, увеличивая количество красоты, гармонии и блага. Символ сверхреален, хотя может быть и неверно понят, ибо речь идет о Тонкой Реальности, речь идет о глубинных пониманиях и отождествлениях высших элементов человека с тончайшими символическими реалиями.
Ословечивание символа фактически соответствует воплощению души в тело или материализации мысли в написанном слове. Слово и знак — это вибрационные, резонансные, живые, структурные, организованные реалии Тонкого Мира. При создании и использовании символических систем неуловимо тонкие символические реальности Тонкого Мира фактически воплощаются в зримых, ощутимых и произносимых формах с тем, чтобы впоследствии быть использованными людьми, интересующимися связью с высшей реальностью.
Символ на деле реальнее любого плотного вещества и физического предмета. Построение символической системы вовсе не плод своеволия создателя, а высшая форма идеаторной активности человека в реальности Тонкого Мира, аккумуляция символического быта человечества. Недаром говорится: «Рукописи не горят!» Не только творения искусства живут вечно, вечными являются продукты мыслетворчества и духовного поиска. Тонкий Мир причинен по отношению к земному, его существа и объекты развиваются, но неуничтожимы.
Построение символической системы является по сути дела проектированием живых, спонтанно развивающихся ритмо-структур Тонкого Мира. Недаром древних жрецов называли «архитекторами эгрегоров». Символическая система представляет собой этакую «философскую машину», существующую на медитационной энергетике индивидуума, действующего в Тонком Мире и находящего ответы на интересующие вопросы.
Для астролога очень важен выбор адекватной роду его занятий и сфере действий символической системы. Древние говорили: «Звезды не лгут». Действительно, звезды никогда не лгали, ошибаются лишь те, кто пытается понять, о чем они говорят, без грамотного использования символических систем. Хороший астролог отличается от плохого не тем, как он исчисляет движение планет, — это достаточно простое занятие — но тем, насколько точно и тонко он интерпретирует те или иные положения планет в Знаках Зодиака и астрологических Домах.
Символические системы могут быть и неверными; искаженные, деформированные символы порождают этакие «ошибочные приборы». От «заморочек» и заблуждений людей должны избавлять ответственные и нравственно-зрелые профессионалы, специалисты в области разработки и использования символических систем. Таковым, по сути дела, должен являться и каждый астропсихолог.
Очень велика ответственность за отыскание в медитации символов-ключей, символических систем и адекватных средств их выражения в словах и знаках, за влияние сотворенного автором символического ключа-канала на большие массы людей — не только в консультациях, но и через средства массовой информации. Если в процессе взаимодействия астропсихолога с людьми задействован негармоничный канал эгрегора, происходит искажение самого потока тонкой энергии и информации, идущей из Тонкого в Плотный Мир. В результате возникают всевозможные нарушения: от заболеваний и смертей до искажений путей исторического развития.
Фактически, в процессе развертывания истории мы имеем дело с борьбой символических систем за власть над социумом; в борьбе символических систем отражается сражение эгрегоров, которое является движущей силой самой истории. Описания и истолкования гороскопов, особенно проведенные в массовое сознание через средства массовой информации, сами по себе определяют характер действий людей, а потому являются реальными актами влияния на мир.
Во все времена для описания внутренней и внешней реальности люди пользовались различными символическими системами. С ходом жизни астрологические системы, а также лежащие в их основании базисные системы (концепция Ирины Палагиной) постепенно усложнялись. Чем сложнее система оценки, тем глубже и тоньше она действует, но тем дальше она от унитарной системы, в которой весь мир, человек и реальность рассматриваются как единое целое, и при этом достигается полное единство человека с потоком эволюции.
В зависимости от количества избранных исходных факторов, как бы делящих между собой различные сферы, аспекты и пласты реальности, различаются и базисные системы символического восприятия мира. Так, известны унитарная система (получившая распространение в Китае или в Христианстве), полярная система (ян-инь, манихейство, зороастризм, гностицизм), триадическая система (три силы в индийской медицине), а также тетрадная модель (четыре стихии средневековой алхимии).
Современная двенадцатиричная система астрологии фактически содержит в ряду Знаков Зодиака три проявления четырех стихий. При этом и Знаки, и Планеты относятся к одному из трех полярных подразделений — ян (мужское, экстравертивное, духовное, излучающее, творческое, активное, электрическое, волевое, подвижное, ведущее), инь (женское, интровертивное, материальное, поглощающее, инертное, воплощающее, реактивное, ведомое, пассивное, холодное, магнетическое), дэн (среднее между ян и инь). Существуют символические системы, в основе которых лежат пять факторов (стихии в китайской медицине) или десять факторов (система Сефирот в иудейской каббалистической философии). В Халдее была известна восьмиричная астрология, некоторые эзотерические общества использовали так называемые алфавитные прогностические системы, в которых число отдельных самосуществующих факторов достигало двадцати двух. К примеру, сейчас идут разговоры о том, возможно ли существование тринадцати Знаков Зодиака. В принципе, да, хотя использовать эту систему будет не очень удобно, тем более, что значения всех остальных Знаков придется попросту радикально пересмотреть.
Базисная система определяется количеством исходных факторов (три, пять, восемь или более), которые обозначают (символизируют) сферы, на которые подразделяется вся наблюдаемая реальность. Естественно, введение новых факторов автоматически приводит к глобальному пересмотру значений предшествовавших базисных элементов.
Зодиак как цикл конкретных трансформаций реально развивающегося процесса является мандалой времени и пространства. Зодиак, как и любой язык, обладает и ритмом, и формой. Все астрофакторы представляют не что иное, как слова в космической поэме жизни, причем каждый изучающий собственный гороскоп может соотнести свое существование с ритмами вселенского бытия и увидеть отражение в индивидуальном поле опыта вечных законов жизни Вселенной. Все слова являются символами, язык же является собранием символов, находящихся в определенных отношениях друг с другом. Астрологическая символическая система глубоко синонимична, что позволяет ей очень тонко и точно отражать внутренние потоки образов и классифицировать внешние события.
Прав американский астролог Б.Хербст: чтобы астрологическая символическая система «работала», она должна быть стройной и простой, то есть конструкционно законченной, гармоничной и глубоко структурированной. Сложность вовсе не равнозначна туманности интерпретации, а глубина не означает неопределенности и запутанности текста. Поэтому в процессе профессионального обучения астропсихологии столь важен анализ символических основ и последовательное усвоение всех ступеней интерпретации символических структур.
Иногда кажется, что ты уже все знаешь — вот только высказать, истолковать, интерпретировать не в состоянии. А именно это и является результатом творческой деятельности астролога. Потому-то и необходимо постепенно и терпеливо изучать все ступени структурно-психологического понимания феномена человека и лишь после приступать к практической прогностике и проектированию путей самосовершенствования.
В астрологии отдельный фактор не может быть столь же однозначен, сколь бывает порой конкретен и однозначен знак. Смысловая структура символа многослойна и рассчитана на активнейшую творческую работу самого воспринимающего, работу внутреннюю, работу медитативную. Смыслы символа объективно существуют и осуществляют себя не как наличность, но как динамизирующая тенденция восприятия. Смысл символа не дан, но задан. Этот смысл до конца нельзя разъяснить, сводя к однозначно логической формуле, но можно лишь пояснить, соотнеся его с дальнейшими символическими сцеплениями, которые подведут к еще большей рациональной ясности, но никогда не достигнут чистоты ограниченных понятий и строгих определений.
В этом астрология близка алгебре. Алгебра представляет собой символический язык, отвечающий потребности точного, но вместе с тем абстрактного и универсального формулирования отношения. Алгебраические формулы — это нечто большее, чем простые утверждения фактов, так как они подразумевают существование универсального порядка и веру в постоянные законы природы как «константы». Астрология, как и математика, дает форму познанию, а эмпирические науки, в частности, психология, психоэнергетика, эгрегорика, поставляют организованные содержания этого познания.
Истолкование символа представляет собой диалогическую форму познания: смысл символа реально существует только внутри человеческого общения либо внутри общения человека с эгрегором, вне чего можно наблюдать лишь пустую форму символа в виде нерасшифрованного образа, недалекого и бедного. Элементарные исходные символы в начертаниях и примитивных значениях доступны всем, но только высокие профессионалы грамотно используют правила соединения символов-слов в символические предложения. Слова известны многим, но лишь талантливый автор способен написать замечательную книгу. «Для получения правильных выводов надо правильно определять понятия» (Сократ).
Рассмотрим теперь астрологирование как процесс ресимволизации, то есть восстановления глубинного смысла символа. Мы ранее определили астрологию как теорию символа, как набор методик интерпретаций различных символических пространств, как способ познания, совершенствования и проектирования структур и организмов внешнего и внутреннего миров. В практическом применении астрологии и в ее изучении заключается точное дифференцирование и ясное структурирование субъективных пространств и их адекватное соотнесение друг с другом и с внешней феноменальной жизнью. Таким образом, астрологический язык является одновременно и конкретным, и абстрактно-архетипичным. Но следует помнить, что стопроцентной формализации в астрологии нет и быть не может. В пределах заданной базисной системы создается та или иная модель ситуаций, которая более или менее эффективно используется астропсихологом в процессе медитативного включения в информационные пласты соответствующих эгрегоров. Главное для астролога заключается в пробивании скорлупы индивидуализма клиента.
Получаемая в процессе консультации информация по сути дела оказывает одухотворяющее действие, она настраивает и программирует человека, она дополняет уже сложившееся видение ситуации и снижает порой столь опасную неопределенность, она включает людей в ритмы эгрегоров, упрочает внимание к самым различным аспектам, сферам и функциям процесса жизнетворчества. Астрологическая информация расширяет картину и дифференцирует видение мира, углубляет постижение потенциалов и способствует уяснению ритмов их осуществления, фактически указывая пути и направления их актуализации. В конечном счете, астрологическая информация структурирует повседневные действия и упорядочивает познание во времени.
Разумеется, все это наблюдается только в том случае, если астрологическая информация, с одной стороны, достаточно актуальна для клиента, а с другой стороны, он может активно и творчески ее использовать в процессе собственного строительства жизни. Астрологическая информация способствует распечатыванию скрытых «сокровищ силы». Метафора очень проста, она приведена в сказке о спящей красавице. Немногие реально осведомлены об имеющихся у них способностях, потенциалах и возможностях. Астрологическая информация способствует пробуждению человека, его самовоспоминанию и выходу на новый пласт существования благодаря использованию скрытых в его организме и психике резервов.
Прогностическая же астрологическая информация позволяет изменить судьбу человека, использующего свободу воли. При наличии прогностических данных клиент имеет возможность активизировать позитивные элементы ситуаций и не допустить событий негативного характера. Таким образом, в полярную пару сил хаоса и космоса он вводит свою собственную, третью силу, — свободную, направленную, осознанную волю. Астролог сознательно вмешивается в процесс спонтанного развертывания судьбы человека и фактически берет на себя ответственность за сдвиг событийного поля вероятности на том или ином «внутреннем перекрестке» Судьбы.
Следует учесть также, что гороскоп — это целостная совокупность акцентов и структур. Основные условия развития ситуаций определяют не отдельные астрологические факторы, но именно их сложное сочетание и переплетение в многоликих и многозначных аспектах, в которых одни факторы синергетически дополняются и окрашиваются другими и все вместе образуют неповторимый узор. Гороскоп, эта круговая планетно-зодиакальная диаграмма, является примером геометро-алгебраического символа, который необходимо перевести на язык образов, метафор и аллегорий, самих по себе не менее символичных, чем число или структура, но более понятных и интуитивно-доступных клиенту.
От изучения отдельных астрологических символов, через освоение интерпретаций парных факторов (Планеты в Знаках, Планеты в Домах, Дома в Знаках, Планеты в аспектах и т.д.), необходимо переходить к пониманию специфического характера комбинаций самых различных элементов карты. Сложность комбинирования полей смыслов различных астрофакторов в процессе толкования порой толкает людей на поиск и включение в анализ гороскопа мало известных или вовсе неизвестных космических тел: трансплутоновых планет, астероидов, комет и прочее. Такие люди любят привлекать к толкованию значение градусов, весьма вольно интерпретируя символы. Но интуитивизм астрологии вовсе не означает неопределенности, туманности и вседозволенности.
Разумеется, характер и адекватность интерпретации — проблема очень серьезная, но астролог всегда должен придерживаться избранной формальной ментальной модели, в которой четко определены границы значений и сферы применения различных астрологических символов. Очень важно понять, что искомый в процессе интерпретирования смысл по сути дела является связыванием наличной ситуации клиента, обратившегося с той или иной проблемой, с его опытом (прошлое) и целями (будущее); связыванием с иерархическими надсистемами (эгрегоры коллективностей) и с ведущей стратегической религиозной моделью жизни (отношение клиента с Господом). В отличие от религиозных доктрин астрология строго индивидуализирована и постоянно стремится к поиску соответствия действий и состояний человека текущему моменту времени и особенностям синастрических связей с другими людьми.
Всякая культура базируется на тех символах, которые более или менее сознательно принимаются всем обществом; институты искусства и науки развитого цивилизованного общества составляют сложные систематические организации символов, структурирующих поведение, основные чувствования и мысли людей, принадлежащих данной культуре. Фактически, культура развивается, достигает зрелости и приходит в упадок параллельно использованию символических систем и благодаря им. То же происходит и с самими символами, на которые она опирается и из которых черпает свою связующую силу и жизнь.

5. Медитативная практика в работе астропсихолога

Астрология является символической системой интерпретации лишь для тех, кто умеет обращаться в Тонкий Мир за ответами на четко сформулированные вопросы. Да, астрология это наука, ибо ее азбука конкретна и ограничена, законы четко сформулированы и определены, схемы четки и строги, конкретные приемы интерпретации излагаются достаточно просто, а данные подтверждаются на практике. Но вместе с тем астрология является медитативным искусством, так как используемые ею символы при их внешней ограниченности на деле оказываются глубинными и неисчерпаемыми. Необходимость индивидуального подхода подчеркивает обязательность постоянных интуитивных контактов с Тонким Миром. Астрология позволяет консультанту предметно и направленно обращаться за ответом в Тонкий Мир, помогает организовать текущий духовный опыт и «найти слова» для выражения невыразимого.
Проблема астрологической интерпретации формулируется сравнительно просто: «Что означает конкретное расположение взаимосвязанных астрофакторов в контексте уникального гороскопа?» Но ответ на этот вопрос далеко не так прост, как кажется. Астрологическая интерпретация — это ритуальное действо, это открытие тайны, экстатическое переживание космизма существования, обращение к глубине и выси перспектив, предлежащих всякому индивидууму.
Разумеется, медитация как интуитивный способ включения в человека и ситуацию, как путь синтеза, поиска единства противоречащих друг другу и в то же время взаимодополняющих элементов совершенно необходима в процессе астрологирования. Человек есть свернутая вселенная, он способен настроиться на любой объект и услышать в себе его сущностную песню. Мистик видит все индивидуальные сердца, бьющимися в Великом Сердце Мироздания. Необходимо просто соединить слушание с собственным сердцем. Ученый должен стать слышащим мистиком, лишь тогда он будет всемогущим магом. Так объединяются мир внешний и мир внутренний, такова медитативная задача астрологии.
Очень важно понять тот факт, что мысли и чувства человеком не создаются, но лишь регистрируются, они приходят из глубин внутреннего мира либо поступают из мира внешнего. Левополушарное, сугубо рассудочное анализирование гороскопа помогает включить канал интуиции и активизировать правое полушарие, в итоге астролог соединяется с ведущим его по жизни эгрегором. Последний же показывает все желаемые картины и «произносит» ответы на поставленные вопросы. Длительное исследование карты резонансно связывает астролога с астрологируемым лицом и предстоящим событием, фактически спонтанно включая интуицию. Кстати, именно поэтому астрология и управляема планетой Уран — планетой озарения, способного осенить человека поверх пространства и времени и уточнить ответ на любой вопрос. Конечно, это действительно лишь при достаточном уровне развития самого астропсихолога, при его глубоком образовании и активном служении высокому астрологическому эгрегору, который и позволяет астропсихологу проникнуть в глубины души клиента и далеко заглянуть как в будущее, так и в прошлое.
Астролог не только толкует создавшуюся проблему клиента и прогнозирует динамику ее развертывания, но и подсказывает лучшие пути ассимиляции планетных энергий, методы утончения бушующих в организме и среде сил, направляет энергии клиента по верным естественным путям, оговаривая особенности их использования. Таким образом, профессиональное психологическое ориентирование представляет собой стратегию гармонической гуманистической психотерапии. Разумеется, чтобы достигать подобных результатов, необходимо осваивать навыки корректного диалога с символами, учиться глубокой, тонкой и ясной медитации, очищать восприятие и входить в жизнь, протекающую в магической реальности, с ее событийными знаками и сигналами от эгрегора.
Следует также помнить о том, что мы всегда искажаем среду; искажают ее идущие от эгрегора и из глубин собственной психики информационные потоки. Возможно, это не так и страшно, но об этом всегда нужно помнить. Многократное погружение в проблему, перепроверки, обсуждения с коллегами и оспаривание ранее полученной информации, если на то есть причины, помогают проверить ее достоверность. Достижение результатов астропсихологической консультации напоминает процесс шлифовки алмаза: необходимо прочувствовать все Планеты, Знаки, Дома и Аспекты, а не просто ментально скомбинировать связанные с ними слова и предложения. Необходимо пережить, ощутить гороскоп, сердцем постичь значение различных его элементов и скомбинировать в самом себе все эти чувства, дожидаясь синтетического ответа из сверхсознания.
В медитации астролог должен определять наилучшее время для тематических интуитивных разработок тех или иных гороскопических проблем, подбирать соответствующую обстановку и обстоятельства, резонансно соответствующие искомому камертону тематической медитации, а также вычленять астросроки, в продолжение которых идут наиболее значимые синхронистические «знаки» о будущем (аспекты, ингрессии, повороты планет).
Как осваивать используемую символическую систему? Необходимо регулярно учиться ставить вопросы по самым различным вопросам дня и учиться слушать ответы. Чем конкретнее вопрос, чем корректнее он поставлен, тем скорее придет ответ и тем более ясным он будет. Важно регулярно исследовать процессы инициирования, стимуляции и управления процессом интуитивного восприятия, учиться ставить вопросы в самых разных обстоятельствах, при разных состояниях организма, развивать внимание, учиться оценивать неожиданные вопросы собеседника, развивать фантазию и учиться наблюдать за происходящим.
Схемы и структуры астрологических диаграмм не должны заслонять жизнь, живые содержания, подлинные значения: «Запомните: важны суть, а не буква учения, — надо постигнуть самый его дух, а не детали декорации и отделки. При письменной передаче знаний у воспринимающего возникает иллюзия тождества прочтения с приобретением и познанием сути. Но обладает ли попугай, научившийся кричать «Е=МС в квадрате» смыслом этой формулы? Бывает, что написанное на понятном нам языке и заученное нами без проникновения в суть оказывается на поверку так же нам чуждо, как и эта формула попугаю. Что же касается учения, то такая форма «принятия» знания, такая иллюзия крайне губительна, ибо суть учения заключена не в словах, но стоит за ними. Ее нельзя зазубрить или выучить — ее надо самому схватить, ощутить, постичь. Собственно, саму позицию учения можно определить как активный антидогматизм: оно гибко, текуче и могущественно, как вода; в этой способности ее вбирать в себя все и постепенно очищаться, оставаясь собой, — залог ее живучести, жизненности и вечной победы над любым противодействием. Нельзя быть учеником, не будучи диалектиком, — надо душою принять, что все течет, все изменяется. Надо самому стать этим вечным движением, стать этой могучей водой жизни» (Гуру Бэрос Маго Манум).
Теперь несколько слов об отношении астролога и эгрегора. Фрейд и Юнг открыли для западного человека сферу бессознательного (индивидуального и коллективного), они исследовали технику освобождения от заболеваний, вызванных «застоем» негативных комплексов «в подвалах психики». Но о структуре и содержании самой сферы бессознательного ничего определенного написать не смогли. Концепция эгрегоров дает технику общения с различными пластами и структурами бессознательного, определяет правила управления эгрегорными императивами через контроль и развитие своей собственной души. Эгрегоры являются реальностью Тонкого Мира, однако определить и формально описать их очень трудно, ибо они принадлежат внечувственной сфере.
Сколько языков — столько и реальностей, ибо внешний мир, согласно древним учениям, устойчив лишь иллюзорно. Подлинные основания находятся лишь в духе человеческом, однако мир духовный содержит в себе синтез различных человеческих и внечеловеческих субъективных миров. Наступающая Эпоха Водолея соединяет различные психоэнергетические и интуитивные технологии с этическими императивами всепроникающей духовности. В астрологии нужно будет жить, нужно будет непрестанно работать ее языком, иначе попросту не организуется канал в соответствующий эгрегор, а потому и результаты такой работы будут плачевными.
Значимость методологии и философии для каждого астролога неоспорима, ибо тем самым укрепляется канал связи с астрологическим эгрегором. Эгрегор же следует выбирать честно, по своему эволюционному уровню, вырабатывая собственный язык интимного диалогического общения с ним. Чем глубже подключение к эгрегору, тем более творческими становятся задания, приходящие от него, и тем сложнее становятся отношения с ним самим. К примеру, по мере внедрения человека в процесс диалогирования с эгрегором, он теряет чувство собственной идентичности и с большим трудом отделяет себя от надындивидуальной системы: «Нельзя сказать — я гуляю, можно лишь сказать — происходит прогулка» (А.Тихомиров).
Эгрегор передает человеку энергию через влияние высших планет, но нужно еще суметь реализовать ниспосылаемые им задачи. Нужно научиться осознавать все приходящие по жизни задачи и целенаправленно реализовывать их собственными усилиями. Решая что-то в мире, каждый астролог решает что-то в самом себе, ибо между макро– и микромиром, между космосом и психикой существует резонансное тождество — закон аналогии вездесущ.
После медитационной формулировки вопроса эгрегору следует расслабить внимание (расконцентрировать фокус и активизировать периферийное сознание), и эгрегор спонтанно укажет в среде или во внутренних наитиях, находящихся в поле зрения, верный ответ. По получении ответа от эгрегора (в знаках или указаниях) эту информацию необходимо прорабатывать, уточнять и прояснять, а главное — вносить ее в дела жизни, ибо только этим укрепляется связь с эгрегором, необходимая для дальнейшей работы.
Нужно учиться аккуратно и терпеливо в медитации выходить в пространства смыслов и воплощать получаемые ответы практически, то есть в словах, поступках и действиях. Для этого нужно очень серьезно и долго изучать символику и общие законы эзотеризма, необходимо учиться самому самостоятельно и терпеливо производить все точные астрологические расчеты, обучаться, расшифровывая карты родных, знакомых, быть предельно внимательным к развертке своего собственного гороскопа. Необходимо во всем избегать окончательности суждений и категоричности выводов, ибо человек, ситуация и мир в целом непрестанно открыты Божественному влиянию, и только одному Творцу известно, какой будет ситуация в следующий момент. Наконец, необходимо строго соблюдать этику отношений с эгрегором, ибо это — важнейшее условие сохранения чистоты канала в информационную надындивидуальную энергосистему. От успеха сотрудничества с эгрегором в конечном счете зависит успех деятельности астролога и благополучие его клиента.
вверх