Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава 4. Современная астропсихология

1. Новая эпоха астрологии

Современная астропсихология не более напоминает средневековое звездочетство, чем гипнотизер в современной клинике — средневекового мага, либо современный химик — алхимика. Это не просто адаптированное к современным условиям учение, это совершенно новое знание, рожденное на стыке глубинной психологии, философской герменевтики и медицинской биоритмологии.
Тенденция к синтезу наук проявилась в рождении психоритмологии (синоним астропсихологии), которая вобрала как естественно-научные, так и гуманитарные дисциплины, ритуализировав физику и астрономию и поверив гармонию психологических моделей алгеброй астрономических расчетов. Фактически речь идет о рождении в двадцатом столетии принципиально нового знания.
Так, Зигмунд Фрейд явил миру истину о реальности бессознательных пластов психики и их колоссального влияния на нашу повседневную жизнь, земляне же это фактически проигнорировали. Не изменились ни обучение, ни отношения между людьми. Карл-Густав Юнг разработал концепцию общественного подсознания, но ее также не приняли, и каждый продолжал жить сам по себе, нисколько не волнуясь по поводу наличия тотальной связи его психики с психикой всех остальных людей.
Что тут говорить о неприятии современным менталитетом законов Тонкого Мира, знание которых позволяет контролировать прохождение землянами индивидуальных и групповых миссий. Астрология, несмотря на разработанность ее методологического аппарата и практического свода рекомендаций, также фактически не принята современниками, хотя давно уже стала респектабельной и серьезной дисциплиной.
Астрология представляет собой символическую технику самопознания, самонаблюдения и самоизменения. Известный методолог астрологии Дейн Редьяр называл ее алгеброй жизни. Арабское слово «алджэбэр» означает сведение частей в единое целое. Так и астрология, подобно алгебре, способствует интеграции элементов психики и организма в целостность индивидуальности и предполагает анализ соответствия целостной ситуации и целостной индивидуальности, которые рассматриваются в целостном процессе развития их обоих.
Человек погибает от внутреннего хаоса и мелких страстей, если не научается управлять собой. Дело это нелегкое, но совершенно необходимое. Сократ писал: «Человек — это целая вселенная, и сколь же велика ответственность, и сколь же велика трудность являться подлинным господином этой малой вселенной». Человек — это целостный микрокосмос, несущий в себе огромное количество подлинных тайн и загадок. Кстати, в сфере астропсихологии методы статистики, как мы уже упоминали, совершенно не применимы, ибо микрокосмичность человека указывает на его подлинную уникальность и неповторимость, а потому разных людей попросту невозможно сравнивать друг с другом, ибо они целостны и индивидуальны.
Вот что писал о микрокосмичности человека компилятор теософских концепций Александр Клизовский: «Жизнь, проявляемая человеком на физическом плане существования, есть лишь небольшая часть общей жизни на нескольких планах бытия, в которых каждый человек принимает участие в большей или меньшей степени в зависимости от своего культурного и духовного развития. Великая премудрость творческой силы снабдила человеческий организм всеми данными для жизни на всех планах бытия. Находясь на физическом плане существования, всякий человек бессознательно принимает участие в жизни Тонкого Мира в то время, когда тело его покоится во сне на Земле. Но развивши в себе центры высшего сознания, принимает сознательное участие в жизни не только Тонкого, но даже Огненного Мира, причем возвращаясь после своих отлучек в свое физическое тело, он помнит обо всем и знает много такого, что недоступно пониманию обыкновенного человека. И только благодаря существованию этих высших обитателей на каждой планете раскрываются для людей тайны Мироздания.
Основная идея единства Мироздания — «все во всем», ни в чем и ни в ком так полно не осуществлена, как в человеке. Недаром уже давно всеми мудрецами мира человек признан «микрокосмосом», а вселенная названа «большим человеком». Таким образом, в человеке, как в самом полном отражении Вселенной, находится все то, что находится в макрокосмосе. Все силы и могущества космоса, которыми осуществляется жизнь во Вселенной, находятся в потенциальном состоянии в каждом человеке. Сказано в «Беспредельности»: «Центры Космоса равны центрам человека. Человек несет в себе все проявление Космоса».
Человек, осознавший присущую ему силу, тем самым делает первый шаг к развитию ее. Без такого осознания все высшие силы и способности, воплотившиеся в человеке, будут пребывать в спящем состоянии и никогда не проявятся... Нужно освободиться от ложного представления о человеке как ничтожестве... Ибо ничтожество рождает лишь ничтожество...»
В развитии астрологии выделяется три глобальных этапа. Изначально жрецы использовали полярную астрологию, позволявшую прогнозировать исторические пути целых народов и человечества в целом, а также астрологию коллективную, которая применялась для прогнозирования жизни страны и ее главного правителя как держателя государства.
Второй этап связан с развитием книгопечатания, когда стали доступными расчетные таблицы и возникла возможность для развития индивидуальной астрологии. На втором этапе развития астрология каждый мог получить консультацию специалиста и познакомиться с потенциалами и векторами своего гороскопа.
Наконец, третий, современный этап развития астрологии связан с глобальной компьютеризацией. Отныне каждый человек может самостоятельно изучать астрологию, знакомиться с ее символической системой и применять самые различные методы прогнозирования, изучая динамику развертывания, осуществляя полный мониторинг собственной совместимости с людьми и ситуациями.
Революция в астрологии, продолжающаяся и по сей день, связана и с техническими, и с философскими, и с психологическими аспектами астрологического знания. Начало этого процесса астропсихолог Николай Каллерт соотносит с наступлением переходного периода от Эпохи Рыб к Эпохе Водолея, который был открыт в 1914 году. Кстати, в это время трансформировались не только астрология, но и физика, и психология, которые вместе с астрологией составляют единое основание знаний о человеке и мире.
Перемены в астрологии многие исследователи справедливо сравнивают с глобальным переворотом в физике, который произошел при рождении теории относительности и формировании моделей квантовой механики. Какие же факторы сыграли наибольшую роль в революционном преобразовании астрологии?
1. Развитие модели глубинной психологии и тонкое динамическое структурирование бессознательного. Зигмунд Фрейд трансформировал символические системы традиционной психологии и фактически впустил понятие рока и судьбы в сферы индивидуального бессознательного. Карл-Густав Юнг эзотеризировал психологию, а их последователи, психоаналитики и представители трансперсональной психологии закрепили эзотеризм в современной психологической практике. Психоанализ, психосинтез и экзистенциальный анализ, практическая теософия, трансперсональная психология, психотерапевтическая герменевтика и гуманистическая психология — все эти дисциплины в той или иной степени внесли свой вклад в развитие современной астропсихологии.
2. Произошла компьютерная революция, которая позволила глобально ускорить обработку расчетов и помогла развить экспериментальные модели сверхслабых информационных влияний и синергетической самоорганизации. Александр Леонидович Чижевский ввел понятие ритма жизни целого, астрологи же стали изучать суперпозиции многих ритмов, базируясь на моделях современной гелиобиологии и биоритмологии. Произошло взрывоподобное развитие математического аппарата и становление так называемых экспертных систем, что, в свою очередь, создало предпосылки для построения автоматизированных систем интерпретации гороскопов.
3. В конце ХХ века произошел резкий взрыв и качества, и количества используемых людьми символических систем. Стремительно развиваются всевозможные интерпретационные матрицы и по широте спектра исследуемых явлений, и по глубине анализа, и по качеству и точности структурной дифференциации факторов и положений. Именно углубление культурных и гуманитарных практик и связанных с ними символических систем позволило в ХХ веке резко углубить и расширить символические системы самой астрологии. Распространяются интуитивные искусства, развивается холистическая медицина, фактически, во всех сферах жизни происходит возрождение эзотерического видения проблем и ситуаций. Естественно, в такой среде астропсихологические модели выглядят вполне и вполне респектабельными и научными.
Именно в ХХ веке астрология в полноте получила возможность доступа к каждому серьезному, интересующемуся собой и собственной судьбой человеку. В ближайшем будущем она непременно станет наукой самосовершенствования, этакой алхимией человеческого характера Эпохи Водолея. Основные задачи астрологической психологии сводятся к совершенствованию человека и социокультурному проектированию жизни общества: «Светила предусматривают самые точные сроки жизни и ее истечение; так как конец является зачатием, то явление новой жизни утверждается одним и тем же законом. Срок явлен единым законом жизненного импульса, потому светила творят по свойственному им притяжению. Так при великом переходе в сознательное состояние светила предопределяют весь путь, но сознательное состояние не всегда чувствует свое направление и силою своих вожделений притягивает лучи светил, отвечающие напряжению чувств. Только дух, который чует высшее напряжение, может устремиться к назначенному. Так в человеческом пути так часто уничтожаются лучшие назначения. Светила назначены путеводителями человечества» («Беспредельность», 304).

2. Гуманистическая психология — метод самосовершенствования

Большинство современников крайне легкомысленны и всерьез никогда не думают ни о жизни, ни о смерти, они несерьезны и безответственны; если присмотреться к ним повнимательнее, то любой это заметит. С ними ни о чем важном и ценном попросту невозможно заговорить, взять хотя бы, к примеру, такую ценность, как здоровье: «Здоровье — это драгоценность и притом единственная, ради которой действительно стоит не только не жалеть времени, сил, трудов и всяких благ, но и жертвовать ради него частицей самой жизни, поскольку жизнь без него становится нестерпимой и унизительной!» (Мишель Монтень).
Мало кто из современников всерьез относится к сохранению здоровья и готов ради этого трудиться. Причем речь в данном случае идет не столько о телесном, сколько о душевном и духовном здоровье, о полноте и целостности самобытия и глубине самореализации человека. Сказано в Писании: «Что пользы человеку, если весь мир во владение приобретет, а душу свою утеряет».
Наблюдается парадоксальная ситуация: человек, внешне являясь разумным и обладая знаниями, на деле живет в состоянии полной неосознанности и пребывает на уровне очень низкого качества жизни. Осознавание по сути есть высветление и оздоровление внутренней и внешней реальности, ибо всякое зло действует во тьме невежества и бессознательности. Люди же приняли в качестве руководства к действию неадекватные модели сущего и тем самым создали ситуацию дезинтеграции триединства тела, души и духа; разума, воли и чувства, то есть сформулировали неверные выводы из неверных посылок в результате неверного видения цели эволюции человечества и смысла жизненной активности человека.
Развилось бессознательное неестественное видение существования, недифференцированное и неструктурированное понимание мироустройства и предназначения человеческого существа. Фактически, современники неадекватно воспринимают свое место в мире и с трудом понимают жизнь субъективных пространств Мира Тонкого, в которые обязательно включен всякий человек. Адекватные реальности концепции напоминают дуст для «тараканов бессознательного», зеркало для уродств и достоинств человеческой души. Модель-описание может обладать личной творческой силой как для мира внутреннего, так и для внешних событий. Сказано, что мир расстается со своими недостатками смеясь. Но для возникновения ситуации осмеяния, то есть сознательной дезактуализации отживших ценностей и разотождествления с идолами и кумирами, необходимо создание ситуации ясного видения проблем и слабости существующего порядка вещей и образов мира.
Сфера гуманитарной психологии — это сфера свободы воли и ответственности за все творимое. Из-за чего зло и хаос воцарились в человечестве? Прежде всего из-за невежества и незрелости разума, который не позволяет человеку предвидеть будущее и последствия собственных действий. Во вторую очередь, из-за незрелости чувств, несовершенства восприятий и недостатка совести как духовной интуиции, что не позволяет человеку видеть то, что он творит в настоящий момент. Наконец, из-за незрелости воли, из-за неумения трудиться и действовать самостоятельно, в общем-то из-за элементарной лени и пассивности. Речь идет о невозможности грамотно действовать в соответствии с предвидением и видением ситуации.
Психологи давно пытались разобраться с подобным положением дел, однако удалось это в достаточной степени лишь представителям гуманистической психологии. Поведенческая психология рассматривает человека как автомат и изучает механизм модификации поведения. Представители школы психоанализа фактически относятся к «катаболическим психологам», так как изучают в основном механизмы патологического развития характера и устройство невротической души. Разумеется, современная жизнь в немалой степени способствовала невротизации людей, а потому психоаналитические модели порой весьма адекватны внутренней реальности человека.
Наконец, гуманистическая психология — это психология творческая, анаболическая, созидательная, конструктивная, психология самосовершенствования и самореализации человека: «Каждая личность, рожденная в этом мире, представляет собой нечто особенное, никогда не существовавшее прежде, новое, оригинальное, уникальное. Каждый обязан все время помнить, что никогда прежде на свете не жил никто, подобный ему, и каждый поэтому призван осуществлять свою особенную миссию в этом мире» (Мартин Бубер).
Гуманистическая психология основывается на том положении, что и люди, и ситуации являются уникальными в каждый отдельный момент времени. Человек должен осознать собственную уникальность и научиться лицом к лицу встречаться с уникальностью происходящего. Он должен уметь различать, классифицировать, определять и анализировать уникальность ситуации, соотнося ее с текущим моментом выполнения своей собственной миссии. Одним словом, человек должен непрестанно бодрствовать над собой и в тупиках, и в затруднениях, и в ситуациях полной неопределенности. Мало познать самого себя, необходимо еще и осуществить самого себя, реализовать свои потенции и достичь полноты раскрытия внутренних сил. Мало ответить на вопросы «кто я?» и «каков я?», важно еще и определить, где, в чем и каким образом я должен реализоваться и расцвести.
Один из наиболее серьезных, разработанных и обоснованных методов самопознания и самоосуществления — это расшифровка гороскопа, углубленное переживание планетных и домовых паттернов и уяснение путей и способов интеграции функциональных качеств. Все это при правильном применении психотехнологий дает подлинный эффект самопостижения и управления собственным психодуховным развитием. Благодаря философии гуманистической психологии и методам астрологической психологии человек обретает большую уверенность в себе, осознанно принимает ответственность за собственное поведение, обретает спонтанность жизненных проявлений и понимание подлинных смыслов и ритмов жизни, что дает ему радость свободного творчества в каждый миг его бытия. Фактически, благодаря применению философии гуманистической психологии и методов астропсихологии человек постигает значение собственного бытия и открывает перед собой возможность сознательного вписывания в реальный жизненный процесс. Он развертывает потенциалы и вступает в контакт с энергиями жизни, переживая такое воссоединение с целым как радость.
В гороскопе человека закодирована структура его характера и особенности психики, однако самореализация позволяет человеку преодолеть даже самые сложные и негативные черты собственной натуры. Для иллюстрации приведем две известные теософские притчи.
По всему древнему миру разлетелась слава о великом Посвященном, выведшем еврейский народ из египетского плена. Царь одного из государств решил заочно познакомиться с Моисеем, для чего послал к нему своих лучших художников. Художники привезли изображение Моисея, которое было проанализировано визирями и мудрецами. Последние в один голос заявили о том, что Моисей является, судя по портретам, человеком властным, жестоким, решительным, тираническим и уж во всяком случае никоим образом не соответствует той славе, которая распространилась о нем по всему свету. Дважды еще посылали художников, дважды они привозили одни и те же портреты. Наконец, царь сам отправился к Моисею и спросил его, почему столь разительно отличается его образ от всего того, что известно о Моисее за пределами Израиля. Моисей ответил: «Действительно, те, кто умеют читать по лицу человека, не ошиблись. Я был рожден властным, жестоким, самолюбивым, гордым и тщеславным человеком. Однако, изучив собственный характер, я смог за годы терпеливого труда изменить самого себя и все свои негативные черты преобразовал в чистое золото».
Другая притча. Вор, увидев множество даров, приносимых святым, задумался: «Я день и ночь живу в страхе, ворую и пытаюсь прокормить свою семью. А эти люди, ничего не делая, получают все желаемое. Возможно, это лучший способ зарабатывания на жизнь, чем мой». И тогда вор решил прикинуться святым, сел под дерево и начал повторять одни и те же слова: «Я — святой». Несколькими днями позднее мимо дерева, под которым сидел вор, проходили отшельники. Они взглянули на новоявленного «святого» и сказали, что это простой вор. Однако тот не обратил на их слова никакого внимания и продолжал повторять: «Я — святой». Пройдя мимо дерева через несколько месяцев, отшельники удивились его настойчивости и заявили, что этот человек достоин уважения и, возможно, не так плох, как кажется. Вор продолжал свой душевный труд, и через несколько лет отшельники принесли к его стопам дары и поклонились, ибо за долгие годы вор сумел преобразовать себя и воистину стал святым.
Современная жизнь одновременно и упрощена, и осложнена рыночными отношениями. Однако рынок насквозь манипулятивен, ибо один человек стремится всеми силами заставить другого продать товар подешевле либо приобрести то, что необходимо продать ему самому. Человек манипулирует другими, принуждая к тем или другим выгодным для него формам поведения, когда им самим подспудно и неосознаваемо манипулируют архетипы «тонкой семерки». Люди становятся манипуляторами, будучи одержимыми стремлением к накоплению денег, к обретению власти или достижению популярности. Таковы три ведущие соблазна современной жизни: деньги, власть, известность.
Нормы и правила, навязываемые в обучении и воспитании общественным подсознанием, порождают манипулятивность. Этот ужас попросту заложен в систему воспитания, исповедующей принцип «кнут-пряник». Фактически, человек не получает возможности раскрыть свои способности и задатки, но превращается в этакий «озабоченный автомат», в душевные структуры которого вмонтирована все та же простая, если не сказать до механичности примитивная система «кнут-пряник». Такой «озабоченный автомат» не способен открыто и спонтанно выражать свои подлинные и глубинные переживания и чувства.
Такой манипулятор сознательно или бессознательно применяет нечестные и некорректные, неэтические, противозаконные и скрытые уловки и хитрости. Он применяет их ради контроля над ситуацией, для достижения жизненных целей без учета потребностей и интересов партнера и общего дела. Манипулятор маскирует эгоизм и бездуховность, эти скрытые в глубинах его души болезни, что рано или поздно приводит к разрушению его семейного, профессионального и личного счастья. Манипулятор всегда скрывает свои истинные глубокие чувства, он живет как бы на поверхности самого себя, даже не заглядывая в глубины собственной души. Он прикрыт масками, он занят исполнением ролей, он поглощен и закрыт от реальности стереотипами и привычками поведения, он полон всевозможных клише реагирования. Он не активен, но именно реактивен, в чем проявляется безволие и бездуховность.
Астрология, будучи введенной в систему воспитания, индивидуализирует изучение и развитие каждого отдельного человека, а потому помогает устранить манипулятивность уже на самых ранних этапах становления характера. Манипуляторы призывают окружающих обрести честность, смелость, терпение, милосердие, сострадание и бескорыстие, но все эти стратегические, фундаментальные качества должны постепенно выковываться человеком в самом себе на протяжении десятилетий. Когда же у человека ничего не получается за два-три месяца работы над собой, он начинает презирать свою «грешную натуру» и преисполняется настроениями самоуничижения и безжалостной самокритики.
Негатив формируется последовательно и кристаллизуется в очень устойчивые формы. Сначала человек решает передать полномочия и ответственность за собственное поведение кому-то другому (родственникам, педагогам, начальству). Затем человек сам себе навязывает моральные идеи «добра» и «зла», отвергает в самом себе определенные элементы целого, которые он определил как «негативные» и «злые», то есть фактически он частично отвергает себя самого. Наконец, это приводит к особой «внутренней гражданской войне», в ходе которой жизнь переполняется болями и сомнениями в собственной самостоятельности, человек вступает на зыбкую почву постоянного недовольства самим собой, что не позволяет ему далее жить целостно, радостно и счастливо.
Очень опасно отвергать часть собственного естества. С ней необходимо считаться как с данностью, как с материалом для трансмутации. Недаром говорится: «Делай добро из зла, потому что его попросту не из чего больше делать». Необходимо уважать всего себя, без исключений и купюр, как реальность. Нельзя отрубать левую руку лишь за то, что она пишет хуже, чем правая.
Невротик дробит самого себя на «хорошее» и «дурное», дуализируя собственную внутреннюю природу и, как следствие, дробит реальность окружающего мира. Сначала он вступает в войну с самим собой, а затем и с миром в целом. Одно он старается скрыть, а другое пытается выпятить для того, чтобы показать всем и заслужить одобрение. Он оценивает себя по частям, по крупицам, по элементам, оценивает как пустую совокупность частей составной, неживой, нецелостной вещи.
Всякое соревнование, провоцируемое современной жизнью, неизбежно создает победителей и побежденных. Но ведь жизнь не заканчивается вместе с соревнованием. Необходимо спокойно готовиться к очередной попытке победить даже после самого ужасного поражения: «Если добрые люди, руководствуясь своей мудростью, сочтут нужным держать меня на заднем плане, ну что ж, значит, так надо. Я слишком хорошо знаком с разочарованием, чтобы огорчаться по этому поводу» (Авраам Линкольн).
Все духовные старцы всегда проявляли поразительную терпимость к недостаткам и слабостям своих учеников, при этом никогда не насиловали волю растущего внутреннего мира человека. И усердно долго терпели, наблюдая за пороками и слабостями, которые можно преодолеть лишь в ходе многолетней борьбы и усилий по обретению целостности. В Писании неоднократно указывается на то, что Господь ненасильственен и долготерпелив, ибо Ему ведомо, какие сложности и трудности ожидают человека на пути подлинного самораскрытия и самосозидания.
Правда, одно дело — терпимо относиться к самому себе. Но совершенно другое — быть ответственным за стиль выражения собственных потенций. Порой многое происходит вне зависимости от нашей собственной воли. Однако человек все равно остается ответственным за все происходящее с ним, вокруг него и через него.
Причины развития манипулятивного поведения оцениваются психологами по-разному:
1. Фредерик Перлз считает, что человек находится в постоянном конфликте между опорой на себя и опорой на внешнюю среду, таким образом, он существует в поле действия полярных сил активности и пассивности, гордости и смирения.
2. Эрих Фромм убежден в том, что истинной сущностью человека является любовь, однако большинство людей ее не ведают, ибо отсутствует регулярная психодуховная практика любви и в воспитании, и в обучении подрастающего поколения. Фактически, люди не осознают, что невозможно возлюбить ближнего, не возлюбив самого себя. Более того: чем больше мы принимаем самих себя со своими слабостями и недостатками, тем более мы любимы собой и всеми. Манипулятор пытается заменить любовь властью над другими — и в любом случае проигрывает!
3. Эрик Берн убежден в том, что страх перед затруднительными положениями является основной причиной развития манипулятивного поведения. Человек не способен адекватно воспринимать поражения и критику, у него нет сознательного опыта преодоления негативных состояний и препятствий, что делает его безоружным перед лицом любых затруднений.
4. Джеймс Бугенталь убежден в том, что риск и неопределенность сегодня столь велики, что современный человек попросту чувствует себя беспомощным и не способным к устойчивому прогнозированию последствий собственных действий. Пассивный манипулятор вообще отказывается от контроля за ситуацией и делает себя объектом, «игрушкой судьбы». Кстати, это перекликается с мнением Дейна Редьяра, который считает, что современный человек попал в своего рода «психологические джунгли». Как раз астропсихология и позволяет ему опереться на строгие ритмы и исследования структур психики, что создает условия для творческого самораскрытия новизне текущей реальности.
5. Альберт Элис пишет о том, что каждый человек за годы жизни обучается некоторым алогичным допущениям относительно собственного существования. К примеру, он формирует в себе неестественную и иллюзорную потребность получать одобрение от каждого встречного и поперечного, что в принципе невозможно ввиду разительного отличия людей друг от друга. Так формируется тип пассивного манипулятора, то есть личности неправдивой и нечестной, пытающейся угодить всем и каждому, что в принципе невозможно.
Существуют два пути избавления от собственных манипуляционных установок. Рациональный метод разрешения проблем заключается в использовании психологических знаний и применения инструментальных психотехнологий. Внерациональный путь основан на углублении в религиозную аскетику. Свобода есть следствие знания и любви. Самоограничение и ответственность есть прямые следствия преодоленного невежества. Астропсихология позволяет человеку глубже узнать самого себя, что создает предпосылки для умелого использования различных приемов и психотехнологий самопреобразования. Человек изучает определенный методический алгоритм и формальные схемы самопонимания и самоизменения, это помогает ему системно и последовательно перерабатывать различные стороны собственного характера, углублять понимание происходящего. Правда, в этой работе, помимо формальных сведений, требуются и чисто духовные внутренние усилия, и особое личностное усердие. Самопреобразование представляет собой особый род алхимического искусства и одного лишь внешнего знания психотехнологий недостаточно. Необходимы годы упорного труда и непрестанное изучение самых различных отраслей психологической науки как под руководством опытного консультанта, так и самостоятельно.
В гуманистической психологии не ставится вопрос, зачем, для чего вообще нужно совершенствовать себя. Каждый из приходящих к практическому психологу людей понимает это сердцем. Если же этого понимания нет, то вряд ли это можно разъяснить.

3. Гармоническая астрология

Главным объектом астрологии является сам человек со всей сложностью процессов его развития, эмоциональных, физических и интеллектуальных проявлений. Астрология может помочь человеку в организации его реальной жизни лишь посредством слияния с психологией. Сами по себе астрологические символы и структуры немы и бессмысленны и нуждаются в психологически грамотной интерпретации. Дейн Редьяр писал о том, что астрология изучает структуру душевной жизни, а конкретные психологические наблюдения позволяют судить о ее содержании. Исследуя гороскопы рождения и развертки, никогда нельзя забывать о необходимости работы с реальным клиентом, с живым человеком, с его конкретными жизненными ситуациями.
Между специфическим языком планетных и зодиакальных астрологических символов и реальной жизнью находится интерпретация гороскопов в удобоваримых и понятных клиенту терминах. Этой интерпретацией астропсихолог и занимается изо дня в день с большим или меньшим успехом. От качества интерпретационного проникновения в структуру гороскопа и в суть рассматриваемой ситуации и зависит квалификация астропсихолога. Он описывает не движение планет, не их пространственное взаимодействие, но внутренний и внешний мир самого человека, ткань его душевного бытия и реальность происходящих с ним событий.
Основные идеи астропсихологии просты. Люди все разные, они все живут по-своему; нужно лишь определить, какие именно особенности им присущи и как они соотносятся друг с другом. Моменты времени также являются различными; необходимо научиться определять, как они соотносятся с делами, событиями и настроениями людей. События и явления также различны, уникальны и индивидуальны, а потому изучение момента времени, в который они зарождаются и развертываются, позволяет исследовать их особенности.
Астрология — это дисциплина об осознании, гармонизации и становлении самоконтроля. Это практическое душеведение, помогающее тем, кто еще недостаточно развит для формирования ясного внутреннего представления о себе и полной самодисциплины, ассоциирующейся со святостью. Цель гармонической астрологии — привести людей к осуществлению полноты их природы, интеграции и тем самым к утончению, сублимации их существа. Гармоническая астрология призвана дать возможность человеку делать то, что он считает необходимым, то, что он делает спонтанно, по произволению своей глубинной природы.
Исследование гороскопа позволяет предоставить человеку возможность спонтанно самореализовываться без давления родителей, знакомых и социальных императивов. Такова точка зрения ведущих современных методологов астрологии. Астрология, фактически, является синтезом диагностики, прогностики и терапии. Это особая методология самосовершенствования, базирующаяся на анализе астрокарты, а значит, не позволяющая развиваться человеку вслепую, без знания ориентиров, целей и идеалов.
«Душа обязана трудиться» — это давно известно, но астропсихолог советует, над чем и в каком направлении. Понятие «проработки», осознавания, понимания скрытых от нашего контроля программ подсознания, действие которых воспринимается как рок и удары судьбы, — это ведущие категории астрологической практики. Бодрствовать над собой реально можно лишь тогда, когда есть структурированное видение ситуаций и стереотипов собственного реагирования. И то, и другое постигается благодаря изучению гороскопа. Фактически, астропсихология помогает сражаться против невежества и примитивизма в понимании жизни и целей существования, ратуя за утонченное структурирование, целостное и системное видение субъективной (а значит, и объективной) реальности, за повышение духовного качества жизни.
Астрология — это наука об индивидуальности, это практика обретения целостности, это метод достижения реинтеграции всех психических, телесных и духовных элементов человека. Свобода индивидуума так или иначе всегда ограничена условиями его жизни, взглядами, мнениями и стереотипами реагирования; конкретными условиями включенности человека в род, семью, профессию, нацию, государство, поколение и человечество; особенностями организма и характера. Однако в пределах этих ограничений человек свободен, и после победы над преодолимыми ограничениями он может вполне сознательно расширять пределы своей свободы, благодаря помощи Господа и содействию людей. Надо лишь сознательно исследовать собственные возможности и очертить подлинные (а не иллюзорные, надуманные) ограничения, отделив границы «Я» от суетных суеверий.
Искусство психологической интерпретации гороскопа — дело очень и очень сложное. Без должного освоения гуманитарной специальности (психологической, педагогической, медицинской и ряда других) невозможна тонкая, глубокая и гармоничная интерпретация ситуаций конкретного пациента. Попросту недостает спектра и избирательности индивидуальной символической системы, находящейся в распоряжении астропсихолога. Ему не хватает специальных знаний и моделей понимания, глаза и ум закрыты для восприятия, а потому многое остается неясным и туманным.
Астролог передает клиенту знание конкретных законов динамики жизни его гороскопа и структурирует его личные субъективные пространства. Он помогает уточнить различие между программами личного и коллективного подсознания, а потому он должен быть очень широко образованным и в педагогическом, и в психологическом, и в медицинском планах.
Астропсихолог должен не жонглировать специальными научными терминами, но предметно и содержательно интерпретировать явления жизни, потому ему необходимо иметь богатую, детально разработанную, последовательную и хорошо структурированную модель психологии. Он должен быть, кроме всего прочего, и неплохим оратором, актером, терапевтом, гипнотизером и проницательным интуитивистом. Консультант в собеседовании разъясняет клиенту, что именно типическое и фундаментальное тот должен понять в ходе преодоления конкретной кризисной ситуации.
Астропсихологическое консультирование представляет собой «тэхнэ» — искусство как практику, организованную технологически. Одно дело — достать рецепт приготовления торта, но совсем другое дело — приготовить блюдо собственными руками. Астропсихолог сочетает специальные психологические знания с врожденным умением интуитивно применять нужные сведения в нужный момент. Консультирование — это не столько технологический процесс, сколько таинство, организованное под влиянием вдохновения.
Астрологические циклические символические системы имеют отношение к структурированному процессу роста сознания человека, а потому астролог должен последовательно излагать сведения о структурированном развертывании абстрактного потенциала человека в динамике его жизни. Одно дело, рассматривать при изучении гороскопа символическую абстрактную индивидуальность, и совсем другое дело, давать живому клиенту конкретные, реальные, применимые, а главное, адекватные советы. Астролог позволяет создать в представлении человека новый психологический подход к организации творческого самобытия. Опираясь на идеи ритма, гармонии и структуры, астропсихолог помогает человеку организовывать его собственное повседневное существование. Он определяет спектр его способностей и намечает границы возможностей и направление их реализации. Он исчисляет векторы личностного роста и определяет периоды, в которые наиболее эффективно самосовершенствование, прилагаемое к тем или иным аспектам натуры. Он помогает определить тонкие, глубинные отношения человека с другими людьми и определить, почему, с кем и на каком основании судьба свела людей для взаимного самосовершенствования.
Главным для астропсихолога является именно духовное, нравственное и морально-энергетическое развитие человека, расширение его сознания, выявление и раскрытие глубинных способностей, разумная и сознательная мобилизация резервов сил личности и организма, последовательное самопознание и становление индивидуальной психодуховной жизненной позиции. Гороскоп является живой эмблемой конкретного индивидуума, в которой переплетено абстрактное и содержательное. Всякий гороскоп как единый символ ориентирован на конкретную личность, он несет сообщение об индивидуальной миссии и позволяет как абстрактно, так и конкретно формулировать предложения и проекты относительно того, как наилучшим образом по высшим образцам, известным в современной культуре, актуализировать внутренние потенции человека.
При этом необходимо помнить о том, что формальным схемам астрологии нельзя излишне доверять. Как и медик, астролог может порой ошибаться, а потому ни он сам, ни его клиент не должны драматизировать советы, обретаемые в ходе консультации. Необходимо думать собственной головой, иметь собственный этический фундамент и никогда не забывать о здравом смысле и индивидуальном духовном видении жизни.
Современная астрология одновременно развивается в трех направлениях.
1. Научная астрология:
— геомагнитобиология,
— гелиобиология,
— статистическая астрология,
— астрологическая психодиагностика.
2. Магическая астрология:
— эгрегорная ритмизация жизненных проявлений человека и коллектива, активная и пассивная реритуализация жизненных отправлений.
3. Спиритуально-психологическая, или собственно эзотерическая астрология:
— гармоническая астропсихология Д.Редьяра,
— каббалистическая астрология А.Подводного,
— духовная астрология М.Айванхова.
Астролог фактически призван ставить человека на путь истинный и эзотерически инициировать людей. Он вводит интересующихся собой и смыслом жизни людей в сферы символических содержаний бессознательного, помогая им вычерпывать и выводить на дисплей сознания значения, живущие в субъективных пространствах. При этом человек всегда имеет выбор, всегда располагает определенным запасом свободы воли:
а) земной выбор: решение бытовых вопросов и определение действий в ходе обыденной жизни;
б) вертикальный выбор: осмысление космических процессов и направленное самосовершенствование;
в) трансцендентальный выбор: соединение духа с Творцом, интимно-личностное, в таинстве.
Необходимо помнить также о том, что астрология служит вписыванию человека в ритмы и содержательные пласты «групповой души». Она оперирует языками группового сознания, фактически являясь дисциплиной организации жизни меритократов: «Коллективное расширение сознания станет возможным, когда возникнет корреляционная связность семантически различно ориентированных личностей. Такое общество можно будет назвать гиперличностью, то есть личностью, воплощенной в различных физических телах... Но корреляционная связность разномыслящих возможна только тогда, когда всем доступно многообразие культуры. Без этого взаимопонимание невозможно — не на что опираться... Для расширения коллективного сознания необходимо будет направить усилия на овладение всем достоянием культуры. Нужно будет существенно изменить всю систему воспитания и образования. Преодолеть искусственно созданную брешь между рациональным и иррациональным началами нашего сознания» (В.В.Налимов). Именно астрология и может явиться языком всечеловеческого межкультурного общения, благодаря которому со временем возникнут гиперличности — тотально глубокие объединения творчески мыслящих индивидуумов в надындивидуальную целостность.
Астрология рассматривается и как наука сознательного построения индивидуальной судьбы и внутреннего мира человека (в гармоническом соответствии с его натальной картой как планом-проектом), в ходе исследования особенностей кармы и устремлений которого через астролога с клиентом говорит сам Тонкий Мир, и как наука о направленном построении психосферы народов и планеты в целом.
Тонкий Мир соткан организованными мыслями миллионов людей и держится высокими энергиями отдельных медитаторов-вершителей. Астрология позволяет выстраивать особые живые структуры в психосфере с тем, чтобы эти заложенные в Тонком Плане механизмы и программы впоследствии сами ритмически влияли на жизнь людей через связь с видимыми планетными движениями на небе. На метаиндивидуальном уровне астрология рассматривает качественные и структурно-временные особенности жизни целых коллективных общностей и стоящих за ними саморазвивающихся и тонко взаимодействующих с плотным земным планом эгрегоров.
Мы убеждены, что астрология просто обязана возвратить себе статус религиозно-законодательной (жреческой!) практики, духовно-этического консультирования и техники глубинно-вершинного оккультного (психоэнергетического и психоэтического) обучения. Мы уверены, что истинно индивидуальный подход в педагогике, психологии и медицине возможен лишь при внимательном ориентировании консультанта и на задатки потенциала карты рождения, и на временные периоды ее развертывания. Результатом такого жреческого применения гармонической астрологии должно стать формирование истинно гармонического человека.

4. Задачи психологической астрологии

Итак, современный человек находится в своего рода психологических джунглях. Ему необходимы ориентиры, нужны упорядочивающие его жизнь системы смыслов и значений. Обращение к астрологии способствует самопознанию, адекватной ориентации в психобиологической и социокультурной среде и направляет процесс самореализации в соответствии со спонтанностью индивидуума, в соответствии с глубинными внутренними установками: «В человеческом организме заложены ритм и гармония, но мы должны открыть их, потому музыка будет важной частью образования. Без ритма и гармонии мы не сумеем войти в высшие миры» («Надземное»).
Какие же задачи решает в ходе своей практической работы астропсихолог?
1. Он занимается диагностикой способностей, определением возможностей человека, направлением их реализации, выяснением качества энергий, которыми располагает индивидуум, и определением сроков их раскрытия и применения. На основании этих данных он определяет профессию и предпочтительную сферу активности человека.
2. Он способствует самопознанию индивидуума в ходе применения последним различных психотехнологий, диагностирует все стороны характера и выявляет связи между различными его аспектами. Он способствует определению основного и текущего вектора жизненного самосовершенствования, выявляет напряженные и гармоничные элементы психики и способствует реинтеграции.
3. Астропсихолог занимается поиском родственных данному индивидууму влияний (природных, лекарственных, психологических и других), определяет структуру отношений человека с миром людей и живой природой, а также помогает клиенту соотнестись с различными ситуациями и выяснить пределы и особенности совместимости с различными людьми.
4. В процессе совместной работы важнейшим делом является прогнозирование тенденций и определение календаря риска. Астропсихолог исчисляет сроки наступления и развития ситуаций, определяет вехи основных событий жизненного пути человека и исследует временную развертку, называя точные даты кризисов, спадов и моментов наибольшей открытости психофизического организма человека внешним влияниям.
5. Астропсихолог, при проявлении интереса клиентом, помогает ему интерпретировать уже прошедшие события, а также заниматься решением повседневных вопросов, связанных с самооздоровлением, ведением хозяйства и разрешением проблем на службе. Это также входит в сферу компетенции астропсихолога, так как без решения этих внешних проблем порой труднодостижима гармония внутреннего мира.
Что же можно узнать из гороскопа? Особенности конституции, специфику темперамента и характера, склонности и возможности, инстинкты и характерные реакции на внешние и внутренние события, особенности и противоречия, тенденции и тяготения. Все это и определяет важнейшие события и направления индивидуального роста человека на всем протяжении его жизненного пути.
Однако чтобы даваемые советы обладали наибольшей эффективностью, следует постичь культурно-психологические особенности клиента и структурную специфику мига, в котором протекает само консультирование. Нужно узнать самого клиента, его прошлое и настоящее, выявить внешние и глубоко скрытые в душе ожидания, определить ориентации на будущее, стремления и цели. Поэтому астрология, как метод исчисления структур взаимоотношений между различными символами, является лишь вспомогательным инструментом опытного человековеда. Астропсихологу же следует всемерно развивать в процессе целенаправленного самосовершенствования собственные «психические инструменты» (интуицию, восприятия).
Изучение астропсихологии — это прежде всего чистка ума и упорядочивание мыслей. Астропсихология — это не только лоция и компас, не только микроскоп и телескоп, расширяющий видение и углубляющий понимание. Это еще и катализатор углубления мышления об индивидуальном опыте в его сущностном, глубинном значении. Это воистину наука о значениях и смыслах, без постижения которых нет оснований и продолжать течение самой жизни. Ценность индивидуума опирается именно на значение и на структурно-архетипический характер, которыми он наделяет каждое свое действие, свои мысли, чувства и переживаемые ситуации.
Мы живем в упорядоченной и структурированной вселенной, составляющей «циклокосмическое» целое, которое по сути конечно. Все структурированные поля деятельности людей, коллективов конечны, в то время как экзистенциальные события и возможности взаимоотношений неопределенны (что не означает их «бесконечности»).
Астрология основывается на представлении о соотносимости всех основных функций существования организованного поля активности с десятью переменными (десять Планет). В астрологии также утверждается, что двенадцать астрологических Домов представляют собой архетипические классы опыта, необходимого для развития зрелой индивидуальности. А двенадцать Знаков Зодиака представляют собой двенадцать основных родов «информационной энергии» или архетипические качества бытия, которые значимым образом окрашивают любую функциональную активность (то есть Планету), действующую в их поле.
Повторяем, внутренняя деятельность психофизического организма ограничена и периодична. Все циклы земного пути человека исчисляются без труда. Но и опыт личности как целого также ограничен и периодичен: бесконечность уникального замкнута в циклах повторяющихся форм субъективного опыта. Существует лишь определенное количество основных значений, которое может быть собрано человеком за время его земной жизни, и эти значения могут быть рассматриваемы как структурная и циклическая последовательность (круг Знаков, Домов и Градусов).
У человека может быть много мыслей и самый разнообразный опыт, он может пережить огромное разнообразие событий. Но переживать события — это одно, а извлекать из них жизненные творческие значения — совершенно иное. С духовной точки зрения важен именно урожай смыслов и значений (усвоение фундаментальных архетипов опыта), которые личность может собрать из своего многообразного и разностороннего опыта. Жизнь, полная внешних событий, еще не обязательно богата глубокими и высокими значениями. При помощи калькулятора можно подсчитать примерное число дыханий, отведенных человеку на краткую земную жизнь. Точно также опыт личной жизни весьма ограничен в своем объеме, а социально-кармическая программа человека вполне конкретна и определенна.
Вот эти самые смыслы и значения мы имеем возможность извлекать из событий жизни с использованием методов астрологии. Причем в принципе астрологируется все! Иначе мы должны признать наличие факторов в сотворенном Господом мире, не входящих в Схему Мировых Влияний. Правда, в каждом конкретном случае мы не можем исчислить все содержание гороскопа, так как для этого необходимо создать так называемый супергороскоп, содержащий многие сотни тысяч элементов, точек и действующих факторов. С абсолютной точностью ситуации астрологируются лишь после того, как они происходят (вступает в действие принцип неопределенности Гейзенберга). Более того, астрологи чаще всего определяют необходимые, но далеко не достаточные условия для начала тех или иных событий. Всегда необходимо помнить о возможности вмешательства Божественной Воли, да и о самом содержании события мы не можем узнать без применения методов ясновидения.
Действие событий и личных ситуаций порой оказывается вариациями одной и той же центральной символической темы. Символ обрисовывает нам эту значимую тему, а тема оказывается частью связной последовательности сходных побудителей, которые обретают целесообразность благодаря их внутренним взаимосвязям. Жизнь, выраженная в символах, оказывается собранной в сравнительно немногочисленные и взаимосвязанные единицы опыта. И каждая такая единица концентрирует опыт миллионов людей.
Человеческий опыт по существу цикличен и разворачивается в соответствии с определенными структурными принципами. Каким бы разнообразным он ни казался, он всегда оказывается заключенным в пределы ряда архетипических значений, символизируемых отдельными астрофакторами и их взаимосвязями. По своей структуре опыт составляет целое значений, но структура и содержание (астрология и психология) принадлежат к разным мирам, хотя и взаимопроникающим друг в друга в каждой точке. Астрологическое значение событий относится к миру архетипов и абстрактных структур, психологическое значение происшедшего относится к миру психических содержаний, а внешняя физическая характеристика ситуации относится к миру внешних объективных форм.
Очень важно помнить, что биос, психос и космос являются не механизмами, но именно живыми, чувствующими, мыслящими организмами. Человек предрасположен не к бездушному и спонтанно-пассивному, зеркально-автоматическому реагированию, но к целевой организации своей активности и проявлений на каждом шагу свободной воли. Для организма неприменима механическая, физическая, линейная причинность, поскольку взаимоотношения между отдельными элементами его существования и структуры регулируются вероятностными законами. Потому-то и предсказания неизменно вероятностны — событие «может» случиться, но никогда не «должно» произойти.
Астропсихологу всегда следует осознавать пределы возможностей используемых им методов. Никогда нельзя забывать о замечательной арабской притче, отражающей эту истину. У царя было трое сыновей, младший из которых был не слишком сообразительным. Царь, обеспокоенный будущим младшего сына, решил отправить его на обучение к гадателю по рисункам на песке. Через несколько лет, освоив премудрости гадания, тот вернулся домой. И тогда царь решил проверить младшего сына. Он зажал в руке кольцо, отвел за спину и спросил: «Определи, что у меня в руке?» Младший сын склонился над песком и через некоторое время сказал, что это предмет круглый, с отверстием в центре. Обрадовался царь, что обучение дало столь великолепные результаты, и в нетерпении воскликнул: «Ну так что же это, мой дорогой?» Немного подумав, младший сын с сомнением ответил: «Наверное, это жернов».
В астропсихологии всегда важно придерживаться здравого смысла, не идти на поводу у иллюзий и самообманов, всегда сопоставлять данные исследования гороскопа с наблюдаемой реальностью внешней жизни и информацией, поступающей по каналу интуиции. Астрологические предсказания — это вовсе не гадания и не поиски ответа на туманные вопросы методом тыка. Астрологические прогнозы — это тонкое, динамическое, медитативное включение толкователя в жизнь Тонкого Мира и его ориентация в смыслах и энергиях незримого плана, организующего нашу жизнь — интерпретация в терминах астрологической символической системы всего того, что приходит от эгрегоров в качестве ответа на четко сформулированный сущностный вопрос.
В прогнозировании астролог замечательным образом сочетает расчеты с вынесением суждения о структуре наблюдаемых взаимоотношений между факторами и тонкое, интуитивное, интерпретационное искусство. Астрология — это не гадание, даже не предсказание, но именно прямое проникновение в причинный план организации жизни в строгом соответствии с астрологической спецификой момента времени и инструментом тонкой символической интерпретации ситуации. Астролог может определить вероятность ситуации перестройки событий, тонко анализируя тенденции, акценты и соответствие наличной ситуации и абстрактных схем космодинамических факторов.
Фактически, астролог изучает закономерную кармическую динамику саморазвития живых самосознающих систем — людей, коллективов и событий. Астрология является по сути методом активизации творческой интуиции, она стимулирует дух в регулярных занятиях этим интуитивным искусством. Реализация же данных прогнозирования происходит силою самоосуществления. Само получение прогностической информации оказывает влияние на эффективное использование планетных энергий. Актуализируется потенциал субъекта гороскопа, и это помогает ему противостоять хаосу в напряжении и усердии жизни.
Понятно, что освоить это интуитивное искусство возможно лишь в ходе многолетних занятий благодаря энергии личного усилия. Но попробуем определить ключевые умения астропсихолога, которые ему надлежит развивать первостепенно:
1. «Чтобы делать золото, нужно иметь золото». Астропсихолог должен сам стремиться к глубокому пониманию путей жизни, целей бытия и неустанно практиковать самосовершенствование. Без его энергетического, нравственного и культурного роста не может быть и речи о возможности помощи другим людям.
2. Он должен проявлять редкостное терпение в последовательном, поэлементном анализе гороскопических схем. Более всего астропсихологическим интерпретациям вредит поверхностное, поспешное изучение астрологических карт.
3. Астропсихолог должен постоянно изучать психологию и развивать психотерапевтическую наблюдательность, он должен отслеживать малейшие изменения в настроениях и восприятиях своих клиентов, в противном случае он лишается возможности получения информации по каналу обратной связи и таким образом оказывается слепым в сложных ситуациях.
4. Он должен уметь интуитивно синтезировать элементы гороскопа в процессе интегративного синтетического истолкования.
5. Он должен освоить искусство подавать постигнутое им самим нужными порциями и понятными словами, реально пробуждая человека, используя для разъяснений его собственный язык.

5. Путь осознавания

Наилучшая помощь, которую можно оказать человеку — это помощь в расширении сознания, углублении понимания жизни. Люди запуганы жизнью, запуганы собственным непониманием ее, не внешним, но именно глубинным. Материалистическое, плоское, профанное, поверхностное понимание по сути своей несовершенно, неэффективно и не отвечает на запросы человеческого духа. Люди не понимают себя, не понимают окружения ни по глубине, ни по тонкости, ни по структурной четкости видения. Они находятся в тупике неосознавания как субъективной, так и внешней реальности и постоянно мучимы вопросом «кто мы?» — Тело? Страсти? Желудок с ногами? Язык без костей? Дети своей Земли? Отпрыски своего рода? Братья и сестры во Христе? Чудесная тайна космической мистерии? Посланники неба? Представители Господа на Земле? Или черви, копошащиеся во прахе?
Духовная эволюция представляет собой расширение «Я» в пласты бессознательного. Астрология углубляет понимание внутреннего мира, внешней жизни и их закономерной сочетанной динамики на пути сознательного самосовершенствования и продвижения человека к слиянию с Творцом Мира. Астрологические методы представляют собой и микроскоп, и телескоп, и инструмент качественного анализа. Смыслы и значения лежат вовне и в глубине самого человека, вне его поверхностной, повседневной социальности, вне его наружной периферийности обыденности. Человек должен расширить самого себя, раскопать то, что сокрыто в нем, вынести на свет Божий и выстроить в соответствии с законами красоты и гармонии.
Астрология, как мы уже не раз упоминали, помогает ликвидировать психологические джунгли и вывести человека из них на открытое пространство осознанности и самоконтроля. Раз у людей отсутствует понимание, значит необходимо применить стройную систему интерпретации и анализа происходящего и желаемого. Духовная польза астрологии заключается в разъяснении различных аспектов индивидуальной кармы и в передаче человеку знания о его личной дхармической миссиональной программе, в расширении личностного (поверхностного) и индивидуального (глубинно-истинного) в самом человеке, в передаче понимания единства кармического и дхармического, единства прошлого и будущего человека: каков ты сам, каковым нужно тебе стать, такова и жизнь твоя, так и будут организовываться ситуации жизни. «По Сеньке и шапка.»
Астрология позволяет постичь взаимосвязь психики и тела и полную симметричность внутреннего мира человека и внешних событий его жизни. Это постижение самоценно как таковое, но оно является и инструментальным подходом к совершенствованию жизни, ибо как гласит древняя мудрость, «изменяя себя, мы изменяем окружающий мир». Астрологические методы позволяют определить психологический, событийный потенциал гороскопа, помогают вычислить и сформулировать особенности конституциональных, врожденных психологических и физиологических черт человека, без понимания которых ему трудно ориентироваться в потоке существования.
Не нами сказано: «Не зная брода, не суйся в воду». Московский астролог М.Б.Левин приводит замечательный пример, метафорически разъясняющий пользу астрологического самопознания в обретении самодисциплины и самоконтроля. К примеру, на квадрате Солнца и Урана, отвечающего за поломку электрических и электронных приборов, отечественные низкокачественные компьютеры непременно ломаются. Но американская техника имеет такой запас прочности, что практически не реагирует на этот квадрат. То же и с человеком. Основательно изучив самого себя, постигнув собственные глубины, изучив особенности ситуаций, которые предлежат на жизненном пути, мы имеем возможность «подстелить соломку», сознательно предотвратив нежелательные нарушения нашей жизни.
Это великое чудо, чудо постижения глубин и людей, и вещей, и реальных ситуаций. Но сам гороскоп человека — это только иньское начало, пассивное, это чистая возможность, чистая потенция. Но есть и янский фактор нашей жизни — сознательная воля, умение себя настраивать на нужный лад, умение себя тонко программировать в рамках богатств и дарованных возможностей в соответствии с желаемыми исходами ситуации. Очень важно понять, что знание, приобретенное на основе жизненного опыта, пропущенное через призму астрологических символов, может превратиться в прекрасно обоснованную науку, благодаря которой человеку гораздо легче двигаться по жизни.
«Вернувшись в себя» — в центр своего существа, — мы обретаем способность видеть изнутри все слои, лежащие от центра к периферии, мир как многослойную, но прозрачную для нас, сложную картину. Самый внутренний — планетарный слой (взаимные влияния планет, порожденные аспектами), затем зодиакальный слой, за ним внешний слой Домов. А в самом центре — пространство «самого себя», то есть сфера полной внутренней свободы» (Бруно Хубер).
Каждый внутренне честный человек ощущает наличие в себе темной, невысветленной, неорганизованной психической сферы. Ее можно подавлять, игнорировать само ее существование, можно выпускать наружу, давая ей повеселиться, можно мириться с ее присутствуем, а можно сознательно и целенаправленно трансмутировать, превращая неблагородный металл собственной души в чистое золото. «Добро, любовь и красота не составляют в душе человека особой области, а венчают путь каждого из нас, если мы шли правильно.» Всякое негативное в себе человек должен прежде всего узнать, увидеть, осознать его присутствие и лишь затем вступать в некоторые отношения с этой частью самого себя. Никакое подавление, никакое потакание не поможет человеку разрешить проблему взаимоотношения с самим собой.
В ходе освоения самого себя, в процессе изучения астрологии и астропсихолог, и клиент проходит три основных этапа. На первом этапе он изучает циклы движения планет, учится жить во времени, восстанавливает связь с потоком существования и обретает навыки соблюдения ритуалов и традиций осознания духовного пути. На втором этапе он изучает факторы гороскопа и взаимосвязи между ними, постигает собственную индивидуальность и посредством этого знакомится с миром и другими людьми. Наконец, на третьем этапе он приступает к сознательной проработке напряжений и неблагоприятствований, присутствующих в собственном гороскопе. Он четко формулирует, структурирует эволюционно-духовные требования к отдельным элементам самого себя, постигает и решает конкретные задачи самосовершенствования.
Для прочувствования отдельных символов планет, знаков, домов и аспектов некоторые специалисты за рубежом организовывают даже целые астропсихологические магические театры. В них разыгрываются мистерии отдельных знаков, стихий, крестов, домов, планет и аспектов, иллюстрирующих борьбу между различными энергиями и отдающих впечатлениями целостного алхимического действа. Причем все это происходит на фоне особых красочных декораций в сопровождении замечательной музыки. Целью таких психотерапевтических театральных процедур является эстетизация астрологической интроспекции и медитативное обучение человека символам, живущим не только вне его, но и в глубинах его собственной души.
Михаил Бахтин говорил о том, что все люди «дарят нам форму», будучи зачем-то, для чего-то, почему-то привлечены к нам Господом. Лишь в одиночестве человек высвобождается и прозревает свою истинную натуру. Но в общении с другим он обретает форму, оформляется, структурируется. Подарить форму — значит подарить личность, структурировать и окультурить потенциалы, имеющиеся в человеке.
Человек в ходе астрологически ориентированного общения с консультантом переходит на некий новый уровень индивидуального психобытия, направляется к общению с живой благодатью. Это очень важно понять. Результатом всякого расширения сознания является все большее понимание собственного гороскопа и собственной судьбы. Более того, самопознание есть результат направленного самопреобразования — они в принципе неразделимы. Человек благодаря расширенному пониманию законов жизни и своего места в потоке существования начинает встраиваться в массив незримого влияния ритмов природы, вписываться в ажурную симфонию тонких энергий различных коллективностей и взаимодействовать с живыми влияниями высших существ и глубинных структур собственного гороскопа.
Он становится внимательным, заботливым, старательным, очищается и высветляет в себе то, что до сих пор мало им осознавалось. Так он постепенно становится господином собственной судьбы и начинает двигаться по жизни путем горним — по стезе соблюдения высших нравственных заповедей. Известно, что нравственное поведение вовсе не снимает необходимости претерпения страданий в жизни, ведь именно в момент страдания человек наиболее открыт для духовных воздействий и способен к сущностным, глубинным, коренным изменениям. Но не следует путать цели духовной эволюции с интересами низшего «я»:
— Но разве это плохо — желать жить?
— Нет, это не плохо, но когда мы силой заставляем природу выполнять наши желания, когда мы требуем, требуем, требуем — несокрушимого здоровья, абсолютной безопасности, бессмертия — тогда естественные желания превращаются в алчность. А когда алчность подкреплена Знанием, она открывает ворота Злу.
Урсула Ле Гуин
Мы обладаем свободой воли в той степени, в которой мы не вовлекаемся в текущую деятельность эмоционально, субъективно, оценочно и ценностно. При вовлечении же мы автоматически утрачиваем свободу воли. Именно астрология позволяет разотождествляться с событием и изучать его архетипические корни как бы со стороны, в контексте всей жизненной целевой стратегии. Таким образом, благодаря астрологированию человек переходит к метамотивации (термин А.Маслоу) — к мотивированию себя самого. Свободный человек — это человек, для которого ключевым мотивом деятельности является его собственное интуитивное знание собственных обязанностей. В нем говорит голос совести и в каждом отдельном случае он поступает в соответствии с этим познанием, слушая Волю Господа, звучащую в совести его сердца.
«...Лишь одна сила достойна того, чтобы ею обладал человек, это — умение не брать ничего силой, но принимать как должное, не иметь, но давать» (Урсула Ле Гуин).
вверх