Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Часть II

Глава четвёртая
Звёзды, созвездия и знаки зодиака

•  Созвездия против знаков  •  Природа астрологии  •  Звёзды не «неподвижны»  •
Безусловно, тема цикла прецессии точек равноденствия и двенадцати «эпох», составляющих двенадцать фаз этого цикла, является одной из тех тем, вокруг которых возникает самая большая путаница, и где существует столько возможностей интерпретации. Даже точная продолжительность этого огромного цикла не зафиксирована, поскольку подлежит изменениям; кроме того, похоже, что здесь наблюдаются два различных цикла: один имеет дело с движением точек равноденствия, а другой с движением полюсов Земли. Прежде всего, особенно в последнее время, возникает серьёзное противоречие относительно самой природы Зодиака; и мы сталкиваемся ныне с двумя школами разных астрологических взглядов. Одна из них концентрирует внимание на тропическом Зодиаке, другая — на сидерическом. Тропический Зодиак связан с двенадцатью знаками Зодиака, а сидерический с двенадцатью созвездиями. И ещё больше запутывает дело обстоятельство, что знаки и созвездия имеют те же названия (Овен, Телец, Близнецы и т.д.). Эти названия относятся к двум различным по сути объектам, а также к двум ещё более различающимся ментальным подходам к концепции «Зодиака», и к астрологии в целом; а также и к основным человеческим ценностям в том числе.
В этой главе я не буду пытаться вникать во все аспекты этих противоречий или вдаваться в технические подробности, даже если это приведёт к некоторому упрощению. Я попытаюсь объяснить всю ситуацию в терминах главной цели этой книги — разъяснения того, что противостоит сегодня человечеству. Это разъяснение основано на поиске подтверждающих свидетельств в исторической и астрологической областях. Я полностью осознаю, что вызову этим недовольство многих людей, которые неизбежно станут придираться к некоторым из моих утверждений и интерпретаций.
Большинство данных, используемых в современной астрологии, исчисляются положениями астрономических объектов в отношении двух основных циклов движения: движения Земли — её вращения в своей экваториальной плоскости, и ежегодного видимого пути Солнца — эклиптики. Последнее интерпретируется сегодня как относящееся к орбите Земли в её ежегодном обращении вокруг Солнца; плоскость же экватора Земли простирается в космос бесконечно, становясь, таким образом, «астрономическим экватором». Эти две плоскости (астрономический экватор и орбитальное обращение Земли) не совпадают. Они имеют склонение относительно друг друга приблизительно в 23°5». Таким образом, есть пересечение; и эта линия пересечения плоскостей даёт две противоположных точки, которые мы называем весенней и осенней точками равноденствия. В терминах зодиакальной долготы, эти две точки дают соответственно долготу 0° (0° Овна) и долготу 180° (0° Весов).
Однако, отношение между двумя основными циклами или плоскостями движения экватора и эклиптики, как было доказано, не фиксировано. Во-первых, угол между этими двумя плоскостями периодически изменяется, варьируясь в пределах 212-ти градусов, — такие изменения имеют вероятный цикл (почти) 40 000 лет. Во-вторых, если мы будем считать эклиптику фиксированной, мы увидим, что экваториальный цикл производит скрученное, спиральное движение, которое приводит к постепенному смещению линии пересечения этих двух окружностей или плоскостей. Фактически, земная орбита постепенно изменяет форму; но изменения в эксцентричности, и в положении «линии апсид», определяющей форму и направление орбиты, можно считать медленными и (для нас) сравнительно незначительными. Однако они действительно затрагивают цикл прецессии точек равноденствия.
Мы осознаём путь видимого ежегодного движения Солнца в небе, наблюдая различные звёзды, которые неделю за неделей появляются на горизонте перед восходом солнца и после заката. Другими словами, можно проследить ежегодный путь Солнца на фоне «неподвижных» звёзд, принимая умом фиксированность ситуации (то есть пренебрегая маленькими величинами смещения отдельных звёзд в космическом пространстве). Однако линия пересечения экватора и эклиптики перемещается очень медленно. Из этого следует, что Солнце настигает эту линию по ходу её движения вдоль эклиптики. Положение этой линии в определённый момент года («точки равноденствия») смещается относительно неподвижных звёзд из года в год. Изменение положения медленное, немногим более 50-ти секунд в год, или один градус в течение 72-летнего периода (чуть меньше). Таким образом, точки равноденствия возвращаются к той же самой точке эклиптики, и (теоретически, по крайней мере) к той же самой звезде, по прошествии приблизительно 25,868-ми лет. Делим весь период на 12, — получаем продолжительность любой из двенадцати прецессионных эр. Вне сомнения, мы находимся сейчас в эре Рыб (в предпоследнем градусе) [19], и поскольку движение точек равноденствия является «ретроградным» (то есть, в обратном направлении к движению Солнца и Луны), — следующий период будет эрой Водолея.

Созвездия против знаков

Звёзды, которые могут быть приняты как индикаторы периодического смещения точек равноденствия, естественно располагаются около эклиптики; и эти звёзды, — действительно все звёзды — за тысячелетия были сгруппированы наблюдателем в «созвездия». Названия, представления о размерах и границах таких созвездий отличались в разных цивилизациях, но некоторый существенный параллелизм может быть установлен между разными определениями созвездий, если только не заходить в сравнении слишком далеко.
Очевидно, тенденция группировать звёзды в созвездия и давать им имена (и не только животных) соответствует человеческим запросам во всех культурах. Это может быть проецирование концепции животных «тотемов» (единой в архаичных племенных обществах) на астрономическую сферу. Даже в греческой мифологии мы видим героев, или персонажей особой важности, возвеличенных в созвездиях на небе. Подобно этому и католическая церковь канонизировала своих святых и определила им «праздники» в ритуале священного года.
Небо для древних сообществ являлось великим символом порядка и творческой деятельности. Звёзды и планеты виделись им телами богов. Небо в целом представляло «мир формы», мир богов-творцов и иерархии божественного разума. Вся концепция астрономических созвездий имеет, я уверен, мифологическое происхождение. Это не умаляет её значения, поскольку мифы — чрезвычайно мощные факторы в развитии и формировании человеческого сознания. И сама современная наука содержит многие мифы, которые теперь упоминаются как исходные условия, постулаты или возможно «универсальные константы». Постоянство и универсальность (постулатов), я повторяю, — вопрос веры, даже если ценности, к которым относятся эти «константы», основаны на доказанных фактах. Заметим, что эти факты были доказаны в условиях существующей сегодня на Земле окружающей среды, а ведь она не одна и та же всегда и везде.
Однако здесь может возникнуть большая проблема, касающаяся двенадцати зодиакальных созвездий — групп звёзд, найденных с обеих сторон эклиптики, и эта проблема связана с определением их границ. Мало того, что эти границы, по-видимому, неоднократно изменялись, но согласно различным оккультным традициям, их число не всегда было двенадцать. Е. Блаватская утверждала, что первоначально их было только десять. Кроме того, у некоторых цивилизаций был «лунный Зодиак», разделённый на 27 или 28 «домов» прежде, чем у них появился «солнечный Зодиак». Нет реальной причины полагать, что все зодиакальные созвездия должны иметь равный размер (то есть соответствовать 30-ти градусам долготы). Когда Международный Астрономический Союз в 1928-м году попытался устранить неуверенность относительно границ, определяя их астрономическими циклами (параллель и перпендикуляр к астрономическому экватору), результат весьма озадачивал.
То, что мы называем в астрологии зодиакальным знаком, — отличается в принципе от понятия созвездий. Зодиакальный знак — просто одна двенадцатая эклиптики — то есть, часть видимого ежегодного пути Солнца (орбиты земли, в современной гелиоцентрической системе) в 30 градусов. Зодиакальный знак принадлежит тропическому зодиаку, в то время как двенадцать зодиакальных созвездий принадлежат сидерическому зодиаку. Оба, к сожалению, имеют одинаковое название. Тропический Зодиак измеряется в градусах долготы, и измерение начинается в точке, где Солнце пересекает астрономическую экваториальную плоскость в северном направлении к точке весеннего равноденствия.
В точке весеннего равноденствия долгота Солнца равна 0°, и склонение также 0° («склонение» измеряет расстояние любого астрономического тела к северу или к югу от астрономического экватора). Это означает, что в точке весеннего равноденствия закат происходит точно на западе, а день и ночь имеют равную длительность, после чего дни становятся длиннее. В точке осеннего равноденствия долгота Солнца 180°, а склонение 0°, но в этом случае светило пересекает астрономический экватор в южном направлении. Дни и ночи имеют равную длительность, но с этого момента ночь будет увеличиваться.
Как уже было сказано, линия пересечения плоскостей эклиптики и экватора прогрессивно изменяется из-за специфического движения Земли, кругового колебания, изменяющего направление ориентации полярной оси, подобного движению верхушки мачты. Эта полярная ось со временем указывает на различные «полярные звёзды»; этот процесс переориентации заключён в цикл протяжённостью 25 000 лет. Когда-то звезда созвездия Лебедя была полярной звездой (приблизительно 16 400-й год до н.э.); в другое время это была Вега (12 700-й год до н.э). В настоящее время, Полярис (в созвездии Малой Медведицы) является нашей полярной звездой, и северный полюс будет указывать на неё почти всё следующее столетие. В определённое время, приблизительно в 13 000-м году нашей эры, Вега снова станет нашей полярной звездой.
Для описания спирального движения северного полюса нам приходится говорить о полярных звёздах, так как если мы хотим ясно представить себе движение, — его следует соотнести с некоторой относительно неподвижной точкой на небе. Звёзды на самом деле перемещаются, но их движение настолько медленно, что в грубых практических целях мы даём им название (напрасно, я полагаю) «неподвижных звёзд». Планеты, в отличие от них, перемещаются по небу весьма быстро; да так, что примитивный человек, разглядывая вечернее небесное представление, назвал их «блуждающими звёздами». По той же самой причине, пытаясь установить и измерить медленное движение точек равноденствия, необходимо соотнести изменения с видимой «неподвижной» системой ориентиров.
Это означает, что в наше время, когда Солнце имеет долготу 0° (то есть пересекает астрономический экватор с юга на север, а точка заката теперь начнёт перемещаться к северо-западу), оно не совмещается с той же самой «неподвижной звездой», с которой совмещалось во время весеннего равноденствия две тысячи лет назад. По этой причине мы говорим, что Солнце смещается ретроградно от одной группы звёзд (то есть созвездия) к следующей группе звёзд. Иногда (к сожалению) выражаются так: Солнце входит, или скоро войдёт в созвездие Водолея — в то время как «входит» в это созвездие не Солнце, а точка весеннего равноденствия. Поэтому и утверждается, что мы существуем «рядом» с началом «эры Водолея».
Было время, когда Солнце в точке весеннего равноденствия указывало на границу между созвездиями Овна и Рыб; то есть, в точке весеннего равноденствия того времени Земля, Солнце и граница между созвездиями Овна и Рыб составляли прямую линию. Тогда так случилось, что знак Овна (30 градусов долготы после весенней точки равноденствия) и созвездие Овна совпали — то есть, путаницы между зодиакальными знаками и созвездиями не существовало. Но теперь проблема существует и состоит в том, чтобы установить: когда случилось это совпадение. Проблема, которая не может быть решена на одной только астрономической или астрологической основе просто потому, что мы не обладаем методом выяснить с точностью, где проходит граница между созвездием Рыб и созвездием Овна. Такие границы искусственны, и у нас нет никакой возможности выяснить, кто их устанавливал, когда и с какой целью. Можно вечно спорить о том, когда начинался египетский или халдейский год, какую звезду они рассматривали как самую важную для той или иной цели, когда была принята та или другая астрологическая система символики (как, например, концепция «планетарной экзальтации»). Это может быть восхитительным предметом для исследований археологов и этнологов, отсылающим нас к старым традициям, включённым в мифологические концепции. Однако ключ к интерпретации этих концепций вероятно потерян или не понятен нам в той мере, в которой понимался людьми того периода. Я, конечно, не имею никакого желания обсуждать здесь результаты исследований Сирила Фэгана, раскрытые в его книге «Зодиаки, Старый и Новый» (Лондон, 1951г.), поскольку не обладаю его компетентностью в отношение египетских и халдейских текстов. Моя точка зрения проста. Допустим, что он полностью прав в своих выводах и интерпретациях древних табличек. Тогда это нам показывает, что Египтяне, Халдеи и Индусы, очевидно, использовали зодиак созвездий в рамках (видимо) общей традиции, родившейся из мифа Атлантиды. Может быть случилось нечто, во времена греческого периода до рождества Христова, и постепенно была сформирована новая концепция значений зодиака. Думается, что она принадлежит Гиппарху (приблизительно 139-й год до н.э.), а быть может, концепция стала результатом расширения представлений о картине мира у греков, после завоеваний Александра.
Мистер Фэган интерпретирует это изменение как ужасную грубую ошибку; но этой интерпретации можно придать иное значение. Это может быть более точное выражение фундаментального изменения менталитета человечества — изменения, которое осуществилось в этот необычайно важный период (с шестого столетия до нашей эры до первого столетия нашей эры) — от Будды до Христа; и я буду обсуждать значение упомянутого периода в следующей главе. Это был действительно поворотный момент в человеческом развитии.

Природа астрологии

Возможно, один из важных вопросов в этом противоречии сторонников двух зодиаков относится к пониманию самой природы астрологии. Он несёт в себе также вопрос общего отношения к эволюции человечества. У большинства современных астрологов есть тенденция понимать астрологию как очень специальную «науку», которая предъявляет нам определённые факты и прямые причинные отношения во вселенной, обнаруженные поколениями астрономов в результате долгих столетий терпеливых наблюдений. Они видят зодиак как нечто столь же реальное и материальное, как скажем, радиационный пояс Ван Аллена, охватывающий наш земной шар. Подобно этому, обычный астролог считает обоснованность накопленного астрологического «знания» чем-то само собой разумеющимся. Для него астрология — вещь обособленная, имеющая священные традиции. Согласно сидералистам, эти традиции пережили некое ужасное извращение, напоминающее лютеранскую реформацию с точки зрения католиков.
Множество теорий было сформулировано в попытке объяснить, что такое Зодиак как фактическая астрономическая сущность. Разделение Зодиака на двенадцать созвездий, формы и основные значения этих групп звёзд (очень разнотипных во многих случаях!) были приняты, как будто они были истинами, полученными посредством божественного откровения. Возможно так оно и есть; никто не может ни доказать, ни опровергнуть этого. Я просто не следую такому направлению мысли. И, возможно, потому, что вижу астрологию практическим инструментом применения базовой универсальной философии, которой необходимо, однако (даже если она не нова), придать новую, современную форму для того, чтобы она смогла стать правомерным и убедительным основанием для современного (или «будущего»?) человеческого интеллекта.
Я чувствую, что астрология всегда была (когда формулировалась как система взглядов) практическим применением weltanschauung (мировоззрения), область которого была намного более обширной, чем простое наблюдение за небом и попытка предсказать ближайшие события на планете Земля. Вот почему я говорю, что созвездия Зодиака — суть мифологические сущности; они — необычайно существенные изображения, так же, как карты Таро или гексаграммы И-Цзин (с их пикторизацией), которые представляют собой самые важные символические картины. Но всё это знание о Зодиаке, включая управительство и экзальтации планет так же, как и четыре стихии и т.д. не являются самыми главными факторами в астрологии; и, конечно, они не должны устанавливаться раз и навсегда как догмы.
Астрология, как я её вижу, по существу имеет дело с циклами движений и космическими (или биокосмическими) ритмами. Она имеет дело с «формой» или гештальтом, — со структурированием принципов, присущих любой организованной системе деятельности; таким образом, присущих каждому целому. Это не вопрос буквального, прямого, внешнего влияния некоторых астрономических тел на сущности, живущие на Земле. Астрология — способ изучить и понять систематизацию или организацию некоторых основных функций и внутренних импульсов в каждой организованной целостности. В былые времена эта концепция была выражена как структурное соответствие между микромиром и макромиром; но первоначально, этим микромиром была вся Земля, подобная, в своей основной структуре, целостности вселенной. Только позже, в то время, когда развивался процесс человеческой индивидуализации, и индивидуумы стали выделяться из всепроникающей и полностью контролируемой коллективной матрицы племенных сообществ, в качестве микромира стала расцениваться индивидуальная самость человека — факт, который утвердил Иисус, сказав: «Царствие Божие внутри вас».
Это было потрясением для людей, сознание которых всё ещё формировалось опытом и верованиями племенного порядка. И, несомненно, это поставило астрологию на новую основу, которая хорошо понималась в Сирии во времена Крестовых походов. Мы находим, что астрология развивалась в средневековой алхимии и была подчёркнута великим Парацельсом и (несколько иным способом) Бёме. То была истинная астрология, — не та, что служила в королевских дворах ренессанса и классической эпохи.
Астрология, которая строит Зодиак созвездий и всё, что ему соответствует, в основном, относится к так называемой виталистической эпохе. Это, предположительно, был период развития сельского хозяйства на берегах больших рек Китая, Северной Индии, Месопотамии (или Египта) и развития «культа изобилия» и «солнечных мифов». Позже они были расширены в различных вариациях «Великих мистерий». Более ранний период человеческого развития относится к анимистической эпохе, когда люди повсюду видели «духов» и стремились их умилостивить; но анимизм смешивался с витализмом, — и он всё ещё пребывает с нами в новой форме («атомистический подход» ко вселенной), — в то время как виталистические образы культур средиземноморья до рождества Христова, впоследствии были повторно воплощены в праздниках и ритуалах католической церкви под новыми названиями. Традиционная зодиакальная астрология всё ещё находится в значительной степени под влиянием таких ранних подходов к пониманию бытия.
Говорить, что Зодиак созвездий является мифологическим, значит просто указывать на то, что он появился как плод определённого типа менталитета, который в значительной степени подчёркивает (в течение того периода истории) способность человеческой души создавать миф. Наша современная наука весьма преуспела в формировании скептической оценки этой способности. Однако, более современные теоретические (и практические) школы психологии снова придают особое значение её ценности в психотерапии. Много людей сегодня жаждут мифического мира, которому они стали чужды. И это — без сомнения, одна из причин всплеска интереса к астрологии, особенно среди молодых людей, которые отказываются идентифицировать себя с технологической и компьютеризированной социально-политической системой и интегрироваться в неё. Я в значительной мере поддерживаю развитие способности человека создавать миф. Но человечество нуждается в новых мифах и новом чувстве отношений со вселенной, а не в восстановлении египетских, халдейских или индусских образов. Мы должны отталкиваться от фактов нашего современного опыта, расширенного открытиями современной астрономии. Астрология интерпретирует факты, которые нам демонстрируют астрономия и физика. Однако, я подразумеваю здесь действительно факты, а не просто (научные) гипотезы, которые изменяются через несколько лет.
Не сомневаюсь, что рано или поздно, в результате нашей, так называемой, «космической эры» будет развита «галактическая астрология». В ней человек сможет преодолеть ограничения нашего геоцентрического и гелиоцентрического подходов. Такая астрология описывала бы отношения наблюдателя с любой точкой в галактике. Такая астрология имела бы дело со звёздами, а не с «неподвижными» астрономическими телами. Она видела бы их как функциональные единицы в обширной системе проявления энергии, которую мы называем Млечный путь. Такой галактический тип астрологии, очевидно, использовал бы линию пересечения двух плоскостей — астрономического экватора (продление фактического экватора в космос) и плоскости нашей галактики в форме чечевицы (Млечный путь), как важнейшую линию. Недавно доктор Джорджио Пиккарди, директор Института физической химии во Флоренции (Италия), сделал открытия относительно эффекта космического радиоизлучения над водой, происхождение которого всё ещё остаётся не объяснённым наукой. Он, кажется, связывает наблюдаемый эффект с постоянно изменяющимся отношением именно этих двух плоскостей в космосе (сравните с книгой Мишеля Гоклена «Космические Часы», первоначально изданной на французском языке под названием «L'Astrologie devant la Science»).
К сожалению, пока мы знаем совсем не много о звёздах как об индивидуальных источниках радиоизлучения или как о «клетках» огромного космического тела галактики. Поэтому очень трудно интерпретировать их значение. А средневековые знания о «неподвижных звёздах», мягко говоря, не надёжны. Однако, когда мы имеем дело с человечеством-как-целым и его функциональной системой действий в пределах Земли-целого, мы сталкиваемся с большим процессом развёртывания человеческой цивилизации, и именно к этому процессу относится прецессионный цикл.
Этот цикл, я повторяю, является одним из трёх самых основных циклических движений нашей планеты. Другие два — это дневной и годичный циклы. День относится к последовательности стадий или уровней, на которых работает сознание человека. Год — к ряду ежегодных изменений, в которых солнечные энергии, воздействуя на наш земной шар, циклически стимулируют ритм жизни на земной поверхности. Прецессионный цикл обращается к постепенным, периодическим преобразованиям коллективного сознания человечества и, как мы можем предположить, иных форм жизни.
Я должен добавить здесь, что этот прецессионный цикл, будучи результатом (спирального) движения нашей планеты, относится по существу к развёртыванию того, что присуще непосредственно Земле как органическому целому. С другой стороны, циклы планет, которые составляют солнечную систему, нужно рассматривать как взаимосвязь отношений, оказывающих на Землю влияние солнечной системы-как-целого. Планеты — внешние факторы; они относятся к тому, что случается непосредственно в нашей космической окружающей среде. Их согласованные движения в пределах обширных пространств, которые заполнены исходящим радиоизлучением Солнца, производят очень сложные потоки, — всё на Земле, в определённом смысле, находится под влиянием этих вихрей энергии.
Звёзды также являются центрами радиоизлучения внутри большего космического целого, в пределах которого Солнце и вся солнечная система вращаются на огромной скорости. Если они представляют что-то на символическом языке астрологии, — это присутствие трансцендентных энергий. Энергий конструктивных или разрушительных, с которыми мы можем быть связаны различными способами, но только в том случае, если появляемся на свет из матки земного сознания и растём вне принуждения био-эмоциональных импульсов. Таковые импульсы присущи природе солнечных и лунных сил, которые оживляют наше тело и душу. Итак, я говорю сейчас о сингулярных звёздах, или о группах звёзд — близко связанных по возрасту и направлению их движения, — но не об умозрительных зодиакальных созвездиях, составляющих круг ежегодного пути солнца, эклиптики. Сингулярные звёзды есть факты в пределах Млечного пути; созвездия — мифологические образы. Эти две вещи не следует путать.

Звёзды не «неподвижны»

Звёзды не статичны; все они имеют характерное движение. И даже, если кажется, что они не движутся ощутимо в течение тысячи лет, то только по причине их большой удалённости. Мы рассматриваем Зодиак созвездий как «неподвижный Зодиак» просто потому, что принимаем его в качестве системы координат, — то есть как неподвижный фон, опираясь на который мы можем проецировать карту и измерять движение Солнца, Луны и планет. Но почему бы полностью не изменить процедуру? Что если взять точки равноденствия в качестве неподвижного основания, а звёзды будут перемещаться относительно них в течение 26 000-летнего периода, называемого (некоторыми авторами) большим сидерическим годом? Фактически, астрономы используют этот способ, за исключением того, что в основном они измеряют положения звёзд в прямом восхождении (то есть, в отношении астрономической экваториальной плоскости) вместо астрономической долготы (в отношении эклиптики).
Нет ничего неподвижного во вселенной; и все движения нужно связывать с наблюдателем. Эта астрологическая «относительность» — определённо современная концепция. Человек есть наблюдатель; и обычно основной точкой наблюдения для него является место его рождения. Вселенная такова, как он её видит. Звёзды облетают вокруг его земного местоположения за одни сутки; они двигаются через умозрительно размеченные двенадцать секторов пространства по обе стороны горизонта. Это и должно было бы являться астрологическими домами, но наша обусловленная Зодиаком астрология запрещает им быть таковыми. Те же самые звёзды перемещаются через эклиптику и в течение Большого Года; то есть, их астрономическая долгота изменяется от 0° (начало Овна) до 360°.
Это факты, касающиеся человека-наблюдателя, — астрология сегодня должна быть «человекоцентрированной», а не геоцентрической. Такая астрология может рассматривать отношения между отдельным индивидуальным человеком и целой вселенной так, как если бы он, человек, являлся центром. Он — действительно центр вселенной, потому что он наблюдает её сознательно. Каждый человек, если он действительно является микромиром, является центром своей собственной вселенной. По крайней мере, так должно быть в «натальной астрологии». Если мы имеем дело с глобально распространившимся по всему земному шару человечеством, то требуется «геоцентрическая» астрология. Всё изменяется согласно точке зрения, потому что каждая точка зрения снабжена своей собственной системой координат для измерений. Любой человек взаимодействует с миром со своей собственной индивидуальной позиции — в противном случае, он есть только недифференцированная единица коллективного целого, основанного его племенем, его культурой или (сегодня) его нацией.
В каждый момент целый мир противостоит индивидуальному человеку. Одна из целей астрологии состоит в том, чтобы помочь человеку понять смысл этой неизменно возобновляемой конфронтации. Если он хорошо понимает значение этого, — он может предложить действенный, существенный и (поэтому) «творческий» ответ на вызов вселенной. И это — единственная вещь, которая имеет значение в человеческой жизни: быть в состоянии в каждый момент дать творческий, а значит, значительно трансформирующий ответ любому большему целому, в пределах которого действует индивидуум, — будь это целое его сообществом, его нацией, человечеством или целой вселенной.
Чтобы быть в состоянии дать такой ответ сознательно и определённо, человек должен по-настоящему осознать себя существом, рождённым в определённое время истории человечества, и в определённом месте внутри общества, структурированного традиционной культурой. Или обнаружить себя пытающимся покончить с такой культурой, позволяя, таким образом, возникнуть новой. Кроме того, человек живёт в пространстве, но непременно и во времени. Индивидуальный человек не только то, что он есть теперь, но и ряд всех «теперь» от рождения и до смерти. Человек не рождается индивидуальной личностью. Он становится таковой в конкретных фактах день за днём. Он постоянно находится в процессе актуализации. И именно этот процесс является истинным значением слова «судьба», или того, что астрология способна прояснять индивидуальному человеку. Большой сидерический цикл, по крайней мере, до некоторой степени, делает наглядным то место, которое мы-как-вместе-взятое занимаем, даёт понять, на какой фазе процесса развития сознания (то, что мы называем «цивилизацией») живёт и борется наше поколение.
Подход больших звёзд к определённым критическим точкам в пределах нашей основной системы координат, эклиптики, может рассказать нам историю. То есть если определённая (особая) звезда достигает долготы 0°, то она, будучи в соединении с Солнцем в точке весеннего равноденствия, символически говоря, оплодотворяет своим радиоизлучением весенний сезон года. Когда возникнет долгота 120°, — звезда будет в соединении с Солнцем, вошедшим в зодиакальный знак Льва.
Было время — приблизительно 3000 лет до нашей эры, — когда, согласно текстам старых персидских астрологов, «четыре Королевских Звёзды» указывали в четырёх направлениях пространства, отмеченного точками равноденствия и солнцестояния. Альдебаран (созвездие Телец) указывал на Восток, изливая своё радиоизлучение на период весны северного полушария. Регул (созвездие Льва) указывал на Юг и летнее солнцестояние. Антарес (созвездие Скорпион) указывал на Запад и осеннее равноденствие. Фомальгаут (созвездие Рыб, Аустралис) указывал на Север и зимнее солнцестояние.
Сегодня Альдебаран расположен в зодиакальном знаке Близнецов (приблизительно 9°); Антарес, приблизительно в 9° Стрельца; Фомальгаут, приблизительно в 3° Рыб; и Регул в самом конце Льва, — градусе, который я назвал градусом Сфинкса (30-ый градус Льва и 1-ый градус Девы), потому что Сфинкс, будучи полульвом и полудевой, очевидно, символически представляет переход от Льва к Деве. Регул входил в знак Льва в 137-м году до н.э. (согласно астроному Хью Райзу), то есть Регул имел долготу 120°; такой факт может являться основой для другого способа определения начала так называемой эры «Рыб». Регул достигнет долготы 150 градусов (знак Дева) приблизительно в 2010-м году нашей эры. Большая звезда Бетельгейзе войдёт в следующем столетии в знак Рака и созвездие Орион (долгота 90°) — таким образом, она прольёт свои энергии на летние периоды северного полушария; и это будет одним из факторов, точно определяющих начало следующей, так называемой «эры Водолея», как мы увидим позже.
Так, положение звёзд, планет и других астрологических факторов относительно точек равноденствия и солнцестояния следовало бы рассматривать как самые существенные указатели в ходе развития человечества, — подобно тому, как положения Солнца, Луны, Планет (и в некоторых случаях, звёзд) относительно фактического горизонта и вертикальной оси надира и зенита в карте рождения, показывают нам существенные факторы для определения специфической индивидуальности и судьбы человека. Местоположение планет в зодиакальных знаках (долгота) и аспекты, которыми они связаны друг с другом, относятся к характеру энергий, определяющих природу человека; то есть, к определённому виду человека как он есть.
Очевидно, что позиция, которую я представлял в предшествующем материале, диаметрально противоположна той, что распространена в астрологии. Астролог говорит о ретроградном движении точек равноденствия во время прецессионного цикла, — или что ещё хуже, последовательном входе Солнца в знаки (Рыбы, Водолей, Козерог, и т.д,), как будто Солнце «входило» во что-нибудь вообще! Это происходит, я повторяю, потому, что для традиционной, и даже для современной астрологии, Зодиак созвездий является неподвижной системой координат. Вместо этого я говорю, что относительно тропического Зодиака знаков перемещаются звёзды, и движутся они нормальным способом, постоянно увеличивая значение по долготе.
Таким образом (если мы вообще можем что-либо говорить), мы «прошли» через большую часть эры Рыб. Нам известно, что звёзды, собранные под именем мифологической фигуры двух Рыб, «сливались» с точкой весеннего равноденствия и излучали свой свет на наши весенние начала, — то есть символически говоря, «влияли» на характер действия, которым человек в Северном полушарии встретил вызов стать создателем, пионером, «типом Овна» (Овен — первый зодиакального знак весны). И если уж мы достигаем теперь так называемой эры Водолея, сыграют роль звёзды, сгруппированные (традицией) в созвездии Водолея, которые окажутся в соединении с Солнцем в момент весеннего равноденствия, и далее.
В целом, картина чрезвычайно проста. Всё, что вы должны сделать, чтобы понять её значение, это забыть об астрологических учебниках и традициях прошлых культур и открыть свои глаза на ритмичные явления, которые говорят нам о нашем родстве как существ, составляющих живые клетки громадного тела Земли, — с разумно движущимися точками или дисками света в небе. Мы можем добавить эти наблюдения к знаниям, принесённым расширяющими горизонты телескопами различных видов, спектроскопами, радарами и т.д., но не стоит уделять много внимания старым традициям и мифическим образам, разработанным устаревшими культурами прошлого. Нам следует создать новые образы, поскольку мы действительно стоим на пороге новой эры.
Если же нам необходимо пойти в прошлое для поиска некоторых подсказок, помогающих нам освободиться от недавних традиций, — целесообразно идти в очень древнее прошлое. Если бы мы так и сделали, то увидели бы, что первым способом, которым люди стремились измерить ритм сезонов, наиболее вероятно, был путь изучения циклического смещения местоположения закатов на западном горизонте. Только в точках равноденствия закат происходит точно на западе, и восход на востоке. В точке зимнего солнцестояния закат происходит приблизительно на 23 градуса южнее; в точке летнего солнцестояния, севернее. Это солнечное перемещение, в астрономии исчисляется в градусах склонения. Это связано с явлениями сезонов, потому что относится к изменениям величины угла, под которым лучи Солнца покрывают земную поверхность в течение года. Это явление производит увеличение или уменьшение продолжительности дней и ночей. И в моей книге «Пульс Жизни» я обсуждал этот ежегодный цикл, как цикл постоянно изменяющихся отношений между двумя силами, силой дня и силой ночи, в соответствии с широко известным китайским знанием о дуальности Ян и Инь.
Этот подход к циклу года, я уверен, более основателен (в изыскании), чем только использование видимого прохождения Солнца по зодиакальным знакам или созвездиям. Он является, по крайней мере, фундаментальным и предоставляет нам четыре не призрачные, а графические отправные точки в годовом цикле: точки солнцестояния и равноденствия. Это есть основа очень старой эзотерической концепции деления года на две части: половина, когда «Солнце перемещается к северу» (согласно оккультной традиции связана с духовным развитием человека), — и другая половина, во время перемещения Солнца к югу, что связывается с ростом коллективных ценностей.
Кажется очевидным, что камни Стоунхенджа в Англии, и подобные им сооружения в Центральной Америке, служили скорее маркерами для определения фаз этого ежегодного движения Солнца (в склонении). Но также была возможность точно определять по ним положения некоторых отдельных звёзд в определённое время не только солнечного года, но и большого сидерического года в 26 000 лет. Во всяком случае, можно определённо сказать, что узкие проходы в великих египетских пирамидах, бесспорно, имели назначение инструмента для ориентации и созданы таким образом, чтобы лучи специфической звёзды попадали в центральную камеру пирамиды. Эзотерическая традиция — это теперь широко известно — полагает, что Большая Пирамида не была, по крайней мере первоначально, усыпальницей для некоего честолюбивого фараона, но служила местом духовно-оккультного инициирования. Утверждается также, что полный прецессионный цикл был установлен ранее, чем допускают современные египтологи (книга Дэвисона «Великая Пирамида» очень хорошо известна, часто цитируется, подвергается нападкам и защищается). Археолог, д-р Гетцингер, которого я лично знал, много лет назад показал мне увеличенные фотографии той стороны Большой Пирамиды, на которой, как он заявлял, явно видна «инкрустация» из морских раковин. Они находятся выше существующего уровня основания конструкции. Он полагает, что Пирамида была действительно построена более чем тридцать тысяч лет назад, причём людьми весьма продвинутой цивилизации. «Продвинутой», конечно, не в терминах нашей материалистической технологии, которая может думать только о высвобождении энергии путём разрушения материи (будь то уголь, нефть или атомы урана), — но продвинутой с помощью совсем другого вида энергии, сосредоточенной непосредственно в человеке. Во всяком случае, интересно отметить, что датой Дэвисона для начала новой эпохи Водолея является 1844-й год нашей эры, и эта дата отличается приблизительно на пять столетий от даты, представленной Сирилом Фэганом, который в свою очередь изучал египетские отчёты. Это также отличается и от дат, принятых в тех или иных школах индийской астрологии.
И всё же, я заканчиваю эту главу тоном неуверенности. Эта неуверенность весьма характерна для астрологической ситуации в целом и, конечно, она не подтверждает претензию, заявляемую очень многими астрологами сегодня в том, что астрология является «наукой», в современном точном смысле этого слова. Мы могли бы с уверенностью сказать, что она основана на полученных с научной точки зрения астрономических фактах, но астрология придаёт этим фактам гуманитарное значение и ценность. Астрономия не приносит ничего, кроме подробнейшего осознания преуменьшения человека, который видится маленьким существом на маленькой планете, в незначительной солнечной системе на «Млечном пути», который, впрочем, является всего лишь одной из бесчисленных галактик, отдалённых друг от друга невероятно громадными расстояниями. Ответ астрономов и состоит в том, что маленький человек-астроном оказался в состоянии «разглядеть» и измерить такие огромные расстояния и циклы.
И это ответ человека на события, давления, раскрытые им бесконечно сложные факты, которые он имеет в виду! Нет, важен не факт величия или необъятности распростёртой перед человеком вселенной относительно его собственного размера и продолжительности жизни. Важна позиция человека по отношению к этим «почти бесконечностям». Это именно то, что его сознание, соприкасаясь (в поиске смысла), из них делает, — то, что человек позволяет им делать из себя. И именно на таком уровне астрология может работать; не на уровне предсказывания событий, так как у событий в себе нет никакого значения, кроме того, которое мы им придаём. Не события происходят с нами; мы вынуждаем события случаться.


[19] Прим. перев.: в последний градус Рыб точка весеннего равноденствия войдёт в 1990-м году. (назад к тексту)
вверх