Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава шестая
Структура эры Рыб

•  Двенадцатикратный паттерн  •
Разделение целого цикла на двенадцать фаз, кажется, является настолько же фундаментальным, как и разделение окружности на двенадцать равных дуг по тридцать градусов. Греческим философам вся вселенная виделась додекаэдром, вписанным в сферу. Число 12 делится на 4 и 3, и этим числам всегда придавалось архитипическое и магическое значение. Четыре — число, символизирующее конкретное существование; куб, или «правильный камень» — основа материальной жизни в большей части древней мифологии. В астрологии крест горизонта и меридиана устанавливает основную структуру карты рождения. Существует четыре сезона, четыре направления компаса и т.д. Число три обращается к миру идей (или к архетипам); и почти каждая культура, говоря о божественном, подразумевает три аспекта. В логике, или в диалектическом процессе преобразования всех экзистенциальных целых, студент изучает последовательность: теза, антитеза и синтез.
На предыдущих страницах я говорил о важной идее, согласно которой фаза один текущего большого сидерического года, которую для удобства я по-прежнему называю эрой Рыб, — может быть разделена на три периода, приблизительно по 720 лет каждый. Первый период является временем конфронтации нового духа христианской любви с административным порядком Цезарей; второй период относится к решающему вызову Христианскому миру, брошенному новой воинственной религией, Исламом, арабскими и монгольскими народами. Это был очень существенный вызов, если мы примем во внимание унитарный характер исламской веры и её происхождения, а также не вполне ясное историческое значение экспансии монголов и тюрков, живущих географически на такой территории, которую геополитики назвали «сердцем» Земли. Третий период был наполнен прогрессивным развитием современного духа гуманизма, интеллектуализма и индивидуализма, — он и произвёл на свет современную науку и наше технологическое и материалистическое общество. Это — конфронтация, которая теперь разлагает самые основы нашей христианской цивилизации. Появится ли новое и преобразованное христианство как вдохновение ближайшей Эры Водолея или всецело новый духовный импульс будет играть эту роль, — самый знаковый вопрос нашего времени. В течение следующих десятилетий ответ должен быть получен; и возможно, что он был дан, но такой ответ будет не очевиден до конца следующего столетия, — так же, как не было очевидно в первом или втором столетии нашей эры, что Христианство сможет доминировать над культурой Европы в течение двух тысячелетий.
Если теперь мы отложим наше разделение эры Рыб на три периода и перейдём к двоичной системе исчисления, то сразу увидим, что конец десятого столетия нашей эры становится разделительной чертой. Это, конечно, является крайне важным, поскольку в течение десятого столетия некие силы трудились над созданием великих образов, имевших своё развитие во времена готического периода вселенского католического миропорядка. Эти образы действительно являются фундаментальными в нашей Западной культуре. Именно по этой причине Освальд Шпенглер (в известной книге «Закат Европы») считал десятый век истинным началом европейской культуры. В этот период начал развиваться романский стиль. Мифы и фольклор столетий оформились перед мрачным кризисом 1000-го года в ожидании конца света. Когда конец света не наступил, в Европе начался лихорадочный период экспансии, который очевидно сравним с подобными телодвижениями на других континентах (смотри Les Metamorphoses de L'Humanitie, Editions Plante, 1965).
Первую половину цикла всегда можно считать «нисхождением в материю» регенеративного духовного импульса, который появился в начале цикла. Вторая половина относится к «подъёму сознания» через показательные формы. Эти появившиеся формы Шпенглер назвал первичными символами культуры-целого. Затем возникают характерные учреждения, определённые художественные формы и языковые паттерны. У меня почти нет сомнений, что конец десятого столетия нашей эры (приблизительно 983-й год) стоит особняком, как основной перелом между актами того, что следовало бы называть инволюционной и эволюционной фазами цикла «Рыб».
Если мы разделим каждую половину цикла пополам, то получим, например, 443-й год нашей эры, который фактически указывает на конец Римской империи и (следовательно) марш германских народов по новым землям с желанием их занять; возьмём середину шестнадцатого столетия — елизаветинская эпоха, реформация, ренессанс. Середина пятого столетия — поворотный момент в рамках «инволюционной» фазы цикла Рыб (наполнение пространства новым «материалом»); середина шестнадцатого столетия — поворотный момент в развитии европейской культуры.

Двенадцатикратный паттерн

Более тщательный анализ структуры эры Рыб может быть сделан путём её разделения на двенадцать подпериодов, приблизительно по 180 лет каждый. Подобная попытка, я знаю, была предпринята впервые Мэнли P. Холлом, но вместо того, чтобы коррелировать эти подпериоды с двенадцатью зодиакальными знаками, нам кажется более существенным связать их с последовательностью двенадцати домов карты. Дома относятся к ряду основных событий и испытаний, через которые человек проходит в процессе реализации потенциальных возможностей, данных ему природой при рождении.
Начиная, таким образом, с 100-99-го года до н.э., мы получаем ряд подпериодов, приведённых ниже. Позвольте мне всё же напомнить, что даты, отмечающие начало таких подпериодов только приблизительны, поскольку основной 72-летний период (соответствующий одному градусу прецессии) не точен; к тому же, делались изменения в календаре и в обоих способах расчёта дат нашей эры (я использую обычный способ историка).
I. с 100-99 г. до н.э до 82 г. нашей эры
Два фундаментальных образа эры Рыб установлены: Цезарь и Христос — государство и его административный порядок, поддерживаемый военной силой, и великий символ искупительной любви, когда Бог становится человеком, во имя спасения человечества. В Индии существует схожая фигура боддхисаттвы, неотъемлемая в новом буддизме (махаяне). Поскольку мы живём в последний период эры (1883-2060), мы видим, с одной стороны «крупный бизнес, военный комплекс» (или лидерство Коммунистической партии в советских странах), и с другой стороны зарождающиеся движения, посвящённые (в принципе) духовной, или идеалистической форме демократии и персонализма, с непослушной молодёжью наших дней в роли новых христиан, но пока ещё без Христа. Любой «последний» период цикла должен решить проблему, устанавливаемую «вначале». Способ, которым умирает любой человек, является решением (положительным или отрицательным в зависимости от обстоятельств) проблемы жизни, поставленной при его рождении.
II. 82 — 262 г.г. нашей эры
Этот период является, прежде всего, периодом общей реакции (второй дом) на импульс, начавшийся в первой фазе цикла, после чего начинается медленное воплощение и прорастание всходов, происходящее из этого импульса. Христианство развивается, и Pax Romana [21] демонстрирует себя.
III. 262 — 442 г.г. нашей эры
Христианский импульс распространяется; развиваются идеологические аргументы и политические конфликты. Ни Римская империя, ни Христианство Евангелий не выживают; но «среда» (третий дом) проникается концепциями и того и другого.
IV. 442 — 622 г.г нашей эры
Это период, в который новые народы перемещаются в пространстве, чтобы найти географические территории (то есть «дома»), которые под тем или иным предлогом им «принадлежат». Большое смятение повсюду. Каждая группа стремится пустить корни (четвёртый дом), включая церковь (Григорий Великий, 600 г. нашей эры).
V. 622 — 802 г.г. нашей эры
Этот период начинается с грандиозного роста Ислама на запад, к северу и, разумеется, в восточном направлении. Норманнские и мадьярские вторжения частично отражены. Характерно мужской период дальнейшего прорыва.
VI. 802 — 982 г.г. нашей эры
Карл Великий коронован Императором священной римской империи Запада, но его империя разделена после его смерти, основывая будущий паттерн большой части европейской истории. Позже, Оттон Великий объявлен главой священной римской империи, сосредоточенной в Германии, — и имперский образ впредь будет часто посещать многих правителей, конечно, включая Наполеона I (который чувствовал, что он есть перевоплощение Карла Великого) и Гитлера. Конец десятого столетия является временем, до определённой степени, политической стабилизации в мире: в Китае, после времён анархии, основывается империя Сун в 960-м году; новая империя Майя в 987-м году. Это год начала сильной династии Капетингов во Франции.
VII. 982 — 1162 г.г. нашей эры
Крестовые походы начинаются в 1096-м году. В этой «фазе седьмого дома» эры Рыб, Восток и Запад начинают глубоко проникаться друг другом снова. Французские дворяне лидируют, и формируют различные феодальные королевства в Сирии и вокруг неё. Позднее, они возвращаются во Францию и приносят с собой семена «духовного ренессанса» XIV-го и XV-го столетий, которые предшествовали «интеллектуальному ренессансу» столетия XVI-го. Эти французские дворяне не только берут восточных жён, но и смешиваются с мистическими братствами (Суфиев, Друзов и другими), за что осуждаются Папой римским. В это же время образовываются великие рыцарские ордена, такие как: орден рыцарей-тамплиеров (основан в 1119 г. нашей эры Гуго де Пейеном и Годфруа де Сент-Омером), рыцари ордена госпитальеров Святого Иоанна иерусалимского (с Раймондом Дю Пюи как самым известным лидером, 1120 г. нашей эры) и позже, Тевтонский орден (известны даты происхождения, начиная с 1128-го года, когда немецкий паломник и его жена основали госпиталь на берегах Палестины).
VIII. 1162 — 1342 г.г. нашей эры
Немецкие, английские и французские короли ведут крестовые походы против турок, которые, при великом курдском правителе Салах ад-Дине, повторно завоевали несколько исламских стран и Иерусалим. Эти крестовые походы (с третьего века по седьмой) закончились отказом христиан от Святой Земли (1291 г.) и распространением турок (мамлюков) на восток, где они, в результате, в 1453-м году завоевали Константинополь, — то есть, положили конец Восточной Империи, основанной при Константине Великом (330 г. нашей эры). Во время этого странного и бурного периода, великая красота и страсть смешивались с тенями феодального и теократического общества. Это было время готических соборов и галантности, но также и безжалостного подавления духовно-оккультных обществ, таких как альбигойцы (которые были наследниками великой гностической традиции в Юго-западной Франции) и тамплиеры (которые знали слишком много и были избалованы богатством, столь необходимым французскому королю!). Это было время появления университетов, и создания трудов великих энциклопедистов, таких как Роджер Бэкон, Св. Фома Аквинский, Данте и множества христианских мистиков, алхимиков и астрологов, целой плеяды мыслителей в Сирии и на Ближнем Востоке, в Индии. Но это также и время начала инквизиции, приблизительно в 1220-м году, — как раз во время английской великой хартии вольностей и швейцарской конфедерации, первого шага к «демократии». В течение этих двух столетий появились сильные политические лидеры: от Фридриха Барбароссы до великих монгольских ханов. Продолжалась борьба между папством и германскими императорами. В это же время шёл рост торговых городов в Германии (Ганзейский союз и т. д.); и Италия создавала основы для возможного развития буржуазии и всемирной торговли.
Интерпретация готического периода в терминах различных уровней символики восьмого дома даёт возможность получить новое понимание его настоящего характера. Сегодняшний «медиевизм», который всё ещё синонимичен фанатизму и невежеству, просто показывает насколько глубока наша привязанность к концепциям ренессанса, — и это не слишком-то удачная привязанность! Эпоха схоластики и рыцарства, очевидно, не должна восприниматься сегодня как идеальная модель для будущего общества, но всё же, в универсализме той эпохи и в приверженности духовным ценностям, в её юном энтузиазме тщательного изучения мира и творческого выражения обществ, в её героической предприимчивости и смелых, даже артистических концепциях, — эпоха средневековья, с 1000-го до 1250-го года, выделяется как экстраординарная и очаровательная эпоха. Это явно седьмой и восьмой периоды в пределах эры Рыб, так как их лейтмотив — преобразование человеческих отношений и общества на основе духовного и универсалистского (энциклопедического) видения. И ничто не характеризует этот лейтмотив лучше, чем дух галантности.
IX. 1342 — 1522 г.г. нашей эры
Поскольку мы достигли середины четырнадцатого столетия и третьей «декады» эры Рыб, начало которой соответствует девятому «дому», мы видим, что человеческое сознание достигает новой стадии роста и расширения. Историки часто рассматривают дату падения Константинополя (1453 г.) или так называемого «открытия» Америки (1492 г.) как начало «современной истории», но этим событиям пятнадцатого столетия предшествовал длительный период конфликтов и ментально-социального пробуждения, на который накладываются события столетней войны между Францией и Англией. Никогда цикл не начинается прямо с позитивной ноты, — но только с обещания. Духовно, новый тон продолжает звучать, но материально и социально проявляется лишь потенциальная возможность, а не конкретная действительность.
Период девятого дома эры Рыб начинается, таким образом, чёрной чумой, распространением венерических болезней, и столетней войной. Он начинается с золотого быка, который устанавливает образец Священной Римской империи, и электората, ответственного за увековечивание империи — и заканчивается Вормсским эдиктом [22], который устанавливает европейский паттерн зародыша современных наций. Период начинается с постепенного упадка схоластики и роста рационализма, от Уильяма Оккама (1340 г.) и далее. Поскольку византийские учёные бегут от нависшей угрозы падения Константинополя, — они тем самым приносят на запад расширенное знание греческой философии и науки. С момента формирования новой академии во Флоренции под влиянием Плифона (1356-1450 г.г.), мы можем обнаружить рождение гуманизма и возрождение учения Платона. Потребуется ещё одно столетие движения в этом направлении, чтобы достичь его полного развития (не без вклада таких людей, как Эразм Роттердамский и Коперник). Изобретение печатного станка, приблизительно в 1450-м году, принесло мощный стимул к изучению различных наук. Как раз в это самое время, учёные из Константинополя были вынуждены срочно отправиться в Италию. А там, под патронажем Медичи и окружения, начинался художественный ренессанс.
Три великих изобретения (компас, книгопечатание и порох), которые обеспечили возможность европейской экспансии (на всех уровнях), — наиболее вероятно, прибыли из Китая. В некотором смысле, современная история и распространение Западной цивилизации были обусловлены ими. Использование пороха превращало средневековые дворянские армии в устаревшие и незащищённые. Постепенно, огнестрельное оружие укрепляло буржуазию и делало сильными простых людей. Оно позволило небольшому количеству конкистадоров поработить более древние (и ослабленные) цивилизации. Компас сделал возможной мировую навигацию. Книгопечатание обеспечило материальную основу для интеллектуального развития Европы. И реформация (1517 г.), применяя новый дух индивидуализма к религии, помогла преобразовать католический универсализм средневековья в национализм, характерный для современной европейской истории.
То, что развивается в течение любой «фазы девятого дома», всегда укрепляется и становится социально эффективным в десятом доме. Аналогично, духовный фермент, который медленно активизировался в течение пятнадцатого столетия, привёл к объективным и конкретным социальным и интеллектуальным результатам после 1510-го года. Тут всё происходило одновременно: завоевание нового мира, реформация и религиозные войны, кристаллизация нового типа социальной единицы — европейской нации, — прежде всего во Франции и Англии под коронами новых правящих домов (Бурбонов и Тюдоров) и стремительный рост относящегося к эпохе возрождения духа в философии, литературе, искусстве и науке.
X. 1522 — 1702 г.г. нашей эры
Этот период «десятого дома» может быть разделён на две части. В первой — с 1523-го по 1613-й год — мы видим оккультно-мистическую традицию готической эры, нашедшую осуществление в делах великих алхимиков, философов огня [23] и розенкрейцеров. Братство Розенкрейцера было основано (по крайней мере, в его европейской форме) Кристианом Розенкрейцером, который жил приблизительно в 1400-м году нашей эры, — то есть, в то же самое время, когда Цзонкхапа осуществлял попытку возрождения буддизма в Тибете; и мистический ренессанс культивировался в Индии личностями Рамананды, Кабира, Нанака и Кришны Чайтаньи под влиянием суфизма. Фазу перехода от «девятого дома» к «десятому» можно обнаружить в духовных связях таких людей, как великий бенедиктинец аббат Вюрцбургский, Иоганн Тритемий (который ассоциируется с историей Фауста, 1450 — 1518 г.г.), Корнелий Агриппа (1486 — 1503 г.г.) и, самый великий из них, Парацельс (1493 — 1541 г.г.).
Несколько десятилетий спустя, в Англии, эта первая фаза «периода десятого дома» поразительно проявилась в елизаветинскую эпоху (1558 — 1603 г.г.) выдающихся мыслителей, которые, в то время приняли в своё мировоззрение многое из духовно-алхимической мысли розенкрейцеров и инициировали новый дух научного экспериментализма (Фрэнсис Бэкон и его Novum Organum) и индивидуалистической современной психологии (Гамлет Шекспира, и т.д.), тогда как изначально, такие личности, как Джордано Бруно и Галилео Галилей, разворачивали новое видение мира, пророком которого явился Коперник.
Со второй фазы периода, с 1613-го по 1703-й год — мы наблюдаем кристаллизацию нового духа в позднем ренессансе, и классическую эпоху. И самое характерное социальное явление — развитие, под управлением Ришелье, французского авторитарного государства, символизируемого Людовик XIV-м (королём-Солнцем) и версальским двором, с его формалистической культурой. Французский рационализм характеризован философией Декарта, и такими фигурами от литературы как Корнель, Расин, Мольер, де Лабрюйер и прочими.
Триумф французской культуры отчасти зиждется на основе поражения, и почти полного уничтожения, Германии в результате тридцатилетней войны. Вестфальский мирный договор (24 октября 1648-го года) тормозил развитие Германии как нации, и таким образом, можно сказать, являлся основанием борьбы между Францией и Германией, — что в результате и привело к совсем недавним мировым войнам. Англия, между тем, разбогатела, присваивая то золото, которое Испания, истребляя индейцев, извлекала из Америки. Английская корона имела возможность строить свою империю не спеша. Итак, Испания теряет своё влияние, а Италия остаётся разделённой; и Швеция поднимается к кратковременному состоянию политической гегемонии; и гигантская Россия, отразив монголов, обращается к западной цивилизации под короной Романовых (Пётр Великий 1689-1725 г.г.).
XI. 1702 — 1882 г.г. нашей эры
Этот период «одиннадцатого дома» определённо является эпохой радикальных политических, а затем и социальных революций и преобразования. Он может быть так же разделён на две 90-летние фазы. С 1703-го до 1793-го года мы видим политические революции в Америке и во Франции с подоплёкой интеллектуальной борьбы против власти короля и церкви. С 1792-го до 1882-го года западный мир переживает важную индустриальную и социально-духовную революцию, которая обозначила все те проблемы, с которыми мы сталкиваемся в нашем трагическом двадцатом столетии. Фаза «политической революции» представляет инволюционное нисхождение нового духа; «промышленная революция» — напротив, эволюционный подъём человечества и мышления на новый уровень как ответ на вызов этого нового духа. Уран (обнаруженный в 1781-м году) символизирует первую фазу, Нептун (обнаруженный в 1846-м) — вторую.
Абстрактный (а позже чувственный) идеализм этих восемнадцати десятилетий пыла, надежд и желанных мечтаний великих романтиков — от Жан-Жака Руссо до Виктора Гюго, от Томаса Пейна до Фурье или Карла Маркса, от английского Локка до американского Линкольна или русского Кропоткина, — всё это коллективное стремление построить новый мир, предвидение пророков, предлагавших новые образцы общества. Всё это, названное выше (вместе с теневой стороной: национальный империализм, жадность буржуазии или викторианское лицемерие), — типичные выражения понятий одиннадцатого дома в астрологической символике. Понимание этих исторических явлений как особенностей «одиннадцатого дома», даёт астрологически ориентированному историку новую способность проникновения к сути ключевой последовательности событий в культурном развитии. Такой подход добавляет «новое измерение понимания» — измерение циклическое. Используя его, можно проводить новые, и весьма существенные исторические корреляции.
Например, мы можем сравнить внезапное распространение ислама во время периода пятого дома эры Рыб, с колониальным империализмом Европы во время периода одиннадцатого дома (астрологической полярности пятому). На европейском континенте существовали «тёмные века», поскольку Римская империя была полностью ликвидирована, и азиатские народы проломили ворота Европы. Ровно полуцикл спустя настала очередь Европы вторгнуться во «вне» — в Азию и Африку. Этап конфликта национализма и научного материализма тоже можно считать «тёмным» периодом, с точки зрения универсалистского характера духа. Великий католический (в смысле «универсальный») порядок периодов седьмого, восьмого и девятого домов (983 — 1523 г.г.) коррелируется, таким образом, с циклически противоположными периодами первого, второго и третьего «домов» эры Рыб, т.е. с временами порядка Римской империи (с 99-го года до н.э. — до 443-го года н. э.).
Эти, и подобные им, соответствия или полярные отношения являются существенными не только в смысле более последовательного, витального понимания прошлого. Они могут ориентировать нас в будущем, коль скоро мы живём теперь в период становления последнего из двенадцати подпериодов эры Рыб.
XII. 1882 — 2062 г.г. нашей эры
В течение периода двенадцатого дома, с переменным успехом, но неизбежно действует двойственный процесс. С одной стороны, «карма» провалов прошлого (невыполнение своего предназначения, наряду с совершением преступлений) усугубляется по линии давно заложенных деяний и извращений; в то время как с другой стороны, это «период семени», во время которого паттерны мысли, чувств и поведения, которые являются структурой ближайшей эры Водолея, зарождаются во всех областях человеческой деятельности, фокусируются в умах и освобождаются через сознание «людей-семян».
Поскольку мы застаём время именно этого периода, мы в наибольшей мере заинтересованы в раскрытии его значения. Ему будет посвящена целая глава. Фактически эти 180 лет составляют большую часть периода перехода между эрой Рыб и эрой Водолея. Согласно древней теории циклов, такой переход, нужно сказать, длится всю последнюю десятую часть цикла. В этом случае это означает 216-летний отрезок времени. Если эра Рыб заканчивается приблизительно в 2062-м году, этот переходный период начался приблизительно в 1846-м. Мы предположим, что он начался в 1844-м году, в момент зарождения того, что теперь известно как бахаизм. Это фактически первая мировая религия, предлагающая в самой определённой, конкретной форме идею мирового порядка, охватывающего всё человечество, и устраняющего различия по цвету кожи, классу, касте, религии, культуре, полу. Но мы не должны забывать, что и коммунистический манифест появился в 1848-м году, во время революционного движения в Европе; и я собираюсь экспериментально продемонстрировать, каким образом можно считать мировой порядок Бахаи и мировой коммунизм дуальной поляризацией (духовного и материалистического), создавшей неизбежную тенденцию стремления всей планеты к глобальному обществу. Первая полярность основывается на универсальной гармонии любви и проявленной «Правде»; вторая, на насилии и использовании обмана и ненависти, как инструментов политики. Таким образом, год 1846-й, в середине между 1844-м годом и 1848-м, может быть весьма существенным.
Этот год является, конечно, самым существенным для астролога, поскольку Нептун был обнаружен Галле, 23 сентября 1846-го года, в Берлине. Как принято полагать, Нептун — «управитель» зодиакального знака Рыб. Таким образом, открытие Нептуна совпало с началом «периода семени», завершающего (XII дом) эру Рыб, и посылающего коллективному сознанию человечества сообщение о «consummatum Est» [24], — это последние слова Иисуса на кресте.


[21] Прим. перев.: мир народов Римской империи. (назад к тексту)
[22] Прим. перев.: указ, изданный императором Священной Римской империи Карлом V 25 мая 1521 года в конце работы Вормсского рейхстага 1521 году, объявивший Мартина Лютера еретиком и преступником и запретивший издание и распространение его трудов. Кроме того Вормсским эдиктом устанавливалось, что предоставление Лютеру убежища или иной помощи также расценивается как преступление против законов империи. (назад к тексту)
[23] Прим. перев.: Название, данное герметистам и алхимикам Средневековья, а также розенкрейцерам. Последние, последователи теургов, считали огонь символом Божества. (назад к тексту)
[24] «Свершилось» — лат. (назад к тексту)
вверх