Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава седьмая
На пороге новой эры

•  Три 72-летних периода: 1846 — 2062 г.г.  •  Исторический параллелизм  •
В первой главе этой книги я показал как открытие Урана, Нептуна и Плутона в восемнадцатом, девятнадцатом и двадцатом столетиях, совпадает с трёхчастным кризисом мировой трансформации. Много лет назад, в 1921-м году, прежде, чем я стал серьёзно интересоваться астрологией (до открытия Плутона), я написал книгу (она не была издана), которую назвал «Аватарный Цикл». В ней я говорил о том, что эти три столетия должны рассматриваться как развёртывание большой драмы в трёх действиях. Драмы, главная тема которой — явление нового аватара. Теперь я склонен думать, что восемнадцатое столетие, иногда называемое «столетием просвещения», нужно рассматривать скорее как пролог этой драмы. Девятнадцатый, двадцатый и двадцать первый век — как три её акта.
Я хотел показать, почти пятьдесят лет назад, что мы не должны рассматривать приход нового аватара как отдельный случай, но как относительно длинный процесс, который начинается с революционного вызова устаревающему порядку, и становится положительным проявлением порядка нового, на нескольких уровнях последовательно. То что происходит, является постепенным «нисхождением» новой космической вибрации, или ритма и качества бытия, затрагивая всё человечество и всю планету Земля.
Сначала это нисхождение работает как ментальное воздействие, возбуждающее умы людей, готовых выступить критиками прошлого, но в то же время, способных резонировать архитипическим паттернам довольно отдалённого будущего. Тогда семя-паттерн (или архетип) этого будущего сеется в умах нескольких мыслителей, под явным направляющим давлением чего-то, выходящего далеко за рамки их нормального сознания; и именно от имени этого интуитивного «ощущения» (пока ещё не ясного идеала), эти мыслители, а вместе с ними те люди, которых они пробудили к действию, начинают проявляться как активные катаболические агенты, то есть разрушители того, что продолжает быть само собой разумеющимся для основных масс людей.
Поэтому этот первый период лучше считать прологом, а не первым актом. Он исторически соответствует периоду восемнадцатого столетия, особенно с момента основания первой Масонской ложи в Лондоне в 1717 г. Если использовать традиционную индуистскую символику тримурти (или Божественной Троицы), мы могли бы отнести этот период к Шиве, поскольку Шива — Бог в аспекте разрушения и очищения. Внутренне, через Шиву-огонь (который астрологически соответствует Урану, бунтарю и революционеру) можно видеть контуры огня; в будущем этот огонь засияет много ярче, во время реального первого акта большой планетарной ритуальной драмы, которая есть приход нового аватара. В нём дух «новой эры» играет роль Прототипа.
Итак, возможно «воплощение» внутри (и особенно через) человека, потому, что только человеческое существо может становиться тем, кем в состоянии себя сознательно вообразить; и большинство людей должно иметь, как основание, своего рода модель для визуализации. Всегда есть прототип, в котором воплощается архетип. Через него высвобождается творческая сила, или логос, который создаёт возможность нового цикла. Он — и образец (аспект формы), и источник (аспект энергии), — и это первое проявление того, что должно появиться. Такое явление сопровождается новым высвобождением сознания, вероятно сложным и многогранным актом высвобождения, который может быть связан как с определённой значимой личностью, так и с группой людей. После Шивы мы видим появление Брахмы и Вишну — аспектов творческой божественной силы.
Девятнадцатому столетию знакомо откровение силы Брахмы, которое в христианском эзотеризме назвали бы аспектом отца. Древний оккультизм говорит о скрытом отце. Но этот скрытый, или тайный, характер всегда относителен. В предыдущей главе я говорил о вероятности, что «учитель справедливости» Эссей действительно представлял собой аспект отца в творческом высвобождении, который присутствовал в истоке эры Рыб. Если так, то этот «персонаж» был относительно скрыт, находясь в пределах специальной группы приверженцев. В настоящем переходном (или семенном) периоде, который ведёт к фактическому и конкретному основанию эры Водолея, этим аспектом отца (или его «вуалированием» под человеческой нептунианской формой), возможно и был великий персидский пророк, Бахаулла. Он был увиден и описан впоследствии, в книге, полной грандиозной величественности, только одним западным путешественником, профессором Кембриджского Университета Эдвардом Гр. Брауном. Профессор Браун смог получить аудиенцию Бахауллы в Бахджи (около Хайфы) в 1890-м году, за два года до смерти пророка, и он сделал запись своих впечатлений следующим образом:
«Мой проводник сделал паузу на мгновение, пока я снимал свою обувь. Затем быстрым движением руки он отодвинул завесу, и когда я прошёл, закрыл её за мной. Я оказался в большом помещении, где вдоль высокой стены стоял низкий диван, а с противоположной двери стороны были поставлены два или три стула. Хотя я смутно понимал куда я шёл и кого я должен был созерцать (никакого особенного намёка мне не было сделано), секунда или две протекли для меня с пульсацией удивления и страха, после чего я стал определённо осознавать, что комната не пуста. В углу, где диван стоял у стены, сидела поразительная и почтенная фигура, коронованная фетровым головным убором, называемым дервишами тадж (но только необычной высоты и выделки), вокруг основания которого, был намотан маленький белый тюрбан. Лица того, на кого я пристально смотрел, никогда не смогу забыть, хотя вряд ли в состоянии описать. Его проникновенные глаза, казалось, читали саму душу; сила и власть чувствовались в густых бровях; в то время как глубокие линии на лбу и лице предполагали возраст, чёрные как уголь волосы и борода, текущие вниз в неразличимом изобилии почти до пояса, казалось, противоречили этому. Не было никакой потребности спрашивать в чьём присутствии я нахожусь, поскольку я склонялся перед Тем, кто был объектом преданности и любви, которой могли бы позавидовать короли и императоры, вздыхающие напрасно!» (см. Бахаулла и Новая Эра, стр. 49, Р. Эсслемонт).
Двадцатое столетие — время переходного периода, и теперь оно должно явиться временем проявления аспекта сына божественной творческой силы (аспекта Вишну). Этот аспект обращается к сознанию, — то есть к пониманию (всё более и более распространяющемуся среди людей) того, что стоит на кону, и что создаётся в конкретных умах особенно открытых и податливых людей — тут и там, всюду. Наше столетие — столетие «людей-семян». Сын — центральный образ — образ-семя. Это — Христос, семя Бога, потенциал в каждом человеке, фактически способный прорасти и превратиться в растение и цветы, но только в (относительно) малом количестве людей. На атомарном и биологическом уровне — это ядро. На психологическом уровне — это интегрированная личность как организованное «поле», на котором может быть сфокусирована божественная сила, и через которое она в состоянии конкретно действовать, или быть представленной (per-form).
Посмотрим теперь, почему (астрологически) мы полагаем, что двадцатый век отмечен печатью удивительного хладнокровия Плутона, правителя глубин существования? Потому что бессознательные глубины человеческого существования должны быть пробуждены и очищены. Призраки прошлого должны быть встречены и уничтожены «мечом раздора» (который Иисус принёс коллективному человечеству) прежде, чем новые семена смогут начать прорастать (возможно, под символикой транс-плутонианской планеты, которую я назвал Прозерпиной).
У зодиакального знака Рыб есть пассивный, гипнабельный, «психический» аспект; но это — также знак, в котором может быть отточен меч раздора, чтобы разрубить фантомы накопленных и гноящихся подсознательных (кармических) воспоминаний (или «энграмм»). Солнце в Рыбах при рождении имели многие генералы и адмиралы, включая Вашингтона. Как последний знак Зодиака, он представляет кармическое давление прошлого, но также и большое усилие отречения и очищения, которое должно преодолеть это прошлое. Это символ коллективных кризисов, катарсиса группы. И когда Плутон сосредотачивает свою безжалостную энергию на таких кризисах, они действительно становятся поразительными в их непреклонном и всеобъемлющем характере.
Соединение Нептуна и Плутона в 1891-92-м году положило начало процессу, действие которого мы наблюдаем в течении двадцатого столетия. Оно начало новую электронную революцию с открытиями рентгена и радия, квантовой теории, — а также с психоанализом Фрейда, который привёл к быстрому увеличению числа психологических систем и методов психотерапии. Высвобождение атомной энергии началось, когда Нептун вошёл в Весы (первый атомный реактор в Чикаго в декабре 1942 г.). Атомные взрывы 1945-го года были следующим проявлением способности, присущей сознанию, сонастроенному с ритмом космической энергии, выступить в творческо-разрушительном виде Божественного. Бог сосредоточен в бесконечно малом так же, как в громадном универсальном целом. Высвобождение силы бога в совершенных и полных действиях — смысл «божественного сыновства».
Вот почему наше столетие как бы динамизировано «деятельностью». Это столетие сознания, которое становится действием. Но любое высвобождение энергии биполярно. Любой интенсивный свет бросает столь же интенсивную тень. Ответ на Шри Ауробиндо и Ганди — Гитлер и Сталин. Аналогично, ответом на бахаизм (предполагающий мировой порядок), основанный на любви, послужил «мировой коммунизм» Карла Маркса в прошлом столетии, оправдывающий войну классов и безжалостную «диктатуру пролетариата». Обе полярности (силы и сознания) необходимы в пределах динамической гармонии универсального целого.
Сороковые годы девятнадцатого столетия, несомненно, явились поворотным моментом. Распространением железных дорог и сооружением первой телеграфной коммуникации были сфокусированы решающие предпосылки для промышленной революции. Они были началом гуманистического движения, которое приняло различные формы, будь то в области религиозного социализма (главным образом через французских лидеров, таких как Сен-Симон, Ламеннэ, Фурье) или в области медицины и духовного целительства (через учеников Месмера). Сороковые годы видели экстраординарное распространение спиритизма повсюду в США, и позже, в Европе. Они явились временем декларации Бабы в Персии, в мае 1844-го года, объявляющей о конце эры и скором появлении великой «божественной манифестации», которая будет звучать далее творческим тоном новой эры человеческой эволюции.
История красивого и очаровательного персидского юноши, Мирзы Али Мухаммада, который принял имя «Баб» (означающее врата, вход), является экстраординарной. Она детально описана в замечательной книге «Нарушители рассвета» (Публикация Комитета Бахаи, Нью-Йорк). Тысячи его последователей были замучены и убиты. Сам он был казнён фанатичным мусульманским духовенством. Один из его последователей, Мирза Хусейн Али (рождённый в Тегеране, точно на восходе солнца,12 ноября 1817г. в семье министра персидского Шаха), был брошен в отвратительную темницу и прикован цепью вместе с преступниками. Там этот человек осознал свой статус и был, наконец, освобождён благодаря прошениям российского посла (интересная связь!). Затем был сослан с семьёй и несколькими друзьями в Багдад, где объявил свой статус «божественного проявления». Позже и Бахаулла был отправлен в Хайфу, где и скончался. Могилы Бабы и Бахауллы теперь расположены рядом, на известной горе Кармель, поблизости от штаб-квартиры движения Бахаи.
Это движение распространилось на запад, сначала под руководством сына Бахауллы, Абдула Бахи (до окончания первой мировой войны), а затем общего родственника Бабы и Бахауллы, Шоги Эффенди. После смерти последнего (несколько лет назад), движение возглавляется группой, названной «Руки Бога», и имеет центры почти в каждой стране мира. В Уиннетке, около Чикаго, существует бахаистский храм замечательной архитектуры — экстраординарный памятник витальности этой веры. Главный акцент в текстах Бахаи ставится на основных принципах мировой организации и межличностных, коммунальных, каждодневных отношений. Двенадцать фундаментальных принципов нового порядка, объявленного Бахауллой таковы:
1) единство человечества;
2) независимое исследование правды;
3) основа всех религий — одна;
4) религия должна быть основанием единства;
5) религия должна быть в согласии с наукой и разумом;
6) равенство между мужчинами и женщинами;
7) о предубеждениях всех видов необходимо забыть;
8) универсальный мир;
9) универсальное образование;
10) духовное решение экономических проблем;
11) универсальный язык;
12) международный суд.
В отличие от образа Бахаи, который излучает силу организации, основанной на любви и мире, — коммунистический образ, заложенный Марксом, и восторжествовавший приблизительно семьдесят два года спустя благодаря усилиям Ленина, неизбежно был связан с насилием, обманом, и силой без любви — явной и не прикрытой силой.
Одной этой силы не достаточно, чтобы создать новый мир и новое общество. То, что присуще (но только потенциально) ритму силы, должно быть «представлено» [25]; то есть сила должна работать через устойчивую и адекватную форму. Такая форма подразумевается в первоначальном высвобождении творческой силы, но она ещё «должна быть сделана» явной человеческим сознанием строителя, сосредоточенным и структурированным. И это момент появления аспекта Вишну (или Сына), творческого и преобразующего процесса. Я повторяю, что великий символ начала этого второго акта ритуальной аватарной драмы — соединение Плутона и Нептуна в 1891-92 годах. Эти два года являются временем смерти Е. П. Блаватской и Бахауллы.
Е. П. Блаватскую очерняли критики, а теософское общество, для которого она была источником (думаю, источник — это место, через которое выходит наружу вода для использования живыми существами), имело очень запутанный, изгибистый и зачастую искажённый путь развития. Всё же, влияние теософского движения, во всех его формах, было огромным; и немногие смогли осознать, в какой степени оно воздействовало на умы довольно-таки больших групп людей во всём мире. Основные выводы (теософского общества) — существование сверхчеловеческих существ, которые ведут развитие планеты и человечества и могут установить, и действительно устанавливают, контакты с окончательно индивидуализированными, устойчивыми и открытыми (для этого) индивидуальностями. Эти существа действуют в противовес непомерному эгоцентрическому индивидуализму наших времён так же, как и догматическим верованиям или рамкам исходных условий, которые ограничивают область современных научных проблем. Однако в той или иной форме, правдиво звучащий, открытый и всё ещё умеющий различать, объективный «теософский» подход должен оказаться неоценимым в решении тех проблем двадцатого столетия, которые относятся к развитию основных «идей-семян». Такие идеи необходимы, чтобы служить непрерывным и надёжным «космическим» оплотом для деятельности людей в роли строителей нового общества.
Когда бахаистские авторы говорят о строительстве бахаистского мирового порядка (который бы охватил всё человечество и объединил науку, религию и этику сводом божественно показанных законов и предписаний), они обычно не заостряют внимания на том обстоятельстве, что если наше общество, существующее во всём мире, не разрушится во время неких естественных или рукотворных катастроф, то понадобится огромное число хорошо обученных, храбрых и духовно просветлённых «строителей», которые будут вынуждены иметь дело с контролированием высоко технологизированного общества. Такие люди должны представлять собой особую категорию ультрасовременных технократов, которые в состоянии управлять глобальным обществом под властью расширенного квазифашистского режима. Но при этом нужно быть духовно сознательными, посвящёнными и сострадательными «слугами человечества». Как создать такую обширную «элиту» слуг человечества, — конечно, величайшая проблема настоящего момента и многих последующих. Такое движение, как созданное великим йогом-поэтом и философом-провидцем, Шри Ауробиндо в Пондичери (Индия), — может показать путь к формированию необходимого типа духовно преданных людей (он, заметим, начал боролся за освобождение Индии раньше, чем Ганди). И город Ауровиль, теперь уже построенный, как «паттерн семени» для многих таких будущих сообществ может обеспечить замечательный пример для грядущих поколений. Многие примеры групп молодых людей типа «хиппи», протестующих против нашей технократической культуры и стремящихся учредить сообщества в горных районах США и в Канаде, могут быть также предвестниками будущего.
Все эти недавние усилия, после окончания второй мировой войны, и после взрыва ядерной бомбы, характерны для возможностей, которые должны стать реальными и устойчивыми фактами во время последней части двадцатого столетия; действительно, до того момента, когда Плутон войдёт в Скорпион, а Нептун и Юпитер в Козерог, очень мало времени! Всё же в течение этих 15 лет, молодые люди, которым сейчас около 20-ти, достигнут своей середины четвёртого десятка, возраста для преданного и зрелого действия. В течение десяти лет, которые последуют (1984 — 1995), судьба человечества может определиться, — или по крайней мере, обозначится манера, в которой новая эра Водолея начнётся, приблизительно 72 года спустя.

Три 72-летних периода: 1846 — 2062 г.г.

Итак, для того, чтобы более тщательно проанализировать характер исторических событий во время «периода семени» эры Рыб, давайте разделим его на три подпериода по 72 года продолжительностью. Напомню, что (приблизительно) за 72 года точки равноденствия смещаются на один градус долготы относительно «неподвижных звёзд» и их мифологических созвездий. Поскольку созвездие Рыб, как предполагается, простирается на протяжении 30-ти градусов сидерического Зодиака, это означает, что в 1846-м году точка весеннего равноденствия находилась в третьем градусе созвездия Рыб. Она достигла второго градуса спустя 72 года, в 1918-м году, и достигнет первого градуса в 1990-м. Эти даты, очевидно, являются весьма существенными. В 1918году, спустя один год после большевистской Революции в России, во главе с Лениным, была закончена первая мировая война. Далее, в 1990-м году многие планеты соберутся в Козероге. 19 февраля 1990-го года Луна, Венера, Марс, Сатурн, Уран и Нептун будут в Козероге, а также, едва покинувший этот знак, Меркурий. Юпитер будет проходить по Раку, и Плутон по Скорпиону. Шесть планет будут фактически находиться в Козероге (неоднократно) в течение 1989-го и 1990-го годов. Добавим, что в 25-ом градусе Козерога произойдёт солнечное затмение (в середине января 1991-го года) в нескольких градусах от Сатурна.
1846 — 1918 г.г.
Это годы национализма, промышленности, колонизации и научного материализма, викторианской эпохи и её продолжения, — они закончились большой катастрофой первой мировой войны, которая доказала, что опасения, рождённые в умах дальновидных людей, свидетелей первых результатов промышленной революции в сороковых, были действительно обоснованны. Однако другим полюсом этой общей тенденции является развитие новых религиозных, оккультных и гуманистических движений.
1918 — 1990 г.г.
«Война, которая закончит все войны», «крестовый поход за демократию» против немецкого милитаризма оказался тщетной трагедией, убившей прямо или косвенно много миллионов молодых людей. «Версальский мир» и отказ горстки американских сенаторов от вилсоновской мечты — Лиги Наций — привёл в результате к появлению нацизма и фашизма. Опрометчивое принятие «сухого закона» в Америке привело почти к всеобщему игнорированию законности и росту числа организованных синдикатов преступности (беспрецедентной силы). Прежде всего, этот период, в который мы живём, следует понимать действительно как «гражданскую войну человека» — религиозную войну, холодную или горячую, между коммунизмом и капитализмом. Это все-распространяющаяся гражданская война, которая недавно несколько изменилась, приобретая некоторые аспекты, и главным образом, аспект конфронтации между слаборазвитыми странами («третьим миром», наполненным почти голодающими людьми) — и более богатыми нациями, которыми являются не только Соединённые Штаты и западная Европа, но и Россия, вместе с её более или менее послушными «саттелитами». Борьба между новыми поколениями и Истэблишментом, фактически во всех странах, показывает другую сторону современного шизофренического (разделённого на две части) человечества. Это условие точно символизировалось в натальной карте двадцатого столетия (на 1 января 1900 г., — когда новая вибрация 19 заменила 18); и в карте солнечного затмения от 2 декабря 1899-го года. Эта последняя «новая» Луна девятнадцатого столетия «имела» семь планет в Стрельце, в оппозиции ко всё ещё близкому соединению Нептуна и Плутона в Близнецах. Я обсуждал эти карты много лет назад в журнале «Американская Астрология», и они были замечательно убедительны, чтобы указывать на великий кризис человечества, который оно испытает после 1900-го года. Напряжённый аспект (оппозиция) Урана и Плутона в Деве, к Сатурну в Рыбах в 1965-1966-м годах, напоминает основную оппозицию карты 1900-го года между Близнецами и Стрельцом. И мы получили Вьетнам, убийство Кеннеди, подъём чёрной Америки, восстание молодёжи и мировой денежно-кредитный кризис и т.д.
Всё это неизбежно ведёт к третьему подпериоду переходной эпохи между эрами Рыб и Водолея. Большой вопрос: что нас ждёт теперь впереди, до 1990 года? Будет ли вхождение Плутона в Скорпион в 1983-84-м годах сигналом к катастрофе планетарного масштаба так же, как вхождение Плутона в Рак стало указанием начала Первой мировой войны (с её прелюдией, балканскими войнами), и его вхождение во Льва отметило начало гитлеровского нападения? Когда Плутон вошёл в Деву в 1957-м году, российский спутник положил начало космической гонке. Не является ли он предвестником пока ещё неясного ряда будущих кризисов?
В 1971-м году, Плутон в секстиле к соединению Юпитера, Марса и Нептуна в Стрельце, достигнет Весов, и будет находиться в трине к Сатурну в Близнецах. Будет ли это означать более глубокое понимание сотрудничества? Или оппозиция Юпитера и Нептуна к Сатурну во время лета и осени 1971-го года, отметит другой вид дихотомии, напоминающий соединение Сатурна и Юпитера 1961-го года, значение которого тогда нависло над администрацией Кеннеди потенциальностью неизбежной трагедии?
1990 — 2062 г.г.:
Ввиду решающего все-человеческого выбора, подразумеваемого в этом последнем вопросительном знаке, было бы бесполезно пытаться предвидеть то, что будет происходить на Земле в эту последнюю 72-летнюю фазу эры Рыб. Мы не можем слишком легко отклонять возможность важных теллурических изменений: вероятность внезапного изменения полярной оси или возвышения, по крайней мере, части нового континента, а также возможность контакта с «человечеством» другой планеты или солнечной системы. Такой контакт может сильно шокировать коллективный разум землян. Это, кажется, находится в природе рода человеческого: искать внешние решения своих проблем, или некоторый внешний ответ на собственные бесконечные вопросы.
Я действительно верю во вмешательство (в решающий момент) большего целого в жизненную нить меньших целых, участвующих в его более широком существовании, — и эта возможность вмешательства не более удивительна, чем факт безотлагательно-стремительного движения антител и лейкоцитов к любой повреждённой части тела человека. Не имея необходимости подписываться вслепую под трансцендентной верой в «мистическое тело Христа», в котором мы живём, двигаемся и существуем как индивидуальные человеческие организмы, — я не вижу причины сомневаться относительно факта, что земля — полностью «организованная система действий», — даже если мы отказываемся назвать планету «живущим организмом». Не сомневаюсь, что у этой планетарной системы (так же как и у большей, солнечной системы, всего лишь частью которой она является) есть сила корректировать фундаментальные состояния нарушения равновесия, полученного в результате разрушительных действий, так как они подвергают опасности динамический баланс целой системы. Мы можем говорить о трансцендентном Боге, но нам вероятно даже не нужно заходить так далеко, чтобы понять, — космическая реальность организованной солнечной системы (или даже планеты) предоставляет нам много ответов, которые нам необходимы для объяснения экстраординарных «вмешательств» в дела человечества.
Единственное, что делает такой ход мысли отвратительным для нашего современного «научного» менталитета, это слепая вера в так называемые законы природы, которая представляет собой более ясный, но узкий взгляд на обычный образ работы сил, действующих в солнечной системе и космосе. Реакция планеты-как-целого на взрывы водородных бомб, в принципе, столь же объяснима, как реакция фондового рынка в Нью-Йорке на начало или конец войны в Азии. Жизнь может защитить себя, и я уже показывал (во вводной части), что с нашей узкой исторической перспективой и нашим очень сомнительным и отрывочным геологическим пониманием прошлого земного шара (не говоря уже о нашем полностью спекулятивном понимании того, каким образом была образована солнечная система), у нас нет абсолютно никакого реального способа «знать», являются ли планеты и солнечные системы проявлениями космической формы «жизни». Нет более догматического утверждения, чем то, что наши, так называемые, «законы природы» работают всегда и везде одинаково. Мы думаем, что они соответствуют нашему, обусловленному Землёй ограниченному знанию, в то время как (даже!) сама Земля относится к невероятно малому моменту существования в космосе.
Этот современный догматизм становится совсем неприемлемым с тех пор, как мы создали компьютер, который «думает», — или по крайней мере, может реагировать на ненормальные ситуации и, таким образом, сохранять свою целостность. На худой конец, можно ведь думать о солнечной системе, как о гигантском компьютере, способном корректировать основные гармонические паттерны своего существования, когда они находятся под угрозой некоего разрушительного, центробежного (можно сказать «злокачественного») протекания процессов жизни на одной из его планет! Говоря это, я не умаляю законность веры в Бога или в богоподобные силы, в сверхчеловеческое сознание, составляющее структурирующий и руководящий аспект планетарного или космического целого. Некая «холодная» космическая сила гармонии, способная всюду корректировать пагубные состояния критического нарушения равновесия, возможно, не умиротворяет человеческий разум, который привык чувствовать себя непременно «согреваемым» эмоциями любви. По крайней мере, такая холодная сила мыслима и должна казаться любому широкому, интеллектуальному и не догматическому кругу людей совершенно естественной и «логичной». Итак, я повторяю, жизнь всюду в состоянии защитить себя так или иначе. Почему этот принцип не должен действовать на планетарном или космическом уровне? И то, что мы не знаем точно, как это может происходить на таких уровнях, конечно, не должно нам помешать допустить большую вероятность такой гипотезы.

Исторический параллелизм

Арнольд Тойнби в своём «Постижении Истории» подробно проводит структурные параллели между развитием того, что он называет цивилизациями (или обществами). Каждая из них демонстрирует прохождение ряда узнаваемых и самых характерных фаз — роста, созревания и распада. Если бы он был в состоянии или желал объединить астрологический и историческо-структурный методы, то он бы, возможно, обозначил более определённо время всего процесса, роста и распада нашей цивилизации. Это может быть опасно, — с точки зрения большинства наших современных историков, обучаемых в американских университетах, весьма нежелательно думать в терминах исторических аналогий между событиями, удалёнными друг от друга более чем на два тысячелетия. И всё же, это может быть продуктивным, если исследователь не будет держаться узкого, буквального подхода, который рассматривает слишком конкретные события, а не существенные структурные фазы исторического процесса.
В некоторых случаях аналогии получаются до некоторой степени изумляющими, даже в терминах появления «великих персонажей», которые фокусируют и структурно воплощают неизбежные тенденции коллективного, культурного развития. Одна из таких аналогий — параллелизм между карьерами Александра Великого (356-323 г.г. до н.э.) и Наполеона (1769-1821 г.г. нашей эры). Город Александрия был основан в 332-м году до н.э. и стал великим центром эллинистической культуры, конкурирующим с Римом, — даже после сражения при Акциуме (31 г. до н.э.), победив в котором, Рим достиг полного политического контроля над всем средиземноморским миром.
Конечно, Александр и Наполеон были полностью различными индивидуальностями, и конкретные, фактические события периодов, соответствующих их деятельности были совсем не схожи, но повторяю, я не рассматриваю здесь конкретные события, а только фазы структурного процесса. Добавлю теперь, что драматическая пьеса перехода между эрой Рыб и эрой Водолея разворачивается на более масштабной сцене, чем та, происходившая 2160 лет назад. Кроме того, поскольку последний акт драмы ещё не показан, нельзя быть полностью уверенным в том, что именно случится сегодня, учитывая, что эра Рыб, как я говорил, является первой фазой большого 25,868-летнего цикла. То, что произошло в течение последних столетий, не может точно соответствовать (даже в терминах полного структурного паттерна развёртывания) тому, что случилось во время фазы 12) предыдущего большого сидерического года, так называемой «эры Овна».
Например, появление Иисуса Христа, вероятно, спустя столетие после начала нового большого года, я уверен, относится к этому циклу-как-целому в большей мере, чем только к фазе один (эра Рыб). То же самое, без сомнения, верно для появления Гаутамы Будды (и других великих учителей) в шестом столетии до н.э.. Эти две великие личности, Гаутама и Иисус, рассматриваемые как воплощения, или конкретизации космических образов Будды и Христа, принадлежат соответственно семени-окончанию и зародышу-началу двух больших сидерических циклов. Их значение превышает более узкую область двенадцати прецессионных эр. То же самое могло бы быть верным для Бахауллы, хотя у нас, возможно, нет пока ещё достаточной перспективы для понимания того, что он воплощает в ходе развития человечества.
Если мы помним об этом, мы можем внести чуть большую степень уверенности, указывая на исторические параллели, которые должны помочь нам получить существенную (в значительной степени предварительную) картину значения настоящего исторического момента. Параллелизм, или структурные соответствия, обращаются к историческим событиям, происходившим в интервале приблизительно 2160 лет. Таким образом, начало перехода от Рыб к Водолею, которое я уверенно датирую примерно 1846-м годом нашей эры — параллельно началу перехода от эры Овна к эре Рыб около 315-го года до н.э..
И Александр, и Наполеон умерли за несколько лет до начала этого переходного (или «семенного») периода. Они подготовили почву для нового процесса, распространяя на юг и на восток некоторые из основных достижений, соответственно, эллинистической культуры (Александр в Индии) и французской культуры (Наполеон в Египте). Наполеон не завоёвывал англосаксонский мир — и поэтому этот мир (особенно Англия) по-прежнему обременён (к сожалению) устаревшим типом системы мер. Александр не завоёвывал ни Рим, ни итальянское царство; но это был Рим, который вскоре завоевал Грецию и, в конце концов, Александрию. И сегодня мы видим Соединённые Штаты, наследника английской традиции и основных её характеристик, медленно расширяющего свою власть по Западной Европе, может быть в необратимом процессе, несмотря на все попытки де Голля или другие усилия объединить Западную Европу. Эти усилия параллельны неудачам эолийских и ахейских союзов, создававшихся после смерти Александра; также старый антагонизм между Афинами и Спартой, который, по крайней мере, есть частичная причина этого провала. (Сравните с конфликтом между Францией и Германией, или в другом случае, между Францией и Англией).
Я разделил переходный период с 1846-го по 2062-й год на три 72-летних подпериода (каждый представляет один градус прецессии точек равноденствия). Период с 315 г. по 100 г. до н.э. может быть разделён следующим образом:
с 315 по 243 г.г. до н.э.
После смерти Александра в 323-м году, империя была разделена между его военачальниками, которые боролись друг с другом, по крайней мере, до 277-го года. Это сопровождалось в римском мире первой из трёх Пунических войн против Карфагена — главной морской державы (с 264 по 24 г.г.). 2160 лет спустя мы видим начало двадцатого столетия. Русско-японская война начинает цикл войн, которые характеризуют наше столетие на политико-индустриальном уровне. Возвышение Японии возвестило конец колониальной системы, и обнаружило возможность возвышения того, что теперь мы называем «третьим миром». Первая мировая война началась в 1914-м году, или фактически за несколько лет до этого, с крушения турецкой Империи и последовавших балканских войн.
с 243 по 171 г.г. до н.э.
Этот период явился временем второй Пунической войны, в которой молниеносно продвигался Ганнибал, и его слоны сначала побеждали римлян (сравните с блицкригом Гитлера); но, наконец, Рим победил, и также были побеждены македонцы. Этот 72-летний период — свидетель расширения Рима от Испании до Македонии, Греции и Сирии. Он соотносится, я повторяю, 2160 лет спустя, с настоящим периодом, с 1918-го по 1990-й год.
Большой вопрос этой настоящей фазы поднят фактом появления двух больших «супердержав», США и СССР. Очевидно, что мировая арена чрезвычайно увеличилась, затрагивая теперь всю землю. Производство атомных бомб и крайне разрушительного химического оружия произвело полностью беспрецедентную ситуацию, или по крайней мере, это так кажется. Было бы бесполезно ожидать, что будущие мировые события будут соответствовать тому, что имело место с 172 по 100 г.г. до н.э. и до смерти Цезаря в 44 году до н.э..
Третий 72-летний подпериод настоящего перехода между эрой Рыб и эрой Водолея начнётся, я повторяю, в 1990-м году, когда много планет будет сосредоточено в зодиакальном знаке Козерога. Это соотносится (2160 лет до этого) со 171-м годом до н.э.. Годы после 171г. до н.э. являются временем последних войн Рима против Македонии и Карфагена; позже, началом времени гражданских войн в Риме между имущими и неимущими, которые заканчиваются только при Цезаре, и после его смерти — при поражении Клеопатры в Акциуме в 31 году до н.э. (с основанием Римской империи). Начало Римской империи отсылает нас (2160 лет спустя) к 2130 году нашей эры.
Так же ли мы «прогрессируем» теперь в сторону всепланетной, и в равной степени, безжалостной империи? И сколько времени займёт её основание? Никто, очевидно, не может ответить на такой вопрос. Одно обстоятельство является бесспорным: темп шагов истории сегодня намного быстрее, чем две тысячи лет назад, а современные виды вооружений сильно отличаются от тех, какими они были. Всё же, сама природа этих вооружений может создавать длительное равновесие. «Третий мир» — новые «варвары», находясь внутри, и без доминирующей мировой державы, или держав, — могут быть сдерживаемы в течение долгого времени.
С другой стороны, существующая мировая политика США, при очень эффективном контроле «индустриально-военного комплекса» с его доктриной «сдерживания», очень напоминает мировую политику Римской империи, также стремившейся сдерживать (на время) германские племена вдоль границ обширной территории. Но тогда мы должны помнить, что в конце жизненного цикла, определённые особенности, которые когда-то преобладали в начале цикла, имеют тенденцию вновь появляться. Как уже было отмечено, молодые хиппи наших дней, с их прекрасным (хотя и наивным) акцентом на любви и «цветочной силе», — напоминают первых христиан в Риме. Эти явления могут быть очень сходны, также как особенности «Римской империи» и современных Соединённых Штатов — и даже более жёсткие методы Советов (СССР), — мимикрия или повторения имперского характера Рима Цезарей. Таким был итальянский фашизм Муссолини — бесполезная попытка восстановить Римскую империю в ограниченном масштабе; и нацистское правление Гитлера может напомнить нам о Карфагене с его поклонением Молоху — богу, умиротворяемому только человеческими жертвами.
Другими словами, то, с чем мы можем столкнуться сегодня, едва ли не в момент умирания эры Рыб, это всплеск тех социально-политическо-религиозных образов и коллективного поведения, которые развивались в самом младенчестве нашей эры. Эти образы были фактическим наследством большого прецессионного цикла, который закончился приблизительно за 100 лет до н.э., — то есть образы императоров-богов, унаследованные из Египта и Персии, а также их практики порабощения или убийства завоёванных народов. Эти образы были принесены греко-латинскому миру Александром в новой опасной форме, когда он попытался подражать роскошному персидскому двору и, конечно же, Цезарем и его преемниками после завоевания Египта Клеопатры.
Действительно, великий закон возмездия (карма), кажется, работает. Согласно ему нация, которая завоёвывает народы физическим насилием и массовыми убийствами, в свою очередь, завоёвывается психологически (или, по крайней мере, попадает под глубокое влияние) духовными лидерами угнетаемых народов. Так же и евреи, завоёванные Римом, распространили по его владениям христианскую доктрину Иисуса и Павла, и победили Рим психологически. Таким же образом Англия завоевала Индию, но англосаксонский мир попал под глубокое психологическое влияние индусских йогов и движения пассивного сопротивления Ганди. Америка победила Японию, но японская архитектура и доктрина Дзэн влияют сегодня на сотни тысяч американцев. Борясь с варварами, Рим открыл себя притоку германских наёмников и новому духу скандинавских народов. Аналогично, попытавшись сдержать коммунизм в Корее и Вьетнаме, мы уже видим, что юго-восточный «аватар» посещает нас, и возможно, создаёт магнитные центры всюду в Соединённых Штатах. Предвидится вероятность какого-нибудь вьетнамского (корейского) движения, распространяющегося в будущем на нашей земле. Авторитарное японское движение, Сока Гаккай, уже имеет много новообращённых среди американцев, и вполне вероятно, станет важной силой, с которой придётся считаться.
Всё это предполагает, что действующая власть крупного капитала и милитаризма США и всего Западного мира, в сочетании с диктатурой коммунистической партии (поддерживаемой армией), — всё это явления, которые подтверждают окончание эры Рыб. Будут ли они завещаны новой эре Водолея в следующем столетии, ещё неизвестно. Вряд ли это будет так. По крайней мере, не в нынешней форме. По-видимому, это не будет так, поскольку можно с большой вероятностью ожидать или предполагать, что некое явление радикального преобразования произойдёт приблизительно в 1990-м году в планетарном масштабе. Изменение полярной оси Земли может даже изменить длину прецессионного цикла. Контакт с сверхинтеллектуальными существами с другой планеты или солнечной системы, — также, без сомнения, глубоко и радикально затронул бы менталитет человека и, возможно, весь паттерн человеческого общества. В таком случае почти неизбежно человечество интегрируется в оппозиции к пришельцам из космоса. Вполне вероятна разрушительная ядерная мировая война, которая может уничтожить почти половину населения и сделать целые континенты непригодными для проживания человека в течение, по крайней мере, половины столетия, — возможно как раз до 2062-го года нашей эры, даты, которую предполагаю в качестве конкретного (физического) начала эры Водолея.
Я, конечно, не верю в ближайшее полное уничтожение человеческого рода и подавление всех возможностей жизни в пределах биосферы Земли. Но чувствую, что решительные события, вероятно, произойдут в 1990-м, и в последующих годах. Такие события, в некотором смысле, будут напоминать знаменитое сражение при Курукшетре, описываемое в великом индуистском эпосе, Махабхарате. Этому громадному эпосу принадлежит известная Бхагавад Гита, в которой истинное Божество, Кришна, говорит со своим учеником, Арджуной. Итак, в этом сражении, которое, как гласит традиция, при конфронтации между двумя равными по силам армиями, было разбито правление воинской касты древней Индии. Оно открыло дверь доминированию касты браминов и великой индуистской «эпохе философии». Оно также отметило начало очень большого цикла — Кали Юги. И как мы уже отмечали, это произошло в 3102-м году до н.э., в феврале месяце. Этот аватар, Кришна, оказался важным государственным деятелем, по крайней мере, в одном из аспектов. Работа аспекта заключалась в самом разрушении воинской касты.
Уже много лет, как я чувствую: то, что ожидает человечество сейчас, — действительно началось в 1918-м году. Но, конечно, мы не должны ожидать второй Курукшетры, или библейского Армагеддона, или апокалиптического и пламенного «вагнеровского» конца света в настоящей эре Рыб. Огонь может сжигать, но он также и очищает. То, что последний 72-летний подпериод с 1990-го по 2062-й год будет временем полной и радикальной перестройки (мира), кажется наиболее вероятной перспективой. Вот тогда и начнётся, столь эмоционально долгожданная сегодня, эра Водолея.


[25] Прим. перев.: per-form — по форме. (назад к тексту)
вверх