Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Эпилог

В этом томе я стремился расширить и углубить сознание читателя, соединяя настоящий момент (его или её опыт изменения) с радикальным кризисом значительных исторических и астрологических циклов, пытаясь связать локальные проблемы с широкими пространствами Земли, рассматривая её как организованную систему взаимозависимых активностей и органических функций. Но очевидно, что для индивидуального человеческого существа всё начинается с его или её индивидуальной личности.
Что необходимо сегодня, так это преодолеть наивную идею, что общество состоит из индивидуумов, абстрактно рассматриваемых как свободные, равные, независимые объекты, по существу внешние к окружающей среде и паттернам мыслей, чувств, поведения и языка. Всё это обуславливает, и в значительной степени определяет их личности, однако, было бы бессмысленным бросаться в другую крайность и считать индивидуальных людей производными социальных, экономических или теллурических условий. Я говорю, что развитие человеческого существа в индивидуальную личность обуславливается системами координат, которые он сознательно или подсознательно принимает. Но чтобы принять, ему необходимо (допускает он этот факт или нет) получить значение каждого отдельного события или внутреннего изменения, а также свою собственную и не вполне ясную цель или ценность, которая бы соответствовала полной системе координат. У каждого человека есть философия и космология; в каждый момент индивидуум следует определённому образу жизни и думает в терминах конкретного языка. Если он никогда не отдавал себе отчёта и не думал сознательно (или не торопясь) о философских идеях или природе вселенной, — это просто означает, что он принимает систему координат традиционного подхода его семьи, класса, нации и цивилизации как саму собой разумеющуюся.
Как я неоднократно заявлял, безусловно большая часть человечества до сих пор использовала только (или по большей мере) местные системы координат. Даже боги, во всяком случае, для большей части человечества, до недавнего времени (исторически говоря) были местными богами. Концепция универсального Бога, после того как она развилась в человеческом разуме, была сильно окрашена локализмом или, в другом случае, стала настолько абстрактной и трансцендентной, что отвергла любую существенную реальность и ценность мира, в котором мы живём. Конечно, в очень многих случаях это сработало как отрицательная система координат; человек чувствовал себя неспособным достичь персонифицированной, все побеждающей идеи Бога, даже если он очень хотел этого; например, всемогущества, вездесущности, совершенной любви, высшей немеркнущей красоты и т.д.
Система координат, в соответствии с которой вы придаёте более или менее отрицательное значение фактам вашего существования, не кажется благотворной. Таким образом, мистика развивалась на основе стремления к полной идентификации с Богом. Если такая идентификация есть, — любая система координат теряет реальное значение, каким бы оно ни было; но и существование отдельного человека также теряет при этом свою предельную ценность.
Правда, есть большая красота и многозначность в стремлении мистика к «целостному состоянию» так же, как есть огромное значение в моментах паузы и внутренней тишины посреди напряжённой внешней деятельности. Но это стремление составляет только одну сторону человеческой ситуации. Единство подразумевает разнообразие. Превосходство Бога подразумевает состояние космического существования; и как мастера Дзэн продолжают повторять своим сознающим ученикам: «нирвана и самсара — одно». Так, в выражении постоянных отношений между нирваной и самсарой — между «одним» и «многим» — работают системы координат. Они неизбежно существуют для всех форм сознания. Единственная проблема: насколько содержательной, устойчивой и стрессоустойчивой, и в тоже время приспособляемой и терпимой, является система координат вашей индивидуальной личности.
Моя вера заключается в том, что сегодня есть только одна поистине действующая система координат для человека — планета Земля, рассматриваемая как космический тип «организма», в пределах которого человечество как целое выполняет свою основную функцию. Не имея более точной аналогии, мы могли бы сравнить эту функцию с церебральной нервной системой (спинным мозгом) в человеческом теле. Это — функция Человека в экономике Земли, с тем чтобы преобразовать в сознание результаты всего, что он испытывает вместе со всеми, поскольку соприкасается (теперь) со всеми регионами земного шара. И чтобы понять что-либо объективно, нужно получить более или менее отдалённую перспективу существования Земли; важна также и недавно полученная возможность человечества видеть себя в определённом положении со стороны, — или с помощью телевизионного сигнала, например, из-за пределов земного шара, — это имеет огромную ценность, несмотря на то, что оказалось возможным лишь ценой использования чрезвычайно расточительных типов технологий (разрушение материи и отравление Земли).
Человек нуждается в системе координат, чтобы расположить, оценить события и придать им связное и последовательное значение; но, увы, большинство людей не только подсознательно принимает (никогда не подвергая сомнению систему координат, воплощённую в их культуре, религии и социальных, политических, экономических паттернах существования), но также успешно овладевает замечательным способом надевать смирительную рубашку на своё сознание (а значит) и действия в терминах профессии (которую они принимают целиком) или вида исследования и техники, и действуют при этом нетерпеливо, порой фанатично. И это является для меня самым грустным мотивом в картине человечества сегодня; это, например, лишает ценности преданность людей прошлого к касте или гильдии (как это было прежде), которая коренилась в весьма глубоком осознании существенных человеческих и коллективных потребностей.
Я говорю здесь о типе отношения, который выражается во фразе «искусство для искусства», и по аналогии — наука для науки, знание для знания, — и всё это независимо от последствий для человечества. Власть (социальная или политическая) для власти, успех для успеха (легенда «американского успеха»), — могут быть добавлены к такого рода тезисам, а в поле рассуждений этой книги, — астрология для астрологии. На днях приводилась цитата одного из выдающихся американских астрологов: «Важно не то, что астрология делает для Вас, рассчитывающего, а что Вы делаете для астрологии». Это — «профессиональная» позиция в своей высочайшей форме.
Что касается моего взгляда, астрология не имеет никакого значения или ценности, кроме возможности помочь человеку лучше понять свои врождённые потенциальные возможности, развернуть потенцию в акт, и в течение столетий «развить» человечество в масштабах биосферы планеты, в пределах которой оно должно работать, как гармоничная сила дальнейшего эволюционного роста. Как мне представляется, не существует такой вещи, как астрология сама по себе, то есть, независимый объект, строго определивший свои методы действия, абсолютно правомерные при любых обстоятельствах. Как уже было заявлено, я рассматриваю астрологию как символический язык. У каждого языка есть, очевидно, свой собственный синтаксис и лексикон, и собственный «дух», но здесь снова возникает проблема делания из языка объекта, ради которого, — то есть его чистоты или совершенства — сознание индивидуального человека должно стать шаблонным в своём выражении посредством твёрдого формализма (характерного для науки). Я вижу в этом нездоровую тенденцию. По крайней мере, так обстоит дело сегодня, в период полной переориентации сознания и переоценки наших символов и учреждений.
Мы должны принять самые радикальные трансформирующие последствия этого периода человеческой эволюции; и я говорю об «эволюции» вместо «истории», поскольку это не только будущее нашей цивилизации, которое сейчас стоит на кону, но будущее и всей биосферы, всей Земли. И вот почему я полагаю, что мелкие попытки современного человека в разрушении себя и земной жизни под предлогом прославления человека как властелина всех естественных процессов (от биологических до атомных), — будут разбиты. На таком пути будет непременно разбита наша человеческая гордость, — но я не стану утверждать, что знаю это; благодаря этой вере я чувствую, что люди, понявшие эту трагическую потенциальную возможность (неизбежную в ближайшие десятилетия) должны объединиться и, насколько возможно, создавать «группы семени», из которых может возникнуть новый вид человечества в назначенное время.
В конце годового цикла всё, что принадлежит царству листвы, неизбежно опадает; но семена остаются, как скрытые центры, из которых весной возникнет новая жизнь. В чём нуждается человечество теперь, так это в семенах из мужчин и женщин, согласных и готовых принять священную задачу самотрансформации индивидуально, но всё же, в постоянных отношениях друг с другом. Необходимо преображение не только с целью собственного духовного роста, но ради человечества. Я подчёркивал эту потребность в «людях-семенах» в течение прошлых пятидесяти лет, и вся моя работа была ориентирована на то, чтобы дать тем немногим людям, до которых я мог дотянуться, ясное осознание и глубокую заинтересованность в том, что подразумевается под этой «потребностью в людях семени».
Нельзя достигнуть состояния ментальной ясности и «предельной заинтересованности» (как говорят современные богословы), если Вы не испытываете глубокую волну неоспоримой веры, храбрости и постоянства, даже при самых трудных обстоятельствах. И сознание, и самые глубокие эмоции должны зажигаться тем, что осознаётся истинным и непреходящим доказательством. Это не вопрос анализа, исследования или учёности, но вопрос полной причастности и всецелой реакции. В заключение представленного в этой книге усилия, я могу надеяться, что кто бы ни читал её, обнаружит в моей попытке пылкую веру, немалую храбрость, расширенный кругозор и более содержательную любовь к человечеству и планете Земля — для того, чтобы «он» или «она» смогли стать по-настоящему яркой, динамичной и не запуганной основой-семенем для приближающегося возрождения цивилизации — на вновь очищенном «водолейском» земном шаре!
вверх