Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Экзальтация планет

© Дейн Радьяр, 1944 г. Перевод с английского К.Кюлленен, редактирование А.Гольеш.

Статья публикуется с любезного разрешения правообладателя Лейлы Радьяр Хилл. С полным собранием оригинальных текстов Д.Радьяра можно ознакомиться на сайте архива: http://www.khaldea.com/rudhyar.

Каждый начинающий изучать астрологию вскоре знакомится с принципом «планетарного управительства». Сперва он узнает, что любая планета «управляет» одним или более знаками зодиака, и астрологические учебники, как правило, объясняют «управительство» схожестью природы планет с природой зодиакальных знаков. Однако, мы не должны принимать понятие «естественной подобности» слишком буквально. Такое выражение звучит весьма неопределённо, если его не связывать с параллелизмом последовательности ряда планет (от Солнца) и круга зодиакальных знаков.
Мы не должны забывать, что Зодиак есть выражение ежегодного, циклически изменяемого, отношения Земли и Солнца. Он относится к постоянно меняющейся со-настройке нашей планеты (представляющей субстанциальное основание человеческой природы) с Солнцем, источником витальности всех живых организмов на Земле. Знаки зодиака представляют собой двенадцать основных фаз в этом циклическом ряду, и с более широкой точки зрения, представляют собой двенадцать (архетипических) типов витальности и индивидуальности людей, рождающихся в течение всех времён года.
С другой стороны — планеты, которые являются символами «органических функций». Здесь мы используем термин «органический» в отношении психологического и физиологического факторов в пределах всего «организма» личности человека. Органические функции есть способы деятельности организма. Существует несколько основных типов такой деятельности, и они символизируются циклами движения планет, поскольку в астрологии солнечную систему в целом рассматривают как символ всей личности человека, его тела и души. Естественная последовательность органических функций в жизни человека связана с фактической последовательностью планет относительно положения Земли в солнечной системе. Некоторые планеты вращаются вокруг Солнца внутри орбиты Земли, другие снаружи. Так Солнце (являющееся источником витальности для человека) и пространственные отношения Земли и Солнца становятся «системой координат», определяющей символическое значение планет для всех людей генерализованно.
Таким образом, мы имеем два ряда символов, и оба опираются на взаимосвязь Земли и Солнца. Знаки зодиака представляют собой основные фазы этих отношений. Структура разворачивается в течение года во времени, в результате орбитального обращения Земли вокруг Солнца. Ряд планет, в свою очередь, представляет собой серию органических функций, или модальностей органической деятельности, которые составляют дифференцированный механизм проработки солнечной витальности в пределах человеческого организма. Солнце — источник потенциальной возможности жизни, но не её актуализированной силы. И для того, чтобы стать фактически действующим (механизмом) в пределах организма, этот «потенциал жизни» должен быть дифференцирован, активизирован и распределён. Планеты являются дистрибьюторами этого солнечного потенциала, преобразующими его в основные модальности органической деятельности, необходимой для жизни, чувствования, размышления и творчества человека.
Через понятие планетарного управительства устанавливаются оперативные отношения между планетами и зодиакальными знаками; то есть устанавливаются отношения между основными типами потенциала жизни, или витальности (знаками зодиака), и органическими функциями (планетами). И отношения эти устанавливаются согласно последовательности знаков и планет.

Оперативные отношения

Мы говорим об этих отношениях как об оперативных, и подразумеваем, что солнечный потенциал может «работать» внутри тела и во внутренней жизни так, как он активизируется и распределяется планетами. Каждая планета эффективна в пробуждении и распределении вполне определённых типов солнечного потенциала. Марс, например, как представитель мускульной функции, позволяющей человеку сдвинуться с места и действовать, является самым эффективным активатором и дистрибьютором того типа солнечного потенциала, который высвобождается обычно в начале весны, когда отношения Земли и Солнца характеризуются зодиакальным знаком Овна. Таким образом мы говорим, что Марс «управляет» Овном.
Понятие управительства, однако, не исчерпывает множества возможных отношений между планетами и зодиакальными знаками. Астрология Птолемея (как и средневековая астрология) разрабатывала другие типы отношений, где существенной являлась привязка каждой планеты к качествам определённого знака зодиака, в котором она «экзальтируется». Современные астрологи часто умаляют ценность самого понятия планетарной экзальтации. И все же это — весьма интересное понятие, и оно должно играть значительную роль в форме представленной нами психологической астрологии. Различие между «экзальтацией» и «управительством» — синонимично различению современной психологией «субъективного» и «объективного» действия, или «бессознательной» и «сознательной» деятельности. Это различие между «желательностью» чего-либо и «использованием» этого, между ожиданием и действительностью.
Чтобы надёжно ухватить суть этих утверждений, мы обратимся к такому фактору, который в астрологической интерпретации обычно не достаточно осмысливается, и который — насколько мне известно — никогда не связывали с понятием планетарной экзальтации. Я говорю здесь о факторе склонения.
Астрономически, склонение небесного тела определяется его угловой величиной, измеряемой в северном или южном направлении, к плоскости экватора. Пример изменений в склонении Солнца в течение года объяснит значение этого типа измерения. Во время весеннего равноденствия закаты Солнца происходят точно на западе, и его склонение равняется 0°. Таким образом, точки равноденствия являются точками пересечения плоскостей: эклиптики (то есть видимого движения Солнца по небу) и экватора Земли (плоскость вращения Земли вокруг своей полярной оси). Другими словами, «угловое расстояние» Солнца от экваториальной плоскости во время весеннего равноденствия равно 0°. Таким образом, светило восходит точно на востоке и садится точно на западе.
С течением времени, закаты все больше смещаются на север; и это происходит до момента летнего солнцестояния, когда закат смещён на северо-запад максимально. Расстояние между небесным экватором и положениями (заката и восхода) Солнца в период солнцестояния отмеряет величину склонения — 23° 27' (около 21 июня). В летнем полугодие склонение измеряется в северном направлении; и на Рождество (момент зимнего солнцестояния) склонение измеряется в южном направлении. Солнце садится на юго-западе.
Постепенно изменение склонения Солнца приобретает всё более глубокое значение. Ход мысли здесь очевиден — склонение является фактором изменения градуса охвата земной поверхности солнечными лучами, и является причиной чередования времён года. Смена сезонов — реальный факт, возвращающий нас к символизму зодиака. Однако, зодиак трактуется, исходя из изменений долготы Солнца, а не склонения — то есть, учитывается его положение относительно структуры неба как целого.
Зодиакальная долгота является (или, изначально, когда не было известно о прецессионном движении, являлась) методом описания ежедневного положения Солнца относительно звёзд. Склонение же относится к ежедневному видимому движению Солнца в небе, относительно горизонта и зенита: тут важно насколько южнее или севернее садится Солнце, или насколько ближе к зениту оно находится в полдень. Несомненно, эффект изменения склонения Солнца был замечен первобытным человеком одним из первых, поскольку изменения наглядны — они непосредственно влияют на характер распространения солнечных лучей, и таким образом, на степень освещённости и тепла (основные факторы развития жизни).
Изменения склонения Солнца немедленно оказывают влияние на биосферу, на всё живущее и обитающее на Земле. Изменения зодиакальной долготы скорее затрагивают отношения Солнца и неба. Изменения склонения — внутренние, они связаны со структурой повседневного опыта, горизонтом и меридианом. И наоборот, изменения долготы относятся к удалённой материи небесного порядка. Склонение, таким образом, может символически признаваться персональным фактором; долгота — социальным, влияющим на коллективность, в которой мы живем, и её управление. Так склонение следует соотносить с понятием «экзальтации», а зодиакальную долготу, с принципом «управительства».
Понимая это, мы должны глубже разобраться в том, почему определённые знаки зодиака традиционно упоминаются как «знаки экзальтации» определённых планет; в противном случае такая атрибуция выглядит путаной и непоследовательной. Мы должны чётко осознать, что четыре базовых знака экзальтации (Козерог, Овен, Рак и Весы) являются знаками равноденствия и солнцестояния. Их называют знаками экзальтации Марса, Солнца, Юпитера и Сатурна (четырёх позитивных планет птолемеевой астрологии соответственно).
Почему я начинаю ряд Козерогом? Потому, что Козерог начинает цикл солнечного склонения во время зимнего солнцестояния. Затем, как упоминалось ещё в древних мистических текстах, Солнце начинает «движение на Север». Оно продолжает это движение в течение шести месяцев и набирает силу. Всеми религиозными и оккультными философиями этот период рассматривается как «духовная» часть года. Если говорить более точно — это период, в течение которого внутренние силы в нас постепенно манифестируются во внешней жизни.
И этот период действительно является «духовным», но ещё он является и периодом глубоко личной фазы возрастания человека. В это время дух в человеческом организме приобретает конкретную форму личности. Это период Воплощения; период, когда человек экзальтируется (exalt — восходить (англ.), прим. перев.) благодаря схождению Христа внутрь всего его существа. Этот период является временем рождения, прорастания и развития Живого Бога в качестве человека. А фазы этого процесса мы могли бы обозначить последовательностью: Марс (восходящий в Козероге), Солнце (экзальтируется в Овне) и Юпитер (в Раке).
Когда Солнце движется от Рака к югу, начинается следующий шестимесячный период. Это период социального и коллективного развития, когда группа доминирует над индивидуальностью. Сатурн экзальтируется в Весах, поскольку знак Весов является символом принесения семени в жертву (тела Христова), ради будущего всего человечества.
Марс экзальтирован в Козероге; и здесь мы видим, что Марс действует как субъективный, трансцендентный, и, прежде всего бессознательный, импульс. Здесь он не что иное, как Первичное Желание вселенского Духа, рождаясь, высвобождать и возвышать человека как существо, «сотворённое по образу и подобию Бога, Отца». Сатурн управляет Козерогом. Здесь «Отец» (Сатурн) действует активно и конкретно. Он проецируется Сыном. Структурная сила жизни строит здесь новое существо. И в Нём присутствует безмерное желание действия (Марс), которое, однако, представляет собой субъективную (свёрнутую), и, не имеющую силы (до времени) потенцию.
Поскольку весна приходит вместе с зодиакальным знаком Овна, сила Марса, в свою очередь, становится реально действующей. Желание теперь становится полностью объективным. Здесь мы видим физическую активность, идущую вовне, великий толчок к демонстрации. А Солнце в этот период — лишь субъективная сила. Оно экзальтировано в Овне. Здесь присутствует интенсивное желание эго (самости), личностности и излучающей силы. В большей мере это, пока ещё, желание, нежели предвкушение реализации или актуальность.
Далее приходит лето. Солнечное желание свершения и творческой самости создает пару «два в одном» — Луна-Солнце — эта пара управляет летними знаками зодиака, Раком и Львом. Здесь мы видим интенсивную активность, реализуемую парой «два в одном» — в «домоделании» и творчестве. И внутри этой активности, пока ещё как отдалённая и субъективная мечта, начинает просвечивать функция Юпитера — желание распространяться, стать социально значимым и успешным, занять своё место в более широком целом, частью которого осознаёт себя самость.

Фаза Весов

Осознание себя как участника социального и универсального Целого происходит в фазе Весов — в период осеннего равноденствия — во время сева. Индивидуум субъективно и трепетно представляет себя «Отцом» будущего, существом цивилизующим. Его мечта — подарить рождение собственному младенцу (Христу). Сатурн есть семя — экзальтируется в Весах. Он будет ещё управлять — в Козероге — когда приобретёт способность действовать конкретно и объективно, как подобает управляющему своей властью и жизнью.
Четыре кардинальных знака очерчивают структуру паттерна планетарной экзальтации, так как они представляют собой четыре коренных момента изменения движения Солнца в сторону южного или северного склонения. Марс находится в экзальтации в южной точке — в момент схождения духа в материю (Рождество); Юпитер в северной точке — в момент символического бракосочетания Неба и Земли (вспомним мистический Пир Иоанна — зажигая огни на полях, крестьяне празднуют обряд венчания Солнца и Земли). Далее, во время весеннего равноденствия, мы видим Солнце в экзальтации в момент интенсивного всхода тянущихся из-под земли, к свету, зелёных ростков. И во время осеннего равноденствия, мы видим Сатурн, который экзальтируется в момент жертвенного заложения семени — обещания бессмертия.
Другие планеты дополняют этот паттерн экзальтации. Но метод привязки этих планет к знакам, в традиционной астрологии, сложен и полон неопределённости, поскольку планеты за орбитой Сатурна ранее были неизвестны. Сегодня, в попытке установить знаки экзальтации для вновь открытых планет, астрологи, похоже, не могут обнаружить надлежащих корреляций. Им недостаёт понимания значения вышеизложенного паттерна. Не пытаясь опровергать ни одну из выдвигаемых схем планетарной экзальтации, мы попробуем изложить то, что может нам показать строгая и логичная последовательность планет и знаков. Однако, здесь следует воздержаться от уверений в точности.
Экзальтация Марса в Козероге даёт ключ к пониманию принципа экзальтации планет в зимних знаках. Меркурий экзальтируется в Водолее, Венера — в Рыбах. Эти две планеты, вращающиеся внутри орбиты Земли, относятся к внутренней, глубоко личной жизни индивидуума. Зимняя четверть является периодом «экзальтации» (в техническом смысле) личных ценностей; таким образом этот период есть время, в течение которого эти ценности действуют на субъективном, полубессознательном уровне томления, желания и мечты. Зима — это время ожидания семени наступления периода весеннего зарождения, роста и цветения (Овна, Тельца и Близнецов, соответственно). В весенние месяцы Марс, Венера и Меркурий становятся «управителями»; в зимние месяцы они находятся лишь в «экзальтации» (восхождении).
Весна начинается в момент наивысшей экзальтации Солнца в Овне (в частности, в 19-м или 20-м градусе), в момент, который может быть соотнесён с идеей Пасхи, Вознесения Христа. Следующим пунктом экзальтации является момент восхождения Луны в Тельце, знаке оплодотворения и изобилия на инстинктивно-биологическом, (а потому) подсознательном уровне. Примером может служить феномен юношеской любви. Лунная функция (материнский импульс, воля к продолжению рода) окутана чарами чувств (Венера — управитель Тельца); побуждением любви здесь является желание, пока ещё слабо индивидуализированное. Это чувство приобретает индивидуальное значение и соответствующий паттерн в Раке, под управлением Луны.
Далее следуют Близнецы, знак «живого расширения отношений», поиска новых ощущений, новых контактов, нового знания. Здесь возвышается (экзальтируется) Уран — символ «достижения потустороннего», поиска бесконечного. Но в Близнецах этот поиск предстаёт скорее в виде субъективного ожидания (предчувствия), нежели работающей реальности. Поиск ведётся среди вещей под рукой, или «кругом», поскольку индивидуальность ещё не созрела, и тех «духовных крыльев», которые, впрочем, уже ощущаются, ещё не достаточно для полёта.
Летняя четверть начинается с Юпитера, восходящего в Раке. Лето — период личного физического плодоношения, поскольку Раком управляет Луна. Осуществление (fruition) происходит в рамках домашнего очага (заботы о доме), где лунная функция наиболее действенна и объективна. С другой стороны, Юпитер — относится к сфере социальной реализации. Луна (матриархат) управляет домом; Юпитер (король) управляет обществом. В Раке, «царствование», или социальная власть, является лишь субъективным стремлением личности, занятой, в основном, семейными проблемами; таким образом, Юпитер в Раке находится в экзальтации. Во Льве экзальтируется Нептун, поскольку эта планета универсальной целостности и духовного братства, является субъективным фоном (background) архетипа Льва, управляемого Солнцем. Надо сказать, что Нептун служит для Солнца своего рода «луной», которая любопытным образом связывает наше светило с галактикой Млечный путь, в которой Солнце — лишь одна из небольших звёзд. Нептун побуждает солярное существо грезить о более великом «доме» — о галактике; он подталкивает «короля» вести поиск инспирации в «церкви».
Завершается летняя четверть зодиакальным знаком Девы, на пороге которого (0°) расположена символическая фигура Сфинкса — полульва-полудевы. Сфинкс — это субъективный, мистический символ Девы, и он может ассоциироваться с богиней мистерий, Прозерпиной — супругой Плутона. В то время как Нептун относится к ощущению универсального Целого, новая планета (за Плутоном) должна, без сомнения, относиться к опыту более возвышенной жизни. Такой опыт даровался Инициируемому в древних мистериях; однако, это лишь субъективная реализация. Поэтому, будущая планета «Прозерпина», по логике, в Деве будет экзальтирована. На уровне же объективной (целесообразной) конкретной деятельности, Девой управляет Меркурий. В этот (осенне-зимний) период формируется необходимый для социальной активности критический, технический тип мышления.
Экзальтация «Прозерпины» ведёт нас к подобному выводу относительно Сатурна в Весах. Индивидуум, инициированный в Мистерию, потенциально становится «семенем»; человечество (или Бог) будет использовать его в качестве рупора, возвещающего новое послание. Это произойдет в Козероге, управляемом Сатурном, а пока, в Весах, это событие предчувствуется в совершающемся «жертвоприношении» индивидуальности на алтарь общности (коллективности); потенциальность накапливается. Эта жертва приводит нас к экзальтации Плутона в Скорпионе так же, как управительство Венеры над Весами (активность, основанная на общественных ценностях, искусстве и проч.) ведёт к управительству Марса над Скорпионом (деятельность, основанная на смешивании корней индивидуума — через спаривание или другие значения слияния (at-onement)). Плутон — символ интеграции на коллективно-социальном или духовном уровне. В Скорпионе такая интеграция присутствует, но скорее как мечта, нежели реальность. Независимо от того, является ли она идеалом слияния душ или стремлением участия в оккультном Братстве, пока это только субъективная цель.
В Стрельце субъективный процесс, начавшийся в Весах, достигает следующей стадии: Сатурн и Плутон приводят нас к доныне неизвестной планете, или некоему небесному телу, которое расположено дальше, чем уже упоминавшаяся «Прозерпина». Как управитель Стрельца, Юпитер является управляющим (manager) социальной организации, пророком, предзнаменованием. То, что Юпитер завершает в поле конкретной, эффективной социальной или религиозной деятельности, самая удалённая планета «Z» должна была бы символизировать в поле субъективной, полубессознательной или до-сознательной потенциальности. Здесь, Юпитер, подобно великому Зевсу на Небесах, стремится быть рождённым в качестве духовного царя, воплотившегося Христа, в Котором человек и Бог — одно. Это жажда состояния Сыновства Небесного Отца, в котором все оппозиции интегрированы, и универсальная целостность продемонстрирована в совершенном балансе божественного Духа и земной материи в форме человеческого существа (или ума).
Сын рождается в момент зимнего солнцестояния и, стало быть, цикл начинается вновь. Этот цикл потенциальности и субъективности находится в прямой связи с циклом изменения склонения Солнца. Таким образом, эта последовательность дополняет цикл актуальной и объективной манифестации, которая находит своё выражение в зодиаке (измеряется солнечной долготой). Эти два цикла составляют одно; но склонение и долгота, экзальтация и управительство, утверждают два различных подхода к опыту — так годовой солярный цикл являет себя человеческому существу.
Тот, кто забывает мыслить о будущем во время активного построения настоящего, приносит потенциальность в жертву актуальности — искусственная структура остается пустой и бесплодной.
Но тот, кто жаждет и мечтает только о будущем, наносит ущерб действию, направленному на создание необходимой почвы для осуществления своей мечты.
вверх