Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава первая

Что есть Истина? — Поиск смысла

«Что есть истина?» — спросил смеющийся Пилат, и не услышал ответа.
Фрэнсис Бэкон
Цель этой книги — описать смысл Астрологии. Хотя Астрология изучалась и применялась на практике некоторыми из величайших умов человечества с момента зарождения цивилизации, но до сих пор фундаментальные принципы Астрологии не были согласованно сформулированы. Признается базовое представление Астрологии, что небесные тела соотносятся с событиями, происходящими на Земле. Но почему эта связь существует и как она осуществляется, это остается тайной.
Мы живем в разделенном мире. В мире, который мы можем постигать только с помощью наших органов чувств; в мире, который отделен от нас. Наука учит, что внешний мир — это единственное, из чего состоит реальность. Но тот мир, о котором говорит наука, не может удовлетворить нас. Мы знаем, что существует другой уровень реальности, находящийся вне материального мира. Реальность, которую мы можем воспринимать, но не в состоянии объяснить.
Для мистика, художника, поэта и мага именно внутренний мир образует реальность. Физический мир является иллюзией. Это есть нечто, создаваемое нашим собственным умом. Внутренний мир един, целостен. Внешний мир — это лишь манифестация нашего внутреннего «я», отражающегося во вселенной, что мы и наблюдаем.
Значит мы живем в сумасбродном мире, поделенном между научной и мистической точками зрения? Да, существует два подхода к видению мира. Но вывод, гласящий, что существует два мира, взаимно исключающих друг друга — это заблуждение. Оба взгляда на мир в равной степени верны и в равной мере реальны. Каждый из них есть аспект целого.
Астрология идеально подходит для примирения между собой обоих уровней реальности, потому что мир астролога охватывает и физическую, и духовную сферы. Работа астролога заключается в том, чтобы взглянуть на мирское, физическое явление и увидеть внутренний смысл, который символизируется этим явлением. Эти два уровня встречаются и объединяются в моменте времени, который называется Гороскопом.

1. Философия Астрологии

Астрология истинна, но астрологи не могут это обнаружить.
Джордж Херберт
Тезис этой книги состоит в том, что Астрология — это символический способ понимания целостной реальности. Физический и духовный уровни, которые вместе составляют одно целое, заключены в нас и во вселенной, составной частью которой мы являемся. Но для того, чтобы владеть целостным видением, чтобы видеть целое в частях, мы должны объединить эти два уровня внутри нас.
Это необходимое условие, и первоначально оно подчеркивает, акцентирует способ, которым мы смотрим, а не то, что мы видим, поскольку то, что мы видим есть не что иное как отражение нас самих. Утверждение Джорджа Херберта, приведенное в начале, корректно; Астрология может создать этот союз, так необходимый человечеству, но чтобы он действительно осуществился, сами астрологи должны научиться видеть целостное. В противном случае они просто будут отражать в своем видении разделение, существующее в окружающем их мире.
В настоящее время астрологи разделяются на тех, кто считает свой предмет наукой, и тех, кто полагает, что Астрология является загадочным искусством. Первые стремятся использовать все свои рациональные способности для анализа того, что они видят, а последние используют интуицию, чтобы постараться понять внутренний смысл видимого ими. Это совершенно естественно и трудности, возникающие при сочетании этих двух подходов, не следует недооценивать.
Чтобы наше видение было целостным, мы должны признать, что мир «вовне» такой же, как и мир «внутри». Мир, который видит ученый; мир, который исследует маг; мир, который воспринимает психолог — это один и тот же мир. Каждый из них использует свою собственную модель для описания того, что он видит. И каждый полагает, что он видит совершенно особый мир.
Но различаются только модели. Реальность же одна и та же. Мы можем видеть мир в песчинке. Или же мы можем видеть только песок. Астролог и астроном оба наблюдают за движением планет на небе. Астролог видит, или должен видеть, качество момента времени, который символизирует появление чего-то на свет в этот момент; астроном же видит только движение планет.
Ошибкой астролога является использование одного лишь метода ученого, потому что задачей ученого является объяснение воспринимаемого им физического явления. В равной мере ошибочно для астролога пользоваться только мистическим подходом, поскольку мистика соотносится с непосредственным опытом человека. Во внешней форме, которую воспринимает мистик, которую изучает ученый, астролог ищет внутренний смысл. Таким образом он может сочетать два уровня реальности, которые заключены в одной и той же форме.
Следовательно задача астролога состоит в чувственном восприятии, понимании а затем в объяснении видимого им. Задача трудна, но в то же время и чарующа, поскольку она заключает в себе осознание природы физического мира, духовного уровня существования и понимание души человека. Но задача требует своего исполнения, ибо ее цель — соединение человечества с его истоками.

2. Связь с Астрологией

Как теперь мы должны относиться к Гороскопу? Давайте начнем с рассмотрения Гороскопа, приведенного на рис. 1.1. Что это такое? Астроном сказал бы, что это диаграмма положений планет, видимая с Земли 15 июля 1944г в 7ч. 18 мин. Астролог сказал бы, что это символическое изображение того, что стало существовать в этот момент времени, будь это рождение ребенка, запуск космического корабля или задавание вопроса.
Рис. 1.1. Гороскоп на 7ч. 18мин. 15 июля 1944г.
С рациональной, мирской точки зрения, это изображение определенных планетарных положений в определенное время. Тогда какова связь между этими положениями и родившимся ребенком, стартовавшим кораблем и заданным вопросом?
Если мы хотим понять данную связь, то необходимо вначале оценить значения того, что можно увидеть в Гороскопе. Посредством этого мы можем приступить к очерчиванию данных тем и выдвигать более или менее объективные предположения. Четыре гипотезы, выдвинутые недавно доктором Рудольфом Томашеком, выражают собой с приемлемой точностью альтернативные видения этой связи.
Первая гипотеза состоит в том, что небесные тела оказывают влияние на земные события. Этот подход означает существование прямой причинной связи. Вторая — небесные тела запускают в действие те события, которые готовы проявиться. Третья — небесные события происходят синхронно с земными событиями. Четвертая — небесные тела символизируют собой органические космические силы, которые являются качественными функциями времени и пространства.
Будем считать приведенный здесь Гороскоп Картой Рождения и посмотрим, насколько возникающие в результате его рассмотрения смыслы, утверждения и ассоциации согласуются с этими гипотезами. Во-первых, анализируя положение планет, астролог может увидеть психологические характеристики родившегося ребенка. Например, рассматривая положение Солнца в Раке, он может сказать, что ребенок будет внутренне эмоциональным и чувствительным, а восходящий знак Льва говорит о том, что ребенок будет проецировать вовне гордый, экстравертный образ «я».
Во-вторых, астролог может увидеть, как влияют на ребенка другие люди, его родители и окружение. Отношения ребенка с матерью, при его Луне в Тельце в квадратуре к Юпитеру и секстиле к Солнцу и Венере, будут устойчивы и оптимистичны, полны ожиданий и надежд сверх всякой меры. Смысл этого утверждения состоит в том, что взаимоотношения между ребенком и его родителями и тип отношений, которые он, несомненно, сформирует в будущем, заложены в самом моменте рождения.
В-третьих, рассматривая взаимосвязь движущихся планет с данным Гороскопом, астролог может увидеть ряд событий, которые вероятно произойдут в будущем. Что в действительности происходит в данном случае? Астролог говорит, что положение планеты в том месте неба, где находится планета или иной чувствительный фактор карты на момент рождения, будет оказывать влияние на личность.
Солнце на рис. 1.1 находится в точке 22 градуса Рака. Когда Юпитер проходил по тому же градусу 5 сентября 1954 г., то он оказывал влияние на владельца этого Гороскопа, несмотря на то, что Солнце давным давно ушло с этой точки. В действительности, астролог сообщает намного более глубокую информацию. Если планета находится в области неба, располагающейся на определенном расстоянии от места, занимаемого некоторой планетой в момент рождения, то это положение будет оказывать влияние на жизнь личности. Так, прохождение Плутона по 22-му градусу Весов 5 ноября 1980 г. соответствовало фундаментальным переменам в жизни человека.
Если мы будем считать, что этот Гороскоп является ответом на вопрос, возникший в конкретный момент времени, другими словами, как пример Хорарной Астрологии, то ассоциации и смыслы станут еще более глубокими. Здесь ответ вполне буквально содержится в вопросе. И конечно, данный пример также является прекрасной иллюстрацией важности умения правильно видеть Гороскоп.
Мы можем рассматривать любой Гороскоп как пример Хорарной Астрологии. Вместо того, чтобы анализировать Карту Рождения и задаваться вопросом, как человек может использовать данные ему возможности, мы можем, рассматривая Гороскоп как вопрос, попытаться узнать, почему он родился в этот особенный момент времени и какие требования предъявляет к нему жизнь.
Чем глубже мы всматриваемся в смыслы и ассоциации, тем очевиднее становится факт невозможности дать простой ответ на эту корреляцию. Нам не следует поддаваться искушению и не основывать наши выводы на туманных аналогиях, но, к сожалению, именно так поступают многие астрологи, принимая отчетливую причинную связь в качестве возможного решения проблемы. Они указывают на физические влияния Солнца и Луны, на приливы и отливы и радиацию, которая излучается Солнцем и поглощается Землей.
Они не пытаются объяснить, как положение Меркурия в определенной области Эклиптики может непосредственно воздействовать на ментальную мощь личности; еще сложнее постичь, как факт расположения Луны на определенном расстоянии от Юпитера на момент рождения может воздействовать на отношение человека к его матери, либо как прохождение планеты по точке, в которой Солнце человека находилось десять лет тому назад, может иметь какое-либо влияние на его жизнь.
Ответом может быть отчетливая причинная связь. Ответом может быть синхронизм. Реальность может быть только символической. Существование альтернативных точек зрения вполне законно. И неудивительно, что приведенные выше гипотезы ставят вопросов больше, чем дают ответов. Чтобы попытаться найти ответы, мы должны постичь смысл физической реальности и проникнуть в природу времени и пространства. Но вначале мы должны соединить разумом альтернативные точки зрения, дабы наш подход был открытым и беспристрастным.

3. Историческая основа Астрологии

Народ без истории
Не свободен от времени, ибо история —
Единство мгновений вне времени.

Т.С. Элиот, «Литтл Гиддинг»
Юнг, находясь в гостях у индейцев, живущих в Пуэбло в штате Нью-Мексико, столкнулся с религиозным обрядом, который индейцы выполняли с целью содействия ежедневному восхождению Солнца. Один из индейцев сказал ему:
«Мы живем на самой вершине мира, мы сыновья Отца Солнца, и с помощью нашей религии мы ежедневно помогаем нашему отцу проходить по небу. Мы делаем это не только для себя, но и для всего мира. Если бы мы прекратили выполнять наши ритуалы, то по прошествии десяти лет Солнце не смогло бы больше восходить. И тьма наступила бы навсегда.»
Давайте обратим свой взор вглубь веков и попробуем ощутить, каким образом древний человек формулировал первые принципы Астрологии. Древний человек принимал себя как интегральную часть природы. Не существовало различия между внешним миром и его собственным внутренним миром. Поэтому неизбежно один мир отражал другой.
Не возникал вопрос, что именно во внешнем мире заставляло чему-то случаться. Существовал только один мир. Старая поговорка «как вверху, так и внизу» не означала, что происходящее во внешнем мире воздействует как причина на возникающее в мире внутреннем. Она просто означала, что посредством рассмотрения явлений внешнего мира можно было наблюдать качество течения времени в целостной природе, ибо внешнее и внутреннее были идентичны.
Взаимодействие Урана и Марса не производило внезапных происшествий. Они были просто внешним проявлением того, что происходило в целостной вселенной в этот момент времени. Первоначально наши предки рассматривали все, случающееся в природе, таким образом, чтобы увидеть паттерн конкретного момента времени. Когда вавилоняне начинали практиковать астрологическое искусство, они рассматривали планеты таким же самым образом, каким они рассматривали остальную природу. Соприкосновение со временем — такова была их цель. Они знали, что смысл особенного момента времени можно понять, лишь будучи открытыми к восприятию происходящего вокруг них.
В Месопотамии практиковалось исследование поведения животных. Изучался полет птиц. Если сражались муравьи, то это означало приближение врага. Вопрос задавался богу Солнца, затем закалывался ягненок и исследовались его внутренние органы. Итак, важным было как физическая видимость планет и других небесных явлений, так и физическое извлечение и исследование печени животного. Древние также наблюдали за кометами и сменой цвета Луны.
Что было интересно на данной стадии, предшествующей использованию Зодиака, так это соотнесение происходящего явления и человека, который воспринимал его. Астрология была субъективной. События, происходящие на небесах, имели ценность только тогда, когда они могли быть наблюдаемы самим человеком. Поэтому затмения были значимы лишь тогда, когда их можно было наблюдать в особом месте в специфический момент времени. Так в одном из древних текстов мы читаем: «Ночью Сатурн прошел вблизи Луны. Сатурн — это «звезда» Солнца. Решение таково: это благоприятно для короля, ибо Солнце — это звезда короля».
Было выдвинуто предположение, что Астрология в том виде, в каком она известна нам сегодня, явилась результатом наложения друг на друга двух различных систем. Оригинальные предсказательные методы вавилонян смешались с рационализированной мифологией греков. Однако это слишком упрощенный взгляд. Верно то, что греки развили рациональную мощь сознания в большей степени, чем их предшественники. Но вавилоняне также имели собственную мифологию, и кроме того, процесс рационализации вавилонян был последовательным.
Первые астрологи вникали в мир, частью которого они являлись, чтобы раскрыть его смысл и более полно воспринять этот смысл. Они разыскивали дух в природе. Они осознавали, что во вселенной существовали определенные базовые принципы, и что эти принципы проявляли себя в определенные моменты времени. Они интуитивно ощущали энергию страха, любви, наслаждения, гнева и они знали, что эти силы существовали и в них самих, и во вселенной и что эти энергии со временем менялись по величине.
Именно эти принципы стали основой для сотворения божественных форм. Интуитивное понимание вавилонянами и египтянами архетипических сил было сведено в концептуальную форму греками и спроецировано на небеса. Разница в подходах заключается в следующем. Вавилоняне видели сущность архетипических принципов вселенной, в том числе и планет. Греки дали толчок процессу отделения планетарных сил от природы планет, что в конечном итоге привело к разделению между внутренним и внешним.
В итоге их мифология оказалась перенесенной на созвездия и приняла форму Знаков Зодиака, которые олицетворяли собой жизненные принципы богов, а также на Солнце, Луну и планеты, которые первоначально мыслились как тела, объяснявшие секреты богов.
Процесс построения божественных форм наиболее отчетливо наблюдается во времена римлян. Иногда существование этих базовых принципов признавалось, однако они не персонифицировались. Фидес, Салюс, Спес, например, воспринимались только как принципы. Теллус, сила земли, также никогда не принимал личную форму, однако в дальнейшем он нашел свое выражение. Его культ поддерживался верховным первосвященником и жрицами Весты посредством ежегодных жертвоприношений в храме, построенном в честь его мощи.
Этот этап привел к развитию принципов, на основе которых было создано персонифицированное тело мифа. Марс представлял собой принцип страсти, агрессивности и гнева, который присутствовал в каждом человеке, и на основе этой индивидуальной силы была выстроена общая форма бога. Этот процесс, следовательно, представлял собой срединную стадию на пути от примитивного к современному мышлению. На данной стадии сознание использовалось для вынесения вовне, в жизнь, сущности данных базовых принципов жизни, для придания им формы богов и богинь, пока в итоге сама по себе сущность не была утеряна.
Позднее люди стали использовать мощь разума для разработки системы соответствия между внешними явлениями и событиями, которые случались в их жизни. Они выработали систему соответствий, где то, что находилось наверху, отражало то, что находилось внизу. В итоге Астрология превратилась в тщательно разработанную систему исследования планетарных положений, которые отражали качество времени и которые могли быть рассчитаны заранее.
Опасность разделения внешнего и внутреннего состоит в том, что можно утерять смысл и первого, и второго. Цель Астрологии — более глубокое осознание происходящего в природе. Сознание позволяет нам видеть природу объективно, но слишком полагаясь на эту способность, мы можем оторваться от наших истоков. Мы видим природу, не воспринимая ее.
В настоящее время, чтобы иметь возможность корректно использовать Астрологию, мы вновь должны вернуться к нашим истокам, но без принесения в жертву способностей, которыми мы сознательно распоряжаемся. Следующей стадией в нашей эволюции будет синтез сознательного и бессознательного — союз Неба и Земли. Этот шаг человечеству необходимо сделать для поддержания собственного равновесия. Совершив его, человечество будет способно возвратиться к своей оригинальной внутренней природе при полном сиянии сознания.

4. Философия Эры Водолея

Никто до сих пор не смог придумать философскую систему, одновременно заслуживающую доверия и логически выдержанную.

Бертран Рассел
Сократ полагал, что если человек хочет быть хорошим башмачником, он должен сначала понять, что такое башмак и для чего он предназначен. Ему не следовало рассказывать, какой материал лучше всего подходит для изготовления башмаков и как с ним следует обращаться, чтобы получились башмаки, до тех пор, пока он не сформирует в голове ясную идею о природе башмаков, которые он собирается делать.
Условие Сократа в такой же мере применимо сегодня к астрологу, в какой оно было применимо к башмачнику древней Греции. Астрологу также необходимо иметь четкую идею, ясное представление о функции и предназначении его предмета. Функция Астрологии — помочь людям понять самих себя и осознать смысл их жизни. Но природа Астрологии отличается от природы изготовления башмаков тем, что заключено в ее смысле а также функции. Смысл может быть воспринят только на собственном опыте, и поэтому он выходит за рамки умозрительных философских размышлений. Когда мы спрашиваем, в чем смысл нашей жизни, то мы ищем внутреннее значение, которое является функцией мифа, а не философии. И это значение не может быть обнаружено с помощью рациональной или умозрительной мысли. Оно может быть осознано лишь на пути, к которому лучше всего подходит название «духовный».
Духовной размерности в ремесле башмачника нет, правда, не в таком ремесле, каким его описывает Сократ. В равной мере нет духовной размерности в философии Бертрана Рассела. Хотя философия и сосредотачивает свои усилия на попытке рационально понять природу жизни или особенного ее аспекта, что она способна идеально выполнять, однако не следует удивляться, что она не смогла стать одновременно заслуживающей доверия и логически выдержанной. Ибо, концентрируясь только на рациональных функциях, философия в качестве своего объекта рассматривает лишь материальный уровень реальности, уровень, который сам по себе не содержит смысла. Это изъян, лежащий в основе философского подхода. Она пытается найти смысл таким способом, который неизбежно исключает смысл, ибо она отделяет внешнее от внутреннего.
Для Рассела реальность содержится только в материальном, объективном мире. Он понимал, что на располагающееся «вовне» оказывают влияние наши органы чувств и тот способ, которым мы наблюдаем объективный мир, но тем не менее единственная реальность — только физический мир. Истина, согласно Расселу, содержится во всем, что соответствует объективному миру. Он писал в «Проблемах философии»: «Здесь мы возвращаемся к соответствию с фактом как основателю, учредителю природы истины». Фундаментальный закон, который он назвал законом тождества, заявляет, что все существующее существует. Этот закон, в свою очередь, развился в закон противоречия, который утверждает, что небытие может быть и может не быть.
До некоторой степени несправедливо рассматривать утверждения Бертрана Рассела в качестве примера философской мысли, однако он действительно иллюстрирует лучшие и худшие крайности философии, основанной на научной идеологии. Конечно, наука и религия идут разными путями. Задача науки — объяснение, а религии — предоставление того, во что можно верить. Проблема возникает тогда, когда любая из сторон пытается вместить целостную истину. Каждая сторона может обеспечить частный, и крайне полезный, доступ к этой целостности. Но целостное можно увидеть только тогда, когда совмещаются оба подхода. Иногда обе точки зрения в какой-то степени совмещаются в одной личности. Одним из таких людей был Тейяр де Шарден, который сказал:
«Пришло время осознать, что интерпретация вселенной, даже позитивистская, остается неудовлетворительной, если она не охватывает внешнее и внутреннее вещей, разума и материи. Истинная физика — это такая физика, которая в один прекрасный день включит целостного Человека в согласованную картину мира.»
Я полагаю, что это время пришло. Человеку необходима философия, которая предоставит ему смысл. Он испытывает потребность верить и понимать, как рационально, так и опытно. Вплоть до этого момента в истории было невозможно слияние двух этих потребностей. Наука была неспособна объяснить то, что мистики понимали интуитивно. Человек был отчужден от своих истоков. Мистики же, поворачиваясь спиной к материальному миру, не интересовались научным объяснением.
Сейчас колесо практически завершило полный оборот. Астрология — это уникальная система, способная сочетать понимание физического и духовного уровней реальности, ибо Астрология обнимает и то, и другое. С помощью Астрологии человечество сможет наконец-то научиться видеть новым способом, способом, который в существенной мере является астрологическим.
Астрология превосходит собой все системы, имеющие отношение ко времени. И в связи с этим вызывает удивление то, что в течение тысячелетий практического применения Астрологии не была выработана ее собственная философия. Впрочем, сейчас наступает время поиска живого синтеза науки и духа, и именно в это время объединения может быть сформулирована философия Астрологии.
Известно, что сейчас мы находимся в стадии перехода от одной Великой Эры к другой. Мы находимся в переходной зоне от Эры Рыб к Эре Водолея. Этот период перемен является периодом постоянного движения и неопределенности и кажется, что мир сбивается с курса развития. Но данное замешательство указывает нам на то, что мы живем в наиболее волнующее и важное время с тех пор, когда Христос изменил мир своей миссией 2000 лет тому назад.
Сейчас мы находимся на пороге новых открытий и на краю нового скачка нашей эволюции. Каждой Эре необходима собственная философия, в которой были бы отражены ее процессы мышления и идеалы. Поскольку мы вступаем в новую Эру, нам также необходима новая философия. Всему свое время. И наступающее время является временем формулировки философии Астрологии — время рассвета новой Эры, ибо философия Астрологии является также философией этой Эры.

5. Единство и разделение

Вот земля —
По жребию разделите. И разделение, и единство
Бессмысленны. Вот Земля. Вам в наследство.

Т.С. Элиот, «Пепельная Среда, 1930»
Согласно шумерскому мифу, до начала сотворения мира существовала гора Анки. Эта гора была единой. Ее вершиной были Ан, Небеса, а низом — Ки, Земля. Затем Энлил, сын Ан и Ки, взял меч и разрубил гору пополам. Таким образом начал существовать тот мир, который известен нам сейчас. Время было рождено из вечности, разделение — из единения.
Но хотя гора и была разрублена пополам, она все же оставалась единой горой. Верх и низ образовывали целое. Разделение и единение сосуществовали. Таков наш мир. Это мир, где разделение содержится в единении. Это мир парадокса; где то, что есть, того нет; и то, чего нет, то есть.
Мы можем наблюдать в мире это разделение. Между духом и материей, сознательным и бессознательным, объяснением и пониманием, наукой и искусством, ян и инь, мужчинами и женщинами. Мы также можем, иногда, видеть проблески единения. Мы можем видеть мир единым, целостным, когда момент времени становится для нас вечностью.
Цель Астрологии — увидеть целое в частях. Ключ к пониманию Астрологии заключается в признании единения, которое лежит в основании разрозненных факторов Гороскопа. В осознании того, что наш материальный мир, мир разделения, пространства и времени, — точно такой же, как и духовный мир единения, тождества и вечности, и в научении видеть один мир в другом.
Соблазн заключается в попытке свести все только к одному уровню бытия. Признать реальность материального мира, разделения, которое существует во вселенной и в нас, и полагать, подобно Бертрану Расселу, что этот мир единственен. Либо принять противоположную точку зрения и заявить, что материальный мир является иллюзией и что единственная реальность находится в духовной сущности, скрытой за физической формой.
Цель человечества — объединить оба мира. Цель поиска человеческого, поиска смысла — найти целостность. Астрология, символизирующая собой оба уровня бытия, способна восстановить мир между противоположностями, или заключить союз Неба и Земли.
Роберт Браунинг сказал, что «истина находится внутри нас». Но истина, которую мы видим, в большой степени зависит от того способа, которым мы ее видим. Ответы, которые мы получаем, зависят от способа, которым мы задаем вопросы. Возвращаясь к Сократу, первым шагом на пути к приобретению знания является осуждение невежества, очистка нашего разума от всех прежних предположений и верований. Потребность быть полностью открытым очевидна, но тем не менее, об этом необходимо помнить постоянно.
Это качество пассивного принятия или «незнания», как назвал его Мейстер Экхарт. Либо, по словам Бертрана Рассела:
«Свободный интеллект будет видеть так, как Господь, без здесь и сейчас, без надежд и страхов, без пут привычных верований и традиционных предрассудков, спокойно, бесстрастно, имея единственное и исключительное желание получить знание — знание безличное, чисто созерцательное, которое возможно достичь человеку.»
Но Рассел своим примером показал, что этих качеств недостаточно. Мы можем думать, что мы открыты, но если мы не научились видеть правильно, то мы не можем надеяться увидеть истину. Большинство людей боятся задавать вопросы, ибо знают, что если они откроют дверь, ведущую к истине, то попадут в состояние небытия.
Поиск понимания, символизируемый главным арканом Таро, начинается с фигуры Шута. Он отправляется в путешествие, неся за спиной все свое имущество; одна из его ног занесена над пропастью, пустотой. Его глаза следят за бабочкой, символом души или духа. Его число 0 — небытие и вечность.
Один из выдающихся современных астрологов, покойный Джон Эдди, сказал:
«В крайнем случае, именно идеалистическая философия и видение духовных законов обеспечат надежную основу для нашего познания всех новейших астрологических эффектов... Только в свете универсальных духовных законов можно идеально сформулировать детали астрологической науки.»
Истинный ученый во всем ищет знание. Как и истинный философ он имеет дело только с истиной. Если мы наберемся храбрости открыть глаза, то мы увидим, что эта истина находится перед нами. Слишком часто мы действительно не видим истины, но не потому, что ее нет, но потому, что мы не узнаем ее, когда она предстает перед нашими глазами.
Красота Астрологии заключается в том, что она помогает нам взглянуть на мир по новому. С помощью символизма Астрологии мы можем комбинировать наши рациональные и интуитивные способности и войти в более тесное соприкосновение с той целостностью, которая содержится в обоих видах способностей. Средства для достижения этого единения содержатся в природе откровения, во внутреннем пробуждении аллегорией, притчей, поэзией и парадоксом, а также логическим, рациональным объяснением и умозрительным мышлением. Нелегко сочетать и то, и другое, но я верю, что эти усилия будут вознаграждены.
Мы будем скитаться мыслью
И в конце скитаний придем
Туда, откуда мы вышли,
И увидим свой край впервые.

   Т.С. Элиот, «Литтл Гиддинг»
вверх