Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава четвертая

Тайна времени

И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков... что времени уже не будет. Но в те дни, когда возгласит седьмый Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам.
Откровение, 10.5
Астрофизик Майкл Шеллис завершил книгу о времени высказыванием: «Физически время до сих пор не объяснено». Вероятно, ученые могут добиться успеха, будучи не способными понять природу времени. Астрологи не могут. Время — это сама основа Астрологии. Фундаментальная предпосылка Астрологии состоит в том, что положение небесных тел коррелирует с событиями на Земле в определенное время. Основой астрологической теории является тот факт, что планеты формируют свой паттерн в этот момент времени.
Тогда давайте попытаемся понять тайну времени. Давайте начнем с рассмотрения известного нам об этом феномене. Одна из проблем, связанных со временем, состоит в том, что оно кажется нам очень простым, но до тех пор, пока мы не начинаем думать о нем. Тогда оно оказывается таким сложным, что мы сдаемся. Мы поддаемся искушению и соглашаемся с Чарльзом Лэмбом, который сказал: «Ничто не озадачивает меня больше, чем время и пространство, и ничто не беспокоит меня меньше всего, поскольку я никогда не думаю о них».
Другая проблема состоит в том, что мы, как оказывается, имеем дело с двумя видами времени. То время, о котором мы инстинктивно думаем, течет постоянно. Мы живем изо дня в день и из года в год, и мы можем измерять это время с большой точностью. Именно так ученые прошлого рассматривали время. Однако есть также время мистика, художника и поэта. Время, которое вечно, которое более подобно состоянию бытия, чем непрерывного движения.
Значит, есть два вида времени? И если это так, то какова связь между ними? Как мы отметили ранее, тезис данной книги состоит в том, что физическое и духовное пространства едины, и пересечение между безвременьем и временем символизируется Гороскопом. Гороскоп буквально является моментом времени, и этот момент времени описывает две вещи: физический паттерн вселенной в данный момент времени и жизнь человека или другого существа в течение всей его жизни.
Астрология — это средство примирения, согласования физического и духовного времен. В символизме Гороскопа мы видим сходимость в одну точку обоих времен. Мы видим целостность времени. И мы видим, что время едино, хотя, как оказывается, и предстает в двух видах. Сейчас мы сначала посмотрим на время глазами ученого, а затем глазами мистика для того, чтобы объединить оба времени.

1. Время в физическом мире

Абсолютное, истинное и математическое время, по своей природе, течет равномерно вне зависимости от внешнего мира.

Исаак Ньютон
Во времена Ньютона, когда наука не была столь сложной, а вселенная рассматривалась как гигантская машина, не существовало проблемы понимания времени. Время было линейным. Оно имело начало, середину и конец. Было прошлое, настоящее и будущее. Наиболее важной особенностью времени была его однородность. Оно было единственным неизменным фактором в природе. Оно всегда текло с одной и той же скоростью.
Столь упрощенное видение вселенной разрушил Эйнштейн. Концепция постоянного времени была отброшена, и с тех пор пространство и время обрели неразрывную связь. Нестабильным и зависимым от гравитации было как пространство, так и время. Согласно Эйнштейну, верхним пределом скорости течения времени была скорость света.
Конечно, полезно рассматривать время и пространство как одно и то же и таким образом приравнивать одно к другому. Явление вращения планет вокруг Солнца можно рассматривать либо как в пространстве, либо как во времени. Давайте рассмотрим годичный путь Солнца, показанный на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Годичный путь Солнца в пространстве и времени, видимый с Земли.
Год начинается в точке Весеннего Равноденствия, Солнце начинает свой путь в начале знака Овен, затрачивая примерно один день на прохождение одного градуса эклиптики. Мы можем также представлять этот путь по другому. Вместо того, чтобы рассматривать движение Солнца во времени со скоростью один день на каждый градус эклиптики, мы можем рассматривать тот же путь в пространстве. Тогда мы видим, что Солнце путешествует по знаку Овен, переходит из Овна в Телец и так далее по Зодиаку.
Но аналогия между временем и пространством может быть углублена. Пространство/время обоснованно может рассматриваться как единение, однако на практике ученые, при разработке своих моделей, добавляют время к пространству в качестве четвертого измерения. На первый взгляд все это очень привлекательно, однако что происходит реально? В действительности, это совсем не подлинная четырехмерная модель, она лишь на поверхности является четырехмерной. Фактически, ученые рассматривают пространство/время не как истинное целое, а просто присоединяют время к ранее существовавшей концепции пространства как линейного явления. Поэтому время, вместо образования единения с пространством, превращается в бедного родственника, а не в равноправного партнера.
Реальное исследование данной модели показывает, что вместо четырехмерной модели мы имеем трехмерную модель скомбинированного пространства/времени, а это совершенно иное. Вначале нам необходимо соединить концепцию пространства/времени в одно целое. И затем, и только затем, добавить новое измерение, действительно пятое измерение к общей картине. Только таким способом мы сможем рассматривать пространство/время как единение.
В квантовой физике ученые очень близко подошли к пониманию этого принципа. На первый взгляд концепция единения ими принимается. Но при ближайшем рассмотрении она исчезает. Подобное положение дел вызывают две причины. С одной стороны, несмотря на то, что ученые, или прогрессивная их часть, учатся видеть целое наравне с частями, но взаимоотношение между ними понято не до конца. Целое и части все еще рассматриваются раздельно и, таким образом, базовая концепция разделения продолжает служить основой и разрушать научное понимание. С другой стороны, несмотря на все желание ученых видеть целостность, представления о причинности, которые сами по себе основываются на разделении между наблюдаемым и наблюдателем, остаются.
Луи де Бройль заявил:
«В пространстве-времени все, что для каждого из нас образует прошлое, настоящее и будущее, представлено целиком... Каждый наблюдатель, по мере течения его времени, раскрывает, так сказать, новые срезы пространства-времени, которые предстают перед ним как последовательные аспекты материального мира, хотя в реальности ансамбль событий, из которых складывается пространство-время, существует до ознакомления наблюдателя с ними.»
Приблизились ли мы к раскрытию смысла времени? Помогли ли нам эти научные взгляды? Мне кажется, что ученые вообще не способны понять природу времени, ибо они смешивают две системы. Они знают, что время действует как измерительный прибор, что весь его целостный смысл содержится в событиях, что оно лишь описывает взаимосвязь друг с другом разнородных событий. Что мы, следовательно, создаем время, так же как мы создаем пространство и материю, и что оно, таким образом, есть ментальная конструкция. Мы не ощущаем само время, мы ощущаем то, что движется во времени. И ученые знают, что на одном уровне, субатомном, квантовом уровне, время, как пространство и материя, целостно. В то же самое время, когда они реально рассматривают его, они видят только части. Они рассуждают о времени как о целостности, но пользуются языком причинности, разделения. И, несомненно, это является фундаментальным недоразумением, о котором я постоянно упоминал в данной книге. Части необходимо рассматривать во взаимосвязи с целым. Части существуют. Они реальны на одном уровне. И целое существует. Оно также реально на своем уровне. И одно содержится в другом.
Это парадокс времени. Оно одновременно находится в двух состояниях. Одна из причин неспособности ученых увидеть это — в основе их идей лежат материалистические представления, провозглашенные Бертраном Расселом — предмет или явление не могут быть и не быть в одно и то же время. Так случается, когда они «реально рассматривают время». В этом заключается ключ к решению дилеммы. Тот способ, которым ученые рассматривают время, неверен. Чтобы увидеть время таким, каким оно является, мы должны изменить наше восприятие, мы должны научиться видеть по-новому, способом, который действительно является пятимерным.
Рассматривая некоторые базовые проблемы и в науке, и в Астрологии, связанные со временем, мы можем столкнуться с парадоксом. Если касаться Астрологии, то наблюдаемое нами при рассмотрении Гороскопа — это один момент времени, описывающий целостное время. Этот момент времени, момент рождения, содержит в себе все время. И что нам необходимо понять, так это взаимодействие данного момента и всего времени.
«Один момент» не существует сам по себе. Это ментальная конструкция, символ. Изменение — это физическая реальность; время — это концептуальная сущность. Мы должны рассматривать каждую часть, каждый момент времени, Гороскоп, как часть целого. Поскольку каждая часть содержит в себе целое. Это наше индивидуальное окно, откуда мы обозреваем вечность. Вечность находится в целом. Мы создаем время и пространство. От нас зависит, как мы станем смотреть на вселенную. Мы можем видеть части или целое. Мы можем видеть время в движении, в фотонах света. Либо — вечность в неподвижности, в излучении, в бесконечном повторении колебаний волн.

2. Символика времени

Пульсация артерии
И лимфы обращенье
Расчислены круженьем звезд.

Т.С. Элиот, «Бернт Нортон»
Сейчас должно быть ясно, что существует два способа видения времени. Мистик, поэт и художник видят время единым, как бытие или вечность. Ученый, материалист рассматривают время линейным, разделенным, как часть их дуалистического видения мира. К сожалению, неразвитость нашего языка не позволяет провести разграничение между данными способами видения времени. Греки, впрочем, называли «время безвременья», или вечность, «Кайрос», а мирское время — «Хронос».
На первый взгляд может показаться, что существуют два вида времени, однако это не так — имеется лишь два способа видения времени. И оба способа видения, Кайрос и Хронос, сосуществуют. Каждый из них содержится друг в друге. Ученые не могут найти безвременное качество времени не потому, что они не видят его, но потому, что они оказываются неспособными узнать его, когда действительно видят его.
Видения мистика и ученого корректны в той мере, в какой они им следуют. Каждый из них описывает один аспект времени. Но чтобы найти смысл времени, необходимо скомбинировать оба видения. Ответ, который мы получаем, зависит от вопроса, который мы задаем. Что нас интересует о времени? Ученый желает знать, что такое время. Но он не спрашивает, каков смысл времени. И поэтому он не может выражать неудовольствие, когда обнаруживает, что время не имеет смысла.
Но противоположный взгляд, гласящий, что время, каким мы его знаем, нереально, и что единственная реальность — это вечность, в равной мере не свободен от затруднений. Этот взгляд особенно опасен для астролога. Потому что время — краеугольный камень астролога. Время на материальном, а также на «духовном» уровнях. Конечно, астролог должен осознавать вечное, искру Божию в себе. Это реальность на духовном уровне. Но реальность духовного не означает, что физический мир, в котором мы живем, нереален.
В равной мере ошибочны утверждения о реальности только духовного или только материального миров. Конечно, соединить оба мира сложно, но это необходимо в настоящее время сделать человечеству. И это настоятельная задача, которую надо решить астрологу, чтобы помочь человечеству. Мейстер Экхарт сказал: «Мастер говорит: «Тот, чье бытие и работа всецело находятся в вечности, и тот, чье бытие и работа всецело находятся во времени, никогда не согласуются друг с другом, они никогда не идут вместе». Но астролог не есть лишь мистик и лишь ученый. Астрология, как символическая система знаний, охватывает и науку, и искусство. В Астрологии и то, и другое могут и должны идти вместе.
Можем ли мы примирить и то, и другое? Можем ли мы достичь целостности, можем ли мы научиться видеть так, чтобы охватывать взором вечное или божественное и все же продолжать жить в мире преходящем и материальном? Ответ таков: сначала необходимо принять тот факт, что и вечное, и преходящее содержатся внутри нас. Чтобы видеть и то, и другое, мы должны находиться в соприкосновении с обоими уровнями, которые уже присутствуют в нас.
Снова процитируем Мейстера Экхарта: «Душа создана таким образом, словно она находится в точке, лежащей между временем и вечностью, соприкасаясь с ними. Высшими силами она соприкасается с вечностью, а низшими силами — со временем.» Если мы хотим найти смысл времени, то мы найдем его в символической природе времени. Как писал Майкл Шеллис: «Парадокс Астрологии решается тогда, когда все время рассматривается как символ».
В символическом, или мифологическом времени, вечность и мирское время встречаются друг с другом. «Мифологическое время», — утверждает Эмма Бруннер-Трант, — «это не научное время, от него веет безвременьем. Именно отношение ко времени разделяет людей на склонных к мифологии и исторически ориентированных... Тот, кто только измеряет и вычисляет, не находит доступа к тому, что не может быть схвачено пространственно-временной концепцией. Потому что мифическое понимание устремлено не к существующему порядку, но к тому, что в себе создает, вмещает и преподносит и вопрос, и ответ».
Когда мы перестаем думать о времени, становится ясно, что не может быть объективного различия между двумя видами времени. Мы можем жить только в настоящем. И различие существует только в том, как мы смотрим на это настоящее. Как писал Т.С. Элиот:
Прошедшее, как и будущее,
Ненаставшее и наставшее,
Всегда ведут к настоящему.
Но мы можем видеть, и действительно видим, этот настоящий момент двумя различными способами. Действительно, двумя противоположными способами. Мы можем видеть настоящее либо как единственную реальность, как вечность, либо наоборот, как нереальное, как время. Мир, который мы видим, никогда не будет таким, каким он является в данный момент, каждый момент иной, и все же настоящее — это безвременье.
Одна из точек зрения состоит в том, что мы можем жить только в настоящем, в этом моменте времени, и, следовательно, мы всегда живем в этом моменте, в настоящем. А значит, настоящее вечно. Вот что подразумевается под вечностью. Жить в вечном настоящем. Жить для момента и в моменте. Это мистический путь. Именно его имел в виду Мейстер Экхарт, когда писал: «Сейчас, в котором Бог создал первого человека, и Сейчас, в котором последний человек перестанет быть, и Сейчас, в котором я говорю — все они едины в Боге, и существует только одно Сейчас».
Но в равной мере законно говорить, что настоящее не существует. Даже если я обдумываю данный момент времени, он проходит. Неизбежно он становится частью моего прошлого. То, о чем я думаю как о настоящем, является будущим. Я не могу уловить настоящий момент. Это не более чем удобная искусственная разделяющая линия между реальностью прошлого и будущего.
Такова точка зрения материалиста. Для него существуют лишь определенность рождения и смерти, а между ними заключена жизнь. Но это видение возникает лишь потому, что мы стараемся уловить настоящий момент, который нас избегает. Вся наша жизнь превращается в безнадежное усилие использовать время, быть занятым, быть уверенным, что ни один момент драгоценного времени не утерян. И именно таким образом мы теряем все время. Качество времени — вот что действительно значимо. Лишь посредством нашего бытия, и только с его помощью, мы неизбежно находимся во времени и вне времени.
В главе первой я рассказал мифологическую историю об Анки, горе Неба и Земли. Когда эта гора была разрублена пополам, появился известный нам мир. И время отделилось от вечности. Но и то, и другое все еще содержалось в горе. Если мы целостны, то мы можем видеть и то, и другое, потому что все это содержится в нас.
Данный миф архетипичен; с некоторыми вариациями он присутствует во многих культурах. В греческом мифе, впоследствии перенятом римлянами, мать-Земля Гея дала жизнь Урану, небесам или Небу. От брака сына и матери появились на свет шесть сыновей и шесть дочерей, что соответствует двенадцати знакам Зодиака.
Самый младший сын, Хронос или Сатурн, оскопил Урана. Так Время разрушило Вечность и завершился союз Неба и Земли, и так начал существовать материальный мир. Хронос — это бог, ассоциирующийся главным образом с проявлением на физическом плане, и мы видели, что он символизировал мирское время. Он символизирует границы физического мира, и его крест — это крест материи, который распинает дух на колесе жизни в четырех Углах Гороскопа. Он — это Земля; Энлил, который как и его греческий двойник разъединил родителей, был также известен как Земля.
Мы видели, что материалистические космологии основываются на определенном моменте творения. Эзотерические разделы религии предпочитают другую точку зрения. Ортодоксальный Ветхий Завет описывает Бога, творящего мир, однако тайная доктрина Каббалы рассматривает творение как постепенный процесс эманации из непроявленного в проявленное. Зохар (Zohar) сравнивает процесс творения с шелковичным червем, прядущим кокон из самого себя. Известный нам мир постепенно развивался из Пустоты, он эволюционировал от состояния прозрачности до более объемистой формы, пока не начал свое существование.
Аналогичная точка зрения присуща исламской доктрине. Из Божественной Сущности (hadrat al-dhat) развилось Присутствие Божества (hadrat al-uluhiyya), также известное как Вселенский Интеллект (al-akl al kullig), что соответствует Богу, познающему Самого Себя. Далее возникло Присутствие Мастерства (hadrat al-rububiyya), которое содержало в себе индивидуальные разумы или посредников Божественного — ангелов.
Из этой стадии бытия развилась Душа (barzakh) и, наконец, — Физический Мир (Mushahada). Впоследствии возник Первый Человек (al-insan al-awwal) и затем остальное человечество и жизнь.
Данные космологии содержат важную идею сосуществования вечности и времени, единства безвременья и времени. Одно находится в другом. Физическое время не может быть изгнано из нашего физического мира. Вчера — это прошлое, сегодня отличается от завтра, и каждое время имеет свое особое качество. Но в равной мере, мир есть, был и всегда будет, и это единение можно уловить в каждом отдельном моменте времени, потому что оно содержится в каждом моменте времени. Это важное замечание. Вечность содержится, и, следовательно, может быть наблюдаема, в каждом отдельном моменте. Время, таким образом, есть наблюдение вечности.
«Познал я, что все, что делает Бог, пребывает вовек. Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было; и Бог воззовет прошедшее» (Экклезиаст, 3.14-15). Таково мистическое осознание тождества, которое, будучи однажды воспринятым, не может быть отнято никогда. «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло» (Откровение, 21.4). Мы можем выбирать способ видения. Мы можем воссоединить себя, создать целостность времени и найти его смысл, либо мы можем просто следить за его плавным течением в прошлое, несущим нас вниз по течению к неминуемой смерти.
В религии Митры, которая практически стала официальной религией римской империи вместо христианства, оба вида времени были объединены. Митраварунан был и Варуной, повелителем космического ритма, и Митрой, тем, кто порождает свет зари. Зерван Акарана был «безграничным временем» — вечностью и временем одновременно. Солнце и Луна существовали в паре, а не как два раздельных существа. Они символизировали собой сизигию, единство противоположностей, подобно Насатья или Ашвинам, близнецам всадникам.
Солнце было Львом. Он символизировал вечный солнечный свет. Никогда не изменяющийся, фиксированный. Луна была змеей, которая поедала собственный хвост. Она символизировала ритмический, циклический круг бесконечного времени. Ее фазы постоянно менялись, от ночи к ночи, иногда она полностью исчезала, иногда сияла в полную силу, подобно Солнцу, всегда будучи другой и тем не менее всегда оставаясь той же самой.
Гороскоп графически иллюстрирует оба вида времени. В его центре находится фиксированная точка. Неподвижный центр Вечности, вокруг которого от вечности к вечности вращается бесконечный круг времени. Внутри нас существуют оба вида времени. Пока мы обитаем на этой Земле, мы должны ступать по окружности эклиптики, на которой располагаются планеты, Знаки и Дома. Но мы также занимаем центр в моменты соприкосновения с нашим внутренним «я». Когда мы объединяем и то, и другое, тогда бытие и деяние становятся одним и тем же, и мы обретаем смысл времени и жизни.

3. Колесо времени

Колесо времени вращается или стоит на месте: гончар и глина терпят.
Роберт Браунинг
Астрология в целом имеет дело со смыслом времени. В особенности ее интересует качество времени. Юнг указал на подобную особенность времени в следующем кратком изречении: «Все, что рождается или делается в данный момент времени, несет в себе качества этого момента времени». Каждый момент времени представляет собой паттерн и качество, которое заключено в этом паттерне, в данный особенный момент времени.
Именно поэтому один момент времени отличается от другого. Но в то же самое время каждый момент заключает в себе все время. Каждый момент времени заключает в себе будущее, а также настоящее. Как мы увидим в следующей главе, искусство предсказания состоит в том, чтобы видеть будущее в настоящем.
Момент рождения заключает в своем паттерне картину будущего человека или события, символизируемую Гороскопом. То, о чем мы думаем как о прошлом, настоящем или будущем, в действительности является единым. Это не разграниченная последовательность событий, а континуум.
Художнику, вне зависимости от направления в искусстве, это легче выразить, ибо данный континуум воспринимается им более непосредственно. Цель художника — выразить безвременье, нечто вечное, состояние бытия в осязаемой форме либо словами, либо кистью, либо музыкальными нотами. Форма, символизируемая Сатурном или Хроносом, помещает субъективный опыт, который находится вне времени, в поток времени.
Суть дела выразил композитор Норман Кей:
«Меня всегда поражал тот факт, что чувство музыкального восторга граничит (для меня) с ощущением, что великий композитор управляет временем. Но не только: он соединяет два вида времени — время внешней сферы (давайте назовем его объективным временем) и индивидуальное время (назовем его психологическим временем). Первое время обычно фиксировано и держит меня в рабстве; другое время более близко к внутренним восприятиям и переживаниям.»
Физик имеет дело со временем как с частью физической реальности. Мистик имеет дело с субъективным переживанием времени. Художнику же необходимо преобразовать этот субъективный опыт во время, в упорядоченную структуру так, чтобы он смог передать свой внутренний опыт в символической форме другим. Астрологу также необходимо воспринимать вечность, целостность посредством индивидуального момента времени. Ему необходимо символически видеть целостное в раздельных частях. Как строки поэта и музыкальные ноты композитора являются мостом между внутренним и внешним, так и гороскопический момент времени является мостом между двумя видами времени.
Чтобы увидеть целостную реальность, нам необходимо учитывать субъективный опыт. Ученые также начинают осознавать, что нет существенной разницы между «внешним» и «внутренним». Наблюдатель — это интегральная часть наблюдаемого им мира. Реальный мир включает в себя и нас. Он является взаимоотношением между тем, что мы наблюдаем, и нами. Это союз внутри нас обоих уровней бытия.
Мы можем рассматривать материю как разделенную на части. Есть деревья, камни, ты и я. Это один уровень бытия. Мы также можем видеть, или воспринимать, то, что скрывается за этим уровнем. Там материя перестает существовать. Там лишь одно поле. Все является частью всего, континуумом.
Время также существует на обоих уровнях. Каждый момент по своему важен. И каждый момент времени простирается сквозь всю вселенную, соединяя все воедино. «Момент времени подобен виртуальной частице, возникающей из вакуума времени и пространства, но тем не менее взаимосвязанной со всей вселенной» (М. Шеллис).
Ученый и мистик видят время по-разному. Первый видит преходящий мир, ограниченный линейными временем и пространством. Последний видит вечность. И то, и другое есть одно и то же. Единственная разница — в уровне или точке зрения. Вечность заключена во времени. Она не есть нечто отделенное. Это просто видение времени другим способом.
Обычно мы видим время в движении, подобно тому как мы видим движущимися планеты и стрелки часов, но иногда мы перемещаемся в другую сферу времени. Большинство людей переживали подобное транспортирование в другое временное измерение в определенные моменты их жизни, но лишь некоторые из них улавливали реальность, стоящую за их восприятиями.
Тогда мы видим целостное, видим «лицом к лицу» как сказал апостол Павел. Вечность есть бытие. Мы вечны, когда мы есть. Трудно видеть один и тот же предмет двумя разными способами в одно и то же время. И трудно избавляться от привычек, которые развивались длительное время. Именно поэтому для самореализации зачастую необходимо шоковое воздействие внезапного переживания, подобного ослеплению апостола Павла, чтобы встряхнуть бытие личности, переместить его на иной уровень и дать возможность увидеть мир по-новому.
Именно так нам необходимо смотреть на Гороскоп, если мы хотим ощутить, каково его предназначение. Вся вселенная есть внешнее проявление момента времени. Вселенная вечна. Это бесконечный паттерн, танец, непрерывное движение. Только когда мы наблюдаем его, только тогда оно становится временем. Платон писал в труде «Тимакус» (Timacus): «По какой-то причине он решил иметь движущийся образ вечности, и когда он привел в порядок небо, он сделал этот образ вечным, но движущимся согласно числу, тогда как сама вечность остается единением; и этот образ мы называем Временем». В каббалистических терминах мы можем рассматривать Вечность как силу или Чокмах, соответствующую числу 2; Время же соответствует форме, Бинаху или числу 3.
Это побуждает нас к исследованию основы связи между движением планет и событиями на Земле с обращением пристального внимания на время. Особенно к исследованию причинности и синхронизма.
Концепция синхронизма разрабатывалась Юнгом в попытке объяснить связь между событиями, которые, вроде бы, не имели причинной связи. Он рассказывал об одном происшествии с пациентом, консультировавшегося у Юнга по поводу психологического расстройства, который однажды пожаловался ему на болезнь горла. Юнг посоветовал тому обратиться к врачу, но по пути к врачу пациент умер от сердечного приступа — Юнг ничего не знал об этой смерти.
О смерти Юнгу сообщила по телефону жена пациента и в разговоре спросила, не было ли у ее мужа какого-либо серьезного расстройства. Несмотря на происшедшее, у жены пациента не было причин расспрашивать Юнга о физическом состоянии ее мужа, даже если она и знала о его больном горле, потому что он консультировался у Юнга по поводу чисто психологической проблемы.
Поэтому Юнг спросил, почему она так этим заинтересовалась, и ему ответили, что причина расспросов — стая птиц, влетевшая в окно спальни ее мужа. Само по себе это происшествие едва ли стоит упоминания, однако когда дед этой женщины был при смерти, то стая птиц также влетела в окно его спальни, и то же самое явление произошло, когда умер ее отец.
Юнгу было понятно, что между смертями и стаями птиц не было причинной связи. И он не верил в то, что птицы вызвали смерть людей. Совершенно другой вопрос, могло ли быть как-то вызвано приближение смерти одновременным появлением птиц, однако, основываясь на научном знании того времени, на этот вопрос нельзя было ответить утвердительно.
Случилось совпадение; совпадение, имевшее смысл. Впрочем, в данном контексте это важное замечание, данное совпадение было родственно времени. Жизнь полна совпадений. Большинство из них незаметны отчасти потому, что они маловажны, и отчасти потому, что нам недостает сознания уловить их смысл. Все дело заключается в распознании смысла совпадения и оценке важности временного фактора в этом совпадении.
Существует паттерн времени и пространства. Каждый момент соединяет всю вселенную, каждое живое существо, каждое событие. Именно этот паттерн отражается в структуре, которую формируют планеты в небе. Каждый момент времени имеет свой собственный смысл, свое собственное значение. Время, как и пространство, может являться. Колин Вильсон указывал, что покушения на Распутина и эрцгерцога Фердинанда были совершены точно в одно и то же время — 27 июля 1914 года в 14 ч. 15 мин.
Здесь имеются два момента. Первый, элемент времени, иногда включающий в себя связь между двумя уровнями времени. И второй, смысл, который образует связь между внешним явлением и внутренним опытом. Жан Болен писал: «Синхронность подобна пробуждающей мечте, где мы ощущаем пересечение безвременья и времени, где возможен невозможный союз сфер бытия и где нераздельно то, что внутри нас, и то, что снаружи нас».
Синхронность вполне заурядна, ибо то, что внутри, и то, что снаружи — это одно и то же. Поэтому внешнее постоянно и неизбежно отражает внутреннее. Но если мы не признаем символический смысл совпадения, то мы оказываемся неспособными видеть это событие как пример синхронности.
Синхронность соединяет в одно и то же время два события, как это произошло в случае с пациентом Юнга. Прилет птиц и смерть случились в одно и то же время. Другие примеры: когда мы думаем о ком-то, и в этот момент времени данный человек звонит нам по телефону, либо когда кто-либо видит сон или у него случается видение события, которое происходит где-то в этот момент. Альтернативный вариант — встреча двух различных уровней времени. Возникает соединение между одним моментом времени и континуумом времени. Это случается тогда, когда человека посещает предчувствие события, которое произойдет в будущем.
Вселенная, какой мы ее видим, есть внешнее проявление момента времени. Это отражается в каждом явлении. В И-Цзин сказано: «Каков момент времени, такие руны и выпадают». Этот момент времени отражается в движении планет, структуре печени животного, выпадении гадательных костей.
Чтобы понять связь между вечностью и временем, внутренним и внешним, нам необходимо осознать три уровня, которые мы исследовали в главе третьей: духовный, астральный и физический (я для удобства объединил астральный и высший ментальный уровни). Вечный, духовный уровень описан в Тан Цзин:
«В данный момент существует небытие, начинающее быть. В данный момент существует небытие, которое перестает быть. Таким образом, нет процесса рождения-и-смерти, которому можно положить конец. По какой-то причине абсолютное спокойствие (нирваны) есть этот настоящий момент. Хотя именно в данный момент нет предела данному моменту, и в этом вечное блаженство.»
Как нам достичь этого состояния? Как нам соприкоснуться с Вечным? Это затруднение было обрисовано Мейстером Экхартом: «Нет более великого препятствия на пути к Единению с Богом, чем Время». И в другой форме сказано Кришной Арджуне: «Я знаю, о Арджуна!, все явления прошлого, настоящего и будущего; но они не знают Меня».
Пересечение безвременья и времени происходит на уровне, расположенном между духовным и физическим уровнями. На уровне, который может быть назван астральным или бессознательным. Вот почему нам необходимо осознавать бессознательное, если мы хотим быть открыты для смысла и восприятия. «Чтобы случилась синхронность», — пишет Жан Болен, — «пространство между индивидуальностями и предметами вместо пустоты должно «содержать» нечто связывающее воедино, или быть передаточной средой. Юнг называет это коллективным бессознательным». Оккультисты называют это астральным планом.
Если мы признаем взаимосвязь между внутренним и внешним и взаимосвязь между моментом времени и целостным временем, то мы поймем смысл происходящего в мире. Мы сможем, если захотим, рассматривать одно и то же событие либо как проявление синхронности, либо как проявление причинной связи. Мы сможем сказать, что стая птиц притягивается к человеку, который скоро умрет, и поэтому он является причиной их появления. Либо мы сможем просто осознать смысл, стоящий за появлением птиц и смертью человека.
В главе второй мы рассматривали ЭРП эксперимент. Когда одна частица изменяла направление движения, то аналогичным образом вела себя и вторая частица. Физики, с их причинными представлениями, стремились найти физический сигнал, передаваемый от частицы к частице. Проблема возникала в том случае, если одна из частиц находилась на расстоянии световых лет от другой частицы, ибо согласно законам классической физики, ничто не может двигаться со скоростью, превышающей скорость света, а значит сигнал посылался бы после того, как он уже был принят, что требовало повернуть назад стрелу времени.
В некотором смысле не имеет значения, как рассматривать явление — с точки зрения синхронизма или причинной связи. Если мы принимаем тезис, гласящий, что существует лишь целое и что мы видим его на нашем физическом плане посредством частей, то оба способа рассмотрения сливаются воедино. Связь между внешним и внутренним символически отражается в происходящем на физическом уровне. Осознание смысла, стоящего за этим уровнем бытия — вот что важно.
Эти уровни существуют в каждом из нас. Мы можем воспринимать любую структуру одним из трех способов. Мы можем рассматривать одно и то же явление как линейное время, либо как вечность, либо как пересечение безвременья и времени. Если мы хотим быть целостными людьми, нам необходимо воспринимать время на всех уровнях. На духовном уровне время несущественно. Но на физическом уровне оно жизненно важно. Это тот самый фактор, который, при правильном его понимании, сообщает смысл астрологической теории.

4. Подходящее время

Погруженные в процесс обучения восприятию более высоких уровней бытия, мы можем поддаться соблазну и посчитать, что материальный уровень не столь уж и ценен. Любая крайность опасна. Опасность обесценивания мирского времени состоит в том, что в итоге мы оказываемся не способными понять важность подходящего времени. Физический мир основывается на мунданном, мирском времени. Каждое время несет в себе индивидуальное качество, подобно тому как всякий рожденный в это время человек и всякое случившееся событие несут в себе качество этого времени. Ключ к пониманию физической проявленности посредством Астрологии состоит в понимании того, что время различно; аналогично, ключ к пониманию духовной реальности заключается в понимании того факта, что время едино.
Для всего имеется подходящее время. Подходящее и неподходящее время. Это не значит, что мы должны пытаться манипулировать временем. Наоборот, это значит жить в соответствии с качеством времени. Полезное упражнение — рассматривать вселенную просто как время. Вообразить себя просто событием, движущимся сквозь время, без тела, в беспространственной вселенной.
Различные качества времени очевидны каждому, по крайней мере до некоторой степени. Всем нам известны сезонные различия. Самый безразличный ко всему горожанин и тот ожидает наступления весны после суровой зимы. Даже он может поблагодарить утреннюю свежесть, уныние полдня и вечернюю тишину.
Циклы же времени, охватывающие поколения, века и тысячелетия не так бросаются в глаза. Эти периоды очень различаются по качеству. Каждый из них подобен волне с вершинами и впадинами.
Нигде этот принцип не описан так драматично, как в знаменитом отрывке из Экклезиаста, который стоит процитировать полностью:
«Всему свое время, и время всякой вещи под небом.
Время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;
Время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;
Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;
Время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;
Время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;
Время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;
Время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.»
Мы можем увидеть отражения этих времен, изучая рождение людей и событий. Почему знаменитые люди рождаются в определенные времена, и равно, почему определенные люди знамениты? Они дети своего времени. Они были рождены в подходящее время. Фалес, Конфуций, Будда, Зороастр, четыре величайших религиозных деятеля родились примерно за 600 лет до Р.Х. Иоганн Себастьян Бах и Гендель родились с разницей лишь в несколько дней. Ньютон и Лейбниц изобрели новое математическое исчисление в одно и то же время. Джон Кох Адамс и Урбан Леверрье одновременно открыли Нептун.
Шекспир писал: «Есть множество событий в чреве времени, которые будут высвобождены». Но только в подходящее время. В главе второй я описал важное открытие несохранения четности, совершенное Мадам Ву в 1956 году. Аналогичный эксперимент уже выполнялся ранее К.Т. Чейзом. Он наблюдал асимметрию, отличие правого от левого в точно таком же эксперименте, как и у Мадам Ву. Единственное различие состояло в том, что Чейз выполнил его в 1936 году. Итогом эксперимента явился вердикт: «Ошибочный результат, полученный под влиянием неизвестных причин». Время было неподходящим.
Почему Гитлер был великим? Можно убедительно показать, что сам по себе он был ничто. Архетипически ничтожный человек, с очень слабыми талантами. Но время было для него подходящим. Его личное видение совпало с тем временем, в котором он родился. Иисус также родился в подходящее время. В течение многих лет пророчествовали о приходе Мессии. Многие Мессии приходили и уходили. Предавались забвению, исчезали бесследно. Затем, при первом великом соединении Сатурна и Юпитера в Рыбах, ознаменовавшем наступление Великой Эры Рыб, в Вифлееме родился Христос. И незадолго до распятия на кресте Он сказал: «Время Мое близко» (Евангелие от Матфея, 26.18).
Циклы времени — это средство измерения перемен; они необходимы для осознания вселенной. На высшем уровне бытия мир просто есть, но на мирском уровне — это непрерывное изменение. Это танец безграничной энергии. В своей целостности, полноте — это Дао. На одном уровне это единение, содержащее в себе все противоположности. На другом — И-Цзин, Книга Перемен.
Каждому моменту времени свойственен иной резонанс, иная гармония, иное качество. Всякий момент времени связывает друг с другом самые разнообразные циклы. Тысячелетия, века, годы, месяцы, дни, часы сойдутся и встретятся в определенный момент времени. Внутри каждого момента содержится множество различных циклов. Каждый цикл, навсегда переплетенный с другими циклами, является частью целого.
Конечно, эти столь различные циклы совпадают с циклами планет и самой Земли. Каждый цикл, каждый фактор времени в Космосе имеет свои приливы и отливы и периоды могущественного влияния. Именно знание этих циклов используется при выборе времени для магической или религиозной церемонии, а также в Элективной Астрологии, которая занимается выбором корректного времени для совершения определенного действия.
Времена года отражаются в периодах дня. Рисунок 4.2 иллюстрирует эту корреляцию. И год, и день разделяются двояко. Во-первых, Кардинальными точками. В году это точки равноденствия и солнцестояния. В дневном цикле они соответствуют рассвету и закату, полудню и полночи. Равноденствия — это времена перемен. Дни и ночи равны по продолжительности в начале Овна и Весов, и при дальнейшем движении светила по эклиптике дни становятся соответственно длиннее и короче. Рассвет и закат также являются временами перемен — в моменты, предшествующие рассвету и закату, можно ощутить тишину и спокойствие, в которые погружен мир.
Рис. 4.2. Соответствие сезонов года и дня.
Солнцестояния — это времена полноты. Самый длинный день — в начале Рака, а самая длинная ночь — в начале Козерога, что соответствует полудню и полночи. В каждой из этих поворотных точек года и дня одна из четырех Стихий имеет самое могущественное влияние, и поэтому данные четыре точки управляются четырьмя архангелами Стихий. Рафаэль, архангел Воздуха, управляет рассветом и весной; Михаэль, архангел Огня, управляет полднем и летом; Габриэль, архангел Воды, управляет вечером и осенью; Уриэль, архангел Земли, управляет полночью и зимой.
Данный вид разделения символизирует собой начала. Поток нового вида энергии. Второй вид деления отражает в себе накопленную силу мощи, которая концентрируется в середине Фикседных Знаков. Эти точки известны как «точки силы», и именно в этих точках на протяжении года концентрируются огромные силы, а много меньшие по потенциалу силы — в течение суток. Итак, изменение и фиксация чередуют друг друга.
Важно воспринимать качества этих времен, но не только ради практических целей выбора подходящего дня и времени для особенного вида деятельности, но также чтобы быть уверенным, что все, совершаемое нами по природе нашей, совершается в подходящее время. Так мы соединяем внутреннее и внешнее. Подобно чайке, парящей в воздухе, скользящей по его потокам, берегущей свои силы и живущей в согласии с природой, мы становимся интегральной частью вселенной.
Каждый из нас является своим временем. Каждый из нас представляет собой специфическое время. Каждая личность уникальна и по-своему особенна. Каждый из нас сотворен ради особой цели. Каждому из нас дана специфическая психологическая конструкция, настроенная в тон с небесным паттерном вселенной, выстроившимся в момент нашего рождения.
По каббалистической традиции, мы содержимся в Кладовой Душ до тех пор, пока не наступит время воплотиться в физическое тело. Когда возникает ситуация, которая согласуется с потребностями и целью души, тогда, в соответствии с состоянием макрокосмического мира на момент рождения, образуется психологическое тело души.
Для наших предков слово «Гороскоп» имело совсем другое значение, чем для нас. Для них это был не просто момент рождения, но подходящий момент рождения. Слово «хора» означало «корректный момент», и произошло оно от трех Хор, дочерей Фемиды, символизировавшей закон природы. Этими Хорами были: Эвномия, законный порядок; Дика, просто возмездие или Немезида; и Эйрена, мир. Им троим была вверена охрана ворот Неба. Именно в принципе Дика мы можем увидеть тот смысл Гороскопа, который воспринимался древними. Дика — это аксиома Правосудия согласно законам природы. Не наказание, как мы представляем Немезиду сегодня, но неизбежная реакция, присущая природе, подобно тому как рука покрывается волдырями, когда попадает в огонь.
Этот принцип помогал наводить порядок. Целью было поддержание равновесия, восстановление баланса, символизируемого весами справедливости. Если человек не жил в согласии с собственным Гороскопом, то он навлекал на себя силу этого закона. Такова была Немезида. Следовательно, человек должен был гармонизировать собственные энергии, жить в соответствии с целостным Гороскопом.
Первоначально слово «Гороскопос» означало только восходящую точку или градус. Это была неподвижная звезда или планета, которая «рождалась» на небе в момент рождения ребенка. С тех пор пошло верование, что каждый человек рождается под своей звездой, правящий ангел или дух которой защищает его.
Следовательно, время нашего рождения — это наше время. Нас не должно заботить время, в которое мы рождаемся, в этом нет необходимости. Время, в которое мы рождаемся, есть время, в которое мы должны были родиться. Нам не следует пытаться манипулировать природой, в этом также нет необходимости. Нам лишь необходимо быть такими, какими мы являемся. Нам лишь необходимо быть частью природы, сущность которой мы содержим в себе. Есть время для рождения принцев, священников и поэтов. Если мы постигнем циклы времени, то это поможет нам лучше понять смысл нашей жизни, нашей уникальной цели в этом воплощении. И тогда мы сможем повторить слова Папы Римского Иоанна XXIII: «Любой день хорош для рождения и любой день хорош для смерти».

5. Единение времени

Именно в Гороскопе время объединяется. Здесь встречаются вечность и время, Кайрос и Хронос. Это пересечение безвременья и времени. Гороскоп символизирует собой оба вида времени. Вечный, бесконечный круг, змея, поедающая свой хвост от вечности к вечности, фиксируется на кресте материи, в четырех Стихиях, образующих физический мир, и на двух осях — вертикальной и горизонтальной — находящихся внутри «Я».
Дискуссия на тему, является ли Астрология временной или пространственной системой, не прекратилась даже после того, как были сформулированы концепции Астрологии. Время невозможно отделить от пространства, и если не учитывать основополагающую значимость как времени, так и пространства, то простое их смешение создаст, и ранее создавало, огромные трудности.
Ясно, что Карта Рождения представляет собой момент времени. Также ясно, что паттерн планет, сформировавшийся на данный особый момент, — это картина пространственного расположения планет в определенных точках неба. Мы ранее обсуждали, что планетарные положения можно рассматривать с позиций пространства или времени. Положение Солнца на рис. 4.1 соответствует либо 22-му градусу Рака, либо 15-му июля.
Для вавилонян наиболее значимым было пространство. Они имели дело с физической видимостью и пространственным положением планет, особенно это касалось Луны. Если затмение не наблюдалось в некотором месте, то оно и не оказывало влияния на это место.
Если Венера ярко светила в определенной области неба, то она воздействовала на все, чем управляла данная область. Если Марс находился в Козероге, то его влияние распространялось на все, что попадало под господство Козерога. Пораженная Луна в Овне вызывала пожары и споры.
Египтяне, с другой стороны, обращали особое внимание на планету, находящуюся в определенном времени, а не точке пространства. Для них Зодиак был годичным путем Солнца. Он представлял собой время, за которое Солнце оборачивалось вокруг Земли. Каждая точка на этом пути, каждая порция времени охранялась своим богом или духом, своим защищающим гением.
Таким образом, для египтян Астрология была в первую очередь временной системой. И эту точку зрения переняли греки. Боги или охраняющие духи, которые управляли каждым днем и оберегали его, а, следовательно, и каждый градус Зодиака, назывались Мономораи. Тридцать шесть богов, управлявших деканатами, назывались Даймонами.
Как указывал Стобей:
«Ничто... не происходит без влияния деканатов. И... поскольку деканаты господствуют над планетами и поскольку мы находимся в подчинении Семерки, то не находите ли вы, что определенное влияние деканатов оказывается и на нас.»
Различие между временем и пространством выходит на первый план тогда, когда мы начинаем постигать, как в различных культурах воспринимались астрологические принципы. Если предпочтение отдается пространству, тогда значимым является положение планеты или другого фактора в определенном Знаке Зодиака и в определенном Доме. Физическое расстояние между планетами также будет играть важную роль.
Естественно, эта точка зрения преобладает среди культур, для которых важны материальные явления, например, для западных культурах. Следовательно, сами по себе Знаки, Дома и аспекты между планетами будут иметь значимость в данных культурах. Луна на рис. 1.1 приобретает свои отличительные характеристики благодаря тому, что находится в Знаке Телец, в 10 доме и образует аспекты квадратуры к Юпитеру и секстиля к Солнцу и Венере.
Если принять этот способ видения, а он является традиционным способом видения явлений Астрологии, тогда область неба, известная как Телец, имеет свое собственное качество, совершенно отличающееся от качества следующей области, известной как Близнецы. Аналогично, область в суточном цикле, называемая 10-м Домом, имеет свой собственный смысл, отличающийся от смысла 11-го Дома. Впрочем, данный способ видения не свободен от сложностей, и все из-за различия в Знаках Зодиака в разных системах.
Из-за прецессии точки равноденствия на сегодня существует расхождение примерно в двадцать четыре градуса между Знаками Тропического и Сидерического Зодиаков. Поэтому большинство факторов, располагающихся в Знаке Тропического Зодиака, будут находиться в соседнем Знаке Сидерического Зодиака и наоборот. Расхождение в Домах еще сильнее из-за огромного числа разнообразных систем, находящихся в употреблении, из-за чего планеты могут свободно «гулять» по кругу домов при переходе от одной системы домов к другой.
Если Астрология рассматривается главным образом как временная система, то сами по себе Знаки не важны. В этом случае силы Зодиака представляют собой не столько излучение самих констелляций, достигающее Земли, сколько маркеры больших часов, указывающих на тип энергии, излучающейся Солнцем в некоторый момент времени.
Зодиак рассматривается как путешествие Солнца во времени вокруг Земли, видимое с нашей земной позиции. Он символизирует «зоны» или «лучи» влияния, прикасающиеся к Земле в определенные сезоны. Область неба, которую мы называем Тельцом, не имеет своих собственных качеств. Она просто является частью неба, по которой Солнце проходит в определенный период года.
Положение Луны в данной области неба наполнено смыслом лишь потому, что она отражает солнечное влияние, проходя по данной части эклиптики. Становится очевидным, что, при подобных взглядах, лишь Солнце является значимым фактором, ибо именно его путешествие отражается остальными факторами при их движении вдоль эклиптики.
Какая из позиций корректна? Следует ли нам рассматривать Знаки Зодиака как имеющие самостоятельное значение, либо мы должны рассматривать только планеты в их взаимосвязи друг с другом? Этот вопрос практически важен для современных астрологов, и он грозит разделить практикующих астрологов на два лагеря.
Поскольку дело касается практики, то имеют ценность обе позиции, необходимо помнить о существовании обоих взглядов. Если рассматривать обе точки зрения раздельно, а мы имеем на это право, то можно увидеть очевидные преимущества обоих позиций. Аналогично, можно отметить очевидные преимущества, если рассматривать свет и как частицу, и как волновое явление. Мы видели из экспериментов, что свет должен быть частицей, ибо только волны могут проходить сквозь что-то, и это доказывало, что «иного» не существует. Но в то же время свет должен быть волной, иначе как объяснить его рассеяние в эксперименте с двумя щелями.
Различие Знаков может увидеть на самом мирском уровне всякий, способный осознавать присущую им природу. Оно может наблюдаться в разном физическом поведении людей с Тельцовским и Близнецовским асцендентами в те дни, когда Луна находится в одном из данных двух знаков. В равной мере, из уже сказанного в этой главе должно быть ясно, что Карта Рождения буквально является особенным моментом времени, и человек, рожденный в одно время, отличается от человека, рожденного в другое время, даже если индивидуальные факторы обоих карт почти идентичны.
Прежде чем заняться более детальным рассмотрением времени и пространства, для нас важно с философской точки зрения попытаться увидеть сущностный принцип, скрывающийся за пологом времени и пространства. Исследуя одни различия, легко попасть в ловушку видения только эффектов, а не единения, сокрытого за проявленной двойственностью.
Пространство и время — это одно и то же, но существующее на разных уровнях. Пространство — это форма; это состояние мирского бытия, и соответствует оно числу 3. Время — это сила, стоящая позади формы; паттерн, скрывающийся за формой, и соответствует оно числу 2. Каждый момент во времени — это паттерн в пространстве. Гороскоп сочетает в себе и то, и другое. Это момент во времени и это графически изображаемая пространственная картина планетарных положений. Реальность заключена в символе или, если говорить точнее, в истине, стоящей за символом.
Все во вселенной, рожденное в данный момент времени, является этим паттерном. И именно оно соединяет время и пространство. Планеты движутся по своим орбитам в пространстве, и каждый момент создает новый паттерн, новую вибрацию. Видим ли мы данный момент как время или как пространство — это зависит от нашего к нему отношения. Ответ зависит от вопроса. Реальность содержится и в том, и в другом, и сущность и того, и другого содержится в их единении.
До сих пор мы вели разговор о «моменте времени». Мы описали Гороскоп как «момент времени». Но перед тем как более пристально взглянуть на время в следующей главе с точки зрения предсказания, нам необходимо спросить самих себя, что мы имеем в виду под этим термином. Что такое «момент времени»? В какие рамки времени укладывается этот термин? День, час, минута, секунда? Постановка данного вопроса — это не проявление педантичности. Для нашего понимания времени жизненно важно осознание фундаментального факта отсутствия такого явления как «момент времени».
Разделение Зодиака на деканаты и градусы указывает на «узкое место», способное предстать перед нами в самом лучшем виде. Любое деление, либо во времени, либо в пространстве, совершается ради удобства. Линий разделения в природе нет, но мы проводим их для того, чтобы вместить наблюдаемое нами, и аналогично, мы разделяем время, чтобы мы могли думать о нем.
Художник знает, что наносимые им линии искусственны. Они создают форму для основополагающего содержания. Эти линии — часть его искусства. Тому, кто не является художником, легко забыть об этом основном факте, либо не осознавать его главенствующую роль. Аналогично, мы должны помнить, что время, как измерительный прибор, является искусственной ментальной конструкцией, и как таковое оно приносит пользу только до тех пор, пока воспринимается стоящая за ним реальность.
Если мы осознаем искусственность нашей терминологии, то никакого вреда не может быть нанесено. Полезно и необходимо использовать эти разделения, так же как полезно и необходимо использовать линии в искусстве. Астроном, ради повышения точности расчетов, разделил секунду на 919.263.1770 частей. Возможно, каждая их этих частей имеет своего духа-охранителя. Возможно, это число ангелов, которое могло бы уместиться на кончике иглы.
Нам всегда необходимо помнить, что это разделение есть результат двойственности нашего разума. На физическом уровне именно так мы взираем на природу. Но нам также необходимо видеть общий паттерн, сокрытый за разделением. В этом случае мы видим нашей духовной природой или, строго говоря, Высшим Разумом. Тогда мы видим как целостное существо.
Размышляя о моменте времени, мы останавливаем колесо времени. Это подобно выхватыванию кадра из фильма. Нам необходимо так поступить, чтобы отчетливо увидеть все детали этого отдельного кадра. Однако, принимая исследовательские удобства в качестве реальности, мы забываем, что колесо никогда не перестает двигаться, исследуемое нами является частью этого движения, кусочком хвоста, который съедается.
Оба вида времени, Кайрос и Хронос, содержатся и комбинируются в Гороскопе. Гороскоп — это пересечение обоих времен, которое мы ради удобства называем «моментом времени». Кайрос существует сейчас и всегда. Это состояние. Как мы увидим в следующей главе, искусство предсказания заключается в способности входить в соприкосновение с этим состоянием.
вверх