Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава пятая

Видение будущего — предсказание и свободная воля

И познаете истину, и истина сделает вас свободными.
Евангелие от Иоанна, 8.32
Свободны ли мы? Этот вопрос задавался философами с тех пор, как они обрели свободу мышления. Данный вопрос жизненно важен для астрологов. Его-то мы сейчас и рассмотрим. Впрочем, нам необходимо проявлять осторожность и не задавать данный вопрос с предвзятыми представлениями, которые сами по себе ограничивают нашу свободу.
Эмоциональное восприятие свободы дается очень легко. Мы начинаем с предпосылки, что мы должны иметь свободу, либо хуже того, что мы должны обладать свободой от рождения, с самого начала. Либо мы вообще не задаемся этим вопросом, подобно Жан-Жаку Руссо в его классическом утверждении: «Человек рождается свободным, но всю жизнь проводит в оковах».
Эти предвзятые представления могут не иметь большого значения для ученых или философов. Однако для астролога вопрос свободной воли жизненно важен, потому что часть его искусства заключается в предсказывании будущего. Некоторые астрологи впадают в такое замешательство в отношении самого вопроса свободной воли, что поворачиваются спиной к теме предсказаний и отказываются иметь с ней дело. Но притворное представление о несуществовании чего-то не оказывает помощи в понимании этого.
Нравится астрологу или нет, но предсказание является интегральной частью его искусства. Долг каждого астролога — прийти к соответствующему пониманию данного предмета, независимо от того, занимается он предсказаниями или нет. То, что будущее является интегральной частью настоящего, видно из самой Карты Рождения.
Просто рассматривая Гороскоп ребенка, без исследования аспектов планет к этому Гороскопу, которые возникнут в будущем, астролог может сказать, или предсказать, взаимоотношения между ребенком и его родителями, наиболее вероятный способ реагирования на ситуации, которые возникнут в его жизни, и его отношение к другим людям, а это неизбежно означает отношение в будущем.
Итак, невозможно уйти от будущего. Конечно, смыслы и значения, заключенные в Карте Рождения, не обязательно означают, что будущее может быть предсказано с абсолютной точностью. Но что будущее, каким-то образом содержащееся в настоящем, неявно выражено в самом Гороскопе. Что мы хотим знать — как и почему будущее сокрыто в настоящем моменте.
На практике большинство астрологов сталкиваются с неприятным моментом; они прекрасно знают, как будут взаимодействовать в будущем планеты. Используя какую-либо предсказательную технику, они могут в точности предсказать, когда каждый фактор Карты Рождения будет активизироваться планетами. Но в то же самое время астрологи, вполне естественно, не хотят лишить людей их свободы выбора, поэтому они идут на компромисс, используя бессмысленный половинчатый подход. Они говорят, что могут предсказать общие тенденции, но не специфические события.
Подобно предвыборным политическим обещаниям, эти предсказания могут убедительно звучать для тех, кто не способен или не желает задумываться над проблемами. Но каков их действительный смысл? Свободная воля подразумевает способность изменять будущее. Предсказание подразумевает способность рассказывать о том, что произойдет в будущем, что, в свою очередь, подразумевает утверждение, что будущее существует в то же самое время, когда оно предсказывается, другими словами — в настоящем.
Если будущее и настоящее сосуществуют, если целостное время является единением, значит надо просто войти в соприкосновение с тем, что уже существует. Именно это происходит в путешествии во времени, во снах и когда нас посещают предчувствия. Мы ухватываем проблески будущего. Нам нет дела до попыток обойти эту тему пустой болтовней о перспективах. Если мы хотим быть открыты, нам необходимо чисто научным способом исследовать очевидное, в противном случае мы не можем надеяться получить правильные ответы.

1. Зерна времени — свобода в физическом мире

Если бы мы могли вглядеться в зерна времени
И сказать, какое зерно взойдет, а какое нет.

Шекспир, «Макбет»
Вплоть до того момента, когда физический мир, а вернее, представления ученых о физическом мире были перевернуты квантовой революцией и ниспровержением четности, основной целью науки был поиск законов, которые позволили бы ученым предсказывать результаты проводимых ими экспериментов.
Ученый должен был лишь узнать как можно больше об этих законах и, как постулировал Лаплас, если бы существовал разум, который бы знал все существующие факты, то можно было бы в точности предсказывать будущее. В соответствии с этой точкой зрения следствие неизбежно шествовало за причиной. Места для свободы не существовало. Вселенная была гигантским часовым механизмом, заведенным в момент творения, который следовал предопределенным путем вплоть до своего неизбежного конца.
Однако сейчас точка зрения на вселенную изменилась. На квантовом уровне события не могут быть предсказаны. Это происходит по двум причинам. Во-первых, потому, что явления невозможно наблюдать без того, чтобы наблюдатель не изменил результаты эксперимента. Во-вторых, как мы видели в ЭРП парадоксе, путь движения субатомных частиц, как оказывается, зависит от пути движения каждой из частиц. На данном уровне материя является сознательной.
На материальном уровне существует структура и паттерн, что позволяет нам говорить, в терминах вероятности, о появлении в будущем определенного события либо во времени, либо в определенном месте. Публикуются эфемериды планетарных положений, позволяющие узнать точное положение планет на предстоящие годы; печатаются расписания следования железнодорожных поездов на ближайшее время.
Метеорологи рассказывают нам об ожидаемой в будущем погоде, работники страхового агенства указывают на возможный срок нашей жизни. Степень точности подобных предсказаний, естественно, различна. Она всегда была темой философских диспутов — можно ли действительно что-либо предсказывать определенно, с уверенностью. Потому что основой предсказаний данного уровня является случившееся в прошлом. Мы говорим, что завтра Солнце взойдет, ибо оно восходило без каких-либо помех в течение миллионов лет. Завтра оно может взорваться. И действительно, если что-либо и является предопределенным, так это то, что в один прекрасный день Солнце не взойдет.
Предсказания о восходе Солнца и планетарных положениях совершаются исходя из событий прошлого. Предсказания погоды и времени смерти совершаются на основе статистики. В обоих случаях можно сказать, что событие произойдет лишь с определенной вероятностью.
Однако существует жизненно важное различие между субъектами, в отношении которых выносятся вероятностные суждения. В случае восходящего Солнца или планеты, занимающей определенную область эклиптики в определенное время, мы можем сказать без сомнения, что Солнце в нашей солнечной системе взойдет и Уран в нашей солнечной системе будет обнаружен в точке 22 градуса Стрельца 26 февраля 1986 года, если не произойдут некоторые случайности, подобно прекращению существования вселенной.
В случае же статистики, мы вообще не касаемся индивидуальности. В страховом агентстве могут сообщить, что наиболее вероятный срок смерти для выкуривающего пятьдесят сигарет в день — пятьдесят восемь лет, однако госпожа Джонс может дожить и до девяноста пяти лет, а господин Смит умирает в тридцать два года.
На субатомном уровне предсказания совершаются именно на основе статистики. Ученый, занимающийся субатомными частицами, ничего не знает об индивидуальной частице. Он не может увидеть ее, либо измерить ее, либо взвесить. Он совершает предсказания чисто на основе усреднений. Он может сказать, что половина частиц, вероятно, будет вести себя одним способом, а другая половина — вероятно, другим. Но он никогда не сможет сказать, как любая индивидуальная частица будет вести себя.
Это указание жизненно важно для астрологов, особенно сейчас, когда значимость статистики возрастает. Исследуя статистические данные, подобные данным Мишеля Гокклена, показывающие, что у 27,8 процентов спортсменов-чемпионов Марс находится в конце 12 дома*, никогда не следует забывать, что эта картина не говорит нам, где в карте любого конкретного чемпиона будет находиться Марс, и будет ли вообще находиться Марс в этом месте Карты Рождения.
[* Это гипотетические данные, приводимые здесь лишь в качестве примера.]
Эта ситуация может ввести в заблуждение, ибо статистика будет верна, даже если у отдельно взятого чемпиона Марс не будет располагаться в «пиковой» позиции. Это аналогично утверждению, что среднее число детей в семьях сегодня равно 2,4, что в действительности, конечно, невозможно.
Что верно для ученого, то неверно для астролога. Астролог имеет дело с конкретным чемпионом. Тот факт, что у 27,8 процентов чемпионов Марс находится в определенном месте Карты, просто является усреднением и как таковой не имеет отношения к реальности. Как сказал Бертран Рассел: «Статистика, в идеале, является сводом точных законов о поведении больших групп; они отличаются от других законов своим описанием групп, а не индивидуальностей».
Ниспровержение четности также означало невозможность предсказания, с какой стороны появятся частицы — с северной или с южной. Вселенная больше не укладывалась в рамки фиксированных, детерминированных законов. Как мы видели, степень асимметрии была незначительной. И обнаружена она была лишь в слабом взаимодействии. Впрочем, дело не в малозначимости, а в том, есть ли свобода в физическом мире или нет. Вот принцип. Если свобода есть, то существование этого принципа устанавливается. Если ее нет, то нам не следует больше заниматься поисками в физическом мире.
Открытие асимметрии на физическом уровне означает, в терминах философии, что материальное бытие несовершенно. Следовательно, больше невозможно предсказывать будущее, просто основываясь на знании прошлого, независимо от степени всеобъемлемости нашего знания о прошлом. По словам Фейнмана: «Бог сотворил законы немного асимметричными, чтобы мы не завидовали Его совершенству».

2. Свобода и время

Только формой и ритмом
Слова, как и музыка, достигают
Недвижности древней китайской вазы,
Круговращения вечной недвижности.
Не только недвижности скрипки во время
Звучащей ноты, но совмещенья
Начала с предшествующим концом,
Которые сосуществуют
До начала и после конца.
И все всегда сейчас.

Т.С. Элиот, «Бернт Нортон»
Что же мы в действительности воспринимаем, когда видим будущее? Этот вопрос настолько фундаментален, что обычно его не замечают. Нет сомнения, что люди действительно временами видят будущее. И если время едино, если прошлое, настоящее и будущее сосуществуют, то значит, мы не имеем возможности управлять будущим.
Таким образом, мы сталкиваемся с дилеммой. Если время, как и пространство, просто есть, если будущее существует в настоящем, если время, пользуясь сравнением Т.С. Элиота, подобно китайской вазе, в котором существует эта целостная ваза, а мы, словно мухи, ползаем по поверхности, то значит, мы можем двигаться лишь вдоль предопределенного пути.
В соответствии с этой точкой зрения, мы не можем видеть будущее, но не потому, что оно не существует, но потому, что мы живем в трехмерном пространстве. Имей мы способность распоряжаться четырьмя измерениями, мы могли бы видеть всю вазу, мы могли бы наблюдать весь наш жизненный путь аналогично тому, как мы обретаем возможность обозревать путь следования поезда при перемещении точки наблюдения изнутри поезда вовне, к примеру, на мост.
Зарегистрировано множество случаев, когда люди видели нечто, происходящее в будущем. Они видели воздушную катастрофу, которая происходила впоследствии. Иные, менее драматичные случаи, вызывают лишь пожимание плечами. Однажды моя жена вскользь упомянула о смерти какого-то человека, объявленной в телевизионных новостях. На следующий день я, в поисках подробностей, изучил газету, и, к моему удивлению, ничего не обнаружил. Чуть позже, тем же днем, загадка была разрешена. Объявление действительно прошло по каналу новостей, но на следующий день после того, как жена упомянула об этой смерти — умер человек лишь утром того дня, когда я просматривал газету.
В случаях подобного рода мы видим нечто, происходящее впоследствии в точном соответствии с увиденным нами. Имеются и такие случаи, когда увиденное нами является предупреждением о грядущем событии. Иногда разницы между тем и другим вообще не существует. Мы очень подробно видим крушение самолета или тонущий корабль. Затем, когда мы одной ногой уже стоим на борту самолета или корабля, вдруг отменяем наше путешествие. Именно так произошло на «Титанике». Была достаточная уверенность, что корабль действительно потонет, но здесь «видение будущего» явилось лишь предупреждением.
Сейчас мы подходим к противоречию. Если будущее существует в настоящем, значит, мы не способны изменить его. Мы просто считываем Записи Акаши, то будущее, которое записано, подобно прошлому, и мы находимся в его тисках. Однако если рассмотреть случаи предупреждения о грядущем, становится ясно, что мы можем изменить будущее, или другими словами, что в эти моменты мы видим нечто отличное от будущего.
Вопрос ставится следующим образом: если время едино и сосуществует в вечном настоящем, то как мы можем изменить то, что уже является настоящим? Если у нас есть свободная воля для его изменения, то каким образом оно может быть уже настоящим? Если мы не можем изменить его, то мы не имеем свободной воли.
В этом месте необходимо провести разграничение. Свободная воля подразумевает выбор. Это означает, что если мы поставлены в определенную ситуацию, то мы имеем возможность следовать одному из ряда альтернативных путей. Тот простой факт, что мы можем видеть будущее, не мешает нам, не лишает нас выбора. Если я вижу самого себя, прыгающего с утеса, то это само по себе не означает, что я не имею свободной воли. Я могу видеть самого себя, выполняющего требование моей свободной воли — прыгнуть с утеса. Ничто так не урезает мою свободную волю, как демонстрация фильма о том, что совершали люди в прошлом. Мы можем наблюдать, как они себя вели, и знаем, что они собирались предпринять. Но в то же самое время они имели возможность совершать свободные выборы.
Но если будущее уже произошло, если оно существует в настоящем, то что же за выбор мы совершаем? Я читаю в Записях Акаши, что 21 ноября я сломаю ногу. Я не хочу ломать ногу в этот день, но в едином времени моя нога уже сломана. Значит, моя свободная воля теряется.
Представление о том, что мы должны обладать свободной волей, не приносит пользы. Наличие свободной воли не является неизбежным. Не существует логической причины, которая бы объясняла, почему все вокруг не должно быть детерминированным. Может быть, следует покориться судьбе, законам вселенной и Бога, а не пытаться бороться с ними.
Ответ на этот парадокс, пронзающий само сердце проблемы свободной воли и способности предсказывать будущее, сокрыт в восприятии различных уровней времени. Замешательство происходит из-за того, что рассматриваются только два уровня, так называемый духовный и физический, вместо четырех уровней, которые мы описали в главе третьей. Поскольку время и пространство сосуществуют, то время также существует на всех четырех уровнях. Фактически, мы можем в данном случае даже упростить ситуацию, рассматривая высший ментал и астрал как один уровень.
Истинное единение времени, где сосуществуют прошлое, настоящее и будущее, имеет место только на духовном уровне. Здесь время подобно китайской вазе, здесь мы смогли бы увидеть абсолютное время, если бы сумели войти в это пространство. Здесь, где существует единение и совершенство, нет свободы. Здесь — просто бытие. В этом заключается разница между людьми и ангелами. Ангелы, как посредники Бога, обитают в духовной сфере. Ангелы, подобно Богу, не имеют свободы и не имеют в ней нужды.
Когда же мы всматриваемся в будущее, то мы не вглядываемся напрямую в духовный уровень. Мы можем видеть лишь промежуточную сферу, астрал или высший ментал. Это и есть ответ на нашу дилемму. Мы можем видеть лишь отражение духовного мира в астрале. Мы не можем видеть Бога лицом к лицу. И если мы не видим отражения в астрале духовной сферы, то мы воспринимаем лишь отражение нашего собственного разума.
Когда мы занимаемся предсказанием, когда мы читаем Записи Акаши, когда мы путешествуем во времени, когда нас посещают видения или предчувствия, мы находимся в астральном мире. Иногда мы действительно видим будущее таким, каким оно является, иногда мы видим лишь отражение того, что находится в этот момент в нашем разуме. Степень нашей близости к духовной сфере зависит от чистоты наших собственных душ.
Именно поэтому маленькие дети обычно наиболее интуитивны, они находятся в непосредственном соприкосновении с духовным состоянием, ближайшим к Богу. «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Евангелие от Матфея, 11.25). Следовательно, предсказание есть вхождение в соприкосновение с Божественным (Божественное — divine, предсказание — divination, англ.).
Часто «психически больные» намереваются предсказывать будущее, и хотя они крайне восприимчивы к эманациям разумов других людей, однако постичь отражение духовного уровня обычно они не могут. Будучи очень сенситивны и не слишком чисты, психотики ухватывают лишь то, что находится в разумах других людей. Это достаточно приемлемо при условии, что мы понимаем происходящее.
Цель использования системы, подобной таро или астрологии, заключается не в раскрытии того, что случится, но во вхождении в соприкосновение с подсознанием другого человека при помощи символов и, таким образом, установлении контакта человека с его неосознаваемыми потребностями, помогая тому постичь, чего же на самом деле ему хочется.
Именно неосознаваемые цели и желания клиента видит «психически больной». Следовательно, совсем не обязательно будущее предстает перед человеком таким, каким оно будет на самом деле, чаще всего это есть содержание бессознательного разума клиента. Иногда и то, и другое совпадают, и бессознательные устремления человека действительно происходят, а иногда совпадения нет.
Искусство предсказания заключается в умении проникать на астральный или бессознательный уровень, ведь именно этот, один этот уровень мы и можем видеть. Однако цель предсказателя — как можно более тесное приближение к духовному уровню. Именно чистота мотива, личная «божественность» отличает истинного предсказателя от толкователя будущего, который является ни кем иным как духовным паразитом.
Чем ближе входит предсказатель в соприкосновение со своим собственным духовным источником, тем лучше то, что он видит в астрале или в бессознательном, будет соответствовать духовному уровню а не тому, что происходит в его собственном разуме или разуме клиента. Как сказал Израэль Регарди:
«Предсказание — это искусство получения в любой момент информации любого рода о следствии определенных действий или событий. Так называемое толкование будущего — это злоупотребление. Единственной целью искусства предсказания является развитие интуитивных способностей обучающегося до такой степени, чтобы в конечном счете все технические методы предсказания можно было отбросить. Когда достигается такая степень развития способностей, то простое размышление о любой проблеме автоматически извлекает посредством интуитивного механизма требуемую информацию с такой степенью определенности и уверенности, которая никогда и ниоткуда не могла бы быть обретена, кроме как от внутреннего духовного источника.»
Все уровни бытия существуют внутри нас, так же как квантовый уровень сосуществует с материальным. В квантовой физике волны, образующие существующий мир, являются недетерминированными. Они становятся детерминированными, они превращаются в частицы только тогда, когда мы наблюдаем их. В астрале волны недетерминированы. Они отражают духовный уровень. Они становятся детерминированными, они позволяют нам предсказывать будущее, когда мы смотрим на них.
Таким образом, свободная воля и судьба сосуществуют. Свобода существует до тех пор, пока мы не вмешаемся. Задавая вопрос, мы этим определяем ответ. Пока мы находимся на Земле, мы не можем видеть духовный уровень, мы не можем самостоятельно достичь этого уровня. Мы можем видеть только отражение.
Мы не можем видеть мир духовный напрямую, и даже Иисус не мог этого сделать, находясь на Земле, — это он сам прояснил. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Евангелие от Марка, 13.31-32). И после своей смерти он сказал: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деяния, 1.7).
Заключение таково: хотя будущее и существует сейчас, и существовало с начала времен, на одном уровне, на духовном уровне, тем не менее на физическом уровне мы не связаны им по рукам и ногам. Мы имеем свободу и мы, как люди, имеем волю. Однако нам еще далеко до окончательного выхода из затруднительного положения, в котором мы находимся. Мы свободны в смысле способности совершать выбор. Но сейчас возникает вопрос: должны ли мы совершать этот выбор? И чтобы ответить на него, нам необходимо исследовать саму концепцию свободы. Что есть свобода? И хотим ли мы свободы?

3. Во власти сил преисподней — смысл свободы

Здесь невозможный союз
Сфер бытия возможен,
Здесь прошлое с будущим
Смиряются и примиряются,
А иначе мы действуем, словно
Движимы кем-то и лишены
Дара внутреннего движения,
Во власти сил преисподней.

Т.С. Элиот, «Драй Селвэйджес»
Какова природа свободы, которую мы, оказывается, имеем? Означает ли эта свобода, что мы можем делать то, что нам нравится? Ясное дело, это не так. Посмотрим на Карту Рождения, показанную на рис.1.1. Человек, родившийся 15 июля 1944 года в 7ч. 18 мин, прикреплен к этой Карте на всю жизнь. Он не может уйти от нее. У него всегда будет Солнце в Раке в 12 доме, а Сатурн в квадрате к Нептуну. Грубо говоря, его жизнь предопределена этой Картой.
Не очень прилично утверждать, что он может быть кем угодно по своему желанию. Его Солнце не может находиться в Стрельце. Никакие волевые усилия не смогут передвинуть Луну в Близнецы. Все его знание и вера во вселенную не уберут Венеру из 12 дома. Тогда какую же свободу он имеет? Неужели мы раскрыли тайну времени и продемонстрировали реальность свободы лишь для того, чтобы показать, что она избегает нас, когда мы пытаемся ее поймать? Неужели это всего лишь творение издевающегося Бога, который дразнит нас, убирая ее всякий раз, когда мы устремляемся к ней?
Утверждение, что мы имеем свободу воли, не лишено некоторого смысла, даже если мы не знаем, из чего складывается эта свобода. Впрочем, парадокс остается. Нам ясно, что мы не свободны, либо не совсем свободны. Действительно, мы в буквальном смысле слова ограничены колесом жизни, которое символизируется кругом нашего Гороскопа. Мы имеем физическое тело, мы имеем определенные ментальные способности. Некоторые из нас родились калеками, слепыми или умственно отсталыми. Мы не можем летать, мы не можем стать чемпионами в спорте, имея лишь одну ногу.
Позвольте мне, в связи с этим, процитировать историю, которую Франц Кафка излагает в романе «Процесс»; я думаю, она послужит уместной притчей:
«У врат Закона стоит привратник. И приходит к привратнику поселянин и просит пропустить его к Закону. Но привратник говорит, что в настоящую минуту он пропустить его не может. И подумал проситель, и вновь спрашивает, может ли он войти туда впоследствии? «Возможно, — отвечает привратник, — но сейчас войти нельзя». Однако врата Закона, как всегда, открыты, а привратник стоит в стороне, и проситель, наклонившись, старается заглянуть в недра Закона. Увидев это, привратник смеется и говорит: «Если тебе так не терпится — попытайся войти, не слушай моего запрета. Но знай: могущество мое велико. А ведь я только самый ничтожный из стражей. Там, от покоя к покою, стоят привратники, один могущественнее другого. Уже третий из них внушал мне невыносимый страх». Не ожидал таких препон поселянин, ведь доступ к Закону должен быть открыт для всех в любой час, подумал он: но тут он пристальнее взглянул на привратника, на его тяжелую шубу, на острый горбатый нос, на длинную жидкую черную монгольскую бороду и решил, что лучше подождать, пока не разрешат войти. Привратник подал ему скамеечку и позволил присесть в стороне, у входа. И сидит он там день за днем и год за годом... Идут года, внимание просителя неотступно приковано к привратнику. Он забыл, что есть еще другие стражи, и ему кажется, что только этот, первый преграждает ему дорогу к Закону... Уже меркнет свет в его глазах, и он не понимает, потемнело ли все вокруг, или его обманывает зрение. Но теперь, во тьме, он видит, что неугасимый свет струится из врат Закона. И вот жизнь его подходит к концу. Перед смертью все, что он испытал за долгие годы, сводится в его мыслях к одному вопросу — этот вопрос он еще ни разу не задавал привратнику. Он подзывает его кивком — окоченевшее тело уже не повинуется ему, подняться он не может. И привратнику приходится низко наклониться — теперь по сравнению с ним проситель стал совсем ничтожного роста. «Что тебе еще нужно узнать? — спрашивает привратник. — Ненасытный ты человек!» — «Ведь все люди стремятся к Закону, — говорит тот, — как же случилось, что за все эти годы никто, кроме меня, не требовал, чтобы его пропустили?» И привратник, видя, что поселянин уже совсем отходит, кричит изо всех сил, чтобы тот еще успел услыхать ответ: «Никому сюда входа нет, эти врата были предназначены для тебя одного! Теперь пойду и запру их».»
У каждого из нас свой собственный путь. И некоторые люди говорят, что свобода означает всего лишь добровольное принятие предопределенной судьбы. Такова была точка зрения Юнга: «Свобода воли — это способность радостно делать то, что я должен делать». Другой психолог, Карл Роджерс, вторит его словам: «Это такая свобода, когда человек предпочитает осуществлять себя, играя ответственную и добровольную роль в развертывании предопределенных событий в окружающем его мире».
В соответствии с этим мнением, жизнь человека подготавливается заранее. Человек свободен либо принимать, либо отвергать ее. Маркус Аурелиус писал в труде «Медитации»: «Что бы ни случилось с тобой, все это было подготовлено для тебя всей вечностью; причина происходит из вечности, плетущей нить твоего бытия».
У каждого из нас свой собственный «жизненный миф». Его можно увидеть в Гороскопе. Действительно, им является сам Гороскоп. Мы не можем выбирать его. Значит, наш выбор — принимать данный миф и проживать его сознательно, либо отвергать его и искать другой паттерн? Иисус принял свой «жизненный миф» — быть распятым и быть Спасителем Человечества. «Отче! О, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем, не Моя воля, но Твоя да будет.»
В пустыне его искушал Сатана, предлагая ему стать светским правителем. Он мог бы избрать путь осуществления надежд, которых с нетерпением ожидали от Мессии большинство соотечественников, включая его собственных учеников. Он мог бы стать во главе армии и изгнать римлян из Святой Земли. Вместо этого он принял свою судьбу. Этот выбор был его и только его.
Как писал Витмонт: «Мы можем сказать, что наши комплексы являются картами, которые сдала нам судьба; имея эти карты и никакие больше, мы либо выигрываем, либо проигрываем игру, и если мы ведем себя так, словно их у нас нет, либо ищем какие-то другие карты, то мы терпим поражение еще до начала игры». Стоики стремились преодолеть дилемму судьбы и свободной воли, разделения между Небом и Землей, полагая, что злым человеком был тот, кто отвергал правила природы, и что свобода заключается в гармонии природы и разума.
Давайте поставим вопрос по другому и спросим прежде всего, почему мы имеем именно наши Гороскопы. Мы полагаем, что индивидуальный жизненный путь нам дается. Но возможно, мы выбираем этот путь сами. Возможно, наши Гороскопы являются выражением нашего свободного выбора. В соответствии с традицией Каббалы, душе предоставляется свобода выбора и план задачи, которую ей следует выполнить в мире.
Затем душе показывается модельный план ее жизни, которую следует прожить, людей, которых она встретит, и места, по которым она пройдет, и душа знает, что ее судьба — осознать присутствие Бога в этом особенном времени и месте физической Вселенной.
«Определенно, это созвучно подлинному смыслу Гороскопа как «подходящему времени» для рождения. Как сказал Плотин: «Каждая Душа имеет свой час (хору); когда он наступает, Душа сходит вниз и входит в подходящее для нее тело». Следовательно, психологическая и физическая натура, которая дается нам и которую можно увидеть в Гороскопе, является тем, что необходимо нам в данном воплощении. Таким образом, цель заключается в обретении «карт, которые судьба сдала нам».»
Как же нам тогда понимать выдающихся психологов, которых я процитировал? Что мы волей-неволей владеем нашими характерными особенностями, и поэтому нам следует принимать их? Что мы вольны любить их либо отторгать? Сенека писал: «Fata volentem ducunt, trahunt nolentem» — «Желающего судьба ведет, упрямого тащит». Юнг, по сути, пересказал это утверждение, когда заметил, что свобода человека заключается в выборе: либо идти назначенным путем, т.е. соглашаться следовать этим путем; либо нас будут тащить «как рогатый скот на бойню», когда мы стараемся увильнуть.
Впрочем, на деле все обстоит не совсем так, как на словах. Конечно, не существует полной свободы. И в физическом мире нет полной свободы. Мы ограничены с разных сторон. Существуют физические законы и духовные законы, и ни один из них не может быть нарушен безнаказанно. Мы вольны засунуть руку в огонь, и мы способны поместить наши души в духовный огонь.
Когда мы получаем ожог, то мы просто навлекаем на себя естественную реакцию этих законов в соответствии с принципом Немезиды. Дело не в самом наказании и даже не столько в самом нарушении закона. Если мы ведем себя определенным образом, то мы будем создавать определенную реакцию. Общие духовные законы содержатся в Каббале; индивидуальные законы — в Астрологии, в Гороскопе.
Причина наличия у нас свободы — наша сознательность. Сознание позволяет нам совершать выборы. Ангелы не свободны. Они не нуждаются в свободе. Человек свободен потому, что он не совершенен. Так и должно быть, ибо он может достичь совершенства лишь через собственное несовершенство.
Витмонт выразил это положение так: «Без осознания наших собственных потенциалов, ограничений и потребностей свобода представляется лишь причудливой концепцией». Антоний Сторр писал: «Мы обретаем наивысшую свободу, когда осознаем наши ограничения». Но мы можем реализовать эту свободу выбора только тогда, когда мы действительно используем наши сознательные силы.
Пока мы не осознаем себя, нашу психологическую натуру, мы не в состоянии совершить какой-либо выбор. Следовательно, самопонимание — это первый шаг к свободе. Если мы не осознаем наш «жизненный миф», то вопроса о его принятии может просто не возникать. Вот почему нам необходимо знать себя — чтобы мы действительно могли быть собой. И именно поэтому так ценен Гороскоп — он является картиной, изображающей нас.
Все, что мы делаем, зависит от того, какие мы есть. Многие люди, вероятно, большинство людей, совершают ошибку, пытаясь направить свою жизнь по неверному пути. Они не тратят силы на раскрытие своей индивидуальной роли в жизни, а начинают с постановки задач — чего бы им хотелось достичь, и затем стараются так подправить свою жизнь, чтобы можно было воплотить на практике собственные намерения.
В редких случаях, когда человек находится в соприкосновении с внутренним «я», индивидуальное подсознание будет вести его в верном направлении. В противном случае он будет следовать бесплодным путем — ибо это будет не его путь. Сначала нам необходимо найти наш собственный путь посредством познания самих себя, сознательного контакта с нашим бессознательным, а затем жить, следуя этому пути — таково истинное направление в жизни.
Если мы не сознательны, то мы не сможем понять, что события, происходящие с нами во внешнем мире, в действительности являются отражением нашего подсознания. Как сказал Юнг:
«Правило психологии гласит: когда внутренняя ситуация не осознается, она проявляется вовне как судьба. Другими словами, когда индивидуальность остается неразделенной и не осознает свои внутренние противоречия, то мир должен по необходимости вызвать конфликт и разорваться на противоположные части.»
Реально не существует разницы между внутренним и внешним. Бессознательное вмещает наши потребности. Нам следует осознать их, в противном случае бессознательное может их нам навязать. Именно этот союз дает нам свободу выбора. Эмерсон выразил данный принцип так:
«Секрет мира заключается в связи между личностью и событием. Душа содержит в себе событие, которое произойдет с ней. Событие — это отпечаток вашей формы. События растут на одном стволе с личностями. Всякое творение испускает из себя собственное состояние и окружение, подобно тому как слизняк оборудует свой скользкий дом на листе груши. Человек увидит собственный характер в событиях, которые, как ему кажется, случаются с ним, но которые исходят от него и сопровождают его.»
На данном этапе мы ввели в рассмотрение концепцию сознания. Мы сознательно реализуем наш «жизненный миф». Заключается ли свобода просто в осознании того, что должно случиться с нами, а затем в принятии этого? На первый взгляд может показаться, что данная позиция проста и ясна и сходна, к примеру, с пробуждением во время операции.
Однако в ней таится глубокий парадокс, который наблюдается в очевидно противоречивых заявлениях Карла Роджерса. С одной стороны, он говорит:
«Его (закрытого человека) поведение детерминировано, и он не свободен совершить эффективный выбор. С другой стороны, всесторонне функционирующая личность не только воспринимает, но и пользуется самой неограниченной свободой, когда она спонтанно, свободно и добровольно выбирает и желает то, что абсолютно детерминировано.»
С другой стороны, он говорит: «То, что я совершаю в следующий момент, и что я буду делать далее, возникает из данного момента и не может быть предсказано заранее мною или другими людьми». Как объединить эти высказывания?
Если мы принимаем себя такими, какими являемся, значит, только такими мы в принципе и можем быть. Мы не можем быть кем-то еще, как бы нам этого ни хотелось. Но как только мы реально принимаем себя, то нам не надо ничего предпринимать. Посредством бытия мы неизбежно становимся. Мы находимся в Дао, мы целостные люди, и наши действия — это спонтанное развитие и часть нашего бытия. Мы являемся процессом.
Это существенное отличие. Отличие в позиции. И именно поэтому нельзя предсказать то, что мы будем делать. Ибо это является интегральной частью нас самих. Наше настоящее и наше будущее слиты воедино.

4. Каждый в тюрьме своей — желание быть свободным

Я слышал, как ключ
Однажды в замке повернулся однажды
Каждый в тюрьме своей думает о ключе
Каждый тюрьму себе строит думами о ключе
Лишь ночью на миг эфирное колыханье
Что-то будит в поверженном Кориолане.

Т.С. Элиот, «Бесплодная земля»
Если свобода действительно существует, то почему мы в оковах? На данном этапе нам следует ответить на такой вопрос: хотим ли мы быть свободными?
Мы охотно предполагаем, что свобода для нас желаема. Она означает делать все, что мы захотим. Но мы не способны оценить смысл ответственности и одиночества, которые неизбежно ее сопровождают. Большинство людей не свободны потому, что они в действительности не хотят быть свободными — и это чистая правда.
Словосочетание «свободная воля» состоит из двух коротких слов. Нас зовет перспектива свободы. Но мы стремимся забыть о воле. Шопенгауэр указал на это, когда сказал: «Мы можем иметь свободную волю — но не волю использовать ее». Свобода во многом определяется нашей позицией, а не обстоятельствами жизни.
Один человек может относиться к своей жизни как к тюремному заключению, тогда как другой будет видеть в таких же обстоятельствах жизни осуществление его жизненной цели. Как писал Ричард Ловелас:
Каменные стены — не тюрьма,
А железная решетка — не клетка;
Для невинного и спокойного разума
Это жилище отшельника.
Ужасная нищета и сонм болезней, приносившие страдание многим жителям Калькутты, принимались Матерью Терезой. Зачастую люди, которые парализованы, слепы или физически искалечены, намного свободнее и сильнее духом тех, кто пользуется всеми материальными благами жизни.
Нередко те, кто имеет все, самые жадные и недовольные. И часто те, кто меньше всего получают выгод от жизни, достигают успеха. Конечно, сначала необходимо осознать свой индивидуальный, уникальный путь. Поэтому первый шаг заключается в поиске цели жизни в данном воплощении. А затем необходимо проявить волю и не отступать от поставленной цели.
Путь самопознания — это поиск мифа. Сам по себе путь ведет в никуда. Мы возвращаемся туда, откуда стартовали — к самим себе. Однако во время этого путешествия мы познаем самих себя. Мы является теми, кем являемся, однако узнать о том, кто мы есть, мы можем лишь с помощью нашей деятельности.
Свобода — это двусторонний процесс. Сначала мы должны вырваться из чрева, отделиться от авторитета для того, чтобы обрести индивидуальную свободу. Этот процесс иллюстрируется мифом изгнания Адама и Евы из Рая; особый интерес здесь представляют астрологические параллели с символизмом данной истории.
Вначале Адам и Ева жили в огороженном саду Рая, который символизирует чрево. В то время не существовало дифференциации и, следовательно, не было свободы. Затем их искушал собственный разум, символизируемый змеей, который предлагал им пойти своей дорогой в жизни и бросить, таким образом, вызов авторитету Господа — отцовской фигуре.
Чтобы стать свободными, они должны были вырваться из чрева. Интересно, что фигура Сатурна представляет собой авторитет, от которого им надо было отделиться, а также Сатану, искусителя, который дал знание, позволившее им стать свободными.
Парадокс дуальной природы Сатурна проявляется также в том факте, что Сатурн символизирует собой нашу тень. Таким образом, цель заключается не столько в том, чтобы отойти от авторитета, сколько в превращении его из внешнего источника в часть нашей внутренней структуры. Когда мы действительно свободны, тогда мы — наш собственный авторитет, тогда мы можем по собственной воле взять на себя наш личный Крест и вновь вернуться к Господу.
Именно это имел в виду Юнг, когда писал: «Если человек не принимает свою судьбу, ... то не происходит индивидуации; человек остается простой случайностью, смертным пустяком». Пройдя этап изначального отделения, мы обретаем способность свободно усваивать уроки жизни. И именно это имел в виду Иисус в изречении: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдите покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Евангелие от Матфея, 11.29-30).
Адам и Ева ослушались заповедей Бога и были изгнаны из Рая. Пуповина была перерезана. Некоторые люди не могут решиться даже на этот необходимый шаг к свободе, который соответствует Урану. Такие люди остаются, буквально или фигурально, прикрепленными к чреву. Некоторые никогда не покидают его, другие вступают в брак с родительскими образами, третьи подобны взрослым школьникам, нуждающимся в какой-то авторитетной фигуре, которая бы посоветовала им, что делать, взяла бы на себя ответственность за их жизненный путь.
Адам и Ева оказались за воротами Рая. Херувимы с огненными мечами, охраняя сад с Деревом Жизни, следили, чтобы эта пара не вернулась назад. Существовал лишь один путь, которым они могли следовать. Многие люди в данном месте застревают. Они становятся бунтовщиками. Они негативно реагируют на всякий авторитет — родителей, правительство, полицию и даже структуру в музыке и живописи, не создавая взамен чего-то конструктивного.
Эти люди разрушают, а не строят, но лишь потому, что не могут воссоединить внутри себя Сатурн. Это стадия отчуждения — одинокая дорога через пустыню. Суть оппозиции с отцом — не избавление от принципа Сатурна. Цель противостояния состоит в том, чтобы обрести более ясное видение, увидеть перспективу, как в зеркале. Сатурн, как тень, необходимо принять и полюбить. Первоначально его необходимо разломать, но только так, чтобы его можно было снова восстановить и превратить в жизненно важную часть структуры. Христос ведет нас назад к Отцу с помощью Креста.
Те, кто застревают на негативной стороне Урана, не свободны. У них есть лишь «груда поверженных образов». Следующая стадия — принесение себя в жертву Божественной любви через Нептун. Учиться заботиться и не заботиться. Принимать и не привязываться. Быть готовым добровольно отдать наше внутреннее «я», не подсчитывая стоимость. Отдать все, наши жизни, наши взгляды, наши идеалы.
Негативная сторона Нептуна — искушение избавиться от бремени свободы мазохистским путем, превращаясь в мученика. Этот способ эффективно перекладывает ответственность на других людей — либо на человека, Гуру, либо на организацию. На данном этапе нам следует принять наши таланты и ограничения как необходимые атрибуты нашего характера.
Все это приводит к последней стадии, Плутонианской, когда мы стараемся не быть никем, кроме как самими собой. Именно здесь нам необходимо безжалостно использовать нашу волю, со всей силой и решительностью, всецело, подобно богу преисподней.
Здесь мы должны отбросить наши мечты и встретиться с самими собой. Здесь мы осознаем, что то, к чему мы испытываем неприязнь, в большинстве своем есть наша собственная тень. Если мы достаточно смелы, чтобы сделать это, принять себя такими, какими мы есть, «в бородавках», и любить себя такими, какими мы являемся, тогда мы будем истинно свободны. Тогда мы сможем вернуться в Сад Эдема и вкусить плод Дерева Жизни.
Мы возвращаемся к началу. Однако разница заключается в том, что мы возвращаемся в полном сиянии сознания. Мы возвращаемся туда, откуда стартовали — но на другом уровне. Вначале гора была едина. Чтобы увидеть гору, потребовалось разделение на две половины. Теперь единение может быть совершено сознательно. Однако встреча обоих половин произойдет тогда, и только тогда, когда каждая из половин достигнет состояния индивидуальности.
Дорога к свободе нелегка. Требуется большая смелость, чтобы встретиться с самим собой и быть самим собой. Сначала возникает отчуждение — когда нас выбрасывают из Рая. Мы становимся в оппозицию авторитету и учимся думать самостоятельно. Мы расстаемся с теплом и безопасностью дома. Намного легче принимать ценности других людей и следовать их упованиям. Намного легче винить других людей или внешние обстоятельства, чем принимать тот факт, что наши проблемы происходят изнутри нас самих.
Именно поэтому большинство людей не свободны. Им нравится звучание свободы. Они требуют своих прав. Но когда наступает момент принятия ответственности, которая следует рядом со свободой, когда они должны увидеть себя такими, какими являются, когда приходит время идти в жизни своей дорогой и оказаться, таким образом, за воротами, тогда они говорят совсем иное. Тогда они печально отворачиваются.
Однако для тех, кто отворачивается, жизнь не становится легче. Ответственности можно избежать. Однако нравится им это или нет, они остаются самими собой и не могут от самих себя улизнуть. Если мы отказываемся принять то, что находится внутри колеса нашего Гороскопа, тогда мы просто вращаемся в колесе, не замечая реальности. Ничто не меняется. Мы можем закрыть глаза, однако колесо будет вращаться и дальше.
В любом случае, мы столкнемся с одними и теми же обстоятельствами жизни. Но важно не то, что происходит, но то, как мы это воспринимаем. В этом заключается разница между свободой и судьбой. Плутон будет находиться в аспекте квадратуры к Меркурию на рис. 1.1. 6 февраля 1986 года. Этого не избежать. Это судьба человека. Однако какой смысл владелец Гороскопа придаст данному явлению? Как он воспримет его — свободно и сознательно, либо с закрытыми глазами?
Планеты контактируют с Гороскопом на протяжении всей нашей жизни по той причине, что нам необходимо столкнуться с определенными видами опыта. Опыт необходим. Если мы пытаемся избежать его, то мы упускаем суть дела. Нам необходимо развиваться для того, чтобы расти, становиться лучше, чем мы есть; правда, иногда этот процесс протекает болезненно.
Желая избежать этого процесса, мы не обманываем судьбу. Мы обманываем лишь самих себя. Мы буквально тратим наши жизни на то, чтобы убежать от собственной тени. Свобода существует в способности придавать переломным моментам жизни либо смысл роста и осуществления целей, либо смысл фрустрации и беспомощности. Значим лишь смысл происходящего — почему это происходит? Почему Плутон входит в аспект квадратуры к Меркурию в 1986 году?
Как писал Витмонт:
«Я» можно помочь, а не воспрепятствовать, если человек задается вопросом типа: «Что эта ситуация требует от меня или чему намеревается научить меня? Какую службу я могу сослужить на пользу жизни, какой трансперсональный вклад я могу внести?», а не вопросом: «Что я могу извлечь из этой ситуации для собственной пользы?»
Или как указывал Франкл:
«Поскольку каждая ситуация в жизни представляет собой вызов человеку и преподносит проблему, которую ему необходимо решить, то вопрос о смысле жизни может быть в действительности аннулирован. В конечном счете, человек не должен спрашивать, каков смысл жизни, но он должен осознать, что спрашивают его. Одним словом, каждый человек допрашивается жизнью: жизни он может ответить, только будучи ответственным ... ответственность — сама сущность человеческого бытия. Поэтому не следует искать абстрактного смысла жизни. Каждый имеет свое собственное призвание или миссию в жизни; каждый должен выполнить конкретное поручение. В этом отношении человеку нет замены; его жизнь не может быть повторена. Таким образом, задача каждого человека, а также возможность ее осуществления, уникальна.»
У каждого из нас свой собственный индивидуальный путь. Этот путь символизируется Гороскопом. Это наш путь. Если мы развиваемся естественно, в соответствии с приданным нам паттерном, то мы являемся самими собой. Нам не нужно справляться о каждом транзите, который случится в будущем, и рассматривать, что, по возможности, мы должны предпринять. Нам следует лишь быть целостными, находиться в Дао, где едины сознательное и бессознательное. Тогда мы неизбежно будем поступать правильно в любых обстоятельствах просто потому, что это «делание» является частью бытия.
Свободная воля, которой мы владеем, важна независимо от того, согласуем мы, либо не согласуем нашу волю с божественным паттерном, который является нашим реальным «я», либо нашей духовной или архетипической природой. Впрочем, свободная воля не подразумевает пассивность. Напротив, требуется огромная волевая мощь, чтобы постоянно находиться в соприкосновении с нашим реальным «я».
Следовательно, задача в первую очередь состоит в раскрытии нашего истинного паттерна, который символизируется Гороскопом. И во-вторых, в согласовании себя с этим паттерном так, чтобы наша воля и воля Бога были объединены. Другими словами, наш физический уровень соединяется с нашим духовным уровнем либо нашей Искрой Божьей. Но если мы едины со вселенной, то на чем нам проявлять действие нашей свободной воли? Если мы свободны, мы просто существуем. Тогда мы не можем не быть свободны.

5. Плод виноградной лозы — судьба и свободная воля в Астрологии

И сказал Господь:
Ветру пророчь, лишь ветру, лишь ветер
Выслушает тебя.

Т.С. Элиот, «Пепельная Среда, 1930»
Сейчас мы должны быть способны ответить на вопрос: может ли Астрология предсказывать будущее? Как мы видели, этот вопрос не настолько прост, как первоначально казалось. Во-первых, имеется общий вопрос — возможно ли предсказание будущего? Во-вторых, существует специальный вопрос — могут ли астрологи предсказывать будущее, при условии, что на первый вопрос дан утвердительный ответ?
Мы разрешили парадокс, неясно присутствующий в первом вопросе, путем проведения разграничения между различными мирами или уровнями бытия. Только на духовном, или архетипическом уровне существует истинное единение времени и пространства. Здесь прошлое, настоящее и будущее слиты в едином вневременном моменте. Если бы мы смогли достичь этого уровня, обрести это состояние, то мы смогли бы видеть будущее так же уверенно, как мы видим настоящее.
Мы можем обрести данное состояние «таковости» и видеть будущее в редких, мистических случаях. В таких случаях мы просто знаем, хотя и не можем сказать, как это получается. Однажды Юнга спросили, верит ли он в Бога. «Нет, я не верю в Бога», — ответил он медленно. Последовал момент оглушающего молчания, после чего он продолжил: «Я знаю».
Это переживание Абсолюта, Единения с Богом. «Я знаю, что мой Спаситель жив.» Это видение всеобщности, когда бытие становится единым, и мы в этом не сомневаемся. Всякий, кто имел опыт, подобный данному, просто знает, даже если он не может объяснить свой опыт или поделиться им.
На физическом уровне мы свободны, даже если мы редко ощущаем эту свободу. Мы свободны в выборе нашего пути, свободны в нашем отношении к жизни. Какой бы путь мы ни избрали, конечный результат может быть одним и тем же, однако с духовной точки зрения разница огромна.
Иисус был волен отвергнуть свою судьбу и избежать Креста. Вместо того, чтобы стать Спасителем человечества, он мог бы стать правителем свободного Израиля. В этом случае римляне напали бы на новое царство и распяли бы Иисуса за политическую деятельность. На материальном уровне в любом случае он кончил бы свою жизнь на кресте. Но если бы он выбрал второй путь, то стал бы тогда Крест сакральным символом во всем мире?
Мы не можем сказать, какой путь выберет человек на физическом плане. На этом уровне мы вольны решать, каково будет наше будущее. Поэтому, строго говоря, второй вопрос, который упоминался в начале этой части, не возникает. Тем не менее, даже если будущее не может быть раскрыто абсолютно точно, все же некоторая часть будущего на материальном уровне может быть предсказана, и в связи с этим любопытно заглянуть в «лабораторию предсказаний» астролога.
Ибо нет сомнений, что астролог, как и астроном, может точно сказать, где планеты будут располагаться в любой момент будущего. В этом смысле он может предсказывать, и предсказывать уверенно. Нет ни малейшего сомнения, что 26 января 1989 года Уран будет находиться в области эклиптики, известной как 3 градуса 12 минут Козерога, образуя точную оппозицию к положению Сатурна в Гороскопе, показанном на рис. 1.1. Любой астролог может сказать нам это, и данное мунданное предсказание неопровержимо, если только солнечная система не будет уничтожена.
Неприятности возникают тогда, когда астрологи пытаются интерпретировать материальные явления. И именно в подобных ситуациях жизненно важно помнить о смысле и цели Астрологии, если мы хотим корректно ее использовать. Бесполезно говорить, что будущее совсем не может быть предсказано, или что астролог должен оставить в покое предсказания, как поступают некоторые астрологи.
Такая позиция просто является попыткой уйти от проблемы. Мы знаем совершенно четко, что в январе 1989 года Уран будет находиться в оппозиции к натальному Сатурну господина Х, а в январе 1896 года Уран находился в аспекте 90 градусов к Сатурну в Гороскопе, показанном на рис 2.1. Что клиент желает знать в обоих случаях, так это значение планетарных взаимодействий. Что будут означать эти взаимодействия для господина Х и для господина Y?
Таким образом, астролог должен постараться дать ответ на следующий вопрос — каков смысл определенного планетарного взаимодействия для конкретного клиента? Однако на практике большинство астрологов совершают нечто совсем другое. Вместо того, чтобы раскрывать смысл взаимодействия, имеющего отношение к клиенту, они преподносят некоторые общие наставления, либо имеющие, либо не имеющие какого-либо отношения к реальному клиенту, с которым они работают.
Это происходит потому, что методы работы таких астрологов основываются на «научной» методологии. Эти методы могут подходить для ученых, однако это не значит, что они автоматически уместны для астрологов. И происходит следующее: астрологи разыскивают некоторый общий принцип, основываясь на статистике происшедших событий. Они рассматривают тысячи уранических взаимодействий, случившихся ранее, и полагают, что самое общее событие является своего рода «изменением». Следовательно, нет никаких сомнений, что такое изменение произойдет и в жизни данного конкретного человека.
И тогда, не принимая в расчет все разнообразие возможных изменений, они могут указать, какова будет вероятность возникновения любого специфического изменения. Сейчас статистика действительно играет важную роль в определенных областях знания, но если ее использовать в неподходящих обстоятельствах, то можно зайти в тупик.
В Астрологии мы ведем речь об индивидуальностях, а не группах. Весь смысл и цель Астрологии теряются, если предпринимаются попытки предсказать будущее личности на основе статистики. И не только суть теряется, но может быть нанесен огромный вред. Вред клиенту, которого рассматривают не как индивидуальность, но как деталь машины; а также вред астрологу, который оказывается не способным корректно пользоваться своим искусством.
Имеется вопрос: что значит для госпожи Джонс оппозиция Урана к ее натальной Венере? Как я указывал на протяжении этой книги, Астрология является сочетанием сознательного и бессознательного. Нам надо использовать сознание для вхождения в соприкосновение с бессознательным. Символы, применяемые в Астрологии, должны использоваться интуитивно. Вот почему такие методы как Таро и И Цзин лучше подходят для предсказания, чем Астрология. Будучи более гибкими, они позволяют нам более легко войти в соприкосновение с бессознательным.
Весьма активно используя наши сознательные силы, мы можем на деле заблокировать нашу способность предсказывать. И в итоге мы перекрываем связь между сознанием и подсознанием. Таким образом, мы оказываемся не способными увидеть в символах присущий им смысл. Будущее должно развиваться из настоящего и прошлого как часть единого организма.
Хотя мы стремимся рассматривать Карту Рождения как отделенную от дирекций будущего, в реальности последние содержатся в Карте. Карта Рождения должна рассматриваться как состояние бытия, охватывающего собой то, что необходимо нам в данном воплощении. Она не статична, не отрезана и не изолирована от будущего. Момент времени, символически представленный в Карте Рождения, перетекает в следующий за ним момент времени.
Мы можем рассматривать Карту Рождения как «Я», как пространство. И мы можем рассматривать дирекции* как судьбу или реализацию, как время. И то, и другое — это лишь два способа видения одного и того же — пространственно-временного континуума. Судьба, таким образом, есть возможность осуществить, реализовать «Я» — Карту Рождения.
[* Используемый здесь термин «дирекции» охватывает все предсказательные техники.]
Дирекции предоставляют нам свободу, требуя от нас совершения выбора и действия, давая нам возможность стать теми, кеми мы на деле являемся. Для того, чтобы развиваться, мы должны изменяться — даже если цель изменения состоит в том, чтобы повзрослеть, но на ином уровне бытия. Нам необходимо с самого рождения реализовывать себя. Строго говоря, нам не нужно ждать прохождения определенных дирекций, чтобы развиваться и становиться теми, кеми мы на деле являемся.
Однако есть время для всего. Существуют определенные естественные времена, когда легче всего понять наши потенциалы и потребности, и именно в подобные моменты времени мы можем самым естественным образом развивать качества, заложенные в Карте Рождения. Поэтому предсказывать следует качества времен будущего — чтобы индивидуальность могла войти в соприкосновение с этими временами.
Когда мы рассматриваем дирекции, то мы должны задаться вопросом: какой вид опыта необходим данному человеку? Когда он должен испытать то, в чем нуждается? Чтобы поддерживать гармонию, нам необходимо подстраиваться. Если мы отказываемся признать необходимость перемен, то уроки жизни становятся все более сильнодействующими. Если мы усвоили их ранее, то эффект будет незначительным. Рассматривая дирекции, мы можем увидеть, когда эти подстройки необходимо сделать. Необходимость этих подстроек заложена в Карте Рождения с самого момента рождения.
Многие люди рассматривают транзит Урана к натальной Венере как некоторое событие, которое должно случиться с госпожой Джонс в сорок пять лет. События могут «случаться» с людьми, но как указывал Юнг, это есть результат неразделенности индивидуальности. Значит, когда нет дифференциации между сознательным и бессознательным, то взамен понимания смысла времени происходит следующее: внутреннее проецируется во внешний мир и заставляет события «случаться».
Итак, госпожа Джонс может расторгнуть брак, когда Уран будет находиться в оппозиции к натальной Венере. Но не в этом дело. Данное событие может быть итогом ее несознательности. В равной мере, оно может быть результатом сознательного выбора. Дело заключается в том, чтобы сделать ее сознательной посредством оказания ей помощи в постижении собственных потребностей на этот особенный момент времени, беря за основу индивидуальный характер, который символически отражен в ее Гороскопе.
Но даже в этом случае она может испытывать потребность в разводе, так же как Иисусу нужно было быть распятым. С другой стороны, такой потребности может и не возникнуть. Реальное событие, если таковое есть, должно быть материализацией внутреннего опыта. Иногда подобный опыт является квинтэссенцией происшедшего события. Конечно, так тоже можно учиться, правда, сей путь во всех отношениях неверен.
Цель предсказательной Астрологии — ввести людей в соприкосновение с временами будущего, помочь им использовать эти времена. Сделать их частью этих времен. Высказывание, гласящее, что предсказание не имеет отношения к Астрологии, так же несостоятельно, как и высказывание, гласящее, что время не имеет отношения к Астрологии.
Для вхождения в соприкосновение с внутренним смыслом времен необходимо использовать бессознательное, поскольку планетарные взаимодействия оказывают влияние на подсознание личности. Следовательно, астрологу необходимо использовать собственные подсознательные или интуитивные силы для вхождения в контакт с подсознанием клиента. Как только данная стадия осуществляется, то и клиент, и астролог могут сознательно постигать ситуацию. Чем больше астролог привязывается к предсказательным техникам, тем сильнее они закрепощают, тем меньше остается пространства для работы интуиции. Сегодня это является серьезной практической проблемой для некоторых астрологов, которые боятся использовать интуицию и в конце концов пытаются имитировать ученых, тогда как научная методология к данной отрасли Астрологии не применима.
Астрологию следует использовать с большой осмотрительностью, особенно это касается предсказания. Мы не должны бояться будущего больше, чем настоящего. Если мы соприкасаемся с нашими «я», то мы неизбежно становимся самими собой. Будущее и настоящее тогда сливаются воедино, и чтобы получить ответ, нам необходимо лишь задать вопрос.
Почему же мы тогда нуждаемся в Астрологии? Да потому, что мы не находимся в контакте с нашими «я». Если бы мы были целостны, то нам не нужен был бы целитель. Если бы мы находились в состоянии бытия, Дао или молитвы, то мы не нуждались бы в Астрологии. Астрология, используемая корректно, может помочь людям достичь этого состояния, однако эту цель сначала должны осознать астрологи.
Клиент тоже должен быть сознательным. Как мы указывали, воля так же важна, как и свобода. Чем более точны высказывания астролога, вне зависимости от альтруистичности его мотивов, тем менее свободен клиент в проявлении своей собственной воли. Многие клиенты приходят к астрологам не потому, что хотят понять себя, но потому, что им нужен кто-то, на кого они могли бы переложить всю ответственность за себя. Им не нужна свобода.
С подобными людьми Богу очень легко играть, ибо они жаждут именно этого. Очень легко давать советы, самые что ни на есть чистосердечные, которые могут принести несчастье. В конце концов, качество предсказаний астролога будет зависеть от качества его собственного духовного состояния. Чем ближе астролог к божественной почве, тем более близок он к истине. Ему также необходимо находиться в состоянии Дао и относиться к своему искусству и приходящим к нему людям с почтением, смирением и любовью, если он желает оказать им реальную помощь.
вверх