Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава шестая

Небесный свод — реальность и восприятие

Если б расчищены были врата восприятия, всякое предстало бы человеку, как оно есть — бесконечным.

Уильям Блейк
Прежде чем приступить к постижению смысла Гороскопа, мы должны научиться видеть его правильно. Цель — увидеть суть, скрытую за внешней формой, однако возникает проблема — то, что мы видим, зависит от способа нашего восприятия.
Я уже кратко касался роли разума как связующего звена между сущностью предмета, или архетипическим уровнем, и материальным проявлением этого предмета. В этой главе я более детально исследую разум как организатора реальности.
Мы не можем изъять себя из реальности. По крайней мере, нам ясно, что существует связь между тем, что воспринимается, и тем, кто воспринимает. Если дюжина художников будет рисовать пейзаж, то каждый создаст особую композицию из-за различного способа восприятия пейзажа. Тогда какова реальность, которую видит каждый из них?
В музыке гармоничное сочетание различных нот возникает тогда, когда частоты колебаний этих нот находятся в определенном числовом соотношении. Подобное сочетание мы воспринимаем как гармоничное благодаря нашим органам чувств. Именно мы создаем или выбираем то, что гармонично для нас.
И на нас, воспринимающих, оказывает воздействие тот способ, которым нас научили воспринимать. Мы все, будучи детьми, учимся воспринимать. Возможность воспринимать дается нам от природы, а вот способу восприятия мы учимся. Мы учимся видеть в трех измерениях, нас учат выбирать определенные элементы и игнорировать другие.
Как люди, мы главным образом опираемся на наше визуальное чувство, и поэтому наше ощущение пространства ограничено. Ощущение, которое основывается на зрительном восприятии, неизбежно локально и очерчено рамками специфического места. Звук, с другой стороны, подобным образом не локализован, и если бы основное количество информации мы получали бы от органа слуха, а не зрения, то мы бы не ощущали потребности в локализации волн, которые мы регистрируем.
Существует также базовое различие между культурами, в частности, между Востоком и Западом. Согласно шумерскому мифу творения, который я упоминал в главе первой, гора была разрублена пополам. Однако обе половины, тем не менее, образовывали целостную гору.
В западной версии истории творения существует жизненно важное отличие. Согласно иудейско-христианской мифологии, Бог также начал работу с разделения Неба и Земли. Однако, как повествует западный миф, между двумя половинками Бог разместил небесный свод.
Это различие, различие между двумя достаточно разными способами видения мира, имеет величайшее значение. В шумерской истории существует разделение в единении, в библейской же версии присутствует разъединение между Небом и Землей. На Западе, целью человека является единение, интеграция личности или индивидуация, как назвал это Юнг. Но путь достижения данной цели лежит через расхождение. Индивидуации должна предшествовать личность, а это возможно лишь благодаря разъединению.
Целью Запада является вмещение — не исключая или аннулируя двойственность, но интегрируя ее в целое. Пока мы находимся на физическом уровне, нами управляют законы двойственности. Дуальность является способом функционирования наших органов чувств, таким способом мы видим. Только когда мы достигаем духовного, или внутреннего, уровня, мы становимся едиными. Но поскольку на этом уровне существует лишь одна реальность, то единение и двойственность сливаются. Этот парадокс лежит в самом основании умения видеть.
Как же нам тогда добраться до сущности явления? Когда мы видим розу только на физическом уровне, мы соединяем наши физические органы чувств с физическими органами чувств розы. Когда мы видим розу на внутреннем уровне, то мы соединяем наш архетипический или духовный центр с аналогичным центром розы. Так мы схватываем сущность явления.
Это означает умение видеть новым способом. Астролог, во многом как и художник, сначала должен расстаться со своими устаревшими привычками. Вильям Блейк, великий духовный художник, так сказал о зрении: «Я смотрю не зрением, я смотрю насквозь». Когда мы видим физическую материю нашим физическим восприятием, то мы находимся в состоянии двойственности. Когда мы умеем видеть единение, скрытое за физическим аспектом, то мы видим сущность. Это внутреннее видение является частью каждого из нас, ибо мы все имеем духовную природу, наравне с физической, правда, у большинства из нас она не развита.
Некто спросил у Блейка, что тот видит, когда смотрит на Солнце. Его спросили: «Так что же, когда восходит Солнце, вы не видите схожесть круглого огненного диска с гинеей?» Блейк ответил: «О нет, нет. Я вижу несметное количество ангелов, восклицающих: «Святой, Святой, Святой Господь Бог Всемогущий!» Ничто не запрещает нам видеть душу в Гороскопе, или в любом аспекте природы. Именно наши устаревшие, привычные паттерны восприятия блокируют единение внутреннего и внешнего и закрывают его великолепие от наших глаз.

1. Эти пять жизненных окон —
двойственность, способ нашего видения

Эти пять жизненных окон души
Искажают Небеса от края до края
И заставляют вас поверить в ложь,
Когда вы видите зрением, но не насквозь.

Уильям Блейк
Физиками сейчас признается тот факт, что мы не можем изъять себя из реальности. «Доступ к физическому миру, — говорит Зукав, — осуществляется посредством опыта. Общим знаменателем всего опыта является «Я», которое осуществляет восприятие. Одним словом, то, что мы воспринимаем, не есть внешняя реальность, но наше взаимодействие с ней».
Конечно, логическое мышление и анализ крайне важны в науке, а также в Астрологии. Однако, наряду с понятием о частях, необходимо иметь понятие о целом. Если ученый не знает, что ищет, то он будет не в состоянии начать эксперименты. И если он не может признать наличие смысла в массе деталей, с которыми сталкивается, то истина не будет раскрыта.
Суть заключается в том, чтобы одновременно использовать обе функции, рациональную и интуитивную. Наш физический мозг разделен на левое полушарие, отвечающее за линейное, рациональное мышление, и правое полушарие, интуитивное, хотя, конечно, это описание является упрощенным.
Имеется множество бесполезных аргументов, утверждающих превосходство того или иного полушария. Ученый порицается за то, что упускает смысл вселенной, мистик — за то, что не способен объяснить свое видение. Обе функции важны и необходимы. Обе содержатся в нас, и поэтому следует признать, что способ нашего восприятия согласуется с этими обоими функциям.
Если мы комбинируем обе функции, то мы можем научиться видеть целое наравне с частями и признать, что они одинаковы. Как говорит Чуан-Цзы:
«Эта точка является точкой закона; это неподвижный центр окружности, на краю которой растворяются все случайности, различия и индивидуальности; из этой точки видна только бесконечность, которая не есть ни то, ни другое, ни да, ни нет. Истинная разумность — видение всего в еще недифференцированном изначальном единении, либо с такого расстояния, когда все сливается воедино.»
Левое полушарие мозга анализирует. Оно задает вопросы. Оно ищет причину и следствие на научный манер. Оно настаивает на объяснении. Правое полушарие ищет смысл, целостность в образах — парадокс и двусмысленность. Как сказал Р.Г. Блух: «Интеллект может понять любую часть предмета как часть, но не как целое. Он может понять то, чего не может понять Господь».
Эта двойственность пронизывает представление о разъединенности вопроса и ответа. Однако, осознавая единство разделения, мы видим, что вопрос сам по себе является ответом. Данный парадокс иллюстрирует следующий японский коан: «Какой звук издает хлопающая рука?»
Большинство людей видят лишь своими глазами, но даже тогда они видят только то, что хотят видеть. Когда мы видим насквозь, тогда мы готовы совершить финальный парадоксальный шаг к духовному уровню, который является истинным единением. «Когда человек просто понимает?» — спрашивает Мейстер Экхарт. «Я отвечаю — когда он видит один предмет, отделенным от другого. Когда человек находится выше понимания? И это я могу сказать вам: когда человек видит Все во всем, тогда он находится вне простого понимания».

2. Объективная и субъективная вселенная

Ему казалось — Альбатрос
Вокруг свечи летал.
Он присмотрелся — над свечой
Кружился Интеграл.
— Ну что ж, — сказал он и вздохнул, —
я этого и ждал».

Льюис Кэрролл
Мы научились видеть, и теперь нам должно быть несколько проще раскрывать реальность видимого нами. Что есть «вовне»? Чем это отличается, если различие существует, от «внутри»? Если вопрос задать в терминах Астрологии, то какова природа событий, происходящих с нами? Являются ли факторы Гороскопа независимой реальностью? Имеет ли Луна в Тельце на рис. 1.1 и на рис. 2.1 какое-либо собственное значение?
Старое представление об объективной вселенной, являвшееся одним из краеугольных камней научной мысли, сейчас разрушается. Однако, как мы видели, вера в нечто «вовне», отделенное от воспринимающего разума, с легкостью не отомрет, как бы ученые ни отстаивали противоположную точку зрения.
Наш разум неизбежно работает как фильтр, через который просеивается известная нам реальность. Наши собственные тела являются лишь структурированной воспринимающей материей. В известном смысле, мы своим разумом создаем нашу собственную реальность. Это может быть проиллюстрировано не только общим опытом сновидений и более редким опытом астральных путешествий, но также тем, что происходит в момент умирания. Зарегистрировано, что люди часто в течение некоторого времени не осознают, что умерли. Они создают мир, сходный с тем миром, в котором жили, когда были живы — и они не способны сказать, в чем разница между этими мирами.
Таким образом, дело заключается не просто в том, что на вселенную оказывает влияние способ, каким мы видим ее. Мы сами играем позитивную роль в создании того, что видим. Материя реальна для нас, как для людей, потому что она определенным образом структурируется нашими органами чувств. Мы видим планеты, потому что мы, как люди, настроены на восприятие видимого света. Другие формы жизни, которые настроены на восприятие слышимой части электромагнитного спектра, будут слышать планеты.
Существует два противоположных отношения к физическому миру. Говорят, что физический мир не существует, ибо является лишь способом, которым мы его ощущаем, либо говорят, что он существует, но наш разум, воспринимающий его, нереален. Решение этого вопроса крайне важно для вынесения вердикта, имеют ли Знаки Зодиака какое-либо реальное существование, или же они чисто символичны.
Тот паттерн, который мы видим, создается и обуславливается нашим восприятием. Мы видим констелляции точно таким же образом, каким наш разум формирует фотографию, в действительности состоящую из тысяч отдельных точек, ведь на самом деле ничто не соединяет звезды констелляций.
Выдвинуто предположение, что наш разум изменяет «суперголограмму реальности»*, но это предположение само по себе подразумевает существование некоторой объективной реальности, которую изменяют, и поэтому остается в силе вопрос о природе этой реальности. Наше сознание содержит в себе «структурирователь реальности», нейрофизический механизм, который неизбежно оказывает воздействие на реальность, и поэтому можно сказать, что наш разум является частью сложного процесса, замкнутого кольцом обратной связи, где внутреннее и внешнее влияют друг на друга.
[* Концепция «суперголограммы реальности» выдвинута Чарлзом Масесом и Артуром М. Янгом в работе «Consciousness and Reality», New York, Outerbridge & Lazard, 1972.]
Мы можем воспринимать вселенную лишь нашими органами чувств. Но как мы подчеркивали в предыдущей части этой главы, существует жизненно важное различие в способе использования наших органов чувств. Если мы застреваем на форме, тогда мы будем видеть лишь внешнюю физическую оболочку. Тогда мы будем видеть планеты, Знаки Зодиака лишь как физические объекты, как явления, имеющие определенный смысл.
Но если мы научимся видеть насквозь, как Блейк, то мы сумеем увидеть сущность планет и Знаков. Тогда мы сможем увидеть то, что скрыто за внешней формой.
Это не значит, что физический мир нереален. К подобному заключению пришли ученые в результате представления, что явление в одно и то же время может находиться лишь в одном состоянии. Вынужденные принимать реальность разума, а также то, что мир такой, какой есть, ибо он представляет собой способ, которым мы субъективно видим его, они говорят, что целостный физический мир является иллюзией.
Впрочем, нет необходимости принимать подобное или/или представление. Действительно, оно является одним из ошибочных выводов научного мышления. Физический мир, мир, который мы видим, реален для нас потому, что он является способом, которым мы действительно видим его. Кирпич достаточно реален, когда сваливается на нашу голову, однако для астролога имеет значение переживание кирпича. Именно это, скрытое за материальной проявленностью, необходимо ухватить.
Если мы научимся переживать так же, как видим, то мы будем меньше ограничены нашими физическими органами чувств. Видение и переживание — это две различные вещи. Большинство людей, которые видят восход Солнца, не переживают его. Большинство астрологов, которые рассуждают о соединении Луна-Венера, даже не видели этого явления на небе, но тем не менее восприняли, пережили его как физическую и духовную реальность.
Если бы мы забыли о наших предвзятых идеях и просто открыли наши глаза, или закрыли глаза и открыли разум, то у нас появился бы шанс воспринять истину. Миф персонализации и закрепления имен за силами, существующими во вселенной, оказывает огромную помощь людям в осознании реальности. Для нас не существует необходимости называть силу гнева Марсом или Гебурахом, однако эти имена и визуальные символы, сопровождающие их, позволяют нам воспринимать основополагающую силу, которая является реальностью, скрытой за образом.

3. Груда поверженных образов — символы и модели

Что там за корни в земле, что за ветки растут
Из каменистой почвы? Этого, сын человека,
Ты не скажешь, не угадаешь, ибо узнал лишь
Груду поверженных образов.

Т.С. Элиот, «Бесплодная земля»
Разум — это поверхность, на которой отображается реальность, известная нам как опыт. И разум совершает свою работу путем создания моделей. Как писал Эдвард Витмонт: «Сознание, основанное на концептуализированном ментальном функционировании, является относительно поздней, вторичной формой ментального развития. Базовой или первоначальной единицей ментального функционирования является образ. Концепции оформляются из образов посредством деятельности абстракции, которая является мыслительным процессом.»
Вернемся к нашей модели разных планов существования, описанной в главе третьей, и вспомним, что высший уровень бытия — архетипический. Но мы не можем видеть архетипы. Мы не можем видеть Бога. Мы не можем видеть страх, силу или справедливость. Следовательно, чтобы увидеть их, нам необходимо создать ментальный образ этих архетипических сил. Конечно, это не означает, что они не существуют. Такая позиция является основным заблуждением материалиста. Действительно, более правильно сказать, что архетип является единственной реальностью. То, что мы видим и измеряем, является лишь внешней оболочкой.
Итак, то, что мы ощущаем, является лишь ментальным образом. Юнг сказал: «Все, что постигается мыслью, ощущается или воспринимается, является психическим образом, и мир существует только до тех пор, пока мы способны создавать его образ».
Эти модели являются созданием рационального разума. Лишь тогда они становятся символами, когда формируются мощью интуитивных способностей. Об этом легко забыть, особенно в науке, где модели используются часто. Атом в физике, личность в психологии, Гороскоп в Астрологии — все они являются моделями. Как таковые они полезны. Но ни атом, ни личность, ни Гороскоп нельзя увидеть. Они не точны; они являются аппроксимацией.
В настоящее время модели в науке недетерминированы, потому что взгляды человека недетерминированы. В одно время Астрология была детерминированной и фаталистической. Сейчас она больше основывается на интуиции, психологии, духовной истине.
Наш разум не дает начала чему-либо. То, что разум задумывает либо воспринимает, существует в некотором измерении. Архетипы существуют как сущности. Из этих зерен наш разум создает образы и закрывает их наготу. Значит, архетипы аналогичны рисункам на медной пластине. С помощью нашего разума мы заставляем их постепенно проявляться. Они предсуществуют, но мы не можем их видеть.
Поскольку на Востоке акцентируются интуитивные способности, то там видят более ясно, чем мы на Западе. Однако на Востоке также нуждаются в образах, хотя бы и более ясных, чем наши. Востоку не нужна ритуальная и символическая драма, созданная на Западе и взывающая к нашим чувствам и материалистической точке зрения. Мы, с другой стороны, должны облечь наши архетипы в богато разукрашенную одежду, во множество слоев смысла. Вот почему Астрология, в сочетании с Каббалой и Таро, особенно подходит для нашей культуры.

4. Нечто без формы — что мы видим в Гороскопе

Нечто без формы, тени без цвета,
Мышцы без силы, жест без движенья.

Т.С. Элиот, «Полые люди»
Если мы полагаем, что реальность такова, какой мы ее ощущаем, тогда становится очевидной важность умения видеть правильным способом. Бесполезно для астрологов сетовать на научный материализм, если сами астрологи поступают так же, как и ученые. Легко критиковать других за взгляды на мир как на «вовне», но не следует забывать, что нас учили видеть аналогично.
Принятым способом обучения Астрологии является научный метод. Мы смотрим на Гороскоп как на нечто отделенное от нас. Мы разбираем его на части, анализируем каждый фактор. Мы интересуемся смыслом Солнца в Раке, Луны в Тельце в квадрате к Юпитеру, Нептуна в 3-м Доме.
Затем мы применяем еще более глубокий анализ. Мы исследуем мидпункты, директность и ретроградность, взаимное расположение Солнца и Луны, Лунные узлы, астероиды, арабские части. Ни в коем случае мы не должны забывать учесть 7 и 9 гармоники, и так далее, до бесконечности.
Психологи, а также астрологи, говорят, что Астрология лучше всего подходит для составления психологической оценки, потому что она объективна. Факторы Гороскопа имеют фиксированное и определенное значение, и все, что необходимо делать — читать смысл этих раздельных факторов как компьютерную распечатку. Это чепуха и, как всякая чепуха, она основывается на частичной истине. Эта частичная истина состоит в том, что живописный Гороскоп есть нечто неизменное.
Гороскоп — это графическое изображение реального расположения планет на момент рождения. Астрономически дата рождения неизменна. Гороскоп, показанный на рис. 1.1, будет неизменен независимо от того, кто на него станет смотреть. Однако фиксированного значения для разнообразных факторов Гороскопа не существует.
Гороскоп является картиной и, подобно картине живописца, позволяет выделить и исследовать какой-либо цвет, скажем это будет кадмиевый сурик, смешанный с небольшой частью желтой охры и каплей пепельной сиенны. Но если этот цвет рассматривать в контексте целостной картины, то он будет совершенно отличен от идентичного цвета в другой картине, потому что каждый отдельный фактор подвергается воздействию целого и является его частью.
Знание о раздельных факторах Астрологии добывается путем использования статистики и усреднений. Но как мы видели, статистика ничего не говорит нам об индивидуальности, а мы как раз имеем дело с индивидуальностью. Тот факт, что 568 человек с Солнцем в Раке полные и застенчивые, а 392 — крепкие и унылые, может представлять большой интерес для статистики. Но какими бы важными ни были эти элементы сами по себе, они практически не более полезны для живой личности, чем печень, извлеченная из ее же тела. Два момента времени не являются одинаковыми. Паттерн на небе каждый раз будет различным. Каждый момент, как и каждая личность, уникален.
В определенной степени сама фиксированность картины Гороскопа вводит в заблуждение. Ясность и точность картины может привести к представлению, что личность, описываемая ею, незыблема. Ибо наш разум может намертво привязаться к самим символам вместо того, чтобы смотреть сквозь них.
Не само по себе Солнце в Раке, как рациональный образ, описывает личность. Это делает сила, скрытая за этим символом. Солнце в Раке — это не более чем ворота, психический образ, ведущий нас к внутреннему смыслу. Разговаривая с человеком, вы не надеетесь прочитать его как книгу, однако именно это многие астрологи надеятся совершить с Картой Рождения.
Путь к символической истине, содержащейся в Гороскопе, лежит через интуицию. Никакое рациональное размышление не позволит нам понять реальный смысл символов. Это не значит, что мы не должны пользоваться рациональными способностями. Должны. Однако их следует использовать вместе с интуитивными силами. И то, и другое являются половинками целого — это Небо и Земля, образующие единую гору Анки.
Конечно, нам необходимо исследовать части, нам необходимо анализировать, видеть, что означает соединение Меркурия с Плутоном во Льве в 1 Доме. Но анализируя части, мы должны не упускать видение целого. Видение целого не заключается в сборке раздельных частей воедино как в головоломке. Это заблуждение. Суть заключается в видении новым способом.
Чтобы воспользоваться нашими интуитивными силами, нам необходимо отпустить себя, погрузиться в пустоту. Существует два способа достижения этого состояния. Первый — через медитацию. Медитация в этом смысле означает сосредоточенное исследование образа и, фиксируя на нем разум, расслабление сознательного разума и дозволение идеям из подсознания подниматься и проникать в его сферу.
Альтернативный способ — напитать разум всеми раздельными факторами, используя, таким образом, вначале рациональные способности. Затем разум отключается, и смысл возникает тогда, когда мы прекращаем сознательно думать об образе. Вопрос передается из левого полушария в правое, и ответ приходит интуитивно.
Постепенно обнаружится, что можно видеть весь Гороскоп, не испытывая нужды в ментальных помощниках, находящихся в нем. В значительной степени ими являются факторы Гороскопа. Эти факторы подобны маркерам, которые оттеняют интуитивные силы; они подобны хрустальному шару, который используется для концентрации ума и позволяет свободно парить интуиции. В конце концов, мы должны добраться до такой точки видения, где Карта Рождения подобна хрустальному шару.
Если посмотреть на работу хорошего астролога, то мы увидим следующее. Астролог изучит Карту Рождения и даст точную оценку характера личности. Если его спросить о причине вынесения подобной оценки, то он укажет на определенные факторы, и тогда станет очевидным, что это факторы являются не больше чем рационализацией для интуиции.
Диалог необходимо вести при помощи символических форм, исходящих из бессознательного разума и воспринимаемых сознанием. Таким образом, интуитивное и рациональное будут идти рядом рука об руку. И научившись видеть таким способом, мы получим большую помощь от Астрологии, ибо мы войдем в более тесный контакт с самими собой.
Тогда мы увидим, что же в действительности содержит в себе Гороскоп. Ранее задавался вопрос: можем ли мы видеть «Я» или Бога в Гороскопе. Если бы мы видели правильным образом, то мы бы не задавали этот вопрос. Если мы станем использовать только рациональные силы, тогда мы увидим то, что на Востоке называется Сансарой — Колесом Становления. Если мы станем использовать наши интуитивные силы, то мы увидим Нирвану или Таковость. И то, и другое есть одно и то же. То, что мы видим, зависит от того, как мы воспринимаем.
Мы — это наши «Я». «Я» или Бог находится не в нас — это есть мы. Это есть наше всеобщее бытие, наши завершенные «я». На Западе действие отделяется от бытия, личность — от ее поступков, из-за этого и возникают неприятности. Мы можем задать аналогичный вопрос о трансмутации веществ. Превращаются ли хлеб и вино в тело и кровь Христа? Ни мы, ни хлеб не изменяются. Мы и хлеб — это Христос. Мы становимся теми, кем мы являемся. Архетипический символ или мандала, которой является Гороскоп, позволяет нашему внутреннему «я» интуитивно соединяться с внутренним «я» Гороскопа. Гороскоп — это есть то, кем мы являемся, и он есть то, кем мы становимся.
вверх