Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава седьмая

Лестница Иакова

Господи, Ты не будешь пребывать в человеке до тех пор, пока он не пребудет в Тебе.

Святой Августин
Между Небом и Землей лежит душа человеческая, и именно ее мы сейчас и будем исследовать. В чем заключается связь, применительно к человеку, между планетами «вовне» и личностью, которая рождается в определенное время? Почему паттерн, сформировавшийся на небе в момент рождения, описывает душу человека?
Существует тонкая и неотъемлемая связь между вселенной и человеком, лежащая в основе Астрологии. Именно природа этой связи, применительно к человеку, сообщает смысл нашей жизни. Что означало для человека, родившегося 26 июля 1875 года в 7 часов 57 минут, Гороскоп которого показан на рис 2.1, прохождение Урана по Асценденту и оппозиция Сатурна к Середине Неба в 1913 году?
Конфуций сказал: когда земные паттерны согласуются с Паттернами Небесными, только тогда духовные существа, которые населяют Небеса, могут быть введены в драму человеческую и могут успешно действовать на Земле.
В момент рождения паттерны на небесах и на Земле совмещаются. Внутреннее и внешнее объединяются. Гора едина. Однако это единение не осознается. И гора рассекается пополам, и теперь верх и низ должны быть воссоединены сознательно.
Гора должна быть разделена. Прежде чем мы сможем осознать наши потребности и, следовательно, прежде чем мы сможем свободно контролировать свою жизнь, нам необходимо отделить сознательное от бессознательного. Юнг указал на это в отрывке, который я уже процитировал, где он сказал, что если внутренняя ситуация не осознается, то она проявляется вовне как судьба. «Другими словами, когда индивидуальность остается неразделенной и не осознает свои внутренние противоречия, то мир должен по необходимости вызвать конфликт.»
Все, что существует в Гороскопе личности, является частью личности и частью паттерна вселенной, который сформировался в момент рождения. Если Марс находится в 7-м Доме Гороскопа, то человеку необходимо сознательно войти в контакт с этим фактором. Если человек этого не осуществляет, то этот фактор сам станет искать встречи.
Всякое проявление этого фактора будет просить человека раскрыть смысл фактора, будет загадывать ему загадки, подобно сфинксу в пустыне. На мирском уровне он может проявиться в виде сильного партнера. Эта форма, физическая форма, принятая символом, позволит человеку выразить энергию, символизируемую этим фактором, и возможно это произойдет через внедрение в сферу сознания потребности проявлять напористость в партнерских отношениях.
Этот человек может нуждаться в сильном партнере, который бы заставил осознать данный аспект его природы, подобно тому как Иисусу нужно было быть распятым, чтобы воссоединить себя с собственной тенью. А возможно, он и не нужен. Внешняя форма может помочь осознать внутренний смысл, впрочем, внутренний смысл этого фактора может быть обретен более непосредственным образом. От того, насколько тесно для человека согласуются земные и небесные паттерны, зависит, насколько тесно он соприкасается с сущностью его Гороскопа.

1. Союз сознания и подсознания

Что, в конце концов, сделал император? Он внимательно взглянул на свою империю и торжественно повернул лицо на юг. И ничего больше.

Конфуций
Чтобы понять природу реальности, нам необходимо вначале понять природу человека, ибо разделение, существующее в мире, является отражением разделения, существующего в нас. Пока мы разделены, мы будем видеть мир разделенным.
Только через понимание нашего собственного разума и объединение сознания и подсознания мы сможем достичь единения и интеграции себя, что позволит нам увидеть мир единым и интегрированным.
Возникает вопрос: как человеку интегрировать сознание, свое самое недавнее приобретение, с подсознанием, его самым древним владением, и таким образом объединить внутри себя Небо и Землю? Первоначально существовало подсознание. Мать Земля, Гея, произвела на свет Урана, Небо и затем вступила в брак с небесным сыном.
Это не означает, что подсознательная функция в чем-то превосходит сознание. Брак должен совершаться между равными партнерами, каждый из них должен принимать и уважать другого; обе функции нужны.
Подсознание, как первоначальная функция, содержит наши самые глубинные потребности. Это хранилище наших основных запросов. Если мы контактируем с этим глубинным основанием, тогда мы инстинктивно чувствуем себя соединенными с природой в целом. Вот почему животные, и в меньшей степени примитивные люди, более тесно соприкасаются с природой.
Именно по этой причине наши предки ощущали взаимозависимость между ними и силами природы, пока не развилось сознание. Однако недостаточно быть несознательными. В этом случае мы остаемся на уровне животных и оказываемся неспособными управлять своей жизнью.
В некоторых случаях несознательность может оказаться совсем неплохой вещью, потому что управление нашим окружением быстро ведет к его разрушению. Многие оглядываются назад в тоске по безмятежным дням примитивной жизни. Но если мы хотим иметь свободу, мы должны принять сознание. Мы должны иметь свободу, чтобы создать на Земле свой Рай или Ад. Жизнь для примитивного человека, возможно, имела свои преимущества, однако им руководил во многом страх перед природой, а не ее любовь.
Плохо это или хорошо, но Адаму и Еве надо было вкусить плод Древа Познания. Они не могли вечно оставаться под защитой огороженного сада. Они должны были принять сознание и пойти своим путем, чтобы научиться видеть объективно.
Опасность разделения заключается в потере контакта с подсознанием. Мы настолько удаляемся от наших истоков, что, подобно Улиссу, совершенно забываем о доме. Мы теряем контакт с нашими корнями. Подобно астронавтам, у которых разорвался страховочный трос, мы сталкиваемся с невозможностью вернуться к Матери Земле.
Именно это произошло, когда развились силы сознания. В западной цивилизации, и особенно в ней, все более и более акцентируется янская сторона жизни, рациональные, объективные, ментальные функции, в противовес иньской стороне, интуитивным силам познания и непосредственному опыту. Положительные, мужские, экстравертные ценности, — в противовес отрицательным, женским, интравертным потребностям. Наука, взамен искусства и духовной истины.
Я должен объяснить, что, акцентируя роль подсознания, я не считаю эту функцию более важной, чем сознание. Обе функции одинаково важны. Но так как в нашей культуре подсознание обесценено, то необходимо восстановить равновесие.
Любая функция, которая подавляется, будет проецироваться через аниму или анимус, зачастую на партнера человека. Если женщины станут жить всецело в соответствии с подсознательными чувствами, символизируемыми их Луной, то они будут проецировать свою внутреннюю мощь, символизируемую Солнцем, на своих мужей. И пока мужчины будут привязаны лишь к своим сознательным, рациональным сторонам, согласно Солнцу в их карте, то они будут проецировать свою Луну на жен.
На личном уровне важно находиться в соприкосновении с нашими подсознательными потребностями. И снова я акцентирую подсознание, потому что очень легко упустить контакт с ним. Находиться в соприкосновении с нашим подсознанием означает быть открытым.
Если мы открыты, то мы сможем ухватить знаки, которые природа непрерывно посылает нам. Природа всякий раз предупреждает нас, если мы находимся на неверном пути. Но очень часто мы упускаем эти предупреждения, ибо не способны постичь их смысл. Мы смотрим, но не воспринимаем. Затем предупреждения и знаки становятся более мощными — несчастные случаи, болезнь, развод, и так до тех пор, пока мы не примем сообщение.
Один из способов передачи сообщений — через сны. Юнг, придававший большое значение снам, сказал:
«Как проявление непроизвольного, подсознательный психический процесс, неподвластный контролю сознательного разума (сны), ... показывает внутреннюю истину и реальность пациента такой, какой она является в действительности; не такой, какой я предполагаю, и не такой, какой бы ему хотелось ее видеть, но такой, какой она является
Как физическое тело автоматически стремится достичь наилучшего состояния с помощью процесса уравновешивания по кольцу отрицательной обратной связи, например, в системах управления температурой и регулирования давления крови, так и психика автоматически ищет наилучшего для себя состояния. Подсознание «знает», что лучше всего подходит для психики. Манифестация подсознания представляет собой спонтанные попытки саморегулирования и коррекции ошибок с помощью событий, которые возникают во внешней жизни человека или в его снах.
Чтобы войти в соприкосновение с бессознательным, необходимо использовать сознательные силы. Суть, как я подчеркивал, заключается не в возврате в чрево, к примитивному состоянию, но в принятии обоих функций. Сознательное эго нуждается в установлении связи с подсознанием, чтобы поддерживать адекватное, здоровое функционирование. Если мы сознательно не устремимся к подсознанию, тогда его силы сами встретятся с нами, не спрашивая нашего желания.
Как писал Витмонт:
«Следовательно, то, что делает нас больными, не следует считать самым вредным для нас; оно также может оказать нам величайшую помощь. Но если эти силы не принимаются, если двери и окна для них закрыты, если они должны пробивать себе дорогу, то в ходе этого процесса может быть повреждена вся наша жизнь.»
Чтобы понять процесс единения души, полезно помнить об отличии шумерского мифа от библейского. Задача психологии как процесса исцеления — поиск, или, скорее, осознание, целостности или интегральности личности. Обычно совершаемая ошибка состоит в том, что под целостностью понимается складывание обоих половинок.
Это не так. Задача — принятие обоих половинок. Развитие в равной мере обоих половин и работа над сбалансированием двух противоположных сил. Задачей не является достижение такого баланса, который разрушает принцип двойственности как основу известной нам жизни. Задача — это путь, а не достижение цели, или, скорее, цель — это путь.
Двойственность необходима для роста, и ее необходимо сохранить. Задача — не доведение до совершенства, но вмещение, уравновешивание через разъединение. Не достижение срединной точки, не смешивание красного и зеленого до получения грязно-серого цвета, но совмещение обоих цветов. Задача — преобразование противоположных энергий в более высокое синтетическое состояние. Таким образом, два становится тремя — не одним.
Как союз двух людей имеет целью развитие каждой личности в отдельности, чтобы они смогли принять себя и друг друга как индивидуальностей, прежде чем добавится третий принцип, так и в союзе сознания и подсознания сохраняется принцип каждого из них, и между ними налаживается диалог.
Небесный свод удерживает их порознь. Мы нуждаемся в этом конфликте и напряжении, чтобы создать динамическую энергию жизни. Юнг выразил это следующим образом:
«Сознание и подсознание не образуют целое, когда одно из них подавляется и повреждается другим. Если они должны бороться, то пусть они, по крайней мере, играют по правилам, имеют равные права. Они являются аспектами жизни. Сознание должно защищать свой разум и защищать себя; но хаотической жизни подсознания также надо дать возможность следовать своим путем — настолько обширным, насколько мы можем позволить. Это одновременно означает открытый конфликт и открытое сотрудничество. Это, очевидно, есть путь, которым должна следовать жизнь человека. Это старая игра молота и наковальни: между ними находится железо пациента, которое превращается в неразрушимое целое, «индивидуальность». Приблизительно это я подразумевал под процессом индивидуации.»
В подсознании находятся архетипические силы, и именно с ними мы контактируем, когда соприкасаемся с подсознанием. Именно эти архетипические силы природы примитивный человек проецировал на констелляции, и именно они образуют фундаментальный символизм Астрологии.

2. Единение человека — психология, процесс исцеления

Не будь другим, если можешь быть собой.
Парацельс
Таким образом, задача душевного исцеления, или психологии — принятие целого: вместе сознания и подсознания. Это вмещение, а не союз. Принятие всего, что находится внутри нас. Поскольку все, что содержится в душе, взятое вместе, есть «Я».
Как же нам обрести полноту? Необходимо отличать вмещение от единения. Единение означает, что две противоположности становятся одним, единым. Вмещение означает, что из двух факторов создается третий. Это существенное отличие. Юнг выразил это так: «Суть заключается не в превращении в противоположное, но в сохранении имеющихся ценностей наряду с признанием их противоположности. Естественно, это означает конфликт и саморазделение.»
Ошибка рационалиста состоит в том, что он не может принять противоположности или парадоксы. Он настаивает на представлении, что может существовать только одна истина, и что бытие в одно и то же время может находиться только в одном состоянии. Мистик знает, что жизнь парадоксальна. Она полна двусмысленности. Один предмет превращается в другой, и в едином содержится множественность.
Само наше существование основывается на двойственности и противоположности. Мы можем видеть себя лишь в зеркале. Отражение, присущее сознанию, подразумевает разделение. Большинство из нас учатся наблюдать за собственными характерными чертами лишь посредством проецирования их на партнера в партнерских отношениях.
Когда Бог был единым, то Он был идеальным. Но Он не был завершенным. Одному необходимо было стать двумя, чтобы Бог смог видеть Самого Себя лицом к лицу. Богу необходим человек, как и человеку необходим Бог, потому что без человека Бог не смог бы участвовать в жизни, которую Он сотворил.
Принцип любви, Божественной или человеческой, является принципом единения. Но это единение через вмещение. В определенном смысле, необходимо заблудиться, потерять себя, отказаться от части самого себя. Однако эта потеря является трансформацией, а не угасанием. Обе части сохраняются, но трансформируются друг другом так, что создается третья сила. Когда два человека любят друг друга, то они не становятся одним в смысле потери каждым собственной личности.
Когда Бог проявил Свою любовь человечеству и отдал Своего единственного возлюбленного сына человечеству, то Он не потерял Себя. Он создал третью силу, Святой Дух. Венера, планета любви, есть единение Солнца и Сатурна, внутреннего «я» и его тени. Из этих двух сил, из золота и свинца, Христа и Сатаны, была сотворена любовь.
Регулирующая функция противоположностей была осознана Гераклитом. Он назвал эту функцию энантиодромией (enantiodromia). Рано или поздно все превращается в свою противоположность. Зима неизбежно переходит в весну, осень — в зиму. Причина, согласно которой начало зимы отмечалось как праздник Непобедимого Солнца, может сначала показаться туманной.
Первый день зимы является самым коротким днем в году — это самое темное время, надир жизни, точка смерти. День в этой точке самый короткий, а значит впоследствии дни должны становиться все длиннее и длиннее. Самые короткие ночи таятся в самой длинной ночи; рассвет начинается в самой глубокой тьме.
Поэтому время Восходящего Солнца считалось праздником рождения Христа. А Весеннее Равноденствие, начало весны и новой жизни — смертью Христа. Рождение и смерть, как противоположности, содержатся друг в друге.
Я и до этого видел рожденье и смерть,
Но считал, что они не схожи; это же Рождество
Было горькою мукой для нас, словно Смерть, наша смерть.

   Т.С. Элиот, «Паломничество Волхвов»
Тот же самый принцип пронизывает китайское мышление. Чиен (Ch`ien) — это Небо, творческая, положительная сила, она находится в надире дня и года. Прямо перед полночью, перед Зимним Солнцестоянием, когда кругом черным черно. Китайцы понимали, что в это время душа, достигнув глубин, своим собственным творческим усилием должна была произвести величайшую работу.
Кан (K`un), наоборот, является Землей. Середина лета, тишина, жара полдня, плодородный период ежедневного и годичного цикла, время вмещения. В этой полноте жизни нет стимула для творчества, но лишь спокойствие и смерть под лучами жаркого ленивого летнего Солнца.
Следовательно, задачей является принятие обоих сторон. Принимая сознательное и бессознательное, выдерживая напряжение, мы создаем энергию для трансформации. Мы выдерживаем «горькую муку», которая кажется схожей со смертью; мы погружаемся до самой низшей точки, зная, что в этой точке, в полуночный час, в темноте ночи, должно произойти изменение. И тогда совершается трансформация.
Таково единение. Принятие разделения между сознанием и подсознанием. Первый шаг — это индивидуальность. Вторым шагом является индивидуация — единение раздельных частей, противоположностей. Как сказал Витмонт: «Когда разъединение между сознательной и бессознательной личностями излечивается, то возникает индивидуальность; мы становимся истинно самими собой. Это является задачей терапии и жизни.»
Функция анализа — вызвать это. Как продолжает Витмонт, вызвать
«изменение в сознании, метанойю. Это совершенно необходимое преддверие трансформации, которая возникает спонтанно в подсознании и не может быть вызвана напрямую посредством какого-либо намеренного волевого усилия. (Ибо) в процессе трансформации само по себе побуждение изменяется и перестает беспокоить нас, потому что оно поворачивается другой стороной, становится конструктивным и полезным импульсом.»
Принятие всего, что находится внутри нас, означает сознательное принятие тех наших частей, которые были либо вытеснены в подсознание по какой-то причине, либо никогда не поднимались наверх из нашего подсознания. Это принятие нашим Эго — нашей сознательной природой — нашего «Я», нашего целостного бытия, включая, конечно, наше подсознание.
Как писал Антоний Сторр:
«Ужасающие и примитивные аспекты души остаются ужасающими и примитивными, если они не соединены с целым и, следовательно, не соединены с другими людьми. Демон остается демоническим, если он отделен от божественного, из которого он берет свое происхождение.»
К несчастью, иудейско-христианская религия, став общепринятой, поддерживает это разъединение. Вместо принятия целого, Церковь отделила себя от природы через неприятие темной стороны Бога. Утверждая, что некоторые наши части являются демоническими, она принудила нас отделиться от этих частей, что эквивалентно попытке убежать от аспектов нашей собственной природы.
Иисус в своем послании особо указывал на принятие целого. И до 600 года нашей эры Христос и Сатана принимались как равные братья, как два ребенка Бога. Солнце и Сатурн являются двумя принципами Эго; Сатурн представляет собой тень Солнца, и именно по этой причине в Вавилоне управителем Солнца был Сатурн. Если мы считаем Бога идеальным, то мы отделяем от себя части, которые, как мы полагаем, являются грешными. Вместо принятия тени как неизбежного и необходимого приложения Солнца, мы проецируем ее на других.
Бог должен соответствовать архетипу «Я». Он должен охватывать все, добро и зло, все в природе и, таким образом, быть полнотой, а не совершенством. Теневая, неразвитая, низшая, темная, «злая» сторона должна быть признана и принята, потому что она является частью целого, и отстранение или разрушение любой части является повреждением целого.
Нам во многом труднее, чем нашим предкам, которые поклонялись древним богам. Ранее архетипические силы подсознания были вынесены вовне и облечены в конкретную форму богов и демонов, и, таким образом, не возникало соблазна отождествить их с собственным эго. Сейчас, вместо проявления на внешнем плане, эти архетипы встречаются внутри нас как тень или Демон. Вот почему Астрология, соединенная с психотерапией, путем распознания природы этих архетипических сил может указать на идеальный способ лечения.
Жизнь имеет свою собственную внутреннюю динамику. Урезание ее экспансивности наносит вред, количество которого пропорционально степени этого урезания. Модель Дерева Жизни показывает, что каждая сила балансируется другой силой. Марс — Юпитером, Меркурий — Венерой. Если одной форме энергии ставятся препятствия, то эта энергия вместо совершения полезной работы наносит вред. Но чем лучше осознается жизнь, тем слабее побуждение к разрушению.
Задача — добраться до «Я». Юнг описал «Я» следующим образом:
«Центральная точка внутри души, с которой все связано, вокруг которой все организуется и которая сама по себе является источником энергии. Энергия этой центральной точки проявляется в практически непреодолимом принуждении и побуждении стать тем, кем эта точка является, подобно тому как каждый организм побуждается принять форму, которая характерна для его природы, невзирая на обстоятельства.»
Как же достичь этой цели? На первой фазе жизни Эго нуждается в отделении от «Я». Первоначально существует целостность, но это неосознаваемая целостность. Человек не является индивидуальностью. Он все еще находится в чреве, или в огороженном саду Рая, пребывая в блаженном неведении.
На второй стадии жизни Эго оформляется и укрепляется. Наконец, когда Эго развито, можно сознательно возвратиться к «Я». Тогда, уже будучи индивидуальностью, можно осуществить сознательную встречу. И мы возвращаемся к тому месту, откуда отправились в путь, и знакомимся с ним, словно видим его в первый раз.
Мы становимся теми, кем мы были всегда. Мы никуда не устремляемся в нашем жизненном путешествии. Цели нет; есть только путешествие. Путь и путешественник едины. Как сказал Юнг: «Цель душевного развития — это «я». Нет линейной эволюции; есть только хождение вокруг «я».»
Мы — это наши «Я»; мы не можем быть другими. Именно осознавая себя и будучи самими собой мы обретаем целостность. Это не означает ничегонеделание. Наоборот, это означает искать наши потребности, смотреть самому себе в лицо, неприятным, а также приятным аспектам нашей природы, и трансформировать те части, которые нам не нравятся, в позитивные аспекты целого.
Если мы не являемся нашими реальными «Я», тогда мы находимся в состоянии войны с самими собой, и мы неизбежно будем проецировать это разделение на внешний мир. Если зайти слишком далеко, то внутреннее разделение может расколоть душу надвое. «Как слишком большое отклонение от психологического равновесия ведет к дискомфорту, болезни и смерти;», — говорит Антоний Сторр, — «так и попытка быть тем, кем человек не является, или неудача, постигшая человека на правильном пути, ведет к внутреннему конфликту, неврозу и эмоциональной изоляции».
Значит, цель жизни состоит в том, чтобы жить своей жизнью. Причем важно следовать верным путем. Правда, как я указывал в предыдущей главе, нередко люди совершают общепринятую ошибку. Большинство людей сначала решают, чем бы им хотелось заниматься в жизни. Они обрисовывают цель и затем стараются достичь ее. Это неверный путь. Сначала нам необходимо найти нашу личную цель, наш индивидуальный миф, и только после этого мы можем пытаться достичь ее. Этот миф содержится в Карте Рождения.
Достижение этой цели не такая простая задача, как может показаться. Как бы люди ни настаивали на противоположном, но большинство из них делают все возможное, чтобы не встретиться со своими реальными «я».
Сначала нам необходимо отбросить то, что есть не-мы. Как было сказано в греческих мистериях: «Откажись от того, что ты имеешь, и тогда ты обретешь». Мы должны отказаться от фасада, который мы выстроили. Затем мы должны отбросить то, кем мы «должны» быть, ожидания других людей. Тогда мы сможем открыться восприятию и принять себя.
Как писал Карл Роджерс:
«Человек сознательно движется к бытию, к процессу, которым он внутренне в действительности является. Он уходит от фасада, от того, кем он не является. Он не старается стать большим, чем он есть, обретая при этом чувство вины и самообесценивания. Он все более и более прислушивается к глубинным нишам своего физиологического и эмоционального бытия и находит себя все более и более желающим быть, как можно ближе и точнее, тем «я», которым он в действительности является.»
Это «я» есть наш собственный индивидуальный миф. Каждый из нас уникален, вот почему мы должны в одиночку совершить путешествие, чтобы найти себя. По пути нам могут помогать, но в конечном счете, ворота, в которые мы входим или перед которыми стоим, наши и только наши. Таким образом, задача психотерапии и Астрологии может заключаться лишь в оказании помощи клиенту в поиске самого себя.
Быть самим собой — это состояние открывает новый путь жизни. Терапия по преимуществу заключается в раскрытии таких наших элементов, которые мы не осознаем; аспектов личности, которые клиент не признает, и эти факторы графически отражаются в Карте Рождения. Но бытие самим собой не только решает проблемы. Мы становимся более реальными, потому что мы приходим к осознанию нашей уникальности, но в то же самое время мы становимся более одинокими.
Конец путешествия описан Антонием Сторром следующими словами:
«Я предлагаю назвать это финальное достижение самореализацией, под которой я подразумеваю наиболее полное проявление в жизни внутренних потенциалов индивидуальности; понимание ее собственной уникальности как личности: и я также выдвигаю гипотезу, которая гласит, что каждый человек, сознательно или бессознательно, стремится к этой цели.»

3. Поиск «Я» в Гороскопе

Нас научат быть теми, кем мы являемся, не добровольно, но непроизвольно.

Эмерсон
Астрология — это идеальный метод раскрытия «Я» человека, ибо в Гороскопе содержится целостное «Я». Здесь графически отображаются все части, образующие целое. Здесь, при понимании факторов Гороскопа, содержится надежда обретения человеком целостности.
Преимущество Астрологии перед другими методами самопознания состоит в том, что она является единственной системой, символически отображающей душу человека. Никакая другая система не позволяет терапевту видеть подобным образом всего человека.
Задача психотерапии, как мы видели, состоит в том, чтобы ввести пациента в соприкосновение с самим собой. Но простое рассматривание Карты Рождения не введет человека в соприкосновение с его «Я». Пациенту, или клиенту, необходимо помочь ощутить свои комплексы, проблемы, подавленные энергии, ради него самого.
Зачастую именно в самом усилии поиска человек находит себя. Смысл и предназначение проблемы заключается не столько в ее решении, сколько в непрерывной работе над ней. В итоге осознание факторов Гороскопа, имеющих отношение к проблеме, осуществится в смысле проведения их в реальную жизнь.
Владелец Гороскопа, приведенного на рис. 2.1, нуждался в поиске своей собственной индивидуальности и освобождении от слабого отцовского образа, который он унаследовал от собственного отца. Попав под влияние Фрейда, он спроецировал потребность в отцовской фигуре на этого более старшего по возрасту человека через квадрат Солнце-Нептун.
Когда Сатурн пересек IC, а Уран прошел по Асценденту в 1913 году, то перед ним лицом к лицу встала задача поиска своего собственного эго, эффективного поиска отца внутри себя, а не вовне. В это время Юнг порвал с Фрейдом, ушел с поста президента Конгресса и «заработал» упадок сил, продолжавшийся в течение трех лет. Он нуждался в этом времени, чтобы воспринять смысл данных факторов в собственной душе.
Никакое рациональное объяснение не приблизит пациента к самопознанию. Астрология — это символический язык, и символы познаются бессознательным, а не сознательным разумом — интуитивно, а не рационально. Существует старое изречение, гласящее: когда ученик готов, тогда приходит учитель.
Человек приходит к астрологу, потому что подсознательно знает о своих проблемах. Тогда он готов. Тогда астролог может объяснить эти проблемы, он может вынести содержимое подсознания в сферу сознания. Но даже если клиент не готов к данному моменту времени, тем не менее посредством проведения по символам в его подсознание будет введена истина. Затем, когда он станет готов, возможно, многими годами позднее, это зерно прорастет и войдет в сознание. Возможно, тогда он вспомнит символику и поблагодарит астролога. Но возможно, он будет полагать, что самостоятельно обнаружил истину. И то, и другое не имеет значения. Задача астролога будет выполнена.
Астрология является ценным инструментом для терапевта потому, что она помогает ему понять душу клиента. Каким бы объективным и опытным ни был терапевт, зачастую невозможно понять все проблемы пациента. Юнг говорил, что пользовался Гороскопом для диагностики проблем, которых он не мог увидеть иными средствами.
«Астрология состоит из символических конфигураций коллективного бессознательного, которое является сферой интереса психологии:», — писал он, — «планеты являются богами, символами сил бессознательного». Каждая планета представляет собой архетипическую силу, которая содержится в каждом из нас. Рассматривая Карту Рождения личности, мы можем увидеть, как личность должна использовать определенную силу.
Астрология позволяет раскрыть миф индивидуальности. Это личный путь. Всякая Карта Рождения уникальна, и всякая личность уникальна. Как мы видели, Каббала вместе с Таро позволяют постичь вселенский миф. Дерево Жизни — это Вселенский Человек, Адам Кадмон.
Врач или хирург, прежде чем обследовать конкретного пациента, должен овладеть общим знанием анатомии. Он должен понять, как человек функционирует в целом. Ему необходимо знать о связи печени и селезенки, сердца и артерий. Астрологу также необходимо соотносить индивидуального человека со вселенским прототипом.
Это не осознается большинством астрологов, что очевидно из их практических высказываний. Давайте возьмем в качестве примера Луну. Полярность Солнце-Луна представляет собой основные ян-инь силы души, сознание и подсознание. Оба фактора важны. Они находятся на одной оси и раньше считались двумя ликами единого Бога.
Осознанию этой жизненно важной истины астрологи предпочли обесценивание подсознания, женской стороны души и, значит, иньских факторов в нашей культуре. Даже утверждалось, что Луна символизирует собой лишь факторы окружения ранней жизни человека, и по мере взросления человек отказывается от этой части своей природы.
Из уже сказанного нами по данной теме должно быть ясно, что подобное представление всецело ошибочно. Луна представляет собой подсознание, и как таковая она символизирует наши внутренние потребности. Солнце представляет собой сознание и наши воления. Коррелирование потребностей человека с детскими желаниями психически опасно, ибо это ведет к подавлению данных потребностей и к возникновению проблем, которые мы уже обсудили.
Если мы не осознаем эти подсознательные потребности, тогда мы проецируем их на других людей и в особенности на наших партнеров. Вот почему Луна представляет собой аниму и вот почему многие мужчины бессознательно проецируют свою эмоциональную сторону на жен.
Действительно, обычно говорят, что Луна символизирует жену мужчины, а Солнце — мужа женщины. Если взглянуть на принципы, скрытые за этими факторами, то сейчас мы сможем увидеть, почему была принята эта точка зрения. Луна символизирует нашу женскую сторону, и если мы не будем жить этой жизненно важной частью нашей души, то мы будем проецировать ее на партнера. Ввиду того, что мужчина привлекает жену при помощи этой части души, то она действительно будет символизировать его жену.
То же самое верно и для Солнца. Солнце представляет собой внутреннюю силу сознания, Эго. Если женщина не живет согласно своему потенциалу, тогда, в свою очередь, она станет проецировать его на мужа; конечно, это было намного действеннее в те времена, когда женщины имели очень слабые возможности для выражения собственных потенциалов.
«Я» — это вся Карта Рождения, и, помогая индивидууму принять каждую часть Карты Рождения, астролог помогает ему стать целостным. Существует естественная тенденция привязываться только к некоторой части Гороскопа, так же как существует тенденция привязываться лишь к части нашей души. «Мне не очень нравится этот Марс в Раке в квадрате к Нептуну», но «как великолепен трин между вашим Солнцем во Льве и Луной в Стрельце». Подобный вид отношения к Гороскопу достаточно распространен, а некоторые даже сознательно принимают его. Это неверный подход.
Во-первых, в Карте необходимо принимать все. Во-вторых, нет ни хороших, ни плохих факторов Карты. Важно то, как ими распоряжаются. В-третьих, невозможно улизнуть от факторов Карты. Как мы видели, если подавлять те части, которые мы считаем плохими, то, попадая в подсознание, они становятся еще сильнее.
Конечно, определенные области Гороскопа будут более сложными в сравнении с остальными частями Карты. Не следует считать, что Марс во Льве в квадрате к Плутону — это легкий фактор. Но если он является частью Карты человека, то ему необходимо понять данный фактор и заключить с ним союз. Он является частью природы этого человека, и единственный выбор, который имеет человек — перетянуть его на свою сторону или трансформировать и принять его. Впрочем, этот человек может не сомневаться — данный фактор будет упорно и неумолимо преследовать его до тех пор, пока не будет принят или по крайней мере на него не обратят внимание.
Невозможно убежать от собственного «Я». Если человек отказывается принять свою тень, то он будет встречаться с ней постоянно — на улице, в снах, в тайных страхах. В конце концов, мы осознаем — то, чего мы более всего страшимся, является нашим лучшим другом. Если мы сможем убедить себя поцеловать лягушку, то мы трансформируем ее уродство в красоту, и она перестанет беспокоить нас.
Мы прикреплены к нашей Карте Рождения так же прочно, как Иксион был привязан к однообразному механическому труду. Мы рождаемся с этими Картами. Мы умираем с этими Картами. В чем же тогда суть? А суть в том, что Карты Рождения даются каждому из нас с особой целью. Иметь Карту Рождения и быть этой Картой — это совершенно разные вещи. Последнее подразумевает сознательное принятие того, кем мы являемся.
Между индивидуальностью и индивидуацией лежит трансформация. В конце нашего путешествия мы — люди, как и в начале путешествия, но находимся на другом уровне. Мы возрождены духовно. Мы не можем изменить наши Карты, но мы можем перейти на более высокий уровень; мы можем обрести более высокую вибрацию, перемещая центр личности от Эго к «Я».
Мы можем увидеть это символически в Гороскопе. Эго символизируется Солнцем, кругом с точкой в центре. «Я» также символизируется кругом с точкой в центре — но теперь это вся Карта Рождения. Символическое изображение такое же, но последнее охватывает первое и содержит в себе все факторы, из которых сложены наши души.
Карта Рождения иногда называется планом. Человеку необходимо знать собственный путь, прежде чем он пойдет по нему. Ему необходимо узнать себя, прежде чем он сможет быть собой. «Познай себя» — такова была надпись на храме Аполлона. Это прямо противоположно попыткам манипулирования собой и другими людьми.
Раскрывая перед человеком его индивидуальный миф, Астрология дарит ему смысл жизни. Соединяя общее с частным, она вводит третий фактор. Она соединяет сознание с подсознанием. Солнце, как Аполлон, является исцеляющим Богом, чья сила оживляет материнский источник, Луну, который, в свою очередь, вмещает и восстанавливает его могущество и свет.
вверх