Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава восьмая

Пятое измерение

1. Что такое пятое измерение?

Как астрологу узнать, на каком уровне проявит себя фактор Гороскопа? У женщины Марс находится в 7-м Доме. Что бы это означало? У нее будет неистовый муж? Или она сама станет проявлять напористость в отношениях? Или же ей необходимо быть более напористой и вдобавок иметь сильного партнера, чтобы осознать дисгармоничность данного аспекта ее природы?
Как происходит проявление на различных уровнях? Каким образом мы можем осознать и соприкоснуться с этими уровнями? Астролог не способен понять смысл факторов Гороскопа, если он не осознает и не соприкасается с различными уровнями реальности. Чтобы осознавать эти уровни, он должен научиться видеть в пятом измерении.
В главе третьей я упоминал четыре уровня бытия. Ради простоты я воспользуюсь двухуровневой моделью. Как я указывал, мы не можем достичь духовного уровня, будучи воплощенными на Земле. То, что я буду для удобства называть духовным уровнем, в действительности является высшим менталом или астралом. Материальный уровень остается неизменным.
Что же я тогда подразумеваю под видением в пятом измерении? Я хотел бы более подробно разъяснить этот термин, чтобы избежать его неверного толкования. И действительно, неверное понимание пятого измерения является одной из принципиальных причин неспособности понять реальность в общем и Астрологию в частности.
Под пятым измерением я имею в виду видение сосуществования единения и разделения. Видение целого и частей едиными, а также разделенными. Я имею в виду, что в пятом измерении 1 и 1 составляют 3. Позвольте мне для объяснения воспользоваться моделью, ибо видеть новым способом действительно нелегко.
Этой моделью является гора Анки, которую я впервые упомянул в первой главе. На вершине горы — единение. Это духовный уровень. Это жилище богов — Небо. На Дереве Жизни оно эквивалентно Кетхеру. Внизу горы существует разделение. Это материальный мир, где живут смертные — Земля. На Дереве Жизни она соответствует Малкуту.
На вершине существует вечность; внизу — время. Наверху — целое; внизу — части. Наверху — поле, волны, паттерн; внизу — отдельные частицы. Наверху — сила; внизу — форма.
И в дополнение к ним имеется гора как целое. Это жизненно важное замечание. Вот почему я сказал, что 1 и 1 образуют 3. Видение реальности как целого не означает видение лишь целого в смысле видения лишь вершины горы. Это фундаментальное заблуждение, в которое столь часто впадают. Видение реальности как целого означает видение верха и низа вместе.
Часто совершаемая ошибка — это вера в то, что реальность существует либо в частях, либо в целом, словно они взаимно исключают друг друга. Мы спрашиваем, на каком уровне проявится фактор натальной Карты или дирекция — на духовном, психологическом или мирском уровне? Мы спрашиваем, есть ли какой-либо внутренний смысл в раздельных факторах Гороскопа, означает ли что-нибудь сама по себе Луна в Тельце, или же наполнено смыслом только взаимодействие факторов друг с другом? Мы спрашиваем, на чем основана взаимосвязь между небесными телами и событиями на Земле — на причинности или на синхронизме?
Либо/либо в данном случае не работает. Подобное представление сложилось у тех людей, которые могут видеть предмет лишь в одном состоянии в одно и то же время. Это основа закона тождества Бертрана Рассела.
Легко полагать, что все содержится в целом. Ибо действительно верно, что все содержится в целом. С вершины горы видно все. Но мы можем в равной мере видеть все в частях. Суть, во-первых, заключается в том, что и верх, и низ в равной мере законны и в равной мере реальны. И во-вторых, и то, и другое есть одно и то же — и тем не менее они различны.
Небо и Земля являются одним и тем же. Они являются двумя аспектами единого принципа. Бог и Человек являются одним и тем же. И тот, и другой заключены в Христе. Как Сын Бога, Он проявил Свою Божественную природу. Как Сын Человека, Он раскрыл человеческий аспект. Мы, также, являемся и человеческими, и божественными. Когда мы соприкасаемся с нашей духовной природой, то мы контактируем с божественной основой. Когда мы равняемся на нашу человеческую природу, то мы функционируем на физическом уровне. Когда мы вмещаем в себя и то, и другое, то мы находимся в Дао, в состоянии блаженства.
Небо имеет свой мирской аспект, а Земля — свой божественный. Мы можем обнаружить Кетхер Малкута и Малкут Кетхера. Если бы мы имели возможность, то мы бы увидели, что божественное существует в каждом аспекте жизни. И в равной мере, имеется физический аспект во всем небесном.
В Гороскопе Юнга (рис. 2.1) присутствует точный аспект квадратуры между Солнцем и Нептуном. На духовном или архетипическом уровне существует лишь потенциал; врожденная сила, которая на мирском уровне может материализоваться в разных видах.
Этот аспект может указывать на мощное духовное познание, на творческую и артистическую способность; чувственную, человеческую проницательность; либо на старого пьяницу, разлегшегося возле набережной. Поскольку Солнце поражено, то это должно отразиться и на человеке. Его эго может быть раздуто видениями Бога; он может уединиться в башне, стать отшельником.
И потенциал, и проявленность содержатся в символе Гороскопа. Различные уровни слиты воедино, но все же взаимно не уничтожены. Когда мы обращаемся к свободной воле, стоя перед необходимостью сделать выбор, то разнообразные проявления единого потенциала предстают в виде единого полотна, а отдельные пряди этого полотна извлекаются лишь тогда, когда мы совершаем выбор.
Как же нам обрести эту пятимерную точку видения? Во-первых, нам необходимо выполнить два предварительных шага. Мы должны расстаться со старым, прежде чем мы узнаем новое. Нам необходимо достичь состояния незнания, когда нами больше не будут управлять предвзятые представления и условности. И нам необходимо осознавать в себе отдельные уровни для того, чтобы распознавать и интегрировать их внутри себя.
Но мы не можем просто начать видеть по-новому. Мы видим так, как видим отчасти из-за нашей внутренней структуры и отчасти потому, что нас научили видеть определенным образом. Существует сложная система обратной связи между нашим разумом и тем, что мы воспринимаем, регулирующая взаимодействия между разумом и восприятием.
Известно изречение, гласящее, что явления кажутся парадоксальными потому, что являются проекцией четырехмерного феномена на наши трехмерные органы чувств. «Если бы мы могли наглядно представить четырехмерную пространственно-временную реальность,», — говорит Капра, — «то парадоксов не существовало бы вообще».
Отчасти это так, но если данное высказывание принимать слишком буквально, то оно также может ввести в заблуждение. Во-первых, то, что ученые подразумевают под четвертым измерением, не эквивалентно тому, что я имею в виду под пятым измерением. Как я указывал в главе четвертой, научная концепция четвертого измерения не охватывает уровни выше материального. Она представляет собой обычное добавление времени к пространству, и в результате образуется линейное сочетание или континуум пространства-времени.
Во-вторых, причина невосприятия высших размерностей состоит в том, что мы ограничиваем себя рамками материального уровня. Если мы видим только нашими физическими органами чувств, тогда мы можем функционировать лишь в трех измерениях. Двумерное существо будет неспособно увидеть три размерности, присутствующие на рис. 8.1. Восприятие высших измерений выходит за рамки его ограниченных возможностей.
Рис. 8.1. Двумерное существо увидит заштрихованные области раздельными.
Но что верно для двумерного существа, то неверно для нас. Высшие уровни присутствуют в каждом из нас. На рис. 8.2 я привел итог наложения пяти чакр на модель Дерева Жизни. Эти пять чакр соответствуют сефиротам срединной колонки. Четвертая чакра, располагающаяся на уровне горла, эквивалентна невидимой сефире, именуемой Даатх, через которую мы не можем переступить в этом воплощении. Тем не менее, духовный центр содержится внутри нас, хоть мы и не в состоянии достичь его непосредственно.
Рис. 8.2. Пять чакр на Дереве Жизни
Таким образом, высшие измерения, существующие во вселенной, отражаются в центрах, которые находятся в нас. Низший уровень, материальный, — это та область, где мы обычно функционируем, это трехмерный мир. Чем гармоничнее мы будем настроены в тон с высшими центрами, тем более тесно мы будем взаимодействовать с высшими уровнями вселенной, частью которой мы являемся.

2. Всемогущий Разум Мира

Я буду петь о том, как Господь Всемогущий Разум Мира,
Сквозь Все проникающий и которому Все подчинено,
Управляет Частями и беспристрастной Рукой
Поддерживает целое, наслаждаясь своей Властью:
Как Всему гармонировать и как Частям образовывать
Строгие Объединения, поддерживая бытие взаимной Помощью;
Как всему двигаться согласно Причине, ибо одна Душа
Живет в Частях, пронизывая Целое.

Маркус Манилиус
Эйнштейн революционизировал науку, приравняв материю и энергию. Наше понимание энергии вот-вот будет революционизировано приравниванием материи и духа. Однако важны не только правая и левая части уравнения, но и сама природа эквивалентности.
Знаменитая формула Эйнштейна, Е=мс2, утверждала, что материю можно преобразовать в энергию, а энергию в материю. Но природа эквивалентности базировалась на представлении о разделенности материи и энергии. Нам необходимо понять, что материя и энергия одинаковы и что материя и дух также одинаковы, они есть одно и то же.
Одно преобразуется в другое, потому что они являются одним и тем же, но существующим на разных уровнях. Одна из проблем научного мышления состоит в отсутствии модели, которая бы охватывала различные уровни бытия во вселенной. Вот почему ученые до сих пор не способны разобраться с материальным и квантовым уровнями.
Астрология, в символе Гороскопа, действительно охватывает оба этих уровня. Но символ не раскроет свой внутренний смысл, если его не воспринимать корректно. Когда мы видим в пятом измерении, мы видим оба уровня вместе, едиными, а также раздельными. Мы видим целое и мы видим части.
В центре, в точке, существует единение и безмолвие. На периферии — движение, двойственность, изменение. Но на периферии также существует и единение. Круг в своей полноте вечен. Он бесконечен, не имеет ни начала, ни конца. Чем он является для нас — это зависит от нашего к нему отношения. Мы можем остановить его движение и исследовать его часть, либо мы можем стать его частью и объединиться с его целостностью.
Взаимосвязь между частями и целым, между временем и вечностью, между духом, материей и энергией особенно важна для понимания принципов Астрологии по следующим двум причинам. Во-первых, из-за полемики, касающейся отдельных факторов Гороскопа. Во-вторых, чтобы мы смогли решить, что является основой связи между планетарными телами и событиями на Земле — причинность или синхронизм.
Мы видели, что астрологи разделяются во мнении относительно внутреннего смысла отдельных факторов Гороскопа. Означает ли что-нибудь само по себе положение Луны в Тельце на рис. 1.1? Или она имеет значимость лишь во взаимосвязи с другими факторами Гороскопа?
Когда мы видим в трех измерениях, мы видим части, мы видим материальную проявленность. Мы видим Луну в Тельце, мы видим Юпитер во Льве. Мы измеряем расстояние вдоль эклиптики между данными отдельными факторами и называем это аспектом квадрата.
Мы видим Уран «вовне» как тело в небе. В 1913 году он находился в точке 2 градуса Водолея, в той же самой точке, где располагается восходящий градус на рис. 2.1. Что же представляет собой ситуация в этих двух случаях? Являются ли Луна и Юпитер отдельными телами, либо они являются частями единого целого? Отделен ли Уран от восходящего градуса на рис. 2.1?
Если в прошлом рассматривались только раздельные части, то сегодня существует тенденция увлекаться иной крайностью — принимать целое и отвергать части. Однако отклонение маятника в противоположном направлении, как естественная реакция на научный материализм, в равной мере упускает суть.
Восприятие реальности как целого само по себе совершенно законно. В таком взгляде на реальность нет ничего нового. В прошлом веке Гегель заявил: «Ничто, в конечном счете, не является реальным за исключением целого».
Сравнительно недавно Дэвид Бом писал:
«Очевидно, что части находятся в непосредственной взаимосвязи друг с другом, причем их динамические взаимодействия зависят от состояния всей системы (и от состояния более обширных систем, в которые они включены, простирающихся, в конечном счете и в принципе, вплоть до размеров всей вселенной). Таким образом, мы приходим к новому представлению о неразрывной целостности, которая отвергает классическую идею анализируемости мира в виде раздельных и независимо существующих частей.»
Голографическая теория разума и материи Карла Прибрама и Дэвида Бома утверждает, что каждая часть целого содержит и воплощает в себе целое. Что ж, данная теория достаточно разумна. Важно видеть целое в частях, и именно так астролог поступает, или должен поступать, когда он рассматривает момент времени, символизируемый Гороскопом.
В известном смысле часть неизбежно воплощает в себе целое. По определению, часть должна находиться в составе чего-то большего, чем эта часть, в противном случае она сама будет целым. Но само вхождение в состав чего-то большего и то, что это нечто является реальным, не означает нереальность самих по себе частей. Подобный вывод о нереальности частей сделать легко, но он совершенно неверен.
Другое заблуждение Голографической теории — детерминизм, образующий ее основу. Видеть взаимопереплетенность частей, видеть реальность целого — все это важно и полезно. Но представление о безупречности структуры этого целого, каким бы эстетически красивым оно ни было, не является ни логически необходимым, ни корректным.
Именно взаимодействие между частями и целым решает загадку реальности. Помня об этой взаимосвязи, давайте снова взглянем на ЭРП парадокс. Эксперимент показал, что одна частица может связываться с другой мгновенно, независимо от расстояния между ними. И теорема Белла подтверждает это открытие.
По Эйнштейну, взаимодействие, совершаемое со скоростью, превышающей скорость света, невозможно, потому что оно нарушает законы относительности. И тем не менее, телепатия случается. Предвидение случается. Оккультист не находит ничего странного в телепатии или предвидении, ибо он знает, что на астральном уровне законы, управляющие временем и пространством, отличаются от законов, действующих на материальном уровне.
Ученый, если он признает квантовый уровень, также знает, что законы этого уровня отличаются от законов материального уровня. На квантовом уровне частицы игнорируют законы относительности, они возникают из пустоты и снова в ней исчезают. На квантовом уровне достигается и превышается скорость света. И на астральном уровне тоже. Потому что квантовый уровень и астральный уровень — это два названия одного и того же феномена.
Материальный и субатомный уровень сосуществуют. Каждый из них содержится внутри другого. Аналогично сосуществуют физический и астральный уровни, и каждый из них содержится внутри другого. На материальном уровне существует разнообразие, части. На субатомном и астральном — целое.
Если проникнуть вглубь физического мира, то можно увидеть, что он исчезает. Все переходит в свою противоположность. Когда физический мир растворяется, то на первое место выходит квантовый уровень, где каждая отдельная сущность является частью всего процесса. Но научный разум, будучи неспособным принять противоположности, оказывается не в состоянии увидеть взаимосвязь между ними.
Будучи не в состоянии понять ЭРП парадокс, ученые зациклились на частях и поэтому не смогли увидеть целое. Ими сконструировано представление о существовании двух раздельных частиц, где одна из них должна передавать другой физический сигнал. Аналогично, в эксперименте с двумя щелями выдвигается предположение: так как частицы всегда формируют паттерн, то всякая частица должна каким-то образом сообщать другим частицам, куда двигаться.
Но паттерн, который формируется частицами в эксперименте с двумя щелями, перегруппировка частиц в ЭРП парадоксе, не есть нечто отделенное от самих частиц. Скажем больше: это вопрос видения одного и того же другим способом, видения пятимерного, а не трехмерного.
Это становится очевидным при рассмотрении черной дыры. Мы можем видеть это явление одним из двух способов. В центре черной дыры — спокойствие. В ее середине время останавливается, здесь достигается скорость света. В этой точке существует безграничность, бесконечность, вечность. Такой она предстает для тех, кто рассматривает центр с периферии. Для тех же, кто находится в центре, никаких перемен не происходит. Они остаются частью потока времени и жизни.
Точно так же разрешается парадокс света. Как мы видели, свет парадоксален, ибо световые волны движутся с постоянной скоростью 186.000 миль в секунду. Это скорость движения электромагнитного спектра, который образует основополагающий паттерн вселенной. Но хотя эти волны и движутся с постоянной скоростью, они пронизывают вселенную в целом, и на субатомном или астральном уровне оказывается, что скорость этих волн превышает установленное значение.
Мы можем взглянуть на световые волны двумя различными способами. Мы можем рассматривать их разделенными или едиными. Мы можем считать их частицами, фотонами, которые сливаются в волны и движутся со скоростью 186.000 миль в секунду. В процессе поиска фундаментального строительного блока вселенной, мы сталкиваемся с одной электрической волной, составленной из чередующихся позитивной и негативной энергий.
С другой стороны, если мы посмотрим на волны как на целое, то мы больше не увидим движения. Мы просто увидим вселенную как всеобщий паттерн, который существует одновременно. Оба способа видения вселенной верны. Если мы смотрим на взаимопроникновение волн как на целое, на всеобщий паттерн, то мы видим астральный или субатомный уровень. Если мы видим раздельные волны или частицы, то мы видим материальный уровень. Каждый из уровней реален и каждый содержится друг в друге.
Частицы и волны, время и вечность не отделены друг от друга. Волны — это паттерн частиц, вечность — это паттерн времени. Так двойственность превращается в единение. Различие между вечностью и временем, между единением и двойственностью — в движении, или в явном движении.
Эйнштейн в теориях относительности показал, что (словами Капры) «активность материи является самой сущностью ее бытия». Известный нам мир, на материальном уровне, состоит из активности и движения. Если бы не было движения, то материальный мир исчез бы. Каким бы образом он исчез — перестал существовать или просто стал бы непроявленным — это другой вопрос. И снова это вопрос точки зрения.
На субатомном или астральном уровне существует единение. Частицы в ЭРП парадоксе и в эксперименте с двумя щелями, которые кажутся раздельными, являются частями одной всеобщности, они являются аспектами одного процесса. Они не движутся. Скорость света не превышается. Просто само повторение волн создает иллюзию, или эффект в терминах причинности, движения.
Именно мы создаем из единения двойственность. Мы создаем движение подобно тому, как мы создали наш мир. Это, в свою очередь, не означает, что двойственность есть иллюзия в абсолютном смысле. Мы разрушаем единение и разделяем мир потому, что мы сами разделены. То, что мы видим во внешнем мире, есть отражение нас самих.
Мощь пространства и времени — в единении. На этом уровне вселенная просто есть. Она ждет, затаенно, нас, чтобы мы внесли представление о движении, разделении и активности. Форма различна. Хотя скорость волн постоянна, но частота изменяется. Каждый вид материи реагирует только на одну частоту согласно паттерну атомов, из которых он состоит, либо согласно квантовому числу. Другими словами, согласно численному значению индивидуального энергетического паттерна.
Принцип причинности основывается на разделении. Одно явление оказывает прямое воздействие на другое. Одна частица заставляет другую изменять свое движение. Одна частица сообщает другой, что надо пройти через вторую щель, а не через первую. Умирающий человек заставляет стаю птиц усаживаться на подоконник. Луна в Тельце делает человека бестолковым и педантичным. Уран, пересекающий Асцендент, повреждает разум человека и отсекает его прошлое от настоящего.
Принцип синхронизма подразумевает единение. События происходят потому, что все явления — это аспекты целого. Частицы не передают сигнал друг другу. Они неразрывно связаны друг с другом. Близнецу, будь это частица или человек, не нужно посылать своему партнеру физическое сообщение во времени. Между ними существует непосредственная взаимосвязь, которая выходит за границы времени и пространства.
Умирающему человеку не нужно заставлять птиц лететь к себе. Он и эти птицы — это две формы одной и той же силы, существующей во вселенной в этот момент времени. Человек, родившийся с Луной в Тельце, — это дитя своего времени; сила Луны существует в нем и вне него. В 1913 году он видит во сне мир в огне, миллионы людей, уничтоженных в пожаре войны, и Уран проходит по Асценденту.
Давайте рассмотрим автомобильную катастрофу. Мужчина выходит из дома, целует на прощание жену, садится в автомобиль и медленно едет на работу. Обычный день. В поселке, расположенном рядом с дорогой, по которой едет мужчина, играют дети — девочка играет в саду со своей сестрой. Мужчина выезжает из города и направляется к сельскому переулку. Девочка, играючи, перебрасывает мяч через голову сестры. Мяч отскакивает на дорогу. Не зная об этом, мужчина поворачивает за угол. Девочка выбегает на дорогу.
Внезапно, в этот момент времени, два мира сталкиваются. Две раздельные жизни сходятся, соединяются воедино. Раздельные для обоих участников этого «происшествия». Очевидной связи между мужчиной и девочкой нет. Так же как нет очевидной связи между двумя заштрихованными областями на рис. 8.1 для двумерного существа.
Нас интересует, что работает, причинность или синхронизм? Это столкновение вызвано мужчиной или девочкой? Было ли это просто происшествием, чем-то, что просто случилось? Ранее в данной книге я указывал: чтобы получить корректный ответ, сначала необходимо задать корректный вопрос. О чем же мы спрашиваем здесь?
Одну и ту же ситуацию мы можем рассматривать как пример причинности или синхронизма. Если мы хотим объяснить ситуацию в материальных терминах, раскрыть, как происходит событие, то нам следует искать причинный фактор. Если мы хотим знать, почему что-то происходит, если мы хотим обнаружить смысл, скрытый в мирском явлении, нам следует искать элемент синхронизма.
В действительности мы спрашиваем вот о чем: какова природа связи между двумя явно раздельными частями? Как мы видели в главе пятой, по Юнгу, события «случаются» с нами во внешнем мире, потому что мы не осознаем наши внутренние потребности. Значит то, что находится вовне, притягивается к нам тем, что находится внутри нас.
Ясно, что ни мужчина, ни девочка не вызывали столкновения намеренно. Впрочем, можно ли сказать, что мужчина вызвал происшествие в результате прямого влияния того, что скрыто внутри него, в его бессознательном? Или: привлекла ли девочка ситуацию благодаря нераскрытой внутренней потребности, которая не могла быть проявлена иным способом?
Жан Болен рассказывал историю женщины, чья собака была сбита машиной. Это происшествие случилось сразу после расхождения с мужчиной, с которым она жила. У женщины раньше была собака, которую украли сразу после того, как женщина приняла решение не выходить замуж за мужчину, с которым она в то время жила.
В первом случае собаку найти не удалось и отношения разорвались. В другом случае и отношения, и собака выжили. Сначала не было уверенности в том, что собака будет жить, потому что ее спина была повреждена, однако оказалось, что спинной мозг не был разорван. В конечном счете и собака, и отношения выжили.
Жан Болен описывает эти происшествия как примеры синхронизма. Если искать физическое объяснение случившемуся, то совершенно законно спрашивать, какова причина этих инцидентов. Если разыскивается смысл, если мы хотим знать, почему эти явления произошли, тогда важно не само по себе событие, но распознание его внутреннего намерения. Как и в символе, не внешняя форма важна, но внутренняя истина.
Основополагающее единение или Дао соединяет все сущее в данный момент времени. Оно связывает субъективный элемент разума с физической вселенной. Существует трехмерный мир причины и следствия, где мужчина и девочка, женщина и собака раздельны. И существует пятое измерение, где дух и тело, внутреннее и внешнее соединены. Оба измерения реальны. Оба содержатся внутри нас. Вопрос лишь в том, какой вид реальности действительно для нас желателен.
Как сказал Юнг:
«Решающим вопросом для человека является следующее: связан ли я с чем-то бесконечным или нет? Это критерий нашей жизни... Только осознание нашего тесного заточения в форме «я» образует связь с безграничностью подсознания. В этом осознании мы воспринимаем самих себя параллельно как ограниченных и вечных, воспринимаем себя и теми, и другими. Осознавая нашу уникальность — то есть, в конечном итоге, ограниченность — мы овладеваем возможностью осознания бесконечности.»

3. Крылья зари — пятимерная Астрология

Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
Взойду ли на небо, Ты там; сойду ли в преисподнюю, и там Ты.
Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря:
И там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.

Псалом 138.7-10
Давайте взглянем на Астрологию с высоты пятого измерения. Давайте попытаемся объединить уровни духа и материи, Небо и Землю, и посредством этого понять сущность связи между планетами и нашей жизнью на Земле.
Если мы смотрим на вселенную с вершины горы или из центра круга, то она просто существует. Вся она содержится во всеобщем пространственно-временном континууме. Прошлое, настоящее и будущее существуют в потенциале. Это вселенная в ее духовном состоянии, на архетипическом уровне или уровне Атзилус.
Если мы смотрим на вселенную с основания горы или с периферии круга, то она оживает. Возникают явления. Развертываются события. Мы можем наблюдать эту драму как пассивные наблюдатели, либо принимать участие в ней, когда мы придаем смысл событиям, происходящим с нами. В конечном итоге, нам задается следующий вопрос: осознаем ли мы смысл того, что происходит в нашем мире?
Задача Астрологии — войти в соприкосновение с внутренним смыслом времени. Вселенная изображает себя в своих частях. Поэтому-то древние и обращали внимание на полет птиц или внутренности быка, ибо они осознавали неповторимость каждого момента времени, и, наблюдая явления, происходящие в окружающем мире, они могли установить связь со вселенским паттерном.
Все, что происходит во вселенной, отражает ее в любой отдельный момент времени. Мы можем осознать качество этого момента времени просто посредством бытия, посредством настроенности в тон со Вселенной, нахождения в состоянии Дао. Астрология нужна нам не больше, чем очки. Но Астрология может помочь, и действительно помогает, постичь смысл вселенной, подобно тому как очки помогают нам видеть лучше.
Большинство из нас не могут воспринимать этот смысл непосредственно, и поэтому нам остается рассчитывать на явления, которые его отражают. И Астрология великолепно вписывается в эту ситуацию. Качество вселенной непрерывно отражается в планетарных циклах, и, наблюдая эти циклы, мы можем обнаружить смысл вселенной.
Правда, все зависит от способа восприятия этих циклов. Он является ключом к разгадке связи между движением небесных тел и нашей жизнью на Земле. Астрология описательна. Она является более сложным методом описания, чем полет птиц, ибо позволяет достаточно точно очертить пути движения планет в будущем. Но всегда нужно помнить, что в самих планетарных циклах смысла содержится не больше, чем в полете птиц. Они являются внешним проявлением внутреннего принципа.
Архетипические принципы можно увидеть, непосредственно наблюдая движение небесных тел. Эти принципы дают о себе знать в их проявленности на Земле, в ежедневных событиях нашей жизни, на мирском уровне. Чтобы интегрировать различные уровни существования, нам необходимо осознать описательную природу вселенной.
Таким образом, важно видеть планеты как часть состояния бытия, а также как отдельные объекты, движущиеся в пространстве. Мы обычно думаем о Марсе как о планете, движущейся по небу с определенной скоростью, которой требуется примерно два года, чтобы обернуться вокруг Солнца. Мы можем изменить нашу позицию и рассматривать тело, называемое Марсом, просто как возмутителя пространственно-временного континуума, или более того, как возмущение самого пространственно-временного континуума.
Следовательно, мы можем воспринимать Марс как физический объект, движущийся по области неба, которую мы для удобства называем Девой. Или наоборот, мы видим Марс в Деве. Рассматривая Марс, проходящий через Деву, мы находимся в линейном времени. Рассматривая же Марс в Деве, мы соприкасаемся с вечностью.
Что же можно сказать о женщине, у которой Марс находится в 7 Доме? Каков смысл данного фактора Гороскопа для этой личности? Если бы мы увидели эту даму на следующий день после бурного выяснения отношений со страстным мужем, то сказали бы мы, что она не взаимодействует правильно с этим фактором? Что она не осознает потребность быть напористой в партнерских отношениях? Или что ей необходим страстный муж?
Можем ли мы сказать, что она была причиной случившегося конфликта? Или что принцип, таящийся в ее душе, вошел в синхронизм с частью материальной вселенной, которая отразила ее потребность? Или что Марс в ее Гороскопе символизирует и ее потребность, и проявление этой потребности?
Или/или здесь нет. Нет ни того, ни другого. У этой дамы Марс располагается в 7-м Доме. В момент ее рождения Марс находился в определенной области неба. Данное положение Марса описывает как вселенский принцип на тот момент времени, так и принцип внутри нее, родившейся в этот момент.
Ей необходимо постичь этот принцип. Данный принцип важен; это фактор ее души, а также вселенной. Это также часть ее целостного бытия, и поэтому его необходимо рассматривать в контексте целостного Гороскопа, и он также является частью всеобщего вселенского паттерна, сформировавшегося в момент рождения женщины.
Если она сознательно не входит в соприкосновение с принципом, символизируемым Марсом, тогда этот принцип встретится с ней в событиях, которые произойдут с ней в жизни. Если она не проявляет энергию, содержащуюся в данном факторе, тогда эта энергия спроецируется и найдет свое отражение во внешнем мире.
Данный принцип необходимо понять. Во многом это очевидно. Что действительно представляется важным — как этот принцип может быть понят. Очень часто полагается, что материальный уровень не имеет значимости, поскольку мы стремимся найти сущность или достичь духовного уровня.
Это заблуждение. Задача Астрологии, как и жизни в целом, — постичь внутренний смысл принципа через его материальную проявленность. Именно это и подразумевает символика — восприятие духовного уровня через мирское событие. Это не значит увидеть принцип с помощью материального проявления, а впоследствии отбросить это проявление как износившуюся обувь.
Истина, которая так часто упускается, заключается в следующем: чтобы достичь духовного уровня, нам необходимо воспринимать его проявление на физическом уровне. Ибо физический уровень содержит в себе дух. Сам по себе физический уровень духовен. Они неразделимы. Дух и материя — это одно и то же. Иисус в своем человеческом обличии был божественен, так как он был Сыном Бога. Действительно, Сын Человека и Сын Бога были идентичны. Был лишь один Иисус — Бог и человек; и то же самое верно для каждого из нас и для каждой формы жизни во вселенной.
Мы рассуждаем об уровнях, мы ищем дух, не осознавая, что он постоянно находится перед нами. Тейяр де Шарден метко указал на это в работе «Le Milieu Divin»: «Бог вездесущ и воспринимаем так же, как и атмосфера, в которой мы купаемся. Он окружает нас со всех сторон, подобно миру. Что же тогда мешает вам обнять Его вашими руками? Только одно: ваша неспособность видеть его».
Сама Земля божественна, что так красноречиво утверждал де Шарден в своих работах. Бог не «вовне». Истина не «вовне». Она содержится в событиях, которые непрерывно случаются с нами в жизни, и в людях, которых мы постоянно притягиваем к себе. Поскольку нас воплотили на материальном уровне, то неизбежно мы должны прийти к осознанию принципов, сокрытых в наших душах, через мирские события.
Возможно, некоторые из нас увидят истину в ослепляющей вспышке света. Высоты экстаза доступны лишь мистику. Остальные же должны следовать узкой тропой. Даже апостол Павел в течение трех дней страдал от физической слепоты прежде чем обрести просветление. Задача астролога — помочь людям полюбить ту землю, на которой они находятся, осознать и принять факторы их Гороскопов.
Планеты так же символичны, как полет птиц и внутренности быка и как все остальное во вселенной. Но символизм не есть нечто отделенное от синхронизма или причинности. Это способ восприятия. Поскольку Марс символизирует определенную энергию во Вселенной и в душе дамы, то он не умаляет синхронистичную или причинную природу событий, которые манифестируются под воздействием этой энергии. Стая птиц, усевшаяся на подоконнике, символизировала смерть. Она вошла в синхронизм с элементом души умиравшего человека. Она была привлечена к нему, вызвана фактором его подсознания, если применять причинную терминологию.
Дама с Марсом в 7-м Доме может прожить счастливую и насыщенную жизнь. Она может сражаться за принципы справедливости и равенства людей. Она может нести в мир мощную силу добра, помогая угнетенным и слабым или немощным обрести себя. Впрочем, она также может внутренне восставать против тех, кто противится ей, постоянно притягивая к себе антагонизм и агрессию.
Легко полагать, что первая возможность — это «положительное» проявление основополагающего принципа, а вторая — «отрицательное» проявление того же принципа. В некотором смысле это так. Но как и большинство истин — это сильное упрощение. Нет особой необходимости рассматривать страстного мужа как негативное проявление этого принципа, подобно тому как не стоит считать распятие Христа негативной манифестацией его жизненной работы.
Возможно, этой женщине необходим страстный муж, подобно тому как Христу необходимо было быть распятым. А может он и не нужен. Когда Юнг порвал с Фрейдом, то его разум помутился. Затем, в течение нескольких лет уединенных страданий он стал самим собой. Он нашел внутри себя отца, которого искал снаружи. Он нуждался в восприятии этого принципа, чтобы сделать его частью самого себя.
Нам необходимо научиться осознавать смысл материального явления; будь это планетарные положения или полет птиц, автомобильная катастрофа, кража собаки или страстный муж. Мы можем увидеть мирское и духовное в одном и том же факторе Гороскопа. Солнце в квадрате к Нептуну — это и алкоголик, и духовный человек. И снова здесь неприемлемо либо/либо. Жрец вина может быть горьким пьяницей, а также истинно набожным человеком.
Оба уровня присутствуют в одном и том же факторе и проявляются в одном и том же феномене. И дело заключается не в поиске духа. Мы не можем избежать его присутствия. Мы обнаруживаем дух, принцип, который необходим нам в нашей жизни, посредством осознания и восприятия духовной сущности всего, что происходит в окружающей нас вселенной.
вверх