Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Глава 9. Хирон

Смысловой ключ: Семья изучает Высшее.
Ключевые слова: Интерес к внутреннему, Акробатический трюк, Смех сквозь слезы, Полет шмеля, Стрельба на взлет, Баланс невозможного, Поиски молитвы.
Девиз: «Когда забвению предается вертикальная связь людей с семейным организмом, неизбежно нарушаются и их горизонтальные отношения».

Любовь — это прежде всего упражнение в молитве.
А.Сент-Экзюпери
... молитва — это как вопрос к Богу: чего хотеть, а чего не хотеть, к чему стремиться, а к чему не стремиться. И да будет воля Твоя.

А.Сегень
Перед ошибками захлопываем дверь,
В смятенье истина: «Как я войду теперь?»

Р.Тагор
Мифологический образ Хирона, мудрейшего из кентавров, учителя Геракла, однозначно указывает на то, что Хирон представляет собой символ обучения. Если Меркурий — это посредник, посланник, передатчик, то Хирон — это наставник и прорицатель. Да, он полон движения и многозначен, он отвечает за контакты и распространение информации, подобно Меркурию. Но синтез животного и человека в кентавре символизирует переход с горизонтального плана на вертикальный, с земного уровня — на небесный. При этом хироническое обучение непременно базируется на собственных ошибках.
Хирон — это символ первичной связи низшего, земного начала и высшего, духовного «Я» человека (за коренную трансформацию низшего в высшее отвечает семейный Уран).
Хирон связан с осознанием тождественности, параллельности, сопряженности и неразрывной связанности внешнего и внутреннего миров. Хирон является планетой осознания Закона Кармы (не путать с Сатурном, управляющим самим течением кармы) и при проработке помогает практически, в делах каждого дня, учитывать кармические следствия и причины. Именно поэтому Хирон управляет процессом выхода из тупиков развития; он позволяет наблюдать за событийными знаками, по внутреннему догадываться о внешнем, и наоборот.
Кто-то из мудрых назвал семейную жизнь искусством компромиссов. Если Меркурий — это поиски компромиссов, то Хирон — это нахождение реальных консенсусов и достижение примирения в результате длительных совместных медитаций.
Только используя энергии семейного Хирона, можно тонко и взвешенно проанализировать ситуацию очередного тупика и отыскать единственно правильный выход, т.е. верно сформулировать вопрос и в тишине, по наитию, услышать ответ. Семейный эгрегор всегда дает ответ на правильно поставленный вопрос, если мы не гордимся и не бахвалимся.
Семейный Хирон ответственен за духовное обучение детей и взаимообучение супругов в ходе совместной жизни. Всякое обучение — это результат выхода на более высокий уровень понимания, нежели тот, на котором находится человек в настоящий момент. Озарения и понимания земным воплощенным дарует сама Семья, потому-то и можно определить Хирон как символ связанности членов Семьи с семейным эгрегором. Это ли не духовность! Ведь кентавр Хирон был не простым учителем, а наставником: он превращал людей в Богов!
Какие же задачи семейный Хирон ставит перед людьми? Прежде всего, это стремление к пониманию кармических линий и ситуаций. Если Марс отвечает за отработку и осознание конкретных действий и ситуаций, то Хирон настаивает именно на увязывании кармических причин и следствий, то есть на видении самих линий судьбы — этой пряжи, связующей тонкое и плотное.
Хирон отвечает за тонкий механизм духовного единения членов Семьи и в этом плане ставит задачу поиска баланса в отношениях между поколениями. «Отцы и дети» — типично хироническая проблема. Если Юпитер ответственен за приглашение детей в Семью, а Сатурн символизирует заботы и тяготы, связанные с их воспитанием, то Хирон ставит задачи конкретизации и уяснения отношений между родителями и детьми. Будем откровенны: между поколениями всегда существуют барьеры и препоны, мешающие адекватно взаимодействовать. Это вполне естественно: разные поколения связаны с положением мажорных планет в различных зодиакальных знаках — у них разные задачи, разное видение мира. Вот как раз Хирон и отвечает за осуществление контакта поверх барьеров и невзирая на трудности.
Для того чтобы найти такое взаимопонимание, необходимо к нему стремиться. Для налаживания адекватной связи с другим необходимо понять самого себя. В частности, необходимо усвоить архетипы Мужа, Жены и Ребенка. Причем каждый усваивает свое. Таким образом, члены Семьи настраиваются на социо-культурную парадигму своего времени и соединяются с родовыми энергиями, питающими соответствующие роли. После этого приступают к поиску баланса между архетипическим образом, связанным с ролью в Семье, и уникальными особенностями своей личности. Так осуществляется знакомство с самим собой, так удаляешься от суетного и находишь связь с детьми на некоем трансвременном и внепространственном уровне.
Наконец, именно семейный Хирон (а вовсе не Уран, как принято считать) ответственен за изучение членами Семьи языка астрологии. Естественно, речь идет не просто о фиксации в памяти делинеаций, но именно об освоении астрологии как поэтического таинства. Освоение астрологических символов позволяет членам Семьи присмотреться друг к другу и разобраться во внутрисемейных отношениях.
Несколько слов о сфере влияния семейного Хирона. Прежде всего, это религиозная, философская и психологическая литература, а также дневники и хранимые годами письма. Хирон управляет семейным сленгом, в котором сконцентрирован опыт общих для членов Семьи озарений. Ведает он компьютерными играми и обучающими программами, телескопом, биноклем, всякого рода радиотехникой и лабораторным оборудованием.
Обратимся к примерам ситуаций, связанных с семейным Хироном. Ими будут поиски нужной информации или поиск вещей в доме, коллективное сочинение сказок или совместное решение наболевших семейных проблем, кажущихся абсолютно тупиковыми.
Семейный Хирон связан также с преодолением заблуждений и ошибок. Понятно, что переход от старого опыта к новому невозможен без встречи с неполнотой имеющегося и незнанием той или иной степени. Всякое обучение основано на опыте, обнаружении и преодолении ошибок: «Не исправление ошибки, а упорство в ней роняет честь любого человека» (Б.Франклин).
И еще об одной ситуации включения Хирона. Речь идет об играх — обучающих, развивающих, совершенствующих. Очень важно понять, что педагогика как таковая — это в чистом виде игра, более или менее спонтанная, так или иначе направляемая участниками. Если в Семье родители несерьезно относятся к детским играм и игрушкам, почти наверняка взаимопонимания между двумя поколениями не будет. Ребенка невозможно запрограммировать, натаскать, произвольно вписать нужные сведения в его сознание как в «чистую доску».
Педагогический процесс — это непрерывное исследование и развертывание, раскрытие потенциалов, уже заложенных в детской душе. Родители должны очень мало говорить со своими детьми, но непрестанно присматриваться и наблюдать, изучать их и знакомиться с ними. Те же из родителей, которые не уважают семейный Хирон и не относятся к игре как к наиважнейшей сфере творчества, должны повнимательней присмотреться к своим собственным игрушкам: к многочисленным платьям, автомобилям или всякого рода украшениям — от серьги в ухе до правительственных наград. «Для детей игры — важные занятия. Играют только взрослые» (А.Барбюс).
Семейный Хирон включается во всех случаях, когда члены Семьи по отношению друг к другу выступают в качестве врачей, психологов и педагогов. Естественно, Хирон требует очень точной расстановки акцентов, углубленной проработки приоритетов и четкого формулирования значимых ценностей.
Проработка семейного Хирона идет по пути соотнесения всех личных эгрегоров с эгрегором семейным, а также по пути поиска соответствия между структурами текущих ситуаций и стратегией общей судьбы. Проработка Хирона — это проблема соотнесения тактики и стратегии, формы и содержания, сути и обличья. Разумеется, подобная работа требует абсолютной честности, которая сама по себе является душою всякого согласия.
Проработка семейного Хирона требует особой бдительности в отношении всякого рода лжепророков и лженаставников: «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни Царь и не Герой...» Свои ответы супруги должны искать сами, потому что кроме них правильные вопросы поставить никто не в силах. Им самим следует набираться опыта и обретать дар распознавания: «Невежественными бывают только те, кто решаются такими оставаться» (Платон).
Проработка семейного Хирона — это ритуалы и совместные медитации, это думы и проповеди, открытия и пробуждения. Вообще, о хиронической работе говорить нелегко, ее можно лишь почувствовать, пережить, вкусить. Но тем не менее, хотим мы того или нет, проработка семейного Хирона производится постоянно, из года в год. Просто, когда она идет без достаточного осознания, она идет медленно и дурно. Отличительная особенность Семей с проработанным Хироном — немногословие и полнота взаимопонимания, достигаемого поверх речи и даже мимики: «Много говорить и много сказать — не одно и то же» (Софокл).
В доме с гармоничным Хироном царит атмосфера доверия и открытости, постоянно звучат пословицы, поговорки, анекдоты и афоризмы, а отношения между поколениями становятся год от года все дипломатичнее и изысканнее.
Можно предложить нехитрый игровой тест, работа с которым позволит активизировать семейный Хирон и глубоко вникнуть в задачи, к решению которых он приглашает супругов и детей. Пусть каждый из членов Семьи, в тишине и покое, соотнесет самого себя и каждого другого с особенностями того или иного животного. При этом важно подробно аргументировать правомерность избранного образа. После этого на втором этапе работы необходимо выяснить, каким бы зверем хотелось видеть себя и каждого другого. При этом опять же подробно нужно расписать, в чем, как и почему следовало бы скорректировать свое движение к самореализации. Наконец, на третьем этапе совместной работы (через день или два) нужно зачитать эти записи в виде своего рода «картин мира»:
1. Все о маме и она сама о себе.
2. Как мама видит всех.
3. Какими бы мама хотела видеть нас.
Поверьте, терпеливое и внимательное обсуждение подобного тестового материала позволило бы разрешить массу наисложнейших вопросов, в суете повседневности даже не формулируемых, а значит, и не решаемых. Как можно утончить то, что находится вне поля твоего внимания? Как можно уяснить пути трансформации без наблюдения над собой и другими? Вообще, как можно шествовать куда-то, не попытавшись изучить предлежащий путь и настроиться на достижение определенной цели? «Изменить свою сущность нельзя, можно лишь направить ко благу различные особенности характера, даже недостатки, — в этом и заключается великая тайна и великая задача воспитания» (Ж.Санд).
вверх