Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Символические системы

© Константин Сельчёнок
На всем протяжении существования человечества выдающиеся мыслители неустанно стремились проникнуть в тайну организации познания человеком мира и самого себя. Но не известен ни один крупный философ прошлого, который не оставил бы после себя более или менее разработанную гносеологическую концепцию, тем или иным образом описывающую мистерию встречи человека с миром.
Само по себе развитие науки настолько усложнило понимание психологических механизмов познавания, что к концу ХХ столетия стало уже невыносимо трудным сколь-нибудь стройно и целостно соотнести все элементы накопленного знания. Возникла необходимость акцентуации того или иного аспекта познавательной деятельности, понимаемой сколь угодно широко. Так развились и оформились ведущие школы практической психологии. Однако организация разрозненных элементов знания в рамках исповедуемых в этих школах доктринальных концепциях, несмотря на то, что она «срабатывала», все же оставалась весьма далека от подлинной синтетичности.
Одним из замечательнейших открытий в сфере человековедения ХХ века явилась разработка астропсихологами Марком Джонсом и Дейном Рэдьяром холистических представлений об отношениях между людьми и мирами архетипических символов. Именно эти разработки позволили описать человека, взятого как средоточие синтеза всех аспектов его собственного бытия, как существо конкретно-символическое. В мире существует не так уж много архетипических качеств и влияний, из переплетения и интерференции которых Мироздание умудряется выпестовать совершенно уникальные существа и ситуации. Эти символические влияния наиболее полно представляются несложной конструкцией, включающей символы зодиакальных знаков, планет и астрологических домов, соотнесенных меж собой вполне упорядоченным образом. Но когда в динамичном гороскопе, отражающем живое развитие отношений между человеком и Вселенной, все эти факторы приходят в закономерное движение, рождается калейдоскопически прекрасная картина сменяющих друг друга целостных мгновений. Каждое из них уникально в своем качественном своеобразии, но все они сотканы из одних и тех же «веществ», представляемых теми или иными архетипическими символами.
Именно понимание человека как существа, не только сотканного из качественно своеобразных энергополей символических влияний, но и организующего свой опыт и свою жизнь в точном соответствии с развертыванием отношений между архетипами, поистине является революционным для практической антропологии. Какая бы символическая система ни была положена в основу такого холистического понимания индивидуума («арканы Таро», «гексаграммы И-цзин», «астрологические Символы» и т.п.), полнота описания человеческой реальности от этого нисколько не страдает. Человек целостен в своей становящейся полноте, которая может быть описана динамическим сочетанием различных символических качеств. Мы убеждены, что именно развитие такого понимания специфики как индивидуального, так и коллективного бытия, в будущем будет осознано как генеральная линия постижения человека.
вверх