Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Тема первая
Что такое Эзотерическая Медицина?

От краткой песни колыбельной
До гроба, тайной бытия,
Цветет векам твой миг отдельный,
Их глубь великая — твоя!

Юргис Балтрушайтис.

Что такое медицина?

Мудрецы утверждают, что о предметах великих и торжественных ничего путного сказать нельзя — о них можно лишь величественно молчать. Несомненно, медицина относится именно к таким явлениям нашей жизни. А потому разговор о ней нелегок (если, конечно, не ограничивать уровень изложения примочками да микстурами).
Медицина — вечное знание. В некотором смысле это сверхдисциплина, сверхнаука, сверхпредмет. С тех пор, как появилось на планете известное всем нам человечество (об иных формах существования планетного разума современникам практически ничего не известно), с тех пор существует и медицина. Дело в том, что жизнь и болезнь неразделимы. Болезнь — это не просто некая странная и препротивная «бяка». Болезнь — это сигнал о неблагополучии жизни. Это зримое доказательство нарушения Законов Бытия, установленных Творцом от начала века. Болезни преследуют нас на каждом шагу, причем не только телесные, но и душевные. Болеют люди и семьи, болеют народы и цивилизации. Любое самосовершенствование, вынужденное или сознательно-добровольное, — все та же медицина, то есть исправление несовершенств и гармонизация наличного состояния. Любое образование, обучение, окультуривание — тоже сугубо медицинские занятия. Ушу и Йога, религия и искусство, политика и торговля — все эти сферы человеческой жизни могут быть истолкованы как медицинские. Во всяком случае, повсеместно и на всех уровнях существования людей периодически требуются те или иные корректирующие, организующие, гармонизирующие влияния, которые мы и относим к сфере медицины в широком смысле слова.
Разумеется, в книге пойдет речь о медицине в привычном понимании этого термина. Но и о возможном расширительном толковании забывать не следует. Иначе медицина как знакомое нам всем врачевание потеряет свои корни, истоки и смысл.
Медицина — это искусство налаживания правильной жизни. Это наука о приведении в порядок всех творческих проявлений человеческого существа на всех планах его существования. Медицина — самая нужная, самая сложная и самая важная из всех известных нам дисциплин. Медицина — это наука наук, это искусство искусств. И если кому-то наше торжественное определение медицинского мастерства покажется излишне поэтичным и чересчур торжественным, то заметим, что именно забвению духовной природы врачевания и целительства, равно как их предмета и их методов, человечество обязано современным угасанием Эзотерической Медицины. И если мы хотим восстановить Эзотерическое Целительство в его действительных правах, нам в первую очередь необходимо поклониться медицине в землю и сполна отдать долг этому величайшему из человеческих искусств.
Медицина по сути своей магична, астрологична и алхимична. Она связана с важнейшими из тайн, с секретнейшими из секретов человечества. Просто в последние века (в связи с потерей основной массой цивилизующегося человечества Эзотерической культуры) медицина деформировалась и вырождалась, технизировалась и механизировалась. Но хорошо известно: если мы не знаем ничего о существовании того или иного феномена, это никоим образом не мешает ему быть. То же и с Эзотерической Медициной. Она была, есть и будет, она не только сохранилась в веках, но и восстанавливается в коллективном сознании человечества на наших глазах — восстанавливается на новых основаниях, на новом фундаменте, с прежним великолепием и всемогуществом.
Современные люди справедливо воспринимают медицину как жизненно необходимую сферу научных и практических знаний, без сохранения развития которой они бы попросту не выжили. Сколь бы ни был здоров организм человека от природы, сколь бы усердно ни охранял себя человек от вредностей и препятствий, все-таки жизнь столь сложна и непредсказуема, что нет-нет, да и сорвется человек, сорвется и попадет в руки врачевателей. Современные люди прекрасно осознают, что профилактика, гигиена и терапия, психиатрия и хирургия являются фундаментально значимыми сферами познания и практики. Медицина — это не просто набор врачебных приемов, не просто свод сложнейших рецептов и врачевательных техник. Медицина — это особое видение человека в мире и самого мира как живого целого. Медицина — это опытное человековедение, искусство приведения человеческого организма в гармонию, наука настраивания струн уникального организма в унисон с симфонией пространственной жизни.

Почему медицина названа «Эзотерической»?

Смысл термина «эзотерический» может быть передан лишь спектром понятий — священный, тайный, внутренний, сокровенный, высший, духовный. Эзотерическое противостоит профаническому, сокровенное оппозиционно примитиву. Высшее противоположно общеизвестному, общепринятому, общедоступному. Древние с беспредельным почтением относились к врачеванию. Ведь в руках жреца-оздоровителя находилась сама жизнь человеческая! Поэтому во все времена врачевательное искусство Освящалось Традицией и рассматривалось как наивысшее и наиважнейшее для всех. Эзотерическая Медицина — это не столько наука, сколько искусство, это почти религиозная практика преобразования организма и души могущественными силами, привлекаемыми из Пространства. Эзотерическая Медицина полна действительных, а не мнимых тайн, ибо занимается она не внешним, но внутренним, не поверхностным, но глубинным, не телесным, но духовным. Последнее вовсе не означает, что Эзотерическая Медицина не имеет отношения к врачеванию телесных недугов. Просто ключ к исцелению любого заболевания находится в душе человеческой, а потому для причинного, кардинального, радикального исцеления необходимо воздействовать на душу, на ценности и смыслы, живущие в человеческой душе и составляющие ее «ткани» и «соки». Эзотерическая Медицина вовсе не игнорирует телесных расстройств, более того, гармонизация, просветление и алхимическое преобразование физического тела исцеляемого является целью любого эзотерического врачевания. Но истинная причина любых расстройств лежит в сфере незримого, в сфере скрытых от физического зрения движений энергий и сил. Потому-то Эзотерическую Медицину и называют часто медициной психодуховной, нравственно-энергетической, глубинно-силовой.
На сегодня известны три уровня врачебного воздействия, три степени целительного влияния, отличающихся одна от другой силой и глубиной вмешательства медика в работу организма и теми задачами, которые врачеватель ставит перед собой. Речь идет о симптоматической (паллиативной) терапии, направленной на ликвидацию вторичных следствий, вызываемых теми или иными нарушениями в работе организма, о патогенетической, направленной на исправление работы механизмов функционирования живой системы, ставящей своей целью ликвидацию первичных следствий, порождаемых болезнетворным началом, а так же о терапии этиотропной, направленной на саму причину заболевания.
Эзотерическая медицина стремится к воздействию на причинный уровень уровень развития заболевания. Она избавляет человека от страха и бессмыслия, от слабости и тревоги. Эзотерическая Медицина призвана обустраивать тонкие причинные планы душевной жизни — это тонкая культурная практика, архитектурная динамика картин воображения, музыкальная партитура целебных фантазий. Благодаря глубине и бережности влияния эзотерический медик не только гармонизирует тело человека и освобождает его от бремени структурных рассогласований и дисбаланса живых энергий, но и укрепляет душу, помогает отыскать самого себя и выстроить свою жизнь в соответствии со смыслами, скрывающимися в глубинах сознания.
Следует заметить, что Тайноведение вовсе не игнорирует плотную реальность и физическое тело. Просто им отводится надлежащее место в глобальной картине мира. Просто управление плотным и твердым осуществляется через организующее влияние на тонкое и незримое. К сожалению, большинство современников (по узости сознания и грубости восприятия) помимо плотной физической реальности не ведают никакой другой. В системах же Эзотеризма тысячелетиями изучались закономерности жизни Тонких Планов, организующих существование и людей, и природы. Разумеется, для этого использовались способности наиболее одаренных людей к прямому восприятию реальностей Незримого Мира. Эти люди направленно выявлялись и под руководством опытных наставников культивировали свои таланты. Кстати заметим, что только эзотерику ведома сокровенная мощь и волшебные свойства того наичудеснейшего феномена, что называется современниками «физическое тело». Только знание незримых, не открытых взору профана энергий и структур позволяет проникнуть за завесу очевидности и воспринять безграничную сложность и фантастическую мощь всего того, что сокрыто в атомарно-молекулярных структурах физического тела человека. Впрочем, эта сокровенная тема нуждается в отдельном рассмотрении.
Почему же все-таки медицина эта называется «эзотерической», т.е. тайной, скрытой? Знание это (в его необъятной полноте и трудно вообразимой многосторонности) охраняется до сих пор и будет охранено до Срока наступления на нашей планете Золотого Века. Все, что выдается сейчас и будет выдано в ближайшие десятилетия, представляет скорее призыв, нежели инструкцию, является скорее намеком, нежели перечислением или описанием. Дело в том, что доступ к Эзотерической Медицине могут получить лишь люди нравственно чистые, подвергнувшие себя глубокой переработке в процессе самопреобразования, люди, достигшие определенного уровня понимания, стоящие на определенной ступени эволюционного развития сознания. Эзотерическая Медицина — это не просто профессия. Это — духовное таинство, священное делание, которое в руках нечистых и неопытных способно из благословения миру превратиться в проклятие для живущих. К изучению этого высокого предмета призываются многие, но избираются лишь единицы. Правда, с течением времени их будет становится все больше и больше, но, поверьте, открываться миру в телеинтервью или газетных публикациях они не станут, ибо момент оглашения своей личной причастности к практике Эзотерической Медицины совпадет с моментом потери Силы, потери Права, потери Связи с самой Эзотерической Медициной.
Эзотерические медики исцеляют раз и навсегда. Более того, они лечат многих — и непрестанно. Эзотерический целитель достигает не только глубинной переориентации клиента и преобразования его ценностных и смысловых основ, но и включает человека в неиссякаемые потоки творческой энергии космической жизни. Находясь же в живой связи с Творящим Пространством, человек в определенном смысле может раз и навсегда позабыть о любых заболеваниях — отныне его хранит само Мироздание.
Эзотерическое целительство — это посвятительный процесс, предусматривающий не только коррекцию нарушений и гармонизацию сил и структур, но и включение исцеляемого в Миссиональную Программу. Только знающий, зачем он живет на земле, человек, только имеющий перед собой высокие цели и ясные пути индивидуум, может рассчитывать на прямую поддержку Творца, а значит — располагать неиссякаемыми резервами Космической Мощи. Именно широкое образование клиента по части психоэнергетической гигиены и алхимической профилактики представляет своего рода тайное «ноу-хау» Эзотерического Целительства. Причем обучение это ведется в строжайшем соответствии с конкретной миссиональной задачей данного индивидуума и определяемыми ею особенностями организма и души. Целитель не только врачует нарушения, используя непонятные для современников методы лечения и самые неожиданные приемы восстановления жизненности, но и обучает клиента различным приемам профилактики возможных нарушений и методам самосовершенствования, пригодным лишь для этого человека. Целитель-эзотерик передает человеку целые массивы информации о методах интуитивирования и самозащиты, научает приемам магической трансмутации организма. Целитель в буквальном смысле «пережигает» стереотипы и автоматизмы кармы, запечатленные в телесных и поведенческих клише, «переплавляет» структуры подсознания клиента. В результате достигается не только исцеление тела, но и глубокая системная трансформация нравственно-ценностных и интеллектуально-мировоззренческих установок.
Эзотерическое целительство предусматривает особую парность, совместность, двусубъектность процесса лечения. Эзотерическое целительство — это резонанс душ и диалог организмов, это собеседование двух индивидуумов, происходящее одновременно на всех планах духовного, личностного и телесного бытия. Естественно, в результате целитель что-то жизненно важное воспринимает от клиента, а клиент совершает в своей жизни чудесный поворот. Он переходит в новое качество, он рождается в новую жизнь — появляется новый субъект, новое существо. Потому-то оккультное излечение и рассматривали всегда как процесс посвятительный, при котором клиент включался в назначенные ему энергосистемы Тонкого Мира. Он отдавался «на поруки» новым Водителям, новым Попечителям, которые отныне заботились о его здоровье, питали и очищали его.
Эзотеричность рассматриваемой нами медицины отражена в этимологии термина «ис-целение», созвучного словам «цель», «целостность» и «цельный». Именно воссоединение человека с Господом, Тонким Миром, Космосом, людьми и самим собой рассматривалось как идеальная цель практики психодуховного врачевания. Эзотерический целитель стремился к слиянию тела, ума и сердца своего клиента — он намеренно призывал врачующие Силы Самоорганизации и направлял их в организм самого подопечного, посредством чего наводил порядок и в клетках тела, и в сокровенных уголках души. Как опытный оператор врачеватель наблюдал за перемещением потоков энергии и изменением установок и ценностных акцентаций. В результате же достигался максимальный эффект — из таинственного горнила парной алхимической работы врачевателя и клиента миру являлся Новый Человек, преображенный и телесно, и умственно, и нравственно.

Какая жизнь, такая и медицина

Известно верное, хотя и раздражающее многих изречение: «Всякий народ имеет то правительство, которое заслуживает». Это — выражение всеобщего Закона Соответствия Внутреннего и Внешнего. Психодуховные настроения формируют окружающую реальность, а добровольно принимаемая окружающая реальность соответствует определенным состояниям души. Этот закон применим не только к сфере политики и государственного управления. Он верен и в отношении соответствия конкретной медицинской системы общенародному строю мысли и социальным настроениям.
Когда нечто кажется нам не имеющим никакого отношения к внутреннему, мы склонны на кого-то обижаться и искать мифических виновников нашего неблагополучия. Отсюда — революции и бунты, отсюда же и застой в развитии народного подсознания. Если же действительно глубоко осознать тот факт, что внешние формы жизни лишь отражают то, что у каждого из нас находится внутри, станет понятным, что для изменения всех жизненных реалий, прежде всего, необходимо измениться нам самим. Измениться личностно, индивидуально, внутренне, психологически, духовно. Кстати, именно нежелание менять что-либо в собственном строе мыслей и характере чувств и определяет упрямую застойность внешних форм социального бытия. Общественная жизнь не желает изменяться до тех пор, пока люди не изменились сами. Хотим мы того или нет, но «право первого хода» предоставлено нам самим. И если мы им не пользуемся, то это не дает нам права высказывать всевозможные претензии к членам своей семьи, государственным чиновникам и Господу Богу.
Медицина сегодня представляет совершенно особую сферу жизни. К ней привлечено внимание всего общества — и в то же время ее практически игнорируют. Врачей вроде бы уважают — и в то же время только ленивые не высказываются по поводу их ошибок и просчетов, совершенно естественных в их непростом деле. Ситуация же с засильем фармацевтических препаратов (особенно в развитых странах мира) напоминает старый грустный анекдот. Сидит умудренный чукча на краю обрыва и курит свою трубку. Стоящий рядом друг обращает его внимание на то, что олень-вожак, идущий впереди стада, уже свалился в пропасть. Наш герой молчит. Друг пытается обратить его внимание на то, что за время его молчания свалилось еще пять оленей. Главное действующее лицо истории продолжает молчать. Наконец друг взрывается и заявляет, что в пропасть свалилось все стадо. На что наш герой спокойно отвечает: «Тенденция, однако». И смешно и грустно.
В современной медицине бытует множество официальных и народных суеверий и предрассудков. Несмотря на широкое оповещение людей о побочных эффектах и отрицательных явлениях, связанных со злоупотреблением таблетками, большинство из них продолжает слепо верить в чудодейственную силу фармацевтических препаратов, в их абсолютную необходимость для процесса лечения, в неизбежность приема фармсредств теми, кто действительно хочет стать здоровыми. Несмотря на колоссальное количество убедительнейших доказательств того, что управление психическим состоянием клиента позволяет изменить функционирование (и даже структуру) любого физического органа (или даже системы организма), большинство врачей по-прежнему отказывают психомедицинским приемам в праве на реальное существование, не желая признавать прав методов психологической коррекции, уже доказавших свою эффективность, удобство и относительную простоту. Воистину центральной проблемой современной жизни является обилие предрассудков и суеверий, обилие недодуманного и недорассмотренного. И медицина словно вобрала в себя все «лучшее» из массива социальных стереотипов, словно сконцентрировала в собственных проблемах проблемы всего общества, «тупики» всех сфер жизни — политические, экономические, педагогические и даже сексуальные.
Точно так же, как все равнодушны к проблеме собственности (имеется в виду не зависть или жадность, но чувство ответственности и умение грамотно и рачительно хозяйствовать), точно так же люди практически не интересуются собственным здоровьем. Проблема самооздоровления словно выпала из сферы и повседневных, и стратегических интересов современников. Это самое здоровье оказалось попросту никому не нужной вещью! Несмотря на все заверения и декларации, оно сегодня мало кого интересует, мало кого заставляет трудиться ради своего достижения. И даже если пробуждается интерес к проблеме здоровья, он ни в коей мере не сопрягается с пониманием необходимости внутренних изменений. Люди ищут дипломированных специалистов, чудодейственных экстрасенсов и сверхэффективных «закордонных» препаратов. Но никто не ищет трансформации собственной души, никто даже не пытается связать проблему достижения здоровья с проблемой собственных изменений. Так оно как-то и идет само по себе, как говорил герой нашей истории: «Тенденция, однако».
Есть замечательный анекдот о Ю.В. Андропове, который однажды, будучи чрезмерно раздражен и разгневан очередными проблемами, «созданными» ему диссидентами, заявил: «Нужно побольше колбасы. Наделаем побольше колбасы, наедятся люди — и не будет никаких диссидентов!» Беда в том, что подобный стереотип бытует и среди медиков, и среди широких слоев населения. Все уповают на упорядочивание внешней среды, надеются на то, что, исправив жизнь внешнюю — наладив производство таблеток, увеличив число УВЧ-аппаратов, взрастив гигантскую армию гигиенистов и хирургов, — они надежно защитят себя от болезней и немочей. На наш взгляд — это глубочайшее заблуждение современности. Недаром в хорошо известном всем гимне столь недвусмысленно пелось: «Никто не даст нам избавленья, ни Бог, ни царь и не герой...» Подлинное исцеление происходит лишь изнутри, из глубин очищаемого сердца, из сокровенных источников освещаемого разумом тела. И для того, чтобы начать это внутреннее преобразование, сначала необходимо понять, осознать, т.е. перестать думать о том, что спасение к нам придет извне. Вся жизнь человечества недвусмысленно доказала, что фокусом и рычагом любых изменений является изменение ума, сердца, укрепление совести и расширение сознания:
Не потрясенья и перевороты
Для новой жизни очищают путь,
А откровенья, бури и щедроты
Души воспламененной чьей-нибудь.
   Б. Пастернак.
Сегодняшний кризис медицины в странах СНГ, сколь бы странным ни казалось наше утверждение, может быть назван одним из сокровеннейших узлов, поворотных пунктов, фокусов преобразования всей жизни пост-советского общества в целом. Это мало кем осознается, но на самом деле дело обстоит именно так. Сегодняшний переход от медицины старой, материалистической, к медицине духовной, предусматривающей нравственное усилие клиента и особую чуткость целителя, — едва ли не главное событие нашего времени. Новая медицина — это новый взгляд на жизнь, это новые подходы к решению старых задач, это новая методология к преодолению трудностей. Экологическая катастрофа, патология в государственном управлении, болезненность экономической системы, паралич системы образования и конвульсии политических институтов — все это вполне определенно представлено в проблематике медицины. Все эти проблемы могут быть решены по аналогии с теми подходами и концепциями, которые предлагаются медициной эзотерической. И главным на этом пути является избавление от стереотипов, переход от паралича воли в присутствии трудностей к осознанным и целенаправленным действиям. Это — не метафора, но сокровенная формула дня: фундаментальная переориентация медицины, врачевателей и клиентов не только должна, но и сможет изменить все качество жизни людей.
Подлинное целительство — это непременно самосовершенствование, саморазвитие и самопознание. Наше беспокойное время отличается тем, что люди сначала действуют — и лишь затем думают. В этом — суть всего «советского эксперимента». В то же время кто-то из великих ученых мужей сказал: «Нет ничего практичнее хорошей теории». Ибо без правильного понимания не может быть правильного действия. Без осознания механизмов и причин, повлекших за собой нарушение жизнедеятельности, не может быть грамотного и эффективного управления ситуацией. Эзотерическая Медицина — это законы и правила, техники и приемы, принципы и этические императивы. Эзотерическая Медицина — это не просто теория, это теория-для-практики, это опыт практической работы сотен поколений мудрых врачевателей, это квинтэссенция ошибок и находок талантливейших людей многих эпох. И в этом плане Эзотерическая Медицина действительно способна стать катализатором, ускоряющим процессы трансформации социума в алхимическом процессе «превращения железа в золото».
Мало кто задумывается над тем, что официальные лица с их должностями и учеными степенями своим авторитетом, в общем-то поддерживаемым государством, освящают и пропагандируют массу методов и приемов, которые могут быть названы попросту шарлатанскими. Не будем приводить конкретных примеров — достаточно заглянуть в недавнее прошлое «официальной» (т.е. якобы «научной») медицины, чтобы убедиться в правильности этого утверждения. В некотором смысле медицина представляет собой наиконсервативнейший социальный институт. С одной стороны — боязнь причинения вреда и страх смерти, так или иначе стоящий за каждым больным. С другой стороны — запреты на поиски нового (особенно с сфере теории и методологии), поддерживаемые седовласыми старцами и отучившимися десятилетия назад докторами наук. Удивительный сплав запрета на искания и боязни причинения вреда создает уникальную почву для застоя и незыблемости основ. И именно поэтому, в то время как биология, психология и даже география методологически переориентировались на модели и концепции середины двадцатого века, медики продолжают твердо стоять на мировоззренческом фундаменте века XIX-го. Это уже что-то почти советское: боязнь изменений, развития и ревизии «единственно истинного учения» нарушает процессы жизнедеятельности и обещает привести к тотальному краху. Чтобы это все не случилось, сегодняшней медицине нужна своя «перестройка», своя «демократизация и гласность». Иначе внакладе останутся миллионы и миллионы сегодняшних и завтрашних пациентов.
Как бы там ни было, но дело движется. И сегодня Господь Бог оставил страны СНГ без лекарств и медицинской аппаратуры. Сегодня мы вынуждены делать акцент на развитии психомедицины, на развитии естественных (нелекарственных и нетехнических) приемов диагностики и методов лечения. В определенном смысле на нас сегодня смотрит весь мир. Им «там» намного сложнее «перестроиться» — как говорится, «от добра добра не ищут». У них там навалом лекарств и обилие всевозможной сверхсовременной техники. Нам же Творец дает уникальный шанс поиска новых путей. Нам предоставлена возможность начать все заново — обратиться к целительным силам природы, пробудить спящие способности человеческого организма и вызвать к жизни психодуховное начало в каждом из нас. Поверьте, что открывающееся поле творчества воистину необозримо.
В общественной жизни все связано и неразделимо. Сегодня народы бывшего СССР вступают на путь особой эволюции. На территории бывшего Советского Союза происходит величайшая битва всех времен и народов — битва Хаоса и Космоса, битва Света и Тьмы. Возможно, сегодняшние неурядицы, сколь бы глубоки и серьезны они ни были, — это лишь рябь на поверхности глубокого моря, в глубинах которого происходит таинственное зарождение Новой Расы. И одной из отличительных представителей этой новой расы будет умение использовать техники и приемы Эзотерической Медицины во всем их богатстве и многообразии. Открывающиеся горизонты необозримо широки и просторны. (Даже в пресловутых США студентов-медиков начали систематически обучать психологии только в 80-х годах!) Предстоит соединить достижения экспериментальной физиологической медицины с феноменальными возможностями современных психотехнологий. И этот процесс уже начался. И он идет на наших глазах...

Болезнь как следствие социализации

Как ни странно, подавляющее большинство болезней связано с общественной жизнью людей. Речь идет вовсе не о передаче инфекционных заболеваний от одного человека к другому. Речь идет о том, что совместное проживание людей и проблемы, связанные с ним, являются чуть ли не основным причинным началом в снижении иммунитета, в падении защитных сил организма, рано или поздно приводящим к заболеванию. Рассмотрим этот вопрос подробнее — он заслуживает того, чтобы мы его внимательно изучили.
1. Тотальная машинизация современной жизни, технизация быта и изгнание священных начал из людских представлений, — все это представляется нам одновременно и главными особенностями современной жизни, и основными причинами развития любой патологии. Сегодняшнюю культуру можно смело назвать «профанной» и «поверхностной». То, чем живет современный человек — в принципе не глубоко и не очень серьезно (не то игрушки, не то наркотики, не то нечто «просто вот такое»). Конечно, все это особенно обострено в нашей с Вами жизни, как бы сконцентрировалось на просторах пост-советской цивилизации. Но все это есть и в развитых странах Запада — спешка, поверхностность и неосновательность духовных корней.
2. Всякий человек более или менее четко осознает неминуемое рассогласование индивидуальной (глубинной, личной, интимной) и общесоциальной («всехней») этики. Человек уникален и неповторим, а потому в любой усредненной массе он чувствует себя в чем-то недостаточным, а в чем-то излишним. Всякое среднее вступает в противоречие с индивидуальным, конкретным, реальным. Все это неизбежно порождает чувства стыда и вины, чувства обиды и неудовлетворенности собой и окружающей жизнью. Если эти переживания более или менее эффективно подавляются и вытесняются в сферу неосознаваемого психического, то это вовсе не лишает их активности. Можно сказать даже так: современный человек недоволен собой, недоволен тем, что происходит, именно потому, что ему все время приходится сопоставлять и сравнивать себя с другими.
3. Люди чувствуют, что хаотические энергии и дисгармоничные влияния как бы наваливаются на них, приходя извне, из окружающей социальной среды. Включение в хаотические ритмы производства и стремление жить «как все», то есть поспеть за скоростями и суетой повседневности, неизбежно невротизирует организм. Общество как бы нагружает человека своими собственными ценностями и целями. Индивидуум вынужден все это терпеть и сносить, но его внутренняя природа не может до конца подчиниться жестким социальным реалиям. В итоге человек как бы «нашпиговывается», «фаршируется» и «заражается» сложностями, трудностями и нерешенными проблемами окружающих. Словно некий электрический заряд люди передают один другому накопление своего гнева и раздражения, тоски и печали. И эти заряды «гуляют» по социуму, разрушая все на своем пути, хаотизируя души и события и дестабилизируя упорядоченность жизни. И эти заряды сливаются один с другим и наконец находят самого слабого, накапливаются в его организме и кристаллизуются в форме заболеваний. А заболевший человек чувствует, что справиться с пришедшим злом не может. И в то же время он прекрасно осознает, что все «это» не его собственное, не личное, не им порожденное. И он по простоте душевной, ввиду отсутствия действительного понимания происходящего и недостатка элементарной психоэтической культуры, стремится сбросить уже выросшее и разросшееся в нем болезнетворное «нечто» на родных, на знакомых, в конце концов на врачей. Люди не умеют справляться с этими разрушительными силами самостоятельно. Они как малые дети начинают ныть и пытаются отдать пришедшую к ним проблему медикам. Но ведь и медики — тоже люди. Они сопротивляются — либо передают «это» дальше. Круг замкнулся!
4. Важнейшим патогенным фактором современности, как ни странно, одобряемым (разумеется, не на словах, а на деле и даже поддерживаемым современной ментальностью), является давление родителей на детей. Любому понятно, что большинство заболеваний приходит к нам в раннем детстве, тогда, когда мы слабы и немощны, когда наш организм открыт всем ветрам, а иммунная система и механизмы психоэнергетической защиты находятся в становлении. Известно давно — «где тонко, там и рвется». Детство — болевая точка современности, во всяком случае для пост-советского социума. Именно на детей общество перекладывает свои проблемы и трудности, свои заморочки и недоработки. Ребенок сражается одновременно против трех зол — против педагогов, родителей и сверстников. Педагоги постоянно пристают с какими-то формальными претензиями и наслаждаются атмосферой вседозволенности и авторитарной дисциплины. Дети вынуждены тратить немалые силы на то, чтобы их не злить, чтобы не будить в них зверей, да еще и выполняют при этом массу заданий и требований весьма сомнительной полезности. Родители сбрасывают на детей вообще все что можно — ведь им «разрешено» распоряжаться телами и душами детей по собственному усмотрению. Дети вынуждены адаптироваться и к ним, причем условия этой адаптации настолько сложны и непредсказуемы, что порой жизнь современного ребенка напоминает условия выживания спецназовца в африканских джунглях. Наконец, немалые силы отнимает и приспособление к сверстникам, к их агрессии, просьбам и недовольству. Не приспособишься — окажешься в тупике бойкота, да еще и не на день, а на годы. Все три адаптивные стратегии отнимают силы детей — силы, которые должны были быть направлены на защиту от болезнетворных факторов и выполнение Творческой Задачи Жизни. У ребенка не остается времени и энергии на развитие способностей, самоанализ и усвоение высоких культурных накоплений своего народа и человечества в целом. Вот таким-то образом общество само рубит сук на котором сидит. И нечего тут удивляться тому, что то там, то здесь проглядывают знаки вырождения целых народов!
5. Квинтэссенцией социальных стереотипов, как бы высшим выражением причинного влияния особенностей социального бытия на развитие заболеваний, является монополия представителей официальной медицины на тотальную власть над здоровьем людей. При определенном ракурсе видения официальные медики представляют собой тесно сплоченную секту — со своим негласным уставом, со своей корпоративной этикой и с общим для всех них нежеланием «выносить сор из избы». «Чужаков» они в свой круг намеренно не допускают — для того, чтобы попасть в «свои», необходимо сдать экзамен на лояльность, т.е. пройти через горнило высшего медицинского образования. В этом образовании многое является ненужным или излишним, неправильным, а то и вовсе вредным. Но — канон незыблем: в секту допускают только своих! И вот эти все «свои» создают «свои» правила игры, навязывают «свои» нормы и представления окружающим, лоббируют и процесс формирования медицинского законодательства, и организацию медицинского образования, и проведение стратегических и тактических акций медицинской политики. Очень часто эти люди сами создают болезни — достаточно почитать обо всем, что пишут сами же медики об «иатрогениях» (заболеваниях, так или иначе связанных со словом или поведением врача, как бы «наведенных» врачом, выдуманных или предложенных им пациенту). Заметим, что иатрогений на самом-то деле намного больше, чем может себе представить рядовой обыватель. Иатрогении, если угодно, пронизывают все классы и категории заболеваний. Ибо мысль человеческая всесильна, и всякое слово без особого труда материализуется, о чем многие заболевшие и не подозревают. Естественно, никакого намеренного «вредительства» тут нет. Но положение дел от этого не становится более легким. Причиной же такого хода событий, на наш взгляд, является санкция социума, как бы отдающего представителям официальной медицины все население «на откуп».

Негативные эффекты механического врачевания

Попытаемся кратко оговорить следствия и результаты тотального засилья официальной механистической медицины. Не нужно думать, что автор монографии (кстати, педиатр по образованию) стремится охаять и оклеветать медицину дня сегодняшнего. Просто необходимо огласить следствия примитивизма и упрощенчества, бытующих ныне в медицине, — с тем хотя бы, чтобы предупредить всех неосведомленных о сложностях и трудностях, порождаемых механистическим подходом к целительству. Кстати, в своем пафосе автор не одинок. Чего только стоят популярные в настоящее время народные «лозунги», связанные с медицинским процессом: «Дело спасения утопающих — дело рук самих утопающих»; «Будем лечить или пусть живет?»; «В процессе борьбы организма с лекарством заодно преодолевается и болезнь» и знаменитое «Несмотря на все проведенное лечение пациент все-таки выздоровел!» Для того чтобы «прикрыться» от благородного гнева честно заблуждающихся и искренно неосведомленных поборников высокого имиджа медиков всех мастей и взглядов, автор спешит привести в оправдание своей позиции благодарные, проникнутые теплотой и сочувствием слова, обращенные к врачам 40-х годов двадцатого столетия автором трактата «Эзотерическая Медицина» Алисой А.Бейли: «Неоспоримы успехи медицины и в хирургии в деле улучшения, облегчения участи и выздоровления пациента. Конечно, применяемые методы, такие, как вивисекция животных, могут вызывать страдания. Несмотря на все это, велика людская благодарность медицинской профессии, и услуги, оказываемые ею роду человеческому, в большой степени устраняют зло. Верно, что медики не все знают, так же верно, что есть небольшой процент врачей и хирургов (меньший, чем в любой другой профессии), которые думают только о себе и доверять которым нельзя; правильно и то, что медикам уже известно достаточно, чтобы признать, как бесконечно много еще непознанного. Но столь же бесспорно и то, что это большая, добрая и готовая к самопожертвованию группа людей внутри человеческой семьи. Не забудем этого».
Мы полностью солидаризируемся с автором вышеприведенной цитаты, и тем не менее, кратко перечислим те негативные следствия механического врачевания, которые попросту необходимо огласить хотя бы ради того, чтобы уже сегодня начать преодоление этих зол в будущем.
1. Мало того, что многие современные сильнодействующие средства элементарным образом отравляют организм человека, производят массу побочных действий и сопровождаются практически не изученными на сегодня эффектами влияния на психику. Но ведь они еще и не позволяют серьезно избавлять человечество от тех или иных заболеваний. Естественно, конкретный больной непосредственно после приема лекарственного средства (и в ближайшее время после выписки из стационара) действительно чувствует себя не так уж плохо. Но это вовсе не означает того, что «в Багдаде все спокойно». Примером тому является сегодняшнее возрождение могущества дифтерии и туберкулеза, казалось бы уже преодоленных в недавнем прошлом. Ан нет — микроорганизмы оказались «хитрее» и «выносливее» своих врагов из стана врачевателей. Изменилось положение светил на небосводе, прошло не такое уж продолжительное время — и вновь дифтерия собирает дань среди жителей Санкт-Петербурга и Москвы, и вновь туберкулез завоевывает просторы восточного побережья США. Победа над инфекционными заболеваниями в результате оказалась иллюзорной. Проблемы вернулись. Так что в некотором смысле вроде бы ничего и не изменилось, только «вывели» новые устойчивые штаммы болезнетворных устойчивых микроорганизмов да произвели массу негативных побочных эффектов в организмах представителей нескольких поколений.
2. Механическое врачевание, к величайшему сожалению, концентрирует внимание целителей и их пациентов почти исключительно на физическом теле. Известнейший йоготерапевт Свами Кувалайананда, имея в виду примат психодуховного над телесным и могущество влияния психики на иммунитет, писал: «Проще одеть башмаки, нежели вычистить весь лес от колючек». К сожалению современные пациенты и их целители этого не понимают. Они проявляют удивительное безразличие к проблеме привлечения концентрации и использования Целительных Сил Природы и усердно занимаются тем, что безуспешно и с величайшим рвением «вычищают лес от колючек». Более того, центрация всей проблематики оздоровления на одном лишь физическом теле чревата и более серьезными деформациями практики и сознания. Все-таки для духовно ориентированного человека телесное вторично (хотя и является безусловно важным и принципиально необходимым компонентом жизненного процесса). Все-таки телесное является средством, а не целью, инструментом, а не содержанием, формой, а не смыслом. Не интересующийся ничем иным, кроме проблем собственного тела человек рискует закрыть себе возможности духовной эволюции. Все-таки наиболее мощная, держащая на себе всю жизнь внешней формы, энергия истекает из духовных планов человеческого существа. Нравственно чистое сознание дарует особую напряженность энергий, а ведь любая профилактика — это, прежде всего, обеспечение организма достаточным для защиты от патогенных влияний запасом сил. Истинное спасение от болезней — в повышении уровня психодуховного бытия, в радикальном изменения качества всей жизни. «Вычистить лес от колючек», т.е. избавиться от внешних патогенных факторов, столь же бессмысленно, как и спасать курящего человека от сотен грозящих ему заболеваний, связанных с самим фактом курения. Для достижения же результата ему достаточно просто отказаться от использования табака, а для этого нужно принять сознательное решение о повороте от грязи к чистоте! (Припоминается известный американский анекдот. Одного из воротил заокеанской табачной промышленности спросили, почему он сам не курит сигареты, выпускаемые его собственными предприятиями. Он с улыбкой заметил, что, мол, курение существует только для молодых, для бедных, для черных и для дураков. Сегодняшнее развертывание рекламы американских сигарет на просторах бывшего Советского Союза добавляет в эту формулу еще один элемент — «для советских». Невозможно даже представить себе фантастического многообразия расстройств и нарушений жизнедеятельности организма, связанных с решением человека продолжать курение. А ведь достаточно изменить установку — и всех этих проблем попросту может не быть!)
3. Беда в том, что механическое врачевание (хочет того целитель или нет), воспитывает лень в пациенте — и это представляется нам самым ужасным! Больной не затрачивает сил на излечение, больной пассивен и бездеятелен. Более того, никто попросту не заинтересован в самооздоровлении, в приложении усилий на пути зарабатывания, выковывания, выплавления высокого жизненного потенциала собственного организма. Почему? Все очень просто: ведь любой знает, что в аптеке можно купить таблетку, проглотить ее и выздороветь. Любому известно, что достаточно заплатить требуемую сумму опытному специалисту — и заболевание как рукой снимет. А то и вовсе достаточно включить телевизор, влюбленным взором впериться в светлые очи кудесника-телепсихотэрапэута — и все пройдет, все будет хорошо.
Это великий обман и великое заблуждение — попытка обрести здоровье без усилий и труда. Медицина не бывает бесплатной и вовсе не только по экономическим причинам. В нравственно-энергетическом плане любое выздоровление есть результат огромного труда самого пациента. Нужно научиться быть здоровым, нужно овладеть приемами самооздоровления, нужно регулярно применять на практике усвоенные техники и изученные методы.
Мало того, что механическое врачевание пробуждает лень (родную сестричку матери всех пороков — гордости), бездуховное лечение акцентирует негативное отношение к самой болезни, пациент как бы противопоставляет себя «хорошего» «бяке»-болезни. Тем самым профанируется духовная суть всякого заболевания, его сакральный смысл и высшее назначение. Болезнь уже не воспринимается как проблема и как сигнал тревоги о внутреннем духовном неблагополучии. Болезнь уже не рассматривается как призыв к совершенствованию самого себя и гармонизации окружающей жизни. Болезнь вызывает чувство ненависти пациента к самому себе и чувство зависти к другим. Люди перестают понимать, что у каждого свои болезни, что у каждого свои проблемы и свой путь.
Более того. Большинство современных медиков (неважно, сознают они это или нет) более или менее активно стремятся к насильственному управлению своими пациентами. Используя терминологию Эверетта Шострома, можно назвать современную механическую медицину манипулятивной. Большинство ее методов и приемов направлены на сужение возможностей человека, на уменьшение степеней его свободы. Ему предлагается одно-единственное — механическое — решение создавшихся проблем. Так врач, сам того не подозревая, фактически манипулирует своим пациентом. На истинные причины болезни никто не обращает внимания, ведь все погружены в суетливое и бессмысленное «замазывание» следствий. Медики игнорируют тонкую (сверхфизическую) структуру человека и окружающей среды, болезни «заталкивают» снаружи внутрь, с явленной глазу поверхности в глубины тела и души. Но причины-то остаются неустраненными! Заболевание продолжает жить в организме, так как в нравственном и психологическом отношениях человек остается тем же.
Манипуляционная медицина вызывает удушье, чувство скованности и страха, она запугивает и притесняет клиента. Она навязывает ему безальтернативное решение проблемы, насилует его волю и механически проводит через физиотерапевтические и гипнологические кабинеты. Но, слава Богу, есть и иная медицина — Эзотерическая. Ее задача заключается не в манипулировании клиентом, но в актуализации его скрытых резервов. Эзотерический медик не принуждает клиента слушать себя — он приглашает его к размышлению и сопереживанию. Эзотерический медик вовсе не желает брать на себя всю ответственность за лечебный процесс, он предлагает клиенту разделить с ним ответственность, а значит и идти к цели вместе, взявшись за руки. Актуализационный пафос Эзотерической Медицины заключается в том, что она всегда стремится расширить спектр способностей человека, предоставить ему новые, порой совершенно неожиданные возможности расширения восприятий и углубления пониманий и приглашает наиболее полно реализовать свою уникальную индивидуальность. Конечно, в сегодняшнем мире подобные вещи провозглашать небезопасно — слишком много рьяных приверженцев упрощенной и механически понимаемой медицины. Ну что ж, в утешение единомышленникам и в предупреждение наиболее агрессивным оппонентам хочется привести слова Гарольда Кауфмана: «Время остановить нельзя, хотя в прошлом принималось немало решений, смысл которых сводился именно к этому. Пытаясь оставаться на месте, вы только откатываетесь назад, все больше и больше отставая от движущихся вперед».

Научна ли официальная медицина?

1. Современные ученые до сих пор еще не решили, сколь в действительности научными являются все те теории и факты, концепции и гипотезы, которые они напридумывали до сегодняшнего дня и которые вместе составляют пресловутую «научную картину мира». Ясно только одно — по мере развития современного научного знания последнее все более и более оккультизируется, т.е. сближается с моделями и представлениями как древних, так и современных эзотериков. Раньше всех в ХХ веке это поняли физики и математики, затем к тем же мыслям пришли психологи и синергетики. А вот медиков никак переубедить не удается. Что уж тут поделать, если они хотят быть, как говорится, «святее самого папы Римского». Ясно только одно, современная наука уже настолько близко подошла к эзотерическим дисциплинам, что в ряде мест граница между нею и оккультизмом попросту отсутствует, почти как в остроумной сентенции одного из современных физиков: «И когда ученые, преодолев бесчисленные трудности, поднялись-таки на вершину познания, там их поджидали теологи»...
2. Медицина никогда и не представляла собой научной дисциплины. Современная наука стала образовываться как таковая лишь по издании трудов известнейшего эзотерического философа Фрэнсиса Бэкона («Новый Органон»). Медицина же была всегда и везде. Она существовала и действовала во все эпохи, в любых условиях, так что к тому, что называется сегодня неясным, но напыщенным термином «наука» она имеет весьма далекое отношение. Тем более, в самой экспериментальной медицине и связанных с нею отраслях физики, биологии и биохимии многие фундаментальные вопросы до сих пор не прояснены. Взять к примеру, хотя бы строгие и последовательные математические доказательства реальности существования тонкого (эфирного) тела, сформулированные термодинамиком Н.И. Кобозевым. Этот замечательный физик занимался термодинамическими расчетами состояния молекулярной системы живого мозга и в результате своих исследований пришел к выводу о том, что без наличия некоего тончайшего сверхорганизованного «полевого тела» человек попросту не мог бы мыслить!
Современная экспериментальная медицина развивается достаточно бурно, но ее достижения практически не востребованы. Взять хотя бы колоссальные наработки российских нейрофизиологов и иммунологов по вопросу целенаправленного стимулирования неспецифических защитных систем организма. Получается, что в лабораториях ученые давно уже нашли ключи к управлению процессами, разворачивающимися в организме при заболевании раком. Уже с середины 70-х годов в России известно о панацее от многих злокачественных заболеваний, но к клинической практике это не имеет ни малейшего отношения. Эта самая наука клиницистам попросту не нужна. Спрашивается — какое же отношение медицинская наука имеет к самой медицине?
И еще. Научное знание развивается удивительнейшим образом. Чуть ли не каждые пять лет в корне меняются представления о механизмах жизнедеятельности и причинах развития тех или иных состояний. Научные представления меняются стремительно и неуклонно — но это практически не затрагивает практику целительства (разве что изобретаются все новые и новые, все более и более дорогостоящие фармпрепараты). Правда, достижения науки в немалой степени проявлены в неуклонном разрастании громоздкой классификации болезней и всякого рода нарушений деятельности организма. Но какое отношение это имеет к повседневной практике лечения? Ведь все эти классификации и реестры только запутывают врачей и мешают им видеть живого пациента за мельтешащей совокупностью «научных» определений наблюдаемых симптомов.
3. Основным аргументом, позволяющим нам утверждать, что медицина весьма далека от бытующих в современном мире представлений о научности, является тот факт, что на сегодня в реальной медицинской практике бытуют сотни всевозможных подходов — и большинство из них «работает»! Что ни медик — то уникальная система. Что ни врачебная школа — то свой особый спектр допущений, оговорок и предположений как о причинах, так и механизмах развития заболеваний. Одни лечат скальпелем, другие примочками, третьи словом, четвертые мантрами да цветом — и все это «работает»! Мы беремся утверждать, что нет и не может быть никакой реальной связи между лабораторными экспериментами и живым клиническим опытом. Медицина — это искусство, это вдохновение вперемешку с наитием, художественный вкус пополам с наметанным глазом. Медицина — это мастерство, ремесло, опыт и дух изобретательства. Ситуация коррекции всегда уникальна и неповторима. Любая диагностика настолько конкретна, что попросту не укладывается ни в какие схемы и априорные предположения. Живой практический опыт всегда значительно шире любых наукообразных обобщений и убогих построений формального рассудка. Медицина — это сплав живого созерцания, личного опыта и творческой интуиции. Медицина не может быть замкнута в рамках ограниченных логических посылок научных теорий. Медицина — это сакральное действо. Целительство — это дар Божий. Врачевание — это неизменно что-то от Господа, во всяком случае — явно «не от мира сего»!

В каких формах «скрывалась» Эзотерическая Медицина?

Мы уже касались вопроса о том, что уход Эзотерической Медицины с исторической сцены произошел одновременно с началом механизации мышления и формализации человеческой жизни, т.е. в связи со становлением современной технократической цивилизации. Фактически же начало этого процесса связано с последними веками существования разваливающейся Римской Империи, т.е. с тем временем, когда из Европы исчезли Мистерии.
Профанация мистериального знания и постепенное забвение значения ритуала и роли внутреннего в укреплении связей между Небом и Землей сопровождалось падением нравов и профанацией древних знаний. Но, подобно тому, как Мистерии Древности продолжали «подземной рекой» течь в толще западноевропейской культуры, сохраняясь в практиках тайных обществ и эзотерических орденов, точно так же и Эзотерическая Медицина в своих основах продолжала существовать на окраине поля общественной жизни.
Сегодня все «скрытые» формы Эзотерической Медицины называются презрительно «парамедициной». Но не забудем, что латинскому переводу приставки «пара» (имеющей смысл «около») противостоит санскритский перевод этих четырех букв. Последний же недвусмысленно указывает на значения «высший» и «стоящий над».
Эзотерическая Медицина сохранилась до наших дней в форме всевозможных маргинальных практик целительства. Под ее знаменами в последние века объединялись все убежденные противники механицизма и примитивизации. Еще недавно «гипнотизм» и пресловутый «месмеризм» имели чуть ли не ругательное значение. Гомеопатия была поводом для хихиканий и насмешек, а всевозможные колдовские практики, содержащие рациональное зерно эзотерических технологий, и вовсе рассматриваются как бессмысленные, если не преступные. Повторяем еще раз: ни одна из ветвей Эзотерической Медицины, будь то врачевание вибрациями, лечение водопадами или практика использования живой силы прорастающего зерна, ни на год не угасала, живая традиция не прерывалась. Просто до поры до времени Эзотерическая Медицина ушла в глубины — для того, чтобы в урочный час вернуться и быть принятой благодарным человечеством. И вернуться вовсе не для того, чтобы «насолить» медицине внешней и формальной. Просто «подземная река» вновь выходит на поверхность земли, чтобы явить свои целебные воды лучам животворного солнца, — и синтезом горнего и подземного, алхимическим сплавом космического и матерински земного напитать иссушенную землю, полную страданий, стенаний и бед. Будем же благодарны Эзотерической Медицине за ее неиссякаемую жизнеспособность и животворное всемогущество. Будем благодарны и тем, кто, несмотря на насмешки невежд и ярость завистников, сохранил в своем сердце веру в истинность собственных убеждений и довершил свой жизненный подвиг, пронеся ее сквозь тьму невежества людского, передав ученикам и последователям негасимый светоч Священного Знания. Воистину священного, ибо целью Эзотерической Медицины, этого Благодеяния Небес, является Великое Делание, алхимическое преобразование человека животного в человека сознательного. И если где-то и когда-то Эзотерическая Медицина хоть сколько-нибудь, хоть в ком-то достигает цели своего предназначения, то уже одно это придает этому знанию ореол торжественности и священной красоты.
вверх