Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Владиславу Зеноновичу Солоухину — замечательному писателю и мудрому целителю — с глубоким уважением и сердечной благодарностью посвящается.


Предисловие

Мыслитель никогда не выдумывает ничего нового, он лишь по-своему расставляет акценты.
Александр Тихомиров


В наш век бурного научно-технического прогресса на человека обрушивается лавина научной информации, разобраться в которой не под силу даже самому любознательному эрудиту. Десятки тысяч монографий, сотни тысяч сборников, миллионы научных статей самого разнообразного содержания издаются из года в год во всех странах мира.
Как сориентироваться в этом потоке? Как отыскать самое нужное, самое интересное, применимое в повседневной жизни человеку, далекому от исследовательской научной работы, но желающему «быть в курсе» и пользоваться благами научно-технической революции?
Одним из ответов на этот вопрос и является существование научно-популярной литературы. Она знакомит читателя со всем тем, что открыто в мире, что известно узким научным кругам, причем сложные данные научных исследований передаются в доходчивой, легко воспринимаемой форме. Авторы научно-популярных изданий терпеливо и скрупулезно отбирают из всей лавины сведений в той или иной области научного знания самое интересное, самое важное, самое полезное — именно то, что необходимо знать каждому современному человеку, испытывающему жажду познания.
Особое место среди научно-популярных изданий занимают книги по медицине. Медицинские знания всегда были привилегией ученых-врачей. Но каждый человек должен знать наиболее существенное о своем собственном организме, о правилах и приемах гигиены и методах самооздоровления, о здоровом образе жизни. Знать хотя бы потому, что это знание попросту жизненно необходимо каждому.
Автор книги, предоставляемой вашему вниманию, по образованию — детский врач. Также он занимается практической астропсихологией, одной из отраслей древней науки о связи человека и Космоса. С 1989 г. в Минске им читается цикл лекций по прикладной психоэнергетике «Ключ к тайнам самосовершенствования». В 1990 г. впервые в республике был прочитан курс астрологии личности.
Главную свою задачу Константин Сельченок видит именно в популяризации древних и современных знаний о человеке, о его организме и душевном мире. Долгие годы он занимается доведением представлений древних до умов и сердец всех, кто действительно интересуется этим.
О своей работе Константин Сельченок говорит так: «Никто не винит земледельца в том, что семена ему даны Природой, земля сама вынашивает растение, а благодатное Солнце вливает в зреющие плоды свои силы. Никто не предлагает строителю самому выращивать деревья, из стволов которых он вытесывает бревна для своей будущей постройки. Тот, кто составляет мозаичную картину, не всегда сам изготавливает цветную смальту, осколки которой ложатся в будущее панно. Но ведь от этого ценность их работы нисколько не уменьшается. И в лекциях, и в своих книгах я лишь сооружаю картину из сотен фактов и открытий, сделанных моими предшественниками и современниками. Все мои работы, разумеется, составлены из результатов прекрасных трудов сотен авторов и исследователей — современных и древних, восточных и западных, отечественных и зарубежных. В конце концов, даже мысли, направляющие сооружение постройки работы и оформляющие общую картину изложения, — ведь они тоже не мои, ведь откуда-то они приходят в мою голову! И потому я благодарен своим великим предшественникам, позволившим мне осмыслить главную проблему культуры и цивилизации — проблему Человека».
Если вспомнить, еще Мишель Монтень замечал, что его знаменитые «Опыты» есть лишь собрание мыслей великих мыслителей прошлого. Своей он признавал лишь ленточку, перевязывающую букет, составленный из взращенных другими умами цветов мыслей.
Итак, приглашаем читателя к знакомству с книгой-гипотезой, книгой, полной порой спорных, порой вовсе непривычных обобщений и выводов из уже давно известного ученым. Ну что ж, о том, как она написана, судить читателю. Вместе с тем, эта работа стоит того, чтобы с нею ознакомились и ученые-медики, и практикующие врачи, и студенты, и вообще все те, кому небезразлична медицина. В конце концов, вся ответственность за содержание работы целиком лежит на ее авторе.

Введение

Из прекрасных камней прошлого сложите ступени грядущего.
Николай Рерих

Нет науки, более близкой жизни каждого человека и в тоже время более сложной, постоянно развивающейся и потому не всегда доступной пониманию непрофессионала, чем медицина. Интерес к медицине, равно как и к ее истории, никогда не был так велик, как в последние десятилетия.
Изменения в жизни общества всегда сказываются и на состоянии медицинской науки. Все, что происходит с человечеством в его историческом движении ко все большему пониманию законов, управляющих природой и людьми, неизменно отражается на теориях медицинской науки и на практической системе.
В 20 веке произошли существенные изменения в развитии научной мысли, в том числе и в медицине. Успехи научно-технического прогресса облегчили возможности диагностики и лечения. Столь развившаяся во второй половине нашего столетия химиотерапия, безусловно, явилась серьезным вкладом в современную лечебную практику. Однако применение синтетических лекарственных средств не смогло радикально разрешить некоторые актуальнейшие проблемы медицины, в частности, причинной терапии большинства внутренних болезней, нервно-психической, наследственно-генетической и эндокринной патологии, лечения злокачественных опухолей и большинства разнообразных аллергозов и дерматозов. Кроме того, неприспособленность организма человека к создающимся ежегодно новейшим химическим препаратам обусловила значительный рост осложнений от лекарственного лечения.
Во второй половине 20 века мышление врача приобрело черты растущего техницизма и машинизации. Многие врачи стали отдаляться от больного как от целостной личности. Возникновение новых узких специальностей акцентирует внимание врача на состоянии отдельных органов в ущерб интересу к единому, целостному организму, к индивидуальным физиологическим и психическим особенностям пациента.
С преобладанием технократических тенденций в мировоззрении медиков в среде врачей развернулось широкое движение против такой односторонности в подходе к больному, против сведения обследования больного к механической сумме лабораторных анализов, против сведения индивидуального лечебного процесса к стандартному, однотипному набору разрозненных лечебных процедур.
Вполне оправданными представляются попытки выдвижения, наряду с врачом-специалистом, преобладающей роли врача, интегрирующего различные специальности, а также учитывающего сложные факторы окружения пациента. Одной из таких попыток являются усилия по формированию диспансерного врача и врача семейного. Однако пока нельзя утверждать, что эти пробы успешны.
Вряд ли проблема формирования «интегрального специалиста» может быть разрешена путем простого суммирования врачом знаний из различных разделов необъятной медицинской науки. В тупик специализации медики попали в результате технизации собственного мышления, из-за принятия представлений о человеческом организме как о сумме взаимодействующих анатомо-физиологических систем, каждая из которых, на первый взгляд, кажется понятной и вполне изученной. Поэтому и выход из сложившейся ситуации необходимо искать в изменении самых общих — мировоззренческих — посылок в мышлении врача.
Где же выход? Существует ли альтернатива? Есть ли иная логика мышления, позволяющая обрести целостный взгляд на природу болезни и пути исцеления человека?
Современная научная медицина сложилась как система представлений о причинах болезней и методах излечения сравнительно недавно — каких-нибудь 150-200 лет назад.
Однако, кроме научной медицины, в сокровищнице общечеловеческих знаний сохранились еще два вида медицинских систем — медицина народная, существующая в устной традиции и привязанная к определенному географическому региону, и медицина традиционная, сохранившаяся и развиваемая в письменных памятниках. Последняя отличается от народной медицины именно четко сформулированными концепциями, отличными и от теорий современной научной медицины.
В прошлом существовало множество оригинальных школ традиционной медицины: индо-тибетская, китайская, арабская, салернская и другие. При всех внешних различиях и национально-историческом своеобразии отдельных школ их наиболее общие представления о болезни и ее лечении фактически тождественны. Именно традиционные медицинские схемы с их представлением о человеке как о едином психофизическом целом, неразрывно связанном с жизнью Природы, по-видимому, могут оказать своего рода оплодотворяющее влияние на самый стиль мышления современных медиков.
В противовес современной научной медицине, являющейся по своему происхождению западноевропейской медицинской системой Нового Времени, традиционную медицину принято называть восточной. Причем ввиду явной общности мировоззрения медиков различных традиционных систем прошлого в дальнейшем под термином «восточная медицина» мы будем понимать не только традиционные системы Тибета, Индии, Китая и Арабских халифатов, но и медицину Передней Азии, Древнего Египта и даже Эллады. Мы постараемся показать, что мировоззрение таких признанных «отцов» современной медицины, каковыми считаются Гиппократ, Гален и Парацельс, намного ближе традиционным системам Древнего Востока, нежели современным медицинским теориям.
Традиционные системы медицины, в частности, индо-тибетская и китайская, в настоящее время в ряде стран Азии успешно сосуществуют с медициной научной. Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), например, в Шри-Ланке в области традиционной медицины практикуют более 16 тысяч специалистов. В этой стране традиционная медицина удовлетворяет основные потребности в области здравоохранения примерно 70% населения.
Не менее успешно развивается интеграция древней медицины с системами служб общественного здравоохранения в Индии. Благодаря разумной политике государства там сейчас широко признаны такие медицинские системы, как Аюр-Веда, Сиддха, Упани и Йога. Их изучение включено в учебные программы медицинских учебных заведений, в том числе университетов и медицинских колледжей. В Индии насчитывается более 500 тысяч практикующих врачей в системе народной и традиционной медицины. Их квалификация различна — от специалистов с университетским дипломом и даже со степенью доктора медицины до лекарей, освоивших приемы и получивших знания в процессе ученичества у признанных представителей традиционной медицины.
В современной науке отношение к системам вненаучной медицины в последние годы радикально изменилось. В настоящее время в ряде университетов Америки и Европы открыты кафедры по изучению народной и традиционной медицины. Специалисты полагают, что в медицинских системах, дошедших до нас из глубокой древности, таится немало ценного и рационального. Многие ученые не без основания надеются именно в этой кладовой знаний отыскать средства и методы лечения тех недугов, которые не поддались «натиску» химиотерапии в последние десятилетия.
Начиная с 1972 года Всемирная Организация Здравоохранения энергично поощряет изучение народной и традиционной медицины. Особое внимание уделяется исследованию наследия восточной медицины. Исполнительный Комитет ВОЗ в 1975 году и Всемирная Ассамблея Здравоохранения в 1977 году приняли специальные резолюции по усилению исследовательских работ в области народной медицины. Рекомендовано активизировать исследования самых различных аспектов древнего медицинского наследия, что крайне важно для понимания восточной медицины как целостного феномена культур прошлого.
Предполагаемая комплексная исследовательская работа, согласно рекомендациям ВОЗ, должна вестись в направлении:
1) изучения деятельности практиков народной медицины;
2) изучения систем народной медицины, процедур, методик, технологии и основных принципов;
3) изучения лекарственных растений, средств и болезней;
4) оценки терапевтических программ;
5) изучения оздоровительных, санитарно-просветительных и профилактических мероприятий;
6) изучения метафизических и вненаучных представлений, космологии и астрологии, парапсихологии, гипноза, религиозных заклинаний и медитации;
7) изучения путей развития кадров, влияния и использования служб здравоохранения.
В нашей книге делается попытка обрисовать в самых общих чертах контуры мировоззренческой системы древних медиков. Этот аспект изучения медицинских систем прошлого в настоящее время практически остался вне сферы исследований народной и традиционной медицины.
На протяжении долгих веков наблюдения за больными людьми практические результаты лечения накапливались и обобщались в стройных теоретических моделях. Медики постепенно вырабатывали методы распознавания болезней, позволяющие строго индивидуализировать подход к конкретному пациенту.
Впоследствии эти «вненаучные» модели, полученные на основании обобщения фактов лечебного процесса, легли в основу системы принципов и правил диагностики и выбора лечебной стратегии. И все эти «вненаучные», т.е. отличные от более привычных для нас, современных, модели организма просуществовали многие века, удовлетворяя практические нужды врачей.
Перед наукой сейчас стоит серьезнейшая задача — творчески оценить многовековой опыт древней медицины Востока, взять все разумное и полезное в арсенал медицины будущего. Однако, как гласит народная восточная мудрость, полагаться только на опыт — значит иметь в виду только пищу, забыв принять в расчет необходимость пищеварения. Поэтому необходимо провести на самом современном уровне исследования методов восточной медицины, попытаться научно интерпретировать их результаты.
Предоставляемая вашему вниманию книга — лишь попытка разрешить проблему постижения древней восточной медицины, своего рода введение в проблему, поэтому она и представляет собой мозаику, составленную из отдельных очерков-глав. Мы надеемся, что эта работа будет интересна не только медикам, но и всем, кто интересуется историей медицины и современными научными представлениями об организме человека и его связях с Природой. Возможно, кто-то отыщет в ней ответ на извечный вопрос человечества: «Что я должен сделать, чтобы быть здоровым?»
В заключение хочется привести слова Шарля Огюстена Сент-Бева: «В том, что мы пишем, всегда или почти неизбежно три четверти неточны, неполны и нуждаются в поправках, что и дает поводы для придирок недоброжелательным читателям. Но кто же пишет для недоброжелательных читателей?»
вверх