Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Изобретательство ценностей

методическое описание креативного урока

Настоящая работа содержит подробное разъяснение принципов и схем проведения уроков аксиологического творчества. Материал организован нами так, чтобы его развитие мог продолжить любой педагог, научившийся использовать собственный дар. Сама природа аксиологического творчества не терпит схем и шаблонов, а потому настоящая работа представляет собой скорее демонстрацию идеи, нежели разъяснение пошаговых коммуникационных операций. Уважаемые коллеги, вчитайтесь и вдумайтесь в предлагаемый Вашему вниманию текст, и перед Вами откроется новое направление творческой работы с детьми. Ничего неожиданного в нем нет. Полагаю, что о подобном подходе к воспитанию мечтали многие.

Идея ценностного изобретательства

Современность ставит перед учителями множество проблем и вопросов, связанных с управлением поведением школьников. В большинстве случаев ввиду отсутствия эффективных технологий контроля и научения, позволяющих результативно прививать нормы поведения в школе, особым «успехом» пользуется авторитарный стиль директивного назидания и запретительства. Поведение ребенка ограничивается внешними разрешениями и ограничениями, не связанными с механизмами глубинной саморегуляции активности.
Все чаще и чаще педагоги забывают о так называемой «вертикальной модели управления поведением», с которой все они были ознакомлены за время обучения в вузе. Речь идет о следующем порядке естественной организации контроля внешней активности. Поведение человека определяется движущими мотивами, которые, в свою очередь, лишь косвенно связаны с потребностями. Потребности могут рассматриваться лишь как своего рода формальная система предпочтений, реализуемая в структурах целевой матрицы.
Движущие мотивы определяются взаимозависимыми целями, которые субъект (самоактивно или под давлением окружения) ставит самому себе. Сами же цели причинно определяются не столько динамикой внешней среды и сиюминутными потребностными тяготениями, сколько укоренившейся в глубинах психики (осознаваемой в большей или меньшей степени) системой ценностей, то есть значимых смыслов и высокоактуальных отношений. Ценности же, в свою очередь, конкретизируют высшие идеалы, которые незримо присутствуют в психическом мире каждого человека, хотя детьми (да и многими взрослыми) вербализуются достаточно редко. Вне зависимости от ясности осознания ценностей и идеалов, именно они, в конечном счете, организуют внешнюю активность индивидуума, являясь своего рода «стратегической картой» его жизненного маршрута.
Таким образом, проблема управления внешним поведением естественно сводится к задаче формирования системы ценностных предпочтений и идеальных стратегий. Разрешению этой проблемы и посвящена настоящая работа, в которой излагается один из возможных подходов к стимуляции ценностного творчества детей. Трудность воспитания как такового заключается в невозможности прямой трансляции ценностей и идеалов в психику ребенка. Эти надвербальные конструкты эффективны как регуляторы поведения лишь в том случае, если они выработаны индивидуумом самостоятельно, а не привнесены извне насильственно и механически.
Современники, несмотря на многочисленные заявления прогрессистов, все же существенно отличаются от людей далекого прошлого. Последние в большей или меньшей степени были интегрированы в разветвленную и слаженно функционирующую систему социокультурных ориентаций и руководствовались развитой системой ценностных установок и идеальных стратегий. В настоящее время в силу ряда обстоятельств внимание к ценностному воспитанию практически исчезло, а потому выстраивание ансамбля идеалов и ценностей в большинстве случаев пускается на самотек. Подобное отношение к развитию высших регуляционных систем психики не могло не привести к негативным последствиям. Произошла повальная «манкуртизация» (Ч. Айтматов. «Буранный полустанок») и «гипнотизация» (сновидность и неуправляемость, механичность и равнодушие) современных детей. Ценностный уровень организации психики остался в забвении, из-за чего детская душа лишилась стержня, опоры, фундамента.
Можно спорить о причинах, приведших к созданию описанной выше ситуации. Некоторые специалисты утверждают, что на протяжении последних десятилетий во всем мире была развернута широкомасштабная «семиологическая война», в ходе которой целенаправленно разрушались ценности и идеалы людей, что существенно облегчало манипулирование ими теми, кто в этом был заинтересован. Ряд знатоков оперирует термином «энтропийная эпидемия», под которым понимается спонтанная хаотизация психического мира людей, приводящая к потере ими высокозначимых ориентиров и утрате эффективных жизненных стратегий. Как бы там ни было, современные люди в существенной степени «горизонтализированы» и «атомизированы».
Горизонтализация акцентирует момент утраты эффективной саморегуляции в вертикальной схеме управления поведением «мотив-цель-ценность», в результате чего люди стали принимать за цели средства жизнеобеспечения и условия достижения банального комфорта (карьера, деньги, безопасность, удовольствия, развлечения). Атомизация опять же явилась следствием разрушения ценностного ансамбля (как отдельного человека, так и целых социальных групп), в результате чего человек оказался выхваченным из общесоциального контекста и оторванным от привычных, родовых и культурных связей.
Ценностные конструкты представляют собой очень сложные психологические образования, об автономной жизни которых мало кто из механистически ориентированных психологов догадывается. В определенном смысле ценности могут быть причислены к разновидности архетипов коллективного бессознательного, приближенных к сфере индивидуальной психики в процессе интуитивного осмысления тех или иных значимых ключевых терминов. Дать определение ценности попросту невозможно, так как она воспринимается человеком сугубо интуитивно, как некий конгломерат образов и представлений, связанный с ярким энергетическим состоянием. Примерами такого рода ключевых слов могут быть «родина», «мать», «дом», «любовь», «совесть». Но если нельзя о ценности ничего конкретного рассказать, ибо это вряд ли поможет установлению интуитивного контакта индивидуума с тем или иным архетипом, то можно спровоцировать самостоятельное размышление над рядом ключевых слов, связанных с ценностным переживанием. Фактически речь идет о системном описании смыслового (семантического) ареала ценностей, выражаемых синонимическим, аллегорическим и метафорическим рядами.
Внешняя вербализация является лишь средством стимулирования интуитивных процессов понимания, «запускаемого» восприятием тех или иных слов. В основе же миропредставления лежит так называемая «основная символическая система» — ценностная языковая матрица, накладываемая на потоки восприятий подобно координатной сетке. От разветвленности и структурированности индивидуальной символической системы зависит эффективность ориентации человека в социокультурной и природной среде, а также качества и интенсивность процесса переработки информации.
Элементы (фокусы, узлы) символической системы в процессе воспитания не могут быть переданы прямо, то есть механически, о них можно лишь намекнуть, их можно подразумевать, на них можно указывать. Для этого и проводятся уроки ценностного изобретательства с использованием синонимических, метафорических и аллегорических рядов, связанных с тем или иным фокусом понимания.
К примеру, само слово «родина» ни о чем существенно малышу не говорит, но будучи последовательно связываемо с десятками жизненно важных значений и терминов, со временем оно репрезентирует (представляет) целый комплекс переживаний, обладающий для человека колоссальной значимостью. Взращивание таких ценностных конгломератов и является главной задачей уроков аксиологического изобретательства.
Предлагаемая методика основана на идеях нерепрессивной педагогики, которые кратко выражаются формулой: «Все ценное для себя ребенок должен отыскать сам; педагог — консультант, но не назидатель». Как уже сказано, ценностная матрица создается индивидуумом вполне самостоятельно и спонтанно, хотя в целом этот процесс должен направляться извне и стимулироваться недирективными влияниями учителя.
Невозможно ни в двух, ни в двухстах словах рассказать ребенку о том, что для него значимо и ценно. Но в процессе доброжелательного диалога, длящегося годами, можно оказать ему помощь в углублении понимания ключевых терминов и освоении высших регистров смыслового диапазона психики.
Понятно, что предлагаемая методика фактически относится не столько к идеологическим, сколько к поэтическим и литературным дисциплинам. Аксиологическое изобретательство становится возможным лишь при активной стимуляции художничества, сказкотворчества и смыслогенерации, высокой склонностью к которым обладает практически каждый ребенок. Задача педагога — отказавшись от давления и понукания, мало-помалу вскрывать поэтический дар, живущий в сердце каждого малыша, и направлять течение творческой энергии в русло обсуждаемой жизненной ценности.
Осуществляемое на уроках ценностного изобретательства раскрепощение детей, которое происходит совершенно естественно в процессе групповой медитации, кроме всего прочего имеет немалую оздоровительную ценность. Тело и психика взаимосвязаны столь плотно, что практически любое изменение в одной из этих сфер приводит к тем или иным кооперативным изменениям в другой. Тесная обувь способствует снижению настроения, а грубый окрик порой может привести к острому респираторному заболеванию. Связи эти очень прочны, но мало кем учитываются.
Высвобождение креативного потенциала ребенка на уроках ценностного изобретательства, по нашим наблюдениям, улучшает его самочувствие и способствует повышению напряженности иммунитета. Во всяком случае, время от времени погружаясь в атмосферу доброжелательного творческого обсуждения, дети чувствуют себя настолько раскованными и свободными, что это не может не сказываться на гармонизации психофизиологических процессов регуляции гомеостаза. К тому же со временем педагоги осваивают выработанные самостоятельно техники поощрения и одобрения детского творчества, что служит дополнительным стимулом позитивной мотивации, неизменно сказывающимся не только на настроении, но и на самочувствии.
На уроках ценностного изобретательства очень важно с самого начала провозгласить отказ от нормативности в подходе к оценке тех или иных изобретенных и найденных смыслов. Креативный урок — это совместное радование в пространстве свободы, возможность самовыражения (в поиске ролевых стереотипов отыгрывание незавершенных напряжений и неосознаваемое изложение наболевшего) и поиск истины в самом себе. Урок этот не только радует и раскрепощает, но и реально энергетизирует ребенка, позволяя ему ощутить свою творческую состоятельность и жизненную полноценность.
Ребенок не должен бояться возможной неудачи в оценке материалов его спонтанности, а потому необходимо сразу утвердить принципиальную безоценочность отношений как между педагогом и детьми, так и между самими детьми. Очень важно отказаться от нарочитого стимулирования соревновательности. Скрытое позитивное мотивирование достигается переключением внимания с результата (количество найденных смыслов) на процесс (гармония атмосферы сотрудничества).
Не следует бояться время от время возникающих пауз и задержек, нет никакой необходимости устанавливать жесткий ритм проведения урока и принуждать детей к более активной генерации значений. Время от времени педагог должен нарушать установившееся течение психологического времени коллектива, привлекая внимание детей к найденным неологизмам и подробно рассматривая неожиданные понимания тех или иных терминов. Очень важно сразу установить доверительные и партнерские отношения между детьми, разъяснив, что никакой такой особой цели у урока нет, а главной задачей его является достижение радости группового творчества и гармонии психоэмоциональной атмосферы.
Фактически Вы предлагаете детям исследовать уже известное, содержащее в себе нечто скрытое, тайное и неявное. При этом допускается полная свобода поиска самостоятельных объяснений и право задавать педагогу любые вопросы. Истинной целью урока является высвобождение интуиции, прояснение смыслов, сокрытых за поверхностью будничных понятий, активное выдумывание нового по поводу уже хорошо известного.
Чем ненавязчивее провозглашена явная цель занятий — свобода творчества и право высказывать любую точку зрения, тем скорее будут достигнуты скрытые цели, а именно: повышение уверенности детей в себе, медитативное углубление в привычные темы, спонтанное разрешение внутриличностных конфликтов в процессе активизации интуиции, гармонизация отношений с педагогом, укрепление иммунитета как следствие снятия репрессивных ограничений, оценок и нормативов.
Детям следует предоставить право пояснять и интерпретировать собственные находки. При этом очень важно различать явные и скрытые сообщения, последние будут касаться страхов, тревог, затруднений, напряжений и опасений самого говорящего. Ввиду последнего, необходимо с самого начала оговорить обязательность охранения тайны группового обсуждения. Это создаст известную доверительность, параллельно сплачивая класс.
Излишне активных следует ненавязчиво сдерживать, мягко предоставляя возможность высказаться менее темпераментным детям. В то же время не следует забывать о неявном обучении внешне пассивных учащихся. Сам факт присутствия в классе в момент обсуждения той или иной ценностной темы уже способствует активному размышлению над поставленной жизненной проблемой, причем интенсивность внутреннего диалога слушающего весьма поверхностно связана с его активностью как выступающего. Не исключено, что отказывающиеся от открытых высказываний своих позиций дети будут усваивать тему гораздо глубже, чем те, которые будут говорить без устали.
В связи с этим следует очень осторожно подойти к поощрению лучших ответов. Скорее, необходимо установить приз (какой? об этом должен подумать весь класс) за лучший вопрос, обращенный к учителю в связи с рассматриваемой темой. Это поможет педагогу основательнее готовиться к занятиям и в то же время предоставит детям возможность достаточно активно вступать во взаимодействие с учителем.
Педагог в групповом обсуждении ценностей должен взять на себя роль группового психотерапевта, на равных сотрудничающего с детьми. Его задача сводится к буферированию конфликтов и бурных несогласий детей друг с другом, преодолению кризисов и затруднений, возникающих в процессе обсуждения, а также к наблюдению за избирательностью интереса детей, которое может дать ценную диагностическую информацию по принципу «у кого что болит, тот о том и говорит».
Не следует забывать о роли юмора в недирективном управлении творческой динамикой класса. Всеми силами следует избегать ранжирования детей по талантливости и уровню личной активности; в конечном счете, обсуждение должно носить именно терапевтический характер, что определено самой целью ценностного изобретательства (метастратегическое программирование личностной активности). Успехом урока можно считать коллективное нахождение неожиданных смыслов и значений, а также поддержание благоприятной творческой атмосферы и успешное преодоление возникших конфликтов.
Неудачи в обсуждении ценностей практически невозможны, так как нежелание детей обсуждать тот или иной вопрос как раз свидетельствует о необходимости более тонкого подхода к этому обсуждению и обязательности возвращения к этой теме вновь и вновь. Пока не достигнут взрывной эффект радования и пробуждения интуиции хотя бы у нескольких учеников в классе, урок завершенным считаться не может, а потому к нему следует возвратиться через несколько месяцев и организовать предъявляемый семантический материал по-новому, предоставляя детям следующую попытку проникновения в неосвоенную смысловую сферу.
Очень важно научиться коллекционировать «сухой остаток» урока, то есть из найденного и обретенного, что может быть зафиксировано в слове или образе. Целесообразным можно считать создание альбома ценностных изобретений, а также ведение педагогом дневника, в котором будут фиксироваться замечания и наблюдения за поведением и раскрытием детей. Именно работа над альбомом и дневником (создание своеобразного «музея класса») позволит как педагогу, так и самим детям самостоятельно изобретать новые тематические планы обсуждений, символически представляя в темах бесед о ценностях текущие проблемы школы, проблемы класса и проблемы отдельных учеников.
Таким образом, изобретение ценностей может со временем превратиться в эффективный процесс групповой психотерапии класса, что позволит решать не только воспитательные, но и сугубо организационные проблемы.

Общая схема урока

Вступительное слово об обсуждаемой ценности

Назвав тему группового обсуждения, педагог должен рассказать о привычном восприятии этой ценности в обществе («обычно считается, что родина — это...»), а также о высоком понимании предлагаемой для обсуждения темы («мудрые люди полагают, что родина — это...»). Полярно разгруппировав профаническое и сакральное в понимании темы, педагог задает ориентацию поиска, неявно определив пошлое и возвышенное, примитивное и глубокое, банальное и культурное в понимании рассматриваемой ценности. Чем ярче будет проведена эта поляризация возможных отношений к теме, тем естественнее ученики включатся в процесс обсуждения.

Описание смыслового пространства ценности

Используя синонимический, метафорический и аллегорический ряды, а также привлекая образные ассоциации и перечисление антонимов, педагог фактически описывает семантический ареал рассматриваемого термина. Тем самым он задает рядом значений направления и пределы свободного поиска толкований и интерпретаций. Естественно, данный перечень ни в коем случае не является ограничивающим творческие возможности детей, напротив, в ходе урока учащиеся должны выйти за указанные пределы и связать с рассматриваемым понятием столь далекие образы, синонимы и термины, чтобы его смысловое поле расширилось до максимума, не теряя при этом известной структурности и целостности.

Объяснение для «марсианина»

Предложите детям разъяснить смысл и специфику понимания ими ценности воображаемому лицу, не имеющему ни малейшего представления о характере данного ценностного переживания. Пусть кто-то из обладающих актерскими задатками детей возьмет на себя роль такого «марсианина», а другие будут ему наперебой рассказывать о том, что представляет собой данная ценность.

Кинестетическое моделирование

Предложите детям определить, каков вкус, цвет и запах у данной ценности, какие звуковые картины, ландшафты и ситуации ассоциируются с нею. Возможно, кому-то захочется изобразить ценность красками или вылепить ее предметный или абстрактный образ, поставить пантомиму или написать стихи. Не исключено, что кто-то из детей склонится к спонтанному сочинению рассказа на тему обсуждаемой ценности. Предложите поискать глаголы, наречия, прилагательные и существительные, которые могут быть связаны с обсуждаемой ценностью. Очень важно зафиксировать наиболее интересные результаты такого обсуждения с тем, чтобы после сравнить различающиеся друг с другом ценности по связывающему их ассоциативному признаку, к примеру, запаху или цвету.

Целевое вопрошание

После проведенной стимуляции и достижения детьми креативного состояния следует приступить к обсуждению места ценности в жизни человека и народа. Вопросы по содержанию могут предъявляться самые неожиданные и разнообразные. Дети должны осознать, какие проблемы лично перед ними ставит данная ценность и какие задачи они призваны решить для того, чтобы обрести это сокровище (синоним ценности). Вопросы могут быть самые что ни на есть каверзные, даже желательно, чтобы большинство из них было «на засыпку», с этакой «сумасшедшинкой». Следует разбить поиски понимания ценности на несколько направлений, определив их соответствующими вопрошаниями, стимулирующими самоактивную разработку смыслов. К примеру, какие аналогии с рассматриваемой ценностью можно отыскать в будничных делах и глобальной стратегии жизни, в организме человека и человеческой судьбе, в отношениях в семье и в исторической судьбе народа, в природном существовании и планетарных взаимоотношениях государств, в творческом коллективе и в интимных духовных собеседованиях.
Вопросы могут быть поставлены более чем прямо и резко, можно связать с ценностью такие вопросы, которые не всякий и решится обсуждать: «Кем Вы себя видите в будущем?», «Что самое главное в людях?», «Как ценность может быть связана с добром и злом, как она проявляется в мифах и сказках?», «Правда, что человек с ценностью человечнее?», «Почему люди не принимают настоящую ценность, как главное сокровище жизни?» Эта часть урока менее других предсказуема и направляема. К моменту начала этого раздела урока должен быть установлен плотный контакт с аудиторией, и обсуждение будет идти само собой, причем вовсе не обязательно по линии, ранее намеченной педагогом.

Подведение итогов урока

Оно должно происходить в «паузе тишины», после кратковременного молчания всей группы, желательно под музыку и обязательно в замедленном темпе. Завершать урок следует сугубо суггестивно, а потому следует проводить урок ценностного изобретательства последним, дабы не ограничиваться временными рамками в случае спонтанной активизации группового обсуждения. При подведении итогов урока дети должны быть расслаблены и углублены в себя, они медитативно воспринимают целостный конгломерат найденных ими смыслов и значений подлинной жизни и впитывают преподанный самими себе же урок человечности. Подведение итогов урока при ценностном изобретательстве представляется очень важным. Без него тема словно «повисает в воздухе», не имея возможности кристаллизоваться в форме связанных друг с другом смыслов и значений.

Объявление темы следующего занятия

Фактически речь идет о неявном программировании процесса самостоятельной подготовки детей к следующему обсуждению путем их целевого центрирования на теме. Не следует навязывать выполнение тех или иных домашних заданий, но предложить приготовить какие-то изображения, тексты или сценки необходимо; дети должны знать, что творчество не только разрешено, но и поощряемо. Если домашняя «заготовка» касается темы предыдущего занятия, ее следует вынести за рамки урока, предоставив ребенку время в самом начале или в конце обсуждения. Если же кто-то из детей подготовил демонстрацию к настоящему уроку, следует предоставить ему время для показа в конце раздела урока «Кинестетическое моделирование».
Перечислим некоторые методические нюансы, которые необходимо учитывать при работе на уроках ценностного изобретательства.
1. Очень тщательно следует предварительно готовиться к этим урокам, загружая собственный психобиокомпьютер мозга необходимыми исходными сведениями для подспудной подготовки озарений и наитий, которые непременно выявятся в ходе групповой работы. В известном смысле, уровень такой подготовки определит качество преподавания.
2. Обязательны тактичность и чуткость в общении с детьми. Очень важно сознательно работать над расширением сферы приятия точек зрения учеников и старательно смирять гордыню, присущую как взрослым вообще, так и школьным педагогам как таковым.
3. Урок ни в коем случае нельзя превращать в монолог. Именно диалогическое взаимодействие сможет активизировать процесс ценностного творчества.
4. Необходимо учитывать принципиально биполушарный характер целостной коммуникации. Для этого следует активно использовать сенсорную активацию (применяя, к примеру, технологии эриксонианской суггестии) и непременно настраивать перед проведением диалога психику учеников прослушиванием аудиозаписи, при подготовке которой использовались специальные технологии встраивания релаксирующих и суггестирующих сигналов.
5. Обсуждение должно быть свободным, спонтанным, живым, игровым, а потому креативным. Не следует забывать, что в этой общей дискуссии нет правых и неправых. Предлагаемая эвристическая психотехнология предполагает принципиальную ценность любой точки зрения, так как главной задачей, решаемой на аксиоуроках, является не запоминание или вынужденное принятие какой-либо позиции, а освоение искусства свободно мыслить и изобретать свои собственные смыслы и ориентации.
6. Ни в коем случае нельзя обсуждать с другими педагогами или учениками результаты группового ценностного творчества. Это правило аналогично требованию соблюдения врачебной тайны или тайны исповеди. Аналогия совершенно очевидна и в дополнительном обосновании вряд ли нуждается.
Обязательно нужно иметь в виду тот психологический факт, что влияние на учеников оказывается не столько во время самих уроков ценностного изобретательства, сколько в промежутках между ними (в соответствии с требованием предоставления периода инкубации для возникновения инсайта, обязательного для самопорождения внутренне значимой ценности как непреложного факта внутренней действительности). Обсуждение определенной ценности и направленные на углубление ее понимания домашние творческие задания способствуют формированию устойчивой доминанты (А.Д. Ухтомский), организующей вокруг выделенного фокуса неосознаваемого внимания прошлый опыт и новые впечатления. От урока к уроку осуществляется трансформация уже имеющегося психического материала, непрестанно идет рекомбинация акцентов и приоритетов, перестраиваются нейронные ансамбли, причем все осуществляется подспудно, ненасильственно, естественным порядком, в согласии с внутренними предпочтениями и индивидуальными тяготениями, а значит — целительно, т.е. в направлении все большей холизации психосоматического организма. Воронка новой доминанты как бы втягивает опыты переживаний и способствует новым осмыслениям, совокупность которых и оказывается главным результатом такого спонтанно разворачивающегося самообучения.

Материалы к урокам

Настоящий раздел содержит подробное разъяснение принципов и схем проведения уроков аксиологического творчества. Материал организован так, чтобы его развитие мог продолжить любой педагог, научившийся использовать собственный дар. Сама природа аксиологического творчества не терпит схем и шаблонов, а потому настоящее разъяснение представляет собой скорее демонстрацию идеи, нежели разъяснение пошаговых коммуникационных операций. Уважаемые коллеги, вчитайтесь и вдумайтесь в предлагаемый Вашему вниманию текст, и перед Вами откроется новое направление творческой работы с детьми. Ничего неожиданного в нем нет. Надеюсь, что о подобном подходе к воспитанию мечтали многие.

Урок первый «Индивидуальность» (Овен)

Синонимы: единственность, выделенность, необыкновенность, неповторимость, особенность, своеобразие, исключительность, миссия, нетипичность, уникальность, нонконформизм.
Антонимы: безликость, конформизм, вторичность, бесхарактерность, неотличимость, типичность.
Афоризмы: «Чем ярче проявляет себя индивидуальность, тем более она стремится к единению со всем сущим» (Р. Тагор). «Всякая личность — индивидуальность, но не всякая индивидуальность — личность» (М. Пришвин). «Не есть ли единение с десятками — разъединение с тысячами и миллионами?» (Л. Толстой).
Иллюстрации: являться «белой вороной», «зарывать таланты в землю», умение оставаться в любой ситуации самим собой, двуличие, яркий образ.
Вопросы: Изменяется ли индивидуальность человека на протяжении жизни? Как может внешне проявляться индивидуальность? Почему разные индивидуальности способны находить общий язык? В чем сила сотрудничества ярких индивидуальностей? Определимы ли словами индивидуальные черты? Знает ли всякий человек особенности своей индивидуальности? Чем индивидуальность отличается от предъявляемых людям масок и разыгрываемых ролей? Легко ли быть индивидуальностью? Как заниматься поисками самого себя? Как Вы понимаете «встречу с самим собой»? Является ли индивидуальность подлинным сокровищем человека?

Урок второй «Богатство» (Телец)

Синонимы: благосостояние, владение, господство, дарования, довольство, достаток, достояние, зажиточность, излишество, изобилие, имущество, наполнение, плодородие, пресыщение, пышность, резерв, роскошь, собственность, содержательность, сокровище, состоятельность, средства, сытость.
Антонимы: аскетизм, бедность, недостаток, нищета, нужда, пустота, скромность, скудость, строгость.
Афоризмы: «Стремление переполнить мешок приводит к тому, что он рвется» (Сервантес). «Богатство не назовешь иначе, как обозом добродетели, ибо оно и необходимо ей, и тягостно» (Ф. Бэкон). «Богатство очень хорошо, когда оно служит нам, и очень плохо, когда оно повелевает нами» (Ф. Бэкон). «От богатства родится пресыщение, от пресыщения — спесь» (Солон). «Иным людям богатство только и приносит, что страх потерять его» (А. Ривароль). «Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности» (Платон). «Беден не тот, у кого мало, а тот, кому мало» (Русская пословица). «Быть довольным положением своих дел — наибольшее богатство. Высшее богатство — отсутствие жадности» (Сенека). «Многие презирают жизненные блага, но почти никто не способен ими поделиться» (Ларошфуко).
Иллюстрации: пещера Али-Бабы, остров Сокровищ, граф Монте-Кристо, Скрудж МакДак, гномы в подземелье, царь Кащей, Скупой Рыцарь, фригийский царь Мидас, «новые русские».
Вопросы: Какие виды богатства Вы знаете? Какие сокровища труднее всего раздобыть? Всегда ли достижение богатства связано с большим трудом? Возможно ли быстрое приобретение огромного богатства? Почему богатство считается тяготой и проблемой? Каковы нравственные соблазны, связанные с обладанием богатством? Может ли богатство лежать «мертвым грузом»? Как бы Вы использовали большое богатство? Помогает ли скромность, умеренность и уравновешенность в приобретении богатства? Как Вы понимаете выражение «национальное богатство»? Какие формы неиссякаемых богатств Вы знаете? Как Вы понимаете выражение «духовное сокровище»? Всегда ли изобилие помогает человеку жить и развиваться? В чем Вам видится смысл выражения «духовная нищета»? Можете ли Вы привести примеры людей, ведущих себя подобно «собаке на сене»? Почему поклонение «золотому тельцу» рассматривалось в древности как признак нравственного вырождения народа? Предложите необычные пути увеличения личного богатства.

Урок третий «Связи» (Близнецы)

Синонимы: влияние, знакомство, общение, информирование, присоединение, путы, привязанность, оковы, скрепление, сродство, участие.
Антонимы: замкнутость, независимость, неприкрепленность, разъединение, неприсоединение, отличия.
Афоризмы: «Лишь все человечество вместе является истинным человеком, и индивид может только тогда по-настоящему радоваться и наслаждаться, когда он обладает мужеством чувствовать себя заодно со всеми» (Гете). «Уединение пробуждает любовь к людям и неназойливый интерес к ним» (Руссо). «Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей, очень ошибается; но тот, кто воображает, что без него не могут обойтись другие люди, ошибается еще больше» (Ларошфуко). «Нет иной роскоши, кроме роскоши человеческого общения» (Сент-Экзюпери).
Иллюстрации: альпинисты в связке, взаимосвязь между органами и клеточными группами, взаимодействие в семье, партнерство в творческом коллективе, телефонные контакты.
Вопросы: Почему люди вообще вступают в связь? Может ли человек в принципе обойтись без социальных контактов? Может ли связь носить односторонний, однонаправленный характер? Что необходимо для установления прочной, доверительной связи? Обязательно ли распадение связи со временем? Как человек отличает тех, кто ему нравится и нужен, от тех, кто ему антипатичен и безразличен? Как можно использовать отношения с другими людьми в духовном развитии? Не опасно ли сугубо утилитарное отношение к другим? В чем различие понятий «блат» и «дружба»? Почему говорится «каков человек, таковы и его связи»?

Урок четвертый «Предки» (Рак)

Синонимы: община, исток, основание, племя, порода, потомство, прародитель, пращур, предшественник, происхождение, родоначальник.
Антонимы: потомок, отпрыск, преемник, чужие, дальние.
Афоризмы: «Правильный путь таков: усвой, что сделали твои предшественники, и иди дальше» (Л. Толстой). «Чтобы быть такими, как наши предки, мы должны быть лучше: подражатель — не последователь» (У. Филлипс). «Вину предков искупают потомки» (Курций). «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности» (А. Пушкин).
Иллюстрации: корни дерева, древние камни, развалины храмов, семейная реликвия, родовой погост.
Вопросы: Может ли человек нести ответственность перед теми, кто жил задолго до него? Что именно передается по линии поколений от предков к потомкам? Несут ли предки ответственность за ошибки и слабости своих отпрысков? До какого колена должен помнить своих предков человек? В какой степени следует уважать заветы и наставления предков? Как Вы понимаете выражение «у всех людей общие предки»?

Урок пятый «Любовь» (Лев)

Синонимы: благодать, влечение, желание, наслаждение, жертва, гармония, жажда, доверие, обладание, обожание, поклонение, приворот, пристрастие, ревность, сладострастие, сочувствие, стремление, супружество, томление, уважение, расположение.
Антонимы: безразличие, бесчувственность, дисгармония, измена, недоверие, ненависть, неприязнь, отвращение, потеря, предательство, презрение, равнодушие, разлука, развод, себялюбие, эгоизм.
Афоризмы: «Истинная любовь не есть любовь к одному лицу, но душевное состояние готовности любви ко всем» (Л. Толстой). «Тот, кто любит по-настоящему какого-то одного человека, любит весь мир» (Э. Фромм). «Когда нам кажется, что мы знаем другого, это всякий раз означает конец любви» (М. Фриш). «Не быть любимым — это всего лишь неудача, но не любить — вот истинное несчастье» (А. Камю). «Любовь соединяет в себе все добрые качества человека» (О. Бальзак). «Мы знаем, что любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло» (Мопассан). «Причина любви больше в нас самих, чем в любимом существе» (А. Моруа). «Любовь — самое утреннее из наших чувств» (Б. Фонтенель). «В ревности одна доля любви и 99 долей самолюбия» (Ларошфуко).
Иллюстрации: Ромео и Джульетта, Тристан и Изольда, Лейла и Меджнун, брачные игры животных, поведение влюбленных.
Вопросы: Почему любовь называют жизненно необходимым для человека переживанием? Чем может быть опасно переживание любви? Почему порой люди влюбляются в тех, кого другие считают недостойными их любви? Может ли любовь реально преобразовать дурного человека в хорошего? Чем влюбленный отличается от нормального человека? Почему происходит так, что любовь властвует над тем, кто ее испытывает? Способен ли человек влюбиться по собственному желанию? Всегда ли любовное переживание ценно для испытавшего его человека?

Урок шестой «Забота о здоровье» (Дева)

Синонимы: защита, лечение, надежность, оберегание, обязанности, гигиена, покровительство, восстановление, предупреждение, предусмотрительность, старания, тщательность, укрепление, хлопоты, прочность, рассудительность, здравый смысл, средство спасения, уравновешенность и целебность.
Антонимы: беззаботность, беспечность, легкомыслие, расстройство, болезненность, злотворность, ненадежность, слабость, недуг.
Афоризмы: «Умеренность — союзник природы и страж здоровья» (Абу-аль-Фарадж). «Здоровье есть само удовольствие или неизбежно порождает удовольствие, как огонь создает теплоту» (Т. Мор). «Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам» (Сократ). «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу» (Сократ).
Иллюстрации: утренний душ, парад физкультурников, диетическое питание, спортивные снаряды, праздник здоровья, спортландия, профосмотр, закаливание в проруби, дыхательная гимнастика йогов.
Вопросы: Какую роль работа над собственной душой занимает в поисках здоровья? Существуют ли общеприменимые формулы охранения телесного равновесия? Сколько времени ежедневно человек должен уделять заботе о своем здоровье? Каковы наихудшие последствия игнорирования ухода за телом? Какие Вам известны гигиенические процедуры? Должен ли человек следить за качеством потребляемой пищи? Какие простейшие рекомендации Вы могли бы дать тому, кто пытается расспросить Вас о правильной заботе о своем здоровье? Почему невыполнение правил гигиены мудрыми людьми называется безнравственным? Несет ли человек ответственность перед клетками собственного тела и какие действия он обязан предпринимать для того, чтобы быть свободным от своих обязательств? Какое место природные стихии занимают в охранении собственного здоровья? Влияет ли укрепляемое здоровье на потенциал творчества, личную красоту и социальную привлекательность человека?

Урок седьмой «Справедливость» (Весы)

Синонимы: беспристрастие, благочестие, законность, невозмутимость, незаинтересованность, правдивость, праведность, право, равенство перед законом, спокойствие, хладнокровие.
Антонимы: бесчестье, неравноправие, беззаконие, привилегированность, пристрастность, самосуд.
Афоризмы: «Справедливость — это истина в действии» (Ж. Жубер). «Справедливость есть постоянная и неизменная воля каждому воздавать по заслугам» (античный афоризм). «Подлинно справедлив тот, кто чувствует себя наполовину виновным в чужих поступках» (Х. Джебран). «Справедливым может быть лишь тот, кто человечен» (Л. Вовенарг). «Самое ужасное на свете — справедливость без милосердия» (Ф. Мориак). «Мерилом справедливости не может быть большинство голосов» (Ф. Шиллер). «Величайший плод справедливости — безмятежность» (Эпикур). «Несправедливость не всегда связана с каким-либо действием; часто она состоит именно в бездействии» (Марк Аврелий). «С несправедливостью либо сотрудничают, либо сражаются» (А. Камю).
Иллюстрации: законный суд, вынесение приговора, обращение к третейскому судье, бросание жребия, почитание мнения мудрого старца.
Вопросы: Может ли быть справедливым малоопытный и неуверенный в себе человек? Какие качества характера синтезируются в умении быть справедливым? Как соотносятся в поиске справедливого решения доводы разума и аргументы чувств? Может ли быть справедливым пристрастный человек? Каковы возможные негативные последствия несправедливости? Несет ли неправедный судия личную ответственность за несправедливый приговор? Как справедливость проявляется в повседневной жизни? Всегда ли справедливое решение приятно обеим сторонам конфликта? Не есть ли справедливость усреднение и уравниловка? Как Вы понимаете принцип социальной справедливости? Почему говорится о том, что умение быть справедливым является мерой зрелости характера? Может ли быть справедлив страшащийся?

Урок восьмой «Сила» (Скорпион)

Синонимы: активность, бодрость, возможность, господство, дееспособность, действенность, деятельность, инициатива, интенсивность, контроль, крепость, могущество, мощь, напряженность, натиск, начало, подчинение, потенциал, полномочие, способность, стойкость, твердость, энергия.
Антонимы: анархия, бездеятельность, незначительность, немощность, пассивность, податливость, подчиненность, приспособляемость, слабость.
Афоризмы: «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться» (Солон). «Безумен тот, кто, не умея управлять собой, хочет управлять другими» (Публилий Сир). «Правление есть исправление, кто же посмеет не исправиться, когда исправитесь Вы сами?» (Конфуций). «Неспособные сделать справедливость сильной, люди положили считать силу справедливой» (Паскаль). «Неважно, на чьей стороне сила, важно, на чей стороне право» (В. Гюго). «Право сильного — это самое большое бесправие» (М. Эбнер-Эшенбах).
Иллюстрации: правитель, богатырь, здоровяк, молодой дуб, могучий поток.
Вопросы: Какие виды силы Вам ведомы и чем они отличаются друг от друга? Почему люди часто говорят о том, что сила человека может быть заключенной в его слабостях? Является ли человек хозяином присущей ему силы и в какой мере он ответственен за ее использование? Можно ли без устали и непрерывно наращивать силу? Какого рода силой Вы хотели бы владеть? Что необходимо мечтающему о силе для того, чтобы уверенно ее приобрести? Опасно ли использование силы неразумным человеком? Как совместить увеличение силы с развитием разума?

Урок девятый «Человечность» (Стрелец)

Синонимы: альтруизм, воспитанность, доброта, достоинство, дружелюбие, культура, обходительность, снисхождение, учтивость, благотворительность, человеколюбие.
Антонимы: авторитарность, бездушие, враждебность, грубость, злобность, человеконенавистничество, нетерпимость, равнодушие, себялюбие, фанатизм, черствость, эгоизм.
Афоризмы: «Гуманность в человеке есть результат воспоминания о страданиях, которые ему знакомы либо по собственному опыту, либо по опыту других людей» (Гельвеций). «Человек — это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой» (Т. Манн). «Против всего можно устоять, но не против доброты» (Руссо).
Иллюстрации: оказывающий помощь человек, сиделка у постели больного, воспитатель в классе, духовный наставник, самоотверженный поступок.
Вопросы: Как соотносятся человечность и самоотверженность? Может ли человечность проявляться из слабости? Чем различаются добрые и добренькие люди? Можно ли быть человечным по принуждению? Всегда ли следует оказывать помощь ближним? Чем отличается сотрудничество от паразитизма? Не мешают ли проявления человечности укрепляться немощным? Есть ли предел проявления человечности? В чем Вы видите конкретные проявления человечности в повседневной жизни? Легко ли быть человечным?

Урок десятый «Развитие» (Козерог)

Синонимы: завершение, исполнение, исправление, последовательность, продвижение, развертывание, раскрытие, расширение, рост, свершение, совершенство, течение, увеличение, удача, улучшение, усовершенствование, успех, широта.
Антонимы: застылость, инертность, косность, неподвижность, несовершенство, неудача, свертывание, сужение, тупик, уменьшение, упадок, ухудшение.
Афоризмы: «Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» (Д. Герберт). «То, что должно вознестись на самый вверх, начинается в самом низу» (Публилий Сир). «Дороги, которые никуда не ведут, заводят дальше всего» (Ж. Вольфром). «Трудности возрастают по мере приближения к цели. Но пусть каждый совершает свой путь, подобно звездам: спокойно, не торопясь, но беспрерывно стремясь к намеченной цели» (Гете). «Чем легче достижима цель, тем слабее стремление к ней» (Плиний Младший). «Правильный путь таков: усвой, что сделали твои предшественники, и иди дальше» (Л. Толстой).
Иллюстрации: растущий ребенок, созревающий плод, вырастающее дерево, проклюнувшийся птенец, восходящее солнце.
Вопросы: Почему говорится, что развитие идет не по прямой, но по спирали? В чем заключается суть процесса развития? Всегда ли развитие идет за счет присоединения нового к уже имеющемуся? Является ли нарастание качества синонимом развития? Как соотносятся развитие и сила? Возможно ли развитие тела без совершенствования разума? Как Вы понимаете социальное развитие человека? Каковы горизонты развития каждого из Вас? Всегда ли цель содержит в себе представление о правильном пути ее достижения? Что такое перерывы в развитии и как следует вести себя в кризисные периоды? Ответственен ли человек за собственное развитие?

Урок одиннадцатый «Братская дружба» (Водолей)

Синонимы: близкий, душевный, подлинный, родственный, сердечный, братство, компания, любовь, общность, объединение, привязанность, приятельство, приязнь, содружество, соучастие, союз, товарищество.
Антонимы: безразличие, враждебность, ненависть, неприязнь, обособленность, отделенность, равнодушие, разобщенность, сухость.
Афоризмы: «В дружбе нет никаких расчетов, кроме ее самой» (М. Монтень). «Дружба может соединять лишь достойных людей» (Цицерон). «В жизни чаще встречается беззаветная любовь, нежели истинная дружба» (Ж. Лабрюйер). «Для высокой дружбы необходимо одно условие — способность обходиться без нее» (Р. Эмерсон). «Если у человека есть преданный друг — у него есть как бы две жизни для осуществления своих желаний» (Ф.Бэкон). «Умереть за друга при каких-нибудь исключительных обстоятельствах менее возвышенно, чем ежедневно и втайне жертвовать собой ради него» (Стендаль). «По отношению к своим друзьям необходимо быть как можно менее тягостным. Деликатнее всего — не требовать от своих друзей никаких услуг» (Гегель). «Чтобы приобрести расположение друзей, надо оценивать их услуги выше, чем это делают они сами; наоборот, наши одолжения друзьям надо считать меньшим, чем это полагают наши друзья» (Платон). «Не доверять друзьям позорнее, чем быть ими обманутыми» (Ф. Ларошфуко).
Иллюстрации: дружеская компания, помощь друга в критической ситуации, интимная исповедь, совместное строительство дома, веселый турпоход.
Вопросы: Чем дружба отличается от любви? Существуют ли в дружбе какие-либо формальные взаимные обязательства? Должен ли друг оказывать помощь, если ему это не хочется делать? Что человек может получить от друзей и что он может им дать? Почему люди вообще становятся друзьями? Почему приравнивается истинная дружба и братское родство? Как вы понимаете слово «побратим»? Почему в древности друзья при братании принимали участие в ритуале «соприкосновение кровей»? Возможно ли расставание с друзьями насовсем? Почему друзья называются продолжением человека? Что может сделать друг из того, в чем не могут помочь ни родственники, ни любимые? Из-за чего чаще всего происходят конфликты между друзьями? Возможна ли дружба всех со всеми?

Урок двенадцатый «Долг» (Рыбы)

Синонимы: готовность, задолженность, настоятельность, необходимость, обязанность, обязательность, одолжение, поручение, предназначение, рвение, служба, усердие, функция.
Антонимы: безалаберность, бессовестность, необязательность, гордость, самомнение, саможаление, потакание себе, эгоизм.
Афоризмы: «Сознание долга, привязывающее человека к его обязательствам, есть не что иное, как сознание высшего интереса, который одерживает в нем верх над интересом низшего порядка» (И. Бентам). «Долг — это любовь к тому, что сам приказываешь себе» (Гете). «Как можно познать себя? Не путем созерцания, но только путем деятельности. Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» (Гете). «Человек чувствует свой долг только в том случае, если он свободен» (А. Бергсон). «Долг сводится к сознанию внутренней мощи. Внутренне чувствовать, что способен на что-либо, это — сознание обязанности совершить это. Обязанность — это изобилие жизни, которая хочет проявиться и отдаться» (Ж. Гюйо). «Обязанность по отношению к самому себе состоит в том, чтобы человек соблюдал достоинства в самом себе» (Кант). «Истинно, ты и впрямь никому ничего не должен. Ты все должен всем» (Х. Джебран).
Иллюстрации: возвращение кредита, исполнение воинского долга, священный долг перед родиной, готовность оказать услугу, понимание необходимости помощи другим, преданность родителям, благодарность народу.
Вопросы: Всегда ли долг может быть оценен количественно? Что случается с теми, кто пытается избежать возвращения своих нравственных долгов? Кто кому больше должен — человек людям или они ему? Какие виды высокого долга Вы знаете? Можно ли назвать человеческую судьбу непрекращающейся раздачей долгов? Почему возвращать долг приятнее, нежели делать кого-либо своим собственным должником? Как связаны понятия «долг» и «свобода»? Почему не признающий своих обязательств человек не может считаться достойным? Владеет ли собой тот, кто испуганно прячется от отдачи законных долгов? Всегда ли люди правы, внушая нам те или иные обязательства? Может ли человек освободиться, не раздавая того, что должен другим? Каковы обязанности человека перед народом? Должны ли мы самим себе?
вверх