Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Экологическое воспитание

Проблема необъятная, но как-то никем не осознаваемая, не схватываемая и не понимаемая. Потому попробуем рассмотреть ее с разных сторон. Экологическое воспитание являет собой синтез двух фундаментальных идей — идеи собственности и идеи живого природного окружения. Ребенок должен чувствовать себя хозяином своей земли и при этом ощущать ее живость, ее чувствительное и трепетное сознание.
Запрет на нанесение ущерба животным и растениям, на причинение вреда почве и воздуху должен быть прочнее и жестче, чем даже запрет на воровство или оскорбление ближнего. Люди-то себя в обиду не дадут, а вот Природу можно обижать безнаказанно. Пусть дети знают — ей больно, ей плохо, ей дурно, и делать этого ни в коем случае нельзя. Причем убедительным должно быть не слово, но пример — пусть дети видят, что для их наставников защита природы — наиреальнейшая из ценностей.
Современным народам духовный закон кармы преподается в форме экологического кризиса, он явлен в глобальных масштабах в виде абсолютного тупика. Грязь и дым, рассеянные по планете, — это не символические, но реальные кристаллы невежества и зла, лени и глупости, безответственности и профанизма. Без пробуждения духовной совести не обрести трезвого и бережного отношения к природе, не понять, что главный источник самовредительного хищничества сегодняшних людей — их собственная бездуховность и безнравственность, банальная умственная лень и элементарная грубость восприятий повседневного.
Ребенка следует учить тому, что жить на родной земле он будет долго, что укоренен он в ней глубоко и основательно, а потому за все творимое с землей, водами и лесами придется расплачиваться ему самому и его детям. Стержень экологической проблемы — не в запрете химических производств и не в совершенствовании технологий. Причина загрязнения планеты — безбожие и бессовестность. Энергии Неба и Земли сообщаются посредством канала человека. Но сам человек внутренне засорился, расслоился и расстроился, а потому без тока целительных энергий нет и жизни духа, невозможно и существование телесное. Разорвана связь Неба и Земли, ибо разрушен мост, имя которому — Человек. Экологическая беда по своей сути недуховна, точнее, бездуховна.
Современники лишись чувства хозяйствования, чувства собственности и ответственности за порученное. Потому-то люди и утратили возможность влияния на власть имущих. Человек отчужден от природы и от людей, утратил связь с собственной душой, оторван от родной земли. Он стоит одинокий и обнаженный, без опор и корней и час от часа все полнее и глубже ощущает всю бедственность собственного положения.
Бережность и заботливость происходят из чуткости. Любовь укоренена в переживании связанности со всем и соотносится с умением откликнуться, отозваться на нужду ближнего, будь-то человек, зверь лесной или высохший колодец. Сегодняшним детям, оставшимся без Бога в душе и задуренным поверхностным псевдонаучным образованием, кажется, что Природа состоит из неживой, бесчувственной и инертной материи. Люди замкнулись в пределах своего физического тела, а ведь по промышлению Божьему о них, им надлежит проникаться токами Неба и пропитываться энергиями родной земли.
Моя земля, моя деревня, мой лес — в этом «владении» нет ни грани жадности. В этом «мое» коренится ответственность за порученное Богом. С этим чувством важности свершающейся миссии связана боль за родное и родимое, телесно близкое и душевно родственное. Ребенка следует научить свободно и естественно откликаться на нужды Природы, этого Живого Храма, в пространстве которого издревле поселился его народ. А для того, чтобы стать чувствительным, ребенок должен быть чист и свеж, спонтанен и светел. Тот, кто не любит растения и почву, родники и животных, вряд ли может научиться любви к человеку, ибо сама любовь — не отношение к чему-то, но высокочувствительное и напряженное гармонией состояние самого любящего.
Человеку должно быть плохо, когда плохо кому-то рядом или вдалеке. А ведь все окружающее живо — оно не что-то, но кто-то. Человек не должен гадить другим не потому, что родители запрещают, а потому, что от этого ему самому становится гадко на душе. Экологическое воспитание не менее важно, чем воспитание сексуальное или религиозное. Сломанная ветка, срубленное ни в чем не повинное дерево, а после — сломанный рост человечности в ближнем, засорение источника его сердца, замусоренный ландшафт речи и испорченная почва ума. Все едино — от равнодушия к цветку до безразличия к боли брата.
Согласно Божественному замыслу, по устройству своему человек расположен чувствовать чужое горе как свое собственное, ибо в психофизиологическом отношении человек един со всеми, что непременно им ощущается, если он достаточно отзывчив, чувствителен и внимателен. Экология — вовсе не биологическая, а духовно-нравственная и психолого-педагогическая проблема. Разрушитель — он везде разрушитель. Отравитель — он всегда отравитель.
Человек должен изучать то, что любит, ибо адекватное знание слагает основу бережного отношения к постигнутому. Легко разрушать прежде всего незнакомое, непонятное и чужое, поэтому детям непрестанно нужно кого-то поручать. Необходимо отдавать в их руки живые цветы, склонять их к постоянной заботе о животных. Нужно время от времени передавать им кого-нибудь живого под их личную ответственность. Только так они смогут научиться реальной заботе. Только так чувство ответственности дополнится в них здравым чувством меры и ощущением партнерского характера отношений.
Никогда не забывайте привлекать внимание ребенка к нуждам растений и животных. Почаще рассказывайте о том, что воистину жива почва вокруг дома, что воздух животворен и благодатен, что стоящее рядом дерево чутко вслушивается в шорохи и активно воспринимает запахи окружения. Пусть дети реально вчувствуются в ритмы окружающей жизни, пусть они изо дня в день учатся слышать движения жизни вокруг себя.
Никогда не спешите вдалбливать мудрые истины посредством плоских и суетливых слов. Это касается не только представлений о Боге или пониманий любви, но и восприятия экологически чистого мироощущения. Глубинные идеи и высокие принципы должны осваиваться постепенно и последовательно. Их следует неуклонно и терпеливо вводить в плоть и кровь человека годами и десятилетиями. Экологическое воспитание — это отучение от поверхностности и одухотворение видения себя неповторимым в качестве частички живого, целостного и разумного мира.
Истинный экологизм укоренен в идее ненасилия и связан с повседневной практикой дружелюбия и незлобивости. Прежде всего необходимо изгнать насилие из отношений с ребенком, в противном случае у Вас не будет морального права произносить слова о бережности и заботе. Подлинно экологическое воспитание начинается с отмены телесных и словесных наказаний. Совесть и чувство долга невозможно пробудить ремнем. Свист ремня рождает лишь хама и агрессора. Ни в коем случае не пытайтесь поселить в детской душе страх перед теми или иными нарушениями правил общежития в Природе — рано или поздно всякий страх порождает деструктивное поведение. Не внушайте ребенку неверие в собственные силы — это подорвет процесс его развития и обессилит растущую душу. Не допускайте даже малейших проявлений бытовой жестокости, опасных прежде всего тем, что проходят они, никем не замеченные, а значит, словно сами собой разумеющиеся и даже чуть ли ни разрешенные. И постоянно напоминайте ребенку — все в этом мире от Господа, а потому все живое и чувствующее и предназначенное ко взаимному согласию.
Экологический стиль мышления торжествует при воцарении любви к питающей человека земле, а вовсе не тогда, когда за свою шкуру страшно. Экология — искусство любви, а не опыт страха. Тот самый «ойкос»: не номер в гостинице, но дом родной. Вспомнить хотя бы возвращение блудного сына... Экологизм в человеке силен не мощью запретов, а ясным осознанием возможностей светлого сотрудничества и высокой любви. Кстати, именно гармония отношений в семье рождает красоту связей с природой. Но кто сегодня заботится об этой гармонии всерьез?
Как же преподать ребенку подлинную экологическую грамоту, как сделать его чувствительным и утонченным, чутко отзывающимся на печали и горести окружающего мира? Нужно учить ребенка убирать за собой, не сорить и не разбрасывать вещи, не поглощать лишнего, не жадничать и не злиться при столкновении с отказом. Нужно учить ребенка не зависеть от благорасположения других, но всегда опираться на веру в собственные силы и упование на Господа. Ведь истинную помощь может оказать лишь тот, кто сам в истинной помощи не нуждается.
Помогите ребенку отыскать собственный путь в жизни, научите его заботиться о себе, преподайте искусство любви к собственному телу и передайте умение без сетований убирать за собой и уважать сверстников. Поверьте, все это имеет непосредственнейшее отношение к экологическому воспитанию. Безответственный невротик не может всерьез заботиться о нуждах окружения, раздраженный и обессиленный внутренними конфликтами человек не в состоянии любить родную природу, ибо он занят лишь собой одним. Учите ребенка терпеливо выслушивать собеседника, не перебивая его и предоставляя возможность высказываться, не давя и не наезжая. Научите ребенка радостно и светло жить в собственном доме, заботиться в нем обо всех и не забывать прислушиваться к просьбам и настояниям ближних.
Вы спросите — как всему этому научить? Да проще простого — подайте пример и не допускайте халтуры. Пусть с детства ребенок приучается к мысли о том, что Вы всегда где-то рядом, подобно всевидящему Господу, и всегда за всем присматриваете, подавая помощь в затруднении и мягко укоряя за небрежность. Со временем Вы воистину начнете видеть его глазами и чувствовать его сердцем. Учите детей не бояться действовать, когда необходимо защитить обиженного и поддержать обделенного, научите детей самоотверженности и смелости в защите всего живого — зверей, людей, отношений. Почаще напоминайте строки из стихотворения Бориса Гребенщикова:
Она умрет, если будет ничьей,
Пора вернуть эту землю себе.
Душа взращивается примером любви и запасается токами сочувствия, совести и сорадования. Экологическое воспитание — один из трех столпов эзотерической педагогики, включающей в себя:
1. Искусство любви к Богу (религиозное воспитание — против безбожия).
2. Искусство любви к человеку (эротологическое воспитание — против эгоизма).
3. Искусство любви к живому (экологическое воспитание — против хищничества).
С детских лет нам знакома сказка «Гуси-лебеди», набатно напоминающая: «Как аукнется, так и откликнется». И печь, и яблоня, и ива над ручьем — все живое идет навстречу человеку любящему, но отвращается от ненавидящего и раздраженного разрушителя. Основа экологического стиля жизни — молитвенность и пламя любви, высокая религиозность и чувство прекрасного. Вне экологизма нет связи с целым, вне экологизма нет пути к Богу, вне экологизма нет поддержки от Мироздания, нет питания силой Земли-Матушки. Забота о Природе — это не только наш долг, не просто наша обязанность перед Богом, но очищение источника сил и напитывание собственного благополучия. Объясните детям, что без сознательного, творческого и дружелюбного отношения к родной земле не может быть светлой человечности, а значит, не может быть и счастья людского.
Истинный экологизм религиозен и сердечен, утонченно разумен и глубоко духовен. Это истинное дружелюбие, проявляющееся и в семейной жизни, и на политической трибуне, и на рабочем месте. «Если мира нет в тебе, мир нигде более быть не может». Человек — садовник, а не охотник; пахарь, а не воин; художник, а не чиновник. Он не хищник, но наставник; не надсмотрщик, а опекун и заботник; не ленивый потребитель, но рачительный хозяин и ответственный труженик. И вот что еще важно. Кроме чувства хозяина, человеку должно быть ведомо и чувство младенца. Ведь все мы — дети нашей Земли-Матушки, всетерпеливой и всемогущественной. Но нельзя же ей вредить вечно — настало время собирать поколениями разбрасываемые камни. Учите детей своих великому искусству радостно и вольно жить на родной земле. Учите без спешки и без гонки, в тишине и гармонии, в молчаливом созерцании ее красот и непрестанном памятовании о миссиональном предназначении человека хранить живое и украшать разумное целое.
Разъясните пагубность нелепого лозунга: «После нас — хоть потоп». Потоп этот с нами и для нас, потоп нашей собственной бездеятельности, нашей безответственности и безволия. Честно расскажите детям о том, что живем мы сейчас на отравленной земле, а потому ее спасение, как и спасение собственное, откладывать более недопустимо. Объясните, что химическое загрязнение и радиационная зараза лишь следствие той разрухи, что произошла в наших душах, объясните, что пессимизм и неверие в свет и радость непременно порождают множество ядов, рано или поздно оседающих на телах и стеблях. Да и сами поймите, что бережность и ответственность — это азбука жизни, грамматика естественных отношений, необходимейший раздел духовного самовоспитания.
Экология — вне политики и вне науки. Экологизм — это особый стиль бережного и чуткого поведения, умение жить грамотно и обстоятельно, предотвращая нелепые разрушения и опасные катастрофы. Изо дня в день, из часа в час неустанно подавайте детям пример Великого Посева. И пусть вместе с Вами маленькие люди засевают планету семенами любви, радости и светлого творчества.
вверх