Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Красота ответственности

Сегодняшний день характеризуется всеобщим параличом серьезности, хотя вокруг все бродят с серьезными до потешного лицами. Сегодняшний день отмечен параличом ума, хотя вокруг только и говорят, что о своем интеллекте. Сегодняшний день болен параличом ответственности, хотя вокруг только о ней и слышно.
Этимология слова «ответственность» проста и ясна. Держать ответ за исполненное, отвечать за порученное, сполна рассчитываться за сделанное, расплачиваться за пропущенное и нести наказание за неверно выполненное.
Ответственность метафорически может быть представлена феноменом «отрицательной обратной связи», без которой не может осуществляться ни управление, ни деятельность по организации процессов. Представьте на миг, что все телефонные станции вдруг перестанут правильно функционировать и все телефонные звонки будут раздаваться вовсе не в тех квартирах и помещениях, куда бы нам хотелось позвонить. Воцаряется хаос и неразбериха, но ведь то же имеет место и при утрате людьми ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с миром и людьми, обескровливается само содержание жизни среди себе подобных.
Перед кем же человек несет ответственность? Перед многими и многим, фактически, перед всем на свете. Перед людьми — за то, как он с ними общается и насколько оправдывает их ожидания. Перед природой — за то, что он с нею творит. Перед родными людьми — за неоказанную помощь и неуслышанные просьбы о ней. Перед самим собой за то, что отказался от выполнения назначенного и преступил черту индивидуального закона, оказавшись за пределами самого себя без возможности самостоятельно вернуться обратно. Наконец, перед Господом — за разрушение Промысла неосторожными словами и грубыми поступками, которые так или иначе диссонируют в Пространстве и препятствуют гармоничному развитию Мировой Жизни.
Существует ответственность за дела — и исполненные, и неисполненные, ибо отказ от действия — тоже поступок. Существует ответственность за слова, за все произносимое и творимое речью. Наконец, существует ответственность за думания и переживания, непрерывно излучаемые человеком в пространство помимо воли, вне зависимости от того, знает человек об этом или нет. Все эти поступки, речи и внутренние генерации непрерывно изливаются каждым из нас в мир и возвращаются к нам бедами или удачами, невзгодами или радостями, потерями или нахождениями в точной зависимости от качества и характера излученного.
Очень важно привить ребенку представление о законах как о заветах рода, человечества, самого Господа. Прекрасна метафора об установлении Богом законов для исполнения, подразумевающих их же собственное благо. Издревле известно, что в урочный час все тайное станет явным, ибо запечатлевается без искажений в Летописи Пространства. Человек повсюду оставляет свои следы и на истоптанной сапогами дороге, и на изрезанном перочинным ножом стволе дерева, и в раненом сердце обиженного им человека. Но все следы эти собираются друг к другу и рано или поздно будут предъявлены человеку в качестве совокупного результата его собственного жизнетворчества.
Не следует запугивать ребенка ужасами Страшного Суда. Но совершенно необходимо без устали напоминать ему о том, что идет этот Суд повсеместно, непрерывно, ибо все порождаемое человеком в строгом соответствии с суровыми законами Мироздания возвращается к породившему, а потому хочешь-не хочешь, а отвечать за порождения свои приходится каждому. Понимание такое, называвшееся древними Предстоянием Господу, может быть оценено как высшая форма нравственной ответственности — не перед людьми только, но и перед природой, и перед Богом, и перед самим собой.
Зараза безответственности, распространившаяся среди людей, породила главный кошмар современности — халтуру. Самый тонкий искус сегодняшнего дня — нежелание прилагать разум и сердце к работе своей, творить вяло и плохо, делать все «спустя рукава» и как бы отсутствуя на рабочем месте. Халтура — безответственная и низкокачественная работа — приводит к порче материалов, уничтожению возможностей, к растрате времени и распылению сил. Объясните ребенку, что некачественная работа, безответственный труд и невольная халтура — то немногое, чего человеку действительно стоит позориться и стыдиться.
Многое можно простить людям, по слабости душевной, под влиянием страсти или в тумане неразумия совершающим те или иные проступки. Но нельзя простить человеку откровенную, сознательную халтуру. От нее следует избавлять ребенка как от страшной заразы, последовательно и неуклонно разрушающей все и в уме, и в делах, и в сердце. Халтура — синоним безответственности и равнодушия, и порождается она в детях нашей же собственной педагогической, воспитательной халтурой, ибо ребенку свойственно стремиться к радостному труду, свойственно юной душе отвечать за порученное и исполненное, гордясь лучшим и исправляя худшее. Лишь равнодушие педагога, невнимание родителей и ерничанье сверстников, уже пораженных заразой низкокачественности, могут отвратить юное создание от стремления к сотворению шедевров и украшению мира в светлом труде.
Сколь бы странным ни показалось, ответственным оставаться намного легче, нежели быть разболтанным и безалаберным. Ответственность активизирует зону свободы личного выбора, она указывает на то, что уже не перебросить на плечи соседа и не переложить на рабочий стол ближнего. Глубокое понимание ответственности дарует человеку осознание того самого Креста, который всякий несет по своей жизни и без которого сама жизнь умирает и растворяется в Небытии. Ответственность — это поручение и задача, это фактическое приглашение к деятельностному сотворчеству с Господом. Задумайтесь только — как величественно и прекрасно, торжественно и вдохновенно звучит призыв о несении ответственности за все творимое на пути!
Как же научить ребенка ответственности? Безответственные дети обычно не знают, как им исправиться, они зависят от нас и терпеливо ждут подсказки — как именно им следует себя вести? Только в результате самостоятельной оценки своего поведения, возможность которой должен предоставить взрослый, ребенок учится подлинной ответственности. Мы часто произносим это слово, но почти всегда спешим оценить поведение ребенка самостоятельно, даже не пытаясь помочь ему опереться на свое собственное понимание происходящего и самолично оценить творимое им.
Грубыми назиданиями ответственности не привить. Давить опасно, ибо полнота понимания дара ответственности зависит от эволюционного возраста души. Мера ответственности является мерой зрелости душевного начала в человеке, а ведь все дети разные — в опыте, в думаниях, в восприятиях, впрочем, как и мы все. Помогайте ребенку самостоятельно размышлять над совершенными ошибками, терпеливо указывайте на возможные последствия нарушений и проступков. Пусть ребенок сам вдумается в то, что он натворил. Пусть он хотя бы самому себе даст беспристрастно честный ответ — каково то, что он сделал сам.
Воспитание ответственности предполагает разъяснение бессмысленности лжи другим и себе, ибо истина о последствиях совершенного проявляется с такой же неумолимостью, с какой проступает изображение на фотобумаге, погруженной в проявляющий раствор. Воспитание ответственности подразумевает привитие ребенку идеи собственности. Для того, чтобы за что-то отвечать, ребенок должен ощущать себя хозяином, владельцем того, что находится в его распоряжении. Не обязательно это будет материальное имущество — он должен понимать, что он сам, его решения и суждения принадлежат ему самому, а потому и решать многое он может от себя лично, не кивая на родителей и не пеняя на якобы соблазнивших его сверстников. Необходимо указать на различные степени ответственности, различение которых необходимо для выработки правильной самооценки. Объясните ребенку, что разбить стакан совсем не страшно — страшно не помочь другу в беде или нахамить старику.
Объясните ребенку, что жизнь человеческая являет собой непрекращающийся экзамен. На пути судьбинном ему предлежат непрерывные испытания в потоке проблем, вопросов и задач. И кроме него разрешать их попросту некому. В жизни нет никаких «не наших», «не собственных» трудностей и событий. Все то, что случается с нами и происходит вокруг нас, вовлечено в единую экзаменационную ситуацию, длящуюся десятилетиями. Этот экзамен обыден и торжествен, будничен и величествен, повседневен и царственен одновременно. И наградой для выдержавших испытание явится душевный мир и светлая радость сердца.
Помочь нуждающемуся, остановить вора, без сетований пережить трудное время и мужественно найти силы для противостояния хаму. Зона ответственности включает в себя все то «наше», все, с чем мы соприкасаемся и так или иначе входим в контакт. Человек не вправе разделять происходящее вокруг на «свое» и «излишнее», и об этом нужно помнить на каждом шагу. Ответственность — это ответ на вопрос «Кто ты есть и что ты здесь делаешь?» Это вопрос о качестве, об усердии, о сознательности, о серьезности, о подлинности. И правильный ответ на него попросту невозможен, ибо границы истинности определяет таинственный процесс согласования внутренних решений с обстоятельствами уникальной ситуации. Пребывание в ответственности вовсе не означает, что нельзя смеяться или отдыхать, оно просто призывает каждого оставаться человеком в любой ситуации и вести себя по-человечески, а значит, ответственно.
Для того, чтобы привить детям мысль об ответственности и передать им умение отвечать за слова и поступки, за переживания и мысли, мы и сами должны усвоить на собственном опыте сей непростой предмет — искусство хранить ответственность за себя. Нам самим нужно стать ответственными хотя бы для того, чтобы иметь моральное право призывать своих детей к ответу за нарушение должного и упущение необходимого, и главная наша ответственность заключена в стремлении к непрестанному предстоянию перед Господом. Достичь этого высокого состояния совсем не трудно, нужно попросту постоянно задавать себе негромким голосом одни и те же вопросы — кто мы такие? какие мы? для чего мы живем? куда стремимся? что мы делаем сейчас? И если мы искренно учимся этой высшей ответственности, детям попросту захочется подражать нам: им захочется стать хорошими людьми!
вверх