Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Бесталанных детей не бывает

Новая эпоха отменила прежние педагогические ориентации, состоявшие в механическом приспособлении к жестко формулируемым и узко ограничивающим социальным нормам и правилам. Новая эпоха вводит принципиально иной педагогический императив — отныне в каждом ребенке будут воспитывать таланты, сокрытые в нем. Причем наиважнейшими из них будут талант любви, талант к счастью и талант радости. Это и неудивительно, ибо приближающаяся новая эпоха, именуемая многими эпохой Водолея, символически представляется обликом Совершенного Человека. Нам предстоит разрешить Формулу Человечества, без чего люди не могут стать счастливыми. Проблема этой формулы очень проста — человек должен реализовать себя, как только может. И учитывая тот очевидный факт, что каждый по-своему талантлив, понятно, что разрешение Формулы Человечества не может быть проведено без обнаружения и развития способностей каждого землянина.
Что же такое талант? Уже само слово это символически связано с представлениями о сокровище, даре и богатстве. В древности талантом называлась очень высокая мера стоимости, бесполезная для простого человека ввиду своей колоссальной величины. Сегодня талантом называется загадочное сочетание свойств психики и черт характера, которые делают человека чрезвычайно успешным, а значит и активным в какой-либо области творческой деятельности. Налицо соответствие значений — талант как богатство, талант как драгоценность, талант как сокровище. Ибо что может быть ценнее для человека, чем возможность его духовной и социальной самореализации, которая невозможна без открытия в себе таланта и развития его.
Человек есть слово Господа, сказанное в момент Его рождения миру и людям. Согласно древним поверьям, каждый человек, приходя в эту жизнь, приходит не просто так, но зачем-то. Представление о судьбинности, о заданности, определенности развертывания индивидуальных способностей в служении земле и людям и привело к рождению понятия «миссиональная задача», которая как бы подразумевается в судьбе человеческой на каждом шагу и незримо присутствует во всех действиях и в любых поступках. Талант — это сила, переданная для выполнения человеком миссиональной задачи. Талант нельзя не использовать, ибо в этом случае миссия оказывается неисполненной, а значит, и жизнь свою человек проживает без счастья и радости, во всяком случае, в том размере, в каком они были суждены ему.
В определенном смысле талант — это семя творческих энергий, драгоценный росток, способный развернуться в могучее древо возможностей и могуществ. Талант нельзя не развивать, ибо он либо засыхает, либо растет изнутри самого себя наружу, взрывая асфальт любых педагогических подавлений, и пусть даже в извращенном, деформированном виде предстает миру во всем своем силовом великолепии. Очень важно понять, что талант, как зародыш энергий созидания, миссионально предназначен к развитию и является условием порождения всех тех сил и способностей, которые необходимо «израсходовать» в настоящей жизни, ибо все они были предназначены для совершения спектра миссиональных задач.
Талант есть миссия в свернутой форме. Понятно, что речь идет не об одной лишь склонности к тому или иному роду профессиональных занятий, речь идет не просто об умении владеть пером или музицировать на пианино. Талант представляет собой сложнейший комплекс смыслов, склонностей и силовых структур, сокрытый в недрах души человеческой, но будучи правильно развиваем, позволяет индивидууму найти свое место в жизни, свое главное дело и отыскать свою тропу, по которой он пойдет к счастью и свету, исполняя назначенный долг. Причем дела миссиональные и судьбинные события не должны разыскиваться или специальным образом привлекаться — они все время как бы лежат на поверхности да подкатываются под ноги идущему. Нужно лишь вовремя усматривать требующие разрешения задачи и смело приступать к преодолению трудностей.
Понятно, что представляя собой откровение Господа миру — миру, который нуждается в этом откровении как в живой части самого себя, человек ответственен за собственный талант. Впрочем, в первые годы жизни за развитие таланта несут ответственность старшие, оказавшиеся рядом с малышом — педагоги и родители. От развития таланта зависит вся жизнь человеческая, все ценности и события, которые он встретит по пути и обретет в ходе столкновений и взаимодействий с людьми и природными силами. Насколько открыт в человеке талант, настолько открыт он сам — миру, себе и людям. И следует твердо запомнить раз и навсегда — бесталанных детей не бывает, бывают лишь дети упущенные, замордованные и раздавленные неверием взрослых ни в них, ни в себя самих. Талантливость присуща человеческому существу как атрибут его исконной природы. Талант есть другое название для самодействующего индивидуума. Талант в человеке присутствует уже хотя бы потому, что он жив, двигается и мыслит. Нужно только отыскать его, ибо талант неугаданный нередко усыхает на корню и не остается никакой возможности для его возрождения.
Печально известный сегодня многим феномен НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей) в осуществлении своем бездумными родителями и преступными педагогами фактически означает не просто закапывание таланта, как известно, согласно библейской традиции, жестоко наказуемое Господом. Фактически речь идет об убийстве, об отнятии у человека возможностей естественно развиваться и свободно жить, творя назначенную миссию и исполняя свой долг перед людьми и миром. Торжество НУВЭРСа в сегодняшних школах и семьях — это не просто упущение или подавление, это разрушение и угнетение, уничтожение и преступление, сравниться с которым воистину может только убийство, то есть лишение человека дара жизни (физическое) или дара осознания (психическое).
Правда, эзотерическим педагогам известно, что на самом деле НУВЭРСа не существует — существует НУОВЭРС (необратимое угасание ОЧЕРЕДНОЙ возможности эффективного развития способностей). Организм и психика человеческая развиваются циклически, осуществляя движение во времени не по линии, а по спирали. Всякому эзотерику известно, что символически смена сезонов года и чередование утра и вечера представлены и в жизни души человеческой. Человек всегда время от времени получает шанс вернуться к развитию упущенного, утраченного и непримеченного им. Потому окончательного убиения способностей в человеке достичь нелегко, ну разве что к преклонному возрасту. И тем не менее, НУОВЭРС не менее страшен, чем НУВЭРС. У человека отнимаются годы счастливых возможностей и масса радостных впечатлений. Человек лишается возможностей светло веровать и возвышенно молиться. Неполнота раскрытия дара внутреннего, связанная с давлением педагогов или невежеством родителей, привносит в жизнь человеческую склоки и раздоры.
Энергия творчества, не имеющая возможности реализоваться в практических делах и сознательных размышлениях, в большинстве случаев становится причиной развития всевозможных заболеваний. Организм человеческий не может быть крепок во всех своих частях и элементах, обязательно где-нибудь находится какое-то слабое место. Если же человек не может быть проводником силы, дарованной ему свыше при рождении, развивающейся самостоятельно и потому напирающей изнутри, он становится заложником этой энергии. Мощь циркулирует в нем непрестанно, приводя эмоции в беспокойство, а тело лишая равновесия. Рано или поздно какой-либо орган не выдержит подобного внутреннего раздора — так возникают самые различные заболевания. Проблема заключается в том, что энергии творчества чрезвычайно тонкие, нежные и малозаметные.
Сила творческой энергии не обязательно сопровождается бурными внешними выявлениями. Чем грубее и неистовее внешний всплеск, тем меньшая творческая сила лежит в его основе, точнее, она уже огрублена до невозможного. Потому-то медики и не принимают в расчет нереализованные творческие силы как важнейший источник заболеваний. Им кажется, что все можно пощупать и уловить оком приборов. Но нет, ненаправленная и непризнанная творческая мощь «разносит» организм так, что этого поначалу никто не замечает. Выход один — найти путь к открытию таланта и тем самым не только осчастливить человека и обрадовать его, но и реально оздоровить, исключив основную причину всех заболеваний.
Как же развивать непременно присутствующий в детской душе талант? Да точно так же, как оздоравливать самого себя — стараться идти по жизни во всем, и всегда опираясь на интересное и приятное. Даже если на жизнь нам приходится зарабатывать какими-либо малоинтересными или скучными занятиями, то в качестве энергетизации будней мы избираем пресловутое хобби. Энергия радости, сопряженная с возбужденным интересом и вниманием, оздоравливает наш организм, гармонизирует телесные токи и способствует переживанию счастья как полноты и целостности существа. Человек должен стараться делать то, что ему хочется, причем делать умно и взвешенно, дабы не лишать других такой же возможности.
Эзотерические технологии воспитания и древняя оккультная практика совместножития доказывают, что отсутствие счастья у людей и есть результат их собственного невежества. Всегда имеется возможность согласовать существование индивидуумов таким образом, чтобы они занимались каждый своими делами в свете и радости, но при этом не мешали окружающим, а напротив, дополняли их и содействовали достижению общего успеха. Если человек приступает к занятиям с интересом и охотой, он напряженно ищет, смело выдумывает, радостно обновляет и увлеченно выстраивает. Главное — разрешить ему действовать в полноте свободы. Лишь изредка, на правах стороннего наблюдателя, находящегося за пределами творческой ситуации человека, следует подсказывать и помогать ему, что всегда возможно при известном дружелюбии и такте.
Очень важно понять, что таланты бывают разные. Они всегда уникальны и неповторимы, как и миссии людские, впрочем, как и сами люди. Талант редко может быть определен одним словом или даже набором психологических терминов. Талант — это спектр, радуга способностей, переливающихся на фоне друг друга в определенных соотношениях и взаимодействующих подобно тому, как алхимически связаны друг с другом исходные пищевые продукты в великолепном праздничном торте. Существует множество классификаций способностей — информационные, ремесленные, организационные, посреднические, исполнительские, диагностические, изобретательские. Разнообразие талантов на много порядков превышает разнообразие видов человеческой деятельности и стилей индивидуального творчества. Это и понятно, ведь в таланте переплетено все микрокосмическое богатство души человеческой. При этом талант всегда жив, самоактивен, он переливается на свету духа всеми красками радуги и как бы самостоятельно взаимодействует с миром, используя человеческое сознание и тело на правах посредников. Потому-то и говорится, что человек обязан себя уважать хотя бы за тот талант, который от рождения поселился в его душе и не может явить себя миру вне посредничества человеческого.
Понятно, что для выявления и развития талантов необходимо сотворить множество «полигонов», предоставляющих детям возможность попробовать себя в самых разных деятельностях. Именно попробовать, попытаться, вкусить то или иное творчество с тем, чтобы после определить — нравится или не нравится, мое или не мое? Спортплощадки, мастерские, игровые, лаборатории, аудиозалы, видеотеки, всякого рода сцены и психологические площадки. Лишь имея возможность встретиться в реальной обстановке с собственным талантом, ребенок может реализовать свое право на самораскрытие. Таланту трудно развернуться в скучной и серой будничной пыли, талант не пробудится в грохоте криков, поливаемый ядом ехидных назиданий. Талант выйдет наружу лишь тогда, когда почувствует запас свободы и аромат радости. И проснуться в полной мере он может, лишь встретившись с благоприятными возможностями для своего выявления на тех самых, указанных выше, «полигонах».
Легко ли быть талантливым? Учитывая ту очевидную истину, что талант присущ каждому индивидууму, сей вопрос вырождается в сакраментальное «легко ли быть человеком?». Талант не только соединяет с миром, но и отличает человека от окружающих, а потому он должен искать собственное лицо — именно собственное, и именно искать, а не примерять предлагаемые другими маски. Талант требует тонкой внимательности к себе, порой он ведет себя непонятно и таинственно, попросту не знаешь, что с ним делать и как с ним жить. Сила таланта сообщает норов характеру. Воистину, талант ведет человека по жизни, но нужно научиться не просто его слушаться, а вести непрестанный диалог и время от времени заключать компромиссы. Ибо предоставленный самому себе, талант оказывается чрезмерно капризным и неустойчивым, ибо неизменно стремится завоевать все поле свободы.
Талант не всегда покладист и спокоен. Порой он испытывает «приставленного к нему человека», прямо-таки экзаменуя на стойкость, честь и преданность. Разумеется, становится понятным, откуда берется часто приводимая академическими психологами цифра 5%, упорно связываемая ими с долей талантливых людей в популяции. Не каждый двадцатый, но именно КАЖДЫЙ является талантливым в самом высоком смысле слова. Таланты эти различаются по силе и цвету, по аккорду звучания и аромату самопредъявления. Но талант всегда есть, если есть сам человек. В те же 5% входят не все талантливые люди, но ценой собственной крови прорвавшиеся сквозь препоны, рогатки и преграды, понаставленные то там, то сям в семьях и образовательных учреждениях, и набравшиеся смелости заявить о самостоятельной позиции. Кстати, именно каждый двадцатый в животном сообществе обладает прирожденными качествами лидера, то есть смел, напорист и энергетичен настолько, чтобы подчинять себе окружающих, пусть даже ценой собственной жизни, если таковую приходится ставить на карту. Наверх прорываются лишь уверенные в себе, зубастые да когтистые лидеры, остальные же 95% «соглашаются на ничью», ибо не в силах противостоять прессингу педагогов и бесчувственности родителей.
Очень важно понять то, что всякой миссиональной задаче, начертанной в структуре генома и в сплетениях тонкого аурального тела ребенка, сообщается свой квант энергии на достижение жизненных целей. Интерес и склонности правят судьбой человеческой, безошибочно указывая путь к исполнению миссионального назначения, но беда состоит в том, что между самим человеком и реализацией им миссиональных задач становятся педагоги, родители и сверстники. На адаптацию к ним он вынужден растрачивать массу сил и времени. Он должен приспосабливаться к их излишним требованиям и терпеливо сносить все те глупости и несуразицы, которые они нещадно на него обрушивают. В результате оказывается, что сил на собственное развитие у него как бы и не остается. Добывать же психическую энергию из окружения — из трав и рассветов, из ручьев и березовых рощ — его никто не учит. Так в знойной пустыне черствости, сухости и бесчувственности отношений между взрослыми и детьми погибают миллионы талантов. По аналогии с геноцидом, можно утверждать, что на планете во многих странах, не исключая и нашу, ведется нещадная борьба с индивидуальностью, с даром Господа, с талантом. И от того, кто победит в этой борьбе, зависит и здоровье человека, и существование самого человечества.
Как обнаружить талант у ребенка? Надо предоставить ему возможность все пощупать и перепробовать, создать условия для того, чтобы он нечто поставил на карту и рискнул выполнить задуманное. Нужно ненавязчиво и предельно внимательно наблюдать за его предпочтениями и реакциями на дела и занятия. Следует постоянно подсматривать за ним, доброжелательно и ненавязчиво, с тем, чтобы в ситуации спонтанного поведения определить — что ему нравится, к чему его тянет, чем и как он занимается охотнее и радостнее. Разумеется, необходимо вести «Дневник педагога», в котором будут отмечаться все подмеченные интересы, склонности и предпочтения ребенка.
Ни один психологический тест не сможет заменить творческой наблюдательности вдумчивого наставника. Но следует помнить о том, что память Ваша далеко не все из подмеченного удерживает, ибо все мы люди и нам свойственно забывать как раз о самом тонком и трудноуловимом, а значит, о самом главном. Потому, фиксируя в «Дневнике» свои наблюдения и отмечая размышления по поводу дальнейшей судьбы ребенка, мы почти непременно приходим к безошибочному определению аккорда его способностей, а значит, становится возможным в дальнейшем оказывать помощь в развитии им собственного спектра талантов. Главное — не спешить, не понукать, не насиловать естественное пробуждение творческой силы. Следует хотя бы помнить о том, что от благополучного проявления этой силы зависит все мировое равновесие, ибо реализованными способностями людей резонансно поддерживается свод мира. Это не шутка — это всерьез.
Беларуси повезло — в ней создан Банк Талантов Народа. Профессиональные психологи занимаются и глубинной профессиографией, и психосоматической диагностикой, и диагносцируют таланты младенцев. Специалисты Банка Талантов Народа занимаются не только выявлением детских сокровищ, они консультируют родителей и педагогов по вопросам, связанным с диагностикой и воспитанием способностей, а также обучают молодых людей искусству взаимодействия с живущей внутри творческой силой.
В воспитании талантов главное — вселить уверенность в собственных силах, возбудить желание искать в себе сокровище и привить уважение к сокровенному Божьему Дару, пресно именуемому «профессиональной расположенностью». Нужно освободить ребенка, снять с него оковы запретов и окриков, попросту дать возможность развернуть крылья. Крылья же есть у каждого, но если их не разворачивать, то они превращаются в горб — дети сутулятся, съеживаются, блекнут и тускнеют. Нужно помочь ребенку в борьбе против всего, что топит и гасит, глушит и неволит его дар. Нужно помочь ему в противостоянии дуракам с улицы, хамам из школы и глупым взрослым, которых хлебом не корми — дай поучить подрастающее поколение. Нужно почаще хвалить ребенка, поощрять его самостоятельность и без устали, без запинки непрестанно напоминать о том, что он беспримерно талантлив — пусть он смотрит внутрь себя и развивает главное в себе — свой Дар. Остальное — приложится. А потому следует научить ребенка не бояться трудностей жизни, но обращать внимание на развитие таланта — источника всех возможностей.
Почему мы упускаем таланты своих детей? Вследствие нечуткости мы их вообще редко замечаем, даже заметив, игнорируем как нечто малосущественное и лишь вносящее в нашу жизнь беспокойство и суматоху, но даже обратив внимание на пробуждающийся талант, мы почти никогда не знаем, что делать с таким ребенком и как ему помочь на пути самореализации.
Сложность развития таланта заключается в том, что каждый индивидуум имеет свой стиль проявления (скорый или медлительный, болтливый или молчащий, многоцветный или монотонный), свой предмет интереса (архитектура, начальствование, целительство) и свой срок проявления и созревания. Последнее оказывается особенно сложной проблемой талантоведения, разрешить которую может лишь грамотное применение психоритмологических технологий. Порой талант замечается и раскрывается в три года, порой в девять, а иногда и после двадцати. Без специальной упреждающей психоритмологической диагностики порой подметить талант не так уж и легко, особенно если он развивается скрыто и до юности не собирается выходить на поверхность. Психоритмологическая поддержка нужна и для того, чтобы заранее знать о сроке встречи с талантом и быть готовым к его принятию. Так называемые кризисные возраста вовсе не относятся к трем, семи или двенадцати годам жизни всех без исключения детей, но должны исчисляться в каждом случае отдельно, ибо всякий человек имеет свой глубинный ритм развития и созревания.
Следует осознать, что подход к воспитанию таланта очень прост. Его первейшие императивы элементарны — не давить и не насиловать, не принуждать и не мучить, не грубить и не торопить. Главное — не спровоцировать развитие ненависти к педагогу, которая возникает тогда, когда подавляется индивидуальное начало и губится талант. Детская ненависть имеет причиной своей месть таланта, порабощенного и незамеченного. В основе детской агрессии лежит страх перед невозможностью развития своего глубинного естества. Ребенок пытается с шумом прорваться наверх, чтобы быть отмеченным пусть даже ценой столь нелепой и неуклюжей попытки.
Не губите детские таланты, ибо таланты эти — суть их душ. Еще не поздно заметить, уважить и пригласить к развитию то наиценнейшее и наисокровеннейшее, чем жива душа детская. Развитый или хотя бы вовремя выпущенный на свободу талант — это и счастье, и радость, и обретение смысла жизни. Подарите своему ребенку искреннее участие в поиске талантов в загадочных недрах его души — и в поиске этом он станет счастливым и смеющимся, и будет Вам за это признателен и благодарен до тех пор, пока Вы будете оставаться вместе с ним.
вверх