Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Сделай сам

Великий призыв, великое предоставление и великая мудрость сокрыты в извечном творческом «Сделай сам!». Жизнь наша — нескончаемая вереница проблем, единая цепь задач. Умение жить в полноте творческих сил зависит от умения справляться со сложностями, от готовности самостоятельно разрешать проблемы. Этому и нужно научить своих детей. Но что же это такое — решать задачи самостоятельно, собственными усилиями? Об этом и поговорим, ибо в вопросе сим сокрыта одна из величайших тайн эзотерической педагогики.
Творческий дар заключается в умении самостоятельно отыскивать новые пути в жизни — во всем, от малого до великого. Творческий дар проявляется в искусстве самоактивно справляться с проблемами, в мужестве решать задачи и в смелости браться за трудновыполнимое. Ученые годами бьются над тем, чтобы заставить шимпанзе самостоятельно додуматься до примитивных творческих решений. Мы же ежедневно на каждом шагу умудряемся всей практикой своей жизни отучать детей от самостоятельного творчества. Мы лишаем их возможности самостоятельно думать, искать и находить, творить и открывать, — мы не позволяем им самостоятельно пытаться проявить собственную активность.
Как же мы ограничиваем свободу творчества ребенка?
Во-первых, нам все о них наперед, заранее якобы известно. Ведь мы все такие умные, хотя сами-то жить и не научились, да и проблем у нас полон рот в каждом дне нашем. Но детям своим мы с непонятной невротической убежденностью твердим одно и то же — делай то-то и то-то, поступай так-то и так-то, ибо мы знаем, как все должно быть. Перефразируя известный сарказм, следовало бы заметить: «Если мы такие знающие, то почему мы такие несчастные?»
Во-вторых, мы неустанно засоряем детские сознания устаревшими стереотипами и отжившими штампами, внедряя омертвевшие умственные привычки под давлением авторитарного родительского «так надо», тем самым мы пресекаем ток свободного творчества личных решений, ограничивая возможности самопроявления. Почти как в известной юмористической телепередаче: «Крылышки-то мы вам непременно подрежем». А ведь ребенок должен быть — и является по факту своего рождения — «режиссером своей собственной пьесы».
Мы забываем о том, что свобода всегда подразумевает некоторую долю неясности, неопределенности и многовариантности. Мы забываем о том, что творчество неизменно предполагает множественность решений, ибо во множественности этой и состоит свобода выбора правильного ответа, связанного с несением личной ответственности. Мы не смогли как следует, надежно и добротно устроить свою жизнь (если не внешнюю, то как минимум внутреннюю), зато с задором суфлируем и режиссируем детей, принуждая их к игре в недоигранные нами жизни, заставляя их допевать недопетое нами и дописывать за нас то, что мы сами написали с немалым числом ошибок. Они, нежные и робкие, не могут нам отказать, из боязни или из уважения. Так они отказываются от самостоятельности и ответственности, хотя и игра у них получается какая-то вымученная и неподлинная, неинтересная и неживая какая-то.
В запутанных проблемных ситуациях, на перекрестках выборов не толкайте детей под руку, не верещите над ухом того, кто отважился на самостоятельное решение. Откажитесь от готовых штампов и пресных советов — пусть ребенок подумает сам, пусть душа сама поищет ответ в переплетении исходных условий. В конечном счете, не результат важен, но овладение искусством самостоятельного поиска. Только освоение метода нахождения решений распахнет перед детским разумом все горизонты. Творить — значит делать что-то совершенно самостоятельно, по наитию души и в целостной свободе проявлений. Поэтому не делайте за ребенка то, что он может и должен сделать сам, предоставьте ему пространство для пробы, укажите ему на задачу — и не спешите с подсказкой. Не заменяйте собственными энергиями того, чему без развития самостоятельности в нем никогда в душе не проснуться — поддерживайте и питайте его веру в себя и уверенность в возможности нахождения полезного ответа. Тем более, что советы наши да привычки умственные нередко оказываются столь слабыми и убогими, что о них после стыдно и вспоминать.
Не лезьте в душу с житейскими «мудростями», пока дети не попросят Вас о помощи, не отвечайте больше того, о чем они Вас спрашивают. Не навязывайте им своего «правильного» мнения — пусть ищут свое, новое, свежее. Жизнь всегда неожиданна и парадоксальна, и все в этой жизни детям придется в дальнейшем находить самим и открывать заново. И если их не научить великому искусству самостоятельного поиска сил и ответов, они окажутся беспомощными даже в малейшем житейском затруднении.
Что-то произошло — уродливое или святое, мудрое или безобразное, унылое или радующее. Остановитесь! Не спешите навязывать ребенку свое мнение и свои оценки, пусть он подумает сам, пусть поищет ответ в своем сердце. Разрешите поработать его мыслительному аппарату. Это уже после, если ребенок захочет и попросит Вас об этом, можно поделиться своим опытом и помочь разобраться до конца, рассказав о просматриваемых следствиях и возможностях иных решений. Но все это следует сообщать и демонстрировать, не навязывая и ни в коем случае не называя передаваемое «единственно правильным». Поймите, что встречаться с явлениями жизни, задачами да проблемами ребенок должен с глазу на глаз, один на один. Пусть даже Вы находитесь рядом, но надеяться он должен на свои собственные душевные и интеллектуальные силы, только тогда он действительно будет расти!
Научите ребенка, точнее, разрешите и позвольте ему задумываться и размышлять, останавливаясь в суетном беге дней перед проблемами жизни. Учите детей всматриваться в бытие и разыскивать пути улучшения себя и жизни. Это ли не радость, это ли не счастье — суметь породить новое, доселе еще небывалое — пусть маленькое, но свое!
Знание, на первый взгляд, приходит извне. Но без высекания из кристалла души искр понимания оно не усваивается и не может войти в естество человеческое. САМО-обучение, САМО-стоятельность, САМО-активность — оно исконное, внутреннее, сокровенное, это великое «САМО». Оно возникает в таинственных глубинах детской души, рождается изнутри и исходит, излучается из самой сердцевины духа человеческого. Это «САМО» — подлинное, глубинное, внутреннее, индивидуальное и самое что ни на есть свое собственное. Недаром высшая индивидуальность человека, синтез всех его сторон и аспектов названа замечательным психологом Карлом-Густавом Юнгом «SELF» — «САМОСТЬЮ». Поймите, что целительным и благодатным является само нагнетение индивидуальных энергий, обретаемое в напряжении самостоятельного поиска. Великоценным началом является утруждение мысли, движение к достижению результата и желание во что бы то ни стало преодолеть барьер преграждающий.
Дети должны приучиться думать над препятствиями, они должны понять, что в жизни неразрешимых проблем попросту не бывает. Проблемы делания, понимания, выстраивания отношений — их много, все они разные, но отношение к ним должно быть единым: смелым и неукротимым желанием преодолеть барьер. Самостоятельное формулирование проблемы уже прокладывает мост в неведомое через незнаемое и научает смелому преодолению границ известного. Разрешите ребенку научиться видеть непонятное и предоставьте ему возможность самостоятельно размышлять над трудностями, принимая на себя ответственность за основанные на сформулированных решениях действия.
К чему же сводятся творческие видения проблем? К простому перечню:
1. Как приспособить себя к миру — поинтереснее да поразумнее?
2. Как усовершенствовать мир — светлее, радостнее и музыкальнее?
3. Как согласовать свои интересы с окружающей жизнью — удобно и грамотно?
Что же требуется от наставника, стремящегося обучить ребенка смелости самостоятельного творчества? Важен дар отыскивать и незаметно «подсовывать» ребенку задачки да загадки. Ценно умение не мешать самостоятельному поиску решения. Необходимо овладеть искусством тонко и мудро поддерживать робкий творческий поиск, в то же время не посягая на свободу личного выбора.
Нужно быть терпеливым — не окликнуть во сне идущего над пропастью, не толкнуть задумавшегося, не замеченного по грубости восприятий. Нужно быть чутким — проявить мудрое внимание к живому процессу творчества. Нужно быть зорким — уметь усматривать проблемы собственной жизни, являя примеры успешного разрешения задач бытия. Порой оказывается полезным обсуждение уже завершенного творческого процесса, порой необходимо продемонстрировать лучшие приемы, но пример подавать следует лишь тогда, когда он будет испрошен, а значит, и воспринят. Можно посодействовать расширению спектра новых, свежих проблем, обратив внимание ребенка на ранее не затрагивавшиеся сферы интересов.
У каждого ребенка свой ритм поиска решений, свой темп решения задач, своя частота смены интересов. Не тормозите и не подгоняйте его в таинственном движении к смыслам, пусть оно останется естественным и непринужденным. «САМО» — это проявление Индивидуальности, истинного Высшего «Я», и процесс этот тонкий, хрупкий, священный. Не надо искать искусственных преград для развития навыков проблеморазрешения. Жизнь сама мудро предложит каждому его проблемы, нужно лишь научить ребенка не оставлять загадки жизни без внимания и своевременно распутывать противоречия, разумно и до конца.
Привыкнув самоактивно творить, ребенок отучится от нелепого разрушительства. Научившись размышлять самостоятельно, ребенок поймет, чего он сам хочет от жизни, примет на себя всю полноту ответственности за решения и перестанет внимать дурацким, плоским, а порой и откровенно идиотским «взрослым» формулам жизни вроде — «тепло, светло и мухи не кусают» или «ты — начальник, я — дурак». Так он станет хозяином самого себя, властелином своих возможностей, господином своей жизни.
Николай Рерих провидел — в школах будущего оценки станут выставлять не за ответы, но за вопросы. В ответе сокрыта иллюзия завершенной истины, но вопрос — это всегда вечно новая возможность расширить границы понимания. Вопрос — акт открытости и проявления готовности творить. Это знак желания вместить в собственные пределы нечто совершенно новое, смело шагнув за грань уже имеющегося за душой, привычного и освоенного. Знания нет вовне — его всегда приходится порождать заново самим, ценою своих собственных усилий добывая новое из глубин собственной психики, извлекая необходимые ответы из недр личного опыта.
Научите ребенка самостоятельно творить, непрестанно осваивая сокровенный дар интуиции. Научите ребенка без боязни и неверия в себя, без страха перед ошибкой и сомнений в собственных силах подходить к решению любых проблем с «открытым забралом». Другого пути к счастью попросту нет. Господь дал человеку право решать и свободу творить. Он дал нам для этого все силы и способности — нужно их только освоить и употребить, дал не только детям, но и взрослым, которые порой оказываются инфантильнее своих воспитанников. Уверенность в полноте дарованного, вера в неиссякаемость живого источника сил и знаний, сокрытого в глубинах души, делают человека творцом — сотрудником Господа в обустроении жизни на Земле!
вверх