Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Секрет сказки

Человечество жило сказками всегда, потому-то и было живо. Это пыльные и скучные, пресные и блеклые антисказочные реалии завели всех нас в тупик. Сказка — синтез изобретательности и надежды, сплав провидения и откровения совести. Недаром сказками во все времена столь живо интересовались гении да таланты. Великие умы интуитивно чувствовали сокрытые в сказках накопления вековой мудрости, а потому уделяли им немало времени и сил, посвящая себя расшифровке скрытых значений легендарных, былинных и волшебных повествований.
Сказка — это особая, скрытая от поверхностного взора традиция духовного воспитания, равно пригодная как для обучения детей, так и для подготовки высших жрецов-иерофантов. Мифы и легенды — те же сказки, но развернутые и монументализированные. Притчами говорили Христос и Будда. Полными метафор и аллегорий строфами записаны на скрижалях истории все сокровенные духовные учения Запада и Востока. Потому-то сказка и называется важнейшим средством Эзотерической Педагогики, чудесным инструментом пробуждения душ и очеловечивания людей. Вдохновенно переданная сказка загорается в сознании воспринявшего ее подобно магическому кристаллу, присутствие которого в сердце освящает все осмысливания жизни.
Сказания, сказывания, высокая весть об основах жизни, о духовных законах, о целях существования. Благодаря вдумыванию и вчувствованию в сказку ребенок учится видеть себя и людей по-новому — видеть надбуднично и надповседневно, с точки зрения Вечности и Высшего Мира. Он изучает мир людей, развивает внимание к знакам судьбы и указаниям сердца. Сказка создает особую душевную атмосферу, благоухает ароматом седой древности, звучит мелодиями иных пространств, загадочно вплетая в волшебные повествования высокие смыслы, скрыто присутствующие в событиях земной жизни. Сказка разворачивается в пространстве внутреннего мира, заставляя звучать сокровенные содержания, живущие в глубинах бессознательного. Сказка — это интимно-личностная мистерия праведной жизни.
Мир волшебной сказки — и пространство свободы, и школа ответственности, и поле битвы высокого и низкого, сражения возвышенного и подлого. Ведь в сказке все как в жизни — и гадкие утята, и глупые поросята, и мечтательные золушки, и бессердечные мачехи, и безвольные отцы. Сказка — это школа воображения, удивительный тренажер фантазии, психологический театр живых образов, взаимодействующих в пространстве свободного творчества. Ребенок может почувствовать себя любым из героев, примерить на себя его роль и проверить, нравится ли ему поведение персонажа, которого он примеряет на себя словно маскарадный костюм.
Австрийский психолог К.-Г.Юнг показал, что в каждом из нас живет множество «Я». В душе любого человека спорят и дискутируют многие возможности и бесчисленные силы, звучащие на разные голоса. Они сражаются и договариваются, сотрудничают и вытесняют один другого. Эти «малые Я», толпящиеся в нашем внутреннем пространстве и называемые «субличностями», и символизируются героями сказок. Эти персонажи, фигуры, деятели архетипичны, то есть свойственны всем людям без исключения, в совокупности своей составляя «внутреннее население» нашей психики. Сказки помогают разобраться с живущими внутри нас героями и злодеями, помогают уяснить их непростые программы при распутывании замысловатых сюжетов, содействуют определению динамики и тенденций их существования.
Сказка — это школа истинной жизни, ибо она дает ребенку возможность вникнуть в существо нравственных проблем и уяснить характер важнейших этических выборов. «Три поросенка» — о халтуре и безответственности. «Дюймовочка» — о вере в истинность высокой и чистой любви. «Чипполино» — о решимости в защите слабых. Сказка моделирует важнейшие ситуации жизни, иллюстрируя последствия неверных решений. Она научает терпению и скромности, показывает истинные масштабы происходящего в буднях, дарует понимание смирения и благородства. Вор всегда наказуем — страхом перед возмездием или болезнями, дурными снами или пустотой душевной. Благородство же и великодушие явлены в сказках как сокровища нетленные — их не отнять, ибо они всегда в нас, и благодаря им обретаются сила и покой, достигается уверенность в окончательной победе Любви и Света. Сказка разъясняет ребенку очевидную, но редко понимаемую истину: жить на удивление интересно, но жить можно по всякому, а как именно — зависит только от самого человека.
Зачем? Почему? В чем смысл и цель? Какова логика решений? Какова этика действия и поступков? Таковы важнейшие вопросы, рассматриваемые в сказках, иллюстрируемые захватывающим сюжетом и оформляемые живыми диалогами. В сказках рассматриваются типы главных решений, примеры высоких устремлений души, образцы действительно ценных форм поведения. Толкиен и Гофман, Андерсен и Уайльд — все великие писатели отражали в сказках своих мистерии жизненного подвига, являя примеры самоотверженного служения Красоте, Любви и Надежде.
Сказки демонстрируют ребенку наиболее вероятные стратегии действий и сценарии судьбы. Посмотрите вокруг — сколько рядом с нами дуримаров и карабасов, премудрых пескарей и хитрых алис и базилио! И как до обидного мало стойких оловянных солдатиков, трогательно нежных дюймовочек и верных в своей преданности железных дровосеков. А все потому только, что наше поколение забыло не только о Господе, но и сказке воспитывающей, потому-то многие свои жизненные сценарии и программы мы избирали вслепую и не задумываясь над их подлинным содержанием.
Предательство и любовь, горестные разлуки и дворцовые интриги — все это ярко представлено в сказках. А мы все продолжаем настаивать, что реалии нашей жизни отличаются от сказочных. Да, но к сожалению, не в лучшую сторону. Сказка — это инструмент моделирования будущего, полигон самопроверки, путь к отождествлению с героями и метод поиска аналогий в окружающей жизни. Сказка являет собой суть и соль существования, демонстрирует примеры архетипических траекторий судеб, является квинтэссенцией жизненной программы.
Вы хотите научить ребенка правильной, чистой и честной жизни, построенной не на песке материального комфорта, а на фундаменте душевной красоты? Почаще читайте детям Льюиса Кэрролла и Толкиена, Чехова и Толстого, размышляйте с ними о сказочных героях и их удивительных судьбах, обсуждайте и сочувствуйте ребенку, всерьез выбирающему свой жизненный путь. Да-да, дорогие родители и педагоги! Всех нас губит бескрылье, немечтанье и бесфантазье! Мы отказываемся вдыхать ароматы Волшебной Страны — не дай Бог потерять ложную взрослость и иллюзорную респектабельность, потерять лицо перед нашими мудрыми и тонкими детьми! А наши дети уже ссутулились от окружающей тупости, серости и беспросветной безнадеги — крыльям их воображения тесно и томно в пыльной тиши обыденности и в грохоте приходящих отовсюду «правильных» советов.
Научите ребенка летать мыслью, а для этого следует расправить крылья воображения. Научите ребенка видеть сказку и делать сказку жизнью своей. Пусть он притворится героем и гением, причем притворится на всю жизнь, на деле став таковым. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, а не собственную жизнь — пылью. Пусть дети сами учатся сочинять сказки — поощряйте их записыванием этих ростков поэтического и литературного творчества. Работа со сказками — это и лечение, и глубинная диагностика скрытых причин, нравственных и психологических проблем ребенка и предоставление чудесного поля возможностей и творчества. Детям ведома реальность сказки — ее глубина и ее оправданность, высокий пафос и окончательная правота.
Антоним сказки — не реальность жизни, а бездушная скука, слепое равнодушие, серая пыль уныния и безжизненность пустого безверия. Сказочно прекрасно творчество, сказочно возвышенна любовь, сказочны вечера под яркими звездами и парное молоко, выпиваемое в лучах предрассветного солнца. А мы в страхе бежим от сказки в привычные, затянутые паутиной боязни и тревог щели и думаем, что избираем реальность. Мы отделили мечту от реалий, разлучили семя и почву, оторвали замысел от исполнения. Но жизнь подлинная питаема романтиками и мечтателями, философами и поэтами, художниками и мудрецами.
Добрый сказочник — лучший проводник в будущее. Он подбодрит сомневающихся, вселит уверенность в победе добра и укажет путь лучший. Иллюзии — не в сказках, там-то как раз все настоящее, подлинное и высокое — и чувства, и мысли, и поступки. Иллюзорны наши слабости и нытье, наши охи и ахи. Ненастоящие и невзаправду — это про нас с вами: никому не нужный труд, бестолковые правители, злые педагоги, бесчеловечный закон и бессердечные врачи. Как в страшном сне, как в ужасном кошмаре.
Сказка — это то, что нужно построить на нашей Земле, возвратить и пересоздать, реанимировать ради счастья будущих поколений. И сколь бы трудным ни показалось это занятие, иного пути нет. И пусть надежда эта согревает Вас в минуты общения с ребенком в атмосфере сказки и тайны. Читайте детям сказки и напоминайте о том, что человеку всегда помогают Небо и Земля, если он не закрывает волшебным силам пути своим раздраженным нытьем, уныньем да безверием.
вверх