Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Уважение к телу

Люди разучились говорить об истинной эротике, об искусстве телесно воспринимать мир и наслаждаться самим фактом присутствия во плоти. Психотерапевт Владимир Леви как-то написал: «Себя надо любить, ибо вряд ли захочется совершенствовать то, что тебе не мило». Поговорим о пробуждении в ребенке любви к собственному телу, лежащей в основе искусства мудро заботиться о себе.
Что есть тело человеческое? Проводник души в мире вещей и предметов, опора в пространстве стихий и субстанций, чудесный инструмент индивидуального духа, без которого человек не может присутствовать на планете. Что есть любовь к телу? Живой музыкальный синтез знания, помощи и заботы, наслаждения и самоотдачи. Именно уважение к собственному телу определяет умение грамотно и мудро существовать на Земле.
Внимательность к дарованному Богом телу вовсе не означает забвения нужд бессмертной души. Просто тело имеет право на элементарную заботу и уважение. Без глубокой духовности нет и не может быть понимания бесценности дара телесности. Чудо воплощенности космично, таинственно и Божественно. Уважать и беречь свое тело, уважать и любить его и ведать его истинные нужды должен всякий человек, ибо тело — сокровище порученное, кладезь возможностей и ковчег духа.
В сегодняшней западной культуре присутствует странная подспудная и совершенно неестественная нелюбовь к телу. В иных культурах тело уважаемо, любимо и почитаемо как драгоценные ножны замечательного клинка духа. Для многих из нас характерен плохо осознаваемый спонтанный протест против собственной телесности, ложное чувство вины и ложный стыд, проистекающие из страха перед неосвоенными возможностями тела. Мы наказываем себя за случайные наслаждения, мы корим себя за любое удовольствие, мы не допускаем даже мысли о своем законном праве радоваться телу и наслаждаться при его посредстве.
Не в этом ли скрытая причина всех наших болезней, неудач и страданий? Ведь мы не умеем любить свое тело, не умеем хранить его и питать полноценно. Мы подсознательно поругиваем себя за обилие якобы недопустимых желаний, забывая о том, что обруганный слабеет на глазах. Презираемое и оттесненное на периферию бытия тело в результате такого мазохистского истязания оказывается слабым и незащищенным. А все потому, что мы не предоставляем ему автономию и не заботимся о развитии его собственного языка и его собственной воли.
Особой противотелесностью отличается характер постсоветской ментальности. Она не только атеистически бездушна, но и до безобразия бестелесна. Мысль одна — только бы набить пузо пищей, даже не для того, чтобы жить, а лишь ради того, чтобы не умереть с голоду. Психиатрам ведомо: все дисморфофобии (страхи перед собственной мнимой некрасивостью) воображаемы и придуманы, наведены и навязаны извне. Мы сами, вольно или невольно, учим детей ненавидеть свой телесный храм, осуждаем их за пережитые удовольствия и не умеем поддержать в минуту потери уверенность в законности своего телесного существования. А ведь с этого начинается агрессия и жестокость — сначала к себе, а после и к другим, ко всему миру.
Человек перестает воспринимать себя в полноте, перестает любить свой телесный инструмент, разделяется в самом себе на дурное и допустимое. После он переносит это мнение и на нас с вами (мол, почему меня таким родили), а далее на всех людей попеременно. Аутоагрессия, скрытое и явное недовольство собой неумолимо подталкивают детей к якобы случайным травмам и катастрофическим несчастным случаям. В основе же этого лежит родительская бестактность и неумение привить ребенку уважение к собственному телу.
Пора понять тот очевидный факт, что причиной ненависти к другим является нелюбовь к самому себе, точнее, поначалу, к собственному телу, как наиболее понятной и доступной для изучения и контроля части самого себя. С узнавания своего тела открывается путь самопознания. Уважение к собственному телу раскрывает перед ребенком всю полноту его индивидуального существования.
Мы не постигаем смысла слова «наслаждение». А ведь оно означает напитывание собственного тела (и через него только — и души внутренней) радостью и нежностью. Забота о хозяине дома подразумевает и заботу о самом его жилище, а потому мудрость эзотерическая предписывает каждому необходимость осознания чуда телесности и благодарения Господа за дарованный храм чудесный. Греховно вовсе не телесное, но излишнее и чрезмерное. Необходимое же не только полезно, но и обязательно для естественной и гармоничной жизни. Потому-то древние и считали невнимание к заботе о своем теле не менее греховным, чем неуважение к своей душе.
Тело с душою не просто тесно связаны, но именно едины, сплавлены и отражены друг в друге. Тело — это наша микрородина, наш малый дом, хранилище волшебных возможностей, фабрика деторождения и лаборатория творческой мысли. Тело излучает токи здоровья и принимает послания дальних светил. Тело — существо духовное, вполне автономное и требующее к себе самого серьезного отношения. Сначала тело необходимо изучить, следует познакомиться с ним, на следующем этапе нужно вступить с ним в уважительный диалог. Наконец, с годами следует научиться трогательно заботиться о нем, чутко откликаясь на любые запросы и пожелания.
Расскажите ребенку о теле, помогая тем самым осознать чудо Богом дарованной воплощенности. Изучение анатомии и физиологии организма необходимо проводить с самого раннего возраста, ибо это — прикладные, житейски полезные науки. Расскажите о живой силе эмоций и чудесных незримых энергоцентрах, опишите ажурные нервы и ветвистые переплетения сосудов. Научите ребенка прислушиваться в себе самом к движению сил, к звучанию токов, к пульсации соков жизни. Научите прислушиваться к собственному дыханию и воспринимать тонкие впечатления сна по пробуждении. Расскажите о незримых лучах, вырывающихся из сердца, льющихся сквозь покровы и слагающих чудесную ткань ауры. Расскажите о свете разума, излучаемом напряженно работающим мозгом. Поведайте о чудесной выносливости и волшебстве закаливания, укажите на духовное значение пищи и помогите в освоении искусства в любых условиях оставаться здоровым.
Научите ребенка физиогномике, преподайте начала хирологии, помогите ему изучить психологическое и нравственное значение мимики и поз, заинтересуйте растущего человека формой родинок, рисунком ладони и узорами радужки. Пусть понаблюдает за работой мышц и обсудит с Вами работу суставов. Пусть знакомство с миром начнется для ребенка с изучения собственного тела. Искусство сознательного расслабления, загадочная гимнастика тай-цзи-цюань, причудливые позы хатха-йоги — все это должно войти в программу обучения искусства быть собой. Ребенок должен научиться владеть своим телом. Работа над телесным организмом — первоспособность, первозабота и первоопыт для каждого из нас.
Пусть малыш узнает мышечную радость, пусть откроет для себя удовольствие танца, постигнет наслаждение самомассажа и уяснит ритмический баланс хитроумных упражнений, назначенных для развития равновесия. Полнота радости и ощущений даруется лишь тем, кто о теле заботится. Вкус, форма, звуки и запахи, осязательные ощущения — все это приходит к нам благодаря драгоценному телесному инструменту. Нет мастера без прекрасного инструмента, о котором он заботится непрестанно. Учите ребенка всерьез беседовать с органами тела. Учите его воспринимать свое тело как братство клеточек, как дружественное сообщество маленьких живых организмов. Объясните, что чистота — это не приказ, но возможность; тренировка — не принуждение, но запасение сил. Разъясните укрепление тела и правильный отдых как условия накопления капитала живых энергий, необходимых для творчества или общения.
Благодаря работе с телом ребенок ощутит целостность и симфоничность воплощенного состояния, каждой своей клеточкой почувствовав Единство Духа и Природы. Научите малыша весело дружить со своим телом для того, чтобы иметь возможность положиться на него в непростой ситуации. Научите его доверять телу, а если надо — то и уговаривать организм о предоставлении резерва сил для экстремального поведения. Учите оставаться в теле сознательным и властвующим господином, не забывающим о заботе и уходе за тем, чем он владеет и распоряжается. Питать, очищать, слушать, радоваться вместе с телом, заботиться о нем и руководить умело — всему этому нужно научить, иначе ребенок всегда будет немного не в себе, то есть вне связи с собственным телом.
Учите малыша вслушиваться в сообщения тела без ипохондрической боязни, но с мудрым участием и заботливым вниманием. Расскажите об уходе за телом как исполнении долга перед телом организма. Клеточки эти живые и сознательные, и забывать о необходимости сознательного контакта с ними недопустимо, ибо с невнимания к собственному телу начинаются все несчастья, все экологические кризисы и катастрофы судеб. Каждый человек незримо вплетен в ткань Мировой Жизни, голографически сочетая в себе связь со всеми энергиями и событиями Мироздания. Потому всякое невнимание к себе есть оборотная сторона невнимания к миру. А всякое отчуждение от самого себя рано или поздно заводит в тупик ссоры с окружением. Пусть ребенок научится грамотной заботе о Храме, сложенном из живых микросуществ, о Небе как сообществе живых организмов. Пусть он станет мудрым правителем своего клеточного государства, умение управлять которым ничуть не менее важно умения гармонично организовывать внешние дела.
Поймите, что любовь к собственному телу не просто механическая гигиена и техника безопасности, но именно философия ответственности, религия бережности и искусство заботы. Мысли о теле не должны ассоциироваться с болью или страхом, голодом или тревогой, чувством вины или стыда. Ухоженное тело должно питать душу ребенка ароматами роз и фиалок, светом яблоневого сада, вкусом свежего хлеба, переливчатой трелью соловья, журчанием ручья и бархатом материнской ладони.
вверх