Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Что такое эзотерическая педагогика?

Педагогика — искусство напитывать развивающуюся душу смыслами, целями и содержаниями. Эзотерическим называется скрытое, тайное, сокровенное знание, касающееся внутренней жизни духа человеческого. Потому сочетание слов «педагогика» и «эзотерическая» имеет более чем ясное значение. Это — знание о тайнах человеческой души, искусство учитывать законы развития интимнейших и глубочайших сторон внутреннего в каждодневном общении с развивающимся человеком. Во все времена педагоги не только передавали знание о мире и помогали осваивать навыки профессии, педагоги являлись и священниками, и духовными наставниками, и святителями. Учитель — это терапевт, исцелитель, заботник и попечитель, непрестанно пекущийся о взращивании лучшего в душе человеческой.
Эзотерическая педагогика есть истинное наставничество, которое в то же время является ориентированным на духовные ценности и нравственные достижения целительством. Эзотерическая педагогика — искусство сугубо жреческое, питающее и наставительное. Лучшие из наставников пестовали царей да героев, от которых зависела жизнь всего рода и целых стран. А потому искусство это было тайным, ибо включало оно в себя и магические знания, и астрологические формулы, и гадательные умения, а также многое-многое другое, сокрытое от глаз непосвященных.
Сегодня роль педагога существенно трансформировалась вследствие глобальной профанизации общества. Но как раз сегодня потребность в мудрых, исполненных сердечности и света наставлениях о жизни возросла тысячекратно. Педагогика как искусство в принципе не может быть упрощена и примитивизирована. Ведь душа человеческая остается столь же глубокой, столь же загадочной и столь же отягощенной непониманиями и хитросплетениями, как и в незапамятные времена седой древности. Те же, кто воспринимает педагогику поверхностно и грубо, попросту забывают о духовной ответственности наставника не только за здоровье и поведение, но за весь жизненный путь опекаемых им душ.
Почему же сегодня педагогика остается в существе своей дисциплиной духовной, внутренней да сокровенной?
1. Практически все в жизни общества зависит от того, насколько точно разгадан в душе ребенка переданный ему Божественный Дар, кристаллизованный в талантах и способностях. Человеку предлежит развиваться в точном соответствии со своим предназначением, а потому многое в достижении им счастья как полноты самореализации зависит от того, верной ли дорогой он следует к своей цели. Пока ребенок незрел и беспомощен, ответить на эти вопросы может лишь мудрый наставник. Растущую душу к высоким смыслам и космически важным задачам способен направить лишь чуткий к духовным накоплениям ближнего учитель. Охранить на пути и упредить необязательные падения способен лишь эзотерически грамотный педагог. Соответственно и понимание жизни таким наставником оказывается особенным, во многом отличным от представлений мирян. Соответственно высокому предназначению своему он и развит определенным образом, и озабочен глубокими нравственными проблемами. Подлинный педагог должен быть воистину мудр, светел и чист, то есть образован внутренне и духовно.
2. Душа человека сокрыта в глубинах, защищенная от праздных взоров любопытствующих, но именно в глубинах этих и охранен росток индивидуальности, эта поросль лучшего в человеке, квинтэссенция его внутренней, а значит и внешней жизни. Рассмотреть росток этот способен лишь человек с просветленным взором. Подлинная индивидуальность в человеке может быть угадана и обнаружена лишь весьма чутким сердцем и всесторонне развитым разумом.
3. Наставническое действо само по себе не механично, не просто и не поверхностно. По существу своему оно является заражением добротой, пробуждением света в душе наставляемого и передачей силы вдохновения его индивидуальности. Подлинное наставничество — процесс посвятительный, инициатический. Он свершается в тишине и покое, вдалеке от глаз окружающих, он зарождается в таинственных глубинах духа наставника и осуществляется в загадочном диалоге сердец ученика и педагога. Естественно, учитель должен быть к этому готов, он должен быть не просто сформирован, но именно возжжен как неопалимое пламя, разносящее свет по душам людским. Такое возможно лишь при особом — эзотерическом — образовании самих учителей.
С древнейших времен известно, что алхимикам помимо «философского камня» (катализатора процесса трансмутации металлов) и исходного преобразуемого материала для свершения Таинства Преображения неизменно требовался хотя бы маленький кусочек золота — подлинного металла, символически являющего собой желанную цель процесса трансмутации. Это золото словно «заражало» исходный материал и «показывало» ему «на собственном примере», что же за штука такая — «быть истинным золотом». Понятно, что речь идет о типично педагогической метафоре — «Чтобы делать золото, нужно иметь золото»!
Передавать вдохновение, надежду и веру, излучать устремление и любовь, заражать добротой и терпимостью может лишь тот, кому ведомы эти высокие состояния, кто знает эти полеты духа и узнает горние голоса в собственном сердце. Речь идет об истинном педагоге — педагоге эзотерическом. Станислав Ежи Лец писал: «Все в руках человеческих, поэтому их надо чаще мыть». Врачи принимают на себя великую ответственность, принося клятву Гиппократа и добровольно принимая на себя груз служения заболевшим. Но ведь педагогам вверяются не тела даже, но души детские — незрелые и неокрепшие, тонкие и нежные, ранимые и легко деформируемые. Очевидно, их ответственность должна быть не меньшей, нежели врачебная. «Чтобы делать золото, нужно иметь золото».
Эзотерическая педагогика стоит вдалеке от наносного и поверхностного, ибо она свидетельствует о таинственном процессе пробуждения вечного в человеке. Эзотерическая педагогика основана на знании высших законов развития человека — законов Кармы, Иерархии, Равновесия Полов, Дхармического Предназначения и Миссиональности. Эзотерическая педагогика полнится тайнами, далекими от понимания профанами, но открытыми для всех тех, кто действительно нуждается в их постижении.
Каковы же главные принципы эзотерической педагогики?
1. Гомеопатичность — истинная бережность, осторожность, аккуратность, выражающие высокое уважение к душе, проявление которого подразумевает постепенность любых трансформационных изменений.
2. Спонтанность — тяготение к естественным влияниям и опора на глубинную индивидуальность ребенка и его врожденные наклонности.
3. Духовность — движение от духа к телу, от понимания к движению, от осознавания к поступку, от внутреннего ко внешнему, от сокровенного к явному.
Очень важно понять то, что в каждом миге нашей жизни за демонстрируемым сокрыто глубинное, за суетным — вечное, а за эфемерным — истинное. Внимание к главному, истинному и духовному ради охранения целостности и достижения естественной красоты в развитии и есть ведущие императивы эзотерической педагогики.
вверх