Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Свобода

Великие оппозиции — свобода и рабство, независимость и связанность, раскрепощенность и скованность — это главные темы жизни для всякого мыслящего и серьезного человека. Безбожие тягостно и бесперспективно, но порой и следование внешнему ритуалу закрепощает не хуже невежества наивного. Человек свободен в решениях, в выборах, в восприятиях, в мечтаниях и любви. Дело не в том, в какой среде он живет и в какой именно сфере он свободен в настоящий момент, а в том, что он вообще жаждет свободы и стремится к ней изо всех своих сил. Только в свободе сказку можно рано или поздно сделать былью, только в пространстве свободы мечты и фантазии можно воплотить в жизнь. Сначала нужно захотеть стать личностью, потом обрести дар внутренней свободы — и лишь затем объективные обстоятельства начнут поддаваться напору творческого стремления.
«Не плыви по течению, но не плыви и против течения, плыви туда, куда тебе нужно.» Кто-то из мудрых заметил: «Если ставить конечной целью не выжить, а остаться человеком, то продержаться можно сколько угодно и где угодно». Свободными люди могли оставаться и в тюрьмах, и в больницах, и в утеснении, и в горе. Свобода — не внешнее, но нечто внутреннее, интимно духовное, и жить без свободы невозможно, как нельзя дышать в безвоздушном пространстве. Жизнь и свобода — синонимы!
Очень важно понять, что свобода — это не средство, но естественное состояние организма, нормальная для каждого живого существа атмосфера душевной жизни. Заторы, насилие и подавление — вот антонимы свободы. Анри Бек писал: «Свобода и здоровье имеют одно общее: по настоящему ценишь их только тогда, когда их не хватает». Аналогия проста: прекратите ток крови по сосудам — и участок ткани станет задыхаться, а вскоре и вовсе умрет. Перережьте линию электропередачи — и город замрет, а жизнь в нем будет парализована.
Многие жалуются на то, что руководители нашей страны все какие-то зашоренные, закупоренные, зажатые, стиснутые и болезненно, неестественно свободные. Оно иначе и быть не может, ведь незримыми путями народ сам выбирает своих правителей. И только тогда, когда свободнее и серьезнее, ответственнее и самостоятельнее станет каждый из нас, проснувшись и воспряв ото сна, только тогда к власти в Республике придут люди, бодрствующие в свободе и несущие свободу своим согражданам.
Рабство — это внутренний затор, душевная зажатость, результат потери веры в безграничность собственных сил и правоту высшей справедливости. Бог никому не дает креста не по силам: нет ситуаций абсолютно несвободных, есть лишь упущение возможностей проявить свою свободу и выстоять перед лицом тех или иных препятствий. Сегодня наблюдается повальное «бегство от свободы» — люди лишились привычных форм жизни, разрушены пусть плохие, но удобные для многих отношения, все отсоединились от привычных уз. Но чтобы найти жизнь новую и остаться при этом свободными, необходимо обратиться к поискам новых ценностей и высших смыслов, главным из которых и будет свобода.
Свобода — абсолютное условие всякого творчества, абсолютная необходимость для любых жизненных выявлений и правильных действий. Метафоры свободы понятны каждому — полет птицы, распускающийся цветок, летний дождь, улыбка ребенка, признания в любви, воздух горных вершин, взгляд родного человека. Свободу нужно осознать как великую ценность, как условие здорового жизнетворчества — только тогда ее захочется всерьез.
Свобода — это результат правильного, грамотного и естественного устроения жизни, не столько общественной и внешней, сколько личной, внутренней и духовной. На самом деле свобода всегда находится лишь внутри, человек должен уметь искать силы в себе самом, ценить личную самостоятельность и быть господином самого себя. Не захватывать, а излучать; не хвататься за поручни, а пробовать летать; не цепляться за берег, а мужественно держаться на плаву. Разумеется, все сразу вряд ли у кого-нибудь получится — ведь мы отвыкли летать, крылья наши атрофировались. Но учиться свободе необходимо, ибо не будет Господь нас вечно кормить «из ложечки», пора становиться на свои ноги и идти по жизни уверенно и целеустремленно.
Мудрая птица свободна даже в клетке. Она не вольна разрушить оковы рабства, но имеет право в достоинстве не допускать никого в собственное пространство. Свободен лишь тот, кто ищет свободы, кто усматривает в ней истинную жизненную ценность, понимая, что жизнь без свободы — не жизнь, любовь без свободы — не любовь, а творчество без свободы — не творчество.
Есть «свобода от» и «свобода для». Одно дело, стремиться любой ценой избавиться от внешних запретов и сковываний, другое дело — понимать, зачем тебе нужна твоя свобода, что ты можешь сотворить в жизни благодаря ей. Как это ни странно услышать, подлинная свобода достигается лишь ценой сознательного самоограничения. Человек не может двигаться одновременно во все стороны, он должен избрать одно направление и пойти по одному пути, но выбор этот основан на решительном отбрасывании неиспользованных возможностей. В том-то и заключается мудрость закона кармы: нас направляют в определенное жизненное русло порой помимо нашей воли, раз уж мы сами такие бестолковые и не в состоянии понять, чего же мы хотим.
Постигший собственное предназначение человек становится свободным. Он знает, чего хочет и куда идет, а главное, почему и зачем. Тогда перед ним открываются все пути, спадают оковы и проясняется взор. Даже потеря близкого человека, расставание с любимыми и разбитые часы да вазы мудрым понимаются как удары живой свободы. И на все эти ограничения мы должны искать свои ответы — и находить, и справляться с новыми формами освобождения, мало-помалу предоставляемого нам небесами.
Как же воспитать ребенка свободным? Нужно помнить, что все люди рождаются под звездами с потенциалом свободы, и если они становятся рабами, то это — прямой результат дурного влияния на них окружающих, прежде всего, самых близких людей. Нужно всеми силами предоставлять детям свободу, подавая личный пример подлинной освобожденности. Наконец, нужно просто почаще обращать внимание малыша на само понятие свободы и обсуждать связанные с ним жизненные ценности и житейские ситуации.
Бернард Шоу писал: «Свобода сопряжена с ответственностью, поэтому-то многие и боятся ее». Нужно учить ребенка ответственности, самостоятельности, не давить и не дрессировать его так, чтобы нам самим было удобно его поведение. При каждом удобном случае нужно учить летать на крыльях свободы, осваивая тягостность неопределенности и пьянящий ливень возможностей. А ситуации такие встречаются в повседневной жизни на каждом шагу. Нужно почаще напоминать ребенку о священных парах категорий, без осознания которых трудно стать настоящим человеком: свобода и ответственность, свобода и достоинство, свобода и необходимость, свобода и терпение, свобода и справедливость, свобода и умение ограничивать излишнее в себе.
Как уберечь людей от дурной, негативной свободы? Нужно терпеливо указывать на все разрушительные следствия дисгармоничного поведения — пусть задумается сам, стоит ли так поступать в дальнейшем. Нужно напоминать, что и другие имеют право на личную свободу, что переходя границы дозволенного, мы часто нарушаем течение событий окружающих людей. Наконец, нужно напоминать денно и нощно о том, что свобода — не шальной подарок, а великая возможность добротворчества, предоставление пространства для чистой и возвышенной жизни: «Бесценное счастье свободы заключается не в том, чтобы делать все, что хочешь и к чему нас влекут обстоятельства, а в том, чтобы без помех и задержек идти прямым путем к тому, что считаешь справедливым и нужным» (Гете).
Объясните детям, что свобода — не в метаниях, не в страстях и дурной жажде. Свобода — в покое и осознании своих целей, смыслов и возможностей. Тирания — признак слабости и немощности, агрессия — верный знак скрываемого бессилия. Не душить ласками котенка, не перебивать собеседника, не давить едой, когда организм в ней уже не нуждается, — все это простые, но важные уроки свободы.
Желать свободы для себя — значит, уважать то же желание и в других и хотеть, чтобы все вокруг стали свободными. Предоставлять свободу ближним — значит, выполнять свою главнейшую обязанность по отношению к ним. Использование дара свободы подразумевает усердное исполнение своих обязанностей, если мы понимаем свободу широко, а не только как возможность демонстрации личного своеволия. Нужно вовремя выгуливать собаку, не лениться регулярно поливать цветы и посильно помогать родителям по дому. Чем свободнее те, кто живет рядом, тем больше свободы остается у нас — парадоксально, как и все истинное. Объяснить это детям нетрудно, ибо им ведома правда парадокса.
Свобода — наисложнейшая тема, а потому не следует надеяться, что удастся быстро и легко разобраться в ней. Но разбираться нужно, ибо без свободы нет и счастливой жизни. Повторяйте как заклинание — «Свобода! Свобода! Свобода!» Свобода от диктата страстей, свобода от собственных тягостных привычек, свобода от пассивности и лени — учитесь вместе с ребятами искусству быть свободными. Совместная практика свободы — это и наслаждение, и целительнейшая процедура. И не забывайте слова Руссо: «Кто хочет быть свободным, тот действительно свободен!»
вверх