Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Старшеклассники школы жизни

Великий суфийский мыслитель Абу-аль-Фарадж говорил: «Душа, в которой отсутствует мудрость — мертва. Но если обогатить ее учением — она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь». Вся наша жизнь — ни на миг не прекращающееся учение, образование, поиски собственного образа, придание жизни и лику подобия Божьего. Все мы — ученики в Великой Школе Жизни. Метафора эта настолько точна, что если бы мы почаще задумывались над нею, у нас меньше было бы проблем, сомнений и трудностей. Ибо все муки сердечные и угрызения совести связаны не с самими событиями жизни, но с их неверным толкованием, с искаженным пониманием, с элементарной нечуткостью ко смыслам, заложенным в происходящем с нами на земных путях.
Воистину, наша жизнь — непрекращающееся учение. Расписание занятий, учебные планы, каникулы и дневники, уроки и экзамены, учебники и тетради наших душ. Стоит призадуматься — и существование наше предстанет в ярком и чарующем свете. Рождение — первый звонок. Переход в жизнь надземную — выпускной бал. Учебные лаборатории — семья и служба, армия и роддом. Предметы в Школе Жизни изучаются самые разные, но все они беспредельно важны для сдачи окончательных экзаменов. Предметы эти известны каждому, но мало кто осознает сам факт их изучения. Мало кто задумывается над тем, что выучить все, включенное в планы, все же необходимо, иначе что-то будет совсем не так, как хотелось бы, что-то после, когда-то потом обязательно не получится.
Учебные предметы просты и понятны — Любовь, Труд, Радость, Служение, Красота, Молитва и Познание. Время от времени мы все проходим через большие и малые испытания. Для кого-то таковым является рождение третьего ребенка, для кого-то — решительная смена профессии, для кого-то — война или несчастье. У каждого — свои, неповторимые и придуманные лишь для него одного экзамены. Но у всех они есть, ибо без исканий жизнь человеческая не может стать обучением души. Достаток и трудности, безвестность и популярность, любовь и ненависть — каждый идет своей дорогой, работает по индивидуальным учебным планам, но у всякого этот жизненный план есть. Лишь агрессивный глупец не понимает того, что жизнь наша — школа мудрости и университеты опыта, вечные экзамены и вечные отметки. Контрольные всегда неожиданны и внезапны, а потому нерадивые ученики оказываются к ним неподготовленными, ибо откладывают труд терпеливого изучения предмета «на потом». Ошибки на путях обучения неизбежны, ибо все мы ищем истину, ищем себя, ищем Бога, а как писал Гете: «Кто ищет — вынужден блуждать». Но цель существует, и обучение продолжается, и осознание жизни делает ее осмысленной, наполненной и богатой.
Дети сражаются с одним, молодые люди озабочены другим, зрелость приносит свои находки, свои откровения. Всякий возраст, всякий класс отличается от остальных содержанием и формами программ, отличается педагогами и набором учебных предметов. Но сам процесс обучения непрерывен и обязателен, ибо в нем — суть самой жизни. Есть второгодники, что после 60-ти бегают за каждой юбкой, есть и отличники, уже после сорока обретшие понимание фундаментальных нравственных максим. Нет общей системы оценок, ибо у каждого — свой неповторимый путь. И все мы учимся, и все мы шаг за шагом, год за годом продвигаемся к Экзаменам, после которых начинается Новая Жизнь. Отсюда она неразличима, но по свидетельству многих мудрых людей — более реальна, чем наши школьные годы.
Обучение всегда дается с трудом, оно неизбежно изменяет людей. Всегда приходится осваивать и изучать то, чего прежде делать не умел; проникать в то, чего раньше не понимал; обращать внимание на ранее незамечавшееся и невоспринимавшееся. И главное, как писал Ромен Роллан, заключается не в том, чтобы накопить как можно больше знаний, а в том, чтобы это знание, великое или малое, принадлежало тебе одному, было вспоено твоей кровью, явилось бы детищем твоих собственных свободных усилий.
Старики знают о символе Великой Школы. Они наблюдают за преподносимыми жизнью уроками, ведают о провалах на экзаменах и о высоких отметках, запечатленных на лицах и душах праведников и святых. В любой школе неизменно уважают старшеклассников, которые, в свою очередь, заботятся о воспитании младших. Старшие несут большую ответственность, ибо им ведомо многое. Они больше освоили и многое знают об истинных причинах происходящего, о ведущей роли сердца и духа в жизни людской. Старики — наши водители и шефы, преподаватели и экзаменаторы. Сталкиваясь с ними, молодые проходят первые экзамены на зрелость, на доброту и терпение. Старики обладают тем, чего просто не может быть у тридцатилетних — опытностью. А опытность — то единственное, чему у жизни можно научиться. Опытность — синоним душевной зрелости и мудрого понимания, проницательности и снисходительности.
Старики видели рождение своих детей, рождение внуков. Эти священные церемонии прихода в мир новых учеников непременно преображают наблюдателей. Старики находятся за неким порогом опытности, перешагнуть который мы сможем лишь с годами. Сданные ими экзамены добавляют покоя и им самим, и окружающим. Выученные уроки жизни прибавляют безмятежности и зрелости, основательности и глубины. Не сданные же вовремя зачеты бередят душу и мучают похуже любого телесного изъяна. Недаром говорится, что лучшее снотворное — чистая совесть. Старики понимают, что исполнение долга перед другими — лучший способ обретения истинной гармонии. Ведь все наши уроки сводятся к одному — научиться жертвовать и любить.
У нас у всех один Экзаменатор, один Директор, один Главный Педагог. Он незримо наблюдает за нами на всех наших путях, помогает, если мы готовы принять помощь, и страдает вместе с нами, если мы отворачиваемся от Его протянутой руки. Оценки нам выставляет не общество, но Господь и ответственные ученики лишь перед Высшим Судом. В Школе Жизни невозможно попасть в «любимчики» или «неслухи» — Космический Учитель объективен и справедлив. Он не вредничает, ибо добр, но он справедлив, ибо мудр и дальновиден. И нет правильных ответов, годящихся одинаково для всех, их нигде нельзя подсмотреть или списать, они — в наших сердцах, и обрести их можно, лишь отыскав согласие с совестью. Важно отличать вызубренные без понимания стереотипы от драгоценных зерен личного нравственного опыта. Строгие экзамены не обойдет никто, ибо Школа рано или поздно заканчивается. Рано или поздно все мы предстанем перед Судией и пройдем через свой Выпускной Бал. И все это настолько серьезно, что при осознании важности происходящего даже мурашки по коже бегают. Все это столь ответственно, что ничего в существовании нашем важнее не бывает.
Дневники и зачетки наши — в сердцах и душах, в глубинах памяти. Усвоить Законы Божественной Жизни мы должны не на словах, но на деле. Закон Долга, закон Любви, закон Верности, закон Прощения и закон Радости. Аттестатом зрелости явится наша душа, наш ум и сердце, понимания и совесть. Тут уж не подделать, ни сшельмовать. Об этом нужно помнить непрестанно, потому-то ни малых, ни больших экзаменов в жизни не пересдать — все нами пишется «на чистовик».
Я не верю в то, что существование человека конечно, я знаю, что после выпускных экзаменов все мы выходим в надземные сферы для труда нового как в жизни, так и в судьбе. Всему свое время: детству — шалости, молодости — страсти, зрелости — мудрость. Человек должен без устали готовиться к Новой Жизни, готовить душу для вхождения в иное Царствие. Нужно учиться прошлое оставлять в прошлом, нужно уметь настоящее открывать будущему. Попросту нужно стать Человеком, ибо только самих себя мы выпускаем в Жизнь Новую. И ничего внешнего, земного и вещественного взять с собою не сможем. Каковы будем мы — такова будет и жизнь наша в Вечности.
вверх