Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Напутствие

Мы рады всем тем, кто с большим или меньшим удовольствием прочитал настоящий труд. Главное, что хотелось объяснить на его страницах, — так это то, что всем нам ведома мудрость счастливой жизни, и лишь собственная глупость мешает нам раскрыть ее во всей полноте перед детьми и самими собой. Давайте доверять друг другу, укрепляя это доверие на признании за собой права быть мудрым. Доверие к самим себе — вот то единственное, чего всем нам не хватает. Давайте просто думать о высоких предметах так, как нам бы хотелось о них думать. Давайте мечтать о своем будущем так, каким нам его действительно хотелось бы видеть. Давайте переживать и чувствовать не то, что «можно» или «нельзя», но то, что нами действительно чувствуется и переживается. И тогда мы осознаем, что Мудрость Пространства неизменно присутствует в глубинах нашей души. Осознаем это — и обрадуемся, ибо каждый из нас — сам себе воспитуемый и сам себе педагог; сам себе исцеляемый и сам себе лечитель; сам себе обучаемый и сам себе мастер. Только поняв это, мы сможем опереться на свой собственный свет — и осветить жизнь кругом!

До свидания!

Приходили сваты.
Бедны иль богаты?
Их богатства и дары
Для здоровья детворы:
Горстку семечек дарили,
Шелухи мешок впридачу,
Сладким пряничком маслили,
Острой пряностью перчили.
Загадали всем задачу —
Пригласили в хоровод,
Веночки одели.
Так и мал, и стар — вперед,
Сели в карусели.
Закружили, завертели,
В пятки прыгала душа.
Наконец-то разглядели,
Как невеста хороша.
Наша книга «сработала», если за все время чтения у Вас не пропал интерес к затронутым темам. Это — только начало, далее пойдет совместная работа. Работа интереснейшая, но и непростая. Конечно, многое из написанного Вам известно, принципиально нового на деле оказалось очень мало. Беда в том, что мы не помним и о хорошо знакомом. Многие мудрости и максимы, к сожалению, не становятся для нас привычным инструментом в работе. Оттого и все беды — от забвения главного.
Мы старались вести разговор о необходимости пересмотра самого фундамента видения. Потому-то многое показалось столь сложным и даже запутанным. Но само видение столь же просто, сколь и гармонично. Именно в исходной красоте и стройности предлагаемого подхода и заключена загадка его эффективности. Новое — не в словах, но в структуре изложения. И мы рады, если Вам посчастливилось зарегистрировать, уловить и усвоить необычность настоящего труда, отозвавшуюся не в рассудочных формулах, но в переживаниях мыслящего сердца.
Все это — не разрешение, но именно постановка Главной Проблемы Современности. Серьезное понимание формулируемой Проблемы, являющееся основой ее плодотворного разрешения, по плечу лишь подлинным педагогам, действительно озабоченных психодуховным состоянием и жизненным благополучием своих подопечных и искренно стремящихся сеять то самое «разумное, доброе, вечное», о котором столько говорится на каждом шагу. Интеллектуальные карлики и жестокосердные лилипуты непременно бросятся обвинять авторов в чрезмерной сентиментальности изложения, в навязчивом повторении трюизмов и общих мест, а также в апелляции к духовным переживаниям читателей, столь несвойственных современной педагогической литературе. Они во многом будут правы, ибо наш труд действительно является посланием педагогов истинным Учителям. Кстати, авторы труда по профессии педиатр и педагог — не только врачеватели детей, но и целители их наставников.
Разумеется, многое в изложенном представляется даже самим авторам по меньшей мере спорным. Очень трудно угодить одновременно и академическим специалистам, и служителям той или иной конфессии, и привыкшим цепляться за отжившие стереотипы гражданам постсоветского государства. Мы писали о том, о чем знали, и сообщали именно то, что считали нужным сообщить. Если кому-то слово наше пришлось «ко двору» — слава Богу!
Мы готовы порадоваться за тех читателей, для которых все изложенное не ново и не актуально. Но порадуемся мы только в том случае, если их любят дети, если совесть их спокойна, а сами они трезво и радостно удовлетворены собственным профессионализмом. Несмотря на долгие годы занятий вышеозначенной Проблемой (причем не только теоретических, но и сугубо практических), о себе мы так сказать не можем. Рост педагога беспределен, и нерепрессивная педагогика есть искусство не только глубинное, но и вершинное во всех возможных смыслах. Экологическое наставничество представляется нам особым духовным путем для тех, кого действительно волнуют проблемы детей, для тех, кто живо интересуется страною детства и углублен в повседневное содействие «малым сим» во взращивании и укреплении духа.
Кстати, за долгие годы нами замечено, что интерес к экологической педагогике неизменно подразумевает активнейший интерес человека к самому себе. Без последнего реальное живое наставничество попросту невозможно, ибо оно непрестанно ставит столь тонкие и сложные духовно-нравственные и конкретно-практические проблемы, что разрешить их можно лишь в себе самом — в духе и истине.
Может показаться, что многое написано с переизбытком. Мы сами чувствуем, что нам не удалось кристаллизовать желаемое в кратких формулах. Потому-то и пришлось сопроводить собственно педагогические идеи критикой наличной социальной реальности и даже откровенно публицистическими пассажами. Но это все подразумевается метафорой новой педагогики: «Шире широкого сейте — что-нибудь непременно взойдет» (Н.Рерих). То главное, что мы хотели сказать, понятно всякому непредубежденному читателю: педагогика является осевой, причинной, центральной Проблемой Современности. И всем нам нужно приложить максимум творческих и жизненных усилий для того, чтобы приблизить час ее широкого разрешения.
Надеемся, что написанное уже посеяно! Каждый возьмет лишь необходимое для него, но выбор был достаточно велик для того, чтобы никто не ушел обделенным. Мы приложили максимум усилий для того, чтобы по возможности расширить концептуальное и методическое предложение, ну а за спрос на него ответственность несет сам читатель.
Основываясь на печальном опыте последних лет, просим уважаемых читателей не предъявлять претензии авторам монографии, связанные с жалобами на нехватку финансовых и материальных ресурсов, выделяемых сегодня на развитие образования. Мы не хуже Вас осведомлены о положении дел и скорбим об этом вместе с Вами. Но ведь сетованиями делу не поможешь. Мы предлагаем Вам открытый диалог в рамках поставленных в монографии проблем. Задавайте любые вопросы, спрашивайте и критикуйте, акцентируйте и переопределяйте — но только не сетуйте, ибо занятие это весьма непродуктивное. Уж лучше расстаться с Проблемой вовсе и уйти в сторону, погрузившись в пучину серой обыденности.
Конечно, предмет экологической педагогики сложен и многосторонен. Но общими усилиями мы неизбежно разберемся во всем сонме стоящих перед нами вопросов и рано или поздно выйдем на торную дорогу новой педагогики. Алхимия экологического наставничества — вещь рискованная и мудреная, зато и подлинная, и интересная. Давайте беседовать, давайте спорить и искать вместе. Такой опыт смелых дерзновенных размышлений, дружелюбных собеседований о волнующем бесценен. Не может малый творческий коллектив разобраться со всеми проблемами сегодняшней педагогики — это является привилегией Божественных Учителей. Мы лишь способствуем изложением своих позиций более разумной и грамотной организации системы образования, без которой невозможно воспитание подрастающего поколения в свете и истине. Мы просто знаем, сколь важен для ребенка добрый и нравственно здоровый учитель, сколь ценно получение интересной и необыкновенно нужной людям профессии, сколь волнующ мистический акт получения таинственных знаний о волшебном, чарующем мире человеческой психики. Нам ведомы главные ценности детской души — и мы не хотим по причине собственной лености и косности лишать своих потомков права обладания духовными сокровищами. Мы просто искренно трудимся на своих пра-правнуков — точно так же, как в свое время ради нас пахали землю и сеяли хлеб наши пра-прадеды, нас не зная, но помня о нас.
Давайте же сообща разрешать Главную Проблему Современности, давайте отбросим кокетство и сомнения и открыто включимся в работу по созиданию радужного будущего усилием коллективной мысли. Давайте отбросим ложную скромность и всмотримся в наше общее Завтра, памятуя о своей ответственности как членов единого идеаторного центра элиты возрождающегося Народа. Чтобы ни думали на этот счет наши современники, учителя всегда были, есть и остаются Учителями, и ответственности этой с них до сих пор никто не снимал, кроме них же самих.
Не страшась распахивающихся далей, не сомневаясь в исключительной важности собственного подвижничества, давайте созидать новые формы творчества и изобретать новые образовательные системы. Давайте призадумаемся наконец о наиважнейшем — что я могу сделать для исцеления настоящего своего народа и украшения будущего своей земли?
P.S. Наводнение. Все стараются перебраться на сушу. Лишь один старик сидит в кресле. «Скорее сюда!» — кричат ему с последнего грузовика. «Бог мне поможет», — спокойно отвечает старик и молится. А вода все прибывает, она уже заливает комнату. К дому подплывает последняя лодка. С нее кричат: «Прыгайте сюда, осталось еще одно место!» «Бог мне поможет», — невозмутимо отвечает старик и перелезает на крышу. Но вода добралась и туда. Над домом зависает вертолет. С него сбрасывают веревочную лестницу: «Цепляйтесь, это последний шанс!», но старик по-прежнему твердит: «Бог мне поможет». Тут набежала волна и смыла старика. В раю он встречает Бога и укоризненно говорит: «Боже, я так на Тебя рассчитывал! Что же Ты меня бросил в беде?» — «Глупец! А кто, спрашивается, посылал тебе грузовик, лодку и вертолет?!»
вверх