Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Метафоры наставничества

Каждому прекрасно известно — «как аукнется, так и откликнется», «кто чего боится, с тем то и случится» и «что посеет человек, то и пожнет». Говоря проще, как мы относимся к человеку и что мы ему передаем, так и он отзовется на наши влияния и поведет себя в соответствии с его характером. Мир окружающий добросовестно возвращает нам адекватные ответы на все наши действия, оказываясь по существу зеркалом, в котором отражаемся мы сами.
Наш образ действия целиком определяет ту магическую реальность событий и встреч, в которую мы оказываемся погруженными как в следствие собственных акций. Насилие над природой приводит нас к берегу мазутной реки, а насилие над человеком возвращает его в наш дом ночным вором. «Что посеешь — то и пожнешь».
Сегодняшний глобальный кризис планеты порожден нашими собственными насильственными действиями, беспутно рассеянными в окружении. Посеявшие ветер, закономерно пожали бурю. Экологические беды, возрастающая преступность, вал немотивированной агрессии, разрушение института семьи и разрастающиеся национальные конфликты — таковы следствия насилия, от колыбели пропитавшего все наши поступки и помыслы.
Образ жизни и стиль действий целиком зависят от наших представлений о мире и о себе — от исповедуемых нами моделей, от качества осознаний и характера понимания того, что происходит и что должно происходить. Наше внутреннее определяет наше поведение, а потому если неэффективными оказываются реализованные вовне программы и мероприятия, ответ и выход нужно искать в осознании неэффективности и неадекватности наших пониманий себя и мира.
Сегодня в педагогике модель механического насилия, в соответствии с требованиями времени и в русле переосмысления накопленного человечеством опыта, закономерно заменяется моделью нерепрессивного, то есть ненасильственного сотрудничества с ребенком. Старая, отжившая свой век педагогика, всем нам до боли знакомая по опыту пребывания в советской школе, фактически была дрессурой, механическим принуждением и манипулированием, основанным на диктате, насилии и страхе. Одних такое влияние подавляло и ослабляло, лишало творческого энтузиазма. Других подталкивало к различным формам протеста — от ухода из мира живых до правонарушений. «Что посеешь — то и пожнешь».
Механистическая модель в медицине закономерно привела к потере врачами духовной мощи и замене исцеляющего таинства сильнодействующей, но, в конечном счете, все-таки низкоэффективной пилюлей. Насильственная модель в педагогике привела к потере контакта поколений, забвению духовных основ межличностного сотрудничества. Склонность педагогов к насилию привела к возрастанию общей массы агрессии в душах людских, а значит, и в их поведении.
Пора понять тот элементарный факт, что педагог не формирует, но способствует; не задает характер изменений, но предоставляет возможность для естественного процесса развития души; не назидает или управляет, но помогает, исправляет и поддерживает на пути. Педагогика вовсе не механическое формирование, наподобие гончарного ремесла, но свободное жизнетворчество, садовничество и взращивание, вос-питание роста индивидуальности. Необходим личный пример, а не формальное насилие над волением и мнением ребенка. Важен светлый призыв, а не гнетущая угроза наказания. Ценен добрый совет, а не диктат авторитария. Можно призвать к человечности, нужно поддержать растущую душу, но если вытягивать деревце из почвы за ствол, расти быстрее оно не станет, оно попросту будет вырвано из земли и лишено жизнеспособности.
Средневековое японское искусство бонсай — изготовление почти деревьев в почти естественных условиях с помощью почти нормальных методов ухаживания. Бонсай — это умение помешать нормальному развитию дерева и насильственно направить его рост в нужную только самому художнику сторону. И вроде бы дерево получается почти настоящее, очень похожее на настоящее, но только какое-то игрушечное, кукольное, маленькое, хилое и слабое, в общем — беспомощное и неподлинное.
Педагог — это садовник, которому поручена детская душа, со всеми ее слабостями и дарами. От того, как он с нею обойдется, зависит то, каким станет юный человек. Окрики, угрозы, дрессура — и мы вырастем угрюмыми, либо неуравновешенными существами. Поддержка, нежность, предоставление свободы, сообщение мудрости и питание любовью — и наш росток укреплен, вырастает и расцветает на радость миру. Душа ребенка, естественно, полнится и сорняками, и добрыми злаками, но что вырастет в итоге — зависит от нас. А ведь как непросто разглядеть сущность произрастающего, безошибочно определить — что от света, а что от хаоса. Поэтому нужно очень бережно и внимательно наблюдать, изучая растущую душу, и духовно помогать ей всем необходимым.
Загубить или выпестовать? Искорежить или взрастить? Помочь или разрушить? Оставить в запустении и мертвенности или неустанно ухаживать, согревая сердечным огнем и поливая светом разума и надежды? Педагогика — это высокое таинство, сокровенное действо, торжественная симфония умов и сердец, таинственный диалог с еще не до конца осознавшим себя ребенком. Педагогика — это самопостижение и самодисциплинирование, разворачивающееся в исполнении порученного Господом пестования ростка. Педагогика — это бережное садовничество и внимательное заботничество.
Какими же качествами должен обладать садовничающий педагог?
1. Терпением и смирением, ибо все находится в руках Господа, а потому сетовать на нескорое совершение ожидаемого нескромно и бессмысленно.
2. Широчайшими знаниями, ибо все беды человеческие укоренены в невежестве и нечуткости, последнее же проистекает из недостаточного знания самого себя.
3. Самодисциплиной и устремлением к высшему качеству внешней и внутренней жизни.
4. Прекрасным пониманием собственных мотивов и представлений и хорошим умением контролировать себя — мудро и без репрессий.
5. Молитвенностью, то есть светлой открытостью новому, тягой к высокому и духовному и жаждой радостности и творческой жизни.
«Врачу, исцелися сам» — эта максима предписана не только медикам, но и педагогам, они должны взращивать в душе своей адамант духа, сокровище совести, золото творчества, дабы высокими ароматами добра и справедливости заражать ребенка. Педагог должен быть здравым и трезвым, мудрым и сильным для того, чтобы иметь возможность естественно и свободно передавать ребенку душевное здоровье. Душа педагога, его разум и сердце являются главными инструментами в его работе над душами младшими.
Все это не просто? Разумеется, но в то же время абсолютно необходимо, ибо без подобного наставничества и садовничества опошляется жизнь и умирает народ. Исцеление собой, окормление собой, настраивание собой — такова главная метафора воспитания. Известно, что у неуравновешенных и злоречивых людей в доме даже цветы не растут, даже растения сторонятся рук нечистых. Без цветов же не будет плодов, а значит, сад превратится в пустыню. Потому-то каждый из нас и обязан стремиться к терпеливому и доброму садовничеству. В этом залог спасения не только других, но и его самого.
Земледельцы знают, что посевной материал — ценнейшее сокровище труженика. Сегодня нужно отыскать в себе зерна человечности и благодаря силе их живоносной взлелеять ростки детских душ — эти драгоценные семена Новой Жизни. В этом и будет заключаться подлинная забота о будущем, настоящее уважение к прошлому и действительное внимание к настоящему. Пора заботиться жить в красоте и свете, пора уразуметь, наконец, где сокрыты добро и справедливость, чистота и гармония. Не в комодах, но в сердцах; не в банковских сейфах, но в березовых рощах; не в вычурных перстнях, но в восхищенных взорах.
Охранять, беречь и пестовать — главные занятия педагога. Нужно отыскать дитя малое в собственной душе — и проявить уважение к нему. Нужно увидеть детские искорки в глазах окружающих, лишь прикидывающихся взрослыми и серьезными. Нужно научиться наблюдать за детьми восхищенно и радостно, ибо в них явлена подлинная жизнь. Это не только интересно, но и жизненно необходимо всем нам, ибо открытие детскости и привыкание к садовничеству — ключ к отмыканию источника жизни в наших сердцах.
Жизнь хрупка и ранима, очень легко оборвать нежные лепестки и разрушить стройные ритмы. Но в то же время жизнь как духовное таинство, жизнь как загадка развития, жизнь как откровение Господа миру могущественна и непобедима. В конечном итоге новое неизменно побеждает старое, ибо новое живет, а старое умирает. Птицы выводят птенцов и на Крайнем Севере. Травинка отважно противостоит суховею, а мужественный росток пробивает асфальт. Чудо жизни всегда подле нас, в нас самих и в детях наших. И именно от нас зависит его охранение и пестование.
Все мы — пассажиры, мчащиеся навстречу неизвестности в поезде судьбы. Никто не сможет наверняка сказать, что там впереди, ибо Создатель правит движением Сам. Но если все мы будем сердечнее и приветливее, если в вагонах наших воцарится красота и дружелюбие, то кто знает, может быть Создатель и решит привести наш народ к более достойной жизни. Ибо восстановление человечности — та единственная жертва, которую надлежит приносить Творцу.
вверх