Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Феномен детства

Вроде все мы разные и живем каждый сам по себе. Но в то же время мы составляем некие целостности, слагаем своими телами, душами и жизнями некие единства. Феномен семьи, коллектива, народа, отряд учителей или врачебный корпус, женское движение и объединение единомышленников — все эти соединения нам хорошо известны и привычны. Поговорим о феномене детства, который мало кем замечается, а многими и вовсе открыто игнорируется и не принимается в расчет.
Взрослые привыкли смотреть на жизнь поверх детских голов и как бы сквозь детей, не замечая присутствия на Земле совершенно особенного, необычного и во многом своеобразного отряда землян — детей. Взрослые не замечают детей, а потому и наталкиваются, «наезжают», налетают на них с разбега всей своей неуклюжей грузной массой, отдавливая ноги и души, разбивая и собственные носы, и свои судьбы.
В известном смысле все дети планеты представляют собой совершенно особую группу, некий волшебный народ, слагающий свою уникальную и во многом замечательную цивилизацию. Можно даже говорить о «человечестве детей», которые, несмотря на все их сходство со взрослыми, все же в некотором внутреннем смысле качественно отличны от уставших и созревших родителей. Это отчетливо воспринимают те из взрослых, кто умом и сердцем погружены в заботы и нужды детского населения и сами отчетливо ощущают те страхи и надежды, тревоги и упования, которые беспокоят нежные детские сердца. Многие же вообще не осознают феномен детства как таковой. Дети видятся им этакими «неполноценными людьми», «незнайками» да «кнопочками», еще не вполне сознательными и мало знающими даже для того, чтобы им можно было полностью вверить хотя бы их собственные жизни.
Непонимание феномена детства порождает неуважение к «малым сим», провоцирует несерьезность отношений с детьми и вызывает массу болезненных проблем, ставя под вопрос саму возможность благополучного выживания и развития целых народов, которые, кстати, на треть состоят именно из детей.
Каковы же особенности «детского населения»?
1. Дети представляют собой новую творческую генерацию Космоса и Земли. Они пришли вслед за нами для исполнения неведомых исторических задач. В отличие от нас с вами, им доверен более сложный и более зрелый мир, нежели тот, с которым имели дело мы. Значит, на них возлагается больше надежд, от них Господь и Вселенная ожидают большего, чем от нас с вами. Это особое поколение творческих строителей, имеющих неповторимую и во многом загадочную планетарную миссию. Они как бы стоят на наших плечах, обладают большим, чем наш, потенциалом понимания проблем, их кругозор и образованность будут заведомо выше наших собственных. Таким образом, дети отличны от взрослых во многом, а потому нечего кричать на них и топать ногами, нечего программировать их на свой лад. Ведь у них — своя жизнь, свои пути и свои горизонты, и они будут совсем иными, новыми и другими.
2. Как принадлежащие особой популяции человечества, дети обладают необычайным творческим потенциалом. Что там говорить, мы с вами уже во многом упущены, испорчены и недоделаны. В этом есть и доля нашей вины, да и от предшественников нам досталось не все из того, что было необходимым. У большинства живущих сегодня на планете взрослых успел произойти удивительный психологический феномен, сокращенно называемый супругами Никитиными НУВЭРС (необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей). Дети же во всем талантливы, у них еще все впереди. И если мы не будем мешать их развитию, очень многое возможно. Если ребенок скучен, пассивен и ничем не увлекается, почти всегда в этом виноват взрослый, так или иначе мешающий ему жить и развиваться, ибо радость и творчество — естественные атрибуты детской души. Если же на каждом шагу мы поучаем и назидаем, ставя барьеры, рогатки и препоны, мы попросту вольно или невольно затрудняем движение потока их жизни, направляя ход событий и течения состояний по неестественному, несвойственному им пути. Еще недавно все громко возмущались «неэкологичностью» поворота рек Сибири вспять. Но ведь это же каждодневно творится в наших семьях и школах — и почему-то никто не бьет тревогу, никто не выступает в защиту неокрепших сердец и незрелых умов.
Чудо гармоничного воспитания сокрыто в предоставлении ребенку «тотальной творческой свободы», в пространстве которой он имеет право и оказывается способным реально проявить свои глубинные склонности и в поведении, и в миропонимании, и в совершении нравственных выборов. Взрослые обязаны помогать ребенку развиваться в соответствии с заложенными в его сокровенных душевных пластах индивидуальными эволюционными программами — в этом их труд и обязанность. В большинстве же случаев взрослым почему-то нравится (вследствие присущей им невротизированности) разыгрывать из себя этаких всесильных и всезнающих «режиссеров» детских судеб. Дети в общем-то могут понять все что угодно. Но принимать им хочется только целесообразное, доброе и разумное, а потому нужно суметь правильно донести, сообщить и объяснить им все так, чтобы требуемое содержание дошло и до ума, и до сердца. Дети безмерно талантливы, и это качество в них нужно уважать, уважать в действии, непрестанно опираясь в сотрудничестве с ребенком на все присущие ему возможности и способности. Дети намного светлее и жизнеспособнее, чем мы с Вами, приуставшие и притомившиеся, а нередко и разочаровавшиеся неизвестно по какому праву, и вовсе опустившие руки.
3. В известном смысле все без исключения дети до поры до времени физиологически слабы. Они относительно беззащитны в сравнении с нами, клыкастыми да рычащими, научившимися лягаться, прятаться и рвать ближнего на части. Не следует вымещать недовольство собой и малообоснованные невротические обиды на мир в целом, на пока еще не состоявшихся в свете и силе душевных организмах детей. Они не могут сопротивляться нам, таким громким, шумным и до опасного громадным. Они еще не успели встать на ноги ни в эмоциональном, ни в социальном, ни в физиологическом смыслах. Мы же с вами обожаем насилие и буквально купаемся в нем. Мы привыкли к столкновениям и стычкам, даже сами того не замечая. Так давайте же не заражать всем этим «мусором» детей наших. Давайте прекратим перекладывать на их хрупкие плечи пошлый груз собственных ошибок, просчетов и недоработок. Не давите, не торопите, не «наезжайте». Пусть доверенные Вам дети будут свободными и независимыми, а значит, и счастливыми.
4. Для детских пониманий и ориентаций характерна высокая степень неопределенности жизненного пути. Ребенок приходит в этот мир со своими уникальными способностями, с уже сложившимися предпочтениями и тяготениями, со специфическими предназначениями и индивидуальными программами развития. Но он обо всем этом пока еще не знает, во всяком случае, сознательно не фиксирует свои глубинные интуиции на экране рассудка. Мы же своими надоедливыми указами да высокомерными приказами попросту мешаем ему прислушиваться к жизни и к самому себе. Дитя до известного времени представляет собой чистый потенциал неведомых возможностей, который может быть реализован самыми неожиданными способами, но счастливым порученный нам ребенок будет только в том случае, если он отправится в жизненное путешествие по своему пути, своим ходом и в своем направлении. Проникнитесь этой мыслью и сердцем почувствуйте, что дитя имеет свою собственную карту, приготовленную им задолго до рождения для прохождения земного пути. Не рисуйте на карте этой чертиков и пушек, угадайте естественное направление развития ребенка, прислушиваясь к его ожиданиям, и сердечно подбодрите, поддержите на непростом пути. Для того, чтобы адекватно и чутко воспринимать такого рода внутренние нюансы, ребенка как минимум нужно любить, а потому относиться к нему с действительным уважением и истинной бережностью.
5. Все без исключения дети доверчивы и открыты до тех пор, пока мы с вами не сделаем все для того, чтобы испугать их ложью, страхами и болью. Пора понять, наконец, что именно мы, взрослые, делаем детей наших мрачными, замкнутыми и недоверчивыми. Дети поразительно восприимчивы к любым влияниям — как добрым, так и дурным. Это определяется самим характером детской фазы развития человека — этапа поиска себя, времени свободного выбора, фазы нахождения пути самореализации и активнейшего усвоения «стартового» опыта жизни. Конечно, ребенку нужно привить иммунитет против поведенческих, интеллектуальных и нравственных соблазнов, но запретами да понуканиями проблемы воспитывания не разрешить. Сверхконтроль и излишнее давление со стороны взрослых лишь способствуют омертвению детской души, лишая растущего человека полноты творческой свободы. Это сложное и тонкое дело — быть родителем, быть педагогом, быть с детьми. И от нас с вами зависит очень многое, во всяком случае, «напортачить» мы почему-то умудряемся на каждом шагу.
Указанные пять особенностей «детского населения» неразрывно связаны и переплетены. Они в принципе неразделимы друг с другом — особые жизненные задачи могут быть восприняты лишь при известной физиологической и эмоциональной незрелости, а богатство творческого потенциала подразумевает неопределенность жизненного пути и связано с восприимчивостью, доверчивостью и открытостью. Но всеми этими особенностями в целом дети коренным образом отличаются от взрослых — буквально во всем. Детское население планеты — своего рода цивилизация «инопланетян», этакие недопонятые «инопланетяне», точнее, со-планетяне, соседи по планете — одновременно и похожие на нас, и во всем от нас отличающиеся. И нам, взрослым, еще предстоит отыскать пути к установлению «контакта» с ними. Нам еще нужно будет научиться сотрудничеству с ними, научиться жить в любви и согласии. Но для того, чтобы освоить сию премудрость, необходимо ежечасно и каждодневно помнить о глубинных особенностях ребенка и учитывать не только в действиях, но в помыслах даже.
вверх