Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Как разузнать о внутреннем мире ребенка?

Душа человеческая есть Тайна. Мы живем в окружении различных «Я», весь мир переполнен тайнами человеческих микрокосмов. Наши дети — живые сказки, живые загадки, полные тайн, мистерий и трепета. Как же постичь эту таинственность детской души? Как приподнять завесу обыденности и усмотреть за поверхностным и повседневным истинное лицо юного человека?
Известно, что тайное раскрывается лишь тому, для кого постижение ее жизненно важно. Чтобы достучаться до сердца малыша, нужно этого как минимум захотеть, следует как минимум искренно заинтересоваться его индивидуальностью, без предпосылок и предубеждений. Мы серьезно деформируем свои отношения с детьми навязчивыми поисками ответа на вопрос «что от меня, что от мужа, что от бабушки с дедушкой?» Разглядывание собеседника мешает прислушиваться к интонациям его речи. Ребенок уникален, неповторим, не похож в своей глубинной сути ни на кого на свете, кроме себя самого, а потому ищите в нем не сходство и подобие с Вами и с другими, но именно непохожести, особенности и различия.
Выписывайте свои находки, отражайте в «родительском» дневнике новые открытия, имеющие отношение к постижению душевного мира малыша. С годами Ваш дневник вырастет в «книгу о ребенке». Поверьте, каждый человек стоит того, чтобы о нем, о его особенностях и его жизни была написана хотя бы одна книга. Станьте биографом своего собственного ребенка, этим Вы наведете мост к его сердцу и по-настоящему подружитесь с ним.
Сегодня педагогический процесс, этот таинственный диалог сердец и умов, разворачивается в особенных, космически необычных условиях. Наступление эпохи Водолея предъявляет учителям и родителям особые требования: Партнерство, Изобретательность, Дружелюбие, Любовь и Свобода. Но для того, чтобы суметь на столь высоком уровне поддержать связь с детской душой, необходимо без устали изучать пришедшего к Вам малыша и исследовать его, словно прочитывая интереснейшую из книг, наблюдая за становлением его судьбы. Новая педагогика призывает не сделать, но вырастить; не сформировать, но выявить; не построить, но раскрыть. Необходимо очень серьезно и ответственно изучить героя своего «педагогического романа» и подойти к нему с непредубежденным мышлением и непредвзятым пониманием. Только так можно его раскрыть и найти с ним доподлинно общий язык.
Как же познакомиться с собственным ребенком без психодиагностических тестов и астропсихологического исследования? Да проще простого:
1. Почаще спрашивать, дружелюбно и спокойно, о том, что бы ему самому хотелось бы сделать в той или иной ситуации.
2. Время от времени предлагать ему программы действий и возможностей решений на выбор, наблюдая за тем, что он предпочитает и к чему его тянет, что его радует, а что — тревожит.
3. Пусть Ваш ребенок почаще свободно фантазирует, сочиняя сказки о желанном и желаемом, тем самым он невольно сообщит Вам о своем настроении и плохо осознаваемом видении собственного будущего.
4. Очень важно периодически расспрашивать малыша воскресным утром о том, что ему приснилось. Детские сновидения полны ожиданий и страхов, надежд и тревог, о которых ребенок красочно и полновесно сообщит Вам, даже не подозревая о диагностическом характере этой, в общем-то обычной, процедуры собеседования о значимом и интересном для него.
5. Необходимо наблюдать за его страхами, опасениями и нежеланиями, за всем тем, что вызывает его гнев и делает его раздражительным или угнетенным. Дети, подобно взрослым, усматривают в других прежде всего свои собственные недостатки и проблемы: «У кого что болит, тот о том и говорит». Так Вы сумеете разгадать загадку того или иного состояния малыша, не задавая ему вопросы впрямую и не беспокоя лишний раз требованием приказываемой исповеди.
6. Помогайте ребенку выплескиваться, выговариваться и без боязни вслух высказывать свои мнения и выставлять оценки окружающим и самому себе. Не заглушайте естественное звучание его реакций, не заметайте сор под ковер! Путь ребенок знает, что Ваше присутствие для него совершенно безопасно, что при Вас он может быть искренен и откровенен до конца.
7. Еще раз напоминаем — ведение «дневника родителя» обязательно не только для Вашего ребенка (ведь в нем фиксируются легко забываемые наблюдения и намеки), но и для Вас самих (благодаря дневнику Вы можете проследить рост Вашего собственного понимания мотивов и предпочтений ребенка).
Дайте малышу слово и расспросите его о мире, о нем самом, о Вас, в конце концов, обо всем, о чем ему захочется с Вами поговорить. Глубоко вникните в его глубинные личные проблемы. Что ему нравится, а что ему претит? Что волнует, а что оставляет равнодушным? Что привлекает, а что отталкивает? Душа подобна камертону — она откликается лишь на близкое и родственное. Для того, чтобы извлечь искренний ответ, необходимо сознательно подойти к завязыванию беседы и тактично сформулировать вопрос.
Вместе с детьми почаще посещайте самые неожиданные места и мероприятия — и после разговаривайте о них, делитесь мнениями, спорьте об оценках, стремясь до конца обозначать позиции друг друга. Музеи и кинотеатры, поход в гости и посещение храма, вылазка на базар и выезд на природу — смело выясняйте, как все это отражается на душе ребенка, как он реагирует на мир людей и как относится к своим собственным реакциям на происходящее. Только так, ненавязчиво приглашая дитя к диалогу и предоставляя ему возможность свободно высказываться о чем угодно, Вы сможете установить прямую связь умов и сердец и существенно углубить понимание и своей собственной, и детской души.
Гармоничное воспитание предполагает культуру говорения на языке внутреннего «Я». Учитесь беседовать с ребенком о самом интересном, о важном и ценном для вас обоих, нащупывая таким образом центры связей двух уникальных микрокосмосов. Что может оказаться интересным для ребенка? Отношение к Богу и мнение о конкретных людях. Восприятие природы и понимание предметов красоты. Разгадывание своих собственных тайн и чувствительность ко всему живущему. Поймите, Вы должны резонансно пробудить глубинные переживания в детской душе, распознать и рассмотреть отзвук и отблеск вопроса в кажущемся порой необычном ответе.
Говорите о мыслящих цветах и о любви деревьев, о величественной красоте гор и о бескрайнем сознании моря. Пусть это будет не словами, но сокровенным совместнодействием в унисон звучащих сердец. Осознанно выразите свое согласие на совершенно равноправный диалог с ребенком. Поймите наконец, что Вы сами уже устали от собственной ложной правоты, напыщенной серьезности и надуманной взрослости. Будьте ответственны без позы, серьезны без снобизма, интересны без заигрывания. Станьте глубоки и искренни, станьте открытыми и свежими — дети даже собственным родителям не прощают халтуры и позерства. Отношения — весьма хрупкий шедевр: их нелегко создать, но очень легко разрушить. И выписывайте бесценные свои наблюдения в родительском дневнике, фиксируя все неожиданное, подмечая все новое и свежее в ребенке, спонтанное и живое. Взрослейте рядом с ребенком с дневником в руках!
Вдохновляйте детей примерами высоких жизней гениев и святых, героев и подвижников, творцов и полководцев, без устали перечитывайте им биографии замечательных людей, способствуя избранию ими вдохновляющих примеров, которые после изнутри поддержат их на пути и не дадут поскользнуться на неровной дороге. Замечайте, кто и что потрясает в этих величественных биографиях их особенно глубоко, и без устали размышляйте — почему? Фактически, перед Вами находится множество средств, полезных в познании загадочных сторон детской души. Вдумчивые наблюдения, совместное творчество, фантазирование о будущем, заметки о новом и беседы об интересном — кроме этого не понадобятся Вам никакие тесты и исследования. Но ключом к эффективности предлагаемых подходов является одно — подлинная любовь к ребенку и искренний интерес к его глубинам и судьбе.
Каждый человек — целостный микрокосм, абсолютное подобие Большой Вселенной. И постигать его на удивление интересно и совершенно необходимо, если мы собираемся творить свою жизнь в согласии и радости. Нужно только захотеть познакомиться с ребенком по-настоящему, без имитаций и лицемерия. Педагогика сердца, как иногда называют эзотерическую педагогику — это неустанный поиск компромиссов, исследование загадок души и каждодневные размышления о наиглавнейшем. Кстати, для того, чтобы проникнуться большим уважением к ребенку, изучите-ка себя как педагога. Присмотритесь к себе повнимательнее и ответьте на простой вопрос: «Откуда берутся во мне раздражительность и обидчивость, нетерпение и бестактность, агрессия и мелочная придирчивость?» Только ответьте честно, до конца, пока не получите от самих себя подлинной сатисфакции. Честно выпишите определение своих «слабых мест» и почаще перечитывайте в уединении вместо того, чтобы топать во гневе на получившего тройку сына, виноватого лишь в том, что учительница утром перед отправлением на работу «полаялась» с собственным мужем. Перечитывайте эту правду о себе, все глубже и все яснее осознавая, что нашим детям с нами порой приходится очень даже несладко. Как в песне поется:
Господа, не бейте зеркала,
Ведь они все только отражают
То, что Ваши лица выражают.
Господа, не бейте зеркала!
Изучайте, исследуйте собственных детей, проникайтесь доверием к их искренности и уважением к их индивидуальности. Мудрое воспитание предполагает умение слушать, умение наблюдать и умение держать себя в руках.
вверх