Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Всем Наставникам и Учителям, остающимся в живых под обломками рухнувшего капища механической педагогики, с безмерным уважением к их светлому творчеству и в надежде на лучшее настоящий труд посвящается.

Предисловие

«Постараемся не смешивать понятия сакрального и религиозного, сакрального и магического, сакрального и суеверного. В этой книге мы будем осваивать область сакрального мышления, время от времени приближаясь к понятию магического. Потому что магия зачастую является ничем иным как особым способом «преломления» синтетических познаний о человеке и Вселенной в проекции на великие сакральные традиции. Под сакральным мы подразумеваем любые направления, имеющие своей целью установить гармонию, равновесие «внутреннего» и «внешнего», того, что «в пределах» и «за пределами», гармонию между индивидуальным и коллективным, между микрокосмом и макрокосмосом, между Человеком и Вселенной.
Материал предлагаемого читателю исследования имеет определенные черты сходства с тем, что современный человек называет экологией. Не с экологией сторонников пассеизма, а с экологией тех, кто считает: между всеми одушевленными системами, вибрациями физического и энергией Солнца существует взаимозависимость. Слово «экология» происходит от греческого «aikos» («жилище», «дом», «среда»). Его производным на французском языке является слово «школа». Итак, экология. Это понятие, употребляемое в истинном своем значении или в «образном», учит жить в гармонии со своей средой обитания, со своей деревней или городом, со своей страной, со своей планетой, с Космосом. Учит осмыслению взаимодействий, которые сводят все к главному: к истокам человеческой жизни, к тому, что стоит за рождением, вскармливанием, познанием или образованием. Чем же, если не попыткой синтеза Человека и Космоса, является сакральная идея?
В движении от специализации к сверхспециализации современный человек открыл для себя равновесие вибрационных ритмов Вселенной. Не постигнув сути причин и источников этих ритмов, человек не может даже догадываться о принципах его существования. Это — первый решительный шаг, ведущий Человека к порогу Сакрального — к мудрости и гармонии» (Клодин Бреле-Руэф, «Сакральная медицина»).
С готовностью выражаем согласие со смыслом решительного высказывания Клодина Бреле-Руэфа, отчетливо осознавая всю глубину и важность именно такой постановки Главной Проблемы Современности и неся полную ответственность за радикализм настоящей декларации.

Приглашение к медитации

Сегодняшние взаимоотношения рядовых педагогов, офицеров «педагогической армии» и генералов «образовательных систем» весьма точно определены иронической формулой: «Умеющий учить учит. Не умеющий учить учит других тому, как нужно учить. Но есть и такие, которые учат тех, кто учит других учить». Естественно, невозможно описать весь спектр стоящих сегодня перед экологической педагогикой проблем хотя бы потому, что проблемой оказывается практически любое явление, всякий акт и даже самые простые обыденные действия. Нехватка учебных пособий, отсутствие методических материалов, невозможность последипломного образования и многое другое — все это сплетается в единый узел, затягивающий петлю на шее практических педагогов. Разумеется, развязывать этот узел с помощью настоящей работы авторы и не собираются. Только шарлатаны могут заявить о том, что в одном единственном пособии могут содержаться все ответы на необозримо множественные проблемы и вопросы. По-видимому, для серьезного «прорыва» на направлении экологической педагогики должны быть брошены роты, если не батальоны опытных и самоотверженных исследователей. И все же мы постараемся внести свой вклад, ибо ценно всякое накопление, вес и значение имеют все высказывания и суждения по данному вопросу, особенно если они достаточно оригинальны и неожиданны.
Практические педагоги страдают не столько от незнания путей спасения детей от невежества и даже не столько от нравственной слабости, определяющей невозможность каждого отказаться от продолжающегося повсеместно «воспроизводства глупости», сколько от вытеснения из сознания Главной Проблемы Современности, от навязчивого и до невротичности упрямого ее игнорирования. Мы не тешим себя иллюзиями относительно охотного принятия читателями декларируемых в сборнике положений и предложений. Все мы привыкли думать механистически, жестко и неуклюже. Это создает немалые сложности принятию в сознание новых принципов педагогического мышления. Но времени более не осталось, а потому разговора, подобного тому, который будет вестись в этой книге, все равно не избежать.
Авторы обращаются к читателю с конкретным предложением, пространно сформулированным в этой книге, но не следует забывать о том, что авторы все же являются методологами-исследователями, а не специалистами в сфере практического образования. Потому предложение их скорее концептуальное и модельное, нежели сугубо прагматическое. Аналогия проста. Методика может быть представлена некоей «булочкой», которую может «съесть» реальный потребитель. Авторы же предлагают читателям чертеж устройства «печи», построение которой позволит быстрее и эффективнее испекать эти самые булочки.
Мы вкратце опишем сложившуюся к настоящему времени ситуацию в мировой педагогической науке. Обрисуем то, что произошло с экологической педагогикой на земле Беларуси. Сформулируем направления вероятных поисков нового знания и опишем наиболее приемлемые, с нашей точки зрения, выходы из сложившейся ситуации. Мы надеемся, что все это станет весьма приемлемой пищей для тех педагогов, которые всерьез озабочены совершенствованием своего мастерства и умеют присматриваться к тому новому, что еще только рождается, а потому многим представляется слабым и неприметным.
В определенном смысле, наша совместная работа — «это не более чем попытка сконцентрировать то, что читателю ранее уже было в той или иной степени знакомо. В таком соединенном и плотно упакованном виде ранее знакомое обретает новое, набатное звучание» (В.В.Налимов). В конце концов, выражаясь словами А.Тихомирова, — «Мыслитель никогда не выдумывает ничего нового, он лишь по-своему расставляет акценты». Вот мы и предлагаем вам, уважаемые читатели, взглянуть со стороны на свой повседневный труд, на цели творчества и методы работы, в конце концов, на самих себя. Это поможет вам освежить восприятия и натолкнуться на ряд новых бесценных осознаний — настолько ваших собственных, индивидуальных, что авторы не имеют о них даже малейшего представления.
Предлагаемый материал, сколь бы объемным и масштабным он ни показался на первый взгляд неискушенного в методологических умствованиях педагога, представляет лишь первый из двенадцати предполагаемых к написанию учебников Новой Экологической Педагогики. Его пропедевтический характер обуславливает некоторую декларативность многих утверждений и заверений относительно эффективности предлагаемых подходов. Но по мере усвоения всего объема научно-практического опыта, стоящего за предлагаемыми формулами новой педагогики, читателю будут открываться все более глубокие основания нового мышления, позволяющего авторам делать столь яркие и дерзкие заявления.
Опасно принимать все изложенное в настоящей работе за уже хорошо известное. Действительно, в некотором высшем смысле экологическая педагогика — это нечто забытое старое. Но это знание укоренено в столь глубоких недрах древности, что современная цивилизация о нем напрочь позабыла. Очень легко спутать Божий Дар с яичницей. Поверхностное непонимание принципиальной новизны предлагаемого видения не позволит проникнуть в его глубины, а значит закроет возможность адекватного практического применения. Для действительного понимания масштаба и глубины предлагаемых обновлений читателю потребуется большое количество личной психической силы и напряженное неравнодушие к своей профессии. Без такого энергичного и заинтересованного сотрудничества все написанное останется лишь буквами на бумаге и не претворится в огонь, зажигающий умы и сердца.
На столе настоящей работы мы разложили самые разные яства. И пусть каждый воспримет лишь ему одному близкое и пригодное также лишь для него самого. Пусть каждый возьмет то, что может быть синтезировано с его индивидуальным видением, а потому может быть передано детям. Мы считаем, что пора остановить грязевой поток примитивных суждений и пошлых рецептов, вытекающий из профанного понимания педагогики и самого ребенка. Более того, изучившие настоящий труд читатели должны постараться включить сознания детей — завтрашних граждан планеты — в процесс коллективного разрешения Главной Проблемы Современности, аккумулировавшей в себе всю нашу вину, весь наш стыд и все наши беды. И дай Вам Бог, уважаемый читатель, не остаться равнодушным к задаваемым этой работой вопросам. Во всяком случае, для самих авторов они явились своего рода «точильными камнями», на которых шлифовался профессионализм и гражданская позиция.
Пусть для кого-то эта книга станет настольной, а в ком-то она вызовет бурю негодования — пусть случится по-разному, лишь бы не осталось равнодушных, лишь бы всем захотелось всерьез обсудить наболевшее. Сегодня нельзя обоснованно судить о правоте или ошибочности того или иного мнения. Будущее нас всех рассудит: «Будущее всего непредсказуемо, и именно это делает жизнь интересной и содержательной. И уж совсем бессмысленно что-либо предсказывать в критические переломные моменты. Пытаясь в такие моменты заглянуть в будущее, мы скорее стремимся отдать себе отчет в том, как будут выглядеть те новые проблемы, с которых начинается будущее, а не в том, как они будут решены» (В.В.Налимов).
Алхимия экологической педагогики не может быть изложена в книге, ибо она покоится на незыблемом основании невыразимого синтеза восприятий, присущего жаждущему Истины сердцу. Мы предлагаем Вам множество фрагментов, обосновывая некоторые возможные способы их концептуального сближения и прагматического синтеза. Но собрать разноцветные частички смальты в единую картину целостного и живого мироописания сможет лишь сам педагог, неравнодушно подошедший к изучению изложенного и непредубежденно принявшийся за реставрацию древнего как мир мировосприятия — симфонического, красочного, многогранного.
Синтез рассудочных противопоставлений, рассыпанных то там, то здесь по пространству настоящей работы, возможен не в поиске новых абстракций, но лишь на пути сердечного понимания Сущностного Единства Мира. Ум расколол Мироздание на мириады фрагментов и частностей. Чувству надлежит восстановить утраченные связи и соткать новую пряжу мировидения — написать новую картину мира, столь же живую, трепетную и волшебную, сколь подлинно само Бытие, отражающееся в зеркале очищенного от предрассудков сознания.
Невозможно дать законченный свод правил и установок, верных для всех случаев жизни, ибо синтез элементов является задачей до сокровенности индивидуальной. Мы претендуем лишь на право обратить внимание заинтересованного читателя на те акценты и положения, которые нам самим показались значимыми и существенными для поиска нашего собственного синтеза. Мы в силах лишь указать пути наших собственных поисков и предъявить читателю предметы наших личных интимных медитаций, но главное, то есть Работа Синтеза Впечатлений, должна быть проделана самим читателем. Бог в помощь!
Константин и Наталья Сельчёнок.
вверх