Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Константин Сельчёнок

Применение цветотеста в консультативной практике

Цветовые таблицы, по возможности, следует показывать при дневном свете, но не при ярком свете солнца.
Необходимо обязательно соблюдать четыре следующих указания, иначе результат окажется неправильным:
1. Обследуемый должен придерживаться предлагаемых стандартных цветовых стимулов, ему не позволено представлять себе, к примеру, более светлый или более «красивый» цвет;
2. Каждый цвет должен выбираться отдельно. Ни в коем случае нельзя выбирать два или несколько цветов одновременно как красивую цветовую композицию;
3. Обследуемый должен решать совершенно свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен, при этом его не следует торопить с ответом или помогать ему наводящими вопросами;
4. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, гардин или автомашины.
Важно знать, что начиная со школьного возраста, каждый сможет сказать, какой цвет ему симпатичнее других. Исключение составляют редко встречающиеся люди, страдающие абсолютным расстройством цветоощущения и неспособные к контактам душевнобольные. Несмотря на это, нередко приходится сталкиваться со следующими отговорками:
«Мне все цвета одинаково симпатичны», «Они мне все не нравятся», «Важно знать, для какой цели я выбираю цвет — для цветка или автомобиля?», «Все зависит от настроения, с которым выбирают», «Для каждого человека цвет имеет разное значение», «Цвета предпочитают или отклоняют потому, что они напоминают о чем-то определенном и личностно важном».
Тот, кто под подобными предлогами утверждает, что не может решиться на выбор, просто заторможен в своих высказываниях. Он хотел бы добиться хороших результатов, но сомневается в успехе. Поэтому он ищет объективные параметры («Я должен знать, для чего я выбираю»), либо он оправдывает свою сдержанность, прибегая к различным уловкам. Исследователь должен отклонять подобные аргументы и не соглашаться с такими доводами.
Если принятие решения сопряжено с трудностями, то следует спросить: «Ведь Вы наверняка можете сказать, какой цвет Вам нравится меньше других?» Если решение наконец принято, то обычно дальше дело идет без затруднений. Лиц, склонных к противоречиям, можно склонить к решению следующим вопросом: «Для Вас все цвета одинаково хороши?»

Выбор серого цвета

Сначала показывают таблицу серых цветов, спрашивая «Какой из пяти цветов Вам нравится больше всего?» Цифру, которую обследуемый называет как наиболее симпатичный цвет, вносят в первую клетку протокола таблицы номер 1 серого цвета. Цифру второго предпочитаемого цвета заносят во вторую клетку, справа от первой. Затем в категорической форме спрашивают: «Какой цвет Вам нравится меньше всего?» Цифра этого самого несимпатичного цвета заносится в последнюю клетку. Объяснение субтеста ищут в комбинации двух предпочитаемых (+) цветов и отрицаемого цвета (–). Целесообразнее расшифровывать субтест после завершения всего тестирования.

Восьмицветный субтест

Ранговое распределение восьми цветов второго субтеста заносится во второй раздел протокола в верхний ряд клеток. Нижний ряд заполняют при повторении выбора восьми цветов. Никогда не следует забывать повторно использовать восьмицветную таблицу после того, как выбор завершен по всем цветовым субтестам.
Без какого бы то ни было вступления прямо спрашивают: «Какой из восьми цветов Вам нравится больше всего?» Затем записывают цифру названного цвета. «Какой цвет Вы поставили бы на второе место? На третье? На четвертое и пятое?» Цифры цветов записываются друг за другом слева направо. Затем запись прерывают и дописывают строку уже в обратном направлении: «Какой цвет Вам нравится меньше всего?» Цифру самого несимпатичного цвета фиксируют в конце ряда. Затем спрашивают: «Какой следующий цвет Вам нравится меньше других?» Так получают полную последовательность ранжирования цветов — от самого симпатичного до самого несимпатичного.

Оценка восьми цветов

Два самых симпатичных цвета получают знак «+». Вторая пара (приятные цвета) — знак «х». Третья пара (безразличные цвета) — знак «=». Оба несимпатичных цвета получают знак «–». Таким образом, каждая пара в ряду получает свой шифр, в соответствии с которым значения цветов толкуются с использованием интерпретационных таблиц.
Если на седьмом или восьмом месте стоит основной цвет, его после этого ставят на второе место. Так образуется дополнительная комбинация, указывающая на характер компенсации. Таким образом, из отодвинутых на задний план основных цветов, которые в случае психогенного расстройства указывают на неудовлетворенное притязание, реконструируют первоначальное положение. Так, в примере 31540627 из пяти интерпретационных таблиц получаются следующие пять оценок: + 3 + 1, х 5 х 4, = 0 = 6, – 2 – 7, + 3 + 2. При неблагоприятных оценках положения цветопар их обозначают звездочками. Чем большее число звездочек набирается в цветовом порядке, тем проблематичнее и дезорганизованнее поведение человека.
Следует последовательно различать объективное значение цвета и субъективное отношение к нему. Цвет и его объективное значение называются «структурой». Как и внешний вид цвета, она для каждого человека является постоянной и неизменной. Субъективное отношение к цвету (симпатия, безразличие или антипатия) называется «функцией», и она изменяется достаточно часто в зависимости от предпочтения.
После получения двух выборов приступают к группировке цветов. Если второй выбор в точности повторяет первый, то это свидетельствует о непреклонности убеждений и эмоциональной ригидности. Напротив, изменение между первым и вторым выбором указывает на гибкость мировоззрения и подвижность восприятий. Очень важно наблюдать за перемещением цветопар из первого во второй выбор. Если при первом и втором выборе получаются цвета с разными знаками, то каждый выбор следует смотреть отдельно.
     + + х = = = = –
1-й  5 1 3 4 2 6 0 7
2-й  3 5 1 4 2 7 6 0
     + х х = = = – –
Обычно второй выбор бывает более спонтанным и потому более достоверным, чем первый, особенно при наличии сомнений и колебаний. Поэтому желательно интерпретировать цветопары и отдельные цвета второго выбора.
Если какой-либо цвет является общим для двух различных функциональных групп, следует интерпретировать обе группы, причем пометки делаются таким образом:
     + +         – –
       х х = = = =
1-й  5 1 3 4 0 6 2 7
2-й  3 1 5 4 0 7 2 6
     + +   = = = =
       х х       – –
     в таблице следует смотреть группы
     +3+1, х1х5, =4=0, =7=2, –2–6, +3–6, +3–2
Если после группирования оказывается, что два цвета из одной группы, при 1-м выборе, разделились при 2-м выборе и стоят отдельно, не имея пары, эти цвета заключаются в квадратик:
     + х х = = = = –
1-й  3 1 5 4 0 6 7 2
2-й  3 2 1 5 0 4 6 7
     + + х х = = – –
     Нужно смотреть соответствующие значения для
     группы и отдельно 2-х цветов разъединенной
     пары: +3+2 и +3–2
     + + х х = = – –
1-й  3 1 5 4 0 6 7 2
2-й  3 1 4 6 0 2 7 5
     + + х = = = = –
     х5х4, х4 и –5
Если в результате группировки шифры первого и второго рядов не совпадают вовсе, то каждый ряд следует интерпретировать отдельно. Прогноз считается хорошим, если второй выбор дает более благоприятные результаты. Он становится хуже в том случае, если второй выбор показывает менее гармоничные данные.

Тревоги, компенсации, конфликты, источники стресса

Четыре основные цвета символизируют главные психологические потребности, а потому при нормальном состоянии они должны располагаться тестируемым в начале ряда, в крайнем случае в пределах первых пяти мест. Если отклоняется основной цвет, это выражает ту фундаментальную потребность, которая остается неудовлетворенной из-за восприятия условий как неудовлетворительных. Неудовлетворенная потребность вызывает чувство невыносимого, воспринимаемого как страдание, лишения и рождает страх. Поэтому отклоненный основной цвет указывает на заряженную страхом причину психического и функционального расстройства, которое может психосоматически обострять чувствительность органов к раздражителям. Нахождение основных цветов в одной из трех последних позиций указывает на серьезный психологический или физический дефект, тяжесть которого возрастает по мере приближения основного цвета к восьмой позиции.
Основные цвета, стоящие на 6-м, 7-м или 8-м местах, неизменно получают знак «–» и помечаются шифром «А», обозначающим «страх». Любой последующий цвет также получает «–» и «А» — эти цвета также необходимо рассматривать как неприятные, то есть вызывающие определенную тревогу.
Часто неудовлетворенная потребность и вытекающая из нее тревога подавляются как эмоционально неприятные до такой степени, что человек более не осознает их и ощущает лишь как смутное беспокойство. Такой источник стресса вызывает нечто вроде компенсирующего поведения, которое в тесте раскрывает цвет в первой позиции. Это местоположение цвета указывает на основной метод действия и должно рассматриваться всегда как компенсация эксцессивного характера, не допускающая выбора поведения при отрицании основного цвета. Поэтому под первой позицией всегда можно размещать шифр «К», означающий «компенсацию».
Эта компенсация является деятельностью «замещающей», она редко приводит к подлинному удовлетворению, а потому оказывается либо неуместной, либо чрезмерной, проявляются ярко выраженные пристрастия, дилетантизм и спекулятивная манипулятивность мышления. В такого рода деятельности люди склонны идеализировать и морализировать, их аргументация носит умозрительный и резонерский характер. Речь идет о чисто проективном самоудовлетворении, достигаемом заместительными средствами.
Когда имеют место тревоги и стрессы, первая позиция может быть отдана одному из четырех основных цветов. Хотя такой стресс и требует компенсации, последняя в данном случае может считаться достаточно естественной и вполне нормальной. В то же время навязчивый характер компенсирующего замещения мешает человеку адекватно оценивать существующую ситуацию и реагировать на нее. При выборе образа действия рационализм уступает место навязчивости, пристрастности и компульсивности.
Когда один из трех дополнительных цветов (черный, серый или коричневый) занимает одно из первых трех мест, можно говорить не только о наличии компенсации, но и о том, что форму этой компенсации ни в коем случае нельзя рассматривать как нормальную, ибо она выражается в чрезмерно утрированном поведении. В таком случае эти цвета и все стоящие перед ними должны быть помечены знаком «+» и шифром «К». В то же время, если в 6-й, 7-й и 8-й позиции отсутствуют основные цвета, то какой бы цвет ни занимал 8-е место, его непременно следует рассматривать как источник тревоги и обозначать шифром «А».
Страх как основная неудовлетворенная потребность («А») позволяет вместе с опробованным в качестве компенсации («К») решением распознать причину конфликта. Вместе «К» и «А» выявляют так называемую «актуальную проблему». Последнее является отправным пунктом любой психосоматической педагогической и психологической терапии.

Интенсивность тревоги и компенсации

Существующие психологические и физиологические нарушения, причинно вызывающие тревогу, оцениваются относительно значимыми, когда основной цвет стоит на 6-м месте, и рассматриваются крайне серьезными, когда он оказывается в 8-й позиции. Эта интенсивность количественно оценивается восклицательными знаками, выставляемыми около источника стресса. Тот же способ используется для измерения степени компенсации (разумеется, если она кодируется серым, черным или коричневым цветами, а не основным или фиолетовым).
1. Основной цвет в 6-й позиции — !
2. Основной цвет в 7-й позиции — !!
3. Основной цвет в 8-й позиции — !!!
4. Серый, черный или коричневый на третьей позиции — !
5. Серый, черный или коричневый на второй позиции — !!
6. Серый, черный или коричневый на первой позиции — !!!
Максимальное число восклицательных знаков, возможное для субъекта, — двенадцать. Если второй выбор цветов отличается от первого уменьшением напряжения тревоги и компенсации, прогноз оказывается благоприятным. Это очень удобный прием прогнозирования реакции субъекта на улучшение условий или курс психотерапии.

Актуальная проблема

Неудовлетворенная потребность вместе с компенсацией является попыткой разрешить проблему, волнующую субъекта. Это определяет тип эмоционального конфликта, называемого «актуальной проблемой». Независимо от того, осознается или не осознается причина тревоги, все же у субъекта остается некоторое беспокойство, вызывающее попытки каким-либо путем разрешить проблему компенсации. На то, каким образом это осуществляется, указывает цвет и группа, которые нравятся больше всего.
Немногие из нас проходят через жизнь, не имея никаких желаний, подобно адептам буддизма. Большинство людей к чему-то стремится, а чего-то хочет избежать. Это само по себе вводит стресс в наше существование. Однако порой это напряжение может рассматриваться как совершенно естественное и не определяться терминами «проблема» или «конфликт». Просто это вызывает в нас некоторое внутреннее нагнетение, с которым порой приходится бороться. Тот факт, что это попытка разрешения, а не саморазрешение, объясняет непрерывность существования, а значит и непрерывность усилия разрешить ее принятым способом.
По определению, наши желания выражаются в цветотесте через цвет, занимающий первую или вторую позиции ряда. То, чего мы хотим избежать, выражено через занимающие последние позиции цвета. Сравнивая эти две противолежащие функции, мы получаем особую компенсацию, определяющую вектор стремлений и способ избегания. Каждому «известно», что проблемой может быть все: супруг, дети, подростковая преступность, служебная деятельность, повседневные заботы и т.д. На самом деле ни одна из этих вещей вовсе не является проблемой. Проблема, по определению, не может быть односторонней, она внутренне полярна, полна напряжения и определена противостоянием желаемого и отвергаемого. Отвергаемый цвет и выявляемые тревоги указывают на источники стресса, терпеть которые человек не желает, независимо от того, вытесняется ли понимание стресса из сознания или нет. Все равно существует определенное внутреннее беспокойство, стимулирующее попытки разрешить проблему путем компенсации. На то, как это делается, указывает цвет или группа, которые нравятся более всего. Такое сочетание источника стресса и способа борьбы с вызываемым им беспокойством само по себе составляет проблему.
Самая значимая проблема указана сочетанием первой и восьмой позиций. Однако при наличии тревоги и компенсации придется учитывать несколько актуальных проблем, комбинируемых из значимо предпочитаемых и значимо отвергаемых цветов, связанных с тревогами и попытками компенсации. Правило количественной оценки силы актуальной проблемы простое: в порядке убывания напряженности перечислим сочетание позиций — 18, 17, 28, 27, 16, 26, 38, 37, 36.
Обычно не приходится рассматривать более четырех актуальных проблем. Даже когда их собирается девять, все же основные проблемы с лихвой «перекрывают» все прочие, оказывающиеся в сравнении с главными напряжениями весьма незначительными. И все же, если тестовый выбор оказался очень сложным и проблемным, следует рассмотреть все актуальные проблемы, представленные в комбинациях цветоряда.

Амбивалентность

Если в первом выборе какой-либо цвет занимает первую или вторую позицию, а при втором выборе — седьмую или восьмую позицию, это свидетельствует о двойственной оценке субъектом качеств данного цвета, то есть об амбивалентном к нему отношении. Свойства этого цвета одновременно нравятся и отталкивают.
В восьмицветном субтесте амбивалентность не имеет большого значения, и все же резким перемещением цвета в начало или конец ряда при повторном выборе пренебрегать не следует. При этом следует помнить, что из двух процедур выбора вторая неизменно оказывается более важной и надежной.

Отвергаемое или подавляемое качество

Из всех позиций восьмицветного субтеста наибольшую информацию несет занимающий восьмое место цвет. Очень многое можно сказать о человеке на основании знания лишь о том, какой цвет ему нравится меньше других. Поэтому в интерпретационных таблицах содержание разделено на две части. «Первичное действие», или «физиологическая интерпретация», указывает на источник стресса, который может быть нормальным, слабым, серьезным или очень серьезным. Нормальным считается источник стресса, не помеченный знаком тревоги и не выделяющийся в таблице звездочками. Слабым источником стресса может считаться нормальный цвет или группа, помеченный как тревога не потому, что какой-либо из основных цветов отвергнут, а потому, что серый, коричневый или черный помещены в самом начале ряда. Серьезными и очень серьезными источниками стресса считаются те, которые выделены в интерпретационной таблице звездочками.
Вторая часть интерпретации «–» группы называется «психологической» и описывает свойства и поведение, определяемые неприятием данного цвета или пары. Описание этого раздела настолько подробно, что приходится завершать его кратким резюмированием для того, чтобы подытожить основные характеристики этой группы.

Эмоциональная устойчивость

Часто после группировки и кодировки рядов обнаруживается группа с тремя и даже четырьмя цветами, находящимися в резерве и обозначенными знаком «=». Это означает, что большая часть эмоциональных качеств сдерживается. Такой человек является эмоционально устойчивым, не склонным проявлять какие-либо эмоции без должных на то оснований.
Однако знаки тревоги и компенсации «драматизируют» эти эмоции, при этом для функции «х» фактических ситуаций и поведения остается только два цвета. В этом случае индифферентных цветов со знаком «=» не будет вовсе. Тогда не остается ни одной части эмоционального спектра, которая бы находилась в латентном состоянии — все они участвуют в активных процессах. Это указывает на отсутствие сдерживаемых качеств и легкость возникновения и проявления эмоций. Поведение такого человека будет труднопредсказуемым и не совсем логичным. Соответственно и эмоциональные реакции на сравнительно слабые стимулы будут возникать гораздо легче.

Конфликт между целью и поведением

Анализируя протокол теста, следует обращать внимание на сравнение желаемой цели «+» и фактического поведения в реальной ситуации «х». Возьмем, к примеру, такой ряд: 12345670.
Внешне раскладка вполне «нормальная», однако группа 12, выражающая способ действия и желаемые цели, исключительно концентрична и свидетельствует о направленности на субъективное (основной метод — спокойствие, а цель — защитное самообладание). Тем не менее, существующая ситуация «х» характеризуется эксцентричной устремленностью вовне и настолько не похожа на желаемую, что может возникнуть конфликт. Женщина, выбравшая цвета таким образом, заставляла себя быть веселой, следовать самой последней моде, дважды в неделю делала прическу, танцевала и устраивала приемы. Ей казалось, что только это сохранит интерес мужа к ней. Ничего этого делать ей не хотелось, и как выяснилось после, в этом не было никакой нужды. Ее муж вздохнул с огромным облегчением, когда этот конфликт был разрешен.

Неустойчивость вегетативной нервной системы

Дисфункция ВНС выявляется восьмицветным субтестом задолго до того, как ее патофизиологические последствия становятся очевидными. Устойчивый механизм саморегуляции ВНС находится под контролем парасимпатического и симпатического отделов, которые действуют в противоположных направлениях. Нарушение пределов баланса этих систем весьма опасно для организма. В норме биологическая регуляция осуществляется незаметно и ВНС оказывается достаточно устойчивой. Эта регулятивная система управляет телесными функциями организма, которые сознательно не контролируются (пищеварение, секреторная деятельность органов и желез, ритмические движения сердца и легких, регуляция ширины просвета сосудов. Неустойчивость ВНС нередко сопровождается различными органическими нарушениями, распространяющимися от одного участка тела к другому. Если не будут своевременно приняты меры, это может привести к серьезным нарушениям функций.
Восьмицветный субтест позволяет четко диагностировать развитие неустойчивости саморегуляции ВНС на разных стадиях ее развития, что делает возможным оказание помощи, необходимой для предотвращения развития патологических состояний. Между телесными потребностями организма и выбором светлых «анаболических» и темных «катаболических» цветов существует прямая связь. Если желтый и красный цвета находятся в каком-либо конце ряда (или близко к нему), а синий и черный цвета — в другом конце ряда, то можно предположить наличие неустойчивости саморегуляции ВНС. При предпочтении светлых и отрицании темных цветов последствия неустойчивости не обязательно должны быть серьезными, однако если предпочитаются темные, а отвергаются светлые цвета, то неустойчивость ВНС существует уже давно и, возможно, успела привести к серьезным изменениям патофизиологического характера.

Оценка работоспособности и истощаемости

Способность на протяжении определенного времени сохранять максимальную продуктивность деятельности (работоспособность) определяется в субтесте по целостности «рабочей группы», которая состоит из трех основных цветов:
Зеленый обеспечивает упорство продолжать работу во что бы то ни стало, не взирая на трудности, определяет гибкость воли и способность преодолевать сопротивление с тем, чтобы довести работу до конца и тем самым повысить самоуважение.
Красный обеспечивает силу воли и потребность в энергичной деятельности, приносящей удовлетворение от осознания того, что нечто сделано в соответствии с желаниями.
Желтый связан с оптимистической верой в эффективность работы и со способностью испытывать удовольствие от действий, а также с потребностью в поиске нового и интересного; обеспечивает спонтанное удовлетворение от действий, умение мысленно переноситься в будущее, надежды на результативность труда и ожидание новых, интересных дел, которыми он займется по окончании этой работы.
(Синий цвет сугубо пассивен и спокоен, а потому связывается не с работой, а с равновесием и удовлетворенностью.)
Если все составляющие «рабочей группы» стоят вместе и находятся в начале ряда, это предполагает способность успешного завершения работы, несмотря на ее длительность и предполагаемые трудности.
Если составляющие «рабочей группы» стоят разрозненно или в конце ряда, то прогноз относительно работы, выполняемой в данное время, не может быть назван благоприятным. Для уточнения характеристики необходимо изучить оба ряда, чтобы проанализировать изменение положения цветов при повторном выборе.
Истощение выражается в тесте через ухудшение сочетания цветов «рабочей группы» от первого ко второму ряду, особенно если один или несколько «рабочих» цветов сдвигается к концу ряда (прежде всего красный и зеленый).
Если к концу ряда смещается зеленый, возможны волевые расстройства, потеря целеустремленности и общая астенизация нервной системы. При смещении к концу ряда красного возможно истощение физической энергии. При перемещении вправо желтого отмечается снижение удовлетворенности от работы и возрастание сомнений в целесообразности и эффективности действий.
Индивидуальные особенности, которые человек привносит в работу, определяются в тесте тем цветом «рабочей группы», который он ставит на первое место. Если это «зеленый», то его целью является повышение самоуважения и своего статуса в глазах других. Если впереди стоит красный, целью оказывается желание почувствовать достижение победы в борьбе с чем-то, что решено было преодолеть. Если впереди красного и зеленого стоит желтый, то основное удовольствие человек получает от того, что мысленно переносится к деятельности, которая может заинтересовать его.

Использование парных таблиц

На всех последующих цветовых таблицах два цвета оказываются рядом и составляют пару, предлагаемую к выбору одного из цветов. В прилагаемом к тесту шаблоне есть вырезанное окошко, которое в таблицах парного цвета вначале накладывается на верхнюю цветовую пару. При этом спрашивают: «Какой из двух цветов Вам более симпатичен? Назовите опознавательную букву или цифру, стоящую рядом с цветом, который Вам нравится больше всего».
На листе протокола, при совершении выбора одного цвета из двух в каждой паре, проводящий тестирование в соответствующем секторе протокольной таблицы ставит штрих. Затем окошечко передвигается вниз для совершения следующего выбора. Его результат также фиксируется в соответствующем ему секторе протокольной таблицы. Для маскировки условные буквенные обозначения заменяются условными цифрами.
Так отмечают выбор цвета в пяти парных таблицах (основные цвета, синие, зеленые, красные и желтые). При правильном ранжировании в одной клетке оказывается три штриха, в другой — два штриха, в третьей — один, а четвертая остается незаполненной. При этом последовательность значения не имеет. Если такой ступенчатой ранжированности не получают, необходимо сразу же повторить выбор с цветами данной таблицы, записав его результаты в нижнем ряду соответствующего раздела протокола. Если и при повторении не обрисуется ступенчатость, то она так и остается «нерегулярной».
Количество штрихов в секторах протокола (которые могут читаться как римские цифры) переносят в стоящие справа квадраты под соответствующие буквы, но записывают их арабскими цифрами. Получаемая последовательность из четырех цифр является «оценочным числом», которое подвергают анализу с помощью соответствующих интерпретационных таблиц. Если какая-то строка при первом и втором выборах не дала регулярной ступенчатости, то в правых столбцах протокола фиксируются результаты второго выбора. Подобного рода «рассеивания» (к примеру, 1212) в графе значений этой цветовой таблицы указывают на нерешительность, определяемую противоречащими однако другой тенденциями. Подобные «рассеивания» не могут быть проинтерпретированы с помощью таблиц. Нередко они указывают на устойчивые расстройства невротического или психотического характера.
Все цифры складывают отдельно в пределах каждой вертикальной колонки, а результат вносят в сектор «сумма». Зарегистрированные записи таблицы основных цветов в сумму не входят, используются лишь данные ранжирования цветов синей, зеленой, красной и желтой таблиц. Если в колонке находятся три нуля, то суммой считается ноль даже в том случае, если четвертая цифра отлична от него. Если трижды встречается цифра три, то суммой оказывается число 12, даже если четвертая цифра тройкой не является. Если колонка содержит два высоких значения (например, 2 и 3) и два низких значения (например, 0 и 1), то эти четыре цифры не суммируются. Колонка считается двухвалентной, если сумма двух высоких значений превышает сумму двух низких значений на 4 и больше (например, 3 и 2 составляют 5 по отношению к 1, слагаемой из 0 и 1). При двухвалентной колонке, которая указывает на противоположное поведение в соответствующих графах значения, в предназначенный для суммы квадрат вносится не цифра, а знак двухвалентности ±. Тот же знак двухвалентности (±) ставят в квадрате, расположенном под квадратом «норма» для оценки куба.
В квадратах «норма» приводятся средние значения для каждой колонки. Если сумма колонки выше нормы, то в находящийся под «нормой» квадрат перед условной цифрой вписывается знак «+». Если сумма оказывается ниже «нормы», то ставят знак «–». Если сумма остается в пределах «нормы», квадрат оставляют пустым.
Если по отношению к норме появляются значения «+» или «–» (например, + 4 и – 2), то на «кубе» соответствующий угол обводят кружком, например, и . Пространственная диагональ соединяет обведенное кружком число с таким же числом, но с противоположным знаком. Это противолежащее число, в отличие от кружка, заключают в квадрат. Например, кроме появляется . Затем углы, имеющие кружки, соединяют друг с другом линиями, после таким же образом соединяют и квадраты. На каждой соединяющей линии напечатано число. В интерпретационной таблице «куба» рядом с этими числами можно найти соответствующую оценку линии. Линия, соединяющая квадраты, воспроизводит «причину конфликта». Линия, соединяющая кружки, показывает, какой компенсаторной реакцией человек пытается разрешить это конфликтное напряжение с помощью вторичной регуляции.

Обобщение результатов оценки

Если проведение теста позволяет толковать числа куба, то их считывают заранее, так как они показывают основную структуру характера. После этого начинается систематизированный процесс аналитической оценки результатов тестирования.
1. «Серые цвета» — показывает, как себя чувствует человек в данный момент, при данных обстоятельствах, каковы его реакции и каково его настроение при относительно нейтральном положении, без перегрузок и кризисных обстоятельств.
2. «Восьмицветный субтест».
«+» устремление: поведение, к которому стремятся, которого добиваются как цели;
«х» состояние: собственно настрой;
«=» индифферентность: временно утраченное качество, отложенная возможность;
«–» отклонение: сознательно заторможенная потребность (ввиду целесообразности);
3. «Основные цвета» — основные тенденции устремления.
4. «Синие цвета» — удовлетворенность и отношение к партнеру.
5. «Зеленые цвета» — оценка собственного «Я» и изъявление воли.
6. «Красные цвета» — возбудимость и импульсивное поведение.
7. «Желтые цвета» — установление контактов и выжидательное поведение.
8. «Сложение колонок». При появлении знаков «+» и «–» нужно использовать кружки на соответствующих углах куба и квадраты на противоположных углах. Важно четко определить значение чисел, обозначающих линии, с помощью интерпретационной таблицы «куба».
Для контроля тест можно повторить через несколько минут и проводить его достаточно часто, к примеру, для контроля терапии.
Если в вертикальной колонке три раза стоит цифра 0, а четвертый раз попадается цифра 3, либо наоборот, три 333 приходятся на один 0, «выпадающий» выбор следует обвести кружком и оценить в соответствии с его структурой.
Квадраты синей строки под I и зеленой строки под D, красной строки под О и желтой под Р обведены жирнее, так как соответствуют вариационным основным цветам и должны совпадать со стоящими выше основными цветами в таблице парных основных цветов. Если разница между обеими цифрами (основного цвета и относящегося к нему и стоящего под ним вариационного основного цвета) составляет два или три, то каждая из этих цифр обводится кружком. Вариационный основной цвет выражает «спонтанное стремление», а противоположный выбор основного цвета — «стремление, обусловленное ситуацией». Особенно показательное объяснение значений всех цветов с обведенными цифрами можно найти в таблице «Отдельные толкования цветов». Если в одной строке оказываются два обведенных числа, то это указывает на актуальную компенсацию. Чтобы знать основную структуру, строку следует прочесть повторно так, словно эти два индекса поменялись местами.
Пример сложения колонок выборов парных таблиц:
Таблица синего цвета
Таблица зеленого цвета
Таблица красного цвета
Таблица желтого цвета
Основная структура
   1 0 2 3
   1 3 2 0
   1 0 2 3
   2 0 1 3
   1 0 2 3
Возможные оценки результатов сложения по «кубу»:
1. Компенсация + 4 – 2 с ведущим числом 24;
2. Причины конфликта + 2 – 4 с ведущим числом 23;
3. Иллюзорное ожидание + 4 + 2 с ведущим числом 21;
4. Страх-защита – 2 – 4 с ведущим числом 22.

Функционально-психологическая оценка «куба»

Неприспособленность и расстройство проявляются как повышенная или как отсутствующая реакция. В тесте они распознаются по превышению суммарными оценками границ нормы (обозначаемыми «+» и «–»). Такие выборы переносят из колонок на «куб», располагая «+» и «–» на соответствующих углах «куба» и обводя соответствующую колонке условную цифру кружком. Напротив каждой условной цифры по пространственной диагонали стоит такая же цифра с противоположным знаком, которую нужно заключить в квадрат.
Регуляция страха осуществляется посредством компенсации . Регуляция неудовлетворенного притязания осуществляется посредством компенсации .

Неудовлетворенные притязания Компенсация страха
Неудовлетворенные притязания на приятное обращение со стороны определенного лица, притязания на любовь. Потребность в разрядке, стремление к безопасности и забвению.
Депрессивное состояние.
Неудовлетворенные притязания на собственную силу, твердость и превосходство. Стремление к самоутверждению, своеволию и самопринуждению.
Застойное состояние.
Неудовлетворенная жажда приключений, напряжение ожидания. Эмоциональная чуткость и стремление к переживаниям.
Аффективное стремление к действию.
Ожидания, основанные на иллюзии и поиске счастья. «Холостой ход», бегство и надежда.
Состояние возбуждения.

Состояние страха Компенсация неудовлетворенного притязания
Страх перед неудовлетворяющей зависимостью и внутренним одиночеством. Контроль и сдерживание самопожертвования, уклонение, бегство и беспокойство.
Депрессивная оборона.
Страх перед неудовлетворенностью, чувство слабости, неуверенности и неполноценности. Уклонение и защита от отказа и игнорирования.
Защита от невыносимого перенапряжения.
Страх перед лишениями, боязнь быть обойденным. Защита от возбуждения и раздражения.
Функциональная перегрузка и истощение.
Страх перед ограничениями и принуждениями. Поиски убежища и опоры.
Страх разочарования.

В случаях, когда нарушения вызваны конфликтом, то есть психогенными причинами, причину страха можно раскрыть из , в то время как раскрывает неудовлетворенное притязание. Обе эти функции мы обозначаем как причины конфликта. Так как страх и неудовлетворенное притязание невыносимы, то с помощью вторичной регуляции должно быть восстановлено эмоциональное равновесие.
Страх регулируется вторично с помощью положительной компенсации . Неудовлетворенное притязание вторично регулируется с помощью отрицательной компенсации , связанной с вытеснением этого притязания. Обе минусовые функции указывают на страх и защиту. Обе плюсовые функции указывают на ожидания, основанные на иллюзии.

Психотерапия

Для направленной терапии полезно выяснить причины конфликта, используя метод функциональной психологии. Опыт показывает, что нецелесообразно направлять психотерапию на плюс-компенсацию и минус-компенсацию (вытеснение), так как главной целью терапии в этих случаях должна быть ликвидация неудовлетворенного притязания (либо оздоровление объективных неудовлетворяющих условий среды, либо отказ от невыполнимого субъективного притязания). Например, при неудовлетворенное любовное притязание должно быть нормализовано благодаря тому, что либо будет найден подходящий партнер, либо это притязание как чрезмерное будет приведено к норме. Когда таким образом притязание будет удовлетворено, страх исчезнет сам собой.

Физиологическое лечение

Показание к медикаментозному лечению с помощью психотропных средств и к принятию других телесно-терапевтических мер исходит не из причины конфликта , а относится к компенсациям (плюсовой и, особенно, минусовой). Именно компенсации вначале проявляются как психовегетативное расстройство, а позднее развиваются в психосоматическую дисфункцию органов и систем.

«Кубическая» модель функциональной психологии

Верхняя сторона символически представляет устремление «+» функции.
Нижняя сторона символически представляет отклонение «–» функции.
Левая сторона концентричная, статичная, внутренняя и пассивная.
Правая сторона эксцентричная, динамичная, внешняя и активная.
Передняя сторона автономная, самоопределяющая, напряженная и волевая.
Задняя сторона гетерономная, определяемая другими, расслабленная и чувственная.
С четырьмя категориями (концентричный-эксцентричный и автономный-гетерономный) связаны четыре основные психические структуры, представленные четырьмя цветами теста: темно-синим, сине-зеленым, желто-красным и светло-желтым. В функционально-психологическом «кубе» плюсовые и минусовые функции находятся друг против друга по пространственной диагонали.

Условные цифры Цвет Направление Определение
+1 темно-синий концентрическое гетерономный
+2 сине-зеленый концентрическое автономный
+3 желто-красный эксцентрическое автономный
+4 светло-желтый эксцентрическое гетерономный

Каждая цветовая структура может быть избрана в одной из четырех функций: +, х, =, –. Плюс-функции (эгоцентрично эмоциональное преувеличение) образуют верхнюю поверхность «куба». Минус-функции (эгоцентрично эмоциональное преуменьшение) образуют нижнюю поверхность «куба».
Центр «кубической» модели можно принять за поворотный пункт компенсаторной ауторегуляции, осуществляющей балансирование плюсовых и минусовых функций. Саморегуляция психики является основой целостности и понимания всей психической системы. Ауторегуляция функции осуществляется условно, одномоментно и бессознательно. В области этики она порой осознается и именуется «совестью».
вверх