Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.
Приложение 2. О цвете

В.Кандинский

Действие цвета

© В. Кандинский. О духовном в искусстве. — М., 1992.
Скольжение нашего взора по покрытой красками палитре приводит к двум главным результатам:
1) Осуществляется чисто физическое воздействие цвета, когда глаз очарован его красотой и другими его свойствами. Зритель испытывает чувство удовлетворения, радости, подобно гастроному с лакомым куском во рту. Или же глаз испытывает раздражение, какое мы ощущаем от острого блюда. Эти ощущения затем угасают или утихают, как бывает, когда коснешься пальцем куска льда. Во всяком случае, все эти ощущения физические и, как таковые, они непродолжительны. Они также поверхностны и не оставляют после себя никакого длительного впечатления, если душа закрыта. Как при прикосновении ко льду можно испытать только ощущение физического холода, и это ощущение забывается при согревании пальца, так забывается и физическое действие цвета, когда от него отвернешься. Но как физическое ощущение ледяного холода, если оно проникает глубже, вызывает более глубокие чувства и может вызвать целую цепь психических переживаний, так же и поверхностное впечатление от цвета может развиться в переживание.
Только привычные предметы действуют на средне-впечатлительного человека совершенно поверхностно. Но, если мы видим их впервые, то они сразу производят на нас глубокое впечатление: так переживает мир ребенок, для которого каждый предмет является новым. Он видит свет, который привлекает его, хочет схватить его, обжигает пальцы и начинает боятся огня и уважать его. Затем он узнает, что свет, кроме враждебной стороны, имеет и дружескую, что свет прогоняет темноту, удлиняет день, что он может греть, варить и являться веселым зрелищем. После того, как собран этот опыт, знакомство со светом завершено и познания о нем накоплены в мозгу. Острый, интенсивный интерес исчезает, и свойство огня быть зрелищем вступает в борьбу с полным к нему равнодушием. И так, постепенно, мир лишается своих чар. Мы знаем, что деревья дают тень, что лошади могут быстро бегать, а автомобили движутся еще быстрее, что собаки кусаются, что до луны далеко, что человек в зеркале — не настоящий.
И лишь при более высоком развитии человека всегда расширяется круг свойств, несущих в себе различные вещи и сущности. При таком более высоком развитии существа и предметы получают внутреннюю ценность и, в конце концов, начинают внутренне звучать. Так же обстоит дело и с цветом. При низкой душевной восприимчивости, он может вызвать лишь поверхностное действие, которое исчезает вскоре после того, как прекратилось раздражение. Но и в этом состоянии это простейшее воздействие может иметь различный характер. Глаз больше и сильнее привлекается светлыми красками, а еще сильнее и больше более светлыми и теплыми тонами: киноварь притягивает и манит нас, как огонь, на который человек всегда готов жадно смотреть. От яркого лимонно-желтого глазу через некоторое время больно, как уху от высокого звука трубы. Глаз становится беспокойным, не выдерживает долго вида этого цвета и ищет углубления и покоя в синем или зеленом. При более высоком развитии это элементарное действие переходит в более глубокое впечатление, сильно действующее на душу.
2) Тогда налицо второй главный результат наблюдения — психическое воздействие цвета. В этом случае обнаруживается психическая сила краски, она вызывает душевную вибрацию. Так первоначальная элементарная физическая сила становится путем, на котором цвет доходит до души. Является ли это второе воздействие действительно прямым, как можно было бы предположить из сказанного, или же достигается путем ассоциаций, это остается, возможно, под вопросом. Так как душа в общем крепко связана с телом, то возможно, что душевное сильное переживание путем ассоциации вызывает другое, ей соответствующее. Например, красный цвет может вызвать душевную вибрацию, подобную той, какую вызывает огонь, так как красный цвет есть в то же время цвет огня. Теплый красный цвет действует возбуждающим образом; такой цвет может усилиться до болезненной мучительной степени, может быть, также и вследствие его сходства с текущей кровью. Красный цвет в этом случае пробуждает воспоминание о другом физическом факторе, который безусловно болезненным образом действует на душу.
Если бы дело обстояло так, то мы легко могли бы в ассоциациях найти объяснение и другим психическим воздействиям не только на орган зрения, но и на другие органы чувств. Можно было бы, например, предположить, что светло-желтый цвет путем ассоциации с лимоном вызывает впечатление чего-то кислого.
Но подобными объяснениями едва ли можно удовлетвориться. Именно там, где вопрос касается вкуса цвета, можно привести различные примеры, где это объяснение не может быть принято. Один дрезденский врач рассказывает об одном из своих пациентов, которого он характеризует как «духовно необычайно высоко стоящего» человека, что тот неизменно и безошибочно ощущал «синим» вкус одного соуса, т.е. ощущал его как синий цвет.
Можно было бы, пожалуй, принять похожее, но все же иное, объяснение, что как раз у высокоразвитого человека пути к душе настолько прямы и впечатления приходят так быстро, что воздействие, идущее через вкус, тотчас же достигает души и вызывает созвучие соответствующих путей, ведущих из души к другим телесным органам, — в нашем случае к глазу. Это было бы как эхо или отзвук музыкальных инструментов, когда они без прикосновения к ним созвучат с другим инструментом, испытавшим непосредственное прикосновение. Такие сильно сенситивные люди подобны хорошо наигранной скрипке, которая вибрирует всеми своими частями и фибрами при каждом касании смычка.
Если принять это объяснение, то зрение, разумеется, должно быть связано не только со вкусом, но и со всеми остальными органами чувств. Так именно и обстоит дело. Некоторые цвета могут производить впечатление чего-то неровного, колючего, в то время как другие могут восприниматься как что-то гладкое, бархатистое, так что их хочется погладить (темный ультрамарин, зеленая окись хрома, краплак). Само различие между холодными и теплыми тонами красок основано на этом восприятии.
Имеются такие краски, кажущиеся мягкими (краплак) и другие, которые всегда кажутся жесткими (зеленый кобальт, зелено-синяя окись), так что свежевыжатая из тюбика краска может быть принята за высохшую.
Выражение, что краски «благоухают» — общеизвестно.
Наконец, понятие слышания красок настолько точно, что не найдется, пожалуй, человека, который попытался бы передать впечатление от ярко-желтого цвета на басовых клавишах фортепиано или сравнивал бы краплак со звуками сопрано.
Это объяснение всего путем ассоциации в некоторых, особенно важных для нас, случаях оказывается все же недостаточным. Слышавший о хромотерапии знает, что цветной свет совершенно особенным образом влияет на тело человека. Неоднократно делались попытки использовать и применять силу цвета при различных нервных заболеваниях, причем снова замечено было, что красный цвет живительно, возбуждающе действовал на сердце и что, напротив того, синий цвет может привести к временному параличу. Если подобного рода влияние можно наблюдать и на животных и даже на растениях — что практически и происходит, то объяснение путем ассоциации отпадает совершенно. Во всяком случае, эти факты доказывают, что краски таят в себе мало исследованную, но огромную силу, которая может влиять на все тело, на весь физический организм человека.
Но, если в данном случае объяснение путем ассоциации представляется нам недостаточным, то мы не можем удовлетвориться им и для объяснения влияния цвета на психику. Вообще цвет является средством, которым можно непосредственно влиять на душу. Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа — многострунный рояль.
Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу.
Таким образом ясно, что гармония красок может основываться только на принципе целесообразного затрагивания человеческой души.
Эту основу следует назвать принципом внутренней необходимости.

Г.Фрилинг, К.Ауэр

Цветовая динамика

© Г.Фрилинг, К.Ауэр. Человек-цвет-пространство. — М., 1973.

Систематизация цветов

«Цветовая динамика», т.е. целенаправленная цветовая окраска помещений есть только часть практической цветопсихологии, одним из источников которой является учение Гете о цвете. Если физик интересуется цветами спектра, которые он связывает с определенной длиной световых волн, то практик — цветом различных тел.
В практике цветовая окраска тел оценивается следующим образом:
1. Основные цвета — это желтый, синий, красный, т.е. те, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трех основных цветов в определенных отношениях всегда даст бесцветность, т.е. серый цвет.
2. Составные цвета первой степени — цвета, полученные смешением двух основных цветов. Это, например, оранжевый, получаемый от смешения желтого и красного; фиолетовый — получаемый от смешения красного и синего.
3. Составные цвета второй степени — цвета, образованные путем смешения составных цветов первой степени. Это, например, красно-бурый, получаемый от смешения оранжевого и фиолетового, серо-синий — от смешения фиолетового и зеленого; цвет охры — от смешения зеленого с оранжевым и т.д.
«Естественный цветовой круг» Гете строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета — желтый, синий и красный. В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний, но перевернутый треугольник. На вершинах второго треугольника располагаются составные цвета первой степени. Оба треугольника образуют вписанный шестиугольник.
На таком круге, на противоположных его точках, соединенных тонкими тройными диаметрам, будут, следовательно, взаимно противостоять два цвета, один из которых — основной и другой — составной первой степени. Эти цвета мы называем противоположными, или дополнительными цветами. Каждая цветовая пара противоположных состоит всегда из трех основных цветов. Таким образом, в цветовой паре представлен весь цветовой круг.

Интересные опыты

Если в течение полминуты рассматривать на белой бумаге оранжево-красный круг, вокруг него появится светлый сине-зеленый ореол. Если также всматриваться в чисто красный круг, то ореол будет почти зеленым. И наоборот: стоит всмотреться в зеленый треугольник, как сейчас же на белом поле появится цвет красного персика. Таким образом, порядок противоположных цветов появляется и в наших глазах, так как в сетчатке отражаются три цветовых субстанции, которые вызывают смешение рассматриваемых цветовых тонов. Если на зрение действует только синий цвет, то способность зрительного восприятия этого цвета постепенно как бы теряется, а воспринимаются только красный и желтый цвета. Из-за этого и возникает красно-желтая копия (отображение) синего цвета. От аналогичного воздействия на глаза черного цвета в них ощущается белое остаточное отображение — копия.
Следовательно, в этих опытах каждый цвет после длительного и пристального рассмотрения превращается в свою противоположность.
Нейтральный серый цвет на красном фоне воспринимается уже не как нейтральный, а как зеленоватый. Серый цвет на синем фоне воспринимается как серый с оранжевым оттенком, а серый цвет на зеленом фоне — как серый с красным оттенком. Так цвета взаимно связаны друг с другом. Здесь речь идет об единовременном контрасте, в то время как в первом случае речь шла о контрасте последовательном. (Оба эти явления (и единовременный, и последовательный контрасты) говорят о том, что глаз изначально обладает свойством как бы «подставлять» дополнительный цвет и тем самым «уравновешивать» цветовой сигнал, симультанно создавая гармонически развитую пару основного и дополнительного цветов.)
Нечто подобное наблюдается, когда к бесцветному свету примешивается цветной свет, например, к белому свету примешивается красный. Тогда тени кажутся не серыми, а зелеными, т.е. наблюдается явление, возникающее по принципу противоположности цветов. Точно так же, если в комнате уже зажжена лампа, а в окно проникает еще дневной (более бледный) свет, мы видим тени синими из-за оранжевого искусственного света лампы.
Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты. Чтобы помидоры выглядели красными, нужно уложить их на зеленые овощи; если же мы уложим их на красную бумагу, то они будут казаться бледно-коричневыми, потому что на густом красном фоне они воспринимаются относительно бесцветными.
Если мы хотим, например, для большей яркости рекламного шрифта использовать контраст основного и дополнительного цветов и выберем средне-яркий зеленый цвет на средне-ярком красном фоне, то будем разочарованы результатом — начнется борьба обоих «соперников», и у нас зарябит в глазах. В результате шрифт «читаться» не будет. Для достижения необходимого эффекта следует силу тона одного из цветов уменьшить.
Интересен тот факт, что в разных районах страны внутреннее, свойственное людям отношение к выбору цвета различно.
Внутренние склонности человека к тому или иному цвету связаны с цветом, доминирующим в пейзаже этого района. В непромышленном районе, богатом лесами, не тянутся к зеленому цвету, потому что им насыщена окружающая среда; человек же, работающий на производстве, тоскует по зеленому цвету. На него этот цвет действует активно, в то время как для сельского жителя зеленый цвет является повседневным: он вошел в его «плоть и кровь»*. Таким образом, человек ощущает цвета и вне себя, и в себе. Поэтому та или иная цветовая окраска должна оцениваться с психологических позиций. Известно, что в лабораторных условиях зеленый цвет успокаивает, красный возбуждает, а синий усыпляет. К каждому цвету человек относится, исходя из своего внутреннего ощущения. На этой основе можно составить шкалу излюбленных цветов, но один или два цвета будут занимать в этой шкале доминирующее положение. Это и есть так называемые предпочтительные цвета.
[* Характерную зарисовку на эту тему приводит в своих воспоминаниях художник К.Петров-Водкин.
«Наш кумачевый цвет рубах, излюбленный крестьянами, является тем же защитным, дополнительным, дающим выход зеленому. И такого красного не встретить у народов среди другой пейзажной расцветки. Кто видел после длинного пути через пустыню песков цвет Аральского моря, тот, наверно, подивился его бирюзе, такой специфичной, что она даже перестает характеризовать воду. И после этого, когда столкнешься с человеческой бирюзой куполов и стен самаркандских и ташкентских мавзолеев, то поражаешься мудрости человека, так же тонко, как в природе, разрешившего выход из однообразия цвета пустыни».]

Психологическое воздействие цветов

Белый цвет: за и против. Белый цвет воспринимается, как цвет абсолютной чистоты и, считаясь символом чего-то духовного и абстрактного, визуально означает «пустоту». Вследствие этого необходимо этот цвет во что бы то ни стало «оживить». Белый цвет может быть применим только тогда, когда он в целях нейтрализации контраста расположен между двумя «агрессивными» тонами или когда при его посредстве оформляется какая-то поверхность, которая специально должна привлекать внимание (указатель, предостережения, реклама). Мусорное ведро или урну для отбросов следует ставить на окрашенный в белый цвет круг или квадрат. Тогда урной будут пользоваться осторожнее, так как белая окраска психологически удерживает от загрязнения. Белые направляющие линии на черном или темном фоне дороги предупреждают нарушения при движении автотранспорта, так как они наилучшим образом привлекают внимание водителя. Когда нужно выделить наиболее важный цвет, например, противопожарный огненно-красный знак, логичным фоном для него будет белый цвет.
В помещении, особенно с плохим освещением, потолки и стены, окрашенные в белый цвет, кажутся обычно несколько серыми. Эта холодная окраска не создает впечатления светлого помещения. С психологической точки зрения окраска производственного помещения в белый цвет утомляет и на работающих воздействует неблагоприятно. Особенно неприятное впечатление производит сплошная белая окраска больничных помещений.
Иллюзии и ожидания. В зависимости от обстоятельств тот или иной цвет психологически вызывает у нас определенные чувства. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета — чего-то тяжелого. При взгляде на желтый цвет леденцов выделяется больше слюны, чем при взгляде на красные леденцы. Желтый цвет конфет настраивает на ожидание кислого, красный — на сладкое. Мебель синего цвета создает впечатление холодного. Подсознательно возникает ощущение, что на синем стуле сидеть не так «тепло», как на красно-коричневом. В помещении, окрашенном в оранжевый цвет, температура кажется выше, чем в помещении сине-зеленого цвета, хотя в том и другом случае температура фактически одна и та же.
В практике необходимо учитывать психологическую реакцию человека на цвет. Цвет, воспринимаемый человеком, чисто зрительно влияет и на другие его чувства. Так, например, резкие акустические раздражители могут быть приглушены соответствующими цветовыми раздражителями. Резкие, кричащие шумы будут восприниматься более спокойно в помещении, окрашенном в оливково-зеленый, серо-зеленый, болотно-зеленый или темно-коричневый цвета. Глухие громыхающие шумы в помещении могут быть выровнены желтоватой его окраской. На кондитерской фабрике, где атмосфера насыщена запахом сладкого, можно приглушить его окраской всего помещения в «горький» цвет, прежде всего в синий. Само собой разумеется, что в литейном или кузнечном цехах, где рабочий имеет дело с огнем или расплавленным металлом, не рекомендуется красить стены в огненно-красный цвет. По-видимому, здесь рационально использовать противоположные цвету расплавленного металла синие или зеленые тона с тем, чтобы помещение казалось более холодным.
Психологическое воздействие двери. Психологически дверь является важной частью помещения. В зависимости от цвета, в который окрашены двери, они или как бы приглашают войти в помещение или, наоборот, не располагают к этому.
Окраска двери может сливаться со стенами или рельефно выступать из их плоскости. Скрыть двери путем окраски их в тот же цвет, что и стены, можно только тогда, когда этих дверей в помещении так много, что они нарушают впечатление целостности стен и всего помещения.
Цвет дверей должен соответствовать тону стен, потолка и пола. Если, например, потолок красный, стены перламутрово-серые, а пол черный с белыми разводами, то введение нового цвета (предположим, зеленого), приведет к разрыву единого цветового комплекса. В данном примере дверь может быть окрашена в красный цвет или в темно-серый, либо в оба цвета (с обводкой одного цвета). При желтом потолке, зеленых стенах и красно-коричневых полах цвет дверей может получить средний тон между цветом потолка и полов.
Иногда неплохо окрасить двери в цвет потолка, но более темного тона. Дверь, окрашенная в теплые тона, подчеркивает большую замкнутость и ограничение от соседнего помещения, чем дверь, окрашенная в холодные тона.
Цвет поверхности, создающий радость труда. Разные люди, работающие в одинаковых условиях, чувствуют себя в солнечный день радостнее, чем в пасмурный. И несмотря на это, на многих предприятиях потолки необдуманно окрашены в серовато-белый цвет, а стены — в так называемый цвет слоновой кости. Такое помещение выглядит серым. В нем чувствуешь себя как в безутешный туманный день. В производственных помещениях надо применять такие цвета, которые напоминают солнце и лес, например, сочетание желтой охры и светлой зелени, оранжевый и желто-зеленый цвета. Для окраски цеха (прежде всего для его стен), где господствует высокая температура, следует брать более холодные тона. Светлый лимонно-желтый цвет на потолке будет действовать как слабо теплый тон; более теплым будет оранжево-желтый цвет. Оранжевые цвета действуют возбуждающе и всегда приятны. Желтый цвет создает душевный подъем. Красный цвет подчеркивает материальность, вещественность и его хорошо применять для покрытия больших поверхностей. Красный цвет, применяемый без меры, вместо того, чтобы создавать настроение приподнятости, начинает слишком возбуждать и в итоге вызывает отрицательные эмоции.
Проведенные эксперименты показали, что желтый цвет способствует мускульной деятельности, синий — тормозит возбуждение, зеленый цвет успокаивает нервную систему.
В классе школы зеленая передняя стена при желтых боковых стенах создает благоприятные условия для работы, так как глаза не утомляются ярким цветом, и от соответствующей окраски боковых стен ощущается теплота.
В больничной палате также должны господствовать веселые тона. Конечно, их следует подбирать соответственно специфике больницы. Правильный подбор цветов способствует устранению страха, который часто угнетает больного. Цветовые комбинации, приглушающие страх, — это комбинации теплых тонов стен со светло-зеленым или голубым цветом потолка.
Относительно подбора красок для цветового оформления рабочего места желательно помнить следующее. У рабочего вызывает отрицательные эмоции рабочее место, окрашенное в серый мрачный цвет, и наоборот, окрашенное в веселые цвета, повышает его настроение.
Сосредоточенность в работе, помимо всего прочего, достигается также и тем, что ничто не раздражает и не утомляет глаза работающего. Зеленый станок на фоне светло-зеленой или коричневатой стены заставляет напрягать глаза, увеличивает утомляемость, приводит к снижению производительности труда. Возбуждающее влияние определенных цветов или сочетания цветов не может быть основанием для рекомендации этих цветов в целях поднятия производительности труда. За первоначальным возбуждением неизменно последует депрессия, и в конечном итоге результат будет отрицательный.
При оформлении производственных помещений надо исходить из того, что каждый рабочий процесс требует особого подбора цветов в соответствии со спецификой данного труда. Монотонность рабочего процесса в одном цехе и оживленность в другом можно уравновесить соответствующей окраской.
Таким образом, подход к цветовому оформлению танцевального класса, административной комнаты, рабочих кабинетов должен быть совершенно различным.
Как действуют отдельные цвета на человека? Приводим результаты испытаний, которые показывают, какое психологическое значение для человека имеют те или иные цвета, когда они воздействуют на него не через окраску помещений, а непосредственно, будучи нанесены на поверхность. (Необходимо помнить, что приведенные данные — результат лабораторных исследований, полученных при анализе реакции зрителя на отдельно предъявленные цветовые пластинки, а не результат контакта со сложной цветосветовой средой.)

Классификация цветов по их
психологическому воздействию на человека

1. Стимулирующие (теплые) цвета, способствующие возбуждению и действующие как раздражители:
красный — волевой, жизнеутверждающий;
кармин — повелевающий, требующий;
киноварь — подавляющий;
оранжевый — теплый, уютный;
желтый — контактирующий, лучезарный.
2. Дезинтегрирующие (холодные) цвета, приглушающие раздражение:
фиолетовый — углубленный, тяжелый;
синий — подчеркивает дистанцию;
светло-синий — уводит в пространство, направляющий;
сине-зеленый — подчеркивает движение, изменчивость.
3. Пастельные цвета, приглушающие чистые цвета:
розовый — нежный, производящий впечатление некоторой таинственности;
лиловый — замкнутый, изолированный;
пастельно-зеленый — ласковый, мягкий;
серовато-голубой — сдержанный.
4. Статичные цвета, способные уравновесить, успокоить, отвлечь от других возбуждающих цветов:
чисто зеленый — требовательный, освежающий;
оливковый — успокаивающий, смягчающий;
желто-зеленый — обновляющий, раскрепощающий;
пурпурный — изысканный, претенциозный.
5. Цвета глухих тонов, которые не вызывают раздражение (серые); гасят его (белый); помогают сосредоточиться (черный).
К ним относят две группы смешанных цветов.
6. Теплые темные тона (коричневые), стабилизирующие раздражение, действующие вяло, инертно:
охра — смягчает рост раздражения;
коричневый, землистый — стабилизирующий;
темно-коричневый — смягчающий возбудимость.
7. Холодные темные цвета, изолирующие и подавляющие раздражение:
темно-серые, черно-синие, темные — зелено-синие.
Из дальнейшего изложения будет видно, когда именно комната производит впечатление красной, зеленой и т.д. и поэтому может называться «красная комната», «зеленая комната» и т.д.
Надо иметь в виду, что цвета приобретают различный тон в зависимости от того, подходим ли мы к окрашенной поверхности сверху, снизу или со стороны. В случае, когда активен не один, а два цвета, мы можем из суммы этих цветов составить один цвет при условии, что они не дополнительны друг к другу, потому что у дополнительных цветов это соединение бесперспективно. Красный и желтый не дополнительны, следовательно, в их сумме будет проявляться активность, жизненность. Красный и зеленый могут взаимодействовать как означающие активность и пассивность одновременно и потому оба цвета создают впечатление беспокойства, мерцания при условии их одинаковой тональности и если они расположены рядом друг с другом. Рядом стоящие желтый и синий цвета полярно противоположны; один цвет лучезарен, другой «уводит» вглубь и как бы уходит за ним, что и создает впечатление подвижности.
Полярные цветовые пары при первом рассмотрении обнаруживают следующие признаки.
Желтый — ультрамариново-синий: сильная напряженность, благодаря которой создается эффект движения. Воздействие активное, но требующее выравнивания, уравновешивания.
Оранжевый — синий (зелено-синий): ритмическая полярность между излучением и глубокой замкнутостью в себе, отчего создается сильное впечатление.
Красный — зеленый (сине-зеленый): сильный контраст между энергией и спокойствием, отсюда впечатление жизнеутверждения; импульсивности.
Пурпурный — цвет зеленых листьев: повышает ощущение жизнеутверждения.
Фиолетовый — лимонно-желтый: создает впечатление тяжести и легкости.
Неполярные цветовые пары. Для неполярных цветовых пар наиболее характерны следующие признаки:
а) группа 1.
Желтый — красный: насыщенная лучезарность, радостная теплота;
золотой — красный: пышность, роскошь, теплота;
оранжевый — красный; резко кричащий;
б) группы 1 и 4.
Желтый — пурпурный: некоторый диссонанс, неблагозвучность, подвижность;
золотой — пурпурный: мощь, достоинство, праздничность;
красный — пурпурный: диссонанс, праздничность;
желтый — цвет зеленого липового листа: веселье, радость;
желтый — оливковый: некоторый диссонанс (успокаивающая подвижность);
желто-оранжевый — цвет зеленого липового листа: умеренное возбуждение (обволакивающая теплота);
оранжево-красный — зеленый: импульсивность;
в) группы 1 и 2.
Оранжевый — фиолетовый: опьянение, оглушение;
красный — синий: динамика отталкивания, волнение;
красный — ультрамариновый: резкая сила;
оранжевый — ультрамариновый: претенциозность, резкость;
г) группы 1–4.
Синий — розовый: робость, застенчивость, разобщенность;
пастельно-зеленый — красный: неуверенность, мерцание;
пастельно-зеленый — синий: односторонность, пассивность, неясность;
пастельно-зеленый — розовый: слабость, нежность, радушие;
пастельно-зеленый — лиловый: диссонанс, сумерки;
желто-зеленый — красновато-серый: легкий диссонанс, связанность;
д) сопоставление с цветами группы 6.
Бежевый — красный: легкий диссонанс (внутренняя раздвоенность);
бежевый — цвет зеленого липового листа: ассоциации с природой, успокаивающая теплота;
коричневый — зеленый (оливковый): заземленность:
коричневый — ультрамариновый: укрепление, разрешение;
темно-коричневый — синий: бескомпромиссность;
темно-коричневый — охра: оцепенение, жесткость, заземленность;
е) сопоставление с цветами группы 5.
Зеленый — серый: родственность, пассивность;
синий — серый: нейтральность, холодность;
красный — черный: подавление жизненности, опасность;
оранжевый — черный: насилие;
желтый — черный: разрыв, подавление лучезарности, фиксация внимания;
синий — черный: подчеркивание удаленности синего, ночь;
желтый — белый: прояснение, просветление;
красный — белый: ослабление яркости красного;
синий — белый: чистота, холодность;
зеленый — белый: усиление зеленого цвета, чистота, ясность;
розовый — белый: слабость, бледность.

Чарльз Лидбитер

Астральный план

Черный представляет собой злобу, ненависть, мстительность и т.п. чувства. Светло-серый — эгоизм и центрирование на себе. Темно-серый — страх и ужас. Грязно-серый — меланхолия и подавленность. Грязно-зеленый — ревность. Если же к последней примешивается сильный гнев — на зеленом фоне появляются красные вспышки. Черно-зеленый — низкий обман. Ярко-зеленый — терпимость к мнениям и верованиям других, умение легко приспосабливаться к изменяющимся условиям, такт, вежливость, житейская мудрость.
Красный оттенка пламени, смешанного с дымом, — чувственность и животные страсти. Молниеподобные красные вспышки — гнев. Гнев в случае ненависти и злобы — красные вспышки на черном фоне, на фоне ревности — на зеленом поле. Гнев из-за негодования или при защите предполагаемого права — красные вспышки без цветного фона.
Малиновый — любовь, причем оттенки цвета меняются соответственно свойствам страсти. Грубая чувственная любовь — темный, грязновато-багровый цвет; соединенная же с высшими чувствами любовь — светлые, привлекательные оттенки. Возвышенное чувство — ярко-розовый цвет.
Красновато-коричневый — скупость и жадность.
Оранжевый выражает силу интеллекта. Если интеллект довольствуется достижениями личного характера, явлениями низшего порядка, то появляется темно-желтый цвет, если интеллект нравственно-возвышен, желтый цвет ярче и светлее, а великолепный золотистый — высокие умственные достижения, широкие блестящие способности.
Темно-синий — религиозные мысли и эмоции. Но цвет этот меняется в яркости соответственно степени альтруизма. Оттенки и степени яркости — от индиго до ярко-лилового цвета, выражающего самые высокие религиозные переживания.
Голубой, особенно яркого и светлого оттенка — духовность. Некоторые из высших степеней духовности, свойственной людям, выражаются голубым цветом с рассыпанными на нем светящимися блестящими точками, искрящимися и сверкающими подобно звездам в ясную зимнюю ночь.
Все эти цвета образуют бесконечные комбинации и соединения и проявляются в самых различных степенях яркости и силы, причем для продвинутого оккультиста каждый цвет имеет свое значение.

Эдгар Кейс

Ауры

С тех пор, как я себя помню, я видел цветной цвет, исходящий из людей. Я не помню такого времени, когда бы мой глаз не замечал легкого голубого, зеленого или красного сияния, поднимающегося от их голов и плеч. Прошло очень много времени, прежде чем я понял, что другие люди не видят этих цветов, прошло очень много времени, прежде чем я услышал слово аура и научился прилагать его к этому явлению, которое было для меня таким повседневным.
Все люди прочно у меня ассоциируются с аурами, я вижу, как с течением времени растет дружелюбие и преданность, так как все: болезнь, преданность, любовь, свершения — все отражается в ауре, и аура для меня показатель души. Она показывает, в какую сторону дует ветер судьбы.
Многие люди способны видеть ауры. Многие испытали то же, что и я, долгие годы не зная, насколько необычна такая способность. Одна женщина, мой друг и член этой ассоциации, рассказывала мне следующее: «Все свое детство я видела цвета в связи с людьми, но не понимала, что это необычно. Однажды внешность нашей соседки показалась мне какой-то странной, хотя я не сразу сообразила, в чем дело. Когда я вернулась домой, я вдруг поняла, что не увидела вокруг нее никаких цветов. (Через несколько дней эта женщина умерла). Так я впервые столкнулась с тем, что теперь я считаю естественным актом природы».
Аура, несомненно, отражает вибрации души. Если человеку суждено умереть, то душа начинает отходить и аура, соответственно, угасает под конец, когда связь только чуть держится, разрыв происходит легко. Я слышал, что когда люди умирают внезапно от несчастного случая, переход очень тяжел, так как он не был подготовлен.
Аура человека говорит о нем многое, и когда я понял, что лишь немногие видят ее и что это очень важно в духовном смысле, я начал изучать цвета ауры с тем, чтобы научиться понимать их значение. С годами я выработал систему, которую время от времени проверяю с теми, кто тоже видит ауры. Любопытно отметить, что почти все наши наблюдения совпадали. Разногласия возникали только в отношении цветов, содержащихся в наших собственных аурах. Это интересно в том, что показывает, насколько всеобщи законы природы. Известно, что противоположности притягиваются, а подобные отталкиваются. Так вот, моя аура содержит в себе много голубого, и моя интерпретация этого цвета отличается от мнения человека, чья аура не содержит голубого и который может рассуждать более объективно. В ауре моей знакомой женщины много зеленого цвета, и ей обычно не нравится зеленый цвет в аурах других, она относится к нему неодобрительно, тогда как этот цвет — цвет целительства и является хорошим признаком.
Иногда в книгах, посвященных оккультным наукам, мне попадались описания цветов и, как правило, они совпадали с теми выводами, к которым я пришел из своих наблюдений. Однако толкование каждой конкретной ауры — это такое искусство, которое приобретается за долгие годы непрерывных наблюдений и бесконечных проб и ошибок. Описание цветов, их соотношение, превалирование одного над другим — все это необходимо учесть, прежде чем выносить суждение. Обычно я лучше «толкую» людей знакомых, чем незнакомых, хотя некоторые общие характеристики незнакомых людей бросаются в глаза сразу. Но в важных случаях я предпочитаю знать человека. Тут я могу сказать ему, когда я вижу мерцающие огоньки успеха и достижений и предупредить, если ему угрожает уныние или болезнь. Конечно, я не делаю это за деньги, я бы никогда такого не сделал. Я уверен, что обладаю способностью, которой когда-нибудь будут обладать все люди, и мне хочется сделать все от меня зависящее, чтобы люди пришли к этой мысли, чтобы они всегда помнили об аурах и хотели бы их увидеть.
Мне рассказывали, что при соответствующем оборудовании человек может увидеть ауру. Для этого есть специальные приборы, и однажды я встретил профессора, который утверждал, что в своей лаборатории он не только видит ауры, но и измерял их*. (*Эдгар Кейс умер в 1945 году. — прим. перев.)
В своей замечательной книге «Боль, секс и время» Дюральд Хорд говорил о различных признаках эволюции сознания. Он указывает, что наша способность видеть цвета прогрессирует. Легче всего увидеть, как вы знаете, красный цвет. Свет в этом конце спектра имеет большую длину волны. С другой стороны, там, где синий переходит в фиолетовый и лиловый, волны коротки. Хорд утверждает, что наша способность видеть цвет приобретена недавно. Население, проживающее на берегах голубого Нила, называет эту реку по-другому. Если перевести их название, оно будет означать «коричневый». Гомер повсюду, и в «Илиаде», и в «Одиссее» описывает цвет Средиземного моря «темным как вино». Гомер, по словам Хорда, несомненно уловил «легкий блик красного в лиловом тоне Средиземного моря», но не увидел господствующего фиолетового цвета. Более того, Аристотель утверждал, что в радуге всего только три цвета: красный, желтый и зеленый. Мы знаем, что перспектива появилась в изобразительном искусстве недавно, и некоторые примитивные народы еще не способны ее видеть. Исследователь на отдаленных островах Тихого океана обнаружил, что туземцы, смотревшие кино, не увидели ничего, кроме плоской поверхности, их глаза не могут придать трехмерность изображению.
Таким образом, похоже, что возможности нашего зрения увеличиваются. Многие замечали, что у цивилизованных наций большинство населения ходит в очках. Считается, что это плохо. Не может ли это быть результатом наших усилий (постоянных) увидеть больше и перейти на следующую ступень эволюции? Я думаю, дело обстоит именно так и когда-нибудь это будет признано. Японцы, например, еще недавно находились на уровне средневековья и в своем стремлении увидеть все, что мы уже воспринимаем, они так напрягали зрение, что теперь почти каждый носит очки.
Что значит перейти на следующую степень эволюции?
Это означает возможность видеть ауры. А что это даст? Вместо ответа я собираюсь рассказать два эпизода из жизни моего друга, который видит ауры. Этот друг — женщина — рассказала мне следующее: «Если кто-либо, будь то совершенно незнакомый человек или близкий друг, или член семьи, собирается сказать мне неправду или всего лишь избежать прямого ответа на мой вопрос, я сразу же вижу, как прямо над его головой вспыхивает горизонтальная полоса лимонно-зеленого цвета. Я называю это «зеленым газовым светом» и он безотказно служил мне признаком уклончивости или лжи. Я много лет была учительницей и учащиеся всегда удивлялись моей способности поймать их на малейшем отклонении от истины».
Только представьте, что это значит: любой увидит, если вы собираетесь сказать ложь, даже самую невинную. Нам всегда придется быть искренними, так как обман будет просто невозможен! А теперь я приведу еще один рассказ:
«Однажды в большом городе я пришла в универмаг. Я была на шестом этаже и вызвала лифт. Пока я дожидалась, я обратила внимание на яркие свитера и подумала, что неплохо было бы их посмотреть. Но лифт был уже вызван, и, когда двери открылись, я шагнула вперед, чтобы войти. Лифт был почти полон, и вдруг меня что-то оттолкнуло. Ярко освещенная кабина показалась мне темной. Что-то было не так. Еще не осознавая, что я делаю, я сказала лифтеру: «Поезжайте», и шагнула назад. Я отправилась смотреть свитера и только тогда поняла, что меня так неприятно поразило: люди в лифте не имели ауры.
Пока я рассматривала свитера, привлекавшие меня яркими цветными тонами — цветом силы и энергии, трос лифта оборвался, кабина упала на дно и все пассажиры были убиты».
Теперь вам ясно, какую роль будет играть способность видеть ауры, когда она станет всеобщим достоянием? Опасность катастрофы, несчастные случаи, смерть не смогут подкрасться неожиданно. Вы увидите их загодя как провидцы в прошлом, вы будете заранее знать и правильно встречать свою смерть, понимая ее истинное значение.
Трудно представить себе такой мир, где каждый видит окружающих, недостатки и добродетели, слабые и сильные стороны, болезни, приближающиеся несчастья или успех. Мы поймем, что и другие видят нас, совершенно изменим свою сущность, так как много ли останется у нас пороков, если все они будут известны каждому.
И еще одно отступление о наших будущих возможностях, прежде чем мы вернемся к более прозаическому настоящему. Другой мой знакомый, видевший ауры, рассказывал следующее:
«Когда я разговариваю с человеком и он высказывает мнение, сложившееся в одной из его прежних жизней, я вижу в его ауре фигуру, которая является отражением того, кем он был в этот период — вижу, скажем, фигуру грека или египтянина, словом, любого, кем бы он ни был. Как только разговор переходит на другую тему и точка зрения, сложившаяся в этом воплощении, уже не требуется, фигура исчезает. Затем он говорит что-нибудь еще. Например, он утверждает: «Мне всегда нравилась Италия и я хотел бы поехать туда», — и в то время, пока он говорит, я вижу фигуру человека времен Возрождения или древнего римлянина. В течение одной такой беседы я могу увидеть шесть-восемь фигур». Что это, по «Книге Воплощений», только без разъяснений и указаний? Это звучит настолько странно, что я относился к услышанному весьма скептически, пока однажды вечером в сумерках, сидя на крыльце своего друга, сам не увидел нечто подобное. Мой друг горячо разъяснял группе людей что-то по английской истории. В его ауре я увидел фигуру молодого монаха и вспомнил, что в числе «истолкованных» воплощений моего друга имелся английский монах.
«Что проку в аурах людей (большинства), если он все равно их не видят?» — спросите вы. Мне кажется, большинство людей видят их, но не осознают этого. Мне кажется, всегда можно приблизительно определить ауру человека, если заметить, какие цвета он обычно предпочитает в одежде и интерьере. Сколько раз вы говорили о какой-нибудь женщине: «Зачем она носит этот цвет? Он совершенно ей не идет!» Сколько раз вы говорили: «Как чудесно она выглядит в этом платье. Это как раз ее цвет, она просто создана для него». И в том, и другом случаях мы говорили об аурах. У первой женщины цвет дисгармонировал с ее аурой. У второй хорошо сочетался с ее аурой. Все вы знаете, какие цвета идут вашему другу, делают его интереснее. Все это цвета, которые имеют одинаковую длину волны с его аурой и, таким образом, делают ее интенсивнее и ярче. Если наблюдать подольше, вы даже заметите перемены в своем друге, так как они будут отражаться в цвете предпочитаемой им одежды.
Разрешите привести пример того, как изменялось состояние здоровья человека, который с детства предпочитал синее — я часто видел его в синих костюмах, синих рубашках с синим галстуком и даже в синих носках. Однажды он пошел в магазин купить галстук. Он сам удивился, обнаружив, что отобрал несколько галстуков темно-бордового цвета. Он еще больше удивился, когда со временем стал предпочитать рубашки с красными полосками, а галстуки и носовые платки — различных оттенков алого. Так продолжалось несколько лет, в течение которых он становился все более и более нервным и подавленным. Он слишком много работал и, в конце концов, у него началось нервное расстройство. Все это время количество красного цвета возрастало в его ауре. Теперь уже серый цвет — цвет болезни — стал проникать в красный, но когда он выздоровел, серый цвет исчез, а затем синий стал «одолевать» красный. Наконец, красный был побежден, и человек совсем пришел в себя. Никогда больше он не носил ни красного, ни алого, ни бордового.
В другом случае, женщина, одевающаяся в зеленое или желтое, решила купить платье в магазине, которым она пользовалась многие годы. Хозяйка вынесла ей несколько платьев, но казалась озадаченной, помогая примерять их. «Я не знаю, в чем дело,», — сказала хозяйка, — «но требуется что-то красное или розовое. Никогда бы не подумала, что вы можете носить такие цвета, но они как-то просто напрашиваются сейчас.» В конце концов, женщина купила платье с красными полосами. Через месяц ее положили в больницу с нервным заболеванием. Она выздоровела и продолжала пользоваться этим магазином, но хозяйка никогда больше не предлагала ей ни красного, ни розового цветов.

Красный

Красный является первым основным цветом и в древности символизировал тело, землю, ад, так как и то, и другое, и третье осмыслилось одинаково в древних мистических религиях. Земля считалась иррациональным миром, в который душа спускалась с небес. Тело представляло собой земную форму, в которой томилась душа. Небеса были голубыми и Дух также был голубым. Разум ассоциировался с желтым цветом. Любопытно отметить, что в некоторых метафизических системах настоящим цветом солнца считается голубой, так как если бы мы могли выйти за пределы земли, мы бы увидели, как солнце сияет голубым цветом — мягким, мощным, спиритуальным. Считается, что мы видим солнце желтым из-за преломления его лучей в атмосфере.
Так как самым мощным духовным оружием человека является его интеллект, то вполне естественно, что ум стал ассоциироваться с цветом солнца, каким мы его видим на земле.
Красный цвет означает силу, бодрость, энергию. Однако интерпретация, как и в остальных случаях, зависит от оттенка и соотношения с другими цветами.
Темно-красный означает вспыльчивость и является признаком неуравновешенной нервной системы. Человек, в ауре которого имеется темно-красный цвет, может внешне казаться крепким, но какой-то недуг у него есть, и это сказывается на его нервной системе. Такие люди любят доминировать над другими и действовать решительно.
Ярко-алый означает излишнюю долю эгоизма.
Розовый или коралловый означает цвет незрелости. Он обычно присутствует у молодых людей, а если видим в ауре взрослого человека, то означает затянувшийся инфантилизм и ребяческую сосредоточенность на собственной особе.
Наличие красного цвета всегда связано с тенденцией к нервным расстройствам, и такие люди должны приложить усилия, чтобы стать спокойными и разобраться в себе.
Красный цвет — это цвет Марса и соответствует ноте «До», первой ноте музыкальной гаммы. В раннем христианстве им обозначали страдания и смерть Христа, это был цвет войны, раздора, жертвы.

Оранжевый

Оранжевый цвет — это цвет солнца, жизненной силы. Это вообще хороший цвет, указывающий на вдумчивое, внимательное отношение к другим. Опять-таки нужно думать об оттенках.
Золотисто-оранжевый говорит о жизнеспособности и самообладании, в то время как коричневый оттенок свидетельствует об отсутствии честолюбия и беззаботности. Возможно, такой человек чем-то подавлен, но чаще всего это признак лени. Люди, имеющие в ауре оранжевый цвет, склонны к расстройству печени.
В раннем христианстве оранжевый означал славу, добродетель и плоды земли, и это все, естественно, связывается с Солнцем. В музыкальной гамме оранжевый соответствует ноте «Ре».

Желтый

Желтый — второй основной цвет. Когда он имеет золотистый оттенок, он означает крепкое здоровье и благополучие. Такие люди способны позаботиться о себе, редко волнуются и легко учатся.
Они обладают живым умом, радостны, дружелюбны, готовы оказать помощь. Если желтый цвет имеет красноватый оттенок — они застенчивы. Если они рыжеголовы, то, скорее всего, имеют комплекс неполноценности. Такие люди зачастую нерешительны и слабовольны, склонны идти на поводу у других.
В музыкальной гамме желтый соответствует ноте «Ми». Желтый — цвет планеты Меркурий.

Синий

Синий был всегда цветом духовности, символом созерцания, молитвы небес. Небо синее потому, что молекулы воздуха рассеивают лучи солнца. Таково научное объяснение, но как я уже говорил, настоящим цветом Солнца считают синий, и это также цвет Юпитера, который управляет возвышенными мыслями и духовными устремлениями. Хороши все оттенки синего, но чем насыщеннее, тем лучше. Бледно-голубой означает небольшую степень качества при стремлении к совершенствованию. Человек не очень одарен, но он старается. У него будет часто болеть голова и сердце, но он будет продолжать идти в нужном направлении.
Светло-синий (аквамарин) принадлежит человеку более устремленному и более совершенному, чем человек с бледно-голубым тоном, хотя по степени одаренности они могут и не отличаться.
Темно-синий говорит о том, что человек нашел свое призвание и отдался ему. Такие люди весьма необычны, с частыми перепадами настроения. На них возложена миссия и они неуклонно выполняют ее. По большей части — это духовно устремленные люди, посвятившие себя бескорыстному служению в науке, искусстве или общественной деятельности. Я видел много сестер милосердия с темно-синей аурой, а также много писателей и певцов.
Синий соответствует музыкальной ноте «Соль», и в раннем христианстве этот цвет обозначал высшие достижения духа.

Лиловый (индиго) и фиолетовый

Лиловый и фиолетовый обозначают всевозможные искания и свойственны людям, которые ищут свое призвание или веру. Как только эти люди найдут дело жизни в утверждениях и убеждениях, эти цвета переходят снова в синий цвет. Видимо, стоит человеку устремиться в правильном направлении, и синий становится естественной эманацией души. Пурпурный оттенок бывает у людей властных, так как имеется некоторая инфильтрация розового. Люди, имеющие лиловый, фиолетовый и пурпурный цвета в ауре, подвержены заболеваниям сердца и желудка.
Нота «Ля» и планета Венера соответствуют лиловому цвету (индиго). Нота «Си» и Луна — фиолетовому. У первых христиан лиловый и фиолетовый означали унижение и скорбь.
Белый — самый совершенный цвет, и к нему мы все стремимся. Если бы наши души были абсолютно гармоничны, то все цветные волны слились и у нас была бы чисто белая аура. У Христа была такая аура, и ее можно видеть на многих изображениях, в особенности посвященных воскресению. Вы помните, что он сказал у своей гробницы: «Не прикасайтесь ко мне, ибо я заново воспрял». Мне кажется, что это было просто предупреждением, так как эманации, исходившие из него, были в это время такими мощными, что каждый, прикоснувшийся к нему, был бы убит, как если бы он дотронулся до электрического провода.
Цвет — это свет, а свет — это проявление созидания. Без света не было бы жизни, бытия как такового. Свет, фактически, главный признак творения. Мы окружены цветами, которые мы не можем видеть, точно так же, как есть звуки, которые мы не слышим, или мысли, которые не улавливаем. Наш мир восприятий очень ограничен. За красным, с одной стороны, и лиловым, с другой, имеется неведомое количество цветов, и некоторые из них так ярки и поразительны, что мы, несомненно, ослепли бы, если бы вдруг увидели их.
Но в самом факте существования цветов, которых мы не видим, звуков, которых мы не слышим, мыслей, которых мы не улавливаем, содержится возможность эволюции и залог вечности.
Мы живем в узком, ограниченном мире, но за его пределами нашим душам открываются сияющие дали. И если мы приложим усилия, чтобы расширить наше понимание и сознание, то эти границы начнут отступать уже сейчас, и мы увидим и поймем намного больше.
За пятьсот лет до рождения Христа, Пифагор, первый философ, использовал цвет в лечебных целях. Сейчас медицина лишь только подступает к изучению целебного воздействия цвета. Если цвета — это вибрации спиритуальных сил, то они должны помочь нам в лечении самых скрытых и сложных заболеваний. Так же как и музыка — сходная спиритуальная сила — они должны стать основой терапии будущего.
Я не думаю, что цветотерапия найдет широкое практическое применение до тех пор, пока мы не признаем существования аур и научимся «читать» их с целью выявления дисгармоний, мешающих человеку.
Конечно, мы не сможем превратить все ауры в чисто белые, но мы научимся улавливать признаки физических, ментальных или нервных нарушений и соответственно воздействовать на них.
Аура — это следствие, а не причина. Каждый атом, каждая молекула, соединение атомов и молекул, будь они простыми или сложными, большими или маленькими, говорят о себе, о своем устройстве и развитии теми вибрациями, которые они создают. Цвет является результатом восприятий таких вибраций человеческим глазом.
Когда душа индивидуальности проходит через свои существования, она меняется и трансформируется по мере использования или злоупотребления теми возможностями, которые ей предоставляются. Таким образом, в любое время и в любом мире душа выдает своими вибрациями, в каком она находится состоянии. И если другое сознание может уловить и понять эти вибрации, оно будет знать все о своем товарище, о всех его страданиях и свершениях.
Итак, когда я вижу ауру, я вижу человека таким, каков он есть, хотя и без некоторых частностей. Я уверен, что и частности отражены в ауре, просто они ускользают от моего восприятия и понимания. Пользуясь большим опытом, я могу о многом судить по интенсивности цветов, их распределению и положению.
Аура исходит из всего человеческого тела, но обычно, всего плотней и более заметна вокруг плеч и головы, возможно потому, что в этой части тела расположено много центров, связанных с железами и нервами. Густой оттенок, обычно, означает большую целеустремленность, силу воли, одухотворенность. Основной цвет изменяется только по мере развития или угасания сознания, но светлые оттенки и пастельные тона сливаются и чередуются быстрее в зависимости от изменения настроения. Разум — созидатель духа. Это основной фактор, влияющий на ауру, но пища, окружение и другие условия также оказывают воздействие. Иногда изменения происходят благодаря потусторонним силам. Однажды я встретил человека, в ауре которого я увидел столб света, падающий на его левое плечо. В нем было немного белого, значительное количество зеленого и красного, причем в красный был примешан синий. Я счел это признаком того, что человек получает информацию свыше, которую он использует в творческих целях. Я подумал, не писатель ли он, так как по моему мнению, именно такая аура соответствует подобному труду. Я спросил у него, и он рассказал, что раньше действительно был писателем, но сейчас занимается другим — чтением лекций и преподаванием, то есть опять-таки несет знания другим.
Форма ауры также очень важна. У детей, например, можно определить — нужно ли в воспитании полагаться, в основном, на личный пример, или можно ограничиться указаниями и наставлениями.
Если ребенок рассудителен и поддается словесному убеждению, его аура похожа на вращающийся венок. Если необходим пример, то аура имеет более определенные очертания, с острыми концами, и ее тона разнообразнее. Если ребенок склонен никого не признавать, его аура похожа на вращающуюся цепь, расположенную ниже, чем венок над головой, и спускающуюся по плечам.
Если в зеленой ауре целителей цвет еще и колеблется по мере того, как поднимается вверх, это самый лучший признак.
Несколько раз я встречал людей, в ауре которых то тут, то там вспыхивают как бы маленькие искрочки света. Каждый раз они оказывались руководителями целой группы людей: директора или ответственные работники.
Позвольте привести несколько примеров «чтения» аур. Конечно, они очень неполны, это всего лишь заметки, сделанные однажды в конце нашего ежегодного съезда, когда я сидел с некоторыми членами Ассоциации, посещающими наши собрания. Так как я знал их всех, я дал лишь самые общие указания относительно состояния их аур.
Женщина средних лет: ваша аура менялась за последние три дня больше, чем когда-либо. В ваших мыслях и представлениях вы то поднимались вверх, то падали вниз. Иногда ваша аура была очень хорошей, а иногда — плохой. Я видел вокруг вас много унылых тусклых цветов, вас явно что-то мучает, и это носит психический, а не физический характер.
Молодой женщине, секретарше: в последнее время вокруг вас было много красного, это значит, вам хотелось вести себя вызывающе. Я часто замечал лучи, идущие от ваших пальцев, в то время как вокруг лица не было ауры. Возможно, так происходит потому, что по роду своей работы вы думаете пальцами. В последние несколько дней я видел у вас много пурпурного. Это значит, что к вашему вызову примешивается духовное. Стремление к лучшему и надежда повлияли на ваши страхи и сомнения. Вы уверены в себе, но временами побаиваетесь, что не добьетесь успеха.
В вас также много кораллового и розового, что означает активность, но иногда вы привносите туда больше зеленого, чем белого, что означает, что вы хотите помогать другим вопреки их желанию. Такая помощь — не в Духе Господа.
Молодой женщине, учительнице: в вашей ауре очень много свинцово-серого и не только из-за вашего физического состояния, но и потому, что вы сомневаетесь в ваших собственных убеждениях. Вас пугает то, чему вы посвятили себя всю. Видны также поднимающиеся пятна белого, которые происходят от лучшей части вашего сознания, от ваших духовных настроений и желаний. Расширяйте их. У вас так много лилового, означающего духовные искания. Имеется зеленый, часто окаймленный красным, потому что вам часто хочется быть на месте кого-то другого, и чтобы тот был на вашем месте и знал, каково вам приходится.
Женщине средних лет, работающей в сфере социального обслуживания: в вашей ауре все больше и больше начинают преобладать синие, золотые и белые тона, причем белый особенно выделяется. Я надеюсь, он не достигнет сияния нимба, так как тогда я испугался бы, что вы нас покидаете. Белое с золотым в вашей ауре показывает, что вы умеете помочь человеку помогать самому себе. Вы обладаете способностью увеличивать достоинства человека и уменьшать его недостатки.
Молодой женщине, клерку: ваша аура красива, но вы часто сильно пугаетесь. Временами вы легко раздражаетесь. Имеется много синего — это хорошо. Вам следует носить синее, как можно чаще. Вам, возможно, не нравится такой цвет, но он поможет вам мыслить правильно. Вы будете чаще напевать за своей работой, если будете ходить в синем. Если вы не хотите носить его снаружи, носите внутри. Есть такие минералы, которые на вас хорошо действуют, в особенности зеленые камни — не потому, что они целебны для вас, а потому, что они будут придавать вам способность оказывать благодетельное влияние на других, вы очень влияете на других тем, что говорите и делаете, гораздо больше того, чем сами подозреваете, однако имеется и много кораллового цвета, означающего, что вы боитесь выбранного вами и несчастны в своем окружении.
Молодой женщине, больничной сестре: в вашей ауре много зеленого цвета, но вы часто стираете его голубым или прочерчиваете его красным. Я бы не хотел оказаться поблизости от вас, когда вы так «чиркаете». И большинство тех, кто вас знает, думает то же самое, потому что эти полосы означают бурное проявление характера. Вы весьма способны, в особенности в смысле оказания целебного и благотворного воздействия на других. В силу этого, преобладающий цвет вашей ауры — зеленый, но вы часто портите ее, когда желаете непременно настоять на своем.
Молодой женщине, студентке: ваша аура меняется, есть много лилового цвета, что означает поиск. Цвет не распределен равномерно, а выглядит, скорее, как клочья вокруг вашей головы. Мне кажется, что это говорит о том, что скоро в ваших взаимоотношениях с определенными группами людей произойдут изменения.
Я привел примеры, чтобы показать, как сливаются цвета, образующие ауру, и как они время от времени меняются. Я не рассчитываю, что многие из вас сразу увидят ауры вокруг людей, но я уверен, что многие просто не подозревают, что ее можно видеть.
Вы можете стать чувствительными к цвету и научиться читать ауры людей по их одежде и тому, что их окружает — по их жилищу, служебной обстановке, даже по цвету автомобиля, собаки и тем растениям, которые они отобрали для своего сада.
Это превратится в удивительную игру — замечать, как жизнелюбивый и энергичный человек обязательно отметит чем-либо красным свой костюм, комнату или сад, а человек спокойный, надежный, уверенный в себе и высокодуховный — никогда не появится без темно-синего, порою кажется, что синее возникает просто от одного его присутствия.
Замечать, как яркие, солнечные люди, которые любят играть и петь и никогда не бывают усталыми или подавленными, как они будут носить золотисто-желтое и будут освещать все вокруг этим цветом.
Цвета отражают душу, тело, ум и настроение, но помните, что они же означают и наше несовершенство, нашу незавершенность. Если бы мы были тем, кем должны быть, от нас исходило бы чисто белое сияние.
Стремитесь к этому, и если вы увидите его у кого-нибудь, следуйте за ним, как если бы это была звезда. Так оно и есть.
Но поскольку нам суждено довольствоваться малым, мы можем обретать умиротворение у синего, силу — у красного и быть счастливыми в радостном сиянии золотисто-желтого.

Магическая символика цветов

Основных цветов шесть:
Белый — материнский цвет.
Отцовские цвета: красный, зеленый, желтый, голубой.
Черный — бесовский цвет.
Сочетание белого (материнского) цвета с отцовскими дает сыновние цвета, и у каждого цвета получается 64 оттенка.
1. Белый цвет в официальной символике означает чистоту веры, честность взаимоотношений, бескорыстие. В бытовой символике — чистоту и доброту души, чистосердечность и благородство, красоту и милосердие, заботливость и безграничное счастье.
2. Красный цвет в официальной символике — цвет крови, власти, красоты, богатства, величия и победы. В бытовой символике означает радость, веселье, символ огня, мужество, величие победы, честность, любовь.
3. Голубой цвет в официальной символике — вечная память, доброта. В бытовой символике — цвет вечного, верность, постоянство и спокойствие.
4. Зеленый цвет в официальной символике — долголетие и здоровье. В бытовой — процветание и благополучие, долголетие и вечная молодость.
5. Желтый цвет в официальной символике — власть, сила и могущество знатного рода. В бытовой символике — сокровища, богатство, добыча, гордость, власть, бессмертие и любовь, выдерживающая все испытания.
6. Черныйзло, мрак, коварство, несчастье, нечисть — всегда!
вверх