Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Часть вторая

Семь уровней бытия и символизм числа

Согласно великим религиям последних пяти тысячелетий, и большинству метафизических систем, обращавшихся к вопросу происхождения вселенной (или, в объемлющем смысле, — о происхождении всего существующего) — всё имеет начало в единстве. Религиозное сознание обычно персонифицирует понятие единства как Бога. Метафизики говорят о «Едином». Шанкарачарья, основатель индийской метафизической системы Адвайта (т. е. не-дуальный), говорит об «Одном без второго». Великая (и на самом деле непостижимая) проблема метафизики и религиозной космогонии состоит в том, чтобы объяснить или интерпретировать переход от единства к дуальности, и от дуальности к квазибесконечной множественности существ, действующих во вселенной. Религии говорят о желании Бога творить, об изначальном Эросе, который подвигает Единого продуцировать из своего единства, — возможно, наподобие зеркального изображения — второй образ. Индийские метафизики интерпретируют такой процесс дублирования, отражения, как создание великой иллюзии, не исчерпываемой Майи — как основы для всего существующего. Гармонический ряд основных тонов и обертонов предоставляет возможность прикоснуться к законам очень важного, но доступного для опыта, осознания отношения между чистым единством (Один) и двойственностью (второй), исследуя уникальный и до конца непостижимый мистический характер октавы в музыке.
Замечателен тот факт, что два звука, разделённые октавой, имеют одинаковое имя, несмотря на то, что частота одного вдвое больше другого. Для нашего уха они имеют одинаковую природу. Они являются одинаковыми нотами, несмотря на очевидность того, что они не являются одинаковыми звуками. Вопрос: обусловлено ли культурой наше ощущение двух звуков октавного интервала как одной ноты, или же это ощущение их тождественности врождённое — т. е. укоренённое в интуитивном понимании природы метафизически-духовного процесса, который есть не что иное, как основной процесс космического существования и первичная манифестация того, что мы называем жизнью?
Несмотря на то, что гармонический ряд это арифметическая последовательность, архетипом всех подобных последовательностей является ряд целых чисел, создаваемый бесконечным прибавлением к себе числа один. Слово прибавление, в данном случае, может вводить в заблуждение. Философски, эта последовательность относится к самовоспроизведению, самоумножению, или самоотражению, Единого. Все числа рождаются из единицы. Процесс рождения начинается с особого акта самодубликации. Дуальность возникает из единства: Один производит Другого, который тождествен ему самому — зеркальный образ (как он есть); и всё же, Он остаётся самим собой уже в новой роли. Этот процесс дублирования может повторяться; его повторение производит геометрическую последовательность: два, повторяясь, производит четыре, удваиваясь, даёт восемь; восемь повторяется в шестнадцати и т. д.
Эта последовательность может рассматриваться как повторяющийся процесс отражения, дающий череду зеркальных образов. При этом акустически — последовательность производит октавные звуки. Они не просто отражают друг друга, поскольку каждый является источником последовательности обертонов: каждая новая октава гармонического ряда содержит обертонов больше, чем предыдущая. Каждая новая октава символизирует уровень бытия — ещё один шаг отдаления от изначального единства: акустически — от основного тона, философски — от Единого.
Некоторые из индийских религий говорят о Едином, как о Шиве, а о «втором», как о шакти Шивы — его силе, персонифицированной в женском двойнике — Шакти, возлюбленной. Из тантрической космогонии: однажды Шива создал Шакти и, заключив с ней союз, отстранился (как таковой), оставаясь только мистической силой вне космической манифестации всего того, чему Шакти дала рождение. Мать, произведшая на свет ребёнка, становится управляющим процесса порождений и его результатов. Она управляет миром конкретных и многочисленных сущностей — всеми последующими поколениями, каждое из которых появляется, как отражение первичной матери. Любая из матерей (как и каждый из последующих октавных звуков числа два) так же управляет и руководит своим собственным потомством и своим собственным уровнем бытия.
Исходный процесс удвоения Одного в двоих имеет своим источником высвобождение силы Единого. Это то, что религии интерпретируют как «желание» Бога творить, саморазвёртываться или как экстериоризацию огромных потенциальных возможностей его вечного бытия: Единого, возжелавшего стать многим. Выражаясь безлично, это желание манифестируется движением, наблюдаемым по всей вселенной. Движение присутствует везде. Материя это невероятно стремительное движение субатомных частиц, которые сами по себе являются не чем иным, как крохотными движущимися вихрями. Вся жизнь является самораскрытием Бога в ритмическом и самоумножающемся движении. В своём исходном духовном аспекте, это движение является Звуком — сходящей силой Единого в множественность, нисходящим гармоническим рядом.
Является ли это нисхождение бесконечным? Интеллект не может найти ни одной рациональной причины для окончания процесса самоумножения. Гармонический ряд, проистекающий из Единого основного тона, теоретически может продолжаться до бесконечности. Однако бесконечность — это лишь интеллектуальная концепция; не более чем отрицание ограничения. Существование может мыслиться только в терминах целых, а все целые должны иметь метафизические, если не физические, ограничения или границы.
Таким образом, октава символизирует и определяет целостность звука — границы, внутри которых движение как творческий фактор циклически действует. Метафизически, октава является наиболее фундаментальным целым, поскольку она берёт начало в первом акте самоудвоения, из которого проистекают все последующие репликации. Однако движение творческого высвобождения силы Единого не останавливается на числе два. Сила высвобождения, действующая через число два, производит число три, символически — ребёнка. Новые взаимоотношения устанавливаются между материнским принципом и принципом ребёнка. Это отношение так же воспроизводит себя, порождая в музыке последовательность квинт (пропорция 3:2) — новый лимитирующий и циклический фактор.
Геометрические последовательности октав и квинт — взаимодействуют; и наступает момент, когда обе последовательности достигают почти одинаковой вибрационной частоты: двенадцать квинт простираются не намного дальше семи октав — разницу составляет величина пифагорейской запятой. Что это означает, станет ясно, когда мы поймём характер квинтового интервала и опознаем внутренний отклик, который он обычно вызывает в человеческом существе. Однако чтобы сделать это, мы прежде должны в деталях ознакомиться со сферой космической и психической деятельности и сознания, представляемой каждой следующей октавой гармонического ряда. Мы будем обсуждать последовательность абстрактных чисел и пропорций, гармонический ряд как архетипический паттерн, который может быть интерпретирован нумерологически, в восходящем или нисходящем порядке, то есть — как того потребует ход рассуждения.

Первая октава

Первая октава, рассматриваемая в терминах нисходящего гармонического ряда, относится к докосмической сфере бытия. Человеческий ум не может концептуализировать или сформулировать качество этой сферы, и само слово сфера, очевидно, неадекватно для описания, поскольку ещё нет существования пространства. Сказать, что это сфера неизменного бытия, также не вполне корректно, поскольку до поры не существует и время. Человеческий ум может представлять себе это только чистой пустотой, ничто; и всё же, в этой пустоте скрыта потенциальная возможность всего существования. Движение присуще этому, но только в том смысле, в каком желание Бога заключает в себе причину движения. В человеке этому соответствует эмоциональность, неизбежно ведущая к объективному мышечному движению. Первая октава в нисходящей последовательности символизирует чисто субъективные взаимоотношения Единого и другого, то есть Его образа. В терминологии тантрических систем, первая октава символизирует мистическую любовь Шивы и Шакти до того, как возникли какие-либо формы существования. Это сфера желания Бога видеть себя отражённым в разнообразии потенциально творческих и индивидуализированных центров.
Первая октава восходящего гармонического ряда — способность затрагиваться и отражать нисходящий поток воли (эмоции или творческой силы) от материального инструмента, накладывающего на поток конкретную, очерченную и слышимую, реальность — символизирует любовный двуполый сексуальный союз как отражение божественной любви Шивы и Шакти. Желание Бога к самораскрытию становится динамической силой, которую мы называем жизнью. Жизнь действует в и через любовников. Два сексуально комплементарных тела являются лишь инструментами, которые жизнь вводит в резонансную вибрацию, чтобы увековечить одну из своих особых форм (или способов деятельности и сознания), которую мы категоризируем как человек разумный. Современный биолог мог бы, следовательно, сказать, что в сексе и инстинктивной любви (страсть вожделения) тела двух любовников являются лишь пригодными устройствами для сохранения генов [1].
То, что мы называем жизнью, является, следовательно, симметричным отражением процесса, следуя которому, творческое высвобождение энергии из докосмического союза Единого и его образа вводит в вибрацию физический организм. Прежде сексуальной дифференциации, происходящей в биологической эволюции, жизнь сохранялась через митоз — прямое деление клетки. Когда воспроизводство становится сексуальным, два комплементарных фактора временно соединяются, чтобы произвести третьего. Однако у некоторых биологических видов, женская особь после оплодотворения убивает (и съедает) мужскую. Если мы переведём это на язык музыкального символизма, второй неполный тон (partial — октавный звук от основного тона) один остаётся активным и даёт рождение числу три.
И действительно, существуют примеры, когда этот октавный звук (часто ошибочно считающийся первым обертоном) мы слышим, фактически, вместо основного тона. В любом случае этот октавный звук (число два гармонического ряда) соответствует матери: она управляет домом, а также является источником потомства. Прототип всех детей символизируется числом три в последовательности целых чисел. В древних племенных, и во многих более современных системах семьи и социальной организации, первый сын олицетворяет число три. Однако в космическом устройстве, тройка содержит глубочайший характер и значение.
Число три является результатом действия Единого через образ и дублирование числа два. Число три представляет собой желание экстериоризировать всё, что присуще Одному, порождая первый результат того, что уже не является лишь зеркальным образом. Число три — источник потенциально квазибесконечной последовательности, собственной (иной, но всё же комплементарной) реализации всего, что было скрыто и подразумевалось в Одном. Если число два (метафизически) является проективным отражением Одного, то число три является проекцией любви Одного к этому отражению. Это есть желание экстериоризации Одного, действующее как воля, первая манифестация космического движения.

Вторая октава

Вторая октава начинается с числа два. Если мы говорим о гармоническом ряде как о нисходящем потоке творческой энергии, исходящей от Бога, вторая октава представляет собой сферу манифестации принципов, согласно которым строится космос. В первой октаве, дуальность была скрытой; во второй октаве она явна. Первая октава является ноуменом пространства как поля потенциальной деятельности. Потенциальность присутствует здесь из-за желания Одного по отношению ко второму; но этот второй является зеркальным образом Одного. Один и второй тождественны. Вряд ли мы можем говорить о взаимоотношениях, поскольку тождественность всё же не является соотнёсённостью. Тем не менее, отличие второго от Одного здесь присутствует, подразумевается. Два это Один — в том смысле, что наделён силой быть источником безмерно многообразного потомства. Имя этой силы — Звук, Нада Брахман. Сила имеет двойственную природу, и вторая октава разделяется числом три на два неравных интервала: квинту (отношение 3:2) и кварту (отношение 4:3) [2].
Мы можем сформулировать это другим образом: любовь как субъективное желание унитарно; творческая сила биполярна и действует через взаимодействие двух принципов: расширение и ограничение. Интервал квинты экспансивен; кварта ограничивает, поскольку должна балансировать и нейтрализовывать центробежную силу квинты с тем, чтобы число четыре могло стать точным удвоением числа два. Такой точный процесс удвоения отражает докосмическую, изначальную любовь Одного ко второму — производя геометрическую последовательность октав. Каждый новый октавный звук начинает новый уровень космической манифестации, давая, таким образом, рождение новому ритму деятельности и сознания.
Поскольку центробежная сила квинты репрезентирует волю к самоэкстериоризации, сила сделать потенциальное актуальным, а скрытое явным — является космогоническим, творческим умом. Квинта символизирует электризованность, кварта — магнетизм. Вторая октава, содержащая и квинту, и кварту, является сферой, в которой электромагнетизм является изначальной формой движения. На более низком и человеческом (психологическом) уровне это несомненно присутствует как дуализм ума и чувств.
В китайской философии два принципа, инь и ян, утверждают изначальный дуализм движения в круге Дао; однако, ян и инь равны в той же мере, в какой они друг другу противоположны. В музыке квинта и кварта не являются равными интервалами, несмотря на то, что они также заключены в круговой и циклический паттерн, октаву. Но вспомним: двенадцать квинт немногим более протяжённы, чем семь октав. Таким образом, вселенная творческого ума складывается спиралью, а не кругом; здесь нет ницшеанского вечного возвращения, нет беспрерывного повторения. Даже если октавы гармонического ряда повторяют себя, содержимое октав потенциально расширяется бесконечно — каждая новая октава содержит большее количество обертонов, чем предыдущая. Также расширяется и разветвление — многообразие доподлинной силы, исходящей от основного тона, Одного.
Поскольку интервал кварты символизирует ограничение, он балансирует центробежное, открытое качество квинты. Двенадцать квинт плюс двенадцать кварт покрывают музыкальное пространство двенадцати октав. Однако земным человеческим существам не дана возможность слышать все двенадцать октав звука.
Гармонический ряд, рассматриваемый просто как геометрическая последовательность октав, относится к отражению (уровень за уровнем) того, что означает первая октава — желания Единого стать многим. Геометрические последовательности квинт и кварт символически относятся к развитию сознания многих; а сознание колеблется между двумя полюсами: творческой экспансией и получением удовольствия от бытия. В индийской философии это наслаждение от бытия называется ананда. Это слово обычно переводится — блаженство, однако, в действительности означает возвращение множества к Единому — поскольку Единый может пониматься и переживаться через возвращение от многих сознания единого. Таким образом, возвращающийся единый — не тот самый изначальный Единый, но его отражение в октавном звуке. Именно поэтому тантристы поклоняются материнской силе (числу два, или звуку октавы), считая, что Единый (невидимый Отец) недостижим никаким образом. Квартовый интервал, таким образом, символизирует возвращение к матери. На человеческом уровне, такое возвращение может компенсировать психологическое поражение и невроз или может означать, что негативные аспекты ума — эгоцентрическое честолюбие и гордыня — преодолеваются отказом от эго. В идеале, эго капитулирует перед безличным космическим принципом материнства, но чаще оно уступает персонификации этого принципа, женщине, которая становится символом универсальной материнской власти космической Махашакти (Великая Мать) [3].
Метафизически и метакосмически, в нисходящем гармоническом ряду число три относится только к идее будущей вселенной — то есть к тому, что Е.П. Блаватская в «Тайной доктрине» называет «космической идеацией». Вторая октава имеет дело с двумя великими ноуменами проявленного бытия. Третья октава, между гармониками четыре и восемь, является сферой архетипов, в которых число три оперирует через октавный звук (своё отражение) как число шесть. Каждая гармоника, с частотой большей, чем предыдущая вдвое, вновь утверждает характер и функцию предшествовавшей, но уже на более конкретном уровне бытия. Числа двенадцать и двадцать четыре являются, следовательно, новыми манифестациями творческого воображения и будут символизироваться числом три. Эти манифестации актуализируют потенциальные возможности, символически заложенные в четвёртой и пятой октавах гармонического ряда.


[1] См. Lifetide, Lyall Watson (New York: Simon & Schuster, 1979). (назад к тексту)
[2] Эти термины, квинта и кварта, не вполне удачны и могут вводить в заблуждение. Они так названы просто исходя из того факта, что в знакомой нам восходящей диатонической гамме (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), F, которая заканчивает интервал кварты (от C к F), является четвёртой нотой по счёту. G является пятой, и поэтому интервал C-G называется квинтой. (назад к тексту)
[3] Этот процесс является основанием пути поклонения (бхакти марга на санскрите). Менее известный, более эзотерический путь символизируется прямым отношением между числом Один и числом три. Он предполагает прямую передачу силы Одного — который есть Звук (или творческое движение) – уму, представленному числом три (в нисходящем гармоническом ряду). Однако, этот ум не есть результат взвешивающей, классифицирующей и обобщающей деятельности мозга; это ум, действующий как формирующая сила, через творческое воображение и концентрированную волю (крийяшакти и иччхашакти — на санскрите). Этот процесс может быть назван ракти, от египетского корня «ра», т. е. силы духовного солнца (иногда называемого ра-оракти). Этот путь может быть назван путём аватара, если понимать, что кроме мифологизированных великих аватаров индуистской традиции, которые представляют планетарные или космические функции, существует множество аватаров, наполненных различными видами сообщений, которые они формулируют в словах, деяниях или других формах духо-вдохновлённого творчества. Этот аватарный путь может быть, таким образом, символизирован отношением 3:1. В диатонической музыкальной системе это отношение определяет интервал дуодецима. (назад к тексту)
вверх