Акварун: сайт интегрального человековедения. Астрология, психология, целительство, педагогика, мантика.

Часть третья

Третья октава

Третья октава гармонического ряда содержит четыре уменьшающихся интервала. Каждый из двух интервалов второй октавы теперь разделяется на два меньших. Квинта разделяется на две терции (большую и малую), кварта — на два интервала, которые могут быть названы уменьшённой терцией и большой секундой (целый тон).
В нисходящем гармоническом ряду третью октаву можно считать сферой архетипов. Это сфера, где основные формы, модели для квазибесконечного многообразия физических воплощений, визуализируются посредством творческого воображения. Она относится к четырём великим волевым замыслам жизни: воля быть определённой сущностью, воля поддерживать свою форму, воля её расширять и воспроизводить. В эволюции человеческого сознания третья октава представляет собой уровень, на котором процессы ума (интервал квинты) и процессы чувственной природы (интервал кварты) приобретают личностную форму.
Седьмая гармоника попадает на третью октаву, а число семь приоритетно выделяется в оккультной философии, в астрологии и геометрии. Однако, семь космических сил, или «лучей», упоминаемых в эзотерических философиях не следует ассоциировать ни с одним из обертонов. Они относятся к семи аспектам исходной унитарной силы Единого. В музыке они представлены семью Основными тонами (в некоторых случаях пятью), которые в своём единстве составляют основание большинства музыкальных культур. В восьмой главе обсуждается вопрос этих основных тонов и их роли в формировании гамм.
В гармоническом ряду, число семь репрезентирует архетипический источник или символ жизненных процессов, включающий иррациональный, или трансцендентный, фактор. Этот фактор становится всё более непрерывным в следующих октавах гармонического ряда, проявляя себя как числа: пятнадцать, тридцать один, шестьдесят три и т. д. В конце любого цикла наступает период перехода, который непременно содержит элемент неопределённости — непреодолимое желание завершения (возвращения к матери) или необъяснимый и иррациональный импульс — переступить собственные пределы и потерять себя в волне процесса перерождения на новом уровне бытия.

Четвёртая октава

Четвёртая октава простирается от восьмой до шестнадцатой гармоники. Восемь является солярным числом. В индийской мифологии солнце, Сурья, передвигается в колеснице, ведомой восьмёркой белых лошадей. Число одиннадцать также имеет солярный характер, поскольку отмеряет цикл солнечных пятен. Этот цикл, согласно эзотерической традиции, является пульсирующим ритмом солнечной энергии, циркулирующей в солнечной системе; астрофизики называют эту распространяющуюся энергию солнечным ветром. В гностическом символизме, тройная восьмёрка (888) является числом Христа, который есть — согласно высказыванию Рудольфа Штейнера (учёного, философа и провидца) — солнечный архангел, даровавший свою духовную субстанцию нашей планете. Четвёртая октава, в таком случае, символически представляет сферу, в которой нисходящие духовные силы примиряются с восходящими биологическими энергиями; с целью полностью исполнить свою сущностную роль.
Одиннадцатый обертон восходящего гармонического ряда, начинающегося с C, — приблизительно F-диез (см. схему 1). В западной тональной системе интервал CF-диез является тритоном (содержит три целых тона).
В Европе, во времена средневековья, тритон называли дьяволом в музыке и считали крайне диссонансным. В сонате Ференца Листа, написанной в 1839 г. и приуроченной к лекции о жизни и творчестве Данте, тритон постоянно звучит в своём нисходящем аспекте, который в нисходящем гармоническом ряду, лучше записывать как C к G-бемоль. Этот интервал, по-видимому, символизировал в уме композитора схождение в ад. Со времён Листа этот интервал стал использоваться чаще, поскольку он очень хорош для выражения сильного драматического чувства.
Последним обертоном четвёртой октавы является пятнадцатая гармоника; пятнадцатая карта Таро репрезентирует дьявола — то, что оккультисты называют слепцом, символом скрытой тайны. Сатана является анаграммой Санат Кумара, который, в эзотерической философии Индии, подобно Прометею, отдаёт человечеству огонь самосознания и независимой индивидуальной самости. Этот дар (число 15) ведёт в восходящем гармоническом ряду в сферу пятой октавы.

Пятая, шестая и седьмая октавы

Число пять (и пятиконечная звезда) является символом индивидуализированного человека. Пятая октава начинается с числа шестнадцать, которое является двойкой в четвёртой степени (24 или 2 X 2 X 2 X 2). С точки зрения нисхождения духоизлучающей энергии в поле материальности, этот уровень отмечает полное погружение (incorporation) материнских сил, числа два. Это уровень духа, вовлечённого в материальную организацию существования в плотных (вещественных) телах. С точки зрения восходящей эволюции резонанса материи — т. е. возможности действовать в ответ на влияние образосоздающей способности и воли — пятая октава отмечает первую стадию процесса индивидуализации. Это стадия, на которой формируются культуры-целые; их ментально-эмоциональные поля обеспечивают коллективные модели в качестве постаментов, на которых могут возникать торжественные дворцы индивидуальной энергетики и сознания человека.
Что затем происходит с индивидуумом? И каковым становится качество его или её действий? Эти вопросы символически относятся к числу пятнадцать. Переход от пятнадцати к шестнадцати обуславливает ответ, который приводит либо к божественной матери (вечному женскому существу, ведущему человека к индивидуальному росту), либо к тёмной матери (привязывающей человека к сфере страсти и греха, гордыни и тщеславия).
В первом случае духовно-индивидуальная личность достигает уровня шестой октавы, начинающейся числом тридцать два, двойкой в пятой степени. Эзотерическая философия считает число тридцать два путём к мудрости; настоящая мудрость может быть достигнута только через интуицию. Интуиция это способ сверхчувственного восприятия, духовного «видения». Интеллектуальный ум взвешивает, обсуждает и доказывает то, что явно может иметь место, и он приходит лишь к тем выводам, которые в уме уже содержались в свёрнутом состоянии. А интуиция прямо воспринимает то, что есть. Это многим более-чем-знание — это понимание. Таким образом, понимание символически относится к числу тридцать три (высшая ступень масонства). Понимание часто ведёт к символическому Распятию, которое следует понимать, как освобождение души от памяти её привязанности к материи. Число сорок, как и сорок недель беременности, символизирует приготовление к перерождению.
Отношение 32:31 отмеряет самый маленький интервал в греческой музыке, энгармоническую четверть тона. Седьмая октава начинается числом шестьдесят четыре, и её интервалы уже трудно воспринимать или рассматривать как ступени мелодической последовательности или аккордовой комбинации. В конце седьмой октавы гармоники 127 и 128 едва ли могут быть различимы на слух. Обсуждать дальнейшую дифференциацию резонансной энергии, исходящей из материальной инструментальности, не представляется поэтому возможным.
В этой точке (седьмая степень двойки) октавный звук воспроизводится на частоте, которой уже достигла геометрическая последовательность двенадцати равных квинт, имеющая крошечное продолжение за этой частотой — маленькую запятую. Эта пифагорейская запятая (существуют и другие виды запятых в теории греческой музыки) — совсем маленький интервал, на величину которого двенадцать квинт больше таки, чем семь октав — составляет менее одной восьмой целого тона. Если последовательность октав и квинт начинается с числа два, частота завершения октавной последовательности ровна 256,00 (два в восьмой степени), в то время как завершение последовательности квинт — 259,48.

Ум против природы

Взаимоотношения между последовательностями семи октав и двенадцати квинт аналогичны взаимоотношениям природы и ума. Существуют похожие традиционные взаимоотношения между сельским хозяйством (глубокое погружение человека в сезонную деятельность природы) и промышленностью (использованием машин и процессов, идущих под общим управлением стихии огня) [1]. Натуральное интонирование в музыке относится к интервалам гармонического ряда и семи октавам их вибраций. Тоны, производимые голосом и рукотворными музыкальными инструментами, содержат гармоники «по природе». (Гонги, колокола и, например, машины производят негармонические звуки и, для выплавки и формирования их металлических частей, требуют огня).
Последовательность полных квинт — также последовательность природных интервалов (гармоническое отношение 3:2), но кроме исходного тона, тоны последовательности производят обертоны, которые не усиливают друг друга; они не относятся к целым числам (см. схему 3).
Последовательность семи октав является и арифметической и геометрической. Её общая структура геометрическая, поскольку она является последовательностью равных интервалов, однако все её единицы — части более содержательной последовательности, арифметической, для которой прототипом является последовательность целых чисел. Последовательности равных квинт, кварт, терций и т. д. являются только геометрическими; каждая из них, следовательно, представляет собой развитие только одного из аспектов природы — точнее сказать, космоса как целого. Если квинту коррелировать к уму, тогда ум становится всего лишь одним из аспектов природы. Однако, ум это важнейшая и самая основная функция КОСМОСА.
Этот космический сверхинтеллектуальный ум является основанием всех ментальных процессов. Это корень ментальной деятельности, ноумен всех ментальных феноменов. Это ум, всё ещё полностью нераздельный с божественной любовью. В символизме двенадцати учеников Иисуса, он представлен Иоанном Возлюбленным, который репрезентирует чистое ментальное выражение человеческого сознания, развившееся в течение полного цикла эволюции (символизируемого в астрологии эрой Рыб).
Двенадцатая квинта последовательности символизирует Иуду, предателя, поскольку он воплощает волю выхода за пределы природы; двенадцатая квинта выходит за пределы октавного звука, который завершает последовательность семи октав. Это выход всего лишь на величину пифагорейской запятой. Иуда представляет собой то, что немецкий историк Освальд Шпенглер называл «духом Фауста», неугомонной неудовлетворённостью любым природным осуществлением — отсюда, вечный поиск запредельного. Его самоуничтожение через повешение на дереве — а древо принадлежит природе — имеет музыкальный аналог в создании равной темперации, что означает сокращение каждой из двенадцати полных квинт на одну двенадцатую часть запятой, чтобы последняя нота двенадцатикратной последовательности подрезанных квинт точно совпала с вибрацией октавного звука гармонического ряда природы. Сам факт, что каждый из двенадцати апостолов принял долю участия в грехе Иуды — грехе эгоцентрической гордости и духовного честолюбия, — предполагает принцип равного темперирования в действии.
Когда последовательность двенадцати квинт была редуцирована до объёма октавы, образовалась (и сразу была введена) хроматическая гамма. Фортепианная клавиатура, с её белыми и чёрными клавишами, является хроматической гаммой в наиболее фиксированной и темперированной форме. Пианист не может от неё отклониться. Он или она, однако, имеет возможность смешивать резонансы металлических струн (или позволять им взаимопроникать) покрытыми фетром молоточками фортепиано, особым образом (перкуссивно) производя сложные негармонические тоны, напоминающие иногда тоны гонга.
Великие гонги буддийских стран являются вибрирующими символами корня космического существования — для буддистов это ум Будды. Типичный буддийский монумент (ступа) имеет форму колокола — резонатора, готового вибрировать, как канал нисхождения духовной силы, воплощающей высшее милосердие ко всем живым существам. Великие колокола христианских соборов, призывающие людей к богослужению, — акту слияния с божественной любовью — также были и остаются манифестацией этой фундаментальной реальности ума, проникнутого любовью.
Прекрасный бахаистский храм, недалеко от Чикаго, имеет форму огромного, девятигранного колокола, призывающего верующих к рождению новой эры. Это должна быть эра силы; и астрологический символ Водолея (чаще всего) неверно понимается, так как основное его значение это нисхождение космической силы, высвобожденной умом, — если этот ум будет сонастроен уму Будды и христианской любви. Число этой грядущей эры — девять. Число девять — это число три во второй степени. Это второе число в геометрической последовательности целых чисел, основанной не на удвоении, а на утроении, т. е. 1, 3, 9, 27, 81, 243 и т. д. — последовательность интервалов дуодецим (C 1-й октавы, G 2-й октавы, D 3-й октавы, A 4-й октавы — и т. д.) [2].
Интервал от C к G, редуцированный до границ октавы (см. в 8 гл.), является квинтой; интервал от C к D — целый тон. В следующей главе будет обсуждаться вопрос о том, каким образом эти интервалы формируют основание пифагорейской гаммы, и что означает семитоновая (диатоническая) гамма философски и космогонически.


[1] См. Радьяр, «Мы можем начать сначала — вместе» (Garberville, Ca.: Seed Center, 1974). (назад к тексту)
[2] Это может быть символически названо аватарной, прямой последовательностью манифестации Единого. (назад к тексту)
вверх